Графические навыки ребенка в 4 года

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев идут тончайшие нити, которые питают источник творческой мысли.
Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»

Василий Сухомлинский, советский педагог

Умение владеть графическими навыками позволяет ребенку формировать пространственные представления, что важно при формировании преемственных связей между обучением в детском саду и в начальной школе.

Для чего нужны уроки рисования в детском саду

Развитию графических навыков помогают уроки рисования, во время которых у малышей происходит всестороннее развитие. Во время рисования у дошколят координируется работа левого и правого полушарий мозга (формируется конкретно-образное мышление и абстрактно-логическое). Во время рисования малыши учатся следующему:

  • тренировать координацию;
  • выстраивать связь между мышлением и речью;
  • упорядочивать большой объем получаемых знаний;
  • закреплять новую информацию.

Развитие графических навыков у детей будет эффективным, если соблюдаются следующие принципы образовательного процесса:

  • Воспитатель систематически занимается с дошкольниками.
  • На занятиях рисованием используют графические материалы.
  • Дети поэтапно выполняют задания.
  • В комнате для занятий создана благоприятная для обучения и творчества атмосфера.

Особенности графических навыков у дошкольников

Расширение объема знаний о разнообразии форм и расположения предметов в пространстве, их оттенках, качествах и т. д. играет важную роль в умственном развитии детей. Обучение дошкольников графическим знаниям базируется на анализе, синтезе, обобщении, сравнении. На уроках рисования развивается и речь малышей (они проговаривают цвета и оттенки, обогащают словарный запас).

Во время рисования активна как умственная, так и физическая деятельность ребенка (нужно приложить определенные усилия, чтобы рисовать, овладеть отдельными навыками).

Занятия по развитию графических навыков в детских садах также тренируют у малышей выдержку, упорство, внимание.

Исследователи выделяют несколько периодов становления изобразительной деятельности у детей:

  • Доизобразительный (каракули).
  • Изобразительный (бесформенные изображения, художественные схемы).
  • Правдоподобные и реалистичные изображения.

Эффективные способы обучения дошкольников графическим навыкам

Чтобы ребенок мог изобразить предмет, он должен иметь о нем полноценное представление. Педагогу следует обратить внимание детей на те свойства предмета, которые играют важную роль в его дальнейшем изображении (строение, величина, форма, цвет и другие).

В начале рассказа о предмете учитель характеризует объект в целом яркими эпитетами, а затем переводит внимание на детали. Затем вновь стоит рассмотреть предмет в общем, чтобы закрепить полученные знания о нем.

Ребенок будет быстрее и эффективнее приобретать графические навыки, если он уже знаком со способами выполнения задания (умеет владеть карандашом, кистью и т. д.). Именно в детском саду дошкольники учатся правильно держать предметы в руках и владеть ими, приобретая двигательный опыт.

Ведущая роль в процессе формирования образа и нужных навыков принадлежит движениям руки. Поэтому педагоги должны не только сами показывать детям, как двигать руками (плавно или быстро, вести отрывистую линию или непрерывную), но и давать дошкольникам пробовать эти движения.

Во время занятий педагоги должны следить, как дети держат кисть или карандаш, исправлять ошибки. Часто дети, порисовав карандашом и положив его в коробку, вытащить его обратно, взяв сразу правильно, не могут. Из коробки дошкольники захватывают карандаши в кулак или сразу несколько штук, потому что так удобнее. Учитель должен показать в очередной раз, как правильно держать предмет, а если у малыша это не получается с первого раза, то подойти и вложить в руку.

Важно обращать внимание детей, что предметы разных форм технически изображают тоже по-разному, например:

  • овальные предметы рисуют плавно, закругляющими движениями;
  • предметы с углами могут потребовать перемены направления линий и частых отрывов руки от бумаги, чтобы линии и углы получались более ровными;
  • изучать формы предметов следует в сравнении друг с другом.

Дети получают новые знания и тренируют навыки, только подражая взрослым. Поэтому перед педагогами стоит цель — отработать движения, демонстрируемые детям. Дошкольникам в младших детсадовских группах, чтобы отработать навыки, в том числе и графические, требуется множество повторений. Нужное движение дети не могут отработать с первого раза. У детей старшего дошкольного возраста процессы происходят быстрее, благодаря накопленному опыту.

