Гиперактивный ребенок 2 года воспитание

- 1.Почему?
- 2.Признаки и симптомы
- 3.Рекомендации родителям
- 4.Полезное видео
- 5.Вам будет интересно
Многие родители к двухлетию своего малыша начинают замечать что, ребенок непоседлив, неугомонен и ему бывает трудно сосредоточиться на каком-то определенном деле. Одним словом, гиперактивный, трудный малыш. Что делать в этом случае окружающим его взрослым? Ведь именно в этом возрасте признаки синдрома дефицита внимания и гиперактивности, начинают проявляться наиболее ярко. Чтобы не строить пустых предположений и не ставить клеймо гиперактивного на обычного подвижного ребенка, лучше всего обратиться за консультацией к специалистам. Детский психолог поможет выяснить причину возникновения расстройства и даст наиболее эффективные рекомендации.
Почему?
Стоит обратить внимание на тот факт, что основной причиной гипервозбудимости современные доктора считают генетическую предрасположенность. Почти 30% родителей страдали тем же расстройством, что и их малыш. Такжесреди частых причин появления гиперактивности называются:
- различные нарушения внутриутробного развития (гипоксия плода, вирусные заболевания и вредные привычки матери, токсикоз, высокое давление);
- слишком быстрые или наоборот затяжные, тяжелые роды;
- рождение с помощью кесарева сечения;
- слишком маленький вес новорожденного и рождение раньше срока;
Важно!Признаки неврологическо-поведенческого расстройства не остаются на всю жизнь и с взрослением ребенка постепенно исчезают, но правильный подход к воспитанию способен ускорить и облегчить процесс перерастания гиперактивности малыша.
Признаки и симптомы
Несмотря на то, что только психолог может поставить точный диагноз малышу, видимые признаки смогут многое рассказать родителям и позволят более тонко и грамотно взаимодействовать с ребенком.
- Неспособность усидеть на одном месте, бесцельная и бурная двигательная активность.
- Неадекватное поведение, например, резкое вскакивание, неожиданный громкий смех или крик.
- Неумение сосредоточится на одном занятии, малыш легко отвлекается.
- Импульсивность действий.
- Малыш очень часто ломает и теряет игрушки.
- Плохо воспринимает обращенную к нему речь, рассеянный и забывчивый.
- Плохо спит.
- Неумение ждать, например своего хода в игре или обещанного подарка.
- Необдуманность поступков и действий.
Рекомендации родителям
Среди специалистов считается, что если кроха не продемонстрировал признаков гиперактивности до трех лет, то в дальнейшем опасность появления синдрома дефицита внимания существенно снижается. Поэтому именно 2 года становятся определенной точкой, определяющей дальнейшее развитие малыша. Именно в этом возрасте гиперактивность и беспокойное поведение, неплохо поддаются коррекции, тем самым позволяя заранее приготовить ребенка к поступлению в детский сад, а затем и в школу, без лишнего стресса.Что делать если ребенок гиперактивный в 2 года?
- Строгий распорядок дня. Четкое расписание ежедневных дел, помогает организовать деятельность гипервозбудимого малыша и застрахует от появления резких всплесков энергии.
- Чистота в детской.Необходимо следить за порядком в комнате малыша. Разбросанные игрушки провоцируют рассеянность внимания и расторможенность крохи. Причем в комнате не должно быть ярких, кричащих цветов, декора и раздражающих источников шума (телевизор, радио)
- Контроль над капризами.Не стоит потакать любым желаниям и истерикам ребенка. В этом случае, лучше ненавязчиво переключить внимание малыша на что-то другое.
- Благоприятная, любящая атмосфера в семье. Постарайтесь не ссориться на глазах крохи. Обязательно оградите его от негативных эмоций и агрессивного поведения домочадцев.
- Постарайтесь хотя бы на времясвести к минимуму визиты шумных компанийи получение ярких впечатлений (посещение цирка, развлекательно-игрового центра, мест общественного гуляния). Более уместны спокойные ежедневные прогулки и семейные выезды на природу.
