Гимнастика для ребенка 2 года жизни

Гимнастика для ребенка 2 года жизни thumbnail

Медицинский эксперт статьи

х

Весь контент iLive проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.

У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках ([1], [2] и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.

Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.

Упражнения для детей 2 лет, как и любая правильная физическая нагрузка для детей всех возрастных категорий, направлены на их гармоничное развитие и укрепление здоровья.

По мере роста двигательная активность ребенка возрастает, хотя малыш-двухлетка еще плохо координирует движения, теряет равновесие, часто падает. Но навыки постоянного совершенствуются, и помогают этому упражнения для детей 2 лет, адекватные их физическим возможностям.

[1], [2]

Учитываем особенности

Предлагая ребенку выполнять упражнения для детей 2 лет, следует учитывать анатомо-физиологические особенности и уровень развития костно-мышечной системы, характерные для этого возраста:

  • из-за своеобразных пропорций тела у детей этого возраста (ноги короче, чем туловище) центр тяжести смещен вверх;
  • костная ткань у двухлетних детей имеет преимущественно пластинчатое строение, минеральных веществ в ней намного меньше по сравнению с взрослыми, кости мягкие и эластичные;
  • скелет растет быстрее мышц;
  • масса скелетных мышц в общей массе тела (по сравнению с периодом новорожденности) уменьшается примерно на 4-6%;
  • развитие мышц рук и ног значительно отстает от развития мышц туловища;
  • развитие мышц рук (плеча и предплечья) идет быстрее, чем развитие мышц ног;
  • из всех мышц туловища быстрее всего растут поверхностные мышцы спины, а также большая ягодичная мышца;
  • глубокие мышцы спины развиты слабо;
  • ходьба и бег не дифференцируются;
  • одновременные прыжки обеими ногами дети данной возрастной категории выполнять не могут из-за несовершенного рефлекторного механизма координации деятельности сгибательных и разгибательных мышц (реципрокной иннервации мышц).

Польза упражнений для детей 2 лет

Польза упражнений для детей 2 лет заключается в том, что они способствуют нормальному формированию опорно-двигательного аппарата, делают кости прочнее, а мышцы сильнее.

Слабость мышечного корсета и связочного аппарата, к которой приводит недостаток движения, чреват постепенным и необратимым развитием неправильной осанки. А неправильная осанка вызывает боковое искривление позвоночника (сколиоз), при котором нарушается нормальная работа дыхательной и сердечно-сосудистой систем.

Какими бы простыми ни казались упражнения для детей 2 лет, а также принципы общефизического развития детей ясельного и дошкольного возраста, но педиатры единогласно утверждают: они способствуют укреплению здоровья, повышают функциональные резервы сердца и легких, улучшают церебральное кровообращение и общий метаболизм.

Приучая малышей к регулярному выполнению физических упражнений для детей 2 лет, родители закладывают прочный фундамент их здоровья в будущем.

[3], [4], [5], [6], [7], [8], [9], [10], [11], [12]

Комплекс упражнений для детей 2 лет

Чтобы ребенок охотно выполнял комплекс упражнений для детей 2 лет, родители должны проводить занятия в форме игры и сами в ней активно участвовать. Ключевая деятельность двух-трехлетнего ребенка – предметная (действия с игрушками и различными предметами), поэтому нужно использовать в ходе зарядки-игры игрушки.

Дети такого возраста быстро устают, поэтому достаточно 3-4 упражнений, которые выполняются не более пяти раз, а все занятие должно занимать не более 15 минут. Помните, что детям до трех лет спрыгивать даже с небольшой высоты нельзя, потому что свод стопы еще слабый и его не нужно перегружать.

Итак, комплекс упражнений для детей 2 лет может состоять из следующих элементов.

  1. «Ходим по дорожке» (развивает походку и равновесие). На пол кладется полоса плотной бумаги или ткани, или две веревки (параллельно, на расстоянии 25 см друг от друга). Ребенок должен несколько раз пройти по этой «дорожке», сохраняя равновесие и не выходя за ее пределы. При этом можно организовать игру, поместив на другом конце дорожки игрушку, до которой ребенок должен дойти и принести взрослому.
  2. Переступаем через препятствие (развивает правильную походку и мышцы ног). На пол кладется палочка или маленькая игрушка, чрез которую малыш должен несколько раз переступить. А можно поиграть так: при словах «идут наши ножки по ровной дорожке» ребенок идет нормально, а при словах «а теперь идут по камешкам» ребенок должен перешагивать, поднимая колени высоко.
  3. Собираем кубики (развивает мускулатуру ног). На полу разбросать 6-8 кубиков и поставить емкость (корзинку, пластиковый таз или ведро). Ребенку дается задание собрать все кубики – наклоняясь за каждым или приседая.
  4. Ходим на четвереньках (как кот, собачка или любое другое животное). Это упражнение хорошо развивает все мышцы и координацию движений ребенка.
  5. Летаем как птичка (развивает мускулы плечевого пояса). Ребенок стоит с опущенными руками и по сигналу «птичка полетела» поднимает руки в стороны и делает маховые движения прямыми руками, передвигаясь по комнате.
  6. Растет цветочек (развивает мускулы плечевого пояса, ног и спины). Ребенок должен присесть на корточки и после слов взрослого «дождик идет, цветочек растет» встает с корточек, выпрямляет спину, поднимает руки вверх и встает на цыпочки.
  7. Ветер дует, дерево качается (развивает мышцы рук и туловища). Ребенок стоит с опущенными руками и по сигналу «ветер дует, дерево качается» поднимает руки вверх и выполняет наклоны туловища вправо-влево.
  8. Плывем как рыбка (развивает пресс, мышцы спины и шеи). Ребенок должен лечь на живот с согнутыми под грудью руками. По команде взрослого ребенок должен прогнуть спину и, выпрямив руки вперед, приподнять поднять голову и грудь.
  9. Катись-катись мячик (развивает мышцы туловища). Ребенок должен ходить и перекатывать по полу большой мяч, наклоняясь вперед и толкая его руками.
  10. Футбол (развивает все мышцы, равновесие и координацию движений). Поскольку ребенок еще не бегает, то нужно катать мяч по полу толчками ног – во время ходьбы.

