Гипотезу о том что в процессе развития ребенка

“Расстояние” между уровнем актуального развития ребенка и уровнем его возможного развития называется зоной:

ближайшего развития

А. Валлон выявил закономерности детского развития с помощью сравнительного:

патопсихологического метода

А. Фрейд считала, что отправной точкой исследования скрытых переживаний ребенка является:

его игры

Автором ортогенетической концепции является:

Х. Вернер

Биогенетический закон гласит, что онтогенез живого существа, есть краткое и быстрое повторение:

филогенеза

Биогенетический закон сформулировал:

Э. Геккель

В дошкольном возрасте в центре сознания находится:

память

В качестве заместителя метода свободных ассоциаций при изучении поведения маленьких детей М. Клейн использовала:

игру в куклы

В качестве критерия периодизации психического развития учениками А.Н. Леонтьева была выбрана:

ведущая деятельность

В раннем возрасте в центре сознания находится:

восприятие

В современных теориях возрастного развития решающее значение придается отношениям в системе:

человек – общество

В теории социального научения центральное место отводится:

подражанию

В школьном возрасте в центре сознания находится:

мышление

Ведущей деятельностью для дошкольника является:

сюжетно-ролевая игра

Ведущей деятельностью для младшего школьника является:

учебная деятельность

Ведущей деятельностью для ребенка раннего возраста является:

орудийно-предметная деятельность

Ведущую роль в возрастном развитии играет:

обучение

Возрастная психология изучает законы, закономерности и тенденции развития психики и личности человека:

на протяжении всей жизни

Возрастная психология тесно связана с:

педагогической психологией

Возрастное развитие человека как переход от недифференцированного функционирования к дифференцированному, специализированному и иерархически интегрированному рассматривается в:

ортогенетической концепции

Вопрос о том, что больше определяет психическое и поведенческое развитие человека – созревание организма или влияние внешней среды:

является проблемой

Высшие психические функции возникают первоначально как форма:

коллективного поведения

Генетическая предопределенность стадий, которые в своем личностном развитии обязательно проходит человек от рождения до конца своих дней, называется:

эпигенетическим принципом

Геронтология – это наука о …

старении человека

Гетерохронность психофизиологических изменений является отличительной чертой:

всей жизни человека

Гетерохронность психофизиологического развития человека означает:

неравномерность развития

Гипотезу о том, что в процессе развития ребенка сначала происходит освоение мотивационной стороны деятельности, а затем операционально-технической, высказал:

Д.Б. Эльконин

Деятельность, в которой возникают и дифференцируются другие виды деятельности, перестраиваются основные психические процессы и происходят изменения психологических особенностей личности на данной стадии ее развития, называется:

ведущей деятельностью

Диадический принцип анализа личности предложил:

Р. Сирс

Если у ребенка нет задержек психического развития, но он не в состоянии самостоятельно решить тестовые задачи, то в этом случае говорят о:

педагогической запущенности

З. Фрейд большое значение в жизни взрослой личности придавал:

бессознательным переживаниям детства

За деятельностью ориентации в системе отношений следует деятельность ориентации в способах:

употребления предметов

Индивид начинается с перехода филогении в:

онтогению

Интеллектуальное развитие человека:

связано с развитием личности

Интеллектуальные способности и личностные качества дети демонстрируют тогда, когда их участие в тестировании:

стимулируется

История формирования и развития личности в определенном обществе, современника определенной эпохи и сверстника определенного поколения называется:

жизненный путь

Итогом развития человека на определенной возрастной ступени являются:

новые качества

Каждая сторона в психике ребенка имеет свой оптимальный период развития – это закон …

неравномерности возрастного развития

Когда психический процесс формируется в совместной деятельности ребенка со взрослым, он находится в зоне:

ближайшего развития

Коэффициент интеллектуальности получают на основе сравнения индивидуальных показателей умственного развития ребенка с (о):

средними показателями его возрастной группы

Кризисы возрастного развития свидетельствуют о:

переходе человека от одной возрастной ступени к другой

Л.С. Выготский определил область своего исследования как:

вершинная психология

Личность начинается с процесса:

ранней социализации

Метод близнецов позволяет изучать вопрос соотношения влияния на психическое развитие человека следующих факторов:

наследственности и среды

Метод лонгитюдного (лонгитюдинального) исследования ввел в возрастную психологию:

А. Гезелл

Метод, при котором развитие определенного психического процесса у ребенка осуществляется в лабораторных условиях, называется:

экспериментально-генетическим

Н. Миллер и Д. Доллард были сторонниками теории:

социального научения

Наибольшей индивидуальной изменчивостью в процессе жизни человека обладают:

вербальные функции

Наступление зрелости человека как личности и как субъекта деятельности:

не совпадает

Необходимым внутренним условием становления человека как личности является высокий уровень:

нервно-психического развития

Никакое воздействие взрослого на процесс психического развития ребенка не может быть осуществлено без его (ребенка):

деятельности

Обучение и воспитание, которое осуществляется без сознательно поставленных целей, определенного содержания и продуманных методов, называется:

Читайте также:  Дошкольное воспитание и развитие ребенка

стихийным

Одной из существенных характеристик возрастного развития различных систем организма человека является:

неравномерность их развития

Определение актуального и потенциального уровня развития человека называется:

нормативной диагностикой

Ортогенетическая теория признает идею изначальной:

целесообразности в природе

Основателем Женевской школы генетической психологии является:

Ж. Пиаже

Основоположником теории конвергенции является:

В. Штерн

Отличительными признаками высших психических функций являются:

опосредованность, осознанность, произвольность, системность

Отношения между людьми, сложившиеся в группе, позволяет определить:

социометрический метод

Переход от одной структуры сознания к другой осуществляется благодаря развитию способности к:

обобщению

По Д.Б. Эльконину, система отношений “ребенок – взрослый” превращается в систему отношений:

“ребенок – общественный взрослый”

По мнению А. Валлона, осознание человеком своей личности происходит в:

категориальной фазе

По Х. Вернеру, в умственном развитии человека отчетливость приходит на смену:

диффузности

По Х. Вернеру, ортогенез заключается в возрастании в мышлении человека:

дискретности

Под единицей анализа детского развития Л.С. Выготский понимал:

возраст

Подход, которого придерживался Л.С.Выготский в исследовании проблем возрастной психологии, называется:

историческим

Понятие “возраст” в психологии ассоциируется с:

психологическими особенностями человека

Понятие “коэффициент интеллектуальности” ввел в возрастную психологию:

Л. Термен

Процесс социализации индивида наиболее интенсивно протекает на:

втором-третьем годах жизни

Психика ребенка отличается от психики взрослого:

качественными компонентами

Психическое развитие человека на научном уровне объясняют:

законы и закономерности

Психологи Женевской школы связывают развитие ребенка с развитием:

интеллекта

Развитие способностей у человека зависит от:

задатков и правильно организованного обучения и воспитания

Развитие человека от рождения до юности рассматривал как период формирования зрелой психосоциальной идентичности:

Э. Эриксон

Роль организации ориентировочной деятельности для формирования физических, перцептивных и умственных действий рассматривалась:

П.Я. Гальпериным

С помощью задач, решаемых под руководством взрослого, определяется зона:

ближайшего развития

С точки зрения З. Фрейда, влияния среды и сексуальные влечения:

противоречат друг другу

Сведение Э. Торндайком сложного в поведении человека к простым действиям называется:

механицизм

Ситуационные изменения психологии и поведения:

неустойчивы

Смена типов ведущей деятельности связана с возникновением новых:

мотивов

Согласно концепции рекапитуляции ребенок в своем развитии повторяет развитие:

человеческого рода

Согласно теории А.Валлона, в генезисе психической жизни раньше всего появляются:

эмоции

Согласно теории конвергенции психическое развитие человека обусловливается:

наследственностью и средой

Социальное формирование человека как личности сопровождается его формированием как:

субъекта

Специфика развития человека заключается в том, что оно подчиняется:

общественно-историческим законам

Сравнительно медленные, но основательные количественные и качественные изменения называют:

эволюционными

Сторонник концепции рекапитуляции:

С. Холл

Теорию трех ступеней развития человека предложил:

К. Бюлер

Теория трех ступеней развития человека включает:

инстинкт, дрессуру, интеллект

Уровень научения отождествляется с уровнем развития в:

бихевиоризме

Учение о несводимости высших форм поведения к низшим называется:

витализмом

Факторы, определяющие поступательное психологическое развитие, называют:

движущими силами

Формирующий эксперимент направлен на изучение динамики развития определенной:

психической функции

Х. Вернер выделяет следующие стадии умственного развития человека:

сенсомоторная, перцептивная, умственная

Э. Эриксон выделял в развитии человека:

8 кризисов

Эксперимент в работе с детьми позволяет получить лучшие результаты тогда, когда он организован и проведен в форме:

игры

Источник

1.7. Концепция Д. Б. Эльконина

Д. Б. Эльконин сделал исключительное по своей психологической глубине и прозорливости предположение. Согласно его гипотезе в процессе развития ребенка сначала должно происходить освоение мотивационной стороны деятельности (иначе предметные действия не имеют смысла!), а затем операционально-технической; в развитии можно наблюдать чередование этих видов деятельности. В концепции Д. Б. Эльконина преодолевается один из серьезных недостатков зарубежной психологии, где постоянно возникает проблема расщепления двух миров: мира предметов и мира людей. Д. Б. Эльконин показал, что это расщепление ложно, искусственно. На самом деле человеческое действие двулико: оно содержит собственно человеческий смысл и операциональную сторону. Всякий предмет содержит в себе общественный предмет. В человеческом действии всегда нужно видеть две стороны: с одной стороны, оно ориентировано на общество, с другой – на способ исполнения. Эта микроструктура человеческого действия согласно гипотезе Д. Б. Эльконина отражается и в макроструктуре периодов психического развития.

Д. Б. Элькониным был открыт закон чередования, периодичности разных типов деятельности: за деятельностью одного типа, ориентации в системе отношений следует деятельность другого типа, в которой происходит ориентация в способах употребления предметов. Каждый раз между этими двумя типами ориентации возникают противоречия. Они и становятся причиной развития. Каждая эпоха детского развития построена по одному принципу. Она открывается ориентацией в сфере человеческих отношений. Действие не может дальше развиваться, если оно не вставлено в новую систему отношений ребенка с обществом. Пока интеллект не поднялся до определенного уровня, не может быть новых мотивов.

Читайте также:  Центр развития для ребенка северный район в воронеже

Развивая идеи Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконин предложил рассматривать каждый психологический возраст на основе следующих критериев.

Социальная ситуация развития

Это та система отношений, в которую ребенок вступает в обществе. Это то, как он ориентируется в системе общественных отношений, в какие области общественной жизни он входит.

Основной, или ведущий, тип деятельности ребенка в этот период. При этом необходимо рассматривать не только вид деятельности, но и структуру деятельности в соответствующем возрасте и анализировать, почему именно этот тип деятельности ведущий.

Основные новообразования развития

Важно показать, как новые достижения в развитии перерастают социальную ситуацию и ведут к ее «взрыву» – кризису. Кризисы – переломные точки на кривой детского развития, отделяющие один возраст от другого. Гипотеза Д. Б. Эльконина, учитывая закон периодичности в детском развитии, по-новому объясняет содержание кризисов развития. Так, 3 года и 11 лет – кризисы отношений, вслед за ними возникает ориентация в человеческих отношениях; 1 год, 7 лет – кризисы мировоззрения, которые открывают ориентацию в мире вещей. Гипотеза Д. Б. Эльконина творчески развивает учение Л. С. Выготского, она преодолевает интеллектуализм его учения о системном и смысловом строении сознания. Она объясняет возникновение и развитие у ребенка мотивационно-потребностной сферы личности.

