Гимнастика для лица для развития ребенка

Гимнастика для лица для развития ребенка thumbnail

Зарядка для лица показана при парезах лицевого нерва у взрослых  у взрослых и детей, как артикуляционная гимнастика при дефектах звукопроизношения у детей с дизартрией и задержкой речевого развития. Обучение массажу лица и мимической гимнастики в домашних условиях не сложное, попросите показать его логопеда, а пото распечатайте комплекс и повторяйте регулярно.

Гимнастика для лица

Подготовительный массаж лица при парезах лицевого нерва

  1. Сидя перед зеркалом, чистыми сухими руками массировать лоб. Массажные движения легкие, плавные, поверхностные, без надавливания. Проводить двумя руками от центра лба к вискам в разные стороны. Избегать покраснения кожи.
  2. Переходить на область глазниц. Взгляд опущен вниз, глаза прикрыты. Движения от внутреннего угла глаза по выпуклой линии к наружному, с переходом к околоушной зоне.
    Массаж области носа, начиная с крыльев, проводить к околоушной зоне. По спинке носа, проводить подушечками пальцев вниз от переносицы к кончику, без надавливания и смещения носа, не нарушая носового дыхания.
  3. Периоральную область массировать от середины рта к углу челюсти, одновременно или попеременно с каждой стороны.
  4. От центра подбородка к углу челюсти проводить массаж подбородка.
  5. Массировать область передней поверхности шеи, сверху вниз и затем от центральной зоны кнаружи, одновременно двумя руками, не надавливая. Голова немного запрокинута.
  6. Подключать элементы ЛФК. Начинать активные плавные движения головой вперед — назад, затем вправо – влево. При хорошей переносимости возможны круговые движения головой медленно по часовой стрелке, затем в обратном направлении, до 5-15 движений.

Комплекс мимической гимнастики

Каждое упражнение повторяем 5 — 10 раз

  1. Наморщить лоб
  2. Закрыть и открыть оба глаза
  3. Нахмурить брови
  4. Втянуть воздух носом (глубокое дыхание)
  5. Подмигнуть попеременно одним и другим глазом
  6. Сморщить нос
  7. Широко улыбнуться, стараясь симметрично растягивать губы в обе стороны (красиво улыбаться)
  8. Улыбнуться только одним уголком рта (ухмылка)
  9. Втянуть щёки в полость рта
  10. Надуть щёки и удерживать воздух. Затем указательным пальцем слегка постукивать по щекам, вызывая выпускание воздуха через рот
  11. Двигать нижней челюстью в стороны
  12. Двигать языком в полости рта (часики)
  13. Полоскать рот воздухом
  14. Полоскать рот теплой водой
  15. Вытянуть губы вперед трубочкой
  16. Посвистеть
  17. Произнести отчётливые звуки: Б, П, М, Х, Ц
  18. Произнести отчётливые гласные звуки: У, А, О, И, Э, Я, Ю, Е.

Полный комплекс упражнений вместе с массажем лица при парезе лицевого нерва требуется повторять каждые 2-3 часа ежедневно.

При изолированном повреждении отдельных частей лица, требуется комплекс упражнений на эти области. При частичном не закрывании глаза, дополнительно следует проводить гимнастику для глаз.

Упражнения для глаз

  1. Крепко зажмурить глаза на 30 секунд
  2. Прищуриться на 30 секунд
  3. Вытаращить глаза на 30 секунд
  4. Посмотреть обычным взглядом, стараясь симметрично открывать оба глаза на 30 секунд
  5. Подмигнуть поочерёдно левым и правым глазом, по 7-15 раз каждым
  6. Вытянуть руку вперёд и, следить за движением указательного пальца, затем медленно приблизить руку к носу. После касания указательным пальцем носа, отводить руку в исходное положение вперёд. Сделать упражнение 7-15 раз.
  7. Нахмурить брови, затем расправить морщинки на лбу и удивиться. Сделать упражнение 7-15 раз.
  8. Произвести движения глазными яблоками справа налево (покачать глазами)
  9. Тремя пальцами каждой руки слабо нажать на верхнее веко в течение 2-3 секунды, повторить 3-5 раз.
  10. Указательными пальцами нажать на кожу в области надбровных дуг и медленно закрыть глаза руками. Пальцы удерживают кожу надбровных дуг и оказывают сопротивление мышцам, закрывающим глаза.
  11. Указательным, средним и безымянным пальцами рук (наложить на открытые глаза) и опускать, закрывать глаза, создавая пальцами сопротивление, повторить 7-10 раз
  12. Медленно вращать закрытыми глазами по часовой стрелке, затем в обратном направлении. Сделать упражнение 7-10 раз в каждую сторону.
  13. При более выраженной нижнелицевой асимметрии (когда опущен угол рта с одной стороны, сглажена носогубная складка, асимметричная улыбка), показаны упражнения для губ.