Фантазии родителей преград нет! Учитывая особенности своих детей, можно придумать массу интересных игр на основе физических упражнений. Включая в комплекс упражнений для детей 2 лет новые движения, необходимо помнить о том, что костно-мышечная система ребенка находится в процессе активного роста и развития. Физические упражнения для детей 2 лет должны доставлять им радость движения и удовольствие от общения с родителями.

[13], [14], [15], [16], [17], [18]

Источник

Игровая гимнастика для детей 2-3 лет

Физическое воспитание детей любого возраста должно включать гимнастику. Маленькие непоседы 2-3 лет не всегда готовы выполнять скучные упражнения, но если превратить занятие в игру, то это принесет пользу и удовольствие. Не забывайте о том, что физическая нагрузка вместе с ребенком является отличным вариантом совместного времяпрепровождения и общения. Предлагаем рассмотреть примеры игровой гимнастики для маленьких детей.

В конце статьи мы подготовили для вас чек-лист “Игры на логику и мышление для детей до 5 лет”. Скачайте его и узнайте самые интересные интеллектуальные игры для детей от 2х до 5 лет!

Дотянись до мамы

Польза: работа мышц брюшного пресса.

Предметы: гимнастическая палка.

Во время повседневных игр даже у самых активных малышей далеко не всегда задействуются мышцы пресса, поэтому важно включать этот элемент в игровую гимнастику для малышей. Ребенок выполняет это упражнение лежа на спине. По возможности выпрямленными ногами малыш должен дотянуться до гимнастической палки или просто до вашей ладони. Первоначально не поднимайте палку или руку слишком высоко от пола. Ориентируйтесь на физические возможности малыша. Небольшое поднимание ног и задержка в таком положении хорошо укрепляет пресс.

Подними игрушку

Польза: работа мышц спины.

Предметы: любые небольшие игрушки, кубики.

Дети часто играют сидя на полу, что задействует мышцы плечевого пояса, но не мышцы спины. Очень важно во время гимнастики для детей 2-3 лет уделить внимание укреплению мышц этой области тела и ног. Наиболее легко это сделать с помощью наклонов. Ребенка нужно прижать к себе и аккуратно своей рукой зафиксировать его колени. Попросите малыша наклониться и дотянуться до игрушки, которая лежит на полу. Ее можно поднять, передать маме или положить в коробку.

Я маленькая рыбка

Польза: работа мышц плечевого пояса и межлопаточных мышц, укрепление спины.

Предметы: гимнастическая палка.

При обычных упражнениях сложно задействовать межлопаточные мышцы, но они в совокупности с другими мышцами отвечают за состояние спины. Следующее упражнение комплексно воздействует на спину с участием мышц лопаток и плечевого пояса. Попросите ребенка превратиться в «маленькую рыбку». Для выполнения упражнения малыш должен лечь на живот. Руки и верхняя часть туловища поднимаются, происходит прогиб позвоночника. В этом возрасте ребенок еще не может самостоятельно сделать такой прогиб, поэтому оптимально выполнять упражнение с опорой руками на гимнастическую палку или просто на руки взрослого. Достаточно небольшого прогиба и задержки в таком положении.

Я маленькая змейка

Польза: работа мышц спины, ног, укрепление позвоночника.

Предметы: скамейка, гимнастическая палка или другая имитация препятствия.

Маленькие дети очень любят ползать и пролезать под различными препятствиями. Такие упражнения комплексно укрепляют все мышцы туловища и особенно благотворно воздействуют на позвоночник. Для выполнения упражнения необходимо организовать препятствие высотой около 40 см. Это может быть скамейка, палка, натянутая веревка или просто руки взрослого. Ребенок лежа на животе должен полностью проползти под предложенным препятствием. Если в первое время малышу сложно удается такое упражнение, то поднимите препятствие немного выше.

Ходим по дорожке

Польза: работа ног, улучшение координации движений.

Предметы: ленты, веревки или другие предметы для имитации границы дорожки, коврики с ребристой поверхностью.

Нельзя недооценивать пользу обычной ходьбы. Предложите малышу пройти по небольшой дорожке шириной около 15 см. Такое упражнение не только влияет на мышцы ног, но и помогает тренировать правильную ходьбу и хорошую координацию движений.

