Гиперактивный ребенок лечение 2 года комаровский

Гиперактивный ребенок лечение 2 года комаровский thumbnail

Доктор Комаровский о гиперактивных детях

Некоторые детки настолько активны, что мамы задумываются, не является ли это признаком какой-то патологии нервной системы. И действительно, существует так называемый синдром дефицита внимания с гиперактивностью, сокращаемый врачами до СДВГ. Как маме узнать, есть ли этот синдром у ее ребенка, а также как правильно воспитывать гиперактивного малыша? Обратимся к мнению популярного педиатра, которое все родители могут узнать из программы «Школа доктора Комаровского».

Гиперактивный ребенок лечение 2 года комаровский

Что такое СДВГ

Так называют нарушение работы мозга, которое проявляется ухудшением внимания и повышенной физической активностью. По словам Комаровского, гиперактивность, требующая лечения, есть у 1-7% детей. Причем у детей мужского пола такое нарушение выявляется в 2-4 раза чаще, чем у девочек.

В народе таких деток называют «шило в попе». Гиперактивные малыши совершают поступки без каких-либо раздумий, с трудом концентрируют внимание, действуют импульсивно. Вместо ходьбы такие дети предпочитают бег, задают много вопросов и не выслушивают ответ, срывают уроки, много двигаются, суетятся, ломают или роняют вещи.

Гиперактивный ребенок лечение 2 года комаровский

Хотя, как отмечает Комаровский, СДВГ обычно диагностируют у детей в возрасте старше 7 лет, проявиться такая проблема может и намного раньше. Грудничок с гиперактивностью будет развиваться быстрее сверстников, спешить научиться сидеть и ходить, плохо спать, быстро переключать внимание и терять интерес к игрушкам.

Гиперактивный ребенок лечение 2 года комаровский

Как отличить активного ребенка от гиперактивного

Чтобы понять, является ли ваш ребенок просто очень шустрым и шумным малышом из-за своего характера либо у него имеется СДВГ, Комаровский рекомендует обращаться к специалисту. Только психолог или психиатр, который хорошо разбирается в проблемах детской психики, способен выяснить, что это лишь свойство характера и лечение здесь не нужно, либо без медицинской помощи не обойтись.

Основным отличием просто активных деток от ребенка с СДВГ Комаровский называет такой момент: если гиперактивность не мешает ребенку общаться со сверстниками, учиться и нормально развиваться, то, скорее всего, это не болезнь. Если же из-за повышенной активности и проблем со вниманием ребенок не может ужиться в коллективе и справляться со школьными нагрузками, это больше похоже на гиперактивность, как диагноз. При этом окончательно подтвердить наличие проблемы должен врач.

В нижеследующем видео врач выделяет некоторые симптомы, которые говорят о наличие СДВГ у ребенка.

Как вести себя с гиперактивным ребенком

Всем родителям гиперактивных деток Комаровский советует использовать в воспитательном процессе такие правила:

