Глотает первые слоги ребенку 3 года

Драй Елена
Коррекция нарушений слоговой структуры слова. Ребенок «глотает» и не выговаривает слова — как помочь ребенку?
Родителей часто волнует вопрос: «Почему ребенок отстает от сверстников в речевом развитии?». Зачастую только мама может понять, что говорит малыш, когда он не выговаривает слова и переставляет слоги местами. Как же помочь ребенку, который плохо выговаривает слова? Прежде всего надо знать причину таких трудностей.Причина: нарушение ритмического рисунка слов, то есть у ребенка нарушено слуховое восприятие, память, счет без наглядной опоры. Как научить ребенка выговаривать слова?
Чтобы исправить проблему неправильного выговаривания слов,необходимо проводить работу по формированию ритмических навыков: речь с движением, речь в определенном ритме, отхлопывание ритмов, простые логоритмические и танцевальные упражнения. Цель у всех этих заданий одна – развивать чувство ритма, стимулировать восприятие ритмической структуры слова.
Я хочу поделиться своим опытом с родителями. Вот несколько заданий, подобранных по простому принципу — от простого к сложному, которые помогут исправить эту проблему — когда ребенок плохо выговаривает слова:
1. Развитие невербальных конструкций (развитие слухового восприятия). Для этого хорошо подойдут музыкальные инструменты. Если их нет в наличии, можно сделать самим шумящие, звучащие бутылочки, баночки.Материал для изготовления: баночки из-под витаминов или кремов (они должны быть одинаковые). Если их нет, тогда пустые коробочки из-под Киндер-яиц. Наполнитель различный,разнозвучащий: манка, гречка, фасоль, монетки — 5 копеек, горох, мелкие бусинки, бисер и так далее. Дидактическая игра «Отгадай, что звучало?» Взрослый демонстрирует, как звучат коробочки. Далее ребенок отворачивается, а взрослый издает звук какой-либо баночкой. Ребенок должен отгадать, что звучало. Можно потом раскрыть секрет шумящих коробочек, показав содержимое.
2. Дидактическая игра «Тихо-громко». Ребенок должен отгадать, что звучало тихо, а что громко.
3. Дидактическая игра «Барабанщик». Взрослый показывает несложные ритмические рисунки, а ребенок повторяет — стучит по столу. Ритмические рисунки изображаются на бумаге (карточках).Пример: /-/-/ (где / — это хлопок, а – пауза, /-/-/ /-/-/, //-// и т. д.
Если у ребенка получается все легко, можно переходить на словесные (вербальные) инструкции, но только с сохранными звуками (которые не искажены у ребенка). Работа над слоговой структурой слова.
1. Произнесение за взрослым слогов: только гласные (ау-уа-оа и др., открытые слоги (БА-БА-БА;БА-БО-БА;БА-БО-БУ, обратные слоги (АП-АП-АП;ОП- АП-ОП (АМА-АМА-АМА, слоги со стечением согласных (КВА-КВА- КВА (ОВТ-ОВТ-ОВТ, сочетания слогов (АТНА-АТНА-АТНА).
2. Если ребенок без затруднения выполняет задания, можно переходить к следующим играм со словами: Дидактическая игра «Попугай». Ребенок вслед за взрослым повторяет слова: дыня, вода, мыло, вата, кофе, муха, сова, дети, духи, луна, ноги, ива, ваза, ноты, коза, зубы, чудо, сани, лето, зима, лиса, коза, пена, тина. Таня, Катя, Витя, Оля, Саня, Петя, Валя, Вадя, Женя, Коля, Толя, Галя, хожу, ношу, веду, несу, иду, даю, бегу, беру, ною, пою, сею, вею.
3. Дидактическая игра «Поймай мяч». Если ребенок затрудняется, можно в сопровождении с мячом. Взрослый кидает мяч и говорит первый слог, ребенок бросает обратно и говорит тот же слог. Затем взрослый произносит 2-й слог, ребенок повторяет. Далее целое слово и бросает мяч.Например: ДЫ-ДЫ, НЯ-НЯ, ДЫНЯ-ДЫНЯ.
