Гиперактивный ребенок 2 года комаровский
Некоторые детки настолько активны, что мамы задумываются, не является ли это признаком какой-то патологии нервной системы. И действительно, существует так называемый синдром дефицита внимания с гиперактивностью, сокращаемый врачами до СДВГ. Как маме узнать, есть ли этот синдром у ее ребенка, а также как правильно воспитывать гиперактивного малыша? Обратимся к мнению популярного педиатра, которое все родители могут узнать из программы «Школа доктора Комаровского».
Что такое СДВГ
Так называют нарушение работы мозга, которое проявляется ухудшением внимания и повышенной физической активностью. По словам Комаровского, гиперактивность, требующая лечения, есть у 1-7% детей. Причем у детей мужского пола такое нарушение выявляется в 2-4 раза чаще, чем у девочек.
В народе таких деток называют «шило в попе». Гиперактивные малыши совершают поступки без каких-либо раздумий, с трудом концентрируют внимание, действуют импульсивно. Вместо ходьбы такие дети предпочитают бег, задают много вопросов и не выслушивают ответ, срывают уроки, много двигаются, суетятся, ломают или роняют вещи.
Хотя, как отмечает Комаровский, СДВГ обычно диагностируют у детей в возрасте старше 7 лет, проявиться такая проблема может и намного раньше. Грудничок с гиперактивностью будет развиваться быстрее сверстников, спешить научиться сидеть и ходить, плохо спать, быстро переключать внимание и терять интерес к игрушкам.
Как отличить активного ребенка от гиперактивного
Чтобы понять, является ли ваш ребенок просто очень шустрым и шумным малышом из-за своего характера либо у него имеется СДВГ, Комаровский рекомендует обращаться к специалисту. Только психолог или психиатр, который хорошо разбирается в проблемах детской психики, способен выяснить, что это лишь свойство характера и лечение здесь не нужно, либо без медицинской помощи не обойтись.
Основным отличием просто активных деток от ребенка с СДВГ Комаровский называет такой момент: если гиперактивность не мешает ребенку общаться со сверстниками, учиться и нормально развиваться, то, скорее всего, это не болезнь. Если же из-за повышенной активности и проблем со вниманием ребенок не может ужиться в коллективе и справляться со школьными нагрузками, это больше похоже на гиперактивность, как диагноз. При этом окончательно подтвердить наличие проблемы должен врач.
В нижеследующем видео врач выделяет некоторые симптомы, которые говорят о наличие СДВГ у ребенка.
Как вести себя с гиперактивным ребенком
Всем родителям гиперактивных деток Комаровский советует использовать в воспитательном процессе такие правила:
- Если хотите что-то донести до ребенка, важно установить с ним контакт. Если вы обращаетесь к малышу, когда он чем-то занят, вам ничего не добиться. Сначала следует устранить все, что препятствует контакту (выключить мультфильм, спрятать игрушку, уйти в другую комнату от бабушки), а если нужно – прикоснуться к ребенку и развернуть его к себе.
- Ваши правила должны быть постоянными. Если вы запрещаете что-то сегодня, такой запрет должен быть и завтра, и через неделю. При этом ваши запреты обязательно должны быть понятными и четкими. Кроме того, важно, чтобы все правила были выполнимыми для ребенка.
- Уделяйте внимание безопасности, а также порядку в комнате ребенка. Важно максимально оградить гиперактивного малыша от травм. Чистоту и упорядоченность также стоит перенести и в другие комнаты. Вы не сможете добиться порядка в детской, если ваш стол захламлен бумагами, а на кухне разбросана посуда. Родительский пример всегда будет самым лучшим для любого ребенка.
- Придерживайтесь определенного режима. Детям с гиперактивностью очень важно совершать все действия примерно в одни и те же часы каждый день. Даже в выходной просыпайтесь тогда, когда вы встаете в будни, а сказку по вечерам всегда читайте в одинаковое время.
