Голос ребенка в 1 год 5 месяцев

Голос ребенка в 1 год 5 месяцев thumbnail

Каждый ребёнок в раннем возрасте ежедневно контактирует с вирусами и бактериями. Детский иммунитет ещё недостаточно силён, чтобы справляться с инфекцией. Это делает организм малыша уязвимым к различного рода лор-заболеваниям. Насморк, кашель, высокая температура, боль в горле – эти симптомы не понаслышке знакомы каждому родителю. Медицинская статистика приводит следующие цифры: ребёнок дошкольного возраста болеет простудой до восьми-девяти раз в год!

Иногда к выше перечисленным симптомам присоединяется ещё один: ребёнок охрип или осип. Проблема осипшего голоса у малыша не воспринимается родителями как что-то из ряда вон выходящее и рассматривается в рамках простуды. А между тем, состояние, когда охрипло и осипло горло ребёнка, когда садится голос, может говорить не только о простуде, а о серьёзных нарушениях в детском организме.

Что же делать, если осип голос у ребёнка? Лечить самостоятельно или бить тревогу и вызывать врача? От чего может осипнуть и охрипнуть горло у малыша? Как лечить осипшее горло безопасно и эффективно, и чего делать категорически не рекомендуется? «Осипший голос у ребёнка» – тема новой статьи.

Садится голос у ребёнка: физиология.

Ведущую роль в процессе голосообразования играет гортань человека. На ней расположены голосовые связки – скопления мышц, которые при контакте со струёй воздуха, выходящей из лёгких, смыкаются между собой и приходят в движение (колеблются и вибрируют). Вследствие этих колебаний зарождается звук. Если связки не плотно смыкаются и теряют свою подвижность, голос звучит искажённо: мы говорим, что он садится, или что у нас осипло или охрипло горло. Состояние, при котором осипли голосовые связки, чаще всего связано с их отёком.

Лор – заболевания у грудничка и дошкольника – явление очень частое. Связано это с анатомическими особенностями гортани в детском возрасте. Гортань у малышей меньше, чем у взрослого человека. То же самое можно сказать о голосовых связках: связки у младенцев совсем маленькие (не больше восьми миллиметров), у детей школьного возраста – около двадцати миллиметров. Эти особенности строения голосового аппарата приводят к тому, что связки у ребёнка садятся достаточно часто.

Многие родители с осипшими голосовыми связками ассоциируют лишь простуду. Но в реальности причин, почему может осипнуть и охрипнуть горло, гораздо больше. И прежде чем понять, что делать дальше, и как лечить осипшие связки, нужно выяснить, почему всё-таки сел голос у малыша.

Осипло и охрипло горло у ребёнка: причины.

Осиплость (состояние, когда садится голос) в медицине называется дисфонией. Она может появляться параллельно с другими признаками (кашлем, насморком, высокой температурой), а может протекать самостоятельно, когда нет температуры и других симптомов воспаления. Последний вариант требует наибольшего внимания, поскольку осипший голос без температуры может говорить об опасных заболеваниях.

К состоянию, когда у ребёнка может осипнуть и охрипнуть горло и садится голос, приводят следующие причины.

Запишитесь на приём прямо сейчас!

Позвоните нам по телефону +7 (495) 642-45-25

или воспользуйтесь формой обратной связи

Записаться

  • Вирусы. Болезнетворные микроорганизмы проникают в организм малыша через носовую полость, и, если на раннем этапе ничего не делать и не лечиться, вирусы проникают ниже в глотку и гортань, где запускают воспалительный процесс. Воспаление приводит к отёчности голосовых связок, вследствие чего горло ребёнка может осипнуть и охрипнуть, и садится голос. Болезнь протекает с кашлем, насморком, повышенной температурой. К таким заболеваниям относят простуду, грипп, различные формы ОРВИ и др.
  • Инфекционные заболевания типа ларингит, трахеит, фарингит, ангина, дифтерия. При этих заболеваниях не только может осипнуть или охрипнуть горло, но и подняться температура до высоких отметок. Чаще всего такой воспалительный процесс, при котором садится голос и повышается температура тела, вызывает бактериальная инфекция. Эти состояния обязательно нужно лечить под контролем лор-врача. Если ничего не делать и пустить болезнь на самотёк, могут проявиться серьёзные осложнения.

