Гигиена детей и подростков этапы развития ребенка

Гигиена детей и подростков этапы развития ребенка thumbnail

Гигиена детей и подростков– это наука об охране и укреплении здоровья подрастающего

поколения, а также о воспитании человека с гармоничным развитием физических и духовных сил.

Как наука она интегрирует гигиенические знания по коммунальной гигиене, гигиене труда,

гигиене питания, социальной гигиене и эпидемиологии применительно к растущему

организму ребёнка.

Как научная дисциплина ГДиП призвана обосновать и проводить профилактические

мероприятия направленные на укрепление здоровья подрастающего поколения.

Методологической основой науки является тесная взаимосвязь ребёнка с окружающей средой, в

связи с чем она разрабатывает гигиенические рекомендации не только применительно к внешним

факторам среды но и к условиям воспитания подрастающего поколения. Прежде всего, к учебному

процессу, физическому воспитанию и трудовому обучению.

Выделяют3 основных раздела ГДиП

1. Дошкольная гигиена. Она изучает гигиену детей младшего возраста в частности

нахождение детей в домашних условиях и детских образовательных дошкольных учреждениях

2. Школьная гигиена. Изучает гигиену в общеобразовательных школах, школах интернатах, а

так же профессиональных колледжах

3. Гигиена молодежи. Изучает гигиену учащихся высшей школы, а так же учащихся средних

учебных заведений. В отдельный раздел выделены спец школы в частности для слепых и

слабовидящих детей, с врожденной тугоухостью и глухотой

ГДиП изучает:

– Влияние природных и социальных факторов, оценивает и прогнозирует их воздействие на

растущий организм

– Разрабатывает гигиенические нормативы и санитарно противоэпидемические требования и

правила

– Контролирует санитарное состояние детских дошкольных и школьных учреждений

– Обосновывает оздоровительные мероприятия направленные на снижение заболеваемости, а

так же совершенствование функциональных возможностей и гармоничного развития детей и

подростков

Таким образом основной целью гигиены детей и подростков является:

– обоснование и разработка санитарно-гигиенических условий воспитания и обучения

– разработка комплекса оздоровительных мероприятий которые способствуют укреплению здоровья

и физического развития детей и подростков.

Объект изучения: здоровье детских и подростковых коллективов

Задачи для проведения:

1. Знать общую демографическую ситуацию и тенденции в изменении состояния здоровья

детей и подростков

2 Контролировать своевременность и полноту проведения плановых медицинских осмотров

3. Анализировать результаты в каждом конкретном коллективе и климатогеографическом

регионе

4. На основании этого разрабатывать планы комплексны лечебно профилактических

мероприятий, и контролировать их выполнение

5 Анализировать инфекционную заболеваемость и современную тенденцию распространения

инфекционных заболеваний

6. Проводить оперативные противоэпидемические мероприятия

Связь гигиены детей и подростков с другими науками.

1. Возрастная анатомия и физиология

2. Педиатрия

3. Эпидемиология и медицинская микробиология

4. Инфекционные болезни

5. Психология и психиатрия

Отличия ГДиП от педиатрии:

ГДиП решает гигиенические вопросы на основе морфо-функциональных и физиологических

исследований, т.е. изучает процессы формирования организма, период раннего онтогеза во

взаимодействии с факторами окружающей среды для обеспечения благоприятного развития

растущего организма, сохранение и укрепление его здоровья через преобразование среды.

Таким образом, внешняя среда с позиции гигиены является учетом реакции организма ребенка на эту

среду.

Педиатрия изучает анатомо-физиологические особенности формирования ребенка с учетом его

генотипа и особенностями окружающей среды, а так же особенности протекания

общесоматических, инфекционных и психических заболеваний с разработкой мер реабилитации и

восстановления.

Особенности нормирования в ГДиП:

Гигиеническое нормирование

Основные принципы были сформулированы Громбахом

1. Обязательная предпосылка допустимости(нормы) воздействие любого фактора внешней

среды служит функциональная готовность растущего организма к этому воздействию

2. Нормы ГДиП непостоянны. Они меняются на различных возрастных этапах

3. Смена норм должна происходить не одновременно для различных факторов

Таким образом, задачи гигиенического нормирования заключаются в проведении

дифференцированного гигиенического нормирования факторов окружающей среды с учетом

возраста и определения для каждого из них того возрастного интервала, в пределах которого

конкретный гигиенический норматив сохраняет свое значение.