Методики обучения графическим навыкам в детском саду

Для эффективного обучения рисованию и графическим навыкам на занятиях должны соблюдаться следующие условия.

Разнообразие

Занятия рисованием у дошкольников должны быть разными: на каждом из них дети должны учиться чему-то новому (рисовать паутинку, чертить линии, обводить овалы и т. д.).

Разделение процесса и результата

Младших дошкольников увлекает сам процесс, а детей постарше уже интересует и результат. Например, если рисунок получился не очень хорошо, занятие не приносит удовольствия. Наблюдая за взрослыми, дети пытаются добиться отличного результата известными способами, не заботясь о том, чтобы их совершенствовать. Даже если учитель показывает, как делать правильно, дошкольник может не услышать его. Тогда педагог должен сместить акцент с результата на сам процесс выполнения задания.

Любое достижение ребенка нужно отметить, а дошкольника похвалить за выполненное задание.

Последовательность — от простого к сложному

Ребенок должен закрепить навыки сначала на правой руке, затем на левой, после на обеих одновременно. Нельзя перепрыгивать через задания, т. к. поставив перед дошкольником сложную задачу раньше простой, можно вызвать негатив и нежелание заниматься.

Для этого существуют различные упражнения. Так, если у ребенка не получается ровно закрашивать предметы, не выходя за границы рисунка, учитель должен сначала научить его делать это, правильно подобрав иллюстрацию.

Многократность повторений (систематичность)

Для отработки движений и навыков их нужно повторять многократно. Так, чтобы научить держать карандаш, не напрягая руку, полезно проводить упражнения: двигать рукой с карандашом вверх и вниз, из стороны в сторону, отводить указательный палец. Тогда руки расслабятся сами и держать предмет будет удобно.

Читайте также:  Поделки на новый год 2017 с ребенком 4 лет

Контроль качества исполнения упражнений

Педагогам необходимо следить, чтобы дети закрепляли правильные навыки, и оперативно исправлять ошибки, показывая своим примером, что и как нужно делать.

Какими навыками должны владеть дошкольники

Дети разных возрастов в конце каждого года обучения должны уметь следующее:

  • К концу пребывания в младшей группе умеют правильно держать карандаш и кисть.
  • В средней группе дети учатся выполнять сложные задачи: координировать обе руки, развивать гибкость пальцев.
  • В старшей группе дошкольники выполняют точные задания для координации обеих рук.
  • В подготовительной группе дети развивают мышечно-моторные функции рук и связанные с ними функции полушарий головного мозга.

С детьми 3-4 лет целесообразно проводить следующие занятия:

  • игры с пуговицами, бусинами (под присмотром взрослых);
  • занятия с конструкторами, состоящими из крупных деталей (из безопасного материала);
  • занятия лепкой;
  • пальчиковые игры;
  • уроки рисования с простыми элементами для изображения.

В группе, где учатся дети 4-5 лет, занятия усложняют. Поэтому для формирования и усовершенствования графических навыков используют следующие игры и занятия:

  • штриховка, не выходя за границы рисунка;
  • обведение образцов;
  • рисование сложных орнаментов, таких как круги, прямоугольники;
  • раскрашивание более сложных картинок.

На финишной прямой перед школой дети 5-6 лет учатся навыкам, которые пригодятся в первых классах. В этом возрасте дошкольников учат следующим графическим навыкам:

  • ориентироваться в строчках и клеточках;
  • проводить прямые, косые и изогнутые линии;
  • рисовать линии по направлениям — сверху вниз, слева направо и т. д.;
  • соединять противоположные углы клетки;
  • выполнять так называемые графические диктанты (вести линию на строчку выше, потом на две ниже и пр.).

