Гигиена физиология развития ребенка
Министерство образования Нижегородской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Нижегородский педагогический колледж им. К.Д.Ушинского»
Контрольная работа
по предмету:
«Возрастная анатомия физиология и гигиена детей»
Тема: «Физиологические основы утомления. Профилактика переутомления детей дошкольного возраста».
студентка группы 144 з5
по специальности 050144 Дошкольное образование
Абрамова Мария Алексеевна
Проверила:
Швайкина.О.А.
г. Нижний Новгород 2014 г.
Введение
Долголетние наблюдения педагогов и исследования гигиенистов показали, что работоспособность, качество усвоения учебной программы, формирование умственных операций, развитие речи, овладение разнообразными явлениями находятся в прямой зависимости от состояния здоровья. Поэтому главная задача нашей работы – это заботиться об укреплении физического и психического здоровья детей.
Забота об охране нервной системы в условиях дошкольного воспитания особенно необходима. Дети устают от длительного пребывания в большом коллективе, они ежедневно выполняют определённые обязательные задания, требующие подчас немалых усилий, собранности, испытывают эмоциональные нагрузки. Всё это при неблагоприятных условиях может создать предпосылки для перенапряжения нервной системы, а у детей дошкольного возраста в силу возрастных особенностей легко возникают её расстройства. Поэтому так важна роль воспитателей, педагогов в регуляции поведения детей, их деятельности.
Основное отличие нервной системы ребёнка от взрослого заключается, прежде всего, в её недостаточной морфологической зрелости. Это создаёт предпосылки для быстрой истощаемости нервной системы, ранимости и делает её особенно чувствительной к воздействию неблагоприятных факторов, определяет относительно низкий предел работоспособности и выносливости нервных клеток.
Другой особенностью нервной системы ребёнка является слабое развитие процессов внутреннего торможения, которое происходит на более поздних возрастных этапах и от которого зависят способность управлять своим поведением, волевые качества.
Каковы же причины, предрасполагающие к развитию у детей отклонений в неврологической сфере? Прежде всего, это чрезмерное утомление ребёнка.
Основная часть
- Физиологические основы утомления
Под утомлением мы понимаем временное уменьшение работоспособности, наступающее во время работы, которому предшествует дискоординация функций, приводящая к снижению экономичности работы, и появления чувства усталости.
Внешние проявления мышечного утомления многообразны: нарушается координация движений, падает производительность работы, появляется одышка, чрезмерная потливость, краснеет или бледнеет кожа лица и др.
Умственное утомление также проявляется в снижении работоспособности, которому предшествует двигательное беспокойство, ослабление внимания к выполняемой деятельности, вялость, сонливость.
Утомление у разных детей проявляется неодинаково. У одних детей оно выражается в снижении активности, у других – в повышении возбудимости, у третьих появляются отрицательные поведенческие реакции, капризы, что приводит к возникновению конфликтов при общении их со сверстниками и взрослыми. У многих детей при утомлении нарушается сон, аппетит. Пропадает желание трудиться, снижается интерес к занятиям. Ребёнок постоянно отвлекается, плохо или совсем не усваивает то, что показывает или о чём говорит воспитатель, не доводит начатое задание до конца. Если в детском саду или в семье для ребёнка не созданы все необходимые условия деятельности и отдыха и объём нагрузок постоянно превышает его физиологические возможности, то утомление, постепенно накапливаясь, может перейти в переутомление, хроническое утомление, а это крайне отрицательно сказывается на его дальнейшем умственном и физическом развитии, а также состоянии здоровья.
На фоне утомления и переутомления снижаются защитные функции организма и, следовательно, повышается предрасположенность к заболеваниям.
Утомление может возникать в связи с различными факторами:
- нарушения режима,
- несоответствие умственных и физических нагрузок физиологическим возможностям организма,
- предъявление к ребёнку чрезмерных, повышенных требований в процессе воспитания и обучения,
- недостаточная продолжительность сна,
- длительные отрицательные эмоции и др.
В трудах выдающихся отечественных физиологов – И.М. Сеченова, И.П. Павлова, Н.Е. Введенского указывается на неоднозначную биологическую роль утомления. С одной стороны, утомление можно рассматривать как защитную реакцию, предохраняющую организм от переутомления, нервные клетки от истощения. С другой – утомление, сопутствующее в той или иной мере любой работе, является необходимым условием повышения выносливости организма, тренировки.
