Гиперактивность у ребенка 2 года комаровский

Гиперактивность у ребенка 2 года комаровский thumbnail

Attention-Deficit/Hyperactivity Disorder (AD/HD)

Синдром нарушения внимания с гиперактивностью ранее называли минимальной дисфункцией (ММД) головного мозга, минимальным повреждением головного мозга, гиперкинетическим синдромом, синдромом гиперактивности. Это одно из самых частых нарушений функции мозга у детей, а у примерно 60% оно сохраняется и в зрелом возрасте. Синдром нарушения внимания с гиперактивностью у взрослых часто остается недиагностированным. Между тем распознать этот синдром важно, так как имеется его эффективное, недорогое и безопасное лечение. Ранняя и непрерывная терапия в детстве дает не только непосредственный эффект – она способствует формированию нормального поведения в зрелом возрасте.

Активные или гиперактивные дети?

Не следует любого возбужденного ребенка относить к категории детей с синдромом нарушения внимания с гиперактивностью. Если ваш ребенок полон энергии, если она бьет через край, отчего малыш порой становится упрямым и непослушным – это не значит, что он гиперактивен. Если вы заболтались со своей подругой, а ребенок начинает злиться, не может устоять на месте, усидеть за столом – это нормально. Утомляют детей и длительные переезды.

У всякого ребенка время от времени случаются минуты гневливости. А сколько детей начинают “разгуливаться” в постели, когда пора спать, или балуются в магазине! То, что ребенок становится как заводной, давая выход скуке, вовсе не признак гиперактивности.

Шумный ребенок-баловник или малыш, который просыпается ни свет, ни заря, полный сил и энергии – это радость, а не повод для беспокойства.

И, наконец, ребенок, имеющий мотивированные отклонения в поведении, тоже не относится к разряду гиперактивных.

Признаки гиперактивности

Диагностические критерии синдрома нарушения внимания с гиперактивностью с годами менялись. Симптомы почти всегда появляются до 7 лет, обычно в 4 года. Средний возраст при обращении к врачу – 8-10 лет: в этом возрасте учеба и работа по дому начинают требовать от ребенка самостоятельности, целеустремленности и сосредоточенности. Детям более раннего возраста диагноз при первом обращении обычно не ставят, а ждут несколько месяцев, в течение которых симптомы должны сохраняться. Это позволяет избежать диагностических ошибок: так, преходящее нарушение внимания может быть реакцией, например, на ссору или развод родителей.

Основные признаки – нарушение внимания, гиперактивность, и импульсивность. В зависимости от присутствия или отсутствия специфических признаков синдром нарушения внимания с гиперактивностью разделен на три подтипа: дефицит внимания, гиперактивность, смешанный.

Для диагностики синдрома нарушения внимания с гиперактивностью необходимо наличие шести из девяти признаков из нижеупомянутых категорий. Признаки должны присутствовать в течение по крайней мере шести месяцев.

Признаки для трех первичных подтипов:

А. Дефицит внимания:

1. Снижено избирательное внимание, неспособен надолго сосредоточиться на предмете, деталях предмета, делает небрежные ошибки.

2. Не может сохранять внимание: ребенок не может выполнить задание до конца, несобран при его выполнении.

3. Впечатление, что не слушает, когда к нему обращаются непосредственно.

4. Не выполняет прямые инструкции или не может их закончить.

5. Имеет трудность с организацией своей деятельности, часто переключаются с одного занятия на другое.

6. Избегает или не любит задачи, требующих длительного умственного напряжения.

7. Часто теряет вещи, в которых он нуждается.

8. Легко отвлекается посторонним шумом.

9. Повышенная забывчивость в повседневной деятельности.

В. Гиперактивность и импульсиность:

1. При волнении интесивные движения руками или ногами или поеживаниями в стуле.

2. Должен часто вставать с места.

3. Резкие подъемы с места и чрезмерный бег.

4. Трудность участвовать в тихих действиях досуга.

5. Действует, как будто “заведенный”.

