Гормоны регулирующие развитие ребенка

Гормоны регулирующие развитие ребенка thumbnail

Гормоны играют определяющую роль в развитии и функционировании организма. Именно под их контролем проходят метаболические процессы, формируются ткани и системы организма. Даже характер человека определяется гормональным фоном. На какие изменения у детей необходимо обратить внимание, какие гормоны важны и по каким симптомам заподозрить нарушения, расскажет MedAboutMe.

Развитие детей и гормоны

Развитие детей и гормоны

Именно гормоны во многом отвечают за нормальный рост и интеллектуальное развитие детей, а также за смену возрастных периодов. Поэтому нормальное функционирование эндокринной системы крайне важно в детском возрасте. Например, нарушения в выработке гормонов щитовидной железы, вовремя не пролеченные в младенчестве, могут отразиться на интеллектуальных способностях ребенка в дальнейшем. А недостаточная выработка половых гормонов у подростка может привести к проблемам с половым созреванием, которые впоследствии отразятся на репродуктивной функции.

Следует сказать, что именно в детском возрасте, когда организм активно растет, недопустима любая задержка в лечении гормональных нарушений. Связано это с тем, что недостаток или избыток гормона может привести к необратимым нарушениям развития, которые невозможно будет полностью компенсировать во взрослом возрасте.

Гормоны щитовидной железы: симптомы гипотиреоза

Гормоны щитовидной железы: симптомы гипотиреоза

Тироксин (Т4) и трийодтиронин (Т3) — гормоны щитовидной железы, которые влияют на многие аспекты развития. При этом их нехватка может проявляться уже с первых дней жизни — врожденный гипотиреоз диагностируется у 1 ребенка из 4000 новорожденных. Состояние это крайне опасно, поскольку кроме других нарушений приводит к нарушениям опорно-двигательного аппарата и кретинизму. Нехватка гормонов щитовидной железы в этом возрасте определяется по таким симптомам:

  • Опухший язык, шея, может наблюдаться отечность лица и тела.
  • Малая подвижность, вялость.
  • Редкий плач.
  • Сухая кожа, склонная к раздражениям.
  • Запоры, плохой аппетит.
  • Задержка развития (например, к трем месяцам ребенок не держит голову).

В школьном возрасте гипотиреоз может проявляться так:

  • Постоянная усталость.
  • Плохая концентрация внимания.
  • Запоры.
  • Отечность лица.

Кроме этого, гормоны щитовидной железы тесно связаны и с другими. В частности, половыми и гормоном роста. Поэтому при их недостатке может наблюдаться задержка в росте, нарушения веса. При таких симптомах необходимо сдавать комплексные анализы, в частности, проверять и гормон, отвечающий за нормальную работу щитовидной железы — ТТГ.

Половые гормоны: дефицит и избыток

Половые гормоны: дефицит и избыток

Норма половых гормонов в подростковом возрасте — важная составляющая развития ребенка. Причем обращать внимание нужно как на возможную их нехватку, так и избыток. Дело в том, что гиперфункция половых желез может говорить о различных заболеваниях. В частности, это может быть признаком начала опухолевых процессов.

Половые гормоны в подростковом возрасте отвечают за формирование вторичных половых признаков:

  • Фигура по женскому (большие бедра, тонкая талия) и мужскому (широкие плечи, узкие бедра) типу.
  • Оволосение на половых органах. У мальчиков появляются волосы на лице и теле.
  • Рост молочных желез у девочек, рост полового члена у мальчиков.
  • Изменения характера.
  • Начало менструаций у девочек.
  • Огрубение голоса у мальчиков.

Нехватка в выработке половых гормонов может быть заподозрена, если подобные признаки не наблюдаются у подростка 15 лет, переизбыток — если половое созревание начинается в 8-9 лет.

