Гимнастика для ребенка 2 года при плоскостопии

Что такое плоскостопие и почему оно возникает. Лечебная гимнастика при продольном плоскостопии: упражнения для малышей, комплексы для дошкольников, универсальная гимнастика.
При плоскостопии у детей гимнастика является неотъемлемой частью лечения. Её несомненный плюс в том, что заниматься можно дома, не посещая поликлинику или больницу. Более 80% случаев плоскостопия у детей исправляются без операции. Чаще всего начинают именно с комплексного лечения, в которое, помимо гимнастики, входит массаж, мануальная терапия и ношение специально подобранной обуви.
Что такое плоскостопие
Плоскостопие – это заболевание, при котором своды стопы становятся плоскими. Из-за того, что ходьба – неотъемлемая часть жизни, любые нарушения в здоровье ног негативно сказываются на многих органах. При плоскостопии проблемы появляются в коленных суставах, бёдрах и позвоночнике.
Заболевание может быть как врождённым, так и приобретённым. К одиннадцати годам почти половина детей страдает плоскостопием. Однозначно назвать причину его возникновения нельзя, но выделяют несколько основных:
- Избыточный вес;
- Наследственная предрасположенность;
- Высокие нагрузки на ноги;
- Последствия заболеваний, вызывающих паралич мышц и связок стопы: ДЦП, рахит, полиомиелит и др.;
- Травмы;
- Слабость мышц и связок.
Важно вовремя заметить начало деформации стопы. Обычно в первую очередь внимание на изменения в походке ребёнка обращают родители или воспитатели в детском саду. Реже малыш сам жалуется родителям на изменения. Вот признаки имеющейся проблемы:
- Косолапость, когда малыш наступает не на всю стопу, а только на внутренние края или сильно подворачивает ступни внутрь.
- При долгой носке подошва обуви (особенно заметно на каблуках) стаптывается с внутренней стороны гораздо сильнее.
- Ребёнок не любит долго ходить, а если, всё же, приходится, то жалуется на боли в ногах и спине.
Если есть хотя бы один из перечисленных признаков, то нужно обратиться к врачу-ортопеду. Даже если нет твёрдой уверенности в том, что что-то не так, лучше проконсультироваться – это позволит предупредить болезнь.
Здоровая стопа опирается только на три точки: в области мизинца, большого пальца и пятки. Эти точки соединены сухожилиями, связками и мышцами, которые образуют своды. Своды бывают двух типов в зависимости от расположения:
- Продольные, которые проходят по внутреннему краю стопы;
- Поперечные, которыми соединены основания большого пальца и мизинца.
При плоскостопии опора перемещается на середину стопы, а эти своды уплощаются. Продольное плоскостопие можно обнаружить даже при осмотре: кожа на своде должна быть нежно-розового цвета. Если она синюшная, багровая или, наоборот, слишком бледная, нужно обратиться к врачу.
Важно обращать внимание на детей годовалого возраста. У них проблемы с ногами не так очевидны, потому что подворачивание стоп и косолапость чаще всего списывают на детский возраст. На деле, если в год малыш весит больше 12 килограммов и подворачивает стопы при ходьбе, нужно обратиться к врачу.
Упражнения для малышей
Первые занятия советуем проводить в поликлинике под присмотром врача, а затем уже заниматься дома. При косолапости у детей гимнастика помогает натренировать мышцы, что позволит держать стопу правильно.
Если ребёнок не ходит, то упражнения ему помогают выполнять родители. Вернуть своды на место можно простыми сгибаниями и разгибаниями стопы вниз, к подошве, и обратно, затем внутрь.
Когда малыш подрастёт и сможет уверенно стоять на ногах, нужно выполнять с ним ряд других упражнений. Удобнее делать это босиком:
- Ходить на носочках и на пяточках;
- Собирать с пола мелкие детальки пальцами ног, катать карандаши;
- Ходить попеременно на внутреннем и внешнем крае стоп;
- Ходить по гимнастической палке или обручу.
Для детей от 5 лет гимнастика от плоскостопия уже более сложная и комплексная, поэтому такие упражнения рекомендуются для совсем маленьких. Малышей лучше не заставлять выполнять упражнения насильно, это отобьёт у них охоту заниматься и процесс только усложнится. Желательно проводить зарядку в игровой форме. Начинать надо с 2−3 минут постепенно увеличивая время до 15 минут.
