Гимнастика для глаз для ребенка в 4 года

Гимнастика для глаз для ребенка в 4 года thumbnail

Людмила Ивина
Зрительная гимнастика для детей 4–5 лет (1 полугодие)

Календарно-тематическое планирование

зрительной, пальчиковой и двигательной гимнастик

в средней группе комбинированной направленности

для детей с нарушениями зрения (2 год обучения)

Зрительная гимнастика Пальчиковая гимнастика Физкультурная минутка

Сентябрь

Лексическая тема «Мой любимый детский сад»

Закрывайте крепко глазки

Закрывайте крепко глазки.

Раз – два – три-четыре-пять,

Можно глазки открывать

Поморгайте, поморгайте,

Посмотрите и узнайте.

(Дети выполняют движения соответственно тексту) Карандаш

Карандаш в руках катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу.

(Катание карандаша между ладонями.) Зарядка

Каждый день по утрам

Делаем зарядку.

Очень нравится нам делать по порядку.

Весело шагать,

Руки поднимать,

Приседать, вставать,

Прыгать и скакать!

(Ходьба по кругу.

Далее выполняют движения по тексту.)

Лексическая тема «Огород. Овощи»

Стручки гороха

Раскололся тесный домик

На две половинки,

И посыпались оттуда

Бусинки – дробинки.

(Моргают глазами.

Переводят взор вправо, влево.

Переводят взор вверх, вниз.

Закрывают глаза.

Повторить 2-3 раза.) Засолка капусты

Мы капусту рубим, рубим.

Мы морковку трём, трём.

Мы капусту солим, солим.

Мы капусту мнём, мнём.

(Дети все вместе произносят слова и сопровождают их движениями.) Красная морковка

У морковки красный нос,

Глубоко он в землю врос,

А зеленый хвост снаружи, нам зелёный хвост не нужен.

Нужен только красный нос,

Он витаминами оброс.

(Идти по кругу, показывая длину носа.

Приседают.

Встать, высоко поднимая руки вверх.

Руки на поясе, качают головой вправо, влево.

Ходьба на месте.)

Лексическая тема «Сад. Фрукты»

Красное яблочко

(упражнения с тренажёром «Красное яблочко»)

Следить глазами за движение5м яблока: вправо, влево; вверх, вниз; по кругу вправо, влево

Повторить 2-3 раза) Будем мы варить компот

Будем мы варить компот,

Фруктов нужно много, вот.

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить,

Отожмём лимонный сок,

Слив положим и песок.

Варим, варим мы компот.

Угостим честной народ.

(Левую ладошку сложить «ковшиком», а указательным пальцем правой руки «размешивать в ней».

Загибать пальчики, начиная с большого, на обеих руках.

Опять «варить» и «размешивать».) Яблоки

Веточки на яблоньке

Повисли от печали

Яблоки на веточках

Висели и скучали.

Девочки и мальчики

Ветки раскачали

Яблочки о землю

Громко застучали.

(Поднять руки вверх, кисти опущены.

Покачать опущенными кистями.

Покачать поднятыми вверх руками.

Поднять и опустить руки, согнутые в локтях, ладони выпрямлены и напряжены.)

Октябрь

Лексическая тема «Осень золотая»

Кажется, дождик начинается!

Капля первая упала – кап!

И вторая побежала – кап!

Мы на небо посмотрели,

Капельки «кап – кап» запели.

(Движение глаз вверх-вниз;

взор – вверх;

моргать глазами)

Осенние листья

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем листья собирать.

Листья березы,

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберем,

Маме осенний букет отнесем.

Физзарядка

А наши-то ребятки

На нашей физзарядке

Все делают как нужно,

Шагают очень дружно.

Умеют все ребятки

С носочков встать на пятки,

Вздохнуть и потянуться,

Присесть и разогнуться.

Лексическая тема «Кто я? Какой я?»

Жмурки

Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, открыть широко глаза на 3-5 секунд.

(Повторить 3 – 4 раза)

С добрым утром!

С добрым утром, глазки! Вы проснулись?

С добрым утром, ушки! Вы проснулись?

С добрым утром, ручки! Вы проснулись?

С добрым утром, ножки! Вы проснулись?

С добрым утром, солнце! Я – проснулся!

(Указательными пальцами поглаживаем глаза. Сделав из пальцев «бинокль», смотрим в него.

Ладонями поглаживаем уши… Прикладываем ладони к ушам, изображая Чебурашку.