6. Выкрики с места и другие шумные выходки во время занятий и т.д..

7. Говорит ответы прежде, чем были закончены вопросы.

8. Неспособностью ждать своей очереди в играх, во время занятий и т.д..

9. Вмешивается в разговор или деятельность других.

С. Смешанный: Встречаются признаки нарушения внимания и гиперактивности.

Причины гиперактивности

Ранее причиной синдрома нарушения внимания с гиперактивностью считали внутриутробное или перинатальное повреждение головного мозга. Сейчас получены данные о генетической предрасположенности к синдрому нарушения внимания с гиперактивностью. 20-30% родителей больных страдают или страдали синдромом нарушения внимания с гиперактивностью. Помимо этого у родителей чаще, чем среди населения в целом, встречаются алкоголизм, асоциальная психопатия и аффективные расстройства; у приемных же родителей частота этих заболеваний обычная. Гипотеза, что причиной синдрома нарушения внимания с гиперактивностью является пищевая аллергия, в контролируемых испытаниях не подтвердилась. В некоторых случаях причиной заболевания могут быть нарушения внутриутробного развития. Полагают также, что развитию синдрома нарушения внимания с гиперактивностью могут способствовать перенесенный синдром Рейе, фетальный алкогольный синдром, свинцовое отравление, однако эти предположения пока не подтверждены.

Распространенность и прогноз

Синдром нарушения внимания с гиперактивностью чаще встречается у мальчиков. Относительная распространенность среди мальчиков и девочек – 4:1. В настоящее время у школьников начальных классов распространенность синдрома принимают равной 3-10%.

Более чем у половины детей, страдавших синдром нарушения внимания с гиперактивностью в начальных классах, этот синдром сохраняется и в подростковом возрасте. Такие подростки склонны к наркомании, с трудом адаптируются к коллективу. В примерно 60% случаев симптомы переходят и в зрелый возраст.

Длительные наблюдения за больными и ретроспективные исследования показали, что гиперактивность в подростковом периоде у многих уменьшается, даже если остаются другие нарушения. У людей, страдавших в детстве тяжелыми формами синдрома нарушения внимания с гиперактивностью, в подростковом и зрелом возрасте высок риск социальной дезадаптации. Как отмечено выше, синдром нарушения внимания с гиперактивностью (обычно в сочетании с поведенческими расстройствами) может быть предвестником целого ряда нарушений личности, прежде всего асоциального поведение (кражи, алкоголизм, употребление наркотиков, беспорядочные половые связи). Дети без гиперактивности менее агрессивны и враждебны к окружающим. У них, по-видимому, чаще бывают парциальные задержки развития, в том числе – школьных навыков.

Лечение

А. Просветительная работа. Родителям и ребенку (в понятной для него форме) обязательно разъясняют смысл предстоящего лечения. Как правило, родители не понимают, что происходит с их ребенком, но его поведение их раздражает. Объясняя все “неправильным воспитанием”, они начинают обвинять сами себя и друг друга. Эти обвинения еще больше усиливаются после общения с малоинформированным врачом, не знающим о наследственной природе синдрома нарушения внимания с гиперактивностью и относящим заболевание ребенка целиком на счет ошибок родителей.

Читайте также:  Чем помазать шишку на голове у ребенка 2 года

Почти всегда родители не знают, что делать с ребенком, и разногласия по этому поводу приводят к новым конфликтам. Необходимо объяснить им причины поведения ребенка. Оно во многом обусловлено врожденными особенностями психики (это, в частности, нарушения внимания), изменить которые родители не могут. Но некоторые симптомы (непослушание, чувство противоречия) возникают или усиливаются именно в результате неправильного воспитания, и устранять их родители должны. Таким образом, задачи просветительной работы здесь такие же, как при умственной отсталости: помочь родителям разобраться в поведении ребенка, развеять иллюзии, объяснить, на что реально можно надеяться и как вести себя с ребенком. Необходимо обсудить общие и частные вопросы воспитания, познакомить родителей с методами вознаграждения, поведенческой психотерапии и т.п. Эффективность этих методов при синдроме нарушения внимания с гиперактивностью до конца не выяснена, но, как показали последние исследования, использовать их целесообразно.