Для профилактики плоскостопия помогает ходьба по ребристой и рельефной поверхности. Для этих целей в продаже можно найти специальные коврики или доски.

Еще один вариант полезного упражнения – ходьба с высоким подниманием коленей. Предложите ребенку представить себя аистом и походите с ним по комнате.

В конце статьи мы подготовили для вас чек-лист “Игры на логику и мышление для детей до 5 лет”. Скачайте его и узнайте самые интересные интеллектуальные игры для детей от 2х до 5 лет!

Мы весело шагаем

Польза: улучшение координации движений.

Предметы: кубики, игрушки или другие предметы для имитации препятствий.

Детям в возрасте 2-3 лет полезно заниматься гимнастикой, которая включает упражнения для развития координации движений. Организуйте несколько невысоких препятствий на расстоянии около 40 см друг от друга. При перешагивании ребенком таких препятствий вовлекаются многие мелкие мышцы туловища, но основная польза происходит в виде положительного влияния на координацию еще неловких движений малыша.

Зайчик

Польза: укрепление мышц ног, улучшение чувства равновесия.

Обычные прыжки приносят огромную пользу. Редкий ребенок откажется попрыгать вместе со взрослыми. В этом возрасте во время гимнастики достаточно выполнить 3-5 прыжков на обеих ногах с обязательным перерывом на ходьбу (около 10 шагов). При желании ребенка прыжки повторяют.

Самолетик

Польза: укрепление мышц плечевого пояса.

Чтобы укрепить мышцы рук и плечевого пояса можно выполнить с ребенком самые различные упражнения. Предложите расставить руки в стороны и представить себя самолетом. Руки можно опускать и поднимать, сгибать и разгибать, сделать несколько круговых движений. Подобные упражнения нужно выполнять вместе с ребенком демонстрируя ему необходимые действия.

Курочка

Польза: работа мышц брюшного пояса.

Предметы: гимнастическая палка (если возраст ребенка 2 года).

Приседания хорошо тренируют мышцы брюшного пояса и даже стоп, поэтому такие упражнения следует включать в комплекс детской гимнастики. Если ребенок маленький или ему плохо удаются приседания, то выполнять упражнения можно с опорой на гимнастическую палку, которую придерживает взрослый (или на другую опору). Дети в возрасте 3 лет и старше обычно охотно и легко выполняют приседания. Попросите ребенка представить себя курочкой, которая клюет зернышки. Для этого необходимо присесть, постучать пальчиками по полу, произнести при этом «ко-ко-ко», встать в исходное положение.

Во время гимнастики для самых маленьких (2-3 года) не стремитесь к многократному выполнению каждого упражнения. Достаточно 1-3 раз и общей продолжительности гимнастики 10 минут. Для детей такого возраста наиболее важна не интенсивность одного занятия, а их регулярность. Старайтесь выполнять любые упражнения с хорошим настроением! Улыбайтесь, радуйтесь и всегда хвалите малыша за его первые спортивные успехи.

А какие упражнения вы используете во время гимнастики со своими малышами?

Источник

В воз­расте двух-трех лет дети любят под­ра­жать взрос­лым. Исполь­зуйте это каче­ство в полез­ных целях. Делать зарядку вам при­дется вме­сте. Всего лишь пока­жите малышу хоро­ший при­мер, и он обя­за­тельно будет делать все так, как мама или папа. «Делай, как мы, делай лучше нас»! – пусть эти слова ста­нут деви­зом вашей семьи.

Гим­на­стика для малы­шей не должна пре­вра­щаться в слож­ные сило­вые упраж­не­ния, отжи­ма­ния, кача­ния пресса или акро­ба­ти­че­ские трюки. Ее необ­хо­димо про­во­дить в тече­ние 5-10 минут, и только в игро­вой форме. Иначе и не полу­чится. В таком воз­расте трудно удер­жать вни­ма­ние ребенка, его необ­хо­димо чем-то увлечь. Исполь­зуйте и обыг­ры­вайте темы, близ­кие и понят­ные малышу. Не давайте сразу все упраж­не­ния. Доста­точно двух-трех, чтобы малыш поиг­рал и в то же время усвоил какие-то новые дви­га­тель­ные навыки.

Зарядка для самых маленьких

Достань сол­нышко. Ска­жите малышу, что солнце све­тит прямо у него над голо­вой (можете дер­жать в руках жел­тый воз­душ­ный шар). Попро­сите его достать сол­нышко. Он будет вытя­ги­вать ручки вверх и под­ни­маться на носочки. Вот вам и упраж­не­ние № 1.

На носоч­ках и на пяточ­ках. Спро­сите у ребенка: как он умеет ходить на носоч­ках и на пяточ­ках? Пока­жите, как это делать. Пусть кукла или люби­мая мяг­кая игрушка тоже при­мут уча­стие и про­де­мон­стри­руют свои способности.

При­се­да­ния. Как научить ребенка при­се­дать? Раз­бро­сайте по ком­нате раз­ные пред­меты (или игрушки) и попро­сите малыша при­но­сить их вам по одной и скла­ды­вать, напри­мер, в коробку. Усло­вия игры «заста­вят» его приседать.