В любом организме вырабатываются как женские, так и мужские гормоны. Для нормального формирования ребенка необходимо, чтобы «своих» было больше. Однако в некоторых случаях наблюдаются гормональные сбои, при которых у девочек повышен тестостерон, а у мальчиков — уровень эстрогенов. Поскольку эти половые гормоны отвечают за развитие организма по мужскому и женскому типу, то и нарушения будут проявляться соответствующе:

  • Вирилизация у девочек — огрубение голоса, волосы на лице, мужской тип телосложения. Нередко подобные нарушения вызваны дисфункцией яичников, возможным развитием опухоли на них.
  • Феминизация мальчиков — тонкий голос, недостаточное развитие половых органов, женоподобная фигура. В том случае если подобные нарушения проявляются на фоне увеличения веса, необходимо проверить и гормоны щитовидной железы.

Гормон роста

Гормон роста

Гормон роста (соматотропин) — ключевая составляющая нормального роста ребенка. Этот гормон отвечает за удлинение костей, поэтому под его действием подростки активно «вытягиваются». Характерно, что у девочек процесс происходит раньше — первые скачки могут наблюдаться уже в 10 лет, а у мальчиков — начиная с 12. При этом мужской организм растет до 17-19 лет, поэтому в результате парни оказываются выше и мощнее. В подростковом возрасте гормон роста, при нормальной его выработке, может удлинять тело на 8-10 см за год.

Безусловно, рост — индивидуальная особенность, которая завит не только от гормонов, но и от наследственности. Однако в том случае если задержка развития явно заметна, необходимо обязательно сдать анализ на соматотропин. Дело в том, что гормон роста активизирует хрящевые зоны трубчатых костей (зоны роста), за счет которых и происходит удлинение. Однако со временем они закрываются. В норме это происходит к 25 годам, но при некоторых индивидуальных особенностях они могут исчезнуть уже к 17-18, реже — к 15 годам. В том случае если зоны закрыты, гормон роста уже не поможет стать выше. Более того, если время упущено, а соматотропин поступает в кровь в повышенном количестве, например, при поздно начатой терапии, это может провоцировать заболевание акромегалию. Кости в таком случае действительно будут расти, но не в длину, а вширь. А это может привести к последствиям различной тяжести, в том числе к инвалидности.

Читайте также:  Упражнения на развитие координации ребенку

Детские болезни, связанные с гормонами

Детские болезни, связанные с гормонами

В раннем возрасте может проявиться сахарный диабет 1-го типа — заболевание, вызванное абсолютной недостаточностью гормона инсулина. По своей тяжести это одна из серьезных детских болезней, которая при несвоевременном лечении может привести к инфаркту, инсульту, смерти в результате комы. Заподозрить наличие диабета можно по таким симптомам:

  • Постоянная жажда.
  • Частое мочеиспускание. Ребенок может начать вставать в туалет по ночам.
  • Потеря или набор веса.
  • Периодическая раздражительность, головокружения.
  • Рвота и боли в животе.

О гормональных нарушениях может говорить задержка психического развития (ЗПР). В том случае, если ребенок плохо усваивает новую информацию, страдает забывчивостью, не может долго концентрироваться на чтении, письме, уроках, это может быть симптомом гипотиреоза. И если не убрать причину, ЗПР может прогрессировать.

Источник

Содержание

Гормоны играют важную роль в правильном взрослении организма. Именно они отвечают за рост тела, психическое развитие, половое созревание. Поэтому эндокринные нарушения в детстве приводят не только к различным заболеваниям, но и задержкам в развитии, которые во взрослом возрасте просто невозможно компенсировать. IllnessNews расскажет, какие симптомы должны насторожить родителей и стать поводом для осмотра у эндокринолога.

Симптомы нехватки гормона роста

Гормон роста (соматотропин) отвечает за рост костей в длину — именно под его действием дети «вытягиваются» буквально за считанные месяцы. Конечно, рост обусловлен не только гормональным влиянием, но и наследственностью. Но все же родителям стоит внимательнее проследить за здоровьем ребенка, если в определенные периоды активного роста не наблюдается.