- Делите сложные задачи на простые. Поэтапное выполнение дается детям значительно легче. Для наглядности можно нарисовать или написать для ребенка план действий.
- Постарайтесь найти у своего ребенка то, что ему лучше всего удается. Всегда хвалите за такие качества и действия. Комаровский называет это «правилом кулика».
- Пользуйтесь олимпийским принципом, акцентируя внимание на участии, а не на победе. Если даже ваш малыш не отмыл свою тарелку полностью, похвалите за рвение, ведь он пытался ее помыть самостоятельно.
- Отыщите сферу, в которой ваш гиперактивный ребенок сумеет себя хорошо проявить. Одни малыши хорошо рисуют, другие – убирают в комнате, третьи – собирают пазлы. Обязательно поддерживайте стремление ребенка делать то, что у него отлично получается. По словам Комаровского, очень важно создавать все условия для такой деятельности.
- Направьте энергию своего ребенка в подходящее русло. Если вам дорог ночной сон, сходите вечером на прогулку, покатайтесь на велосипеде или сделайте что-то другое, чтобы малыш смог потратить свою энергию и достаточно устать.
- Научитесь собираться с гиперактивным ребенком в гости, в магазин или в другие места. Следует тщательно продумать все нюансы предстоящего «похода» – решить, что берем с собой, рассказать ребенку, что нельзя делать на месте или в пути, обдумать, что вы купите малышу и так далее.
- Позаботьтесь и о собственном отдыхе. Комаровский подчеркивает, что родители обязательно должны отдыхать, а при гиперактивности у ребенка это важно вдвойне. И если есть возможность ненадолго доверить малыша няне, бабушке, соседскому старшему ребенку, не упускайте ее. Для гиперактивного малыша очень важно, чтобы папа и мама были спокойными.
Узнать правила поведения родителей гиперактивных детей из уст самого доктора Комаровского вы можете в следующем видео.
Источник
Attention-Deficit/Hyperactivity Disorder (AD/HD)
Синдром нарушения внимания с гиперактивностью ранее называли минимальной дисфункцией (ММД) головного мозга, минимальным повреждением головного мозга, гиперкинетическим синдромом, синдромом гиперактивности. Это одно из самых частых нарушений функции мозга у детей, а у примерно 60% оно сохраняется и в зрелом возрасте. Синдром нарушения внимания с гиперактивностью у взрослых часто остается недиагностированным. Между тем распознать этот синдром важно, так как имеется его эффективное, недорогое и безопасное лечение. Ранняя и непрерывная терапия в детстве дает не только непосредственный эффект – она способствует формированию нормального поведения в зрелом возрасте.
Активные или гиперактивные дети?
Не следует любого возбужденного ребенка относить к категории детей с синдромом нарушения внимания с гиперактивностью. Если ваш ребенок полон энергии, если она бьет через край, отчего малыш порой становится упрямым и непослушным – это не значит, что он гиперактивен. Если вы заболтались со своей подругой, а ребенок начинает злиться, не может устоять на месте, усидеть за столом – это нормально. Утомляют детей и длительные переезды.
У всякого ребенка время от времени случаются минуты гневливости. А сколько детей начинают “разгуливаться” в постели, когда пора спать, или балуются в магазине! То, что ребенок становится как заводной, давая выход скуке, вовсе не признак гиперактивности.
Шумный ребенок-баловник или малыш, который просыпается ни свет, ни заря, полный сил и энергии – это радость, а не повод для беспокойства.
И, наконец, ребенок, имеющий мотивированные отклонения в поведении, тоже не относится к разряду гиперактивных.
Признаки гиперактивности
Диагностические критерии синдрома нарушения внимания с гиперактивностью с годами менялись. Симптомы почти всегда появляются до 7 лет, обычно в 4 года. Средний возраст при обращении к врачу – 8-10 лет: в этом возрасте учеба и работа по дому начинают требовать от ребенка самостоятельности, целеустремленности и сосредоточенности. Детям более раннего возраста диагноз при первом обращении обычно не ставят, а ждут несколько месяцев, в течение которых симптомы должны сохраняться. Это позволяет избежать диагностических ошибок: так, преходящее нарушение внимания может быть реакцией, например, на ссору или развод родителей.