Комплекс для дошкольников
Дети дошкольного и школьного возраста могут выполнять упражнения и самостоятельно, и под присмотром взрослых. Главное, чтобы это происходило регулярно. Вот подходящие упражнения:
- Нужно катать мячик ногой в положении сидя. Сначала одной ногой, потом другой, затем обеими.
- Сводить носки, не отрывая пятки от пола.
- Сесть на пол, можно опереться спиной на стену. Затем согнуть ноги, развернув стопы подошвами друг к другу, и сводить – разводить их.
- Сжимать – разжимать пальцы ног.
- Ходить наружными краями стоп, отведя плечи назад и поставив руки на пояс.
- Лечь на спину, расставить ноги и хлопать подошвами.
- В том же положении согнуть ноги к груди, зажать стопами мяч и покатать его от пятки к носку.
- Лёжа вытянуть вперёд ноги и делать стопой по другой ноге скользящие движения.
- Лечь на живот, прижать пятки к ягодицам, вытянуть носки и схватить их руками. Полежать некоторое время.
- Стоя ухватиться за стул и, имитируя ходьбу, поднимать пятки. Носки при этом от пола не отрывать.
Универсальная гимнастика
Есть и другие упражнения, делать которые лучше вместе со взрослыми. Так будет удобнее контролировать их правильность. Следующие упражнения выполняются, когда ребёнок находится в положении лёжа:
- Нужно тянуть носочки ребёнка влево, потом вправо, потом на себя. Потом нужно развернуть ступни друг к другу, как при хлопке.
- Слегка приподнять пятки, чтобы они не касались коврика. Ребёнок в это время должен потянуть носки вниз. В идеале они должны коснуться пола.
После этого малыш должен сесть. Вторая часть комплекса:
- Ребёнок вытягивает ноги и по очереди опускает и поднимает пальцы то на одной, то на другой ноге.
- Нужно, чтобы ребёнок нагнулся вперёд к вытянутым ногам и ухватился за пальцы. Потом он должен потихоньку тянуть стопы к себе.
- Сидя ухватить пальцами стоп теннисный мячик. Когда это получится, поднимать и опускать его.
- Сидящий ребёнок должен согнуть ноги в коленях и опереться на носочки. Нужно сводить и разводить его пятки, не отрывая носочки от коврика.
Следующая часть выполняется сидя на стуле. Важно, чтобы он был ребёнку по росту: стопы должны уверенно касаться пола, в то время как ребёнок удобно сидит, оперевшись на спинку:
- Простое сгибание и разгибание пальцев ног.
- Сидя, ребёнок должен описывать в воздухе максимально ровные окружности. Сначала по часовой стрелке, затем против.
- По очереди отрывать от коврика то пятки, то носочки. Можно делать это перекатом.
- Катать по полу теннисный мячик. Делать это нужно сводом стопы.
Следующий блок выполняется стоя. Желательно для него использовать ортопедический коврик, продолжительность занятия не должна быть дольше 15 минут:
- Сначала по коврику нужно походить на носочках, потом на пяточках.
- Походить на внешней, потом на внутренней стороне стопы.
- Сделать перекаты с носков на пятки.
- В конце просто попрыгать.
Пример некоторых упражнений на видео:
Следующая часть выполняется на ровном коврике. Нужно использовать гимнастическую палку:
- Сначала ребёнок должен покатать её стопой на шаг назад, затем вперёд. Это укрепит всю стопу.
- Потом палку нужно зажать поперёк лопаток и сделать пару приседаний, стараясь держать спину ровно и не отрывать пятки от пола.
- Опираясь на поставленную перед собой палку крутиться на пятках.
Каждое упражнение желательно выполнять по 5-7 раз. Оптимальное время для занятий с малышами – 15 минут в день, с подростками – 25. Если ребёнку сложно или больно, не нужно настаивать на выполнении упражнения, но и переставать совсем тоже плохой вариант. Нужно начинать с простого и постепенно усложнять задачу.