Мостик. Этот мостик отли­ча­ется от взрос­лого, потому что выпол­ня­ется наобо­рот. Малыш дол­жен сто­ять на руках и сто­пах, но не живо­том, а спи­ной вверх. Сле­дите, чтобы он выпрям­лял коленки. Загля­ните крохе в лицо и спро­сите: «А кто у нас мости­ком стал?»

Паро­во­зик. Пусть малыш ста­нет на чет­ве­реньки и пока­жет, как едет паро­воз. Можно сопро­вож­дать дви­же­ния зву­ками: «чух-чух». Обо­значьте тра­ек­то­рию дви­же­ния «паро­во­зика», пусть попро­бует сде­лать зад­ний ход.

Само­ле­тик. Рас­ставьте руки в сто­роны и обле­тите вокруг ком­наты. Сопро­вож­дайте ваши дви­же­ния зву­ками летя­щего само­лета: «у‑у-у‑у».

Нож­ницы. Это клас­си­че­ское упраж­не­ние, кото­рое все мы хорошо знаем. Мышцы пресса у ребенка еще не настолько креп­кие, чтобы долго удер­жи­вать ноги на весу. У него будут свои «нож­ницы». Глав­ное – старание!

Кошечка. Пусть малыш ста­нет на чет­ве­реньки и про­гнет спинку вверх и вниз, как кошечка. Не забудьте помурлыкать!

Мишка косо­ла­пый. Спро­сите у ребенка: «Как ходит мишка?» Пусть он пока­жет. Про­де­мон­стри­руйте и вы неук­лю­жие дви­же­ния косолапого.

Бег и прыжки. Сприн­тер­ский бег для двух­лет­него кара­пуза, ско­рее всего, закон­чится паде­нием. Учи­тесь быст­рому бегу посте­пенно. Для хоро­шей коор­ди­на­ции дви­же­ний и рав­но­ве­сия пред­ло­жите малышу бегать между рас­став­лен­ными пред­ме­тами. После бега зай­ми­тесь прыж­ками. Это не соста­вит огром­ного труда: попро­сите малыша пока­зать, как пры­гает заяц.

Профилактика плоскостопия

Для профилактики плоскостопия делайте гимнастику для стоп.

◈ Уса­дите малыша на пол и пред­ло­жите ему побыть обе­зьян­кой. Вокруг раз­бро­сайте раз­ные (неболь­шие) пред­меты и попро­сите кроху собрать их паль­чи­ками ног. Пока­жите, как это делать. Задача ока­жется не из легких!

◈ Сядьте на полу (на мяг­кой поверх­но­сти) друг напро­тив друга, зажмите поло­тенце (или одежду) между ногами и поиг­райте в «пере­тя­ги­ва­ние каната».

◈ Сядьте на полу, пере­да­вайте друг другу мяч, тол­кая его стопами.

◈ Пусть малыш под­ни­мет руки вверх, ста­нет на носочки и прой­дет несколько кру­гов по ком­нате. Это упраж­не­ние хорошо тре­ни­рует мышцы голени и стопы.

Двигаемся под песенки

При жела­нии любую дет­скую песенку можно исполь­зо­вать в каче­стве музы­каль­ного сопро­вож­де­ния, а также под­сказки к дей­ствию при выпол­не­нии зарядки. Вот, напри­мер, такую:

А‑а, в Африке горы вот такой вышины, (под­ни­маем руки вверх)

А‑а, в Африке реки вот такой ширины, (под­ни­маем руки в стороны)

А‑а, кро­ко­дилы, беге­моты, (хло­паем в ладоши)

А‑а, обе­зьяны, кашалоты,

А‑а, и зеле­ный попу­гай (машем руками, как птички)

Источник

Комплекс утренней гимнастики для детей раннего возраста на год

СЕНТЯБРЬ с 1 – 12 сентября № 1

1. «Покажи руки».

И. П.: ноги слегка расставить, руки внизу. Руки вперед, выпрямить, вниз. Позже говорить «вот» (повтор. 5 раз) .

2. «Где колени? ».

И. П.: ноги на ширине плеч, руки за спину. Наклон вперед, ладони на колени. Смотреть на колени, выпрямиться. Говорить «вот». Приучать выпрямлять ноги

(4 р.) .

3. «Шагают наши ножки».

И. П.: ноги слегка расставить, руки вниз (за спину на пояс). Высоко попеременно поднимать ноги, размахивая руками, 5-10 с. (повт. 3 р.) .

4. «Подпрыгивание».

И. П.: то же, 8-10 подпрыгиваний на месте, прыгать мягко (повт. 3 р. чередуя с ходьбой).

с 15 -30 сентября № 2

1. «Шарик» («пузырь»).

ИЛ. : ноги слегка расставить, руки за спину. Согнуть руки, кисть в кулак, ближе ко рту и надувать шарик, развести руки в стороны, выпрямить – надули, руки вверх, поем. – Улетел, вернуться в и. п. (повт. 4 р.) .

2. «Где колени? ».

И. П.: сидя, ноги врозь, руки упор сзади. Наклон вперед, ладони на колени, смотреть на колени, выпрямиться, говорить «вот» (повт. 4 р.) .

3. «Спрячь голову».