Б. Условия обучения. Если ребенку трудно учиться в обычном классе, его переводят в специализированный класс. Как уже сказано, причины плохой успеваемости детей с синдромом нарушения внимания с гиперактивностью – невнимательность и отсутствие упорства (основные признаки синдрома), иногда в сочетании с парциальными задержками развития школьных навыков. Симптомы можно уменьшить с помощью медикаментозного лечения, но препаратов для лечения задержек развития нет. Тогда ребенку может помочь только обучение в особых условиях, соответствующих его возможностям. В случае парциальных задержек развития школьных навыков это может быть класс коррекции, в случае низкой успеваемости при нормальном интеллекте и отсутствии задержек развития – класс для догоняющих. К сожалению, возможностей для специализированного обучения неуспевающих детей в настоящее время ограничены.

В. Медикаментозное лечение синдрома нарушения внимания с гиперактивностью эффективно примерно в 75-80% случаев. Однако его действие, хотя и выраженное, все же симптоматическое. Поэтому медикаментозное лечение у детей проводят годами, при необходимости продолжая его в юношеском возрасте и у взрослых. То, что медикаментозное лечение не позволяет излечить синдром нарушения внимания с гиперактивностью, не должно умалять его роли: есть множество других хронических психиатрических и соматических заболеваний, при которых эффективна только многолетняя терапия. Подавление симптомов облегчает как интеллектуальное, так и социальное развитие ребенка. Лечение в большинстве случаев заканчивают уже в подростковом возрасте.

В последнее время появилась информация об эффективности при синдрома нарушения внимания с гиперактивностью нового препарата StratteraTM (атомоксетин гидрохлорид).

Причиной гиперактивности много лет считали пищевую аллергию, в связи с чем для лечения предлагали элиминационные диеты и специфическую десенсибилизацию. Однако двойные слепые испытания показали, что пищевые добавки и красители не способны вызвать ни гиперактивность, ни другие симптомы. Тем не менее недавно было установлено, что у детей с аллергией к пищевым продуктам и добавкам специфическая десенсибилизация приводит к значительному уменьшению симптоматики. У детей этой группы были многочисленные симптомы пищевой аллергии: периодические боли в животе и головные боли, высыпания на коже. В настоящее время полагают, что если у ребенка с синдромом нарушения внимания с гиперактивностью имеется пищевая аллергия, то ее излечение способствует регрессу психопатологической симптоматики. Если же аллергии нет, то элиминационные диеты и десенсибилизация на течение синдрома нарушения внимания с гиперактивностью не влияют.

Источник: ИМС НЕВРОНЕТ

опубликовано 25/11/2009 14:32

обновлено 21/05/2013

– Неврология и психиатрия

Источник

Практически каждый современный родитель слышал про такое понятие, как гиперактивный ребенок, а многие даже используют его по отношению к своим детям. Но далеко не все действительно понимают, что синдром гиперактивности является не красивым названием повышенной детской активности, а своего рода заболеванием, которое обусловлено нарушением функционирования головного мозга и способно серьезно повлиять, прежде всего, на жизнь ребенка и его отношения со сверстниками. При этом нельзя забывать, что рано или поздно дети вырастают, становятся взрослыми, и синдром гиперактивности может преследовать их и дальше.

Мальчик прыгает на диване рядом с мамой

Что такое гиперактивность

Гиперактивностью называют состояние, при котором наблюдается повышенная возбудимость ребенка, что проявляется чрезмерной речевой и двигательной активностью. Нередко подобное сочетается с нарушениями внимания и импульсивностью, что в комплексе в медицине носит название синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Очень часто это сопровождается расстройствами поведения и эмоциональной неустойчивостью. В результате ребенок постоянно находится в состоянии нервного напряжения, которое он пытается сбросить путем физической активности. В целом он просто не может вести себя по-другому и тем более сознательно корректировать собственное поведение.