    Так, например, если не лечить ангину и не делать процедуры в лор-клинике, могут появиться проблемы с сердцем, почками и суставами. Особенно опасно состояние «дифтерийный круп», при котором осиплость – один из основных симптомов. Он может привести к смерти от удушья.

  • Аллергия. Аллергическая реакция у ребёнка, при которой садится голос и хрипнет горло, – явление весьма опасное. Если у малыша внезапно осипло или охрипло горло, при этом появились трудности с дыханием, необходимо немедленно вызвать скорую помощь, поскольку может случиться удушье. Чего нельзя делать в этой ситуации, так это паниковать. Нужно успокоить плачущего малыша, ведь плач только усугубляет ситуацию, дать антигистаминный препарат и дождаться приезда врачей. При аллергической реакции возможны также следующие симптомы: насморк, слезотечение, кашель, повышенная температура тела.
  • Посторонний предмет в гортани ребёнка. Малыши отличаются редкой любознательностью и в процессе игры могут легко засунуть в рот и по неосторожности заглотнуть мелкие игрушки или их детали. Самые маленькие детки не могут объяснить, что произошло. Поэтому если малыш охрип или осип, и у него садится голос без повышения температуры и других признаков воспаления, нужно насторожиться. Что делать? Прежде всего показать ребёнка лор-врачу. Осмотр покажет наличие в гортани постороннего предмета.
  • Перенапряжение голосовых связок. В период взросления голосовые связки ребёнка только развиваются, поэтому из-за долгого плача или громкого крика малыш может легко осипнуть или охрипнуть. При этом признаки воспаления вроде температуры и насморка будут отсутствовать.
  • Ожоги гортани. Осипшим голос делает не только горячая еда или жидкость, попавшая в гортань во время приёма пищи, но и паровые ингаляции, которыми любят лечить своих чад некоторые родители при появлении первых признаков простуды (когда болит горло, садится голос, повышается температура).
  • Новообразования гортани. Осипшие связки без температуры и других признаков инфекционных заболеваний могут сигнализировать о наличии в гортани новообразований (папиллом, опухолей и т.п.)
  • Садится голос после сна. Бывает, что малыш просыпается осипшим без температуры и боли в горле, но стоит ему откашляться, как всё проходит. В этом случае связки садятся из-за слишком сухого воздуха в квартире. Что с этим делать? Лечить осиплость не нужно. Покупка увлажнителя воздуха решает проблему осипших связок по утрам.
  • «Ломка» голоса у подростка. У мальчиков в период гормональной перестройки организма тоже могут садиться связки, и может охрипнуть горло без температуры. Ничего делать с этим не нужно. Осипшие связки восстановятся сами собой – это вариант нормы.
  • Осипшее горло с температурой или без – не такой простой симптом, как может показаться на первый взгляд. Он может быть следствием банальной простуды, а может сигнализировать об опасных заболеваниях. Поэтому при появлении осиплости первое, что нужно сделать, – показать ребёнка лор-врачу.

Осиплость горла: диагностика и как лечить?

Чтобы верно поставить диагноз и определить причину осиплости, лор-врач проводит тщательную диагностику маленького пациента. Сначала доктор опрашивает родителей на предмет жалоб и симптомов. Затем он осматривает носоглотку с помощью эндоскопии, прощупывает лимфоузлы, при необходимости проводит ларингоскопию (осмотр гортани). Если проблема кроется не в лор-органах, потребуется консультация врачей смежных специальностей: аллерголога, онколога и т.п. Если причина осиплости инфекционная, нужно будет сдать ряд лабораторных анализов.

Друзья! Своевременное и правильное лечение обеспечит вам скорейшее выздоровление!

Как же лечить осиплость? В зависимости от причины, её вызвавшей. Терапия может включать:

  • антибактериальные или противовирусные препараты (в зависимости от возбудителя воспаления);
  • антигистаминные препараты, снимающие отёчность;
  • жаропонижающие средства при температуре;
  • антисептические спреи;
  • таблетки для рассасывания;
  • растворы для полоскания;
  • средства от кашля;
  • физиотерапевтические процедуры.