Упражнения для губ

  1. Упражнение «губы-зубы». Произносить звуки У-И, при этом губы складывать трубочкой, затем широко улыбаться.
  2. Вытянуть губы трубочкой, движения в стороны. Сделать упражнение 7-10 раз в каждую сторону.
  3. Поднять и опустить верхнюю губу.
  4. Верхней губой почесать верхние зубы. Проводим движения по 5-10 раз, сначала с открытым, затем с закрытым ртом.
  5. Оскалить зубы, стараться симметрично.
  6. Упражнение «кучер»: произносим звук губами «Тпрррру!»
  7. Посвистеть
  8. Имитация сухого плевка.

При дизартрии, нарушении глотания, жевания требуются упражнения для языка.

Упражнения для языка

1. Язык поднять вверх за верхние зубы, затем опустить за нижние зубы.
2. Облизать губы — поднять язык к верхней губе и опустить на нижнюю.
3. Упор языком в каждую щеку при открытом рте.
4. Упражнение «Маляр» – проводить по твердому нёбу языком, сначала вверх и вниз, затем в стороны.
5. Облизать языком вкруговую губы в одну и в другую сторону.
6. Просунуть язык между зубами и сильно подуть.
7. Упражнение «Карамелька за щекой»: упор языка в каждую щеку.
8. Упражнение «Вкусная сметана»: имитируем слизывание языком сметаны с верхней губы.
9. Упражнение «Кошечка лакает молоко» — имитация лакания.
10. Упражнение «Индюк сердится»: бл, бл, бл (быстрые булькающие движения языком по верхней губе).
11. Упражнения «Дятел»: произносим звуки тттт; тдтдтдтд; тдддддддд, тдддда, тддддо, тдддду, тдддды, тдддде, тддддэ, тддддя, тддддю.
12. Перекатывать языком во рту карамельку, жвачку или сливку.
13. Изнутри разрабатывать силиконовой щеткой внутренние стенки щек.

Гимнастика для лица — это творческий процесс

Мимическая гимнастика

В завершении мимической гимнастики можно перед зеркалом произвольно построить рожицы, гримасничать, с артистизмом и детской непосредственностью. Эмоции активируют центральную регуляцию, стимулируя периферическую нервную систему и восстановление в мышцах лица. Так называемая голливудская улыбка, то есть бездушная, искусственная, не задействует эмоциональную сферу, а только растягивает мышцы лица и придаёт вид вынужденной, натянутой ухмылки. Покуражившись перед зеркалом, Вы не только задействуете скрытые механизмы компенсации, но и получите заряд позитивных эмоций.

посмотрите видео упражнений для язычка 

Источник: https://sib-epileptolog.ru/nevrologiya/parez-litsevogo-nerva/obuchenie-massazhu-lica-i-mimicheskoj-gimnastiki-v-domashnix

Источник

Малыш плохо говорит? Его речь невыразительна?

Возможно, он не очень хорошо умеет владеть мышцами лица.

Чтобы научить ребенка нужным лицевым движениям и развить артикуляционный аппарат, рекомендуется заниматься мимической гимнастикой. 

Что такое мимическая гимнастика?

Как правильно выполнять упражнения дома?

На эти и другие вопросы можно найти ответ в этой статье.