4. Далее ребенокпроизносит вслед за взрослым предложения: Мою руки. Веду Галю. Машу Коле. Несу мыло. Даю маме. Вижу рыбу. Беру вещи. Несу вату. Хочу дыню. Еду к морю. Бегу к маме. Лиса в лесу. Ежи в норе. Часы в доме. Жарю рыбу. Лиса в яме. Нога в луже. Рыба в воде. Щука в реке. Сомы в тазу. Маки в вазе.Составить предложения: Пью кофе, воду, соки. Ем кашу, мясо. Несу рыбу, вещи, ноты. Мою вазу, ноги, руки, полы, раму, лицо. Ношу шубу, боты, бусы. Чищу зубы, полы, шубу, сани. Даю кашу маме, козе, Тане, папе. Даю маме вазу. Несу Кате вещи. Мама Милу в ванне мыла.Чистоговорки: Са-са-са, на носу оса. Ло-ло-ло, еду я в село. Ка-ка-ка, у меня рука. Га-га-га, у меня нога. Ва-ва-ва, на суку сидит сова. Ва-ва-ва, вот вода. Гуси-гуси — Га-Га-Га. У Бобы были бобы.
5. Затем можно поиграть в игры с трехсложными словами из открытых слогов: лопата, собака, кубики, сапоги, кабина, панама, утята, голова, малина, газета, мимоза, ягоды, машина, монета, колесо, молоко, корова, дорога, сорока, хижина, рябина, калина, овощи, погода, работа, береза, ребята, курага, замена, фонари, полено, борода, забота, колено, голова, копыто, радуга, железо, сапоги, телега, пижама, Наташа, Марина, Ирина, Тамара, Катюша, Ванюша, Данила, Валюша, Витюша, Любаша.
6. Дидактическая игра «Что делала Наташа?».Действия: ходила, ругала, бегала, сидела, летала, мазала, читала, лепила, варила, решала, купила, водила, белила, сеяла, копала, купала, носила.
7. Словесные игры на улице.Включают в себя предложения: Машина гудела. Ворона летала. Бараны бодали. Собаку ругали. Полено рубили. Корову доили. Канаву вырыли. Марина бегала. Наташа купила бананы. Я сажаю розы, Я рисую козу /машину, корову, ворону/. Мы носили овощи /бумагу, сапоги/. Я купаю собаку. Я читаю газету. Я катаю колесо. Я кидаю монету.
8. Упражнение «Что из чего?». Дом из соломы. Газета из бумаги. Лопата из железа. Ракета из металла. Ворота из дерева. Сыр из молока. Мяч из резины.
9. «Чей предмет?» Мамина монета. Папина машина. Катина панама. Мишина газета. Васина бумага. Тетина бусина. Валины сапоги.
10. Дидактическая игра «Доскажи словечко». Взрослый произносит слова, а ребенок добавляет слог:КА : мака. ата. соба. соро. ;ДА: пома. побе. пого. шара. ;ДЫ: похо. наря. пара. ;ТА: пала. ребя. каю. защи. рабо. забо. газе. высо. боло. лопа. воро. охо. копы. раке. галле. ;ГА: бума. вата. теле. доро. раду. кура. белу. ;НА: коро. воро. ;ВА :заба. ана. оро. ;МА: пижа. пана. ;ША: копу. кало. поро. афи…
Я надеюсь, что этот материал помог вам, уважаемые родители, и у вас «разыгралась» фантазия! Ведь впереди столько всего интересного и увлекательного! И кто, как не вы, поможет, подскажет, научит!
Источник
Консультация для родителей.
Ребенок «глотает» и не выговаривает слова — как помочь ребенку?
В последние годы все чаще встречаются дети, которые очень плохо разговаривают, у которых так называемая «каша во рту». Хочется рассказать о том, с чего начать родителям в коррекции нарушений слоговой структуры слова и как сделать этот процесс интересным.