Но повышенная возбудимость ребенка доставляет массу проблем, как его родителям и педагогам, так и ему самому. Нарушение работы нервной системы накладывает отпечаток на его отношения с ровесниками и взрослыми, что в конечном итоге часто становится причиной возникновения психологических проблем и комплексов.

При этом может наблюдаться дефицит внимания, который и заставляет чаще всего родителей искать помощи у специалистов. Проблемы с концентрацией и усидчивостью вызывают негативные отклики о работе ребенка на занятиях в детском саду, других дошкольных учреждениях, а затем и в школе.

Согласно медицинской статистике, синдром гиперактивности диагностируется у 6% детей школьного возраста и 3% подростков, при этом мальчики страдают от него в 5-6 раз чаще.

Мальчик ползет по полу и кричит

Не стоит путать неврологически-поведенческое расстройство с повышенной активностью. Подавляющее большинство детей не может долгое время усидеть на месте и стремиться к подвижным играм. Но при гиперактивности наблюдается действительно патологическая неспособность ребенка вести себя спокойно, что создает проблемы даже для него самого. Под этим термином подразумевается не просто диагноз, а целый комплекс нарушений, объединяемых по наличию отдельных признаков, не соответствующих конкретному возрасту, чем и объясняется многогранность проявлений синдрома.

Таким образом, СДВГ может проявляться у разных детей по-разному, на основании чего и выделяют его разновидности. У одних детей может одновременно присутствовать как чрезмерная подвижность, так и расстройство внимания, у других – наблюдаться только гиперактивность или проблемы с концентрацией. В последнем случае ребенок отличается импульсивностью, на него постоянно поступают жалобы воспитателей и педагогов в связи с плохим поведением, которое, нужно признать, он не способен самостоятельно контролировать. Но при этом такой ребенок может успешно справляться с решением задач, требующих сосредоточенности и внимания. Также бывают ситуации, когда присутствует только расстройство внимания, но ребенок не отличается гиперактивностью, или же наблюдаются смешанные типы.

Читайте также:  Атоксил ребенку 2 года доза

Поэтому поводом для получения консультации врача при подозрении на наличие гиперактивности являются:

  • постоянная высокая активность и проблемы с концентрацией внимания;
  • возникновение трудностей при общении с другими людьми из-за особенностей поведения, в частности другими детьми на детских площадках;
  • постоянное неудовлетворительное поведение в дошкольных учреждениях;
  • низкая успеваемость в школе и плохое поведение;
  • полное отсутствие желания или даже возможности самостоятельно выполнять домашние задания;
  • агрессивность в отношении других людей, животных.

Мальчик бьет подушкой старшего брата

Причины

Существует множество предположений по поводу того, что именно может провоцировать развитие синдрома гиперактивности у детей, но не один невролог не сможет точно назвать их полный перечень и проследить четкую связь между какими-либо событиями и факторами с проявлением гиперактивности. Сегодня считают, что она развивается на фоне сочетания комплекса различных нарушений и внешних воздействий. Поэтому выделяют биологические, генетические и психосоциальные факторы, присутствие которых способствует возникновения гиперактивности и/или расстройства внимания.

Проводившиеся исследования подтверждают, что действие наследственного фактора обнаруживается у 50% детей с таким диагнозом. Что же касается биологических нарушений, то основными причинами развития СДВГ считаются церебрально-органические изменения, то есть те, которые сопровождаются нарушениями функционирования нервной системы, а именно:

  • преждевременные или осложненные роды, что повлияло на развитие нервной системы или стало причиной возникновения гипоксии (кислородного голодания);
  • профессиональные вредности, с которыми сталкивалась женщина во время беременности, а также курение, употребление алкоголя, ряда лекарственных средств;
  • внутриутробные инфекции;
  • перенесение беременной женщиной стресса или частое физическое переутомление;
  • далекое от здорового питание во время беременности;
  • преждевременные роды или «переношенная» беременность;
  • рождение ребенка до 20 лет или после 40 лет;
  • нарушения обмена веществ, особенно склонные передаваться по наследству.

