Гиперактивный ребенок развитие речи

Гиперактивный ребенок развитие речи thumbnail

Слайд 1

МБДОУ ДС №169 г. Ростов-на-Дону Консультация для воспитателей Развиваем речь гиперактивных детей учитель-логопед: Дроботова Светлана Викторовна

Слайд 2

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – это дисфункция центральной нервной системы, проявляющаяся трудностями концентрации и поддержания внимания, нарушениями обучения и памяти, а также сложностями обработки экзогенной и эндогенной информации и стимулов. Авторы психологического словаря относят к внешним проявлениям гиперактивности невнимательность отвлекаемость импульсивность повышенную двигательную активность проблемы во взаимоотношениях с окружающими трудности в обучении низкая самооценка (часто) При этом уровень интеллектуального развития у детей не зависит от степени гиперактивности и может превышать показатели возрастной нормы. Как правило, в 50% случаев в основе СДВГ лежит минимальная мозговая дисфункция (ММД), наличие которой определяет врач-невролог после проведения специальной диагностики. При необходимости назначается медикаментозное и физиотерапевтическое лечение .

Слайд 3

Типичные нарушения у детей с СДВГ:

Слайд 4

Зрительно-моторная координация При слежении ребенком глазами за движением какого-то предмета можно заметить у него легкие подёргивания глаз – нистагм. Это приводит к частым запинкам при чтении, когда ребенок плавно переводит глаза от буквы к букве или при копировании цифр и букв. Наблюдается тремор в вытянутых руках. С трудом сохраняет равновесие, стоя на одной ноге, часто спотыкается. Нарушение сна Ребенка трудно уложить спать с раннего детства. Часто страдает энурезом так-как тяжело просыпается. Неспособность к сосредоточению Плохо удается концентрировать внимание. Они Постоянно переходят от одного действия к другому, бросают начатое, выполняют задание лишь частично, не вникая в их суть. Дети легко и много обещают и не выполняют обещания; некритичны к себе; им кажется, что всё выполнено безупречно. Замечания они не воспринимают – срабатывают механизмы психологической защиты. Осознание ошибки лишь кратковременное.

Слайд 5

Дезорганизованность Нарушение восприятия Часто не может правильно понять и использовать, полученную информацию от окружающих. У таких детей гораздо чаще, чем у их сверстников встречаются нелепицы в речи, искажение различных слов и фраз, надолго запоминающиеся родителям курьёзы. Плохо различает признаки сходства и различия, размеры в рисунках, звуки в словах и буквы на письме. Сложно сложить из отдельных частей целую фигуру. Часто путают право и лево. «Отключаются» каждые 5-15 минут на 1-3 минуты. Не чувствуют времени и не могут его планировать. Метеозависимы. Трудности переключения Несмотря на то, что эти дети не умеют сосредоточиться на заданной им работе, они с головой могут «погружаться» в то, что вызывает их интерес. Конструктор, пазлы, компьютер.

Слайд 6

Интересные факты о СДВГ: Преобладание СДВГ среди мальчиков объясняется рядом причин Влиянием наследственных факторов Плод мужского пола более уязвим во время беременности У мальчиков межполушарная асимметрия больше, что обуславливает меньшие компенсаторные возможности У многих детей с СДВГ наблюдаются трудности в формировании навыков чтения, письма и счета (причем нарушения в случаях дисграфии и дискалькулии имеют вторичный характер и возникают в условиях перенапряжения, когда к детям предъявляются завышенные требования) и нарушения в развитии речи (более чем в 60% случаев). Очень важно при СДВГ соблюдать диету…

Слайд 7

Правила работы с гиперактивными детьми Работать с ребенком в первой половине дня, а не вечером Уменьшить рабочую нагрузку ребенка Делить работу на более короткие, но более частые периоды Организовывать физминутки, рифмовки с движениями, стихи с мячом, грамматические рифмовки Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать ситуацию успеха. Посадить ребенка во время занятий рядом с взрослым. Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания). Давать короткие, четкие и конкретные инструкции. Особенности ребенка надо учитывать, но не поощрять

Слайд 8

Использовать гибкую систему поощрений и наказаний. Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее. Предоставлять ребенку возможность выбора. Не нужно подгонять или торопить ребенка — это создает нервозность Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее. Не требовать идеального соблюдения дисциплины, не допуская грубых нарушений Не стоит ставить в пример успехи другого, более усидчивого и работоспособного ребенка По возможности использовать тетради для развития в том числе и речи с напечатанными заданиями, в которых ребенку нужно лишь подчеркнуть, обвести и т.д.