Массаж и рельефные коврики для лечения
Продольное плоскостопие у детей гимнастика полностью вылечивает в больше случаев. Ортопедические занятия укрепляют мышцы стоп и голени, а также сухожилия. Наиболее эффективно лечение при комбинированной деформации стоп 1−2 степени. При тяжёлой форме назначают хирургическое вмешательство, но случается это нечасто.
Лучше всего плоскостопие поддаётся лечению массажем и упражнениями у детей 10−15 лет. Наиболее эффективно оно с 10 до 12. Продольное лечится легче, чем поперечное. Но лучше всего, заранее озаботиться его профилактикой.
Курс лечения обычно занимает 2−3 года, в некоторых случаях требуется больше времени. Главное – регулярность и упорство. Можно выполнять задания по одному или комплексно. Главное, чтобы они были ежедневными.
Существуют специальные приспособления, которые помогают в занятиях. Например, коврики, валики и мячи. Их поверхность имеет различные неровности: шипы, фигуры разной формы и т. п., которые раздражают подошвы ног и укрепляют мышцы. Все эти приспособления нужно выбирать исходя из рекомендаций врача, потому что размер, форма и материал изделий напрямую зависят от конкретной патологии, обнаруженной у ребёнка.
Для лечения рекомендуются жёсткие коврики с выраженным рельефом, а для профилактики подойдут и мягкие. Выполнять упражнения на лечебном коврике нужно 15−20 минут в день, затем лучше перейти на мягкий материал.
Существуют также разные тренажёры для лечения деформации стопы, но применять их можно только с разрешения врача. Нужно учитывать, что они дополняют гимнастику, но не заменяют её.
Также стоит отметить, что при плоскостопии у детей гимнастику для ног должен прописать врач. Именно он может подобрать наиболее подходящий комплекс упражнений, хотя существуют и универсальные, которые подходят почти каждому.
Источник
Нормальный изгиб стопы формируется по мере роста ребенка. Плоскостопие у маленьких детей не считается болезнью. Оно представляет собой временное и абсолютно физиологичное явление, которое с годами проходит естественным образом. Но в некоторых случаях патология все-таки развивается, и тогда медики рекомендуют использовать специальную лечебную гимнастику. Обычно такие рекомендации даются по достижении ребенком 5-6 лет. В более раннем возрасте постановка диагноза затруднена из-за особенностей отложения жировой ткани на детской стопе: жировая подушка скрывает свод и визуально уплощает стопу. Но родители могут заранее побеспокоиться о здоровье ног подрастающего малыша. Профилактические меры, снижающие риск развития плоскостопия, можно применять в самом раннем детском возрасте, когда малыш только начинает ходить.
Профилактика плоскостопия у малышей
Для формирования правильного свода стопы рекомендуется как можно чаще ходить босиком по неровным поверхностям. Это может быть каменистая дорожка, травяная лужайка, галечный или песочный пляж, лесенки на детских площадках и т. п. Можно соорудить для ребенка импровизированный домашний тренажер: насыпать на пол каштаны, лесные орехи, фасоль, гладкие камешки. Малыш, поддерживаемый под мышками, должен походить по ним босыми ножками. Существуют и специальные ортопедические коврики с закрепленными на поверхности резиновыми и деревянными элементами, цветными камешками и галькой.
Полезно также научить малыша простейшим упражнениям, укрепляющим мышцы и способствующим формированию правильного изгиба стопы. Примеры подобных упражнений: попеременная ходьба на пятках и носочках, перекатывание с носка на пятку, сгибание-разгибание пальчиков, ходьба на внешней стороне стоп. В качестве дополнительной меры можно использовать профилактическую обувь со специальными вставками – супинаторами. Рекомендуется также ежегодно посещать ортопеда, чтобы не пропустить начало возможного заболевания.
У малышей, достигших шести лет, определить плоскостопие можно с помощью домашнего теста. Для этого понадобится лист бумаги и жирный крем. Стопа смазывается кремом и ставится на лист. Становиться нужно прямо, надавливая на поверхность всей стопой. Далее оценивается выемка полученного отпечатка. Выемка с внутренней части стопы должна занимать больше половины ширины подошвы. Если выемка небольшая или вообще отсутствует, можно говорить о плоскостопии. Но постановка окончательного диагноза – прерогатива врача-ортопеда.