- Превратитеотход ко снув настоящий ритуал. С принятием успокаивающей травяной ванночки, чтением любимой книги и тихой колыбельной на ночь.
Важно!Помните, что гиперактивному ребенку двух лет нужно дать понять, что он ничем не отличается от сверстников. Кроха ничем не болен, а является индивидуальностью требующей особенного подхода.
Малыш с синдромом дефицита внимания, нуждается в постоянной поддержке и одобрении. Родительская любовь и забота поможет ребенку быстрее справиться с проблемами и пережить этот сложный период без потерь.
Полезное видео
Особенности взаимодействия с гиперактивными малышами требуют определенных знаний и навыков. А в чем заключается специфика общения с гипервозбудимым ребенком и какой путь коррекции выбрать, можно узнать в представленном видеоролике.
Вам будет интересно
Серия статей на нашем сайте про гиперактивность детей в разном возрасте, особенности, лечения медикаментозными препаратами и народными средствами, а также секреты воспитания послушного ребенка:Секреты воспитания послушного ребенка Если у вас гиперактивный ребенок до года: причины, симптомы и рекомендации Что делать, если ребенок в 2 года не слушается Гиперактивный ребенок в саду и в первом классе: особенности и адаптация Гиперактивный ребенок 3-7 лет Если у вас гиперактивный ребенок: лечение народными средствами и медикаментозными препаратами
Источник
На чтение 6 мин.
По тому, как часто мы слышим термин «гиперактивный ребенок», может сложиться впечатление, что таких малышей вокруг очень большое количество. Однако это, конечно же, заблуждение, потому что большинство детей, которых родители и педагоги называют гиперактивными, с медицинской точки зрения таковыми не являются. Это просто активные дети.
Синдром дефицита внимания и гиперактивности- это серьезный клинический диагноз и его ставят врачи на основе различных лабораторных исследований ребенка и длительного наблюдения за ним. Проявлениями этого синдрома являются неврологические и поведенческие нарушения в развитии ребенка: высокая возбудимость и активность действий, отсутствие концентрации внимания на определенном предмете, импульсивность.
Но в первую очередь такие дети испытывают огромный дефицит внимания и всеми силами стараются привлечь его к себе, отсюда и повышенная травмированность таких детей.
Важно! Данный синдром отличают от других болезней с похожими проявлениями и лечат длительное время под постоянным наблюдением специалистов: невролога, психотерапевта, психолога, а при необходимости привлекая и других специалистов.
В этой статье мы поговорим о причинах и симптомах синдрома гиперактивности и дефицита внимания, а также каким должно быть воспитание гиперактивного ребенка и как помочь ему социализироваться.
Причины гиперактивности у детей
На формирование СДВГ и непосредственно гиперактивность малыша могут влиять очень большое количество факторов. Официальная медицина выделяет следующие причины возникновения СДВГ у детей:
- Наследственные факторы;
- Органические поражения ЦНС плода в период беременности;
- Патологические состояния и вредные привычки матери при беременности;
- Родовые травмы, перенесенные ребенком;
- Ранние черепно-мозговые травмы у ребенка, полученные в первые месяцы жизни;
- Инфекции;
- Отравления;
- Неблагоприятные экологические условия и плохое питание.
Изменения, происходящие в нервной системе детей при СДВГ, связаны с выработкой дофамина и истончением коры больших полушарий мозга. Они незначительны, но их последствия необратимы, ведь этот синдром не лечится никакими лекарственными средствами и остается с человеком на всю жизнь.
Симптомы гиперактивности у детей
Гиперактивность – это одно из проявлений СДВГ наряду и импульсивностью и сильным нарушением внимания. Наглядно выражается в неудержимой болтливости и суетливости, отсутствии усидчивости и концентрации на одном предмете или действии, высокой двигательной активности, повышенной эмоциональности поведения, громком и импульсивном выражении эмоций, которые быстро сменяют друг друга.
Воспитание такого малыша намного труднее, чем обычного ребенка. Такие дети спокойно и тихо не могут играть, очень много бегают и ерзают на месте, не соблюдают правил игры, мешают другим, перебивают, начинают отвечать на вопросы, не дослушав их до конца.