Источник

Возрастная психология. Тест с ответами – 2020 год

“Расстояние” между уровнем актуального развития ребенка и уровнем его возможного развития называется зоной:

ближайшего развития

А. Валлон выявил закономерности детского развития с помощью сравнительного:

патопсихологического метода

А. Фрейд считала, что отправной точкой исследования скрытых переживаний ребенка является:

его игры

Автором ортогенетической концепции является:

Х. Вернер

Биогенетический закон гласит, что онтогенез живого существа, есть краткое и быстрое повторение:

филогенеза

Биогенетический закон сформулировал:

Э. Геккель

В дошкольном возрасте в центре сознания находится:

память

В качестве заместителя метода свободных ассоциаций при изучении поведения маленьких детей М. Клейн использовала:

игру в куклы

В качестве критерия периодизации психического развития учениками А.Н. Леонтьева была выбрана:

ведущая деятельность

В раннем возрасте в центре сознания находится:

восприятие

В современных теориях возрастного развития решающее значение придается отношениям в системе:

человек – общество

В теории социального научения центральное место отводится:

подражанию

В школьном возрасте в центре сознания находится:

мышление

Ведущей деятельностью для дошкольника является:

сюжетно-ролевая игра

Ведущей деятельностью для младшего школьника является:

учебная деятельность

Ведущей деятельностью для ребенка раннего возраста является:

орудийно-предметная деятельность

Ведущую роль в возрастном развитии играет:

обучение

Возрастная психология изучает законы, закономерности и тенденции развития психики и личности человека:

на протяжении всей жизни

Возрастная психология тесно связана с:

педагогической психологией

Возрастное развитие человека как переход от недифференцированного функционирования к дифференцированному, специализированному и иерархически интегрированному рассматривается в:

ортогенетической концепции

Вопрос о том, что больше определяет психическое и поведенческое развитие человека – созревание организма или влияние внешней среды:

является проблемой

Высшие психические функции возникают первоначально как форма:

коллективного поведения

Генетическая предопределенность стадий, которые в своем личностном развитии обязательно проходит человек от рождения до конца своих дней, называется:

эпигенетическим принципом

Геронтология – это наука о …

старении человека

Гетерохронность психофизиологических изменений является отличительной чертой:

всей жизни человека

Гетерохронность психофизиологического развития человека означает:

неравномерность развития

Гипотезу о том, что в процессе развития ребенка сначала происходит освоение мотивационной стороны деятельности, а затем операционально-технической, высказал:

Д.Б. Эльконин

Деятельность, в которой возникают и дифференцируются другие виды деятельности, перестраиваются основные психические процессы и происходят изменения психологических особенностей личности на данной стадии ее развития, называется:

ведущей деятельностью

Диадический принцип анализа личности предложил:

Р. Сирс

Если у ребенка нет задержек психического развития, но он не в состоянии самостоятельно решить тестовые задачи, то в этом случае говорят о:

педагогической запущенности

З. Фрейд большое значение в жизни взрослой личности придавал:

бессознательным переживаниям детства

За деятельностью ориентации в системе отношений следует деятельность ориентации в способах:

употребления предметов

Индивид начинается с перехода филогении в:

онтогению

Читайте также:  Игры на развитие восприятия у ребенка дошкольного возраста

Интеллектуальное развитие человека:

связано с развитием личности

Интеллектуальные способности и личностные качества дети демонстрируют тогда, когда их участие в тестировании:

стимулируется

История формирования и развития личности в определенном обществе, современника определенной эпохи и сверстника определенного поколения называется:

жизненный путь

Итогом развития человека на определенной возрастной ступени являются:

новые качества

Каждая сторона в психике ребенка имеет свой оптимальный период развития – это закон …

неравномерности возрастного развития

Когда психический процесс формируется в совместной деятельности ребенка со взрослым, он находится в зоне:

ближайшего развития

Коэффициент интеллектуальности получают на основе сравнения индивидуальных показателей умственного развития ребенка с (о):

средними показателями его возрастной группы

Кризисы возрастного развития свидетельствуют о:

переходе человека от одной возрастной ступени к другой

Л.С. Выготский определил область своего исследования как:

вершинная психология

Личность начинается с процесса:

ранней социализации

Метод близнецов позволяет изучать вопрос соотношения влияния на психическое развитие человека следующих факторов:

наследственности и среды

Метод лонгитюдного (лонгитюдинального) исследования ввел в возрастную психологию:

А. Гезелл

Метод, при котором развитие определенного психического процесса у ребенка осуществляется в лабораторных условиях, называется:

экспериментально-генетическим

Н. Миллер и Д. Доллард были сторонниками теории:

социального научения

Наибольшей индивидуальной изменчивостью в процессе жизни человека обладают:

вербальные функции

Наступление зрелости человека как личности и как субъекта деятельности:

не совпадает

Необходимым внутренним условием становления человека как личности является высокий уровень:

нервно-психического развития

Никакое воздействие взрослого на процесс психического развития ребенка не может быть осуществлено без его (ребенка):

деятельности

Обучение и воспитание, которое осуществляется без сознательно поставленных целей, определенного содержания и продуманных методов, называется:

стихийным

Одной из существенных характеристик возрастного развития различных систем организма человека является:

неравномерность их развития

Определение актуального и потенциального уровня развития человека называется:

нормативной диагностикой

Ортогенетическая теория признает идею изначальной:

целесообразности в природе

Основателем Женевской школы генетической психологии является:

Ж. Пиаже

Основоположником теории конвергенции является:

В. Штерн

Отличительными признаками высших психических функций являются:

опосредованность, осознанность, произвольность, системность

Отношения между людьми, сложившиеся в группе, позволяет определить:

социометрический метод

Переход от одной структуры сознания к другой осуществляется благодаря развитию способности к:

обобщению

По Д.Б. Эльконину, система отношений “ребенок – взрослый” превращается в систему отношений:

“ребенок – общественный взрослый”

По мнению А. Валлона, осознание человеком своей личности происходит в:

категориальной фазе

По Х. Вернеру, в умственном развитии человека отчетливость приходит на смену:

диффузности

По Х. Вернеру, ортогенез заключается в возрастании в мышлении человека:

дискретности

Под единицей анализа детского развития Л.С. Выготский понимал:

возраст

Подход, которого придерживался Л.С.Выготский в исследовании проблем возрастной психологии, называется:

историческим

Понятие “возраст” в психологии ассоциируется с:

психологическими особенностями человека

Понятие “коэффициент интеллектуальности” ввел в возрастную психологию:

Л. Термен

Процесс социализации индивида наиболее интенсивно протекает на:

втором-третьем годах жизни

Психика ребенка отличается от психики взрослого:

качественными компонентами

Психическое развитие человека на научном уровне объясняют:

законы и закономерности

Психологи Женевской школы связывают развитие ребенка с развитием:

интеллекта

Развитие способностей у человека зависит от:

задатков и правильно организованного обучения и воспитания

Развитие человека от рождения до юности рассматривал как период формирования зрелой психосоциальной идентичности:

Э. Эриксон

Роль организации ориентировочной деятельности для формирования физических, перцептивных и умственных действий рассматривалась:

П.Я. Гальпериным

С помощью задач, решаемых под руководством взрослого, определяется зона:

ближайшего развития

С точки зрения З. Фрейда, влияния среды и сексуальные влечения:

противоречат друг другу

Сведение Э. Торндайком сложного в поведении человека к простым действиям называется:

механицизм

Ситуационные изменения психологии и поведения:

неустойчивы

Смена типов ведущей деятельности связана с возникновением новых:

мотивов

Согласно концепции рекапитуляции ребенок в своем развитии повторяет развитие:

человеческого рода

Согласно теории А.Валлона, в генезисе психической жизни раньше всего появляются:

эмоции

Согласно теории конвергенции психическое развитие человека обусловливается:

наследственностью и средой

Социальное формирование человека как личности сопровождается его формированием как:

субъекта

Специфика развития человека заключается в том, что оно подчиняется:

общественно-историческим законам

Сравнительно медленные, но основательные количественные и качественные изменения называют:

эволюционными

Сторонник концепции рекапитуляции:

С. Холл

Теорию трех ступеней развития человека предложил:

К. Бюлер

Теория трех ступеней развития человека включает:

инстинкт, дрессуру, интеллект

Уровень научения отождествляется с уровнем развития в:

бихевиоризме

////////////////////////////

Источник