Основные параметры прибавки:

  • 1-й год жизни — длина тела увеличивается на 25-30 см.
  • 2-й год — до 12 см.
  • 3-й год — приблизительно 6 см.
  • 10-14 лет (для девочек) — около 8-12 см.
  • 12-16 лет (для мальчиков) — 10-14 см.

Активизация гормона роста и половых гормонов в подростковом возрасте называется пубертатным скачком, при котором длина тела может увеличиться на 20%. Такое резкое увеличение длины костей возможно только тогда, когда в них еще есть «зоны роста» — специфическая хрящевая ткань на концах. После того как она костенеет полностью, активизация соматотропина может приводить к разрастанию костей вширь, их деформации, но уже не сможет существенно повлиять на рост ребенка. Поэтому, если длина тела не увеличивается должным образом, нужно как можно быстрее обратиться к эндокринологу.

Риск диабета у детей

Врачи выделяют 2 типа сахарного диабета . Первый (инсулинозависимый, полная нехватка гормона инсулина) чаще всего проявляется именно в детском возрасте, так как связан с патологией работы поджелудочной железы. Второй (инсулинорезистентность — невосприимчивость клеток к гормону), напротив, считается болезнью приобретенной и чаще развивается у взрослых людей, страдающих ожирением и неправильно питающихся. Однако врачи отмечают, что за последние годы диабет 2-го типа существенно помолодел и теперь встречается даже у школьников.

Риски развития болезни:

  • Диабет 1-го типа: 2-5% — если больна мать, 5-6% — если болен отец, 15-20% — если больны оба родителя.
  • Диабет 2-го типа: возникновение инсулинорезистентности после 40 лет у 50%, если болел кто-то из родителей. Причем ключевым фактором становится не столько наследственность, сколько привычки питания и образ жизни.

Поэтому, если в семье есть диабетики, важно уделить максимум внимания здоровому рациону ребенка и его занятиям спортом. Консультация эндокринолога необходима при таких симптомах:

  • Резкая потеря или набор веса.
  • Постоянное чувство жажды.
  • Частое мочеиспускание.
  • Кожный зуд, плохо заживающие ранки.
  • Медленное восстановление после ОРВИ или других инфекционных заболеваний.
  • Перемены в характере: усталость, сонливость или, наоборот, раздражительность.

Гормоны и нарушения работы щитовидной железы

Гормоны щитовидной железы (трийодтиронин Т3 и тироксин Т4) существенно влияют на рост и развитие ребенка. Именно с ними, в частности, связано умственное развитие, они же взаимодействуют с соматотропином и половыми гормонами. По сути, сбои в синтезе Т3 и Т4 отражаются на здоровье ребенка в целом, к тому же именно такие эндокринные нарушения встречаются чаще всего. Так, например, врожденный гипотиреоз (нехватка гормонов) наблюдается у 1 из 4000 новорожденных в РФ. Тиреотоксикоз (гиперфункция щитовидной железы ) чаще диагностируется у подростков.

Такие эндокринные нарушения поначалу могут проявляться общими симптомами ухудшения здоровья. При гипотиреозе для ребенка характерны:

  • Усталость, вялость, сонливость.
  • Проблемы с обучением, плохое усвоение информации, трудности с запоминанием.
  • Набор веса.
  • Замедление роста (тиреотропные гормоны влияют на гормон роста).
  • Ломкость, поредение волос.
  • Отечность (особенно отекает лицо).

При тиреотоксикозе:

  • Раздражительность, плаксивость, часто агрессивность.
  • Увеличение шеи (зоб).
  • Выпученные глаза.
  • Нездоровая худоба, потеря веса при нормальном аппетите.
  • Сухая тонкая кожа.