Нужно ли лечение гиперактивного малыша
Существует много мнений относительно лечения повышенной (гипер) активности у детей, в том числе и связанной с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
Чаще всего родители предпочитают «не пичкать» свое чадо лекарственными средствами и надеются, что ребенок «перерастет» свою болезнь. Здесь надо заметить, что, как правило, это большое заблуждение и гиперактивные дети становятся гиперактивными взрослыми с еще большим набором социальных и психологических проблем в жизни.
Такие взрослые, бесспорно обладающие талантом, не могут реализовать себя в жизни из-за того, что любое новое дело, за которое они берутся, никогда не доводится до конца, быстро наскучивает.
Важно! Синдром дефицита внимания и гиперактивности нельзя полностью вылечить, но с ним можно научиться жить.
Лечение СДВГ проводится с целью облегчить симптомы течения болезни. При этом, в зависимости от выраженности заболевания у данного малыша, назначаются ноотропные и седативные препараты, витамины, гомеопатические средства, массажи и т.д.
Но самым важным в лечении гиперактивности является психологическая сторона, то есть установление контакта с таким ребенком, постоянное внимание к нему.
Как вести себя с гиперактивным ребенком
Если у родителей в семье действительно растет гиперактивный ребенок, то главная задача в данной семье сблизиться с ним, вызвать доверие. Обычно такие детки больше привязаны к матери, но они ищут одобрения и внимания и со стороны отца, старших братьев и сестер, бабушек и дедушек.
Как же следует вести себя родителям? Существует несколько рекомендаций для семей, в которых растут дети с повышенной активностью поведения:
- Хвалите свое чадо как можно чаще и по малейшему поводу.
- Соблюдайте строгий режим дня, он просто необходим для облегчения течения данного заболевания.
- Чтобы помочь малышу влиться в коллектив родители должны поощрять и развивать его таланты и увлечения.
- Не говорите длинными фразами. Малыш все равно их не запомнит. Старайтесь коротко и точно формулировать свои требования к ребенку.
- Как можно реже используйте в своей речи запреты с «не»: не болтай, не бегай. Для того, чтобы заперт был понятен, вместо этих глаголов используйте словосочетания: перестань разговаривать, перейди на шаг или остановись.
- Делайте задания вместе с ребенком, а не посылайте его в другую комнату с повелением: иди и делай уроки. Со временем, можно давать закончить задание самому, но обязательно проверять точность выполнения.
- Научитесь контролировать и регулировать поведение ребенка при помощи разных методик.
Гиперактивный школьник или как воспитывать непоседу
Именно в начальной школе чаще всего и обнаруживается проблема гиперактивности ребенка. До этого относительно спокойные дети становятся слишком импульсивными, болтливыми и непоседливыми, теряется концентрация, могут возникать проблемы со сном, речью, и даже судорожные подергивания отдельных частей тела, а также проблемы в общении с другими детьми.
Чем помочь маленькому школьнику, если сконцентрироваться на предмете изучения или просто усидеть на уроке для него уже большая проблема. Психологи рекомендуют родителям и педагогам таких учеников действовать поэтапно в соответствии с описанными ниже пунктами.
Шаг первый: понять особенности.
То есть родители и педагоги должны согласовывать свои действия с лечащим врачом психологом и неврологом. В
соответствии с медицинскими рекомендациями устанавливать нагрузку и психологический климат в коллективе для данного учащегося. Обязательно малыша заранее подготовить к школе психологически.
Шаг второй: установить правила
Как было уже сказано, необходим строгий распорядок и правила, в соответствии с которыми строится взаимодействие малыша в школьном коллективе.
Шаг третий: управлять сбросом энергии
Взрослые должны научиться управлять сбросом энергии у малышей с помощью различных методик, чтобы ее выход не стал неконтролируемой катастрофой. Планируйте детский досуг, занимайте чадо любимыми занятиями: танцами, рисованием, плаванием, прогулкой в парке или др.
