Гипотезу о том что в процессе развития ребенка

“Расстояние” между уровнем актуального развития ребенка и уровнем его возможного развития называется зоной:

ближайшего развития

А. Валлон выявил закономерности детского развития с помощью сравнительного:

патопсихологического метода

А. Фрейд считала, что отправной точкой исследования скрытых переживаний ребенка является:

его игры

Автором ортогенетической концепции является:

Х. Вернер

Биогенетический закон гласит, что онтогенез живого существа, есть краткое и быстрое повторение:

филогенеза

Биогенетический закон сформулировал:

Э. Геккель

В дошкольном возрасте в центре сознания находится:

память

В качестве заместителя метода свободных ассоциаций при изучении поведения маленьких детей М. Клейн использовала:

игру в куклы

В качестве критерия периодизации психического развития учениками А.Н. Леонтьева была выбрана:

ведущая деятельность

В раннем возрасте в центре сознания находится:

восприятие

В современных теориях возрастного развития решающее значение придается отношениям в системе:

человек – общество

В теории социального научения центральное место отводится:

подражанию

В школьном возрасте в центре сознания находится:

мышление

Ведущей деятельностью для дошкольника является:

сюжетно-ролевая игра

Ведущей деятельностью для младшего школьника является:

учебная деятельность

Ведущей деятельностью для ребенка раннего возраста является:

орудийно-предметная деятельность

Ведущую роль в возрастном развитии играет:

обучение

Возрастная психология изучает законы, закономерности и тенденции развития психики и личности человека:

на протяжении всей жизни

Возрастная психология тесно связана с:

педагогической психологией

Возрастное развитие человека как переход от недифференцированного функционирования к дифференцированному, специализированному и иерархически интегрированному рассматривается в:

ортогенетической концепции

Вопрос о том, что больше определяет психическое и поведенческое развитие человека – созревание организма или влияние внешней среды:

является проблемой

Высшие психические функции возникают первоначально как форма:

коллективного поведения

Генетическая предопределенность стадий, которые в своем личностном развитии обязательно проходит человек от рождения до конца своих дней, называется:

эпигенетическим принципом

Геронтология – это наука о …

старении человека

Гетерохронность психофизиологических изменений является отличительной чертой:

всей жизни человека

Гетерохронность психофизиологического развития человека означает:

неравномерность развития

Гипотезу о том, что в процессе развития ребенка сначала происходит освоение мотивационной стороны деятельности, а затем операционально-технической, высказал:

Д.Б. Эльконин

Деятельность, в которой возникают и дифференцируются другие виды деятельности, перестраиваются основные психические процессы и происходят изменения психологических особенностей личности на данной стадии ее развития, называется:

ведущей деятельностью

Диадический принцип анализа личности предложил:

Р. Сирс

Если у ребенка нет задержек психического развития, но он не в состоянии самостоятельно решить тестовые задачи, то в этом случае говорят о:

педагогической запущенности

З. Фрейд большое значение в жизни взрослой личности придавал:

бессознательным переживаниям детства

За деятельностью ориентации в системе отношений следует деятельность ориентации в способах:

употребления предметов

Индивид начинается с перехода филогении в:

онтогению

Интеллектуальное развитие человека:

связано с развитием личности

Интеллектуальные способности и личностные качества дети демонстрируют тогда, когда их участие в тестировании:

стимулируется

История формирования и развития личности в определенном обществе, современника определенной эпохи и сверстника определенного поколения называется:

жизненный путь

Итогом развития человека на определенной возрастной ступени являются:

новые качества

Каждая сторона в психике ребенка имеет свой оптимальный период развития – это закон …

неравномерности возрастного развития

Когда психический процесс формируется в совместной деятельности ребенка со взрослым, он находится в зоне:

ближайшего развития

Коэффициент интеллектуальности получают на основе сравнения индивидуальных показателей умственного развития ребенка с (о):

средними показателями его возрастной группы

Кризисы возрастного развития свидетельствуют о:

переходе человека от одной возрастной ступени к другой

Л.С. Выготский определил область своего исследования как:

вершинная психология

Личность начинается с процесса:

ранней социализации

Метод близнецов позволяет изучать вопрос соотношения влияния на психическое развитие человека следующих факторов:

наследственности и среды

Метод лонгитюдного (лонгитюдинального) исследования ввел в возрастную психологию:

А. Гезелл

Метод, при котором развитие определенного психического процесса у ребенка осуществляется в лабораторных условиях, называется:

экспериментально-генетическим

Н. Миллер и Д. Доллард были сторонниками теории:

социального научения

Наибольшей индивидуальной изменчивостью в процессе жизни человека обладают:

вербальные функции

Наступление зрелости человека как личности и как субъекта деятельности:

не совпадает

Необходимым внутренним условием становления человека как личности является высокий уровень:

нервно-психического развития

Никакое воздействие взрослого на процесс психического развития ребенка не может быть осуществлено без его (ребенка):

деятельности

Обучение и воспитание, которое осуществляется без сознательно поставленных целей, определенного содержания и продуманных методов, называется:

стихийным

Одной из существенных характеристик возрастного развития различных систем организма человека является:

неравномерность их развития

Определение актуального и потенциального уровня развития человека называется:

нормативной диагностикой

Ортогенетическая теория признает идею изначальной:

целесообразности в природе

Основателем Женевской школы генетической психологии является:

Ж. Пиаже

Основоположником теории конвергенции является:

В. Штерн

Отличительными признаками высших психических функций являются:

опосредованность, осознанность, произвольность, системность

Отношения между людьми, сложившиеся в группе, позволяет определить:

социометрический метод

Переход от одной структуры сознания к другой осуществляется благодаря развитию способности к:

обобщению

По Д.Б. Эльконину, система отношений “ребенок – взрослый” превращается в систему отношений:

“ребенок – общественный взрослый”

По мнению А. Валлона, осознание человеком своей личности происходит в:

категориальной фазе

По Х. Вернеру, в умственном развитии человека отчетливость приходит на смену:

диффузности

По Х. Вернеру, ортогенез заключается в возрастании в мышлении человека:

дискретности

Под единицей анализа детского развития Л.С. Выготский понимал:

возраст

Подход, которого придерживался Л.С.Выготский в исследовании проблем возрастной психологии, называется:

историческим

Понятие “возраст” в психологии ассоциируется с:

психологическими особенностями человека

Понятие “коэффициент интеллектуальности” ввел в возрастную психологию:

Л. Термен

Процесс социализации индивида наиболее интенсивно протекает на:

втором-третьем годах жизни

Психика ребенка отличается от психики взрослого:

качественными компонентами

Психическое развитие человека на научном уровне объясняют:

законы и закономерности

Психологи Женевской школы связывают развитие ребенка с развитием:

интеллекта

Развитие способностей у человека зависит от:

задатков и правильно организованного обучения и воспитания

Развитие человека от рождения до юности рассматривал как период формирования зрелой психосоциальной идентичности:

Э. Эриксон

Роль организации ориентировочной деятельности для формирования физических, перцептивных и умственных действий рассматривалась:

П.Я. Гальпериным

С помощью задач, решаемых под руководством взрослого, определяется зона:

ближайшего развития

С точки зрения З. Фрейда, влияния среды и сексуальные влечения:

противоречат друг другу

Сведение Э. Торндайком сложного в поведении человека к простым действиям называется:

механицизм

Ситуационные изменения психологии и поведения:

неустойчивы

Смена типов ведущей деятельности связана с возникновением новых:

мотивов

Согласно концепции рекапитуляции ребенок в своем развитии повторяет развитие:

человеческого рода

Согласно теории А.Валлона, в генезисе психической жизни раньше всего появляются:

эмоции

Согласно теории конвергенции психическое развитие человека обусловливается:

наследственностью и средой

Социальное формирование человека как личности сопровождается его формированием как:

субъекта

Специфика развития человека заключается в том, что оно подчиняется:

общественно-историческим законам

Сравнительно медленные, но основательные количественные и качественные изменения называют:

эволюционными

Сторонник концепции рекапитуляции:

С. Холл

Теорию трех ступеней развития человека предложил:

К. Бюлер

Теория трех ступеней развития человека включает:

инстинкт, дрессуру, интеллект

Уровень научения отождествляется с уровнем развития в:

бихевиоризме

Учение о несводимости высших форм поведения к низшим называется:

витализмом

Факторы, определяющие поступательное психологическое развитие, называют:

движущими силами

Формирующий эксперимент направлен на изучение динамики развития определенной:

психической функции

Х. Вернер выделяет следующие стадии умственного развития человека:

сенсомоторная, перцептивная, умственная

Э. Эриксон выделял в развитии человека:

8 кризисов

Эксперимент в работе с детьми позволяет получить лучшие результаты тогда, когда он организован и проведен в форме:

игры

Источник

1.7. Концепция Д. Б. Эльконина

Д. Б. Эльконин сделал исключительное по своей психологической глубине и прозорливости предположение. Согласно его гипотезе в процессе развития ребенка сначала должно происходить освоение мотивационной стороны деятельности (иначе предметные действия не имеют смысла!), а затем операционально-технической; в развитии можно наблюдать чередование этих видов деятельности. В концепции Д. Б. Эльконина преодолевается один из серьезных недостатков зарубежной психологии, где постоянно возникает проблема расщепления двух миров: мира предметов и мира людей. Д. Б. Эльконин показал, что это расщепление ложно, искусственно. На самом деле человеческое действие двулико: оно содержит собственно человеческий смысл и операциональную сторону. Всякий предмет содержит в себе общественный предмет. В человеческом действии всегда нужно видеть две стороны: с одной стороны, оно ориентировано на общество, с другой – на способ исполнения. Эта микроструктура человеческого действия согласно гипотезе Д. Б. Эльконина отражается и в макроструктуре периодов психического развития.

Д. Б. Элькониным был открыт закон чередования, периодичности разных типов деятельности: за деятельностью одного типа, ориентации в системе отношений следует деятельность другого типа, в которой происходит ориентация в способах употребления предметов. Каждый раз между этими двумя типами ориентации возникают противоречия. Они и становятся причиной развития. Каждая эпоха детского развития построена по одному принципу. Она открывается ориентацией в сфере человеческих отношений. Действие не может дальше развиваться, если оно не вставлено в новую систему отношений ребенка с обществом. Пока интеллект не поднялся до определенного уровня, не может быть новых мотивов.

Развивая идеи Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконин предложил рассматривать каждый психологический возраст на основе следующих критериев.

Социальная ситуация развития

Это та система отношений, в которую ребенок вступает в обществе. Это то, как он ориентируется в системе общественных отношений, в какие области общественной жизни он входит.

Основной, или ведущий, тип деятельности ребенка в этот период. При этом необходимо рассматривать не только вид деятельности, но и структуру деятельности в соответствующем возрасте и анализировать, почему именно этот тип деятельности ведущий.

Основные новообразования развития

Важно показать, как новые достижения в развитии перерастают социальную ситуацию и ведут к ее «взрыву» – кризису. Кризисы – переломные точки на кривой детского развития, отделяющие один возраст от другого. Гипотеза Д. Б. Эльконина, учитывая закон периодичности в детском развитии, по-новому объясняет содержание кризисов развития. Так, 3 года и 11 лет – кризисы отношений, вслед за ними возникает ориентация в человеческих отношениях; 1 год, 7 лет – кризисы мировоззрения, которые открывают ориентацию в мире вещей. Гипотеза Д. Б. Эльконина творчески развивает учение Л. С. Выготского, она преодолевает интеллектуализм его учения о системном и смысловом строении сознания. Она объясняет возникновение и развитие у ребенка мотивационно-потребностной сферы личности.