Утомление представляет собой нормальный физиологический процесс, предназначенный для защиты нервных клеток и различных систем организма от чрезмерных перегрузок, приводящих к истощению функционального потенциала. Как правило, снижению работоспособности при утомлении предшествует появление усталости
Усталость – это комплекс ощущений, имеющих отрицательную эмоциональную окраску и возникающий во время длительной или интенсивной работы, при которой наступает момент, когда дальнейшее поддержание мышечного напряжения на заданном уровне становится трудным, и требуются всё возрастающие усилия для продолжения работы.
Человек ещё некоторое время продолжает выполнение прежнего объёма работ на фоне усталости, затем наступает утомление и работоспособность снижается. А усталость нарастает. Таким образом, утомление и усталость близкие, но неоднозначные понятия.
Усталость не всегда вызывает отрицательные эмоциональные реакции. После сравнительно небольшой физической работы, не сопровождаемой выраженным утомлением, мы нередко испытываем приятную усталость. Малоутомительные игры, связанные с движением, вызывают у ребёнка положительные эмоции, радость, благотворно влияют на физическое и психическое здоровье.
Следует отметить, что усталость может возникнуть у ребёнка очень быстро, в самом начале работы, ещё до того, как обнаруживаются объективные признаки ухудшения деятельности организма, когда об утомлении не может быть и речи. Такая усталость появляется тогда, когда какая-либо деятельность для ребёнка не интересна. Поэтому следует учитывать лишь ту усталость при заинтересованной деятельности. А.А. Ухтомский придавал большое значение ощущению усталости как натуральному предупредителю о начинающемся утомлении.
Воспитатели и родители должны реагировать на появление усталости ребёнка, которое указывает на развившееся утомление.
Начальными признаками переутомления считаются:
- изменения в поведении ребенка (появление непослушания, упрямства и пр.);
- снижение успеваемости;
- потеря аппетита;
- появление некоторых функциональных нервно-психических расстройств (плаксивость, раздражительность, нервные тики и пр).
Выраженными признаками переутомления являются:
- резкое и длительное снижение умственной и физической работоспо-собности;
- нервно-психические расстройства (нарушения сна, чувство страха, истеричность );
- стойкие изменения в регуляции вегетативных функций организма (аритмия, вегето-сосудистая дистония по гипертоническому или гипотоническому типу);
- снижение сопротивляемости организма к воздействию неблагоприятных факторов и патогенных микроорганизмов.
- Профилактика переутомления детей дошкольного возраста
В основе рационального режима лежит условно-рефлекторная деятельность. Выработанные и упроченные сложные условные рефлексы на время приема пищи, сна, включения в работу приобретают характер динамического стереотипа, образование которого позволяет правильно и экономно распределять время, быстро включаться в работу и плодотворно выполнять ее, разумно и эффективно отдыхать. Обязательным законом жизни ребенка является правильно построенный и постоянно соблюдаемый режим дня. Режим дня детей в соответствии с возрастными особенностями включает следующие обязательные элементы:
- свободное время, возможность обеспечить двигательную активность ребенка по собственному выбору;
- режим питания (интервалы между приемами пищи и кратность питания);
- продолжительность и кратность сна;
- время пребывания на воздухе в течение дня;
При организации свободного времени у детей и подростков обязательно обеспечить адекватную физическую подвижность, обеспечивающая ту степень вертикальной и перемежающейся по направлению механической нагрузки на скелет, которая является стимулятором остеогенеза и роста хряща. Мышечная работа активизирует и выделение гормонов – стимуляторов роста. Избыточная вертикальная нагрузка, возникающая, например, при переноске тяжестей, дает противоположный эффект – торможение роста.
Во сне осуществляются все основные метаболические и клеточные перестройки, определяющие формирование скелета ребенка. Наиболее благоприятное влияние на сон оказывает свежий воздух. Он воздействует на кожу, слизистые оболочки носа и верхних дыхательных путей, вызывает быстрое наступление сна. Сон на воздухе может заменить прогулку, особенно в холодное и переходное время года.