Шаг четвертый: убрать раздражители
Больные СДВГ не могут надолго концентрировать свое внимание, поэтому очень важно, чтобы их не отвлекало ничего от предмета изучения.
Как помочь если началась истерика
Истерика у детей с СДВГ проходит очень тяжело, поэтому до нее лучше не допускать и переключить внимание ребенка на что-то другое. Если чувствуете, что ваше чадо вот-вот взорвется, то лучше уступите его желанию.
Источник
Автор IQКлуб На чтение 9 мин. Просмотров 4.5k. Опубликовано 16.03.2018
Дети дошкольного возраста часто очень активны, импульсивны и рассеяны, но никаких заболеваний центральной нервной системы у них нет. Далеко не все родители способны разграничить особенности детского характера и темперамента и синдром гиперактивности – для возникновения опасений признаки патологии должны проявляться и повторяться в течение долгого времени. Точный диагноз может поставить только специалист после комплексного обследования.
При возникновении подозрений не пытайтесь накормить отпрыска успокоительными. Первое, что нужно сделать, – обратиться к доктору. Второе – запастись терпением.
Гиперактивный ребенок: что делать и чего ждать родителям?
Предположим, обследование подтвердило ваши подозрения и у вашего ребенка действительно синдром гиперактивность. Как воспитывать гиперактивного ребенка? Главный момент – не впадайте в панику. Такие дети обладают уникальными способностями, а если правильно заниматься с ними, то и потенциальными возможностями.
Для того чтобы развить у особенных гиперактивных детей умения и навыки, которыми они ранее не обладали, необходим такой же особенный родительский подход:
- Во-первых, постарайтесь смягчить любые проявления агрессии. Импульсивность и драчливость имеют непреднамеренный характер у таких детей. Объясните вашему чаду, что агрессивные действия разрушительны и вредны и что их нужно сдерживать. Расскажите ребенку, что приносить извинения за причиненный вред – это первая необходимость. Агрессивное поведение необходимо исправлять сразу, как только заметите его, чтобы защитить ребенка от взаимных обид среди сверстников и психологических травм из-за драк, споров или оскорблений.
- Во-вторых, не воспринимайте гиперактивность ребенка как свою вину. Причин гиперактивного поведения может быть масса и практически все они не зависят от родителей, а потому вместо терзаний чувством вины лучше заняться поиском решения возникшей проблемы.
- В-третьих, гиперактивные особенные дети нуждаются в разнообразной поддержке и помощи квалифицированных и любящих взрослых – задействуете усилия всей заинтересованной группы людей: воспитателей, преподавателей, психологов. И помните, что традиционные методики воспитания необычных детей, как правило, неэффективны.
- В-четвертых, не вешайте ярлыки и противодействуйте этому в обществе. Ярлык «плохое поведение», а за ним «плохой ребенок», возникающие из-за нестандартного поведения отпрыска, провоцируют его на еще большие проступки, агрессию и неадекватное поведение – малыш привлекает внимание взрослых. Ярлыки усугубляют антисоциальное поведение и нивелируют все цели воспитания: сформировать личность, которая сможет быть счастливой в учебе, работе и личной жизни.
- В-пятых, гиперактивного ребенка делает более спокойным и уравновешенным тесное общение с родителями. Ласковый и понимающий подход к чаду способен сдержать его вспыльчивость, и помочь сконцентрировать внимание на каком-либо занятии. Это может быть время, проведенное наедине с малышом, чтение сказок, беседы, совместное прослушивание тихой и спокойной музыки, ласковые объятия и постоянный визуальный контакт.
- В-шестых, гиперактивные дети практически всегда нуждаются в квалифицированной помощи специалиста по воспитанию или психолога. Эти специалисты помогут ребенку избавиться от негатива и заниженной самооценки, возникшей из-за неприятия его в воспитательном или учебном заведении (сад или школе). Часто ребенок все делает назло только потому, что не находит понимания у своего близкого окружения, а потому родителям тоже не мешает посетить психолога, чтобы научиться формировать альтернативную наказаниям форму поведения в ответ на агрессию, импульсивность и непослушность ребенка.