Родителей часто волнует вопрос: «Почему ребенок отстает от сверстников в речевом развитии?». Зачастую только мама может понять, что говорит малыш, когда он не выговаривает слова и переставляет слоги местами. Как же помочь ребенку, который плохо выговаривает слова?
Прежде всего надо знать причину таких трудностей. Причина:
нарушение ритмического рисунка слов, то есть у ребенка нарушено слуховое восприятие,
память,
счет без наглядной опоры.
Как научить ребенка выговаривать слова? Чтобы исправить проблему неправильного выговаривания слов, необходимо проводить работу по формированию ритмических навыков:
речь с движением,
речь в определенном ритме, отхлопывание ритмов, простые логоритмические и танцевальные упражнения.
Цель у всех этих заданий одна – развивать чувство ритма, стимулировать восприятие ритмической структуры слова.
Вот несколько заданий, подобранных по простому принципу — от простого к сложному, которые помогут исправить эту проблему — когда ребенок плохо выговаривает слова:
1. Развитие невербальных конструкций (развитие слухового восприятия). Для этого хорошо подойдут музыкальные инструменты. Если их нет в наличии, можно сделать самим шумящие, звучащие бутылочки, баночки. Материал для изготовления: баночки из-под витаминов или кремов (они должны быть одинаковые). Если их нет, тогда пустые коробочки из-под Киндер-яиц. Наполнитель различный, разнозвучащий: манка, гречка, фасоль, монетки — 5 копеек, горох, мелкие бусинки, бисер и так далее.
Дидактическая игра «Отгадай, что звучало?» Взрослый демонстрирует, как звучат коробочки. Далее ребенок отворачивается, а взрослый издает звук какой-либо баночкой. Ребенок должен отгадать, что звучало. Можно потом раскрыть секрет шумящих коробочек, показав содержимое.
Дидактическая игра «Тихо-громко». Ребенок должен отгадать, что звучало тихо, а что громко.
Дидактическая игра «Барабанщик». Взрослый показывает несложные ритмические рисунки, а ребенок повторяет — стучит по столу. Ритмические рисунки изображаются на бумаге (карточках). Пример: /-/-/ (где / — это хлопок, а – пауза), /-/-/ /-/-/, //-// и т. д.
2. Если у ребенка получается все легко, можно переходить на словесные (вербальные) инструкции, но только с сохранными звуками (которые не искаженны у ребенка). Работа над слоговой структурой слова.
Произнесение за взрослым слогов:
только гласные (ау-уа-оа и др.),
открытые слоги (БА-БА-БА;БА-БО-БА;БА-БО-БУ),
обратные слоги (АП-АП-АП;ОП-АП-ОП),(АМА-АМА-АМА),
слоги со стечением согласных (КВА-КВА-КВА),(ОВТ-ОВТ-ОВТ),
сочетания слогов (АТНА-АТНА-АТНА).
Если ребенок без затруднения выполняет задания, можно переходить к следующим играм со словами:
Дидактическая игра «Попугай». Ребенок вслед за взрослым повторяет слова: дыня, вода, мыло, вата, кофе, муха, сова, дети, духи, луна, ноги, ива, ваза, ноты, коза, зубы, чудо, сани, лето, зима, лиса, коза, пена, тина. Таня, Катя, Витя, Оля, Саня, Петя, Валя, Вадя, Женя, Коля, Толя, Галя, хожу, ношу, веду, несу, иду, даю, бегу, беру, ною, пою, сею, вею.
Дидактическая игра «Поймай мяч». Если ребенок затрудняется, можно в сопровождении с мячом. Взрослый кидает мяч и говорит первый слог, ребенок бросает обратно и говорит тот же слог. Затем взрослый произносит 2-й слог, ребенок повторяет. Далее целое слово и бросает мяч. Например: ДЫ-ДЫ, НЯ-НЯ, ДЫНЯ-ДЫНЯ.
Далее ребенок произносит вслед за взрослым предложения: Мою руки. Веду Галю. Машу Коле. Несу мыло. Даю маме. Вижу рыбу. Беру вещи. Несу вату. Хочу дыню. Еду к морю. Бегу к маме. Лиса в лесу. Ежи в норе. Часы в доме. Жарю рыбу. Лиса в яме. Нога в луже. Рыба в воде. Щука в реке. Сомы в тазу. Маки в вазе.