Основные признаки – нарушение внимания, гиперактивность, и импульсивность. В зависимости от присутствия или отсутствия специфических признаков синдром нарушения внимания с гиперактивностью разделен на три подтипа: дефицит внимания, гиперактивность, смешанный.
Для диагностики синдрома нарушения внимания с гиперактивностью необходимо наличие шести из девяти признаков из нижеупомянутых категорий. Признаки должны присутствовать в течение по крайней мере шести месяцев.
Признаки для трех первичных подтипов:
А. Дефицит внимания:
1. Снижено избирательное внимание, неспособен надолго сосредоточиться на предмете, деталях предмета, делает небрежные ошибки.
2. Не может сохранять внимание: ребенок не может выполнить задание до конца, несобран при его выполнении.
3. Впечатление, что не слушает, когда к нему обращаются непосредственно.
4. Не выполняет прямые инструкции или не может их закончить.
5. Имеет трудность с организацией своей деятельности, часто переключаются с одного занятия на другое.
6. Избегает или не любит задачи, требующих длительного умственного напряжения.
7. Часто теряет вещи, в которых он нуждается.
8. Легко отвлекается посторонним шумом.
9. Повышенная забывчивость в повседневной деятельности.
В. Гиперактивность и импульсиность:
1. При волнении интесивные движения руками или ногами или поеживаниями в стуле.
2. Должен часто вставать с места.
3. Резкие подъемы с места и чрезмерный бег.
4. Трудность участвовать в тихих действиях досуга.
5. Действует, как будто “заведенный”.
6. Выкрики с места и другие шумные выходки во время занятий и т.д..
7. Говорит ответы прежде, чем были закончены вопросы.
8. Неспособностью ждать своей очереди в играх, во время занятий и т.д..
9. Вмешивается в разговор или деятельность других.
С. Смешанный: Встречаются признаки нарушения внимания и гиперактивности.
Причины гиперактивности
Ранее причиной синдрома нарушения внимания с гиперактивностью считали внутриутробное или перинатальное повреждение головного мозга. Сейчас получены данные о генетической предрасположенности к синдрому нарушения внимания с гиперактивностью. 20—30% родителей больных страдают или страдали синдромом нарушения внимания с гиперактивностью. Помимо этого у родителей чаще, чем среди населения в целом, встречаются алкоголизм, асоциальная психопатия и аффективные расстройства; у приемных же родителей частота этих заболеваний обычная. Гипотеза, что причиной синдрома нарушения внимания с гиперактивностью является пищевая аллергия, в контролируемых испытаниях не подтвердилась. В некоторых случаях причиной заболевания могут быть нарушения внутриутробного развития. Полагают также, что развитию синдрома нарушения внимания с гиперактивностью могут способствовать перенесенный синдром Рейе, фетальный алкогольный синдром, свинцовое отравление, однако эти предположения пока не подтверждены.
Распространенность и прогноз
Синдром нарушения внимания с гиперактивностью чаще встречается у мальчиков. Относительная распространенность среди мальчиков и девочек – 4:1. В настоящее время у школьников начальных классов распространенность синдрома принимают равной 3—10%.
Более чем у половины детей, страдавших синдром нарушения внимания с гиперактивностью в начальных классах, этот синдром сохраняется и в подростковом возрасте. Такие подростки склонны к наркомании, с трудом адаптируются к коллективу. В примерно 60% случаев симптомы переходят и в зрелый возраст.