Поглаживаем то одну, то другую ручки. Хлопаем в ладоши.

Поглаживаем коленки. Топаем ногами.) Части тела

Ручками помашем:

раз, два, три!

Ножками попляшем :

Раз, два, три!

Голову вправо повернем,

что там справа – назовем.

Голову влево повернем,

что там слева – назовем.

Туловище наклоняем мы

вперед и назад.

(Дети выполняют движения соответственно тексту)

Лексическая тема «Моя семья»

Мастерица

Я рубашку сшила мишке,

Я сошью ему штанишки.

Будет мишенька гулять,

А ночами крепко спать.

(Взор переводят вправо, влево.

Взор переводят вверх, вниз.

Движение взора по кругу.

Закрывают глаза)

Моя семья

Раз, два, три, четыре,

Кто живет в моей квартире?

Раз, два, три, четыре, пять!

Всех могу пересчитать:

Папа, мама, брат, сестренка,

Кошка Мурка, два котенка,

Мой щегол, сверчок и я,

Вот и вся моя семья!

(Хлопки в ладоши на счет,

поочередное поглаживание пальчиков,

массаж всех десяти пальчиков.) Три медведя

Три медведя шли домой.

Папа был большой-большой,

Мама с ним –поменьше ростом,

А сынок – малютка просто.

Очень маленький он был –

С погремушками ходил.

(Дети выполняют движения соответственно тексту)

Лексическая тема «Наш микрорайон Березовый»

Обведи контур дома

Дети прослеживают взором движение указки по контуру домика прямо и обратно

Домик

Вот стоит огромный дом,

Дом ужасно важный.

Сто окошек в доме том!

Он многоэтажный.

(Руки поднять над головой, пальцы соединить под углом)

Физзарядка

А наши-то ребятки

На нашей физзарядке

Все делают как нужно,

Шагают очень дружно.

Умеют все ребятки

С носочков встать на пятки,

Вздохнуть и потянуться,

Присесть и разогнуться.

Ноябрь

Каникулы

Закрывайте крепко глазки

Закрывайте крепко глазки.

Раз-два-три-четыре-пять,

Можно глазки закрывать

Поморгайте, поморгайте,

Посмотрите и узнайте.

(Дети выполняют движения соответственно тексту) В прятки пальчики играли

В прятки пальчики играли, и головки поднимали.

Вот так, вот так –

Так головки поднимали.

(Сжимание и расжимание кулачков) Ванька-встанька

Ванька-встанька,

Ванька-встанька,

Приседай – ка, приседай – ка.

Непослушный ты какой,

Нам не справиться с тобой!

(Ходьба по кругу, высоко поднимая колени, руки на поясе.

Приседают, встают.

Ходьба на месте)

Лексическая тема «Посуда»

Чашка

Что за чашечка такая

Воду льешь, она стоит.

Чай в ней пьешь, она молчит.

Только ложка заводная

Не стоит и не молчит.

Непослушная такая, все стучит, стучит, стучит.

(Широко открыть глаза; взор переместить вверх, вниз; закрыть глаза; круговые движения глаз по часовой стрелке; движения глаз против часовой стрелки; моргать глазами) Посуда

Жила –была посуда:

Чайник, чашка и блюдо,

Ножик, вилка и ложка,

Кастрюля и поварешка.

Посуда дружила с едой.

Посуда дружила с водой,

Она с человеком дружила,

Она его вкусно кормила.

(Выполнение движений в соответствии с текстом)

Выше руки! Шире плечи!

Выше руки! Шире плечи!

Раз, два, три –

дыши ровней!

Ручками похлопаем –

Раз, два, три,

Ножками потопаем –

Раз, два, три.

(Выполнение движений в соответствии с текстом)

Лексическая тема «Квартира. Мебель»

Глазки

Глазки закрываются,

Реснички опускаются.

Глазки засыпают,

Дети отдыхают.

Глазки открываются –

Дети просыпаются.

(Зажмурить глаза изо всех сил, открыть (повторить 4-6 раз); поглаживание век кончиками пальцев в течение 1 минуты;

Делать круговые движения глазами (повторить 10 раз)

Стул

Ножки, спинка и сиденье –

Вот вам стул на удивленье.

Стол

У стола четыре ножки,

Сверху крышка,

как ладошка. Умеем отдыхать

Раз, два, три, четыре, пять!

Все умеем мы считать,

Отдыхать умеем тоже:

Руки за спину положим, голову поднимем выше,

И легко – легко подышим.