Содержание:

  • Мимическая гимнастика
  • Польза упражнений
  • Правила выполнения
  • Примеры упражнений
    • Статические
    • Динамические
  • Артикуляционная гимнастика
  • Правильно подбираем гимнастику

Мимическая гимнастика

Мимическая гимнастикаэто вид логопедической гимнастики, при котором развиваются лицевые мышцы и мимические движения. 

Такие упражнения держат мышцы лица в тонусе и учат управлять языком, губами и нёбом. 

Занятия можно начинать с дошкольного возраста, примерно с 3-4 лет. Именно в этот период обнаруживаются первые признаки речевых нарушений. 

Для коррекции заикания, задержки речевого развития, неправильного звукопроизношения рекомендуется выполнять эти упражнения в комплексе с артикуляционной гимнастикой.

Польза упражнений для мимики

Вот какую пользу приносят регулярные занятия мимической гимнастикой:

  • развивается артикуляционный аппарат;
  • снижается излишнее напряжение в лицевых мышцах;
  • улучшается дикция;
  • тренируется звукопроизношение;
  • повышается выразительность речи и и мимики;
  • появляется эмоциональный интеллект, способность распознавать чувства и эмоции.

Правила выполнения мимической гимнастики

Мимической гимнастикой для детей можно заниматься даже дома, вместе с мамой или другим взрослым. При этом нужно следовать рекомендациям.

  • Занятия проводятся ежедневно, по 5-10 минут.
  • Сначала родителям нужно самим освоить упражнение, чтобы показать его ребенку. 
  • Малышу должно быть спокойно и комфортно. Важно, чтобы он хорошо себя чувствовал.
  • Для занятий потребуется довольно большое зеркало. Надо, чтобы ребенок видел, как он выполняет упражнение. Зеркало нужно еще и затем, чтобы наблюдать за взрослым, который делает упражнение рядом с ним.
  • Важно не количество сделанных упражнений, а их качество.
  • Язык, губы или челюсть не должны дрожать от напряжения. Нужно, чтобы движения происходили спокойно, без рывков.
  • Сначала выполняют комплекс статических упражнений, затем приступают к динамическим.
  • В динамических упражнениях переходы между движениями совершаются быстро и плавно.
  • Упражнения повторяют по 3-5 раз, затем делают небольшой перерыв. После этого можно снова приступить к заданию.
  • Чтобы занятия были интересными, стоит использовать красочные картинки или куклы с четкой выразительной мимикой. 
  • Если ребенку не дается какое-то упражнение, стоит его отложить на время, но затем обязательно к нему вернуться.
  • Важно хвалить ребенка и отмечать его успехи. 
  • Нельзя ругать малыша, если у него что-то не получается.

Примеры упражнений

Статические

В этих упражнениях мышцы лица удерживаются в определенном положении на 5-10 секунд.

«Улыбка»

Улыбнуться, чтобы уголки губ оттянулись наверх, а около глаз получились морщинки.

«Удивление»

Нужно широко раскрыть глаза и рот.

«Обида»

Опустить уголки рта вниз.

«Огорчение»

Выпятить нижнюю губу.

«Злость»

Брови сдвинуть, оттопырить губы, при этом нижнюю губу выставить вперед, а кулаки стиснуть.

«Дразнилка»

Максимально далеко высунуть язык.

«Хомячок»

Широко раскрыть глаза и надуть щеки.

«Капризка»

Капризуля Наша Люба,

Как карась надула губы,

Говорит карась большой:

-Дуться так не хорошо!

Надуть губы с капризным выражением лица.

«Спокойствие»

Закрыть глаза и расслабить мышцы лица.

Упражнения для развития мимики у детей

Упражнения для развития мимики

Динамические

В этих упражнениях позу из первой части удерживают 3-5 секунд, затем переходят к следующей. Задания выполняются неспешно и размеренно.

«Нахмурились — улыбнулись»

Нахмурить лоб и брови, чтобы на лбу получились вертикальные морщины. Затем радостно вскинуть брови, чтобы на лбу получились горизонтальные морщины.

«Улыбнулись — обиделись»

Сомкнуть губы и зубы. затем растянуть губы в улыбке. При этом поочередно поднимать и опускать уголки губ.