Длительные наблюдения за больными и ретроспективные исследования показали, что гиперактивность в подростковом периоде у многих уменьшается, даже если остаются другие нарушения. У людей, страдавших в детстве тяжелыми формами синдрома нарушения внимания с гиперактивностью, в подростковом и зрелом возрасте высок риск социальной дезадаптации. Как отмечено выше, синдром нарушения внимания с гиперактивностью (обычно в сочетании с поведенческими расстройствами) может быть предвестником целого ряда нарушений личности, прежде всего асоциального поведение (кражи, алкоголизм, употребление наркотиков, беспорядочные половые связи). Дети без гиперактивности менее агрессивны и враждебны к окружающим. У них, по-видимому, чаще бывают парциальные задержки развития, в том числе – школьных навыков.
Лечение
А. Просветительная работа. Родителям и ребенку (в понятной для него форме) обязательно разъясняют смысл предстоящего лечения. Как правило, родители не понимают, что происходит с их ребенком, но его поведение их раздражает. Объясняя все “неправильным воспитанием”, они начинают обвинять сами себя и друг друга. Эти обвинения еще больше усиливаются после общения с малоинформированным врачом, не знающим о наследственной природе синдрома нарушения внимания с гиперактивностью и относящим заболевание ребенка целиком на счет ошибок родителей.
Почти всегда родители не знают, что делать с ребенком, и разногласия по этому поводу приводят к новым конфликтам. Необходимо объяснить им причины поведения ребенка. Оно во многом обусловлено врожденными особенностями психики (это, в частности, нарушения внимания), изменить которые родители не могут. Но некоторые симптомы (непослушание, чувство противоречия) возникают или усиливаются именно в результате неправильного воспитания, и устранять их родители должны. Таким образом, задачи просветительной работы здесь такие же, как при умственной отсталости: помочь родителям разобраться в поведении ребенка, развеять иллюзии, объяснить, на что реально можно надеяться и как вести себя с ребенком. Необходимо обсудить общие и частные вопросы воспитания, познакомить родителей с методами вознаграждения, поведенческой психотерапии и т.п. Эффективность этих методов при синдроме нарушения внимания с гиперактивностью до конца не выяснена, но, как показали последние исследования, использовать их целесообразно.
Б. Условия обучения. Если ребенку трудно учиться в обычном классе, его переводят в специализированный класс. Как уже сказано, причины плохой успеваемости детей с синдромом нарушения внимания с гиперактивностью — невнимательность и отсутствие упорства (основные признаки синдрома), иногда в сочетании с парциальными задержками развития школьных навыков. Симптомы можно уменьшить с помощью медикаментозного лечения, но препаратов для лечения задержек развития нет. Тогда ребенку может помочь только обучение в особых условиях, соответствующих его возможностям. В случае парциальных задержек развития школьных навыков это может быть класс коррекции, в случае низкой успеваемости при нормальном интеллекте и отсутствии задержек развития – класс для догоняющих. К сожалению, возможностей для специализированного обучения неуспевающих детей в настоящее время ограничены.
В. Медикаментозное лечение синдрома нарушения внимания с гиперактивностью эффективно примерно в 75—80% случаев. Однако его действие, хотя и выраженное, все же симптоматическое. Поэтому медикаментозное лечение у детей проводят годами, при необходимости продолжая его в юношеском возрасте и у взрослых. То, что медикаментозное лечение не позволяет излечить синдром нарушения внимания с гиперактивностью, не должно умалять его роли: есть множество других хронических психиатрических и соматических заболеваний, при которых эффективна только многолетняя терапия. Подавление симптомов облегчает как интеллектуальное, так и социальное развитие ребенка. Лечение в большинстве случаев заканчивают уже в подростковом возрасте.
В последнее время появилась информация об эффективности при синдрома нарушения внимания с гиперактивностью нового препарата StratteraTM (атомоксетин гидрохлорид).