Составить предложения: Пью кофе, воду, соки. Ем кашу, мясо. Несу рыбу, вещи, ноты. Мою вазу, ноги, руки, полы, раму, лицо. Ношу шубу, боты, бусы. Чищу зубы, полы, шубу, сани. Даю кашу маме, козе, Тане, папе. Даю маме вазу. Несу Кате вещи. Мама Милу в ванне мыла.
Чистоговорки:
Са-са-са, на носу оса.
Ло-ло-ло, еду я в село.
Ка-ка-ка, у меня рука.
Га-га-га, у меня нога.
Ва-ва-ва, на суку сидит сова.
Ва-ва-ва, вот вода.
Гуси-гуси — Га-Га-Га.
У Бобы были бобы.
Затем можно поиграть в игры с трехсложными словами из открытых слогов: лопата, собака, кубики, сапоги, кабина, панама, утята, голова, малина, газета, мимоза, ягоды, машина, монета, колесо, молоко, корова, дорога, сорока, хижина, рябина, калина, овощи, погода, работа, береза, ребята, курага, замена, фонари, полено, борода, забота, колено, голова, копыто, радуга, железо, сапоги, телега, пижама Наташа, Марина, Ирина, Тамара, Катюша, Ванюша, Данила, Валюша, Витюша, Любаша.
Дидактическая игра «Что делала Наташа?». Действия: ходила, ругала, бегала, сидела, летала, мазала, читала, лепила, варила, решала, купила, водила, белила, сеяла, копала, купала, носила.
Словесные игры на улице. Включают в себя предложения:
Машина гудела. Ворона летала. Бараны бодали. Собаку ругали. Полено рубили. Корову доили. Канаву вырыли. Марина бегала. Наташа купила бананы. Я сажаю розы, Я рисую козу /машину, корову, ворону/. Мы носили овощи /бумагу, сапоги/. Я купаю собаку. Я читаю газету. Я катаю колесо. Я кидаю монету.
Упражнение «Что из чего?». Дом из соломы. Газета из бумаги. Лопата из железа. Ракета из металла. Ворота из дерева. Сыр из молока. Мяч из резины. комок из снега.
Упражнение «Чей предмет?» Мамина монета. Папина машина. Катина панама. Мишина газета. Васина бумага. Тетина бусина. Валины сапоги.
Дидактическая игра «Доскажи словечко». Взрослый произносит слова, а ребенок добавляет слог: КА : мака.. ата.. соба.. соро..;
ДА: пома.. побе.. пого.. шара..;
ДЫ: похо.. наря.. пара.. ;
ТА: пала.. ребя.. каю.. защи.. рабо.. забо.. газе.. высо.. боло.. лопа.. воро.. охо.. копы.. раке.. галле..; ГА: бума.. вата.. теле.. доро.. раду.. кура.. белу..;
НА: коро.. воро..;
ВА :заба.. ана.. оро..;
МА: пижа.. пана..; ША: копу.. кало.. поро.. афи…
Я надеюсь, что этот материал поможет вам, уважаемые родители, и у вас «разыгралась» фантазия! Ведь впереди столько всего интересного и увлекательного! И кто, как не вы, поможет, подскажет, научит!
Источник: https://*****/rebenok-ne-vyigovarivaet-slova/.html
Источник
Проблема «каши во рту» часто встречается у маленьких детей. Многие малыши, торопясь что-то сказать, произносят только начальные слоги, проглатывают слишком сложные окончания, пропускают их или слишком сокращают, на их взгляд, длинные слова. Сегодня мы поговорим, почему это происходит, стоит ли обращаться к логопеду и как можно избавиться от данного дефекта.
Перерастет или нет?
Нарушение слоговой структуры слова – нормальное явление, когда ребенок только-только овладевает речью, то есть примерно в 2-3 года. Речевые органы еще не привыкли к четкому произношению, поэтому малышам хорошо даются только короткие простые слова, состоящие из одного-двух слогов.