Упражнения для лечения плоскостопия у детей
Детям, которым поставлен диагноз плоскостопие, назначается лечебная гимнастика. Она способствует развитию мышц, укреплению суставов и связок, улучшению кровообращения в стопах. Выполнять ее нужно два раза в день. Упражнения составлены из простых элементов, гимнастика в целом несложная и не отнимает много времени.
- Сесть на стул, стопы поставить на пол. Сгибать и разгибать пальцы ног. Сделать пять повторений в пяти подходах. Поочередно поднимать большие пальцы ног – пять повторов.
- Сидя на стуле, тянуть стопы на себя, оставляя пятки стоять на полу, – пять повторений. Повернуть стопы внутрь и, прижимая пятки к полу, стараться по очереди приподнять каждый палец на ноге. Повторить пять раз.
- То же исходное положение. Провести большим пальцем одной ноги по голени другой. Сначала пять раз повторить движение снизу вверх, затем столько же в обратном направлении.
- Сесть на стул или встать с упором на спинку стула. Стопы развести на ширину плеч, затем постараться развернуть их так, чтобы образовалась прямая линия – соединить сначала пятки, потом носки.
- Сидя на стуле, попеременно ставить стопы на внешнее и внутреннее ребро. Повторить пять раз.
- Постараться одними большими пальцами натянуть носки на ноги.
- Встать ровно, приподняться на носочки, походить на месте. Затем опереться на наружные ребра стоп и пройтись по комнате.
- Сесть на стул, поднять прямую ногу и потянуть вперед носок либо пятку. Повторить другой ногой и двумя ногами вместе. Выполнить пять раз.
- Сидя на стуле, по очереди поднять ноги и повращать ступнями в разные стороны. Поднять обе ноги, соединить стопы и потереться подошвами друг о друга.
- Встать ровно, выпрямить спину, расправить грудь. Походить на месте, не отрывая носки от пола. Двигаться в быстром темпе, раскачивая бедра из стороны в сторону. Упражнение занимает 15-30 секунд.
- Лечь на спину, согнуть ноги и поставить стопы на пол. Попеременно поднимать пятки. Сделать по пять повторов каждой ногой.
Хорошо защищает от плоскостопия ходьба босиком. Чтобы избежать ортопедических проблем, дети должны как можно чаще ходить по траве, гальке, песку, лазить по шведской стенке, взбегать и спускаться по наклонным поверхностям, массажировать ножки на ортопедическом коврике. Полезно также ездить на велосипеде, взбираться по лесенкам на детской площадке, ходить по бордюру.
Для следующего комплекса упражнений понадобится простейший инвентарь: спортивная палка, мяч, мелкие предметы, отрез ткани, карандаш, бумага.
- Сесть на стул. Удерживая мяч стопами, поднять его вверх пять раз. Перекатывать мяч ногами в разные стороны (или по кругу), сначала одной ногой, потом другой – по пять повторов.
- Сидя на стуле, выкладывать пальцами ног узоры из мелких предметов или собирать предметы с пола и складывать их в коробку.
- Катать стопами гимнастическую палку. Вместо палки можно использовать обычную скалку.
- Расстелить на полу кусок ткани и пытаться собрать его пальцами ног.
- Зажав пальцами ног фломастер или карандаш, писать и рисовать на бумаге.
- Ходьба по гимнастической палке. Стать на палку так, чтобы она находилась поперек стопы. Передвигаться вдоль нее приставным шагом: делать шаг вбок ногой, ближайшей к направлению движения, и подтягивать к ней другую ногу.
На каждую лечебно-профилактическую тренировку отводится от 15 до 30 минут. Упражнения должны выполняться в присутствии взрослых. Их задача – проконтролировать правильность действий, подстраховать, подбодрить и составить компанию ребенку. Дети с гораздо большим энтузиазмом занимаются лечебной гимнастикой, если в тренировке присутствует элемент соревновательности или игры. Часть упражнений можно выполнять на скорость: кто быстрее нарисует фигурку, напишет предложение или соберет предметы с пола.
Источник
Специальные упражнения при плосковальгусных стопах должны начинаться в один день с массажем и продолжаться в два раза дольше, минимум 20 занятий. Массаж при плосковальгусных стопах смотрите по ссылке.
Для получения хорошего результата:
• упражнения при плосковальгусных стопах необходимо проводить в трусиках, а не в памперсах;
• эффект от упражнений и массажа должен быть закреплен ношением корригирующей обуви.