- В-седьмых, для гиперактивных детей очень важна среда, в которой они находятся. Составьте список мест и ситуаций, в которых ребенок чувствовал себя комфортно и был спокойным. Обращайте внимание на то, как влияют на его поведение сверстники. Исключите из круга общения детей, которые усугубляют импульсивность и агрессию вашего отпрыска. После анализа попытайтесь устроить его окружение и стиль жизни в соответствии с этим списком.
- В-восьмых, у вас есть шанс воспитать из гиперактивного ребенка одаренного и талантливого взрослого. Невнимание у таких детей часто переходит в гипервнимание, а интенсивной концентрацией могут похвастаться далеко не все дети и взрослые. Также во многих профессиях очень важны способности фантазировать, воображать и замечать детали, что свойственно детям с гиперактивным поведением. Ребенок, неспособный проводить время впустую, может вырасти и стать трудоголиком. Миф о том, что гиперактивность предполагает лень, не выдерживает ни одного исследования в этой области.
Помните, что не существует единого руководства по обучению и воспитанию гиперактивных детей. Любая методика индивидуальна и должна пересматриваться при отсутствии реакции ребенка.
Специфика воспитания гиперактивного ребенка
Гиперактивные особенные дети видят мир по-другому, реагируют на него не так, как все и решают возникшие задачи и трудности иначе. Эти отличия требуют специфического подхода к обучению и воспитанию гиперактивных детей.
Что делать, если ребенок рассеянный?
Почти невозможность гиперактивного ребенка сосредоточиться приводит к нестабильному интересу к занятиям и отсутствию концентрации на каком-то одном предмете. Постоянная рассеянность ребенка требует выполнения психологического закона трехкратного «Н»: короткие, но частые наставления, награды, напоминания.
Несколько советов по борьбе с рассеянностью детей:
- Старайтесь всегда, разговаривая с ребенком, устанавливать зрительный контакт.
- Используйте короткие фразы, обращаясь к малышу, как правило, у детей с гиперактивностью страдает аудиальная память. Просите ребенка повторять то, что вы сказали, а не ограничиваться односложными ответами.
- Говорите четко, ясно, прямо и единожды: «Перестань прыгать/бегать/кричать». Используйте не абстрактные фразы вроде «убери в комнате», а конкретные: «убери книги на место», «убери игрушки в ящик». Задания должны быть ясными и последовательными.
- Ставьте задачи поочередно и постепенно, проверяя выполнение предыдущей. Ребенок может не запомнить все задания, высказанные одновременно: «Иди в комнату, умойся, переодень футболку, сделай домашнее задание…».
- Попробуйте дробить домашние задания на небольшие задачи. Можно начать выполнять работу вместе, а затем отойти и иногда подходить с предложением помощи или совета.
- Говорите с отпрыском лично. Не кричите из кухни «Иди обедать!», если дитя во что-то играет. Присоединитесь к игре, и при первом удобном моменте позовите его к столу. Гиперактивность не означает упрямство или глупость, просто ребенку сложно быстро перейти от своих действий к вашим.
- Для привлечения внимания ребенка и его концентрации можно использовать нестандартный подход: игры, рассказы, юмористические приемы, интересные жесты, мимику, прикосновения.
- Ребенок нуждается в порядке, тем более – гиперактивный, поэтому навсегда исключите беспорядок там, где вы живете.
- Старайтесь держать отпрыска в поле зрения и слуха. Гиперактивным детям очень легко найти отвлекающий объект, поэтому им нужно постоянно помогать концентрироваться на конкретной задаче.
- Хвалите и благодарите детей за выполненные задания. Будет это словесная похвала или материальное вознаграждение – решать вам.
Как воспитывать импульсивного ребенка?
Поведение гиперактивных детей зависит от импульса, они не могут спрогнозировать последствия, поэтому будьте готовы к тому, что ребенок может попадать в несчастные случаи.