Считается, что дефицит качественной белковой пищи, витаминов и минералов в ежедневном рационе на фоне избытка простых углеводов, особенно потребляемых в больших количествах по утрам (хлеб, булки, сладости) создают благоприятные условия для возникновения СДВГ.

Причины развития СДВГ

Не последняя роль в развитии заболевания отводится психосоциальным факторам, среди которых наиболее значимыми считаются:

  • алкоголизм и серьезные разногласия между родителями;
  • насилие в семье;
  • перенесение ребенком психологической травмы;
  • низкое социальное положение семьи, дефицит средств к существованию, что может отягощаться насмешками со стороны сверстников.

Способствуют развитию гиперактивности у детей завышенные требования родителей к ним, постоянная неудовлетворенность достижениями и т. д.

Как проявляется синдром гиперактивности

Впервые заболевание может проявиться в любом возрасте, начиная с грудничкового периода. Оно может сопровождаться:

  • беспокойством;
  • неусидчивостью;
  • раздражительностью, плаксивостью;
  • нарушениями сна;
  • снижением уровня внимания, постоянной отвлекаемостью;
  • импульсивностью;
  • упрямством;
  • задержкой развития речи.

Для каждого возраста разработаны отдельные нормы, несоответствие которым заставляет задуматься о возникновении нарушений в работе нервной системе. Например, очень быстрое переключение на другие окружающие предметы, озвучивание случайных мыслей, воспоминаний называют отвлекаемостью, что является одним из наиболее ярких признаков дефицита внимания.

Длительность сохранения активного внимания у детей разного возраста

Другим термином, часто звучащим при диагностировании СДВГ, является «импульсивность». Это значит, что ребенок при получении какого-либо задания не дослушивает до конца рекомендации или инструкции и преждевременно приступает к выполнению. В результате он обычно недооценивает сложность задачи или справляется с ней неправильно, так как проигнорировал требования. При этом импульсивные дети не способны думать о последствиях своих действий, поэтому часто получают травмы, становятся жертвами несчастных случаев разной тяжести и попадают в неприятные ситуации.

Гиперактивность или нет

Как уже говорилось, очень часто здоровая детская активность и непосредственность путается с таким нарушением функционирования нервной системы, как синдром дефицита внимания и гиперактивности. Наличие именно СДВГ родители могут заподозрить по присутствию следующих признаков:

  • ребенок значительно подвижнее, чем его ровесники (иногда родители говорят, что он «бегает по потолку»);
  • повышенная возбудимость, что проявляется присутствием лишних движений (ребенок постоянно вертится, болтает ногами, качается на стуле, играет руками и т. д.) или речевой несдержанностью (ребенок болтает, не замолкая);
  • рассеянность – при СДВГ дети постоянно теряют и забывают личные вещи, не слушают получаемые от взрослых инструкции даже непродолжительные и отвлекаются;
  • быстрое наступление усталости при необходимости выполнения заданий, требующих усидчивости и концентрации на процессе – родители школьников подчас вынуждены постоянно сидеть рядом с ребенком во время выполнения домашней работы и контролировать их;
  • повышенная эмоциональность, проявляющаяся абсолютной несдержанностью и выплескиванием любых эмоций на окружающих;
  • невозможность довести начатое дело до логического завершения – ребенок теряет интерес к занятию и быстро переходит к другому виду деятельности;
  • отсутствие самоконтроля, проявляющееся постоянным перебиванием других людей, сложностями при необходимости дожидаться своей очереди либо где, склонность к ссорам и дракам;
  • нарушения координации, в результате чего ребенок может часто травмироваться.

Признаки СДВГ всегда возникают до 7 лет, но обращать на себя внимание они чаще всего начинают в поздний дошкольный и школьный период жизни ребенка.