Среди таблеток для восстановления голоса обратите внимание на Гомеовокс. Обычные таблетки и пастилки помогают от боли в горле. А вот, если голос сел или охрип, тогда нужен Гомеовокс. Это единственный лекарственный препарат для лечения голоса при всех видах ларингита, в том числе перенапряжении голосовых связок. Составляющие лекарства так подобраны, что оказывают комплексное действие. Назначают обычно детям старше 6-ти лет, так как они уже могут рассасывать таблетки и не будут проглатывать их. Гомеовокс рекомендуется начать принимать с самого начала появления осиплости или хрипоты голоса у детей. В первые дни таблетки нужно рассасывать достаточно часто, по 2 таблетки каждый час (но не более 24 таблеток в сутки), между приемами пищи. Это хорошо, так как лекарство также помогает снимать неприятные ощущения в горле ребенка, такие как сухость, щекотание. Затем, по мере возвращения голоса, переходят на пятикратный прием по 2 таблетки. Гомеовокс хорошо сочетается с другими препаратами, поэтому можно не бояться совмещать его с другими схемами лечения.

Если осиплость вызвана перенапряжением связок, необходим голосовой покой, обильное тёплое питьё и поддержание должного уровня влажности в квартире.

Профилактика.

Чтобы избежать опасных последствий с детским здоровьем, не забывайте прививать малыша согласно календарю прививок, в частности проводить вакцинацию от дифтерии.

Вовремя лечите заболевания дыхательных путей. Обращайтесь к врачу на ранней стадии, когда с болезнью можно справиться быстро и без осложнений.

Закаляйте ребёнка, в том числе применяйте местное закаливание горла: даже мороженое, съеденное маленькими порциями, будет на пользу местному иммунитету. Чаще гуляйте на свежем воздухе, приучайте малыша к спорту и физической активности.

Поддерживайте в помещении оптимальный уровень влажности и температуры.

Избегайте людных мест в период эпидемий. Если же избежать этого не удалось, тщательно мойте руки малышу и промывайте его носовые ходы солевым растворам.

Вроде бы несложные правила, но соблюдая их, не придётся лечить серьёзные заболевания.

Если же вы или члены вашей семьи всё-таки заболели, не занимайтесь самолечением, а лучше приходите в нашу лор-клинику. Мы лечим взрослых и маленьких пациентов от трёх лет.

Чтобы записаться на приём, звоните, пожалуйста, по телефонам: +7 (495) 642-45-25; +7 (926) 384-40-04.

Мы вам обязательно поможем!

Актуальные услуги

Источник

Возраст малыша от нуля до трех лет – это период интенсивного физического, психического и речевого развития. Особое внимание со стороны родителей должно быть уделено формированию речевых навыков ребенка. Даже незначительное упущение в этом возрасте может иметь негативные последствия в дальнейшем общем развитии и быть причиной сложностей при обучении.

Каждый ребенок индивидуален в развитии своих физических и речевых навыков. Тем не менее, есть определенные усредненные нормы формирования речи малыша, которые могут служить ориентиром для родителей.

На втором году жизни ребенок проявляет интенсивную физическую активность. Он уверенно держится на ногах, подбирает, наклоняясь, предметы с пола, умеет ударить ногой мяч, начинает бегать вприпрыжку, совершает первые прыжки. У ребенка формируется указательный жест, который принадлежит к важным показателям психического развития.

Для формирования речи огромное значение имеет развитие моторики, которая включает крупную моторику, тонкую и мелкую моторику руки, артикуляционную и лицевую моторики. Наиболее важным для своевременного формирования речи является мелкая моторика руки. Под этим явлением подразумевают умение совершать разнообразные движения пальчиками и ладонями.

Развитие мелкой моторики начинается с формирования хватательных движений, когда малыш учится брать и удерживать в руках игрушки и другие небольшие предметы. На втором году жизни мелкую моторику формируют при помощи игр. Малыша учат хлопать в ладони, сжимать и разжимать пальчики, играют с ним в потешки, такие как «Идет коза рогатая». В дальнейшем руку тренируют такими активными занятиями как игра с кубиками, собирание пирамидки, нанизывание бусинок, катание машинки, действия с лопаткой, рисование пальчиковыми красками.

В три года ребенок уже может лепить несложные фигурки из пластилина, собирать конструктор, рисовать фломастерами, вырезать из бумаги.

Если от года до полутора лет ребенок проявляет большую физическую активность, то, что называется «всюду лезет», то после полутора лет в его развитии наблюдается формирование личности и характера.

Для психического развития этого возраста характерны:

  • активное манипулирование игрушками и другими предметами;
  • начало освоения сюжетной игры, с подражанием действиям взрослых;
  • восприятие себя как отдельной личности;
  • эмоциональная привязанность к родителям и другим членам семьи;
  • умение различать пол человека;
  • проявление самостоятельности, особенно в одевании, принятии пищи, пользовании горшком;
  • проявление негативизма, что может проявляться в повышенной раздражительности, капризности, непослушании.