Если малыш посещает детский сад, то родители могут быть спокойны: он получит базовые знания для подготовки к школе. В образовательных программах предусмотрена подготовка к письму и чтению. Если ребенок в детский сад не ходит или родителям кажется, что ему необходимо больше знаний, чем дает педагог в саду, то они должны заниматься с ним самостоятельно, чтобы избежать возможных проблем с письмом в начальной школе. Сделать это несложно: в статье мы рассказали, что графические навыки у дошкольников развивают во время игр, на занятиях рисованием, аппликацией и другими видами творчества.

Оригинальная статья размещена здесь.

Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал.

Источник

Моему ребёнку пять лет он вообще не рисует только каракули делает и плохо разговаривает помогите сто нужно мне делать и куда обратиться
16.12.2018 23:53:07, Лена Мамоян

ничего не рисует, раскрашивает, но и то только недавно начал.
28.07.2011 11:00:01, Аквамаринчик

Ничего не рисует. И не раскрашивает.
27.07.2011 14:36:59, Птичка снежная

Ничего не должен. Никогда не должен.

Я Вам больше скажу. Я всегда была “должна” – именно по рисованию. Мне нельзя было раскрашивать, нельзя было рисовать то, что мне хотелось, а нужно было – по часам, а как же! – рисовать то, что считалось педагогически правильным.

В свои 30+ лет я до сих пор не рисую НИЧЕГО, НИКОГДА и НИ ЗА ЧТО за это не возьмусь. Даже для себя. Всякие там “терапии рисунком”, когда люди рисуют для себя и расслабляются, мне кажутся изощрённой пыткой.

Не приведи господи, НЕ ДАВИТЕ на ребёнка, умоляю. Просто прямо остро мне вспомнилось моё детство…

27.07.2011 13:25:32, Одна такая рыжая

ой, я не собиралась на него давить, ни в коем разе! Даже если бы все написали что это нонсенс – в 4 года не уметь рисовать)
Просто сколько себя помню, да и сестру свою младшуюю – рисовали всегда и везде.
Во взрослом состоянии никто из нас этим творчеством не занимается, даже в виде хобби.
И поэтому показалось странным, что мой ребенок не рисует ничего внятного.

Таким “ужасом” как для Вас оказалось рисование- для меня стали лыжи)) Близко не подойду. Спасибо школе!))

27.07.2011 14:22:59, k140180

А Янкины рисунки в 4 с половиной года – вот:
27.07.2011 13:28:12, Одна такая рыжая

оч. хорошие рисунки, у нас попроще.)
28.07.2011 17:18:45, Сивилла

тоже отлично рисует – с фантазией)
особенно летающие коровы порадовали)
27.07.2011 14:16:39, k140180

Лица, цветы, солнышки, круглые квадраты. Но она не разрешает ей показывать-подсказывать-советовать.
27.07.2011 12:30:12, ЖЕсть

Мари рисует смешных животных: может лошадь может корова на 2-3 страницы сразу.Раскрашивать не любит- все черным или зелено-малиновым замазывает и все.
27.07.2011 12:26:12, missis.bybnikk

Вчера моя первый раз – вот реально, ВДРУГ, еще неделю назад только каляки-маляки были! – нарисовала домик с окном и дверью и человечков с глазами-ртом-туловищем-конечностями и даже с парашютом )))
Я аж опешила…
Скачок в развитии, однако.
Может, и у вас вот-вот?
27.07.2011 12:07:57, TatianaCh

Я как то писала о том, что по мнению нашей школы (тут она с 3 лет) должен уметь ребенок.
Если о графических навыках именно в 4 года, то:
– держать правильно карандаш
– повторять графический мотив
– раскрашивать, не залезая за края
27.07.2011 11:54:25, Larisa

интересно, спасибо!
А что подразумевает понятие “графический мотив”?)
27.07.2011 12:08:30, k140180

Я так понимаю простенький рисунок: домик, солнышко, волнистая линия, дождик
27.07.2011 13:56:36, Larisa

Смеюсь :)) Внизу ссылка – это как рисовал сын в 4 года.
Дочь не рисует вообще ничего, кроме каляки-маляки (огромный круг – это голова и торчащие из него палки – это всё остальное)
27.07.2011 10:48:50, Birke