Признаки нарушения синтеза половых гормонов

Половые гормоны активизируются начиная с 8-10 лет, а уже к 12-14 годам их влияние хорошо заметно по развитию ребенка. При этом у мальчиков половое созревание происходит на несколько лет позже, чем у девочек. Половые гормоны очень важны не только для фертильной функции, но и для правильного развития организма. Их нехватка может сказаться даже на умственных способностях ребенка, часто у детей с такими эндокринными нарушениями наблюдается отставание в развитии. При этом синтез эстрогенов и андрогенов тесно связан с выработкой гормонов щитовидной железы, функционированием гипофиза, надпочечников и других органов эндокринной системы. Поэтому часто такие гормональные сбои являются признаком серьезных заболеваний. Задержка полового развития может быть следствием гипотиреоза, а чрезмерная выработка гормонов — вообще говорить о наличии опухолей.

Читайте также:  Развитие ребенка через движение

Тревожные симптомы, на которые должны обратить внимание родители:

  • Вторичные половые признаки появляются до 8 лет (у девочек) и до 9 лет (у мальчиков).
  • Вторичные половые признаки не проявляются до 14-15 лет. Например, у мальчика не грубеет голос, а у девочки не начинаются менструации.
  • Выраженное отставание в росте от сверстников того же пола.
  • Наблюдается лишь часть вторичных половых признаков. Например, у девочек появляется только лобковое оволосение (может быть симптомом опухоли надпочечников), но не меняется фигура, не увеличиваются молочные железы, не начинаются менструации.

Что делать при тревожных симптомах

Перечисленные симптомы должны стать поводом для полного обследования ребенка у эндокринолога. Врач проводит физикальный осмотр: гормональные сбои отражаются на внешнем виде, поэтому часто уже на этом этапе специалист может заподозрить возможные нарушения. Но для подтверждения диагноза обязательно проводятся лабораторные обследования. Среди стандартных процедур диагностики проводят следующие:

  • Анализы крови на гормоны (половые, гормон ТТГ, отвечающий за синтез Т3 и Т4).
  • Рентгеновский снимок кистей и лучезапястных суставов (проверяется размер зон роста костей). Важное исследование при выборе лечения дефицита гормона роста.
  • УЗИ щитовидной железы.
  • Дополнительные обследования органов эндокринной системы. Проводятся при избыточной выработке гормонов для выявления возможных опухолей.

Источник

Ãîðìîíàëüíàÿ ðåãóëÿöèÿ ðîñòà

Ãèïîòàëàìóñ âûäåëÿåò äâà ïðîòèâîïîëîæíî äåéñòâóþùèõ ãîðìîíà — ðèëèçèíã-ôàêòîð è ñîìàòîñòàòèí, êîòîðûå íàïðàâëÿþòñÿ â àäåíîãèïîôèç è ðåãóëèðóþò âûðàáîòêó è âûäåëåíèå ãîðìîíà ðîñòà. Äî ñèõ ïîð íåèçâåñòíî, ÷òî ñèëüíåå ñòèìóëèðóåò âûáðîñ ãîðìîíà ðîñòà èç ãèïîôèçà — óâåëè÷åíèå êîíöåíòðàöèè ðèëèçèíã-ôàêòîðà èëè óìåíüøåíèå ñîäåðæàíèÿ ñîìàòîñòàòèíà. Ãîðìîí ðîñòà ñåêðåòèðóåòñÿ íå ðàâíîìåðíî, à ýïèçîäè÷åñêè, 3–4 ðàçà â òå÷åíèå äíÿ. Óñèëåíèå ñåêðåöèè ãîðìîíà ðîñòà ïðîèñõîäèò ïîä âëèÿíèåì ãîëîäàíèÿ, òÿæåëîé ìûøå÷íîé ðàáîòû, à òàêæå âî âðåìÿ ãëóáîêîãî ñíà: íåäàðîì, âèäèìî, íàðîäíàÿ òðàäèöèÿ óòâåðæäàåò, ÷òî äåòè ðàñòóò ïî íî÷àì. Ñ âîçðàñòîì ñåêðåöèÿ ãîðìîíà ðîñòà óìåíüøàåòñÿ, íî òåì íå ìåíåå íå ïðåêðàùàåòñÿ â òå÷åíèå âñåé æèçíè. Âåäü ó âçðîñëîãî ÷åëîâåêà ïðîöåññû ðîñòà ïðîäîëæàþòñÿ, òîëüêî îíè óæå íå ïðèâîäÿò ê íàðàñòàíèþ ìàññû è ÷èñëà êëåòîê, à îáåñïå÷èâàþò çàìåíó óñòàðåâøèõ, îòðàáîòàâøèõ êëåòîê íîâûìè.