И. П.: ноги слегка расставить, руки за спину. Присесть, обхватив колени, голову опустить (положить на ноги, вернуться в и. п. (повт. 4 р.) .

4. «Мячик».

И. П.: то же, руки вниз, слегка сгибать и выпрямлять ноги – легкие мячики. 8-10 подпрыгиваний (прыгают мячики, повт. 3 р. чередуя с ходьбой).

ОКТЯБРЬ с 1 – 15 октября № З.

1. «Покажи ладони».

И. П.: ноги слегка расставить, руки за спину. Руки вперед, выпрямить, ладони вверх, сказать «вот» (повт. 5 р.) .

2. «Неваляшка».

И. П.: сидя, ноги врозь, руки назад. Слегка наклониться вперед и выпрямиться. Через 3-4 движения – паузы (повт. 3 р.) .

3. «Спрятались и показались».

И. П.: ноги слегка расставить, руки вниз. Присесть, встать (повт. 3 р.) .

4. «Нам весело».

И. П.: то же, руки за спину, 8-10 подпрыгиваний на месте и ходьба, размахивая руками (повт. 3 р.).

с 16-31 октября № 4

1. «Покажи руки».

И. п.: ноги слегка расставить, руки за спину. Руки вперед, поиграть, взмахи кистями и вернуться в и. п. (повт. 5 р.) .

2. «Смотри дальше вперед».

И. П.: лежа на животе, подбородок на согнутых руках. Приподнять голову, смотреть вперед, вернуться в и. п. (повт. 4 р.) .

3. «Птички клюют».

И. П.: ноги слегка расставить, руки за спину. Присесть и указательными пальцами постучать по коленям, выпрямиться. Приседая, говорить «клю-клю» (повт. 5 р.) .

4. «Воробышки».

И. п.: то же руки вниз. Подпрыгивать на 2-х ногах на месте, чередуя с ходьбой на месте (повт. 2-3 р. по 8 подпрыгиваний).

НОЯБРЬ с 1 -14 ноября № 5

1. «Погреем руки на солнышке».

И. п.: ноги слегка расставить, руки за спину. Руки вперед, повернуть ладони вверх – вниз, сказать «горячо» вернуться в и. п.: то же, руки вперед, ладони вверх, сжимать и разжимать кисть. Сжимая, сказать «горячо».

2. «Часы бьют».

И. П.: стоя (сидя, ноги врозь, руки на пояс). Наклон вперед, сказать «бум», выпрямиться (повт. 5 р.) .

3. «Греемся на солнышке».

И. п.: лежа на спине, руки прижать к полу – греем животики. Поворот на живот – греем спинки. Можно погреть бочок (повт. 5 р.) .

4. «Веселые ноги».

Ноги слегка расставить, руки вниз, 2-3 пружинки и 6-8 подпрыгиваний. Дыхание произвольное (повт. 2-3 р., чередуя с ходьбой на месте).

с 17 -28 ноября № 6

1. «Погреем руки на солнышке».

И. п.: ноги слегка расставить, руки вниз. Руки вперед, повернуть ладонями вверх, вниз; сказать «горячо», вернуться в и. п. То же, руки вперед, ладони вверх, сжимать и разжимать кисть. Сжимая, сказать «горячо» (5 р.) .

2. «Спрячь ладони».

И. п.: ноги врозь, руки в стороны, наклон вперед, ладони на живот, сказать «нет», вернуться в и. п. (4 р.) .

3. «Киска».

И. п.: лежа на сине, ладони прижать к полу. Повернуться на бок, подтянуть ноги к животу, руки под щеку – киска спит, затем просыпается (5 р.) .

4. «Киска убежала».

И. п.: ноги слегка расставить, руки вниз. Бег на месте 8-12 с. (3 р. чередуя с ходьбой на месте).

ДЕКАБРЬ с 1 – 12 декабря № 7

1. «Самолет».

И. п.: ноги слегка расставить, руки виз. Руки в стороны – крылья самолета, вернуться в и. п. – улетел самолет (5 р.) .

2. «Самолет выбирает место посадки».

И.П.: ноги врозь, руки в стороны. Наклон вперед, поворот головы в одну. Другую сторону, вернуться в и. п. (5 р.) .

3. «Посадка».

И. п.: ноги слегка расставить, руки за спину. Руки в стороны, присесть – опуститься на землю, вернуться в и. п. позже говорить «сели» (4 р.) .

4. «Летчикам весело».

И. п.: то же, руки вниз. Слегка сгибать и выпрямлять ноги, затем перейти на подпрыгивание. Повторить 2-3 раза по 6-8 подпрыгиваний, чередуя с ходьбой.

с 14-31 декабря № 8

1. «Покажем ладошки».

И. п.: ноги слегка расставить, руки за спину. Руки вперед, ладони вверх, вернуться в и. п. – спрятали (5 р.) .

2. «Косолапый мишка».

И. п.: ноги врозь. Руки в стороны. Раскачиваться из стороны в сторону, приподнимая то одну, то другую ногу. Дыхание произвольное (4 р.) .

3. «Жук».

И. п.: лежа на спине, согнуть, приподнять ноги и руки, сделать несколько движений ног и рук – жук проснулся, вернуться в и. п. – жук уснул (5 р.) .