(Выполнение движений в соответствии с текстом)

Лексическая тема «Одежда. Обувь»

Одежда

Ох, испачкалась одежда,

Мы ее не берегли,

Обращались с ней небрежно,

Мяли, пачкали в пыли.

(Широко открывают глаза.

Взор перемещают вправо, влево.

Взор перемещают вверх, вниз.

Закрывают глаза.

Повторить 2-3 раза) Варежки

Дали братьям новый дом,

Чтобы жили впятером.

Брат большой не согласился

И отдельно поселился.

(Зажимают пальцы в кулак и разжимают.

Большой палец остается наруже. Повторить 2-3 раза) Ботинки

У моей Маринки

Красные ботинки, платье синее на ней, в нем пойдет встречать гостей.

Зашагает по дорожке,

Не замочит свои ножки.

(Наклоняются, разводят руки, показывая на ноги взглядом.

Руки на поясе, повороты туловища влево, вправо.

Шагают по кругу.

Перепрыгивают «лужи»)

Лексическая тема «Опасности вокруг нас»

Закрывайте крепко глазки

Закрывайте крепко глазки.

Раз-два-три-четыре-пять,

Можно глазки открывать

Поморгайте, поморгайте,

Посмотрите и узнайте.

(Дети выполняют движения соответственно тексту) Опасное купание

В речке щука нас спугнула,

В море плавала акула,

Есть медуза в океане…

Буду я купаться в ванне.

(Дети изображают пальчиками щуку, акулу, медузу, движения пловца) Узкая дощечка

Положил через речку

Кто-то узкую дощечку.

Кот пройдет – провалится,

Кошка в речку свалится,

Петушок споткнется,

Утка скувернется.

Только мышка перешла,

Всю семью перевела.

(Дети изображают движение по дощечке, руки в стороны. На слова провалится, свалится, споткнется, скувырнется – приседают)

Декабрь

Лексическая тема «Дикие животные»

Мишутка

Наш мишутка потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся,

Лапы в стороны развел –

Видно меда не нашел.

(Посмотреть вверх;

Посмотреть вниз;

Посмотреть в стороны.

Повторить 3 раза) Наши пальчики играли

Наши пальчики играли,

Нам зайчонка показали.

Наши пальчики играли,

Медвежонка показали.

Наши пальчики играли,

И лисенка показали.

(дети показывают пальчиками зайчонка, медвежонка, лисенка) Зайцы скачут

Зайцы скачут скок, скок!

Да на беленький снежок.

Приседают, слушают,

Не идет ли волк.

Раз – согнутся, разогнутся,

Два – нагнутся, подтянутся,

Три – в ладоши 3 хлопка,

Головою 3 кивка.

(Дети выполняют движения соответственно тексту)

Лексическая тема «Домашние животные»

Кошечка

Я умею чисто мыться

Не водой, а язычком.

Мяу! Как мне часто снится

Блюдце с теплым молочком!

Я проснусь и подойду,

Молока себе найду.

(Легкое поглаживание закрытых глаз от внешнего края глаз к внутреннему краю.

Взор перемещают вправо, влево.

Закрывают глаза.

Повторить 2-3 раза) Покорми лошадку

Одной рукой я траву рву, другой рукой я тоже рву.

Я травкой накормлю коня.

Вот сколько пальцев у меня.

(Хватательные движения левой и правой рукой.

Руки вытыгиваем вперед ладонями вверх, показываем.) Козел

Идет козел мохнатый, идет козел бородатый,

Рогами помахивает,

Идет блеет: «Ме – ме – ме»,

Коз и козлят зовет.

(Дети идут по кругу, имитируют длинную бороду.

Качают головой, руками имитируют рога,

Топают ногами.

Повторить 3-4 раза.)

Лексическая тема «Домашние птицы

Гусыня

По лужку гусыня бродит, из воды сухой выходит.

Носит красные ботинки,

Дарит мягкие перинки.

(Круговые вращения глазами.

Моргание глазами.

Закрыть глаза, затем широко открыть их.

Закрыть глаза. Повторить 3-4 раза) Курочка

Курочка прыг на крыльцо:

-Я снесла тебе яйцо.

Петушок

Петушок стоит весь яркий,

Гребешок он чистит лапкой.

(Ладонь располагается горизонтально. Большой палец и указательный образуют глаз. Следующие пальцы накладываются друг на друга в полусогнутом положении. У петушка – пальцы растопырены)

Кто как кричит?