«Улыбка — трубочка — лошадка»

Сомкнуть губы и зубы. Растянуть губы в улыбке. Вытянуть губы трубочкой и “пофыркивать” вибрацией губ.

«Толстячок — худышка»

Сильно надувать щеки, а потом втягивать их в себя. Другой вариант — попеременно надувать одну из щек.

«Облака»

По небу плыли облака,

А я на них смотрел.

И два похожих облачка

Найти я захотел.

Я долго всматривался ввысь

И даже щурил глаз,

А что увидел я, то вам

Все расскажу сейчас (наблюдать за воображаемыми облаками с выражением внимания интереса на лице).

Вот облачко веселое

Смеётся надо мной:

-Зачем ты щуришь глазки так?

Какой же ты смешной!

Я тоже посмеялся с ним:

— Мне весело с тобой!

И долго-долго облачку 

Махал я вслед рукой (мышцы лица расслабляются, на нём появляется улыбка).

А вот другое облачко –

Расстроилось всерьез:

Его от мамы ветерок

Вдруг далеко унес.

И каплями-дождинками

Расплакалось оно…

И стало грустно-грустно так,

А вовсе не смешно (выражение грусти на лице: уголки губ опущены, лоб сморщен, брови немного сдвинуты).

И вдруг по небу грозное 

Страшилище летит

И кулаком громадным 

Сердито мне грозит.

Ох, испугался я, друзья,

Но ветер мне помог:

Так дунул, что страшилище

Пустилось наутек (выражение страха: глаза широко раскрыты, брови сдвинуты, рот открыт в виде буквы «о», лицо напряжено).

А маленькое облачко

Над озером плывет,

И удивленно облачко 

Приоткрывает рот:

«Ой, кто там, в глади озера пушистенький такой? 

Такой мохнатый, мягонький,

Летим, летим со мной!» (выражение удивления: глаза и рот широко открыты)

Так очень долго я играл

И вам хочу сказать, 

Что два похожих облачка

Не смог я отыскать.

«Ночные звуки»

Лес ночной был полон звуков:

Кто-то выл, а кто — мяукал,

Кто-то хрюкал, кто-то топал,

Кто-то крыльями захлопал,

Кто-то ухал и кричал.

И глазищами вращал (изображать “страшных” ночных зверей — угрожающе хмурить брови, насупить лоб, оскалиться, вращать глазами и т.д.)

«Разное настроение»

Капризуля мальчик Марк,

Не унять его никак (опустить и сдвинуть брови, кончики губ опустить, голову и плечи опустить).

Улыбнётся он на миг –

Засияет солнца лик (брови приподнять, улыбнуться, плечи  развернуть, откинуть голову назад).

«Насос и мяч»

Один из игроков изображает надувной мяч, другой- “надувает” его. “Мяч” стоит на полусогнутых ногах, расслабив тело и обмякнув. По мере “надувания”, “мяч” выпрямляет голову, туловище, надувает щеки. Когда “мяч” будет “надут”, можно его “сдуть” — и тело “мяча” возвращается в исходное положение..

«Возьми и передай»

Передавать друг другу воображаемый предмет. Например, телевизор — ух, какой большой и тяжелый! Можно в удивлении выпучить глаза и раскрыть рот.

«Встреча с другом»

У мальчика был друг. Но вот настало лето, и им пришлось расстаться. Мальчик остался в городе, а его друг уехал с родителями на юг. Скучно в городе без друга. Прошел месяц. Однажды идет мальчик по улице и вдруг видит, как на остановке из троллейбуса выходит его товарищ. Как же обрадовались они друг другу!

Во время рассказа нужно делать выразительные движения: объятия, улыбки и т.д.

«Соленый чай»

Бабушка потеряла очки и поэтому не заметила, что насыпала в сахарницу вместо сахарного песка мелкую соль. Внук захотел пить. Он налил себе в чашку горячего чая, не глядя положил в него две ложечки сахарного песка, помешал и сделал первый глоток. До чего же противно стало у него во рту!