В первые месяцы жизни центральная нервная система (ЦНС) отличается функциональной слабостью. В связи с этим активное бодрствование ребенка осуществляется незначительное время (5-7 ч) и через каждые 1,5-2 ч ребенок засыпает. При правильной организации жизни ребенка уже к концу 1-го месяца формируется суточный ритм бодрствования и сна. В режиме дня младших (3-4 года) и средних (4-5 лет) групп детского сада предусматривается 12-12,5 ч на сон, из них 2 ч на одноразовый дневной сон. Для детей старшей (5-6 лет) и подготовительной (6-7 лет) групп на сон полагается 11,5 ч (10 ч ночью и 1,5 ч днем). Продолжительность сна у детей школьного возраста меняется с возрастом и составляет. В 7-10 лет – 11-10 ч, в 11-14 лет – 10-9 ч, в 15-17 лет – 9-8 ч.
Существенное значение в режиме дня имеет пребывание детей на свежем воздухе. Воздух благотворно влияет на растущий организм: он активизирует обменные процессы и оказывает положительное влияние на процессы роста и развития. В дошкольном возрасте общая продолжительность прогулок на свежем воздухе должна составлять не менее 4 часов (в первую и вторую половину дня). Летом все игры и занятия должны проводиться на свежем воздухе, в холодное время года предусматриваются прогулки 2 раза в день по 1,5-2 ч.
Активный отдых на воздухе является мощным оздоровительным фактором. Общая продолжительность пребывания на воздухе должна составлять в младшем школьном возрасте не менее 3-3,5 ч, в среднем – 2,5-3 ч, в старшем – 2-2,5 ч.
Целью занятий детей преддошкольного и дошкольного возраста являются укрепление здоровья, дальнейшее совершенствование основных движений (ходьба, бег, лазание, метание), обучение детей внятному произношению слов и правильной речи, воспитание гигиенических навыков, ознакомление детей с доступными их пониманию предметами и явлениями, воспитание художественного вкуса. Режим дня в детском саду следует дифференцировать по группам. Младшую группу составляют дети 3-4 лет, среднюю – 4-5 лет, старшую – 5-6 лет и подготовительную – 6-7 лет. С детьми проводятся занятия по развитию речи, физическому воспитанию, рисованию, лепка, конструирование, музыкальные занятия. Программами воспитания и обучения в детском саду, предусматривается организация занятий, соответствующая морфофункциональным особенностям детей. Занятия должны проводиться ежедневно, кроме субботы, с 1 сентября по 1 июня: в младшей группе – 10 занятий в неделю по 10-15 мин, в средней – 10 занятий в неделю по 20 мин, в старшей – 15 занятий в неделю по 20-25 мин; в подготовительной – 19 занятий в неделю по 25-30 мин. Продолжительность перерывов между занятиями 10-12 мин, в течение которых целесообразно организовывать подвижные игры умеренной интенсивности. Домашние задания во всех группах отсутствуют.
Заключение
Развитие в раннем возрасте происходит на таком неблагоприятном фоне, как повышенная ранимость организма – низкая его сопротивляемость заболеваниям. – В первые годы жизни особенно велика взаимосвязь физического и психического развития. Крепкий, физически полноценный ребенок не только меньше подвержен заболеваниям, но и лучше развивается психически. Вместе с тем веселые, подвижные, активные дети физически более выносливы. Незначительные нарушения в состоянии здоровья вызывают изменения в их общем самочувствии – они становятся раздражительными и вялыми, плохо играют, быстро утомляются.
В раннем возрасте дети отличаются большой неустойчивостью эмоционального состояния: казалось бы, по ничтожной причине часто плачут и долго не могут успокоиться; и наоборот, не успевают высохнуть слезы, как на смену им появляется улыбка. При воспитании маленьких детей следует учитывать преобладание у них возбуждения над тормозными процессами: маленький ребенок с трудом переносит ожидание пищи, ограничение в движениях и т. п.
Быстро формирующиеся у малыша и проявляющиеся в привычках условные рефлексы могут быть как целесообразными для здоровья и развития так и нецелесообразными. Обладая высокой пластичностью функций мозга и психики, ребенок имеет большие потенциальные возможности развития, реализация которых зависит от непосредственного влияния окружающих взрослых, от воспитания и обучения. Поэтому в этом возрасте необходимо учитывать вес эти факторы и не допускать переутомления.