Âûäåëÿþùèéñÿ ãèïîôèçîì ãîðìîí ðîñòà ïðîèçâîäèò äâà ðàçëè÷íûõ âîçäåéñòâèÿ íà êëåòêè îðãàíèçìà. Ïåðâîå — íåïîñðåäñòâåííîå — äåéñòâèå ñîñòîèò â òîì, ÷òî â êëåòêàõ óñèëèâàåòñÿ ðàñïàä íàêîïëåííûõ ðàíåå çàïàñîâ óãëåâîäîâ è æèðîâ, èõ ìîáèëèçàöèÿ äëÿ íóæä ýíåðãåòè÷åñêîãî è ïëàñòè÷åñêîãî îáìåíà. Âòîðîå — îïîñðåäîâàííîå — äåéñòâèå îñóùåñòâëÿåòñÿ ñ ó÷àñòèåì ïå÷åíè.  åå êëåòêàõ ïîä âîçäåéñòâèåì ãîðìîíà ðîñòà âûðàáàòûâàþòñÿ âåùåñòâà-ïîñðåäíèêè — ñîìàòîìåäèíû, êîòîðûå óæå âîçäåéñòâóþò íà âñå êëåòêè òåëà. Ïîä âëèÿíèåì ñîìàòîìåäèíîâ óñèëèâàåòñÿ ðîñò êîñòåé, ñèíòåç áåëêà è äåëåíèå êëåòîê, ò. å. ïðîèñõîäÿò òå ñàìûå ïðîöåññû, êîòîðûå ïðèíÿòî íàçûâàòü «ðîñòîì». Ïðè ýòîì â ïðîöåññàõ ñèíòåçà áåëêà è êëåòî÷íîãî äåëåíèÿ ïðèíèìàþò ó÷àñòèå ìîëåêóëû æèðíûõ êèñëîò è óãëåâîäîâ, âûñâîáîäèâøèåñÿ áëàãîäàðÿ íåïîñðåäñòâåííîìó äåéñòâèþ ãîðìîíà ðîñòà.