Слайд 9

Обучение чтению должно опережать обучение письму При построении занятия организуйте многократное повторение с целью выведения материала из кратковременной памяти в долгосрочную Ребенку необходима заслуженная похвала. Находите положительные моменты в поведении и учебе ребенка. Замечайте его небольшие достижения. Помните: наказание лишает детей желания работать, а чрезмерная похвала расслабляет. «ПРАВИЛО ЗЕЛЁНОЙ ПАСТЫ» Оставаться спокойным, заинтересованным в его успехе Нет хладнокровия — нет пре­имущества! Для подкрепления устных инструкций, используйте зрительную стимуляцию. Крупные схемы, плакаты, предъявляемые поочередно. В ыполнение упражнений на релаксацию и снятие мышечных зажимов Ч аще побуждать к диалогу , Особенно это удается в сюжетно-ролевых играх и в рассказах из опыта. Н е давать громоздких заданий, а для сильных детей заготовить дополнительное задание

Слайд 10

Один из вариантов наглядных схем – в виде книжечки Очень часто дети не знают имя и отчество своих родителей, адрес. Им очень тяжело рассказать и о себе. Наиболее эффективной является организация тематических недель. В рамках недели книги я знакомлю детей с профессиями связанными с изданием книг, со структурой книги (содержание , иллюстрации, переплет, страницы) Рассказываю о истории книги и какие книги есть сейчас. Показываю презентацию «Путешествие в типографию». Совместно с детьми мы разработали проект книги о своей семье. На первой странице мы решили вклеить семейную фотографию, под ней написать домашний адрес на второй фотографию родителей и краткий рассказ о их профессиях нарисовать герб и написать девиз семьи, п осадить фамильное «дерево» желательно с фотографиями, чтобы ребёнок мог рассказать о себе и о своих близких лучше. Корни дерева – это прабабушки и прадедушки, ребёнок – это веточка дерева.

Слайд 11

Следующая страница н ачинается словами – Мне нравятся многие люди, но некоторые из них особенно. Я называю их своими друзьями. Еще в книге есть такие страницы: Страница об увлечениях ребенка – Лучше всего я умею… Мои любимые книги. Мои любимые игры. А это моя самая заветная мечта. Когда я вырасту я буду вот таким (такой)… коллаж из журналов. После того как все книги были изготовлены дети с увлечением рассказывали о себе и своей семье. В результате этого проекта были достигнуты очень хорошие результаты : дети без стеснения имея импровизированную схему рассказа научились рассказывать о себе и своих близких.

Слайд 12

Гиперактивным детям очень полезны спокойные настольные игры . Можно также увлечь их конструированием из строительного материала, конструктора; лепкой, аппликацией, составлением пазлов , рассматриванием сюжетных картинок, книг и иллюстраций к ним. Такие занятия развивают усидчивость, ребенок учится концентрировать внимание. И всё проговаривать. «Волшебный мешочек». Возможности этой игры весьма вариативны вы можете помещать туда различные фигуры, предметы по лексической теме, буквы , картинки , слова, конвертики со словами , из которых потом можно сложить предложение . Игры для развития речи детей с гиперактивностью «Горшочек слововар » похожа на волшебный мешочек

Слайд 13

«Тряпичная кукла и солдат» ( Фопель К.) Цель: упражнение на релаксацию Инструкция: «Пожалуйста , все встаньте и расположитесь так, чтобы вокруг каждого из вас было свободное место. Полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку, как солдат. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь. А теперь наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они болтались как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными , как тряпичная кукла. Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы очень подвижными . Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку и абсолютно прямого и негнущегося , как будто вырезанного из дерева. ( 10 секунд.) Теперь опять станьте тряпичной куклой, мягкой, расслабленной и подвижной. Снова станьте солдатом . ( 10 секунд.) Теперь опять тряпичной куклой .» Просите детей попеременно быть солдатом и тряпичной куклой до тех пор, пока у Примечание . Заканчивать такие игры следует на стадии расслабления, когда вы почувствуете, что ребенок достаточно отдохнул. Вместо физминуток очень хорошо включать упражнения на релаксацию и снятие мышечных зажимов.