Вполне естественно, что более длинные слова вызывают затруднения. Малыш переставляет местами слоги, произносит только начало слова, недоговаривает окончания. Например, вместо «собака» он говорит «соба», вместо «кошка» — «ко», «капуста» — «капу» и тому подобное.
В 2-2,5 года проглатывание окончаний не является поводом для обращения к логопеду, но не стоит пускать все на самотек. Если родители вовремя начнут заниматься с малышом, то возрастная косность языка исчезнет к 3-4 годам. И здесь важно не перегрузить ребенка интенсивными развивающими занятиями, иначе он замкнется и перестанет говорить вообще.
Если же ребенок старше трех-четырех лет все еще плохо говорит, проглатывая окончания или переставляя слоги, то нужно немедленно показать его логопеду-дефектологу и детскому неврологу, психологу. Нарушение слоговой структуры слова в этом возрасте может сопутствовать общему недоразвитию речи (ОНР), дизартрии, ФФНР и другим нарушениям.
Читайте также: Ребенок говорит окончаниями слов: в чем причина?
Причины нарушения слоговой структуры слова
По мнению специалистов, слоговая структура слова нарушается по разным причинам. Например, многое зависит от факторов, повлиявших на развитие малыша в период беременности, младенчества, индивидуальных особенностей его здоровья:
- наследственные психические и нервные заболевания;
- гиперактивность, повышенная возбудимость;
- поражение структур головного мозга – эпилепсия, инфекции, новообразования;
- тяжелые инфекции, перенесенные в раннем детстве или в период внутриутробного развития;
- наличие мозговой дисфункции;
- болезни ЦНС;
- родовые травмы, кислородное голодание во время родов;
- резус-конфликт матери и ребенка;
- плохо пролеченные черепно-мозговые травмы.
Большое значение имеет то, в каких условиях живет и растет ребенок, какую речь он слышит каждый день. Неблагоприятными факторами являются:
- нервная обстановка в семье;
- сильные стрессы;
- неграмотная или слишком быстрая речь взрослых, проживающих вместе с ребенком;
- отсутствие полноценного речевого общения с родителями.
В большинстве случаев нарушение слоговой структуры слова происходит из-за сочетания нескольких причин. Перед визитом к детским специалистам, подумайте, что именно из приведенного списка, могло сказаться на речевом развитии вашего малыша.
Читайте также: Ребенок перестал говорить после прививки АКДС
С чего начать коррекцию?
Во-первых, нужно показать малыша неврологу, чтобы исключить патологию ЦНС. Кроме того, врач может назначить препараты, улучшающие кровоснабжение головного мозга и активность нервных клеток, что положительно скажется на развитии речи.
Во-вторых, необходимо посетить логопеда. Он послушает речь малыша и точно скажет, что стало причиной проглатывания слогов, нужно ли обратиться к психологу, подберет программу коррекции.
В-третьих, очень много зависит от домашних занятий, ведь большую часть времени с ребенком проводят именно родители. Важно окружить его вниманием и заботой пока идет коррекция речи.
Как вы можете помочь своему ребенку?
Создавайте благоприятную среду для развития речи и поощряйте малыша даже за небольшие достижения, чтобы упражнения доставляли ему только позитивные эмоции. Мы советуем включить в ежедневный распорядок следующие занятия:
- пальчиковые игры;
- артикуляционная гимнастика;
- упражнения для мелкой моторики;
- танцы;
- игры, направленные на развитие чувства ритма;
- игра на музыкальных инструментах – барабане, дудочке, ксилофоне.
Вот несколько игр, которые будут полезны для коррекции слоговой структуры слова и очень понравятся вашему ребенку.
Барабанщик
Покажите малышу несложный ритмический рисунок: похлопайте несколько раз в ладоши, соблюдая определенный ритм, и попросите повторить.