Такие волевые качества как стремление к самостоятельности, игнорирование чрезмерных запретов со стороны взрослых также являются показателями психологического развития ребенка, что служит главным показателем личностного роста и готовности к развитию речи.

Задача родителей заключается в активном стимулировании ребенка в процессе формированию речевых навыков.

Нормы речевого развития ребенка от 0 до 3 лет

Формирование речи ребенка начинается с первых минут его жизни. Новорожденный младенец на первом месяце уже положительно реагирует на ласковый голос и речь матери.

Ко второму-третьему месяцу младенец начинает издавать звуки, такие как -аааа, -ооо, -уууу. Это начальный этап формирования лепета.

Лепет, то есть проговаривание отдельных слогов, характерен для малышей в возрасте от трех до девяти месяцев. Это могут быть отдельные звуки и слоги, такие как -ба-ба-ба, -ма-ма, -агу-гу.

Первые слова ребенок начинает произносить в возрасте 9-12 месяцев. Обычно это слова «мама», «баба», «дай», «на» и подобные, состоящие из простых для произношения звуков -а, -б, -у, -о, -б, -м. В речи ребенка появляются звукоподражающие слова, такие как «ав», «му-му», «тик-так».

Первый год жизни ребенка является подготовительным на этапе формирования речи. Второй и третий годы жизни – это ранний этап формирования речи.

Речь ребенка от 12 до 18 месяцев

В этом возрасте малыш овладевает произношением всех гласных и большинства согласных. Главный способ формирования речи в этом возрасте – это имитация и подражание взрослому. Ребенок, как эхо, воспроизводит многие слова, которые слышит от взрослых, а также пытается повторить их по просьбе родителей.

Большинство слов, которые появляются в словарном запасе ребенка – это названия окружающих его предметов. К полутора годам запас расширяется глаголами, например «взял», «поехал», «дал». Количество активных слов, употребляемых в речи, составляет от 7 до 30-40.

Речь ребенка от полутора до двух лет

Полтора года (18 месяцев) – это начало активного формирования речи. В этом возрасте многие дети разговаривают на «своем» языке, имитируя собственные слова. Такой эффект возникает из-за нечеткого произношения отдельных звуков или проглатывания отдельных слогов.

Словарный запас расширяется глаголами, появляются первые оценочные прилагательные «хороший», «плохой». К концу второго года жизни ребенок активно употребляет словосочетания и строит предложения из двух-трех слов, в его речи появляются предлоги. К концу второго года словарь малыша включает 50-200 слов.

В 2 года ребенок осваивает большинство звуков, в том числе и более сложных для произношения, таких как -г, -ш, -ж, -в, -й. Большинство детей еще не могут четко произносить звук -р, многие не выговаривают звук -л.

Таким образом, к двум годам ребенок умеет:

  • выполнять различные просьбы;
  • пользоваться словарным запасом из 50-200 слов;
  • использовать в речи слова в различных падежах;
  • называть предметы (животных, сказочных персонажей) на картинках;
  • произносить свое имя, имена членов семьи;
  • задавать простые вопросы;
  • пользоваться фразовой речью, состоящей из двух-четырех слов;
  • выражать просьбы;
  • употреблять слова «да», «нет», «еще»;
  • согласовывать формы подлежащего и сказуемого в предложении (например, «машина поехала» «папа пришел»).

Если в начале второго года жизни речь ребенка состоит главным образом из имен существительных, к двум годам он уже умеет употреблять почти все части речи – глаголы, прилагательные, наречия, предлоги, междометия и другие. Сложности могут возникать с местоимениями, многие дети еще называют себя в третьем лице.

Речь ребенка на третьем году жизни

На третьем году жизни продолжается расширение словарного запаса. К трем годам он составляет около 1500 слов. На первое место у ребенка выходит умение принимать участие в сюжетно-ролевых играх, предусматривающих перевоплощение и «примерку» на себя ролей мамы, врача, полицейского, героя мультфильма.

Ребенок правильно выговаривает большинство звуков, у него начинают получаться сложные звуки, такие как -р, -л, -ч, -ж. Он строит предложения из четырех-пяти предложений, активно задает вопросы, начинающиеся со слова «почему», обладает способностью обобщать группы предметов (одежда, посуда, животные, цвета).