Åñëè âûðàáîòêà ãîðìîíà ðîñòà ñíèæåíà, òî ðåáåíîê íå âûðàñòàåò è ñòàíîâèòñÿ êàðëèêîì. Ïðè ýòîì îí ñîõðàíÿåò íîðìàëüíîå òåëîñëîæåíèå. Ðîñò ìîæåò òàêæå ïðåæäåâðåìåííî ïðåêðàòèòüñÿ èç-çà íàðóøåíèé â ñèíòåçå ñîìàòîìåäèíîâ (ñ÷èòàåòñÿ, ÷òî ýòî âåùåñòâî ïî ãåíåòè÷åñêèì ïðè÷èíàì íå âûðàáàòûâàåòñÿ â ïå÷åíè ïèãìååâ, èìåþùèõ âî âçðîñëîì ñîñòîÿíèè ðîñò 7-10-ëåòíåãî ðåáåíêà). Íàïðîòèâ, ãèïåðñåêðåöèÿ ãîðìîíà ðîñòà ó äåòåé (íàïðèìåð, âñëåäñòâèå ðàçâèòèÿ äîáðîêà÷åñòâåííîé îïóõîëè ãèïîôèçà) ìîæåò ïðèâåñòè ê ãèãàíòèçìó. Åñëè æå ãèïåðñåêðåöèÿ íà÷èíàåòñÿ ïîñëå òîãî, êàê ïîä âîçäåéñòâèåì ïîëîâûõ ãîðìîíîâ óæå çàâåðøàåòñÿ îêîñòåíåíèå õðÿùåâûõ ó÷àñòêîâ êîñòåé, ôîðìèðóåòñÿ àêðîìåãàëèÿ — íåïðîïîðöèîíàëüíî óäëèíÿþòñÿ êîíå÷íîñòè, êèñòè è ñòîïû, íîñ, ïîäáîðîäîê è äðóãèå îêîíå÷íûå ÷àñòè òåëà, à òàêæå ÿçûê è ïèùåâàðèòåëüíûå îðãàíû. Íàðóøåíèå ýíäîêðèííîé ðåãóëÿöèè ó áîëüíûõ àêðîìåãàëèåé íåðåäêî âåäåò ê ðàçëè÷íûì çàáîëåâàíèÿì îáìåíà âåùåñòâ, â òîì ÷èñëå ê ðàçâèòèþ ñàõàðíîãî äèàáåòà. Ñâîåâðåìåííî ïðèìåíåííàÿ ãîðìîíàëüíàÿ òåðàïèÿ èëè õèðóðãè÷åñêîå âìåøàòåëüñòâî ïîçâîëÿþò èçáåæàòü íàèáîëåå îïàñíîãî ðàçâèòèÿ áîëåçíè.

Ãîðìîí ðîñòà íà÷èíàåò ñèíòåçèðîâàòüñÿ â ãèïîôèçå ÷åëîâåêà íà 12-é íåäåëå âíóòðèóòðîáíîé æèçíè, à ïîñëå 30-é íåäåëè åãî êîíöåíòðàöèÿ â êðîâè ïëîäà ñòàíîâèòñÿ â 40 ðàç áîëüøå, ÷åì ó âçðîñëîãî. Ê ìîìåíòó ðîæäåíèÿ êîíöåíòðàöèÿ ãîðìîíà ðîñòà ïàäàåò ïðèìåðíî â 10 ðàç, íî âñå æå îñòàåòñÿ ÷ðåçâû÷àéíî âûñîêîé.  ïåðèîä îò 2 äî 7 ëåò ñîäåðæàíèå ãîðìîíà ðîñòà â êðîâè äåòåé ñîõðàíÿåòñÿ ïðèìåðíî íà ïîñòîÿííîì óðîâíå, êîòîðûé â 2–3 ðàçà ïðåâûøàåò óðîâåíü âçðîñëûõ. Ïîêàçàòåëüíî, ÷òî â ýòîò æå ïåðèîä çàâåðøàþòñÿ íàèáîëåå áóðíûå ðîñòîâûå ïðîöåññû äî íà÷àëà ïóáåðòàòà. Çàòåì íàñòóïàåò ïåðèîä çíà÷èòåëüíîãî óìåíüøåíèÿ óðîâíÿ ãîðìîíà — è ðîñò òîðìîçèòñÿ. Íîâîå ïîâûøåíèå óðîâíÿ ãîðìîíà ðîñòà ó ìàëü÷èêîâ îòìå÷àåòñÿ ïîñëå 13 ëåò, ïðè÷åì åãî ìàêñèìóì îòìå÷àåòñÿ â 15 ëåò, ò. å. êàê ðàç â ìîìåíò íàèáîëåå èíòåíñèâíîãî óâåëè÷åíèÿ ðàçìåðîâ òåëà ó ïîäðîñòêîâ. Ê 20 ãîäàì ñîäåðæàíèå ãîðìîíà ðîñòà â êðîâè óñòàíàâëèâàåòñÿ íà òèïè÷íîì äëÿ âçðîñëûõ óðîâíå.