Попугай
Попросите ребенка повторять за вами сначала гласные (АО-ОА-АУ-УА), открытые слоги (БА-БА-БА, БО-БО-БО и т.д.), обратные слоги (АБ-АБ-АБ, ОБ-ОБ-ОБ и т.д.), слоги со стечением согласных (типа КВА-КВА-КВА), сочетания слогов. Выбирайте только те звуки, которые хорошо даются ребенку. Если он выполняет задание без затруднений, то можно давать простые слова из двух слогов типа дядя, дыня, лиса, киса, Маша и пр.
Поймай мячик
Бросайте ребенку мячик и говорите первый слог хорошо ему знакомого слова, он должен его повторить, кидая игрушку обратно. Затем вы говорите второй слог, снова бросая мячик, ребенок повторяет. Потом вы произносите слово целиком. Например, КО-КО, ЗА-ЗА, КОЗА-КОЗА. Эту игру можно усложнить, включив в нее слова из трех открытых слогов, типа кубики, утята, голова, малина, машина, монета, молоко, корова, дорога, Наташа, Марина и т. д.
Что делала Наташа?
Вместо куклы по имени Наташа можно взять любую игрушку. Передавайте с ребенком ее друг другу и перечисляйте по очереди, что она делала сегодня. Например, ходила, бегала, сидела, летала, лепила, варила, купила, водила, купала, носила и др. Одинаковые окончания помогут малышу не путаться и отвечать уверенно.
Что еще можно сделать? Старайтесь разговаривать с ребенком, находясь на уровне его глаз. Учите простые стихи и песенки. Четко, медленно и правильно произносите слова. Провоцируйте говорить громко и внятно, например, самостоятельно купить булочку или лакомство в магазине (для этого нужно обратиться к продавщице).
Благоприятен ли прогноз? В большинстве случаев да, но все зависит от причины, вызвавшей нарушение речи, насколько своевременно была начата коррекция, как точно родители придерживаются рекомендаций специалистов.
Дата публикации: 19.12.2019. Последнее изменение: 13.01.2020.
Источник
ВОПРОС № 1 «Как правильно развивать речь ребенка до трех
лет?
Вряд ли кто из
родителей может забыть первые слова своего ребенка. Ведь их с нетерпением ждут!
В жизни крохи настал важнейший этап, от которого будет зависеть все его
дальнейшее развитие. По мере овладения речью формируется психика ребенка, его
мышление, познавательные процессы, общие и специфические способности. Поэтому
даже незначительные нарушения речи препятствуют нормальному развитию ребенка,
формированию его личностных качеств.
Овладевая речью, малыш какое-то время говорит
неправильно – это закономерное, так называемое физиологическое косноязычие.
Но всему свое время и своя мера.
Речевое развитие условно разделено на
несколько этапов и может служить для родителей памяткой:
От 1.5 до 3 месяцев – «гуление»,когда малыш издает звуки: а-а-а-, гу-у-у,
э-э-э, пФф, буу
От 3 до 6 месяцев – так называемая»свирель»,тянет малыш звуки, как на
свирельке играет, поет их «е-лл-и, агу, алль-ле»
От 6 до 9 месяцев – «лепет», не слова, а именно лепет: ба-ба-ба,
м-ма-ма…
От 9 месяцев до года– первые слова и звукоподражания: мама, папа, дай, деда, ав-ав, муу
От 1года 6месяцев до 1 года 9 месяцев – первые предложения: «Ляля бух!», «Мама,дай»
С 1года 9месяцев до 2 лет – период стремительного развития речи, когда малыш
усваивает 350 слов и более. Идет познание мира через вопросы, обращенные к маме
и папе.