Во время рассказа  надо делать такие выразительные движения: голова наклонена назад, брови нахмурены, глаза сощурены, верхняя губа подтягивается к носу, нос сморщен. 

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастикаэто комплекс логопедических упражнений, которые укрепляют мышцы артикуляционного аппарата (язык, губы, нёбо) и развивают их силу и подвижность. 

Выполняя задания, ребенок научится определенным положениям языка, губ и нёба. Этот вид гимнастики помогает развить четкую и плавную речь с правильным произношением.

Правильно подбираем гимнастику

Обычно для коррекции речи нужно применять различные виды логопедической гимнастики. Это позволит максимально быстро и эффективно справиться с речевыми нарушениями.

Сочетая артикуляционную и мимическую гимнастики, можно научить малыша держать в тонусе лицевые и артикуляционные мышцы, развить их плавность, подвижность и силу. Это улучшит звукопроизношение, беглость речи и дикцию.

Стоит проконсультироваться с логопедом, чтобы он подобрал ребенку подходящий комплекс гимнастики.

Занятия мимической гимнастикой подойдут тем ребятам, которые плохо владеют лицевыми мышцами и артикуляционным аппаратом. Упражнения помогут развить мимику и улучшить речь. Для достижения наилучшего эффекта рекомендуется применять мимическую гимнастику в комплексе с артикуляционной.   

Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

Источник

Мимическая моторика

Для развития мимической моторики

Понятие о мимической моторике. Задачи развития мимической моторики детей и взрослых. Методы и приемы развития отдельных мимических мышц и комплексных движений мышц лица. Методика развития мимической моторики с помощью специальных упражнений с музыкальным сопровождением, под счет, под стихотворный текст.

Мимическая моторика –  это движение мимических мышц лица.

Мимика – это движение лица, которое выражает внутреннее эмоциональное состояние человека. Она наделена свойством, отражать психическое состояние человека, выражение лица во многом определяется динамикой и статикой мимических мышц.   

 Вместе с тем остается в силе ее объективное значение как средства отражения внутреннего мира человека, его психического и физического состояния.

Строение мимических мышц

Из мимических мышц имеют значение для речи лишь те, которые расположены вокруг ротовой щели. Эти мышцы принимают участие в артикуляции звуков и частично обеспечивают выразительность речи.

В центре этой группы находится круговая мышца рта. Она имеет вид широкого мышечного кольца, расположенного в окружности ротовой щели (рис 3). Верхний край мышцы достигает носовой перегородки, нижний край — подбородочно-губной борозды.  

В круговую мышцу рта вплетаются волокна других мышц, расположенных в толще мягких тканей щеки и преддверия полости рта Их мышечные волокна расходятся лучеобразно от ротовой щели, составляя в целом мускулатуру, расширяющую ротовое отверстие. Эта группа состоит из следующих мышц:

 Мимические мышцы.

1. Лобное брюшко надчерепной мышцы. 2. Круговая мышца глаза. 3. Угловая головка мышцы, поднимающей верхнюю губу. 4. Мышца, поднимающая верхнюю губу. 5. Мышца, поднимающая угол рта. 6. Скуловая мышца. 7. Мышца смеха. 8. Круговая мышца рта. 9. Мышца, опускающая угол рта. 10. Мышца, опускающая нижнюю губу. 11. Подбородочная мышца.

Рис. 5. Мышцы щечной и подбородочной областей.

1. Передний край жевательной мышцы. 2. Щечная мышца. 3. Подбородочная мышца

1.      Мышца, поднимающая верхнюю губу (квадратная мышца верхней губы). Хорошо развита, имеет квадратную форму (рис. 3).

2.      Малая скуловая мышца. При сокращении углубляет носо-губную складку, поднимает и растягивает верхнюю губу (рис. 4).

3.      Большая скуловая мышца. При сокращении прижимает верхнюю губу к зубам. Лицо становится смеющимся.

4.      Мышца, поднимающая углы рта. При сокращении тянет угол рта вверх.

5.      Мышца смеха. Непостоянна. Тянет углы рта в стороны.