Причиной гиперактивности много лет считали пищевую аллергию, в связи с чем для лечения предлагали элиминационные диеты и специфическую десенсибилизацию. Однако двойные слепые испытания показали, что пищевые добавки и красители не способны вызвать ни гиперактивность, ни другие симптомы. Тем не менее недавно было установлено, что у детей с аллергией к пищевым продуктам и добавкам специфическая десенсибилизация приводит к значительному уменьшению симптоматики. У детей этой группы были многочисленные симптомы пищевой аллергии: периодические боли в животе и головные боли, высыпания на коже. В настоящее время полагают, что если у ребенка с синдромом нарушения внимания с гиперактивностью имеется пищевая аллергия, то ее излечение способствует регрессу психопатологической симптоматики. Если же аллергии нет, то элиминационные диеты и десенсибилизация на течение синдрома нарушения внимания с гиперактивностью не влияют.
Источник: ИМС НЕВРОНЕТ
опубликовано 25/11/2009 14:32
обновлено 21/05/2013
— Неврология и психиатрия
Источник
Авторы: WoMo
Когда у вас «проблемный» ребенок, вы не можете спрятаться и сделать вид, что все в порядке, — вам об этом много раз в день напоминают все окружающие. Если вы от проблемы не прячетесь и пытаетесь действовать, то будьте готовы к тому, что вас все равно будут критиковать. Это потому, что редко кто понимает суть детского расстройства вроде СДВГ, все думают, что это с вами как с матерью «что-то не так».
Анастасия Мельниченко, общественный деятель, председатель ОО «Студеная», рассказывает о личном материнском опыте.
Моя исповедь
Я просто очень-очень уставшая мама. В моей груди змеей гнездится тревожность, меня бьют панические атаки при мысли о необходимости выйти за пределы квартиры или решить еще хотя бы одну задачу, связанную с ребенком. Я пишу этот текст, чтобы хоть как-то взять себя в руки, потому что мне очень-очень тяжело жить с этим.
Это все началось после очередного витка проблем со старшим сыном, когда родители его одноклассников решили объединиться и очень убедительно попросить нас забрать ребенка из школы. Это наша четвертая школа, к слову. Итак, у моего ребенка СДВГ — гиперактивное расстройство с дефицитом внимания, осложненное оппозиционно-вызывающим поведением.
Гиперактивность — это не просто «избыточная» активность ребенка. Это психиатрический диагноз. Для его обозначения еще используется аббревиатура СДВГ — синдром дефицита внимания и гиперактивность.
Медики говорят, что дети с СДВГ имеют «невидимую неполноценность», то есть неспособность управлять своим поведением, импульсами, у них наблюдаются нарушения мотивационной сферы, отставание в навыках коммуникации. Но при этом такие дети часто очень хорошо интеллектуально и физически развиты. Поэтому таких детей легко записывают в «неадекватных», «плохих», «невоспитанных», «буллеров», «садистов», «малолетних воров».
Родителей, имеющих ребенка с СДВГ, легко стигматизируют как тех, кто не способен «воспитать ребенка» и «сделать с ним что-то». Их обвиняют в том, что они не занимаются детьми, сплавляют их в школу, «забивают» на них, недостаточно стараются и в общем и целом плохие родители. В комментариях в соцсетях их предлагают «закопать», «расстрелять», а детей — «зачморить», изгнать из школы, избить.
Что такое СДВГ
СДВГ, по разным данным, страдает от 1,5% до 5% детей, а некоторые называют цифру и в 15%. Поведенческие проявления СДВГ заключаются в биологически обусловленной особенности работы центральной нервной системы и по большей части не имеют ничего общего со злой волей ребенка или воспитанием. По данным сайта neuronews.com.ua, СДВГ является расстройством генетической природы и связано, в частности, с генами, отвечающими за регулирование обмена и активности двух нейротрансмиттеров — дофамина и норадреналина.