Рекомендации, как бороться с импульсивностью:
- Приучите вашего ребенка считать в уме, например, до десяти, и только после этого что-либо делать. Попробуйте объяснить отпрыску, что есть действия и их последствия, и это всегда нужно учитывать. Воспитайте в отпрыске способность представлять себя на месте другого человека. Закрепляйте привитые навыки на практике.
- Давайте возможность отпрыску делать выбор. Принятие решения заставляет его остановиться и не поступать импульсивно. Вопрос может быть, например, таким: «Какие задания ты бы сделал в первую очередь: по математике или русскому языку?»
- Доверьте ребенку заботу о домашнем питомце, чтобы воспитать эмпатию, мягкость, чуткость, умение присматривать за живым существом.
- Помните, что рядом с импульсивным ребенком не может находиться такой же воспитатель – это абсолютно недопустимо. Работайте над собой, в первую очередь, будьте мудрее в любой ситуации. Вашему ребенку не на кого больше положиться, кроме вас.
- Заранее продумывайте, чем занять ребенка во время вынужденного ожидания, например, в очереди. Это могут быть мысленные игры или словесные, книга, ваш интересный рассказ.
Как конструктивно использовать избыточную энергию ребенка?
Бесцельные движения, беспокойство, постоянная суета детей с гиперактивностью вынуждают их родителей постоянно и без устали присматривать за ними. Главная родительская задача – применить избыточную энергию ребенка в конструктивном русле.
Рекомендации по борьбе с повышенной моторикой гиперактивного отпрыска:
- Вы должны научить ребенка полностью расслабляться, например, с помощью спокойной музыки, дыхательных упражнений или медитации.
- Ваш отпрыск должен уважать личное пространство окружающих его людей.
- Обустройте ваше жилье так, чтобы ребенок чувствовал себя в нем комфортно. Учтите, в доме вряд ли когда-нибудь будет идеальный порядок, не ждите от гиперактивного ребенка слишком многого.
- Воспитайте в ребенке умение внимательно слушать и не перебивать.
- Сохраняйте стабильность и систематичность методов воспитания. Попустительство может разрушить результаты годами внедряемой концепции.
Чего делать нельзя при воспитании гиперактивных детей?
Существует несколько «золотых» правил, указывающих родителям, чего избегать и чего категорически делать нельзя при воспитании гиперактивных детей:
- Не используйте слово «нет» в разговоре с ребенком. Попробуйте строить фразы так, чтобы в них не было запретов через отрицание. Например, вместо запрета «не ходи по газону» скажите «иди по дорожке».
- Не читайте длинных нотаций. Запрещайте коротко и понятно.
- Не наказывайте. Наказания только злят гиперактивного ребенка, он не способен понять, за что его наказали.
- Не используйте слово «плохо» в высказываниях по поводу поведения отпрыска. Вместо «не делай этого» используйте «мы вместе сделаем правильно».
- Забудьте о негативе и скандалах. Это касается отношения к ребенку, к себе и к ситуации.
- Не отдавайте малыша в секции или кружки, чтобы там направили его энергию в нужное русло. Дети с гиперактивностью не могут выдержать повторения в любом их виде. Составьте график «выплескивания энергии» для ребенка дома, если нет возможности нанять индивидуального тренера.
- Не забывайте о безопасности гиперактивного ребенка, ведь для него получить ссадины, порезы или синяки – пустячное дело.
- Не пытайтесь исправить ошибки во время усердного выполнения задания, это может сбить увлеченность малыша.
- Не допускайте переутомления ребенка (телевизор, компьютер, магазины, рынки и т.п.).
- Не предъявляйте к дитю завышенных требований.
- Не заставляйте отпрыска есть через силу.
- Не забывайте говорить малышу о том, как вы его любите.
Заниматься воспитанием гиперактивного ребенка чрезвычайно сложно, возможно, порой вы будете чувствовать, что это он управляет вами, а не вы им. Но всегда помните: особенные дети не хуже всех, они просто другие. Развивайтесь, постигайте нестандартные методики воспитания и однажды поймете, что не только вы делаете своего отпрыска лучше, но и он вас.
Источник