4. «Жук проснулся».

И. п.: ноги слегка расставить, руки вниз. Попеременное поднимание ног, переходящее в бег (3 р.).

ЯНВАРЬ с 5 -16 января № 9

1. «Птички машут крыльями».

И. п.: ноги слегка расставить, руки за спину. Руки в стороны, помахать всей рукой и кистью, опуская руки, сказать «улетели» (5 р.) .

2. «Колобок».

И. п.: лежа на спине. Повернуться на бок, живот. Другой бок и опять на спину. Дыхание произвольное (3 р.) .

3. «Посмотри на колени».

И. п.: сидя, ноги вместе, руки упор сбоку, голову приподнять. Согнуть ноги, посмотреть на колени, вернуться в и. п. Сгибая ноги, сказать «вижу» (5 р.) .

4. «Веселые ноги».

И. П.: ноги слегка расставить, руки на пояс. 2-3 пружинки и 6-8 подпрыгиваний. Дыхание произвольное (2-3 р.) чередуя с ходьбой на месте.

с 19-31 января № 10

1. «Качели».

И. п.: ноги слегка расставить, руки внизу. Раскачивать

одновременно руками вперед – назад. Упражнение выполнять с

большой амплитудой (2-3 остановки). Дыхание произвольное (3 р.) .

2. «Ветер качает дерево».

И. п.: ноги врозь, руки за спину.

Покачивание (наклон) вправо – влево. Через 2-3 движения –

остановка (4 р.) .

3. «Мы топаем ногами».

И. п.: лежа на спине, ноги упор. 4-6 шагов,

высоко поднимая колени. Дыхание произвольное (4 р.) .

4. «И похлопаем».

И. п.: ноги слегка расставить, руки за спину.

Ходьба, высоко поднимая колени и хлопая по бедрам. Дыхание

произвольное 4 раза по 8-10 шагов.

ФЕВРАЛЬ с 2-14 февраля № 11

1. «Бабочки».

И. п.: ноги слегка расставить, руки за спину. Руки в стороны – летят бабочки, руки за спину – крылья отдыхают. Позже предлагать взмахнуть руками (5 р.) .

2. «Посмотри назад».

И. п.: ноги врозь, руки вниз. Поворот вправо, посмотреть и выпрямиться. То же в другую сторону (3 р.) .

3. «Киска».

И. п.: лежа на спине, руки произвольно. Повернуться на бок, подтянуть ноги к животу, руки под щеку – киска спит, затем просыпается (4 р.) .

4. «Мячик».

И. п.: ноги слегка расставить, руки вниз. Слегка сгибать и выпрямлять ноги – мягкие мячики. 6-8 подпрыгиваний – прыгают мячики (2-3 р.).

с 16-28 февраля № 12

1. «Шарик».

И. п.: ноги слегка расставить, руки за спину. Согнуть руки, кисть в кулак, ближе ко рту и надувать шарик, развести в стороны – надули, руки вверх (5 р.) .

2. «Колобок».

И. п.: лежа на спине, руки вверх. Поворот на бок, живот, другой бок и опять на спину (4 р.) .

3. «Вперед и на место».

И, п.: ноги слегка расставить, руки за спину. Правую (левую) ногу вперед на носках, вернуться в и. п. То же, в сторону, назад (4 р.) .

4. «Зайчик».

И. п.: ноги слегка расставить, руки согнуть перед грудью. 3-4 раза сгибать и выпрямлять ноги, потом перейти на подпрыгивание. 8-10 подпрыгиваний (3 р., чередуя с ходьбой на месте).

МАРТ с 1 -12 марта №13 с флажками

1. «Покажи флажок»

И. п.: ноги слегка расставить, флажок опущен. Флажок вперед, сказать «вот», вернуться в и. п. (4 р.) .

2. «Покажи флажок».

И. п.: ноги на ширине плеч, флажок вниз. Флажок вперед, наклон, сказать «вот», опустить флажок, выпрямиться (2 р.) .

3. «Ногу через флажок».

И. п.: сидя, ноги врозь, флажок на полу между ног, руки упор сзади, перенести через флажок правую ногу (левую, вернуться в и. п. Голову не опускать 4 р.) .

4. «Подпрыгивание».

И. п.: ноги слегка расставить, руки вниз. Пружинки и 6-8 подпрыгиваний и встряхивание флажком (3 р.) чередуя с ходьбой.

с 15-31 марта №14

1. «Выше флаг».

И. п.: ноги слегка расставить, флажок опущен. Флажок вверх, посмотреть и опустить, сказать «вниз» (3 р.) .

2. «Показать и помахать».

И. п.: ноги на ширине плеч, флажок назад. Флажок вперед, помахать, наклониться, выпрямиться, помахать, опустить (2 р.) .

3. «Не задень».

И. п.: сидя, ноги врозь, флажок на полу между ног, руки упор сзади, поднять правую (левую) ногу, опустить, не задев флажок (3 р.) .

4. «Подпрыгивание».

И. п.: ноги слегка расставить, флажки на полу, 8-10 подпрыгиваний (3 р.) чередуя с ходьбой на месте, не задев флажки.