От 2 до 3 лет ребенок практически усваивает грамматический строй
речи. Он склоняет существительные, согласовывает с ними прилагательные, учится
правильно употреблять глаголы, местоимения, наречия и другие части речи. Малыши
начинают осознанно употреблять обобщающие слова, соотносить целое и части,
правильно понимать и употреблять предлоги пространственного значения, знать
простые способы словообразования
В
каких случаях проявлять беспокойство по поводу возможных нарушений речи
ребенка? Если:
·
У ребенка
врожденные пороки развития органов речи: расщелины губы и неба
·
К 1,5 -2 годам у
ребенка не появилось ни одного осмысленного слова
·
Ребенок плохо
понимает вашу речь, когда не видит ваших губ
·
Ребенок не
использует в общении мимику и жесты
·
Ребенок не
понимает вашу речь, не реагирует на свое имя
·
В речи
наблюдаются признаки заикания: паузы, остановки, повторы слов,
нарушения дыхания во время
речи, всхлипывания
·
Ребенок говорит
гнусаво (в 2 года)
ВОПРОС № 2 Что нужно делать, чтобы правильно развивать
речь?
Внимательно следите за ходом
речевого развития своего малыша. Разговаривайте с ним, все ваши действия
сопровождайте речью: используйте приемы-
объяснения ( планирование, начало, окончание действия) и прием взрослый
начинает – ребенок продолжает.
Нужно
говорить не сюсюкая, не искажая слова, не подражая детской речи. Больше учите с
ребенком наизусть. Иллюстрации в детских книгах, соответствующих возрасту
ребенка, – прекрасное пособие для развития речи. Рассматривайте с ним
иллюстрации, говорите о том что (кто?) изображен на них:, пусть малыш отвечает
на вопросы: Где? Кто? Какой? Что делает? Какого цвета? Какой формы. Ставьте
вопросы с предлогами: за, под, над. и др.
Главные составляющие красивой речи: правильность,
четкость, внятность, умеренный темп и громкость, богатство словарного запаса и
интонационная выразительность. Такой и должна быть в первую очередь и ваша
речь!
Умственное развитие неотделимо от речевого, поэтому, занимаясь с
ребенком, нужно одновременно развивать все психические процессы: мышление,
память, внимание, восприятие
Плохо когда ребенок опаздывает с
развитием речи, но и стремительность
речевого развития таит в себе опасность
возникновения невроза.
Сколько гордости вызывает у родителей
ребенок, который в год начинает
говорить развернутыми предложениями, с хорошей дикцией. Он все понимает,
внимательно слушает, ему много читают, рассказывают. И казалось бы все
прекрасно. Но такой малыш почему -то иногда плохо спит, плачет во сне,
становится капризным. Это происходит потому, что еще слабая , неокрепшая
нервная система малыша не справляется с потоком информации. Повышенная
возбудимость, ночные страхи, капризы
свидетельствует о том, что нервная система ребенка утомлена. Значит малышу необходим отдых, свобода от лишних
впечатлений, особенно речевых. Для предупреждения невроза нужно больше гулять с
ребенком, учить общаться со сверстниками и ни в коем случае не перегружать информацией.
Теперь поговорим о совершенствовании
движений. Движения и речь очень связаны, особенно мелкая моторика и речь.
Присмотритесь
к своим детям: как они зашнуровывают и расшнуровывают обувь, как подбирают
мелкие предметы, держат ложку, вилку, умеют ли рисовать, лепить, как работают
ножницами, насколько вообще координированы их движения. Очень часто причины
плохой речи кроются в несовершенстве
моторики. Эта же причина отразится на процессе
письма: ребенку будет трудно научится красиво писать, рисовать, успевать за
темпом работы в классе.
Для детей с несовершенной моторикой
можно проводить специальные упражнения: собирание мелких предметов в коробочку,
нанизывание бус, пуговиц на леску и т.д
Очень важны работы по дому, самообслуживание. Не делайте за ребенка то,
что он может сделать сам.
ВОПРОС № 3 В каком возрасте ребенок должен четко
разговаривать?
Традиционно считается, что овладение
ребенком нормативной фонетикой языка в норме завершается к 5-летнему возрасту.
По другим данным этот возраст составляет – 4 года. Однако следует знать о
некоторых обстоятельствах развития речи ребенка: сохранности и готовности
определенных структур головного мозга к нормальному восприятию и последующему
воспроизведению слышимой речи, речевом окружении ребенка, его интеллекте и
эмоционально-волевой сферы.