Список литературы
1. Р.В. Тонкова-Ямпольская, Т.Я. Чертог «Ради здоровья детей», М., «Просвещение», 1985
2. Е.В. Рябышева «Подготовка детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе», Челябинск, 2002, стр. 77.
3. «Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7 лет» М., «Просвещение», 1987.
4. В.А. Иванченко «Как победить усталость?»
5. Сапин М.Р., Сивоглазов В.И. Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма): учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 1999
Приложение
Советы психолога
по предупреждению развития переутомления
Для охраны нервной системы дошкольников очень важна доброжелательная спокойная обстановка в группе. Если воспитатель недостаточно внимателен к детям, часто делает им замечания, не умея их заинтересовать, недостаточно тактичен, ребёнок становится раздражительным, что в последующем может привести к развитию неврологических заболеваний.
Самым эффективным способом отдаления наступления утомления и повышения работоспособности является рациональный режим жизни, деятельности и отдыха ребёнка. В этих условиях центральная нервная система работает в экономном режиме, меньше тратится раздражимого вещества, работоспособность повышается, родителям важно сохранить дома основные режимные правила детского сада в выходные дни.
При любом занятии нельзя непрерывными замечаниями и запретами заставлять ребёнка сидеть неподвижно. Не следует надолго обесдвиживать ребёнка, необходимо давать периодически ему возможность подвигаться, побегать.
При появлении усталости следует переключать ребёнка на другой вид деятельности. Если усталость появилась при выполнении мышечной деятельности, то перейти на занятия, связанные с интеллектуальной деятельностью и наоборот. Для ребёнка это будет активным отдыхом.
Утомление устранять своевременным отдыхом, сменой действий и позы, микропаузами.
Придерживаться гигиенических и педагогических условий к организации учебной, игровой, трудовой деятельности и отдыха дошкольников.
В течение дня вся деятельность не должна быть однотипна, исключать трафаретность и шаблон.
Ведение занятий должно быть эмоциональным, с хорошим настроением, обращаться к примерам из окружающей жизни, в работу включать одновременно несколько физиологических анализаторов.
Речь педагога должна быть негромкой, немногословной, но чёткой и выразительной по интонации.
Важно правильно организовать перерывы между занятиями (8-10 минут), которые устраивают для отдыха детей, переключения их на другой вид деятельности, смену позы.
Не перегружать детей с отставанием, задержкой развития, но и не сдерживать развитие детей, у которых оно происходит более быстрыми темпами.
Создавать условия для физиологически полноценного дневного и ночного сна. Дети дошкольного возраста должны спать в сутки не меньше 12-14 часов.
Поддерживать в помещении благоприятный воздушно-тепловой режим. Известно, что головной мозг человека крайне чувствителен к недостатку кислорода. При недостатке кислорода утомление развивается значительно быстрее, чем при нормальном его содержании в воздухе.
Обеспечить достаточную освещённость, хорошее качество наглядных пособий, демонстрационного и раздаточного материала, т.к. напрягаются зрение, поза.
Детям, имеющим некоторое отклонение в состоянии здоровья или отставание в развитии психофизиологических функций, нужен дополнительный отдых.
Использовать в работе с детьми:
- релаксационные игры и упражнения для снятия напряжения, на расслабление,
- лечение музыкой,
- точечный, обычный массаж,
- дыхательную гимнастику,
- упражнения для рук
Следуя этим рекомендациям, советам вы повысите работоспособность детей, сохраните их нервную систему, предупредите переутомление.
Источник
Наталья Аникина
Выступление на РМО для педагогов раннего возраста «Возрастная анатомия, физиология и гигиена».
1. Значение изучения анатомии, физиологии и гигиены для правильной организации учебно-воспитательного процесса в ДОУ и для охраны здоровья детей
Анатомия и физиология – важнейшие науки о строении и функциях человеческого организма. Знание педагогом закономерностей роста и развития организма растущего человека, вооружение необходимыми сведениями и умениями в области возрастной анатомии, физиологии и гигиены является одним из условий выполнения высоких требований, которые предъявляются к подготовке специалистов по воспитанию детей дошкольного возраста. Для создания наилучших условий роста и развития ребенка, для правильного его воспитания и обучения надо знать особенности его организма; понимать, что полезно для него и что вредно, какие меры следует принимать для укрепления здоровья и поддержания нормального развития.