К трем годам дети могут рассказать о себе простыми словами, высказывать оценочные суждения и даже рассуждать на разные темы. Грамматические ошибки, например при употреблении неправильных падежных форм, встречаются все реже и реже.

Три года – это благоприятный период для чтения и простого пересказа сказок. Ребенок легко запоминает стишки, рифмовки. Их воспроизведение способствует развитию долговременной памяти, улучшает концентрацию внимания, укрепляет артикуляционный аппарат.

Таким образом, на третьем году жизни происходит активное формирование речевых навыков, завершается процесс усвоения звуков, расширяется словарный запас, подходит к завершению ранний этап развития речи как основы для дальнейшего обучения чтению и письму.

Задержка речевого развития

В предыдущих частях статьи шла речь о нормах речевого развития ребенка, но все они служат только примерным ориентиром. Темп развития речи индивидуален и зависит от многих факторов, например, от характера ребенка, условий его проживания, индивидуальных особенностей здоровья.

Отсутствие активной речи при понимании речи взрослых до полутора-двух лет не является серьезным отклонением от нормы. Многие дети постепенно «выговариваются» и к 3-4 годам входят в норму.

Признаки нарушения психо-речевого развития ребенка:

  • отсутствие указательного жеста после полутора лет;
  • неумение показать предметы по просьбе родителей;
  • использование жестов и мимики вместо речи после двух лет;
  • отсутствие слов и простейших фраз после двух лет;
  • скудный словарный запас;
  • механическое воспроизведение готовых фраз, например из мультфильма (эхолалии);
  • невнятная речь, которую невозможно понять, неправильное произношение многих звуков;
  • отсутствие понимания речи взрослых после полутора лет.

Диагноз задержка речевого развития обычно ставят не ранее трех лет. При этом речь может отсутствовать полностью или быть плохо развитой, когда ребенок едва произносит отдельные слова, не умеет сформировать предложение, не понимает несложные рассказы или сказки.

Причинами задержки речи у детей могут быть как медицинские, так и социальные. Во втором случае замедление речи может возникать у детей, воспитывающихся у чрезмерно заботливых родителей, демонстрирующих гиперопеку над своим чадом. Плохо будет разговаривать педагогически запущенный ребенок, на которого мало обращают внимание.

Но чаще задержка речевого развития возникает по медицинским причинам. К ним относятся:

  • патологии внутриутробного развития, сложные роды, перенесенные заболевания на первом году жизни;
  • родовые травмы;
  • неврологические заболевания;
  • врожденные патологии центральной нервной системы;
  • аутизм, синдром Дауна, гидроцефалия, ДЦП;
  • генетические заболевания, вызывающие нарушения в работе головного мозга
  • тяжелые психологические травмы;
  • опухоли головного мозга;
  • нарушения слуха.

Задержка речевого развития неизбежно отражается на взаимодействии ребенка с другими детьми, поскольку ребенок не может полноценно общаться. Таким образом, нарушения речевого развития вызывает различные эмоциональные расстройства. Задержка речи сопровождается повышенной капризностью, повышенной агрессивностью, быстрой утомляемостью, плохим вниманием, неумением концентрироваться, гиперактивностью.

Куда обращаться при задержке речевого развития

В этом случае родители обычно вспоминают о логопеде. Но в возрасте 2-3 лет, когда становится заметной задержка речи, нужна помощь других специалистов, а именно неврологов, дефектологов, психологов, частично психиатров. Ребенку поможет комплексное устранение проблемы.

Если задержка речевого развития вызвана медицинскими факторами, ребенку должно быть назначено лечение заболевания, которое отрицательно сказывается на речи.

Когда нужны занятия с логопедом

В возрасте 2,5-3 лет, когда ставят ранний диагноз, ребенку понадобятся занятия с логопедом-дефектологом. Его деятельность направлена на формирование мелкой моторики руки, обучение правильной артикуляции, развитие памяти, умение составлять предложения.

Большое значение в становлении речи играет логопедический массаж. Он направлен на стимуляцию мимических и жевательных мышц, благодаря чему ребенку становится легче произносить слова.

Занятия с логопедом понадобятся, когда ребенок не имеет проблем с формированием предложений, но неправильно произносит отдельные звуки, чаще всего звуки -р или -ж. Обращение к логопеду нельзя откладывать, чем раньше начать коррекционную работу, тем легче будет устранить речевой дефект.