СДВГ — это спектр. Он по-разному проявляется — от определенной «задумчивости» ребенка до нерегулируемого и социально неприемлемого поведения. Поэтому дети с СДВГ, как и дети с расстройствами аутистического спектра, проявляются очень по-разному. Это не болезнь, потому что она не лечится, это особенность работы мозга. Некоторые перерастают СДВГ, некоторые вырабатывают компенсаторные механизмы, некоторые скатывается в употребление алкоголя и наркотиков, связываются с плохими компаниями, имеют в дальнейшем проблемы в отношениях и на работе. Да, эти дети в группе риска, поэтому работать с ними надо очень тщательно и не пускать все на самотек.
СДВГ за рубежом и у нас
В развитых странах есть четкие протоколы лечения СДВГ и эффективные средства поведенческой коррекции. Также за рубежом есть специальные онлайн-курсы для учителей, где даются четкие рекомендации по работе с такими детьми. Эти рекомендации очень просты. Суть в том, что если кому-то нужны очки, чтобы видеть, или палочка, чтобы ходить, то детям с СДВГ нужна тоже небольшая помощь. Иметь возможность жевать на уроке, выходить из класса или ёрзать на стуле. Иметь возможность решать задачи в тишине (например, писать самостоятельные в коридоре или отдельной комнате). Получать четкие, последовательные инструкции. Получать похвалу за простейшие действия, типа записанного домашнего задания.
Зато в Украине это расстройство до сих пор окутано мифами. По словам директора Института психического здоровья А. Романчука, Всемирная ассоциация детской и подростковой психиатрии и смежных профессий назвала СДВГ проблемой № 1 в сфере охраны психического здоровья детей и подростков еще в 2004 году, чтобы привлечь внимание специалистов к этому вопросу. Потому что нас таких детей «выживают» из классов, а мам буквально травят родительским и учительским коллективом, обвиняя в недостаточной компетентности. Разрыв цивилизаций впечатляет.
В Украине (и в России) лечение, которое назначается международными протоколами для детей с СДВГ (то есть лекарствами первого выбора) — недоступно. Недоступно, понимаете? Никак.
Препараты на основе метилфенидата — это препараты строгого учета. В Украине они сертифицированы. Говорят, что они даже входят в список лекарств, которые государство должно покрывать пациентам за свой счет. Даже тендеры проводятся, которые… признают недействительными, потому что на них никто из производителей не подается. На вопрос «почему?» производитель отвечает, что в Украине нет рынка сбыта. Мол, когда-то препараты завозили, а затем сожгли. Мамы и папы обивают ноги в поисках лекарств, которых нигде нет, а их просто сожгли. Прежде.
Интересно получается. То есть государство готово закупать за свои средства препарат, а рынка сбыта нет. То есть в Украине статистика детей с СДВГ такая же, как и в мире, но рынка сбыта — нет. Мистика! Зато врачи радостно назначают «фуфломицины» российского производства, эффективность которых ничем не доказана.
Что же делают мамы таких детей? Купить лекарства в Украине невозможно, купить по официальному украинскому рецепту лекарства в Европе невозможно (я проверила Польшу, Германию, Италию, Турцию и Израиль — это действительно лекарство строгого учета, никто по украинскому рецепту не продает), купить у нелегальных перекупщиков практически невозможно. Поэтому единственный выход — ехать в Европу или Израиль, становиться там с ребенком на учет и возить ребенка раз в 3 месяца за границу, чтобы получить рецепт на 3 банки концерты или риталина.
Научно доказано, что прием психостимуляторов приводит к уменьшению проявлений СДВГ у 70–90% детей с таким диагнозом. То есть тотальное большинство семей, которые сталкиваются с этим расстройством, получили бы повышение качества жизни лишь благодаря доступности медикаментов.
Мифы об СДВГ
- Это простая невоспитанность. Нет, в основном проявления гиперактивности и отсутствие импульс-контроля не связаны с плохим воспитанием или злым умыслом ребенка. Это биологически обусловленные особенности функционирования центральной нервной системы. Поэтому не следует ругать или обвинять ребенка: он просто не может это контролировать. Это все равно, что ругать человека с плохим зрением, что он не может что-то разглядеть.