Анатомия человека (от греч. аnatome – рассечение, расчленение) изучает строение тела, отдельных его органов, их микроскопическое и ультрамикроскопическое строение. Возрастная анатомия изучает человеческий организм в различные периоды жизни в различных условиях влияния внешней среды, начиная от зарождения и формирования органов и систем у зародыша и плода
Физиология (от греч. рhysis – природа, logos – наука) изучает жизненные процессы, протекающие в организме, функции как отдельных органов, так и всего организма в целом. На основе достижений физиологии были разрешены многие вопросы, связанные с правильной организацией питания и общим оздоровлением условий жизни детей дошкольного возраста.
Анатомия и физиология изучают строение и функции тела человека по частям, вначале – отдельные его органы, системы и аппараты органов и в конечном итоге – целостный человеческий организм. Большое внимание в анатомии и физиологии уделяется детскому возрасту – периоду быстрого роста и развития человеческого организма.
Дошкольная гигиена — наука об охране и укреплении здоровья детей до 7 лет. Она изучает взаимодействие организма дошкольника с внешней средой с целью разработки гигиенических нормативов и требований, направленных на охрану и укрепление здоровья ребенка, гармоничное развитие и совершенствование функциональных возможностей организма. Изучение гигиенической роли факторов внешней среды помогает воспитателю укреплять здоровье детей. Дошкольная гигиена предлагает научно обоснованные гигиенические рекомендации по организации учебно-воспитательного процесса, режиму дня и питанию детей дошкольного возраста, оборудования, планировке и благоустройству ДОУ.
Возрастная анатомия, возрастная физиология и гигиена выявляют и стараются смягчить или полностью устранить все, что вредит здоровью ребенка, подбирают такие условия, которые благоприятствуют росту и развитию дошкольника, укрепляют его здоровье.
Знание особенностей строения и функций организма ребенка дошкольного возраста необходимо педагогам ДОУ,поскольку при непредвиденных обстоятельствах может возникнуть необходимость оказания помощи пострадавшему дошкольнику: остановить кровотечение, сделать искусственное дыхание.
Педагоги ДОУ занимаются не только воспитанием дошкольников, но и несут ответственность за состояние их здоровья. Поэтому мероприятия ДОУ должны быть направлены на оздоровление дошкольников и на создание соответствующих условий окружающей среды и учебно-воспитательного процесса. Воспитатель прививает детям гигиенические навыки для повышения санитарной культуры в быту. Педагогическая эффективность воспитания и обучения зависит от того, в какой мере учитываются анатомо-физиологические особенности организма дошкольника, периоды развития, для которых характерна восприимчивость к воздействию тех или иных факторов, а также периоды повышенной чувствительности и пониженной сопротивляемости организма.
Зная физиологические и анатомические особенности организма дошкольника, воспитатель может правильно организовать учебный процесс. Изучение возрастной физиологии необходимо для понимания возрастных особенностей психологии дошкольника. Объективное изучение функций мозга детей дошкольного возраста позволяет выявить механизмы, определяющие специфику осуществления психических и психофизиологических функций. У детей дошкольного возраста необходимо установить те периоды, в которые они наиболее чувствительны к корригирующим педагогическим воздействиям, направленным на развитие внимания, восприятия информации, познавательных потребностей.