Критерии
, по которым можно оценить речь ребенка
таковы:
3-4 года– правильно
должны произноситься звуки с, з, ц.
4-5 лет – ш, ж. ч, щ
5-6 лет – л, й
До 6-7 лет допускается замена самого сложного звука р более простым звуком или отсутствие
его в речи
К возрастным или «физиологическим» нарушениям произношения
относятся отсутствие звуков, замена их более легкими, смешение близких звуков.
Искаженное произношение, проявляясь даже в более раннем возрасте,
обычно настораживает специалистов. Причиной таких искажений может быть, с одной
стороны, недостаточность в инервации речевого аппарата, с другой стороны –
изменения в строении артикуляционного аппарата. Без специальной коррекции такие дефекты
не исчезают.
ВОПРОС № 4 Что делать если ребенок проглатывает первые
слоги у слов?
Это
называется нарушение взаиморасположения и связи слогов в слове, по -другому – нарушение слоговой структуры слов.
Характер
ошибок слогового состава обусловлен состоянием сенсорных (фонематических) или
моторных (артикуляционных) возможностей ребенка
Работа по устранению нарушений слоговой структуры слова предполагает
воздействие на все компоненты речевой системы.
Система работы
рассчитана на длительный срок, поскольку усвоение слоговой структуры слова
является одной из предпосылок для
овладения грамотой и дальнейшего успешного обучения в школе.
Выделяют 14 типов слоговой структуры слова по
возрастающей степени. Необходимо
тщательно и последовательно отрабатывать каждый тип слоговой структуры, так как
классификация составлена по принципу наращивания и усложнения слогов. Более
трудные слова (многосложные) могут быть разбиты на 2-3 более простых и изученных видов слоговой структуры.
Но, не спутайте
нарушение структуры слова с тем , когда
ребенок просто пропускает в слове 1 или 2 звука, которые он вообще не
выговаривает.
Поэтому нужна
консультация с ребенком у специалиста.
ВОПРОС № 5 В каком возрасте необходимо исправлять
ребенку нарушенное произношение?
Если вашему ребенку – 3, 5- 4, 5 лет и речь у него появилась вовремя, но он не
выговаривает отдельные звуки (
при этом его речь понятна), то в этом возрасте отсутствие правильного
произношения не считается речевым дефектом. Ребенок только учится выговаривать
звуки и поэтому произносит их неточно
либо вообще пропускает в речи.
Если
ваш ребенок не выговаривает большое
количество звуков, его речь может быть неразборчивой, то ее нужно тщательно
обследовать, так как за неправильным произношением многих звуков может
скрываться какой-нибудь серьезный речевой дефект.
Если вашему ребенку -4,5 года и более и его речь в целом неразборчива. то
в этом случае необходимо выяснить, в чем заключается его речевая проблема..
За
неразборчивостью могут скрываться тяжелые речевые расстройства.
Как правило, после 5 лет ребенок сам, без специальных занятий,
научиться произносить звуки правильно уже не может.
Рекомендации по развитию речи
ребенка 5 лет.
Главным направлением в
обучении малыша этого возраста является – освоение способов словообразования.
Активный словарь пятилетнего ребенка обогащается словами, которые
обозначают качества предметов(какой) и проводимые с ними действия. (что
делает?) Детей учат соотносить названия
животных с названиями их детенышей , употреблять эти названия в единственном и
множественном числе (у лисицы- лисенок = лисята), а также в Родительном падеже
множественного числа ( много лисят).
Пятилетний ребенок способен понять способы отыменного образования
глаголов (мыло-мылит).Также он способен ориентироваться в подборе антонимов и
синонимов, правильно образовывать формы глаголов в Повелительном наклонении
(беги, а не бежи), согласовывать существительные с прилагательными в роде,
числе, падеже, знать особенности Родительного падежа (много деревьев; нет
куклы).
А также
употреблять предлоги разной сложности (в, на под, над, между, из-под…),
пользоваться сложными предложениями и развивать связную речь (пересказ,
составление описательных рассказов. рассказов по картине, по серии картин и т.
д)
Источник