- Такого диагноза не существует, это заговор фармкомпаний. В международном классификаторе болезней (МКБ-10) СДВГ идет с шифром F90. Это официально признанное, тщательно изученное расстройство. Первое детальное описание расстройства датируется 1902 годом. Действительно на Западе велись дискуссии о чрезмерной диагностике СДВГ, однако нам это точно не грозит. У нас, скорее, противоположная проблема — дети с СДВГ недодиагностированы. Как бы там ни было, но симптомы СДВГ очевидны и диагностируются с помощью тестов и ЭЭГ.
- Метилфенидат — это детский наркотик. Эта волна фейлов о «детском наркотике» катится из России и оседает в Украине. Действительно препараты, которые выписывают детям с СДВГ, на здоровых людей действуют как стимуляторы, в то время как на детей с гиперактивностью они действуют… не знаю, как это описать. Успокаивающе? Стабилизирующе? Эти лекарства действуют на обмен нейротрансмиттеров норадреналина и дофамина, которые в лобных долях отвечают за импульс-контроль.
Исследования показали, что эффективность использования психостимуляторов в качестве лекарства первого выбора при СДВГ составляет 80% по сравнению с группой, принимавшей плацебо. Такие дети под действием лекарств получают способность контролировать свои импульсы и держать фокус внимания.
Не знаю, кто пробовал метилфенидат, кого он «вштырил», чтобы такое говорить, но никакого наркотического эффекта дети с СДВГ не ощущают.
- Таких детей нужно изолировать! Первая реакция социума на таких детей — выбросить их прочь. И это вполне понятно, потому что они часто дерутся, нарушают покой. Но мне больно, что вместо поиска понимания, благодаря которому все дети будут в безопасности и с реализованным правом на образование, в основном вопросы гиперактивных детей решаются по одному сценарию: избавиться. Но суть инклюзии в том, что мы создаем условия обучения для всех, убирая барьеры и преграды, помогая тем, кому эта помощь нужна/
Психиатры говорят, что таким детям противопоказано индивидуальное обучение. Это должен быть инклюзивный класс, сопровождение взрослых, что угодно — но не изоляция. Это все равно, что человеку, которому для физической реабилитации надо расхаживать ноги, запретить ходить. Точно так же ребенку, у которого страдают навыки социализации и коммуникации, надо социализироваться и коммуницировать.
- Эти дети — настоящие монстры. Детей с СДВГ часто демонизируют. Мне писала одна мама такого ребенка и рассказывала о легендах, которые ходят в школе вокруг ее сына. Мол, что он выколол бабушке глаза, а дедушку ударил ножом. И что если он сейчас так реагирует на раздражители, то в старших классах, когда ему понравится девушка, то он будет ее насиловать. «Наши дети что, должны ходить в латах?» — спрашивают родители в чате, и их тональность мне до боли знакома.
О моем ребенке тоже ходили легенды. Одна из мам пожелала мне, чтобы ребенок со мной делал то же, что сделал с учительницей. Было срочно созвано родительское собрание, где должны были рассматривать один вопрос: как мой ребенок таскал учительницу за волосы и что с ним делать после этого. Опрос учительницы показал, что дети просто пустили слух — никто никого за волосы на самом деле не таскал.
А как оно маме?
Каково быть мамой ребенка, который не может контролировать свои импульсы и сидеть на месте? Ребенка, который не имеет возможности себя мотивировать, выдает преувеличенную реакцию на раздражители и испытывает трудности с построением социальных связей? Как быть с вечно обиженным, вечно раздраженным ребенком?
Это постоянная усталость. Усталость, когда не можешь хотя бы 10 минут побыть наедине или в тишине, потому что кто-то переворачивает дом вверх дном, бьет брата, обижается, кричит, хлопает дверью. Не говорите, что все дети такие. Это и близко не так. Конечно, у всех детей такое случается. У моего ребенка это ВСЁ время так.