Мальчик отвлекся от домашнего задания на игру

Кроме того, при СДВГ у детей старше 4 лет родители могут терять контроль над их поведением. Такие дети часто не просто не слушаются взрослых, а неспособны договариваться и искать компромисс и в целом следовать установленным правилам. Но подобные «симптомы» могут проявляться вместе или по отдельности и у здоровых детей во время сложного психологического периода, переживания кризиса 3-х, 6-7-ми лет и т. д. Поэтому бить тревогу родителям следует только, если у ребенка присутствует несколько из вышеописанных нарушений, причем дольше полугода, и они мешают ему адаптироваться в социуме.

Гиперактивность – перманентное состояние. Поэтому дети с таким синдромом одинаково ведут себя везде: дома, в садике, школе, на прогулке.

Диагностика СДВГ

Что бы ни утверждали воспитатели в детском саду, учителя, другие родители или знакомые, точно дать оценку состоянию ребенка может только врач, а диагностировать синдром гиперактивности в сочетании или без нарушения внимания способен только невролог или детский психолог. Педагоги или другие общающиеся с ребенком люди могут лишь обратить внимание родителей на те или иные черты личности малыша, имеющиеся трудности при работе с ним и высказать предположение о необходимости получения консультации специалиста.

Читайте также:  Подготовка ребенка 2 года к садику

При диагностике СДВГ врач должен исключить другие патологии нервной системы и нарушения развития. Поэтому нередко требуется консультации обоих узких специалистов – невролога и психолога. Это позволит точно дифференцировать СДВГ от:

  • последствий психологической травмы, тревожных расстройств;
  • расстройств аутического спектра (могут сочетаться с гиперактивностью);
  • определенных видов шизофрении, эпилепсии;
  • эндокринных патологий.

Доктор разговаривает с девочкой и ее мамой

Поэтому диагноз не может быть поставлен на первой же консультации врача. Для этого, кроме подробной беседы с ребенком и его родителями, требуется понаблюдать за его поведением, а также провести нейропсихологическое тестирование. Для исключения других патологий назначаются:

  • общий и биохимический анализ крови;
  • ЭЭГ;
  • МРТ головного мозга;
  • ЭКГ и другие исследования.

Лечение гиперактивности

Синдром гиперактивности и дефицита внимания обязательно требует комплексного лечения. Сегодня часто можно услышать, что со временем ребенок перерастет свою повышенную возбудимость и его состояние придет в норму, поэтому ничего делать не надо. Особенно часто подобными высказываниями грешат бабушки и дедушки. В действительности при отсутствии грамотной коррекции проблема никуда не денется, а лишь трансформируется.

По мере взросления ребенка на фоне отсутствия лечения можно рассчитывать только на устранение чрезмерной подвижности. Но поскольку нарушение в работе нервной системы сохраняется, она сменится суетливостью и постоянным внутренним беспокойством. Взрослые с СДВГ, не знающие о своем диагнозе, отличаются безответственностью, конфликтностью, склонностью к неоправданному риску. Также им трудно самостоятельно организовывать и планировать свою деятельность, а также следовать разработанному плану.

Загруженный работой молодой человек разговаривает по телефону

Поэтому при получении диагноза «синдром дефицита внимания и гиперактивности» нужно не паниковать, а точно следовать рекомендациям невролога и психолога, чтобы правильно организовать процесс реабилитации. Это позволит значительно улучшить состояние ребенка и поможет ему избежать многих проблем.

Поскольку СДВГ является многофакторным нарушением и может проявляться по-разному, лечение для каждого ребенка подбирается строго индивидуально. Оно может включать:

  • медикаментозную терапию;
  • коррекцию образа жизни;
  • изменение питания;
  • мануальную терапию с элементами остеопатии.

Для эффективного лечения повышенной возбудимости родителям вместе с ребенком рекомендуется работать с психологом. Это поможет создать благоприятную атмосферу в семье и улучшить межличностные отношения. Работа с психологом позволит сформировать компенсационные механизмы, которые помогут ребенку лучше контролировать собственное поведение, научить ладить со сверстниками и лучше учиться. Также показано получение консультаций дефектолога, который поможет построить правильную программу по коррекции имеющихся нарушений.