у Вашего сына явно прирожденный талант к рисованию)
27.07.2011 11:03:06, k140180

+1 очень талантливые работы!
28.07.2011 17:19:36, Сивилла

И прирождённое отсутствие интереса к машинам :))
27.07.2011 11:07:54, Birke

м-да, интерес к машинам убивает все напрочь(
Мой ребенок порой шокирует посторонних людей своими познаниями марок и моделей автомобилей. Кроме развития внимания и памяти ничего в этом хорошего не вижу.
Даже условие ему поставила, что мама читает ему что угодно, хоть Роман-газету)), но только не про машины.
27.07.2011 11:26:43, k140180

🙂 да ладно, зато с профориентацией проблем не будет. Это же отлично, что у ребенка есть интерес к машинам! Этож какой стимул к изучению физики и математики! 🙂
27.07.2011 11:59:09, химчанка

ага,) только он говорит, что будет работать в Автосалоне))
27.07.2011 12:03:39, k140180

это же прекрасно! 🙂
27.07.2011 12:05:20, химчанка

))
да уж лучше, чем гаишником ( это он тоже нам обещал)
27.07.2011 12:10:29, k140180

гаишником – это тоже прЭкрасно. Главное – что деть чего-то хочет, причем хочет чего-то реального, а не быть балериной 🙂 Короче, мамаша, не грейте голову, а? Все у вас хорошо 🙂
27.07.2011 12:13:04, химчанка

Ок. Голова сама греется- на улице +31. Может последствия солнечного удара)))
27.07.2011 14:24:02, k140180

это у вас с непривычки 🙂
27.07.2011 14:34:01, химчанка

глянула Вашу страницу- Вам виднее))
27.07.2011 14:42:09, k140180

Наша рисует, с ними в садике занимаются, на развивайке, старшая сестра. Рисует все что видит, даже меня, если напрошусь в качестве модели. Когда сравниваю с рисунками других детей ее возраста, то вижу, что у моей лучше получается, может это наследственное, у нас все хорошо пишут и рисуют
27.07.2011 08:09:58, Smuglik

ребенок в 4 года никому ничего не должен. Мои в 4 года не рисовали оба. Страшего после 5 резко пробило на рисовать и рисует с каждым днем все лучше и лучше. Также его пробло на всякие поделки, теперь мы конструируем всякие фантастические механизмы из всего, что попадается под руку. Младший как не интересовался этим занятием, так и не интересуется. Как интересовали его только машины и журналы с машинами – так и ничего не меняется. А они, на секундочку, двойняшки. Дети – разные.
27.07.2011 06:46:38, химчанка

+ сюда же. До 5 думала, что с моим что-то не так – все кругом рисуют, а мой – только на занятиях в саду. Ничо, подтянулся. Не шедевры, конечно, но ему и не в кого …
27.07.2011 11:12:15, Крохозябр

Вот и у моего интересы как у вашего младшего- журналы с машинами и все.)
27.07.2011 10:51:13, k140180

пусть себе раскрашивает. Полезно и ЕМУ интересно.
27.07.2011 11:12:43, Крохозябр

да, согласна, даже раскрашивать тоже полезно, т.к. с каждой новой раскраской делает это аккуратнее.
27.07.2011 11:28:43, k140180

Вот мой сын раскрасски ненавидит! И не раскрашивает сам, только если на развивалках задавали и делал это яростно и с ненавистью. Его раскрасски, самые ужасные раскрасски из всех в группе.
Тоже думала раскрашивать полезно, нужно, для дальнейшего развития навыка письма и там не знаю еще чего.
Когда на развивалках задали рисовать палочки и крючочки на линеечках, то думала, что все капут! А сын сел и написал 4 строчки. Конечно не идеально, но для первого раза просто супер! И так дальше, как прописи задавали, у него особых проблем не было, а с каждым разом только лучше и лучше.
Вот я задумалась, а нужно ли тогда заставлять раскрашивать, если с прописями проблем нет?! Видимо нет никакой связи между прописями и раскрассками и рисованием. Я не увидела этой связи, на примере сына.
27.07.2011 11:47:38, Lussi01