АПРЕЛЬ с 1 -16 апреля № 15

1. «Играем».

И. п.: ноги слегка расставить, флажок опущен. Помахать, вернуться в и. п. (3 р.) .

2. «Передай флажок».

И. п.: ноги врозь, флажок опущен. Помахать над головой, переложить в др. руку, наклониться, переложить в др. руку, вернуться в ил. (4 р.) .

3. «Согни ноги».

И. п.: сидя, согнуть ноги, флажок на полу между ног, согнуть ноги, выпрямить, не задевая флажка (5 р.) .

4. «Флажкам весело».

И. п.: ноги слегка расставить, флажки опущены. 6-8 подпрыгиваний со взмахом флажка (3 р.).

с 19-30 апреля № 16

1. «Помаши внизу».

И. п.: ноги слегка расставить, флажок вверх. Опустить флажок вниз, помахать, поднять вверх (5 р.) .

2. «Помаши внизу».

И. п.: ноги врозь, флажок за спиной. Наклон вперед, помахать, сказать «вниз», спрятать флажок за спину, то же в др. руку (5 р.) .

3. «Ногу через флажок».

И. п.: сидя, ноги врозь, флажок на полу между ног, руки упор сзади. Перенести через флажок правую ногу (левую, вернуться в и. п. Голову не опускать 3 р.) .

4. «Ногам и флажку весело».

И. п.: ноги слегка расставить, флажок опущен. 6-8 подпрыгиваний и ходьба со взмахом флажка (3 р.).

МАЙ с 5 -15 мая с платочком №17

1. «Платочек вперед».

И. п.: ноги слегка расставить, платочек опущен, держаться за верхнюю часть с боков. Платочек вперед, опуская, сказать «вниз». То же, из и. п. платочек перед грудью (5 р.) .

2. «Спрячемся».

И. п.: ноги врозь, платочек опущен. Наклон вперед, платочек перед лицом – спрятались, опустить платочек, выпрямиться (5 р.) .

3. «Сесть и встать»

И. п.: ноги слегка расставить, платочек на полу, сесть на платочек, встать, сказать «сели» (4 р.) .

4. «Подпрыгивание».

И. п.: ноги слегка расставить, платочек на полу. 6-8 подпрыгиваний на месте и ходьба вокруг платочка или на месте (3 р.).

с 17 -31 мая №18

1. «До свидания».

И. п.: ноги слегка расставить, платочек опущен. Платочек вверх, помахать, посмотреть, опустить. После 2-3 повторов переложить платочек в др. руку (3 р.) .

2. «На колени».

И. п.: ноги врозь, платочек вверх, наклон вперед, платочек к коленям, вернуться в и. п. (4 р.) .

3. «Не урони».

И. п.: сидя, платочек на коленях, руки упор сбоку. Согнуть и выпрямить ноги. Голову не опускать (4 р.) .

4. «Вокруг платочка».

И. п.: ноги слегка расставить, платочек на полу. Подняться на носки, обойти вокруг платочка в одну и другую сторону. Закончить обычной ходьбой и бегом друг за другом (3 р.).

Система использования дыхательных упражнений на физкультурных занятиях утренней гимнастики и физкультминутках для детей дошкольного возраста

Дыхательная гимнастика играет значительную роль в процессе оздоровления и закаливания дошкольников. В детском саду необходимо включение элементов дыхательной гимнастики в физкультурное занятие, утреннюю гимнастику и физкультминутки. Все это позволяет: повысить общий жизненный статус ребенка, сопротивляемость организма к простудным заболеваниям развивать дыхательную мускулатуру, увеличивать подвижность грудной клетки и диафрагмы, улучшать лимфа – и кровообращение в легких. Дыхательные упражнения для детей младшего и среднего дошкольного возраста. В младшем и среднем дошкольном возрасте активно используются общеразвивающие упражнения для рук, плечевого пояса и туловища в сочетании со звуковой гимнастикой: имитационные, образно – подражательные упражнения. Учитывая незавершенность формирования дыхательной системы младших дошкольников, дыхательные упражнения выполняются в медленном и среднем темпе с небольшим (4-5 раз) количеством повторений. Во вводной и заключительной частях физкультурного занятия проводятся игровые упражнения дыхательной гимнастики по 25 – 30 с. Большинство упражнений в этом возрасте начинаются из исходного положения «стоя»; некоторые упражнения для туловища – из положений «сидя», «лежа на спине», «стоя на четвереньках».

Упражнения из положения «стоя»

«Лови комара».

И. п. – встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Хлопнуть в ладоши перед собой на уровне лица, груди, над головой, сказать: «Хлоп! » Вернуться в и. п. – вдох.

«Помаши крыльями, как петух».

И. п. – встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны, затем, хлопая ими по бедрам, делать выдох и произносить: «Ку-ка-ре-ку! ».

«Косарь».

И. п. – встать прямо, ноги врозь, слегка согнуты, руки вытянуть вперед, пальцы сжать в кулак. Поворачиваться направо и налево, подражая движениям косаря, делать размашистые движения руками и произносить с выдохом: «Жух! Жух! ».

«Дровосек»

И. п. – встать прямо, широко расставив ноги, руки подняты над головой, пальцы сцеплены. Наклоняться вперед, опуская руки между ногами, и произносить с выдохом: «Б-а-а-х-х! Б-а-а-х-х! ».