  1. Если хотите что-то донести до ребенка, важно установить с ним контакт. Если вы обращаетесь к малышу, когда он чем-то занят, вам ничего не добиться. Сначала следует устранить все, что препятствует контакту (выключить мультфильм, спрятать игрушку, уйти в другую комнату от бабушки), а если нужно – прикоснуться к ребенку и развернуть его к себе.
  2. Ваши правила должны быть постоянными. Если вы запрещаете что-то сегодня, такой запрет должен быть и завтра, и через неделю. При этом ваши запреты обязательно должны быть понятными и четкими. Кроме того, важно, чтобы все правила были выполнимыми для ребенка.
  3. Уделяйте внимание безопасности, а также порядку в комнате ребенка. Важно максимально оградить гиперактивного малыша от травм. Чистоту и упорядоченность также стоит перенести и в другие комнаты. Вы не сможете добиться порядка в детской, если ваш стол захламлен бумагами, а на кухне разбросана посуда. Родительский пример всегда будет самым лучшим для любого ребенка.
  4. Придерживайтесь определенного режима. Детям с гиперактивностью очень важно совершать все действия примерно в одни и те же часы каждый день. Даже в выходной просыпайтесь тогда, когда вы встаете в будни, а сказку по вечерам всегда читайте в одинаковое время.
  5. Делите сложные задачи на простые. Поэтапное выполнение дается детям значительно легче. Для наглядности можно нарисовать или написать для ребенка план действий.
  6. Постарайтесь найти у своего ребенка то, что ему лучше всего удается. Всегда хвалите за такие качества и действия. Комаровский называет это «правилом кулика».
  7. Пользуйтесь олимпийским принципом, акцентируя внимание на участии, а не на победе. Если даже ваш малыш не отмыл свою тарелку полностью, похвалите за рвение, ведь он пытался ее помыть самостоятельно.
  8. Отыщите сферу, в которой ваш гиперактивный ребенок сумеет себя хорошо проявить. Одни малыши хорошо рисуют, другие – убирают в комнате, третьи – собирают пазлы. Обязательно поддерживайте стремление ребенка делать то, что у него отлично получается. По словам Комаровского, очень важно создавать все условия для такой деятельности.
  9. Направьте энергию своего ребенка в подходящее русло. Если вам дорог ночной сон, сходите вечером на прогулку, покатайтесь на велосипеде или сделайте что-то другое, чтобы малыш смог потратить свою энергию и достаточно устать.
  10. Научитесь собираться с гиперактивным ребенком в гости, в магазин или в другие места. Следует тщательно продумать все нюансы предстоящего «похода» – решить, что берем с собой, рассказать ребенку, что нельзя делать на месте или в пути, обдумать, что вы купите малышу и так далее.
  11. Позаботьтесь и о собственном отдыхе. Комаровский подчеркивает, что родители обязательно должны отдыхать, а при гиперактивности у ребенка это важно вдвойне. И если есть возможность ненадолго доверить малыша няне, бабушке, соседскому старшему ребенку, не упускайте ее. Для гиперактивного малыша очень важно, чтобы папа и мама были спокойными.
Читайте также:  Ребенок 2 года ест один раз в день

Гиперактивный ребенок лечение 2 года комаровский

Узнать правила поведения родителей гиперактивных детей из уст самого доктора Комаровского вы можете в следующем видео.

Источник

Attention-Deficit/Hyperactivity Disorder (AD/HD)

Синдром нарушения внимания с гиперактивностью ранее называли минимальной дисфункцией (ММД) головного мозга, минимальным повреждением головного мозга, гиперкинетическим синдромом, синдромом гиперактивности. Это одно из самых частых нарушений функции мозга у детей, а у примерно 60% оно сохраняется и в зрелом возрасте. Синдром нарушения внимания с гиперактивностью у взрослых часто остается недиагностированным. Между тем распознать этот синдром важно, так как имеется его эффективное, недорогое и безопасное лечение. Ранняя и непрерывная терапия в детстве дает не только непосредственный эффект – она способствует формированию нормального поведения в зрелом возрасте.

Активные или гиперактивные дети?

Не следует любого возбужденного ребенка относить к категории детей с синдромом нарушения внимания с гиперактивностью. Если ваш ребенок полон энергии, если она бьет через край, отчего малыш порой становится упрямым и непослушным – это не значит, что он гиперактивен. Если вы заболтались со своей подругой, а ребенок начинает злиться, не может устоять на месте, усидеть за столом – это нормально. Утомляют детей и длительные переезды.

У всякого ребенка время от времени случаются минуты гневливости. А сколько детей начинают “разгуливаться” в постели, когда пора спать, или балуются в магазине! То, что ребенок становится как заводной, давая выход скуке, вовсе не признак гиперактивности.

Шумный ребенок-баловник или малыш, который просыпается ни свет, ни заря, полный сил и энергии – это радость, а не повод для беспокойства.

И, наконец, ребенок, имеющий мотивированные отклонения в поведении, тоже не относится к разряду гиперактивных.
Признаки гиперактивности
Диагностические критерии синдрома нарушения внимания с гиперактивностью с годами менялись. Симптомы почти всегда появляются до 7 лет, обычно в 4 года. Средний возраст при обращении к врачу – 8-10 лет: в этом возрасте учеба и работа по дому начинают требовать от ребенка самостоятельности, целеустремленности и сосредоточенности. Детям более раннего возраста диагноз при первом обращении обычно не ставят, а ждут несколько месяцев, в течение которых симптомы должны сохраняться. Это позволяет избежать диагностических ошибок: так, преходящее нарушение внимания может быть реакцией, например, на ссору или развод родителей.