Наша уточка с утра…

(Кря – кря – кря)

Наша курочка с утра…

(Ко – ко – ко)

А как Петя-петушок…

Рано-рано поутру

Нам споет…

(Ку – ка – ре – ку)

(Дети идут по кругу, имитируя движения птиц)

Лексическая тема «Новый год»

Снежинка

Раз – налево, два – направо,

Снежинка сделала круг,

Приземлилась, огляделась

И нашла себе подруг.

(Взор переводят влево, вправо.

Вращают глазами по кругу.

Закрывают глаза.

Широко открывают глаза.

Моргают глазами.

Повторить 2-3 раза) Елка

Елка быстро получается, если пальчики сцепляются.

Локотки ты подними, пальчики ты разведи.

(Пальчики пропускаются между собой, ладони под углом друг к другу.

Пальчики выставляются вперед. Локотки к корпусу не прижимаются)

Скучно, скучно так стоять

Скучно, скучно так стоять.

Друг на друга все глядеть:

Не пора бы пробежаться

И местами поменяться.

(После окончания стиха, дети бегут по кругу вправо, затем влево. Повторить 2-3 раза)

Источник

Современные специалисты разработали множество способов, направленных на значительное улучшение зрения при близорукости и дальнозоркости, а также на исправление или уменьшение косоглазия и астигматизма в том случае, если эти две аномалии не очень сильно выражены (к сожалению, при их высокой степени помогает только оперативное вмешательство). Как делать упражнения для улучшения зрения самому и научить им ребенка, рассказывает офтальмолог Марина Ильинская.

ВАЖНО! Если к моменту начала лечения ваш ребенок уже носил очки, то при любых вариантах зрительной гимнастики используете очки с линзами на одну-две диоптрии слабее, чем те, которые ему выписали. Если их сила изначально не превышает 1 диоптрию, все упражнения надо выполнять без очков!

Методика 1. «Ступенчатая гимнастика»

Быстро включает в активную работу аккомодационный аппарат, тренирует все его элементы и тем самым значительно улучшает зрение в короткие сроки. Как она выполняется?

Для начала проделайте упражнение сами, чтобы потом подробно объяснить ребенку технику его выполнения.

  1. Отойдите от окна на 1 метр.
  2. Вытяните вперед одну руку, повернутую ладонью к себе, и внимательно рассмотрите рисунок кожи на ладони.
  3. Теперь переведите взгляд на оконную раму и столь же внимательно рассмотрите ее мелкие детали.
  4. Далее взгляните за окно, но на расстояние не более 50 метров. Если там стоит дерево, как следует рассмотрите его ветки.
  5. Затем переместите взгляд на 100 метров вдаль. Если там есть дом, рассмотрите его окна и балконы.
  6. И только после этого взгляните далеко в небо — словно смотрите за горизонт, в бесконечность.
  7. Поэтапно верните взгляд на ладонь, рассматривая в обратном порядке дом, дерево, раму.

Повторите упражнение: ладонь, рама, дерево, дом, небо. И обратно: небо, дом, дерево, рама, ладонь. Каждый раз на 5–10 секунд фиксируйте взгляд на объекте, заставляя аккомодационный аппарат включаться на требуемом расстоянии. Далее «поскакали через ступеньку»: ладонь — дерево, рама — дом, небо — дерево, дом — рама и обратно. Движение глаз плавно по «ступенькам» проводится 3 минуты и столько же примерно должны двигаться глаза скачкообразно через «ступеньку». Но закончить гимнастику необходимо обязательно плавно: небо, дом, дерево, рама, ладонь.

Упражнение для получения стойкого эффекта улучшения зрения необходимо делать каждый час при длительных зрительных нагрузках, например, выполнении домашних уроков, работе с компьютером.

Гимнастика подходит для детей с пяти лет. Но чем младше ребенок, тем больше ему потребуется помощи от взрослого, чтобы освоить упражнение. Детям постарше достаточно объяснить, что упражнение поможет улучшить зрение и позволит больше никогда не носить очки, а затем на собственном примере показать, как выполняется гимнастика.

Методика 2. «Цифровая гимнастика»

Для начала активно потрите ладони друг о друга до тех пор, пока не почувствуете, что они хорошо нагрелись. Далее закройте оба глаза или одной ладонью, или двумя (это не имеет значения для достижения результата). Прикрыв глаза веками и не убирая ладони, начните глазами рисовать в пространстве цифры от 1 до 10 и обратно, причем размах движений глазных яблок должен быть максимальным.