заставлять раскрашивать, думаю, точно не надо.)
27.07.2011 12:13:57, k140180

нету никакой связи, факт 🙂 мой нерисующий младший тайские бувквы (а они – это убиться веником, я год училась их писать, и то плохо получается) пишет лучше, чем его рисующий брательник. Но! ты же понимаешь, есть же магическая фраза: “развитие мелкой моторики” 😉 :Р
27.07.2011 11:57:17, химчанка

А-а.. О-о, тогда я спокойна, раз связи нет. 🙂
Про “развитие мелкой моторики” только не надо, а! Это для меня как красная тряпка для быка.
Пусть в носу ковыряется, тоже моторику развивает 🙂
27.07.2011 13:54:24, Lussi01

гыгы, я знаю про красную тряпку, посему и написала 😉
27.07.2011 14:34:47, химчанка

(сладким голосом) Фу, прА-Ативная! 🙂
27.07.2011 19:48:24, Lussi01

а вот, кстати, тот, который в носу пальцем ковыряет, тот и говорити лучше 🙂 и рисует он же, ага :Р
28.07.2011 12:04:41, химчанка

у нас до полутора лет у сына вся мелкая моторика была в полном ауте…точнее, еще не было практичеки ))) Списывали на неврологию. Зато болтать начал очень рано, в год – 26 активных слов, в 1,6 года – речь простыми предложениями. А пугали, что моторики нет – ОНР вам светит. Ага, как же…рот не закрывается, в принципе у ребенка. Так что я в связи тоже не верю )))
27.07.2011 12:12:45, Julasik

а у нас наоборот. ВСе отлично с мелкой моторикой, а ОНР присутствует.
27.07.2011 12:14:24, химчанка

вот! вывод – связи нет ))))
27.07.2011 12:58:42, Julasik

стандартные предметы – дом, человека, солнце, дерево – в простейшем исполнении.
27.07.2011 00:43:04, Inception

у нас так же…
но я и не занимаюсь с ним рисованием,точнее очень редко, во-первых, это неинтересно ни мне, ни ему, во-вторых,не считаю это таким важным элементом развития. Точнее, не так, это важно, безусловно, но не настолько, что бы парится, если ребенок это делает не шедеврально ))))
С мелкой моторикой порядок у него.
27.07.2011 09:24:14, Julasik

Читайте также:  Как выбрать кресло для ребенка в машину 4 года

Да я, в принципе, не парюсь)) Просто интересно, только у нас так или нет.
С мелкой моторикой у нас тоже все в порядке.
27.07.2011 11:00:29, k140180

не, не только у вас ))))
Но, как мне кажется, это все-таки способности. Их либо есть, либо нет. Тот у кого есть, будет рисовать и сам, а у кого нет….Конечно, можно научить какой-то технике, азам, но это если есть желание. У моего напрочь оно отсутствует, поэтому и не заставляю.
27.07.2011 11:05:29, Julasik

А Вы его учили, или вместе рисовали, или подсказывали?
Ну вот моей пока три :))), смотрите:

это она совсем сама, одна рисовала, когда никто на нее не смотрел

А вот это она рисовала со мной. Т.е. рисовала она, а подсказывала я :)))

Как видите, я могу сказать, что ребенок умеет рисовать только солнышки, цветы и головоногов, или рисует акварелью натюрморты и живую природу 🙂 Думаю, в этом возрасте большое значение имеет, занимаетесь ли вы прицельно рисованием, и как Вы сами воспринимаете ребенкино творчество.

26.07.2011 23:38:50, УникаЛьнаЯ

Действительно шедевры!
Всё! Сын возвращается от бабушки, займусь с ним рисованием. А то прям стыдно за парня моего стало. Правда он не рисует – комплексует. И его трудно уговорить. Он видит как я иллюстрирую книги и говорит, что он так не сможет! Попытки мои объяснить, что чтобы так рисовать надо хотя бы начать рисовать что-то, а не отказываться – не катят.
Разрешила сыну разрисовать дверь. Выразила полный восторг от его творчества. И тишина. Не рисует.