Быть мамой такого ребенка — это постоянный, хронический стыд. Стыд за все: за то, что твой ребенок не способен уживаться в коллективе, не способен к социализации, дерется, замахивается на учителей. Его выгоняют из всех кружков и лагерей. А все, буквально все, считают, что это твой воспитательный промах. Даже самые близкие люди не со зла, но задаются вопросом: может, это проблемы воспитания?
Это стресс от каждого звонка из школы, из кружка. Это оппозиция ко всему классу и готовность бросаться на всех, как пантера. Почему? Потому что сил уже нет терпеть бесконечные обвинения. Это каждый раз приходить в каждый коллектив с тысячей уже оттопыренных заранее игл, зная, что «сейчас начнется». Например, начнутся обвинения, что я делаю недостаточно. Честно говоря, даже не знаю, когда было бы достаточно. Недостаточно, что ребенка ведет невролог, психолог, психотерапевт, психиатр? Кого еще добавить в этот список? Куда еще регулярно возить ребенка, чтобы стало достаточно? Что мне делать с ребенком, чьи особенности не лечатся воспитанием, а медикаментозная коррекция в Украине недоступна?
А как же детям?
От СДВГ страдает, в первую очередь, самооценка детей. Это дети, которые с рождения слышат в основном замечания в свой адрес. Представьте себе, как это: ежедневно слышать лишь критику и замечания. Неудивительно, что дети с СДВГ чувствуют себя изгоями в коллективах. Но есть определенные коллективы, где эта их потребность может реализоваться. Например, в так называемых «плохих компаниях», где агрессивность таких детей ставится в плюс.
Что же делать?
Хвалить таких детей за каждый хороший поступок, за то, на что у обычных детей даже не обращают внимания: «Ты сегодня записал все домашние задания — какой ты молодец!», «Ты сложил свои вещи в шкаф — это очень ответственно», «Сегодня ты смог не сорваться, хотя критика была несправедливой. Какой ты, ух!».
Находить возможность социализироваться положительным образом. Даже если взрослому придется присутствовать на уроках или кружках. Показывать способы взаимодействия с другими детьми ненасильственными методами. Быть на стороне своего ребенка.
***
Одна из серий ситкома «Мамочка» была посвящена СДВГ. Сам сериал рассказывает об алко- и наркозависимых женщинах, чья жизнь до того, как они бросили пагубную привычку, была крайне асоциальной. Одной из героинь сериала внезапно ставят диагноз СДВГ. И она говорит такую речь на встрече анонимных алкоголиков: «Я была у врача, и он поставил мне диагноз: синдром дефицита внимания. И это объясняет всю мою жизнь! Проблемы в учебе, на работе, в отношениях. Есть и хорошие новости: я могу попросить больше времени на ВНО. Даже могу сдать его в отдельной комнате, чтобы не отвлекаться. Попробовать еще раз. Вот бы так же переделать в жизни все, что я сделала не так! Боже, и как никто не заметил? Если бы хоть один из приемных родителей или учителей сказал: она не тупая! Ей просто нужна помощь! — то все могло бы пойти иначе. Мне всю жизнь было трудно, а теперь я узнаю, что все могло быть иначе! Я могла так многое сделать по-другому».
И на этом я хотела бы закончить. Моя мечта — это чтобы мы все — и родители гиперактивных детей, и родители детей без гиперактивности, — поняли, что детям с СДВГ отчаянно нужна помощь. Чтобы они могли многое сделать по-другому. И прожить хорошую, полноценную жизнь.
На украинском языке этот материал можно прочесть здесь.
опубликовано 15/05/2019 16:09
обновлено 19/07/2019
— Педагогика и психология, Методы лечения, Врожденные и наследственные болезни, Нервные, психические и психологические болезни, Организация здравоохранения, Особенные дети и их семьи
Источник