2. Сердце дошкольника. Строение, функции
Сердце – полый мышечный орган конусовидной формы, который нагнетает кровь в артерии и принимает венозную кровь. Оно расположено в грудной полости между легкими в нижнем средостении. Приблизительно 2/3 сердца находится в левой половине грудной клетки и 1/3 – в правой. Сердце расположено в околосердечной сумке – перикарде, которая ограничивает его от соседних органов. Перикард состоит из двух листков – наружного – пристеночного (париетального) и внутреннего – висцерального (эпикарда). Границы сердца изменяются в зависимости от возраста, пола, конституции и положения телаУ двух-трехлетних детей преобладает косое положение сердца
Если сердце у новорожденного ребенка весит 20-25 грамм, то к 2 годам жизни ребенка линейные размеры сердца увеличиваются в 1,5 раза, к 7 годам – в 2 раза. Масса сердца утраивается к 2-3 годам, к 6 годам возрастает в 5 раз. К концу второго года жизни масса миокарда левого желудочка становится вдвое больше, чем у правого. Эти соотношения сохраняются и в дальнейшем. К 7 годам увеличивается и сила сердечных сокращений. Форма сердца в виде удлиненного овала и расположение становятся почти такими же, как у взрослых. Сердце ребенка растет наиболее быстро в течение первых 2 лет жизни, затем – с 5 до 9 лет. Рост сердца в длину идет быстрее, чем в ширину. Длина сердца удваивается к 5-6 годам жизни ребенка. У детей различных возрастов определяются разные границы сердца. Большие изменения происходят в 6 лет во внутреннем строении сердца; дифференцируется структура сердечной мышцы, его нервного аппарата. В 7 лет в основном заканчивается развитие иннервационного аппарата, регулирующего деятельность сердца.
На поверхности сердца видны межжелудочковые борозды: впереди, сзади, и поперечная венечная борозда, расположенная кольцеобразно. Вдоль этих борозд проходят собственные артерии и вены сердца. Бороздам соответствуют перегородки,разделяющие сердце на 4 отдела: двух предсердий и двух желудочков.
Правое предсердие представляет собой полость, по форме напоминает куб, расположено у основания сердца справа и сзади аорты и легочного ствола. В него входят верхняя и нижняя полые вены, венечный синус и наименьшие вены сердца. Правое предсердие отделяется от левого межпредсердной перегородкой и соединяется с правым желудочком при помощи правого предсердно-желудочкового отверстия
Правый желудочек имеет форму пирамиды с верхушкой, направленной вниз, расположен справа и спереди левого желудочка, занимает большую часть передней поверхности сердца. Правый желудочек отделяется от левого межжелудочковой перегородкой, большая часть которой состоит из мышечной, меньшая – из перепончатых частей.
При сокращении мускулатуры желудочка створки смыкаются, удерживаясь в таком состоянии сухожильными хордами, и не пропускают кровь назад в предсердие.
Непосредственно над отверстием легочного ствола находится клапан легочного ствола. Он состоит из передней, левой и правой задних полулунных заслонок, расположенных по кругу. При сокращении мускулатуры желудочка полулунные заслонки током крови прижимаются к стенке легочного ствола и не препятствуют току крови из желудочка. При расслаблении желудочка, когда давление в его полости падает, обратный ток крови заполняет карманы между стенками легочного ствола и каждой из полулунных заслонок и раскрывает заслонки, их края смыкаются и не пропускают кровь в желудочек сердца.
Левое предсердие имеет форму неправильного куба, от правого предсердия отделено межпредсердной перегородкой; спереди имеет левое ушко. В заднем отделе верхней стенки предсердия открываются 4 легочные вены, по которым течет кровь, обогащенная кислородом в легких.
Левый желудочек имеет форму конуса, основанием направлен кверху. В передневерхнем отделе его находится отверстие аорты, через который желудочек соединяется с аортой. В месте выхода аорты из желудочка расположен клапан аорты, который имеет правую, левую (переднюю) и заднюю полулунные заслонки.
Стенка сердца состоит из трех слоев: внутреннего – эндокарда, среднего – миокарда и наружного – эпикарда. Эндокард выстилает полости предсердий и желудочков, он покрыт тонкими, плоскими эндотелиальными клетками. Миокард образован сердечной мышечной тканью – кардиомиоцитами. В стенках предсердий миокард более тонкий, состоит из двух мышечных слоев. В стенках желудочков миокард более толстый, трехслойный, особенно у левого желудочка, из которого выходит аорта. Миокард предсердий и желудочков не переходит друг в друга. Между мышечными пучками этих отделов сердца находятся фиброзные кольца, которые отделяют предсердия от желудочков и служат местом прикрепления клапанов сердца.
Кардиомиоциты миокарда соединены плотно друг с другом с помощью вставочных дисков, которые обеспечивают механическую прочность мышечной оболочки сердца, а также осуществляют быстрое проведение возбуждения к каждой отдельной мышечной клетке. Проведение возбуждения в миокарде сразу ко всем кардиомиоцитам выполняет проводящая система.