• такие курсы должны повторяться 2-4 раза в год. Чем выраженнее проблема, тем большее количество курсов потребуется провести.
Для занятий вам потребуются: инвентарь для занятий гимнастикой: гимнастический коврик, гимнастическая палка, массажный мячик, детский стульчик.
Важным и непростым моментом здесь является разучивание упражнений. Успех будет зависеть еще и от возраста ребенка. Чем старше малыш, тем быстрее он научится этим упражнениям и тем разнообразнее будет комплекс гимнастики. Придется набраться терпения. А еще вам понадобится придумывать маленькие хитрости, чтобы заинтересовать ребенка на занятиях, например, использовать любимые игрушки или рассказывать сказки и стихи по теме занятий. Самые простые упражнения, которые подходят детям начиная с годовалого возраста, выполняются с помощью родителей. С них мы и начнем наши занятия.
Упражнения при плосковальгусных стопах для детей 10-15 месяцев. Начальный комплекс.
УПРАЖНЕНИЕ 1
плотно прижимаем подошвы стоп к полу, делаем шаговые движения
Сначала тренируем правильную опору ног при соприкосновении стоп ребенка с поверхностью пола. Для выполнения этого упражнения ребенок должен лежать на спине на гимнастическом коврике, а вы садитесь со стороны его ног. Теперь пошагаем с ребенком, лежащим на спине. Для этого возьмите его ноги в области голеностопных суставов, согните их в коленях и поставьте на пол, плотно прижимая подошвы стоп к поверхности пола. Теперь пошагайте по полу сначала на одном месте, затем переставляя ножки на несколько шагов вперед, потом вернитесь назад. Повторите упражнение 7-10 раз. Следите, чтобы при этом пальчики на ногах не поджимались, а стопы не косолапили.
УПРАЖНЕНИЕ 2
прокатывание массажного мячика стопой
Теперь возьмите массажный мячик размером со среднее яблоко. Обхватите своей рукой стопу ребенка, согните его ножку в коленном суставе и поставь те подошвой на мячик. Покатайте ногой ребенка мячик вперед и назад в течение 2-3 минут. Повторите то же с другой ногой.
УПРАЖНЕНИЕ 3
Следующее упражнение проводите в том же исходном положении. Вам понадобится гимнастическая палка, которую положите на пол перед согнутыми в коленях ногами ребенка. Обхватите своими руками каждую стопу ребенка и поставьте их на палку. Сначала пошагайте стопами малыша по палке так, чтобы они соприкасались с палкой в центральной своей части. При соприкосновении с палкой прижимайте стопы ребенка к ее поверхности. Повторите шаговые движения в течение одной минуты.
Стопы поперек гимнастической палки. Прокатывание.
УПРАЖНЕНИЕ 4
Теперь покатайте стопами ребенка гимнастическую палку. Стопы ребенка вы держите так же, как и в предыдущем упражнении, его ноги согнуты в коленных суставах. Поставьте на палку стопы, начиная с основания пальцев, прокатите на себя стопы по палке до области пяток и вернитесь обратно. Повторяйте прокатывающие движения с легким нажимом в течение одной минуты.
УПРАЖНЕНИЕ 5
Поиграйте в ладушки пятками малыша. Для этого его ноги возьмите в области стоп, согните в коленных и тазобедренных суставах и направьте подошвы друг другу, похлопайте ими, как ладонями, обратите на это внимание малыша присказками про ладушку.
Упражнения при плосковальгусных стопах для детей с 1.5 лет. Комплекс для продвинутых
балансировочная подушка
К инвентарю для занятий добавляется балансировочная подушка. Она представляет собой резиновый диск, частично заполненный воздухом.
Малышам с 2-летнего возраста часть упражнений можно заменить занятиями на балансировочной подушке. Это будет способствовать тренировке мышц стоп и голеней, вестибулярного аппарата, который, в свою очередь, формирует устойчивый, сбалансированный тонус мышц ног. Поверхность балансировочной подушки имеет пупырчатый рельеф, что дополнительно стимулирует подошвы стоп, улучшая микроциркуляцию крови в тканях
Упражнения при плосковальгусных стопах на балансировочной подушке
упражнение на балансировочной подушке
УПРАЖНЕНИЕ 1
Посадите малыша на детский стульчик, положите ему под ноги балансировочную подушку. Протяните к нему свои руки и попросите встать со стула. В начале занятий помогайте ему удержать равновесие. В дальнейшем научите малыша вставать и удерживать равновесие без вашей помощи. Повторите упражнение 5-7 раз.