Слайд 14

«Замороженные » или «Фотограф» Всем известно, что гиперактивные дети не могут усидеть на месте, они постоянно в движении. Эта игра поможет научить ребенка концентрировать внимание, находясь в определенном положении несколько секунд. Играть в нее можно как с группой детей, так и с одним ребенком. Дети выполняют любые движения (летают снежинки, танцуют феи). Взрослый в роли снеговика или волшебника замораживает детей / «Фотограф» фотографирует их, то есть, подает сигнал, после которого ребенок замирает в определенной позе на несколько секунд. Гиперактивный ребенок усилием воли стремится удержать позу. Это нелегко для него. Начните с 5-10 секунд. Если ребенок справился с задачей, он становится ведущим.

Слайд 15

«Быстрые превращения» ( Фопель К.) Цель: упражнение на снятие напряжения после «сидячей» работы Материалы: Аудиокассета с записью бодрой инструментальной музыки. Инструкция: Сейчас зазвучит музыка, и вы начнете ходить по группе. Когда музыка остановится, вы тоже должны остановиться. В этот момент я скажу вам, кого вы должны изобразить . ( Включите музыку и остановите ее примерно через одну минуту.) Теперь вы все должны превратиться в Бабу-Ягу. ( Снова включите музыку на 30 секунд.) Теперь все – роботы. Встаньте парами и покажите друг другу, что вы роботы . (Снова поставьте музыку на 30 секунд.) Другие превращения: грустный клоун, веселый танцор, нервный грабитель, утомленный бегун, улыбающийся манекен, боксер перед борьбой, певец, заслуживший аплодисменты.

Слайд 16

«Молчу-шепчу-кричу» У гиперактивных детей часто возникают проблемы с речью, так как им сложно ее регулировать. Они слишком быстро говорят, глотая слова или слоги. Эта игра поможет решить проблемы, связанные с речью. Перед началом игры взрослый объясняет правила игры. Объясните, что во время игры ребенок должен четко произносить слова, говорить надо медленно, чередуя громкую и тихую речь. Игра отлично развивает память, внимание, мышление. В начале игры договоритесь, какие знаки вы будете использовать во время игры, и что будет обозначать каждый знак. Например, коснувшись носа, ведущий дает команду говорить шепотом и двигаться в замедленном темпе; взявшись за уши, он разрешает двигаться быстро, бегать, говорить громко, даже кричать. А когда ведущий хлопнет в ладоши, ребенок должен замолчать и замереть. Каждый раз можно придумывать новые знаки, это внесет разнообразие в игру. Заканчивать игру надо командами «шепчу» или «молчу», это поможет избежать перевозбуждения психики гиперактивного ребенка.

Слайд 17

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ Прежде чем начать коллективные игровые занятия, желательно провести несколько индивидуальных тренировочных занятий с детьми. При проведении индивидуальных занятий можно использовать следующие игры и упражнения. 1. Для развития произвольности: «Да» и «нет» не говори»; «Летает-не летает»; « Съедобное – несъедобное»; «Запретное движение»; « Запретное слово »: (ребенок вслед за взрослым повторяет все слова, кроме одного, которое «назначили запретным». Вместо этого слова он может, например, хлопнуть в ладоши); «Раз-два-три – говори!» «Море волнуется»

Слайд 18

2 . Для развития внимания и памяти: «Что исчезло? » : педагог ставит на стол 10 игрушек. Ребенок рассматривает их и закрывает глаза. Взрослый убирает одну игрушку. Ребенок открывает глаза и определяет, «что исчезло»; «Что изменилось ?» : игра похожа на предыдущую, только игрушки не убирают, а меняют местами; « Внимание – рисуй !» : взрослый показывает ребенку в течение 2 секунд несложный рисунок. Затем рисунок убирают, и ребенок рисует его по памяти; «Слушай хлопки»: взрослый договаривается с ребенком, что если звучит один хлопок, нужно маршировать на месте, два хлопка – стоять на одной ноге (как аист), три хлопка – прыгать (как лягушка). «Сделай наоборот» Эта игра поможет ребенку сконцентрировать внимание, тренировать мышление, развивать воображение. Дети очень любят играть в нее. Игра достаточно простая и не требует никакой предварительной подготовки. Взрослый показывает ребенку движение, ребенок же должен выполнить это движение наоборот. Например , если взрослый встал на носочки, ребенок, наоборот , должен присесть; взрослый наклонился влево – ребенок наклоняется вправо и т. д.