Читайте также:  Три месяца ребенку развитие комаровский

Ñ íà÷àëîì ïîëîâîãî ñîçðåâàíèÿ â ðåãóëÿöèþ ðîñòîâûõ ïðîöåññîâ àêòèâíî âêëþ÷àþòñÿ ïîëîâûå ãîðìîíû, ñòèìóëèðóþùèå àíàáîëèçì áåëêîâ. Èìåííî ïîä äåéñòâèåì àíäðîãåíîâ ïðîèñõîäèò ñîìàòè÷åñêîå ïðåâðàùåíèå ìàëü÷èêà â ìóæ÷èíó, ïîñêîëüêó ïîä âëèÿíèåì ýòîãî ãîðìîíà óñêîðÿåòñÿ ðîñò êîñòíîé è ìûøå÷íîé òêàíè. Ïîâûøåíèå êîíöåíòðàöèè àíäðîãåíîâ âî âðåìÿ ïîëîâîãî ñîçðåâàíèÿ âûçûâàåò ñêà÷êîîáðàçíîå óâåëè÷åíèå ëèíåéíûõ ðàçìåðîâ òåëà — ïðîèñõîäèò ïóáåðòàòíûé ñêà÷îê ðîñòà. Îäíàêî âñëåä çà ýòèì òî æå ïîâûøåííîå ñîäåðæàíèå àíäðîãåíîâ ïðèâîäèò ê îêîñòåíåíèþ çîí ðîñòà â äëèííûõ êîñòÿõ, â ðåçóëüòàòå ÷åãî èõ äàëüíåéøèé ðîñò ïðåêðàùàåòñÿ.  ñëó÷àå ïðåæäåâðåìåííîãî ïîëîâîãî ñîçðåâàíèÿ ðîñò òåëà â äëèíó ìîæåò íà÷àòüñÿ ÷ðåçìåðíî ðàíî, íî ðàíî è çàêîí÷èòñÿ, è â èòîãå ìàëü÷èê îñòàíåòñÿ «íåäîìåðêîì».

Àíäðîãåíû ñòèìóëèðóþò òàêæå óñèëåííûé ðîñò ìûøö è õðÿùåâûõ ÷àñòåé ãîðòàíè, â ðåçóëüòàòå ÷åãî ó ìàëü÷èêîâ «ëîìàåòñÿ» ãîëîñ, îí ñòàíîâèòñÿ çíà÷èòåëüíî áîëåå íèçêèì. Àíàáîëè÷åñêîå äåéñòâèå àíäðîãåíîâ ðàñïðîñòðàíÿåòñÿ íà âñå ñêåëåòíûå ìûøöû òåëà, áëàãîäàðÿ ÷åìó ìûøöû ó ìóæ÷èí ðàçâèòû ãîðàçäî áîëüøå, ÷åì ó æåíùèí. Æåíñêèå ýñòðîãåíû îáëàäàþò ìåíåå âûðàæåííûì, ÷åì àíäðîãåíû, àíàáîëè÷åñêèì äåéñòâèåì. Ïî ýòîé ïðè÷èíå ó äåâî÷åê â ïóáåðòàòíûé ïåðèîä óâåëè÷åíèå ìûøö è äëèíû òåëà ìåíüøå, à ïóáåðòàòíûé ñêà÷îê ðîñòà ñëàáåå âûðàæåí, ÷åì ó ìàëü÷èêîâ.

Источник

Оглавление темы “Физиология плода. Развитие плода.”:

1. Физиология плода. Развитие плода. Предымплантационное развитие.

2. Имплантация, органогенез и плацентация.

3. Плодный (фетальный) период. Развитие нервной системы у плода.

4. Развитие эндокринной системы плода.

5. Кроветворение. Кроветворение плода. Экстрамедуллярный гемопоэз.

6. Кровообращение плода и новорожденного. Желточный период. Аллантоидное кровоообращение. Плацентарное кровообращение.

7. Сердечная деятельность плода и новорожденного. Сердце плода и новорожденного.

8. Дыхательная система плода и новорожденного.

9. Обмен веществ плода и новорожденного.

10. Выделительная система плода. Иммунная система плода.