По вопросу, что должен уметь четырехлетний ребенок? Не отвечу. Могу сказать только одно, чтобы уметь рисовать, надо стараться рисовать чуть ли не каждый день. Не важно что. Так мне сказал очень пожилой мудрый известный художник. И я с ним согласна.

27.07.2011 00:13:02, Lussi01

🙂 не факт что ваш сын захочет развивать рисование. У меня старшая дочь обожала со мной рисовать, сидеть рядом и смотреть. а потом сама рисовала. А младшая наотрез не разрешает, даже черточку нарисовать, ее интересует только личное творчетсво. надеюсь ситуация изменится 🙂
27.07.2011 08:12:56, Smuglik

блин, у Вас шедевры))

Вместе рисовали и просто показывала как надо.
Я просто всегда считала, что уж рисованием в саду – ну, точно занимаются. Поэтому дома буквы-цифры, читать- считать, а творчество – все больше “там”.
Тогда другой вопрос меня мучит: В саду рисуют за детей воспитатели?)

26.07.2011 23:54:21, k140180

Нет, в саду дети рисуют по схеме: “Сейчас нарисовали кружочек, закрасили коричневым. Потом палочку вот так сверху… “и т.д. Мой в саду реальные шедевры рисовал – как впрочем и все дети, воспитательница шикарно рисует. А дома – “палка, палка два струна, я хозяин вся страна”.
27.07.2011 11:15:10, Крохозябр

Надо отметить, что даже с таким подходом в саду очень разные рисунки получаются у детей :)) У кого-то явно точно по инструкции, а какие-то вообще опознать сложно 🙂
27.07.2011 13:24:13, УникаЛьнаЯ

наверное(, у нас домашние рисунки такие, что ничего конкретного из общей массы загогулин и выделить нельзя- ни на что не похоже.
А в саду все рисунки и поделки как на подбор, не хуже других детей.
27.07.2011 11:33:43, k140180

Ничо, со временем путем накопления будет и сам нормально рисовать, раз в саду занятия есть.
27.07.2011 11:34:34, Крохозябр

А ребенка учили рисовать?
26.07.2011 23:27:40, Roccy

Когда был намного младше- пытались рисовать ( солнышко, елочки, травку)
А когда пошел в сад (с 2,5 лет), то тут уж я всецело положилась, в плане рисования, на педагога и похоже зря…
Сама покупала уже только раскраски и рисовала по его просьбе в основном машины.
26.07.2011 23:43:57, k140180

Во многих садах рисовать не учат. Расскажу пример моей подруги. У нее дочь. Гиперактивная. Спортивная. В 3 года рисовала хуже всех в группе детского сада. Пошли на занятия в изо-студию для маленьких детей. Там детей 3-4 человека. Занятие идет 1,5 часа. Ребенок вначале не выдерживал, бегал, укладывался на пол. Мама сидела рядом, педагог рядом. Но в итоге. Девочка через год обогнала в рисовании сверстников. Это при занятих 1 раз в неделю. В 4 года мама повела в ту же изостудию, но 2 раза в неделю. Девочка рисует теперь лучше всех в группе детского сада. Я планирую своего отвести в эту же изостудию, где его банально научат рисовать.
Не верю, что есть неспособные к рисованию дети. Не верю, уж простите. Пример – мой старший сын. При поступлении в школу при тестировании его рисунки соответствовали уровню 3 лет. Не рисовал в детстве никогда, только на уроках пил воду из-под красок. Чем приводил в ужас педагогов детского сада. Мелкая моторика отсутствовала как класс. Крупная моторика – очень слабая. Выгоняли из всех оздоровительно-спортивных групп. Например ребенок не мог в 7 лет поймать мяч.
У нас гуманитарная гимназия. Рисование – обязательно. И в школе педагог моего “неспособного” ребенка научила так рисовать, что в 6 классе он рисовал портреты гуашью. Можете представить?
Поэтому вам нужен только педагог и все проблемы будет решены.
27.07.2011 01:25:50, Roccy

спасибо!
Попробую пока сама заинтересовать рисованием.
27.07.2011 11:22:32, k140180

да, добрые и внимательные педагоги – наше все, согласна.
27.07.2011 08:14:31, Smuglik

Источник