6.      Щёчная мышца. Участвует в акте сосания. Удаляет содержимое преддверия рта.

7.      Мышца, опускающая угол рта. При сокращении мышц обеих сторон верхняя губа оттягивается вниз. Способствует смыканию ротовой щели.

8.      Подбородочная мышца. Поднимает нижнюю губу, поднимает её к верхней.

9.      Резцовые мышцы верхней и нижней губы. Влияют на движение губ при сосании, свисте.

Артикуляционная и лицевая моторика.

Работа по развитию артикуляционной и лицевой моторики включает в себя:

  • артикуляционную гимнастику;
  • логопедический самомассаж;
  • игры для развития речевого дыхания и фонематического восприятия;
  • мимические упражнения.

выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков, развитие умения передавать мимикой разные чувства.  

Мимика тесно связана с артикуляцией и, стимулируя ребенка изображать на лице различные эмоции, мы способствуем развитию у него не только мимической, но и артикуляционной моторики, в частности развиваем подвижность мышц губ и щек.

Именно поэтому для маленьких детей большое значение приобретает эмоциональная разгрузка. Лучшим средством эмоционального тренинга в таких ситуациях является мимическая гимнастика, которая помогает ребенку:

познать сущность эмоциональных состояний как собственных, так и окружающих людей;

развить произвольность собственного поведения через осознанное и адекватное проявление эмоций;

усилить глубину и устойчивость чувств;

разгрузиться от излишних переживаний, проявив свое эмоциональное состояние.  

         Нарушения артикуляционной моторики, сочетаясь между собой, составляют первый важный синдром дизартрии — синдром артикуляционных расстройств.  У детей-дизартриков, как правило, отмечаются парезы, изменения мышечного тонуса, гиперкинезы. Речь детей с дизартрией является «смазанной», звукопроизношение ухудшается в спонтанном речевом потоке. Нарушения артикуляционной моторики проявляются в трудности переключения с одной артикуляции на другую, в снижении и ухудшении качества артикуляционных движений, в снижении времени фиксации артикуляционной позы, в снижении количества правильно выполненных движений. 

Задачи развития мимических мышц:  

Активизировать или привести в тонус мимические мышцы

выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков

Способствует быстрой переключаемости с одной артикуляционной позы ( движение) на другую  

Развитие умения передавать мимикой разные чувства

Вырабатывает кинестетические ощущения своего тела

Выразительной и чёткой речи

Развивает  творческие способности ребёнка

Выразительной и  движений мышц лица мимики и пантомимики

Для этого занятий  необходимо использовать игру, как основную деятельность детей, а, следовательно, самую естественную и привлекательную для них форму занятий. Для красочного и забавного оформления игры-занятия подбираются картинки, игрушки, сказочные герои, привлекаются стихотворные тексты.

Недостатки в развитии лицевой и речевой моторики проявляются в невыразительности мимики, в затруднениях или полной невозможности произношения некоторых согласных звуков, в общей нечеткости, невнятности, смазанности речи. Для того, чтобы сгладить эти недостатки возможно использование приемов логопедического самомассажа, целью которого является в первую очередь стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата, а также в определенной степени и нормализация тонуса данных мышц.

Чтобы выработать хорошую дикцию у ребенка, обеспечить четкое и благозвучное произношение, необходимы игры для развития речевого дыхания и фонематического восприятия.

Мимика тесно связана с артикуляцией и, стимулируя ребенка изображать на лице различные эмоции, мы способствуем развитию у него не только мимической, но и артикуляционной моторики, в частности развиваем подвижность мышц губ и щек. Мимические упражнения хорошо выполнять под соответствующую настроенную музыку. Кроме простых мимических упражнений можно разыгрывать с дошкольниками этюды на выражение основных эмоций. Эти игровые творческие задания помогут детям научиться понимать эмоциональное состояние другого человека и уметь адекватно выразить свое собственное.

Методы и приемы развития отдельных мимических мышц и комплексных движений мышц лица.

Цель упражнений — способствовать нормализации деятельности периферических отделов речевого аппарата.