Конфликты между родителями усугубляют течение СДВГ.

Родители детей с официально диагностированной гиперактивностью должны провести беседу с воспитателем в детском саду, учителями в школе и другими людьми, работающими с ними. Целью этого разговора является донесение информации об особенностях ребенка и том, как лучше организовать учебный процесс, чтобы это было максимально комфортно для него и педагога, не провоцировало возникновение сложностей в общении.

Медикаментозная терапия

Лекарственные средства назначаются детям не всегда. Чаще всего потребность в них возникает при неэффективности коррекции образа жизни. Медикаментозная терапия в основном направлена на устранение симптомов СДВГ и облегчение состояния ребенка. Она может включать:

  • седативные средства;
  • ноотропы;
  • легкие снотворные;
  • психостимуляторы;
  • нейролептики;
  • антидепрессанты (в тяжелых случаях).

Таблетки в чайных ложках

Коррекция образа жизни

Детей с повышенной возбудимостью нужно просто любить. Их нужно хвались за малейшие успехи и поощрять к дальнейшей деятельности. Родителям стоит акцентировать внимание на положительных сторонах личности ребенка и в спокойном, доброжелательном тоне беседовать с ним о принятых нормах и правилах поведения в обществе.

Гиперактивные дети больше других нуждаются в четком распорядке дня. Поэтому, если такового нет, его следует выработать. Ребенок должен просыпаться, гулять, кушать, ложиться спать в одно и то же время. Это позволит лучше контролировать течение СДВГ.

Важно постараться выделить для ребенка личное пространство. Если возможности отвести ему отдельную комнату нет, нужно обустроить хотя бы собственный уголок, где он сможет изолироваться от взрослых. Но поскольку детям с повышенной возбудимостью сложно самостоятельно наводить и поддерживать порядок, нужно быть готовым к бардаку и длительному процессу привития навыка убирать за собой.

Как уже говорилось, дети с СДВГ могут отличаться забывчивостью. Поэтому родители вместе с ними могут создавать специальные временные или постоянные чек-листы, которые должны помочь ребенку не забыть ничего важного. Не лишним будет оставлять по мере необходимости стикеры и различные напоминалки.

Напоминание для детей

Очень хорошо на состоянии гиперактивных детей сказываются занятия спортом. Но это должны быть не командные виды, а единоборства, плавание, конный спорт и т. д.

Изменение питания

При повышенной возбудимости рекомендовано снизить количество сладостей в рационе ребенка и других источников простых углеводов. При этом питание должно полностью покрывать потребности организма в белках, витаминах и минерах.

Мануальная терапия с элементами остеопатии

Мануальная терапия способна творить настоящие чудеса с детьми, отличающимися повышенной возбудимостью. С помощью особых, абсолютно безопасных приемов ручного воздействия доктор может эффективно воздействовать на последствия гипоксии и других биологических нарушений, создавая условия для нормализации деятельности нервной системы. Сеансы мануальной терапии позволяют воздействовать на причину развития СДВГ, чего не в силах сделать ни один другой метод лечения. В результате ребенок становится значительно спокойнее, улучшается его способность воспринимать и обрабатывать информацию, равно как и успехи в школе.

Мануальная терапия для детей

Таким образом, гиперактивность нельзя назвать опасным заболеванием. Но такое состояние способно существенно снизить качество жизни ребенка и его близких, а в дальнейшем и перейти с ним во взрослую жизнь. Но паниковать при получении такого диагноза не стоит. Сегодня с СДВГ можно и нужно бороться, но для того, чтобы борьба была эффективной, обязательно требуется помощь квалифицированных специалистов. Симптомы СДВГ могут обостряться при смене сезонов, болезни и действии других факторов, но это не означает отказа назад, а является неизбежным явлением, с которым нужно смириться и продолжать лечение. В результате ваш взрослый ребенок сможет жить полноценной жизнью, не испытывать трудностей в общении и достичь любой поставленной цели.

Источник