Основные признаки – нарушение внимания, гиперактивность, и импульсивность. В зависимости от присутствия или отсутствия специфических признаков синдром нарушения внимания с гиперактивностью разделен на три подтипа: дефицит внимания, гиперактивность, смешанный.

Для диагностики синдрома нарушения внимания с гиперактивностью необходимо наличие шести из девяти признаков из нижеупомянутых категорий. Признаки должны присутствовать в течение по крайней мере шести месяцев.

Признаки для трех первичных подтипов:

А. Дефицит внимания:

1. Снижено избирательное внимание, неспособен надолго сосредоточиться на предмете, деталях предмета, делает небрежные ошибки.
2. Не может сохранять внимание: ребенок не может выполнить задание до конца, несобран при его выполнении.
3. Впечатление, что не слушает, когда к нему обращаются непосредственно.
4. Не выполняет прямые инструкции или не может их закончить.
5. Имеет трудность с организацией своей деятельности, часто переключаются с одного занятия на другое.
6. Избегает или не любит задачи, требующих длительного умственного напряжения.
7. Часто теряет вещи, в которых он нуждается.
8. Легко отвлекается посторонним шумом.
9. Повышенная забывчивость в повседневной деятельности.

В. Гиперактивность и импульсиность:

1. При волнении интесивные движения руками или ногами или поеживаниями в стуле.
2. Должен часто вставать с места.
3. Резкие подъемы с места и чрезмерный бег.
4. Трудность участвовать в тихих действиях досуга.
5. Действует, как будто “заведенный”.
6. Выкрики с места и другие шумные выходки во время занятий и т.д..
7. Говорит ответы прежде, чем были закончены вопросы.
8. Неспособностью ждать своей очереди в играх, во время занятий и т.д..
9. Вмешивается в разговор или деятельность других.

С. Смешанный: Встречаются признаки нарушения внимания и гиперактивности.

Причины гиперактивности

Ранее причиной синдрома нарушения внимания с гиперактивностью считали внутриутробное или перинатальное повреждение головного мозга. Сейчас получены данные о генетической предрасположенности к синдрому нарушения внимания с гиперактивностью. 20—30% родителей больных страдают или страдали синдромом нарушения внимания с гиперактивностью. Помимо этого у родителей чаще, чем среди населения в целом, встречаются алкоголизм, асоциальная психопатия и аффективные расстройства; у приемных же родителей частота этих заболеваний обычная. Гипотеза, что причиной синдрома нарушения внимания с гиперактивностью является пищевая аллергия, в контролируемых испытаниях не подтвердилась. В некоторых случаях причиной заболевания могут быть нарушения внутриутробного развития. Полагают также, что развитию синдрома нарушения внимания с гиперактивностью могут способствовать перенесенный синдром Рейе, фетальный алкогольный синдром, свинцовое отравление, однако эти предположения пока не подтверждены.

Читайте также:  Аскорил сколько дней принимать ребенку 2 года

Распространенность и прогноз
Синдром нарушения внимания с гиперактивностью чаще встречается у мальчиков. Относительная распространенность среди мальчиков и девочек – 4:1. В настоящее время у школьников начальных классов распространенность синдрома принимают равной 3—10%.

Более чем у половины детей, страдавших синдром нарушения внимания с гиперактивностью в начальных классах, этот синдром сохраняется и в подростковом возрасте. Такие подростки склонны к наркомании, с трудом адаптируются к коллективу. В примерно 60% случаев симптомы переходят и в зрелый возраст.

Длительные наблюдения за больными и ретроспективные исследования показали, что гиперактивность в подростковом периоде у многих уменьшается, даже если остаются другие нарушения. У людей, страдавших в детстве тяжелыми формами синдрома нарушения внимания с гиперактивностью, в подростковом и зрелом возрасте высок риск социальной дезадаптации. Как отмечено выше, синдром нарушения внимания с гиперактивностью (обычно в сочетании с поведенческими расстройствами) может быть предвестником целого ряда нарушений личности, прежде всего асоциального поведение (кражи, алкоголизм, употребление наркотиков, беспорядочные половые связи). Дети без гиперактивности менее агрессивны и враждебны к окружающим. У них, по-видимому, чаще бывают парциальные задержки развития, в том числе – школьных навыков.