Упражнения проводятся в полном соответствии с этапами и задачами логопедической работы. В большем количестве они включаются в занятия, проводимые в начале коррекционного курса. По мере успешного устранения речевого нарушения, количество их в середине и конце коррекционного курса сокращается, но не исключается, поскольку в использовании логоритмического и логопедического материала должна быть преемственность.

Знайте, что такие тренировки влияют также на тонус и вид лица. Упражняться можно и перед зеркалом, чтобы при выполнении упражнений ориентироваться на визуальные показатели, и самое важное – это ощущение в теле. Запомните их.

Избегайте резких движений и внимательно выполняйте именно то, о чем говорится в упражнении. Делайте их в умеренном темпе, без усилий, плавно и ритмично. Не гонитесь за количеством. Качество – более важно.

Следует удерживать состояние внутреннего покоя, чтобы задействовать только нужные мышцы. Продолжительность занятия 5-7 мин. Если есть желание, то можно делать два-три раза в день. Если будете делать хотя бы раз в день, то уже заметите, что появляются первые результаты.  

Упражнения для губ

Упражнение 1. Растянуть уголки рта в стороны, далее – опустить вниз, потом – сделать губы вперед хоботком.

Упражнение 2. Легкое покусывание верхними зубами нижней губы, затем нижними зубами – верхней губы. Вернуться в исходное положение.

Упражнение 3. Губы превратить в хоботок. Делаем круговые движения губами сначала в одну сторону 10-12 оборотов, дальше – в противоположную.

Расслабьтесь.

Упражнения для мышц нижней челюсти

Упражнение 1. Выдвинуть нижнюю челюсть вперед и вернуть в исходное положение.

Упражнение 2. Выполнять боковые движения нижней челюстью, затем возвращаемся в исходное положение.

Упражнение 3. Нижними зубами закусить верхнюю губу, держать на счет до 5-ти, затем расслабиться. И наоборот.

Расслабиться.

Упражнения для тренировки мышц глотки и мягкого неба

Упражнение 1. Зевота с открытым и закрытым ртом.

Упражнение 2. Произвольное покашливание.

Упражнение 3. Имитация полоскания горла жидкостью с отклоненной назад головой.

Упражнение 4. Делать активный выдох с “выкашливание” гласных а, о, у, е, и.

Упражнение 5. Глотать воду маленькими глотками.

Упражнения для мимических мышц

Упражнение 1. Растянуть уголки рта (“улыбка”) и расслабить. При усмехании  уголки рта поднимаются все выше и выше. Упражнение повторять при открытом и закрытом рте.

Упражнение 2. Вибрация губ (фырканье лошади). Наклоняемся кпереди, расслабляем верхнюю часть тела. И выдыхаем через губы, пока они начнут вибрировать. Говорим “фрррррр”, как это делают лошади.

Упражнение 3. Опустить уголки рта при закрытом рте.

Упражнение 4. Насупить брови, расслабить.

Упражнение 5. Поднять брови, расслабить.

Упражнение 6. Зажмурить один глаз, потом второй.

Упражнение 7. Зажмуриться, открыть глаза.

Упражнение 8. Приоткрыть рот, затем сомкнуть губы в кружочек и расслабить.

Упражнение 9. Сморщить лоб, расслабить.

Упражнение 10. Делаем  гримасы, на которые способно наше лицо. Без помощи рук.

Упражнений имеется огромное количество, самых разных вариантов. Чтобы получить оптимальный результат, следует чередовать тренировочные комплексы. Из каждой группы выбирайте два-три-четыре упражнения.

Вы заметите, что у вас есть мышцы, о существовании которых вы даже не подозревали. Во время выполнения может появляться ощущение прилива тепла. Это нормально.

Методика для развития мимических мышц  

Для совершенствования тонких движений пальцев рук и мимике и общей моторики  с детьми проводятся различные пальчиковые игры с пением или игры с мелкими предметами под музыку.

Мимические игры под счёт и под музыку составляю и используются в логоритмике, Н В Нищева разработала и составила книгу «Весёлая мимческая  гимнастика»  

“Логопедическая ритмика может быть включена в любую реабилитационную методику воспитания, лечения и обучения людей с различными аномалиями развития, особенно в отношении лиц с речевой патологией” Г.А.Волкова.