Миокард обладает свойствами возбудимости, проводимости, сократимости. Благодаря наличию проводящей системы сердце способно сокращаться. Сердце сокращается ритмически, под влиянием импульсов, возникающих в самом сердце. Эту особенность сердечной мышцы называют автоматизмом.
Начав сокращаться, сердечная мышца не может отвечать на другие воздействия до тех пор, пока в ней не начнется процесс расслабления. Отрезок времени, в течение которого сердечная мышца не отвечает ни на какие импульсы, называют периодом абсолютной рефрактерности (невозбудимости) сердечной мышцы. Это свойство позволяет сердечной мышце энергично и быстро сокращаться, не испытывая утомления.
Сердце и кровеносные сосуды образуют замкнутую систему, по которой кровь движется благодаря ритмичным сокращениям сердечной мышцы. Кровеносные сосуды представлены артериями, несущими кровь от сердца, венами, по которым кровь течет к сердцу, и микроциркуляторным руслом в органах и тканях
Усиленный обмен веществ у ребенка требует повышенной доставки кислорода, что обеспечивается увеличением минутного объема сердца за счет ускорения пульса. Пульс дошкольника отличается большой неустойчивостью и индивидуальными колебаниями. Чем младше ребенок,тем чаще у него частота сердечных ударов: в 2 года – 100-120 ударов/мин, в 3 года – 100-110 ударов/ мин, 4-5 лет – 80-100 ударов/мин, в 6-7 лет – до 85-90 ударов/мин
Артериальное давление с возрастом имеет тенденцию к повышению, но оно ниже, чем у взрослых.Для ориентировочного расчета кровяного давления можно пользоваться следующей формулой: для систолического давления – 90 + 2 n, для диастолического – 60 + n, где n – возраст в годах.
Сокращаясь ритмично, сердце своими выбросами крови в аорту поддерживает различное давление крови в артериях и венах. Остановка сердца приводит к выравниванию давления, и ток крови в кровеносных сосудах прекращается. Сердце работает подобно насосу. Наличие клапанов, которые закрываются автоматически под давлением крови, обеспечивает ток крови в одном направлении – от сердца в артерии, по венам – к сердцу. При этом последовательно чередуются сокращение сердца (систола) и его расслабление (диастола)
Артерии у детей относительно широки и развиты сильнее, чем вены. Хорошо развита капиллярная сеть. Кровообращение (1 круговорот крови) у дошкольника совершается быстрее,чем у взрослых: например, в 3 года – за 15 сек, а у взрослого – за 22 сек.
В процессе роста ребенка изменяются взаимоотношения кровеносных сосудов с органами, которые растут и увеличиваются в объеме. Изменяются уровень отхождения артерий от магистральных стволов, углы ветвления артерий и уровни слияния вен. Микроскопическое строение кровеносных сосудов наиболее интенсивно изменяется в раннем детстве (от 1 года до 3 лет). В это время в стенках сосудов усиленно развивается средняя оболочка. Большое значение в положении сердца имеет положение диафрагмы, которая меняется в зависимости от фазы дыхания. В момент вдоха сердце опускается вместе с диафрагмой, при выдохе – поднимается диафрагмой. Размеры сердца зависят от размеров тела, а также от интенсивности обмена веществ.
Жизненно важная роль, которую играет сердце в организме, требует с раннего возраста принимать все меры к тому, чтобы уберечь сердце дошкольника от чрезмерных нагрузок и инфекционных заболеваний.
Литература
1. Самусев Р. П. Анатомия человека. – М.: ОНИКС Мир и Образование, 2008.
2. Сапин М. Р., Сивоглазов В. И. Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма): Учебник для студ. образовательных учреждений сред. проф. образования – 5-е изд., перераб. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 384 с.
3. Сапин М. Р., Брыскина З. Г. Анатомия человека. – М.: Академия, 2006.
4. Федюкович Н. И., Гайнутдинов И. К. Анатомия и физиология человека: Учебник – изд. 19-е, стер. – Ростов н/Д: Феникс, 2012. – 510 с.
5. Хрипкова А. Г. Возрастная анатомия и школьная гигиена. – М.: Просвещение, 1990.
Источник