Коррекционный период будет длительным, поэтому родители должны запастись терпением и выполнять домашние задания в соответствии с рекомендациями логопеда.

Ошибки родителей, тормозящие речевое развитие

Быстрое и правильное развитие речи у детей стимулируют родители. К сожалению, многие из них совершают ошибки, тормозящие речевое развитие малышей. Выделим наиболее распространенные из них.

1. Искажение собственной речи

Когда малыш начинает произносить первые слова, родители обычно испытывают радость и умиление. В порыве нежных чувств они нарочно искажают правильную речь, обращаясь к ребенку. Когда малыш окружен сюсюканием, он лишается возможности слышать и имитировать правильную речь.

2. Игнорирование нечеткой речи ребенка

Многие родители считают, что со временем ребенок «перерастет», поэтому мало обращают внимания на неправильную или нечеткую речь малыша. Конечно, все дети проходят этап нечеткого произношения слов, но если после трех лет, малыш все еще имеет проблемы, его речь понятна только самым близким, ситуация требует немедленной коррекции у специалистов.

3. Слишком быстрая и сложная речь взрослого

При обращении к малышу взрослый должен добиваться четкой речи, с выражениями и грамматическими конструкциями, доступными ребенку. Слишком быстрый разговор также отрицательно сказывается на развитии малыша, когда, пытаясь имитировать родителей, он не может полноценно воспроизвести слова и фразы.

4. Завышенные требования к ребенку

Есть родители, которые близко к сердцу принимают нормы речевого развития и если их малыш не «укладывается», начинают ставить перед ним повышенные требования. Постоянные окрики и упреки ничего, кроме вреда, не принесут. Если вы считаете, что ребенок значительно отстает от нормы, лучше сразу обратиться к специалистам, которые определят тяжесть проблемы.

Как стимулировать речевое развитие ребенка

Нередко современные родители много времени уделяют заработку материальных благ, оставляя ребенка один на один с электронным гаджетом. Только чуткое и внимательное отношение к собственному ребенку будет стимулировать его речевое развитие.

Специалисты разработали рекомендации по созданию условий, способствующих успешному формированию речи.

1. Создание благоприятной речевой среды

Речевую среду создают регулярное чтение книг вместе с ребенком, участие в совместных сюжетных играх, заучивание стишков и рифмовок, проговаривание скороговорок, стимулирование ребенка к обозначению различных предметов и совершаемых действий. Большое значение имеет спокойная доброжелательная атмосфера в семье, когда родители спокойно и весело разговаривают друг с другом.

2. Проговаривание действий на раннем этапе с целью расширения словаря

Занимаясь повседневными делами в доме, совершая прогулки, посещая магазины и другие общественные места, нужно проговаривать (комментировать) совершаемые действия.

Пример проговаривания на прогулке

«Смотри, как солнышко светит. Идем гулять». «Вот дерево, смотри, какие красивые листочки». «Слушай, как поют птички». «Вот собачка пришла. Красивая собачка. Как говорит? Правильно, ав-ав». «Зайдем в магазин, купим хлеб и молоко».

Пример проговаривания во время игры

«Давай построим из кубиков дом». «Возьми красный и синий кубики». «А какие кубики нужны для крыши? Давай возьмем коричневые». «Какой будет дом: большой или маленький?» «Я поставила красный кубик, а ты теперь поставь синий».

Другие рекомендации для ускорения формирования речи ребенка:

  • следите за тем, чтобы речевые задания отвечали возрастным особенностям и возможностям малыша;
  • разговаривайте с ребенком спокойно, четко, внятно и неторопливо;
  • указывая ошибки, нельзя смеяться или насмехаться над ними, исправлять неточности нужно максимально тактично;
  • исключайте сюсюкание;
  • объясняйте ребенку значение неизвестных ему слов;
  • задавайте вопросы, даже если малыш еще не может на них ответить;
  • используйте мимику и жесты;
  • рассказывайте истории;
  • разучивайте с ребенком песенки, пение развивает артикуляционный аппарат;
  • предлагайте ребенку речевые игры: «Выбери правильное слово», «Найди по цвету», «Назови ласково».

Речевое развитие – это сложный и длительный процесс, основа которого закладывается на этапе до трех лет. В дальнейшем у ребенка расширяется словарный запас и усложняются грамматические структуры, развиваются навыки монологической и диалогической речи.

Источник