11. Система гемостаза плода. Кислотно-основное состояние крови плода.

Развитие эндокринной системы плода.

Становление и развитие эндокринной системы плода необходимо рассматривать в тесном взаимодействии с эндокринной системой материнского организма и плаценты. Лишь в отдельных случаях эндокринная система плода функционирует изолированно от соответствующих систем матери и плаценты. Типичным примером в этом отношении является продукция плодом соматотропного гормона гипофиза.

Продукция соматотропного гормона гипофиза плода автономна, поскольку плацента является барьером для материнского гормона. Начальную продукцию этого гормона у эмбриона можно отметить, начиная с 7—8-й недели внутриутробной жизни. Возрастание концентрации этого гормона в крови плода наблюдается до 20—24 нед беременности, что коррелирует с показателями роста плода. Однако на более поздних стадиях беременности эта тенденция не сохраняется, вследствие чего считают, что рост плода не полностью контролируется продукцией данного гормона.

Развитие эндокринной системы плода.

Продукция гипофизом гонадотропных гормонов происходит в такой последовательности: фолликулостимулирующий гормон (ФСГ) синтезируется гипофизом с 13-й недели онтогенеза, лютеинизирующий (ЛГ) — с 18-й, пролактин (ПЛ) — с 19-й. Окситоцин и вазопрессин начинают синтезироваться задней долей гипофиза с 23-й недели внутриутробной жизни. Наивысшие концентрации окситоцина у плода обнаруживают в конце внутриутробного развития и в родах.

Половые гормоны женских (эстрогены) и мужских (тестостерон) гонад образуются в антенатальном периоде в незначительном количестве. Этим гормонам принадлежит важная роль в процессах дифференцировки наружных и внутренних половых органов.

На 9-й неделе развития у плода можно отметить первые признаки продукции АКТГ. АКТГ стимулирует функцию коркового вещества надпочечников с образованием кортизола и дегидроэпиандростерона. Кортизол плода играет важную роль в синтезе сурфактантной системы, которая способствует созреванию легочной ткани. При недостаточной продукции кор-тизола наблюдается недостаточное созревание легочной ткани плода.

Дегидроэпиандростерон из надпочечников плода поступает в плаценту, где из него синтезируется гормон эстриол. Он является основным эстрогеном плаценты (90 % эстрогенов в крови матери представлены эстриолом). Следовательно, содержание эстриола в крови матери отражает состояние не только плода, но и плаценты (фетоплацентарной системы), что имеет очень важное диагностическое значение.

Продукция тиреотропного гормона (ТТГ) гипофиза начинается приблизительно на 12-й неделе внутриутробной жизни, что сопровождается началом образования тиреоидных гормонов (Т3 и Т4)- ТТГ, как и Т4, матери не переходят через плаценту. Переход Т3 от матери к плоду ограничен. Вследствие этого система ТТГ — щитовидная железа плода функционирует в значительной степени изолированно от соответствующей системы матери. Тиреоидные гормоны плода играют очень важную роль в процессах феталь-ного роста и развития, особенно в оссификации костей скелета и зубов, а также в формировании нервной системы.

Развитие поджелудочной железы у эмбриона человека начинается на 3—4-й неделе онтогенеза. К 17-й неделе отмечается высокая концентрация фетального инсулина. У плода инсулин играет роль гормона роста, в то время как в материнском организме инсулин обеспечивает надлежащий уровень глюкозы как у матери, так и у плода. Инсулин, образующийся в организме матери, не переходит через плаценту к плоду; равным образом инсулин плодового происхождения не переходит в материнский кровоток, что, по-видимому, обусловлено высокой молекулярной массой данного гормона. Поэтому предположение о том, что сахарный диабет у беременных протекает легче, чем у небеременных, в результате компенсации за счет плода, в настоящее время считается необоснованным.

– Также рекомендуем “Кроветворение. Кроветворение плода. Экстрамедуллярный гемопоэз.”

Источник