Нужно удержать равновесие на балансировочной подушке
УПРАЖНЕНИЕ 2
Попросите малыша встать на балансировочную подушку и удержаться на ней до минуты сначала с открытыми глазами, затем на несколько секунд закрыв глаза.
Нужно бросить мяч стоя на балансировочной подушке
УПРАЖНЕНИЕ 3
После того, как ребенок научился уверенно стоять на подушке,поиграйте с ним в мячик. Сначала он бросает вам мяч, вы ловите. Затем вы бросаете ребенку мяч, он должен поймать его, удержавшись на подушке. Повторите упражнение 8-10 раз.
УПРАЖНЕНИЕ 4
Подъем на ступеньку
«Подъем на ступеньку». Положите балансировочную подушку на ступеньку. Ступеньку можно сделать из прочной коробки. Малыш должен подняться на ступеньку, на которой лежит балансировочная подушка, и спуститься обратно. Повторите упражнение по 5 раз для каждой ноги.
Дополнительные упражнения при плосковальгусных стопах для детей с 1.5 лет
УПРАЖНЕНИЕ 5
В этом упражнении ребенок катает стопами гимнастическую палку. Положите ее на пол перед ногами ребенка и поставьте на нее его стопы. Сначала движением своих рук покажите прокатывающие движения вперед-назад, которые ребенок должен будет делать сам. Затем попросите его повторить их. Малыш должен самостоятельно покатать палку в течение одной минуты
УПРАЖНЕНИЕ 6
Стопы поперек гимнастической палки. Боковые шаги по палке
В следующем упражнении нужно походить по гимнастической палке. Положите ее перед ногами ребенка. Придерживая его за руки, помогите ему встать на один конец палки. Стопы должны располагаться поперек, а сама палка будет находиться под центральной частью стоп ребенка. Теперь передвигайтесь мелкими боковыми шагами по палке к другому ее концу и вернитесь в обратном направлении. Повторите упражнение в 2-4 прохода.
УПРАЖНЕНИЕ 7
подъем игрушки ногами
Возьмите небольшую мягкую игрушку и положите ее на пол перед ногами ребенка. Затем возьмите стопы малыша, обхватите ими игрушку, приподнимите ее над полом и попросите ребенка самостоятельно удержать ногами игрушку. Тренируйтесь, пока у него это не получится. После чего он должен суметь самостоятельно обхватить стопами игрушку и приподнять ее над полом. Повторите упражнение 10 раз. Далее меняйте игрушки для захвата, в том числе пробуйте поднимать пластиковый и массажный мячики.
обхватить массажный мяч стопами
Теперь переходите к выполнению упражнений стоя.
УПРАЖНЕНИЕ 8
Ходьба по дощечке при поддержке ребенка за одну руку. Для этого упражнения понадобится дощечка шириной 10-12 см длиной 1,5 метра. Положите ее на пол на две опоры. Дощечка должна быть на несколько сантиметров приподнята над поверхностью. Малыш должен пройти по ней, стараясь не наступать на пол. Количество проходов 8-10. В данном упражнении важно научить ребенка не удержать равновесие, а правильно ставить ноги при ходьбе: близко друг к другу, не разворачивая в стороны мыски.
УПРАЖНЕНИЕ 9
упражнение «мишка-косолапый»
Теперь поиграйте в «косолапого мишку». Рассказывая малышу стихи про косолапого мишку, покажите на своем примере, как надо ходить мелкими шагами на наружных краях стоп, приподняв внутренние, и изображая мишку из сказки. Попросите ребенка повторить за вами такие шаги. Когда он научится это делать, упражнение выполняется самостоятельно в течение одной минуты.
- Вопросы по теме задавайте на форуме.
- Подписывайтесь на мою страницу в Инстаграме.
- Пользуйтесь моим каналом остеопат-онлайн в Телеграме.
- Записывайтесь на очный прием в Москве.
Источник