Слайд 19

Очень важно при СДВГ соблюдать режим дня, исключить бесконтрольный просмотр телевизора, особенно новостей и агрессивных мультфильмов. Исключить и агрессивные компьютерные и особенно планшетные игры. Очень много интересных рекомендаций для родителей м ожно найти в серии пособий СЕКРЕТЫ ВОСПИТАНИЯ Ох уж эти детки!

Слайд 20

Спасибо за внимание

Источник

ВЛИЯНИЕ СДВГ НА РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

О.Ю. Михайлюк

ГУ «ЛДУУЯСКТ № 53»

impressive_rainbow@mail.ru

СДВГ — это полиморфный клинический синдром, главным проявлением которого является нарушение способности ребенка контролировать и регулировать свое поведение, что выливается в двигательную гиперактивность, нарушения внимания и импульсивность. Практика показывает, что нет двух одинаковых детей с СДВГ, у этого синдрома много лиц и широкий спектр возможных проявлений.

Наиболее типичными проявлениями СДВГ считаются расстройства внимания (отвлекаемость, трудности сосредоточения), гиперактивность (чрезмерная активность или двигательная расторможенность в сочетании со слабым контролем побуждений), импульсивность поведения. В работах разных исследователей СДВГ часто ассоциирован с диагнозом минимальная мозговая дисфункция и резидуальная энцефалопатия (А.Л. Сиротюк, 2002; Н.Н. Заваденко, 2001; Ю.С. Шевченко, 1997).

Причинами возникновения СДВГ являются генетические и экзогенные факторы, способные приводить к органическому повреждению головного мозга в перинатальном периоде. В основе нарушений внимания и поведения детей с СДВГ лежит снижение тормозного контроля двигательной активности, обеспечиваемого лобной корой и хвостатым ядром.

Нарушения речевого развития являются одним из наиболее частых сопутствующих расстройств при СДВГ. Наличие расстройства речевого развития у детей с СДВГ в значительной степени способно усугублять их дезаптацию, ограничивая коммуникацию и развитие. Особенно частыми у детей с СДВГ бывают такие речевые нарушения, как задержка речевого развития, недостаточность моторной функции артикуляционного аппарата, брадилалия или тахилалия, нарушения голоса и речевого дыхания, заикание. Все эти нарушения обуславливают ущербность звукопроизносительной стороны речи, ее фонации, ограниченность словаря и синтаксиса, недостаточность семантики.

Причины речевых нарушений у ребенка СДВГ и формирование структуры речевого нарушения отягощается симптомами, совокупность которых определяет данный синдром, что может обусловить риски нарушения умственного развития. Таковыми симптомами являются:

1.Речевые расстройства: неумеренность речи, снижение плавности, речь менее логичная, менее связная и организованная; задержка развития внутренней речи; снижение способности к грамматически правильному речевому поведению.

2.Нарушение центральных механизмов слуха: ошибки при аудиологическом тестировании вызваны импульсивным или несосредоточенным поведением;

3.Снижение интеллектуального уровня: видимая неспособность держаться на уровне сверстников, может также возникать в результате слабых исполнительных навыков, что частично влияет на уровень IQ. Наблюдаются нарушения адаптации особенно в межличностной и социальной сферах.

Данный подход необходим учителю-логопеду, так как позволяет точнее определить индивидуальную коррекционно-развивающую программу с учетом симптомов СДВГ, которые осложняют и обуславливают использование специфических форм и методов, позволяющих первично установить конструктивное сотрудничество всех участников логопедического сопровождения.

У детей с СДВГ к 7 годам не наблюдается полного созревания высших мозговых функций. В частности, это касается и речевого развития. В связи с этим ребенок не готов к школьному обучению. В школьном возрасте могут быть проблемы с освоением чтения – дислексия. Дислексия имеет характерные клинические проявления. При чтении ребенок пропускает или путает буквы, слоги, окончания; недочитывает слова до конца; пропускает строки; неверно ставит ударения; не может пересказать прочитанное, т.к. чтение носит угадывающий характер; возможно наличие феномена «зеркального чтения».

Нарушения чтения обуславливают нарушения письменной речи – дисграфию. Клинические проявления дисграфии следующие: феномен «зеркального письма»; неразборчивый почерк; пропуск букв, слогов, недописывание окончаний при письме; нарушения согласования слов в предложениях; путает похожие по написанию и пространственному расположению буквы (и-ш, л-м, т-п и т.д.).