Всего такая гимнастика займет не более 2 минут. Но после ее окончания, убрав от лица ладони и открыв глаза, вы приятно удивитесь тому, насколько четким, контрастным и цветным стал окружающий мир.

Освоив упражнение, объясните ребенку, как его правильно выполнять. Первое время советую делать гимнастику вместе с ребенком, а затем достаточно будет просто напоминать о ней.

«Цифровая гимнастика» необходима в первую очередь при наличии больших зрительных нагрузок, особенно школьникам, имеющим проблемы с глазами. Например, при многочасовом сидении за уроками по вечерам нужно проделывать упражнение ежечасно. Для взрослых же добавлю: за счет того, что «Цифровая гимнастика» значительно улучшает кровоснабжение глаз, она очень полезна при катаракте, глаукоме, заболеваниях сетчатки как часть комплексной терапии. А в сочетании со «Ступенчатой гимнастикой» она великолепно снимает так называемый компьютерный зрительный синдром.

Методика 3. «Точечная гимнастика»

Направлена на улучшение остроты зрения.

Возьмите обычный лист бумаги и остро отточенным черным карандашом нарисуйте на одной линии 10 черных точек с интервалами между ними около 5 мм. При очень плохом зрении интервал можно увеличить до 7 мм, но не более. Поставьте лист перед глазами на расстоянии 40 см. Вы должны четко видеть все точки и иметь возможность их пересчитать. Теперь попросите помощника медленно отодвигать лист с точками от ваших глаз, останавливаясь каждые 20 см. Как только вы перестали четко видеть все точки, и они слились в сплошную линию, дальше отодвигать лист не нужно. Замерьте расстояние от глаз до листа бумаги и запишите его. После этого некоторое время перемещайте лист с точками то ближе, то дальше от глаз, но не превышайте пока записанное расстояние. Гимнастику полезно выполнять в течение 3-5 минут не менее 3-4 раз ежедневно.

Это упражнение в комплексной терапии эффективно и быстро повышает остроту зрения.

Обучите ребенка правильному выполнению упражнения и внесите его в список обязательных. Его нужно делать не реже трех раз в день. Расстояние от глаз до слияния точек в одну сплошную линию необходимо замерять не чаще чем раз в 7–10 дней, отмечая достижения.

«Точечная гимнастика» также помогает улучшить зрение вблизи всем людям старше 40 лет, страдающим затруднениями при чтении. Техника выполнения та же самая, но начинать считать точки необходимо не с расстояния в 40 см от лица, а с того, на котором вы можете их увидеть (скажем, 50–70 см). Далее старайтесь пересчитывать точки на расстоянии меньшем, чем то, на котором вы увидели их четко в начале упражнения. Постепенно вы заметите, что перестали уставать при работе с обычным текстом.

Методика 4. «Зрительная дуга»

Эта методика подходит не только для детей школьного возраста, но и для взрослых. Она помогает при спазме аккомодации, повышает остроту зрения, снимает компьютерный синдром.

Делать такое упражнение довольно просто. Сядьте на стул перед окном. Опустите взгляд на колени, внимательно на них посмотрите, и начните медленно поднимать глаза вверх, фиксируя взглядом и рассматривая по нескольку секунд все интересные объекты, которые вы заметите, в том числе расположенные за окном: дома, деревья, облака, небо. Перенесите взгляд на верх оконной рамы и карниз. После этого столь же постепенно опустите глаза, рассматривая все попадающиеся на пути предметы и по возможности четко фиксируя их детали. Повторите движение глаз по дуге три раза подряд. Окончив упражнение, трижды зажмурьте глаза и широко их откройте. Затем объясните ребенку, как выполнять гимнастику, усадив его на стул рядом с собой.

Эта гимнастика великолепно подходит людям, по много часов работающим за компьютером и страдающим выраженным зрительным утомлением. Ведь в конце дня, проведенного у монитора, вы наверняка замечали, что к вечеру зрение нарушается, затуманивается и вам становится труднее четко видеть вдаль. «Зрительная дуга» наряду со «Ступенчатой гимнастикой» и с «Цифровой гимнастикой» помогает устранить эту проблему в краткие сроки.

Упражнение необходимо повторять несколько раз в день, особенно при регулярных длительных нагрузках на глаза.

Источник