Гуси шипят».

И. п. – встать прямо, ноги врозь, ступни параллельно, руки за спиной. Наклоняться вперед, смотря вперед, вытягивая шею, произнести: «Ш-ш-ш-ш». Возвратиться в и. п. – вдох.

«Часики».

И. п. – встать прямо, ноги слегка расставить, руки на поясе. Небольшой наклон в сторону, с выходом сказать: «Тик – так». Возвратиться в и. п. – вдох. Тоже в другую сторону.

«Поиграй на трубе».

И. п. – встать прямо, ноги вместе, руки согнуты перед собой, как бы держа трубу. Делать мелкие движения пальцами, подражая нажиманию на клавиши, и с выходом приговаривать: «Ту! Ту! Ту! ».

«Вертушка»

И. п. – встать прямо, расставив ноги на ширину плеч, руки опустить. Поворачиваться направо и налево, свободно размахивая руками и произнося: «Х-р-р-р».

«Вырасти большим».

И. п. – встать прямо, ноги вместе, руки опущены. Поднять руки, подтянуться, подняться на носки – вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох, произнося: «У-х-х-х».

«Спрятались».

И. п. – встать прямо, слегка расставив ноги, руки опустить. Присесть пониже на всей ступне, приложить палец к губам и произнести с длительным выдохом: «Т-с-с-с». Вернуться в и. п. – вдох.

«Лягушка прыгает». И. п. – встать прямо, ноги вместе, руки на поясе. Вдохнуть, затем, наклоняя туловище в сторону, сделать выдох, длительно произнося: «С-с-с-с». Одной рукой скользнуть вниз по ноге, другую поднимать до подмышечной впадины. Вернуться в и. п. – вдох. Повторить в другую сторону.

Упражнения из положения «сидя», «лежа на спине», «стоя на четвереньках», «стоя на коленях»

«Гребцы».

И. п. – сесть, ноги врозь, руки согнуты в локтях. Наклониться вперед, коснуться руками носков ног, выдохнуть, произнося: «У-х-х-х». Выпрямиться, слегка развести локти в стороны – вдох.

«Маятник».

И. п. – сидя на полу, ноги скрещены, руки на поясе. Раскачивать туловище вправо и влево, повторяя: «Так – так».

«Прижми колени».

И. п. – сидя на полу, ноги скрещены, руки вверх. Подтянуть колени к груди, обхватить их руками и произнести на выдохе: «Вот». Вернуться в и. п. – вдох.

«Кошечка».

И. п. – стоя на четвереньках. Поднять голову, прогнуть спину – вдох. Опустить голову, выгнуть спину, сказать: «Ф-р-р-р» («Ш-ш-ш») – и выдохнуть.

«Мотор».

И. п. – стоя на коленях, руки согнуть перед грудью. Выполнять вращение согнутых рук, произнося: «Р-р-р-р». Возвратиться в и. п. – вдох.

«Мишка спит».

И. п. – лежа на спине, ноги вытянуты, руки вдоль туловища. Согнуть ноги, повернуться на бок, произнести на выдохе: «У-х-х-х». Вернуться в и. п.

Игровые упражнения

«Поезд».

Дети – «вагончики» встают в колонну за воспитателем – «паровозом». Поезд движется, дети двигают попеременно согнутыми руками и произносят: «Чух – Чух».

Чух – чух, чух – чух

Мчится поезд во весь дух,

Паровоз пыхтит,

«Тороплюсь! » – гудит.

«Тороплюсь! » Тороплюсь,

Тороплю – у-у-сь.

Повторяется в течение 25 – 30 с.

«Заблудился».

Одна часть детей изображает деревья, другая – детей, заблудившихся в лесу. Они ходят между деревьями, останавливаются, складывают руки рупором и на выдохе громко произносят: «А-у-у-у-у! А- у-у-у! ».

«Гуси летят».

Дети медленно ходят по залу, поднимая руки в стороны, делают вдох с выдохом, опуская их, и произносят: «Г-у-у-у! Г-у-у-у! ».

«Собираем цветы».

Дети ходят по залу, ищут и собирают заранее разложенные цветы. Воспитатель предлагает понюхать ароматные цветочки. Слегка наклоняя голову, дети делают вдох через нос, сильный выдох ртом, произнося: «А-а-а-а».

«Подуй на одуванчик».

Дети собирают одуванчики, вдохнув, слегка наклоняются и долго выдыхают, стараясь сдуть все пушинки с одуванчика.

«Сдуй снежинку».

Дети ищут заранее разложенные, сделанные из бумаги снежинки. Кладут их на ладошку. Вдохнув слегка, наклоняются и, выдыхая, стараются сдуть снежинку.

«Пузырь».

Дети вместе с воспитателем берутся за руки и образуют круг, становятся близко друг к другу, затем говорят:

Раздувайся, пузырь,

Раздувайся большой,

Оставайся такой,

Да не лопайся.

Одновременно с этим дети расходятся в стороны, увеличивая круг, держатся за руки до тех пор, пока воспитатель не скажет: «Лопнул пузырь». На выдохе дети сходятся к