Дети с нарушениями речи, отягощенными диагнозом СДВГ, требуют к себе особого внимания. Логопед работает над звуковой стороной, общим развитием речи, обязательно учитывая также нарушение координации движений, недостаточное развитие мелкой моторики рук, неразвитость чувства ритма, сниженный уровень развития вербальной памяти, внимания, восприятия, чем у детей того же возраста с нарушениями в развитии речи без гипердинамичности. Речевые расстройства у детей с СДВГ требуют более тщательного подбора методов коррекционной работы. Логопедическая работа в своей основе предусматривает использование большого количества повторяющихся упражнений, требующих от ребенка сосредоточенности и усидчивости. Логопед проводит как групповые, так и индивидуальные занятия с данной категорией детей, но все же предпочтительнее индивидуальная форма проведения занятий. Ребенку индивидуальные занятия помогают максимально раскрыться, а логопеду – подобрать наиболее эффективный способ индивидуальной коррекции.

Педагогу важно и нужно выявить интересы ребёнка и, исходя из выявленных интересов, планировать занятия, тем самым, вызывая у ребёнка позитивную мотивацию в занятиях.  Положительная мотивация к занятиям достигается формированием положительных эмоций (а затем и чувств) в отношении к процессу деятельности, к педагогу, с которым ребенок имеет дело. Это отношение формируется на основе выражения педагогом положительного отношения к ребенку и к их совместной деятельности, выражения веры в силы и возможности ребенка, одобрения, помощи и выражения положительного отношения к достигнутым результатам его деятельности.

Не менее важный аспект – сформировать ритуал занятия. Этапы занятия должны быть чётко обозначены, понятны, интересны для ребенка, повторяться на каждом занятии. Меняются только задания. Необходимо также отработать правильную последовательность выполнения заданий. Педагоги часто рекомендуют начинать работу с самого сложного задания, а потом переходить к легким. Но для данных детей это недопустимо. Столкнувшись сразу в начале работы с трудностями, ребенок, образно говоря, «опустит руки» и полностью потеряет и без того невысокую сосредоточенность и готовность к работе. Помните: гиперактивные дети любят делать то, что у них получается. Трудности их вовсе не стимулируют и не воодушевляют! Поэтому начинать нужно с самого легкого задания, с того, которое у ребёнка обязательно получится. Дальше нужно переходить к более трудным, достигая максимального уровня сложности приблизительно к середине занятия. Заканчивать нужно опять же чем-нибудь легким. А под конец можно повторить что-нибудь из уже известного. При такой расстановке сил у ребенка останется ощущение успешности занятия в целом.

Клинические проявления СДВГ поддаются коррекции, если реабилитационные воздействия будут начаты с младшего дошкольного возраста, когда компенсаторные возможности мозга велики и еще не успел сформироваться стойкий патологический стереотип.

Аннотация. В статье рассматривается влияние СДВГ на речевое развитие дошкольников и младших школьников. Указаны причины и проявления данного расстройства, описаны симптомы нарушения речи и их влияние на процесс обучения. Приводятся рекомендации по коррекционной работе с детьми, имеющими данный диагноз.

Ключевые слова. СДВГ, нарушения речевого развития, коррекция.

Актуальность проблемы. Актуальность изучения синдрома дефицита внимания с гиперактивностью определяется значительной распространенностью данного заболевания и высокой степенью дезадаптации, возникающей на его фоне. Нарушения речевого развития являются одним из наиболее частых сопутствующих расстройств при СДВГ, однако работы, посвященные данной проблеме, немногочисленны.

Цель статьи. Рассмотреть методы коррекции речевых нарушений при СДВГ.

Изложение основного материала. Частота синдрома дефицита внимания с гиперактивностью и специфических расстройств развития речи составляет около 60%. Среди детей с  СДВГ в сочетании со специфическим расстройством развития речи преобладают дети с преимущественным нарушением развития экспрессивной речи. При клинической оценке больных с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью необходимо проводить диагностику их речевого развития с целью своевременного выявления сочетанной патологии и разработки коррекционного маршрута.

Выводы. Необходимо организовать логопедическое сопровождение дошкольников и младших школьников с СДВГ, результатом которого является максимально возможный уровень коррекции речевых нарушений, что стимулирует интеллектуальное развитие в целом и снижение симптоматику СДВГ в совокупности с медикаментозной поддержкой.

Список литературы. Заломихина И.Ю. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей// Журнал «Логопед», 2007 № 3 с.33-39

Источник