Цель логоритмики – преодоление речевого нарушения путём развития и коррекции неречевых и речевых психических функций на основе сочетания слова, музыки и движения.

Опыт показывает, что логопедическая ритмика является эффективным средством содействия преодолению речевого дефекта через тренировку и развитие чувства ритма, а также необходимых качеств общей, мелкой, мимической и артикуляционной моторики.

При коррекции речевых и двигательных нарушений в логоритмике выделяют два основных направления.

Первое направление логоритмической работы – развитие неречевых процессов. Эта работа включает в себя совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; регуляция мышечного тонуса; развитие чувства музыкального темпа и ритма, певческих способностей; активизация всех видов внимания и памяти.

Второе направление – развитие речи и коррекция речевых нарушений. Эта работа включает в себя развитие дыхания, голоса; выработку умеренного темпа речи и ее интонационной выразительности; развитие артикуляционной и мимической моторики; координацию речи с движением; воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонематического слуха.

Полноценное занятие по логопедической ритмике может провести только специально обученный педагог в предусмотренном для этого месте, например, в музыкальном зале детского сада. Однако выполнить несложные упражнения могут родители со своими детьми и дома.

Таким образом, логопедическая ритмика направлена на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, на понимание смысла предлагаемых заданий, способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя и получать эмоциональное удовольствие, совмещая «приятное с полезным».

Упражнение на развитие речевых и мимических движений

«Мама и детеныш»

Цель: развитие самоконтроля, выразительности движений и речи.

Описание игры: ребенок играет в паре со взрослым. Один выполняет роль мамы любого знакомого животного, другой – детеныша. Затем меняется ролями. Взрослый говорит, что мамы могут ласкать, наказывать, жалеть, спасать детенышей, а детеныши – реагировать на эти действия. Этот своеобразный диалог сопровождается выразительной мимикой. Животных называет взрослый. Это может быть семья кошек, обезьян, лошадей, ворон, собак, кур и т.п. 

1) «Чья вода вкуснее?»

Я буду пить лимонную воду. Морщат нос

Я буду пить липовую воду,

Я буду пить медовую воду. Имитируют удовольствие

2) Фрукты

Представьте, что вы едите тот фрукт, который изображен на вашей картинке. Выразите свое состояние мимикой. (Дети передают эмоциональное состояние сладкое яблоко, сладкая груша, ароматный апельсин, кислый лимон и т.д.). Но вдруг вы увидели в своем фрукте червяка. Выразите свое состояние.

3) Эмоции

Педагог предлагает передать эмоции: радость, удивление, восхищение и печаль.

4) Застегивание и расстегивание молнии.

Улыбнуться, крепко сомкнуть губы, удерживать их в таком положении под счет до пяти (застегнули молнию). Разомкнуть губы (расстегнули молнию).

5) Большие пуговицы и маленькие пуговицы.

Максимально округлит губы (большая пуговица), вытянуть губы “трубочкой” (маленькая пуговка).

 Упражнение Медведь

Упражнение Кошка или Лисичка

И Лопухина

         МАРТЫШКИ

Две бесстрашные мартышки

Забрались на пальму ловко,

По лиане вниз скользят

Словно в цирке по веревке.

Кувыркаться им не лень,

Даже в самый жаркий день.

           Имитировать движения рук по веревке вверх, а затем вниз, синхронно произносить текст стихотворения.

            Волк

Серый волк решил друзей

Поискать среди зверей,

Будь мне, белочка, подружкой!

Сказки разные на ушко пошепчу тебе…

Поверь — я совсем не страшный зверь!

Ну а ты мне — как сестричка,

Огнехвостая лисичка!

Только ты, дружище еж,

И на зверя не похож!

На твоей бы лучше спинке

Мягкие росли шерстинки!

Только после тех речей

Не нашел себе друзей

Волк среди лесных зверей.

Дети шагают на месте, скандируя текст стихотворения

Рекомендуемая музыка для проведения игр   Екатерины Железновой.  

Источник