Источник

Возрастная психология. Тест с ответами – 2020 год

“Расстояние” между уровнем актуального развития ребенка и уровнем его возможного развития называется зоной:

ближайшего развития

А. Валлон выявил закономерности детского развития с помощью сравнительного:

патопсихологического метода

А. Фрейд считала, что отправной точкой исследования скрытых переживаний ребенка является:

его игры

Автором ортогенетической концепции является:

Х. Вернер

Биогенетический закон гласит, что онтогенез живого существа, есть краткое и быстрое повторение:

филогенеза

Биогенетический закон сформулировал:

Э. Геккель

В дошкольном возрасте в центре сознания находится:

память

В качестве заместителя метода свободных ассоциаций при изучении поведения маленьких детей М. Клейн использовала:

игру в куклы

В качестве критерия периодизации психического развития учениками А.Н. Леонтьева была выбрана:

ведущая деятельность

В раннем возрасте в центре сознания находится:

восприятие

В современных теориях возрастного развития решающее значение придается отношениям в системе:

человек – общество

В теории социального научения центральное место отводится:

подражанию

В школьном возрасте в центре сознания находится:

мышление

Ведущей деятельностью для дошкольника является:

сюжетно-ролевая игра

Ведущей деятельностью для младшего школьника является:

учебная деятельность

Ведущей деятельностью для ребенка раннего возраста является:

орудийно-предметная деятельность

Ведущую роль в возрастном развитии играет:

обучение

Возрастная психология изучает законы, закономерности и тенденции развития психики и личности человека:

на протяжении всей жизни

Возрастная психология тесно связана с:

педагогической психологией

Возрастное развитие человека как переход от недифференцированного функционирования к дифференцированному, специализированному и иерархически интегрированному рассматривается в:

ортогенетической концепции

Вопрос о том, что больше определяет психическое и поведенческое развитие человека – созревание организма или влияние внешней среды:

является проблемой

Высшие психические функции возникают первоначально как форма:

коллективного поведения

Генетическая предопределенность стадий, которые в своем личностном развитии обязательно проходит человек от рождения до конца своих дней, называется:

эпигенетическим принципом

Геронтология – это наука о …

старении человека

Гетерохронность психофизиологических изменений является отличительной чертой:

всей жизни человека

Гетерохронность психофизиологического развития человека означает:

неравномерность развития

Гипотезу о том, что в процессе развития ребенка сначала происходит освоение мотивационной стороны деятельности, а затем операционально-технической, высказал:

Д.Б. Эльконин

Деятельность, в которой возникают и дифференцируются другие виды деятельности, перестраиваются основные психические процессы и происходят изменения психологических особенностей личности на данной стадии ее развития, называется:

ведущей деятельностью

Диадический принцип анализа личности предложил:

Р. Сирс

Если у ребенка нет задержек психического развития, но он не в состоянии самостоятельно решить тестовые задачи, то в этом случае говорят о:

педагогической запущенности

З. Фрейд большое значение в жизни взрослой личности придавал:

бессознательным переживаниям детства

За деятельностью ориентации в системе отношений следует деятельность ориентации в способах:

употребления предметов

Индивид начинается с перехода филогении в:

онтогению

Интеллектуальное развитие человека:

связано с развитием личности

Интеллектуальные способности и личностные качества дети демонстрируют тогда, когда их участие в тестировании:

стимулируется

История формирования и развития личности в определенном обществе, современника определенной эпохи и сверстника определенного поколения называется:

жизненный путь

Итогом развития человека на определенной возрастной ступени являются:

новые качества

Каждая сторона в психике ребенка имеет свой оптимальный период развития – это закон …

неравномерности возрастного развития

Когда психический процесс формируется в совместной деятельности ребенка со взрослым, он находится в зоне:

ближайшего развития

Коэффициент интеллектуальности получают на основе сравнения индивидуальных показателей умственного развития ребенка с (о):

средними показателями его возрастной группы

Кризисы возрастного развития свидетельствуют о:

переходе человека от одной возрастной ступени к другой

Л.С. Выготский определил область своего исследования как:

вершинная психология

Личность начинается с процесса:

ранней социализации

Метод близнецов позволяет изучать вопрос соотношения влияния на психическое развитие человека следующих факторов:

наследственности и среды

Метод лонгитюдного (лонгитюдинального) исследования ввел в возрастную психологию:

А. Гезелл

Метод, при котором развитие определенного психического процесса у ребенка осуществляется в лабораторных условиях, называется:

экспериментально-генетическим

Н. Миллер и Д. Доллард были сторонниками теории:

социального научения

Наибольшей индивидуальной изменчивостью в процессе жизни человека обладают:

вербальные функции

Наступление зрелости человека как личности и как субъекта деятельности:

не совпадает

Необходимым внутренним условием становления человека как личности является высокий уровень:

нервно-психического развития

Никакое воздействие взрослого на процесс психического развития ребенка не может быть осуществлено без его (ребенка):

деятельности

Обучение и воспитание, которое осуществляется без сознательно поставленных целей, определенного содержания и продуманных методов, называется:

стихийным

Одной из существенных характеристик возрастного развития различных систем организма человека является:

неравномерность их развития

Определение актуального и потенциального уровня развития человека называется:

нормативной диагностикой

Ортогенетическая теория признает идею изначальной:

целесообразности в природе

Основателем Женевской школы генетической психологии является:

Ж. Пиаже

Основоположником теории конвергенции является:

В. Штерн

Отличительными признаками высших психических функций являются:

опосредованность, осознанность, произвольность, системность

Отношения между людьми, сложившиеся в группе, позволяет определить:

социометрический метод

Переход от одной структуры сознания к другой осуществляется благодаря развитию способности к:

обобщению

По Д.Б. Эльконину, система отношений “ребенок – взрослый” превращается в систему отношений:

“ребенок – общественный взрослый”

По мнению А. Валлона, осознание человеком своей личности происходит в:

категориальной фазе

По Х. Вернеру, в умственном развитии человека отчетливость приходит на смену:

диффузности

По Х. Вернеру, ортогенез заключается в возрастании в мышлении человека:

дискретности

Под единицей анализа детского развития Л.С. Выготский понимал:

возраст

Подход, которого придерживался Л.С.Выготский в исследовании проблем возрастной психологии, называется:

историческим

Понятие “возраст” в психологии ассоциируется с:

психологическими особенностями человека

Понятие “коэффициент интеллектуальности” ввел в возрастную психологию:

Л. Термен

Процесс социализации индивида наиболее интенсивно протекает на:

втором-третьем годах жизни

Психика ребенка отличается от психики взрослого:

качественными компонентами

Психическое развитие человека на научном уровне объясняют:

законы и закономерности

Психологи Женевской школы связывают развитие ребенка с развитием:

интеллекта

Развитие способностей у человека зависит от:

задатков и правильно организованного обучения и воспитания

Развитие человека от рождения до юности рассматривал как период формирования зрелой психосоциальной идентичности:

Э. Эриксон

Роль организации ориентировочной деятельности для формирования физических, перцептивных и умственных действий рассматривалась:

П.Я. Гальпериным

С помощью задач, решаемых под руководством взрослого, определяется зона:

ближайшего развития

С точки зрения З. Фрейда, влияния среды и сексуальные влечения:

противоречат друг другу

Сведение Э. Торндайком сложного в поведении человека к простым действиям называется:

механицизм

Ситуационные изменения психологии и поведения:

неустойчивы

Смена типов ведущей деятельности связана с возникновением новых:

мотивов

Согласно концепции рекапитуляции ребенок в своем развитии повторяет развитие:

человеческого рода

Согласно теории А.Валлона, в генезисе психической жизни раньше всего появляются:

эмоции

Согласно теории конвергенции психическое развитие человека обусловливается:

наследственностью и средой

Социальное формирование человека как личности сопровождается его формированием как:

субъекта

Специфика развития человека заключается в том, что оно подчиняется:

общественно-историческим законам

Сравнительно медленные, но основательные количественные и качественные изменения называют:

эволюционными

Сторонник концепции рекапитуляции:

С. Холл

Теорию трех ступеней развития человека предложил:

К. Бюлер

Теория трех ступеней развития человека включает:

инстинкт, дрессуру, интеллект

Уровень научения отождествляется с уровнем развития в:

бихевиоризме

////////////////////////////

Источник