Лечение
А. Просветительная работа. Родителям и ребенку (в понятной для него форме) обязательно разъясняют смысл предстоящего лечения. Как правило, родители не понимают, что происходит с их ребенком, но его поведение их раздражает. Объясняя все “неправильным воспитанием”, они начинают обвинять сами себя и друг друга. Эти обвинения еще больше усиливаются после общения с малоинформированным врачом, не знающим о наследственной природе синдрома нарушения внимания с гиперактивностью и относящим заболевание ребенка целиком на счет ошибок родителей.

Почти всегда родители не знают, что делать с ребенком, и разногласия по этому поводу приводят к новым конфликтам. Необходимо объяснить им причины поведения ребенка. Оно во многом обусловлено врожденными особенностями психики (это, в частности, нарушения внимания), изменить которые родители не могут. Но некоторые симптомы (непослушание, чувство противоречия) возникают или усиливаются именно в результате неправильного воспитания, и устранять их родители должны. Таким образом, задачи просветительной работы здесь такие же, как при умственной отсталости: помочь родителям разобраться в поведении ребенка, развеять иллюзии, объяснить, на что реально можно надеяться и как вести себя с ребенком. Необходимо обсудить общие и частные вопросы воспитания, познакомить родителей с методами вознаграждения, поведенческой психотерапии и т.п. Эффективность этих методов при синдроме нарушения внимания с гиперактивностью до конца не выяснена, но, как показали последние исследования, использовать их целесообразно.

Б. Условия обучения. Если ребенку трудно учиться в обычном классе, его переводят в специализированный класс. Как уже сказано, причины плохой успеваемости детей с синдромом нарушения внимания с гиперактивностью — невнимательность и отсутствие упорства (основные признаки синдрома), иногда в сочетании с парциальными задержками развития школьных навыков. Симптомы можно уменьшить с помощью медикаментозного лечения, но препаратов для лечения задержек развития нет. Тогда ребенку может помочь только обучение в особых условиях, соответствующих его возможностям. В случае парциальных задержек развития школьных навыков это может быть класс коррекции, в случае низкой успеваемости при нормальном интеллекте и отсутствии задержек развития – класс для догоняющих. К сожалению, возможностей для специализированного обучения неуспевающих детей в настоящее время ограничены.

В. Медикаментозное лечение синдрома нарушения внимания с гиперактивностью эффективно примерно в 75—80% случаев. Однако его действие, хотя и выраженное, все же симптоматическое. Поэтому медикаментозное лечение у детей проводят годами, при необходимости продолжая его в юношеском возрасте и у взрослых. То, что медикаментозное лечение не позволяет излечить синдром нарушения внимания с гиперактивностью, не должно умалять его роли: есть множество других хронических психиатрических и соматических заболеваний, при которых эффективна только многолетняя терапия. Подавление симптомов облегчает как интеллектуальное, так и социальное развитие ребенка. Лечение в большинстве случаев заканчивают уже в подростковом возрасте.

В последнее время появилась информация об эффективности при синдрома нарушения внимания с гиперактивностью нового препарата StratteraTM (атомоксетин гидрохлорид).

Читайте также:  До какого года выдается материнский капитал на 2 ребенка

Причиной гиперактивности много лет считали пищевую аллергию, в связи с чем для лечения предлагали элиминационные диеты и специфическую десенсибилизацию. Однако двойные слепые испытания показали, что пищевые добавки и красители не способны вызвать ни гиперактивность, ни другие симптомы. Тем не менее недавно было установлено, что у детей с аллергией к пищевым продуктам и добавкам специфическая десенсибилизация приводит к значительному уменьшению симптоматики. У детей этой группы были многочисленные симптомы пищевой аллергии: периодические боли в животе и головные боли, высыпания на коже. В настоящее время полагают, что если у ребенка с синдромом нарушения внимания с гиперактивностью имеется пищевая аллергия, то ее излечение способствует регрессу психопатологической симптоматики. Если же аллергии нет, то элиминационные диеты и десенсибилизация на течение синдрома нарушения внимания с гиперактивностью не влияют.

Источник: ИМС НЕВРОНЕТ

опубликовано 25/11/2009 14:32
обновлено 21/05/2013
— Неврология и психиатрия

Источник

Гиперактивность часто встречается у современных детей. Доктор Комаровский рассказал, что делать родителям, если их ребенок гиперактивный, какие проявления у этого синдрома и когда нужно предпринимать какие-то действия.

Родители понятия не имеют, что же делать с гиперактивным ребенком, у которого, как выражается доктор Комаровский, «шило в попе». Он не сидит на месте, ни на секунду не останавливается, никого не слушается и очень импульсивный. Доктор рассказал, что такое СДВГ – синдром дефицита внимания и гиперактивности – и когда нужно беспокоиться.

Что такое гиперактивность и как она проявляется?

Гиперактивность считают расстройством, но Комаровский говорит, что чаще всего это черта характера, норма для ребенка.

Но насторожить должны следующие признаки:

• слишком высокая активность;

• неусидчивость;

• импульсивное поведение;

• излишняя суетливость;

• ребенок все время куда-то спешит;

• неспособность концентрироваться на одном занятии;

• с трудом выполняет указания;

• с трудом концентрируется и запоминает;

• повторяет одни и те же действия (компульсии);

• ночью беспокойно спит, плохо засыпает, днем часто вообще не спит.

pixabay.com

Гиперактивный ребенок отличается от активного тем, что не может остановиться ни на минуту. Он постоянно переключается с одного занятия на другое, обучение в саду или школе дается ему с трудом – ему тяжело сидеть на одном месте, концентрироваться на определенном задании.

Гиперактивные дети, в отличие от активных, слишком импульсивны и эмоциональны. Они бывают агрессивными, проявляют бурную реакцию по мелочам. Часто такие дети первыми провоцируют конфликты, вступают в драки, им сложно наладить отношения со сверстниками.

Но Евгений Комаровский говорит, что гиперактивность – не всегда отклонение от нормы. Иногда это просто такая особенность детской психики. Если ребенок хорошо адаптируется в коллективе, нормально учится, умеет сам себя занять играми, то повода для беспокойства нет. Главное – чтобы он сам не страдал от своей гиперактивности.

Но если это приносит ему дискомфорт, имеются проблемы со здоровьем, обязательно нужно посетить невролога или психолога, потому что гиперактивность – проблема не педиатра, а расстройство неврологическое.

pixabay.com

Что делать с гиперактивным ребенком: советы доктора Комаровского

1. Налаживайте контакт. Если малыша что-то отвлекает, ему трудно воспринимать просьбу. Поэтому выключите телевизор, заберите планшет, посмотрите ему в глаза и попросите.

2. Делите задания на части. Если вы попросите ребенка: «Поубирай в комнате», то вряд ли получите результат, потому что это слишком объемная задача. Лучше разбейте ее на подпункты: «сложи конструктор в ящик», «пособирай фломастеры», «убери книги в шкафчик».

3. Постоянство правил. Соблюдайте правила и не делайте исключений. Если сегодня нельзя есть перед телевизором, то завтра этого делать тоже нельзя. Без исключений.

4. Похвала. Гиперактивность стимулируется отсутствием внимания. За плохое поведение вы ругаете ребенка, а за хорошее не хвалите. Это большая ошибка. Всегда замечайте, что хорошего он сделал. Поощряйте, говорите, что гордитесь им и цените.

pixabay.com

5. Не ругайте и не кричите. Скандалом вы ничего не добьетесь, а только доведете до истерики ребенка и испортите настроение себе. Говорите спокойно, но уверенно, будьте тверды в своих решениях и запретах.

6. Направьте его энергию в правильное русло. Спортивная секция, интересное хобби – это может быть что угодно. Пусть ребенок будет чем-то занят – тогда у него просто не будет времени «сходить с ума».

Вы должны понимать, что гиперактивность проходит по мере взросления ребенка, когда нервная система созревает. А пока он не в состоянии себя контролировать, стоит ему немного помочь. Если ребенок страдает от своей гиперактивности, обратитесь за помощью к неврологу или психологу.

Кстати, недавно доктор Комаровский делился советами, как правильно лечить насморк у детей.

Источник