В современных условиях гигиенический норматив- это научно обоснованное определение тех

параметров или той интенсивности воздействующих на организм, которые оказывают благоприятное

или безвредное влияние, при этом обеспечивают сохранение здоровья детей.

Принципы нормирования:

1. Специфичность норм для каждого фактора окружающей среды.

2 Непостоянство, сменяемость норм. Обусловлено особенностями роста и развития.

Данные нормы сохраняет свое значение лишь в определенном возрастном интервале и по

окончание его заменяется новыми.

3 Развивающая, тренирующая направленность норм. Данные нормирования должны

создавать такие условия, которые не только обеспечивают оптимальное воздействие организма

с окружающей средой, но и способствует его лучшему развитию. Нормы ГТО, закаливание.

4. Дифференцировка гигиенических норм с учетом пола и состояния здоровья растущего

организма.

Актуальные проблемы научных исследований в гигиене детей и подростков:

1. Состояние здоровья и уровень физического развития детей и подростков.

2. Гигиена учебного процесса в детских дошкольных и школьных учреждениях.

3. Гигиенические основы физического воспитания детей и подростков

4. Гигиена трудовой деятельности детей и подростков

5. Санитарное благоустройство детских дошкольных и школьных образовательных

учреждений

Источник

Гигиена детей и подростков – это учебная дисциплина, которая занимается гигиеническими проблемами детства и юношества. По данным Федеральной службы государственной статистики в России проживает свыше 33 млн детей, подростков и молодежи в возрасте до 19 лет (включительно), а это более 25% населения страны.

(слайд 2) Основная особенность детей и подростков заключается в том, что, в отличии от взрослых, их организм не достиг еще полной зрелости, а находится в процессе роста и развития. Незавершенность развития организма детей и подростков обусловливает его пластичность. Организм детей и подростков в большей степени, по сравнению со взрослыми подвержен влиянию как благоприятных, так и неблагоприятных воздействий. Поэтому гигиеническое значение приобретают воздействие весьма малой интенсивности, микродозы, которые для взрослых могут оказаться незаметными и незначительными.

Основное же отличие организма детей и подростков от организма взрослого человека заключается в том, что внешние воздействия сказываются не только на функциональном состоянии в настоящий момент, но и влияют на его развитие и дальнейшее существование.

Здоровье взрослого населения в значительной степени определяется здоровьем детей, так как многие формы патологии формируются в детстве. Все эти проблемы изучает гигиена детей и подростков.

Однако сохранение и укрепление здоровья, недостаточны для детей и подростков. Для них самое главное – благоприятное развитие. Поэтому в гигиене детей и подростков любой фактор среды оценивается по его влиянию на развитие ребёнка.

(слайд 3) Гигиена детей и подростков – профилактическая медицина, изучающая условия среды обитания и деятельности детей, а также влияние этих условий на здоровье и функциональное состояние растущего организма и разрабатывающая научные основы и практические меры, направленные на сохранение и укрепление здоровья, поддержку оптимального уровня функций и благоприятного развития организма детей и подростков.

Задача гигиены детей и подростков, как и гигиены вообще, сводится к нормированию внешней среды, т.е. к установлению норм и их последующему осуществлению.

(слайд 4). Нормирование в гигиене детей и подростков – это научно обоснованное определение характеристик факторов, воздействующих на организм, которые оказывают благоприятное или безвредное влияние. При этом нормируется интенсивность и длительность воздействия, которые обеспечивают сохранение здоровья детей и подростков, своевременное и гармоничное их развитие. Для неблагоприятных факторов истинной «норме» соответствует нулевое значение, т.е. их отсутствие.

Основанием для установления гигиенических норм воздействия изучаемых факторов служит функциональное состояние организма детей при разной интенсивности и длительности воздействующих факторов.

(слайд 5). Для гигиены детей и подростков характерны следующие принципы нормирования.

1. Специфичность норм. В связи с особенностями чувствительности развивающегося организма к большинству факторов среды (и потребностью в них) для детей и подростков по сравнению со взрослыми необходимы другие нормы.

2. Непостоянство (сменяемость) норм. В процессе возрастного развития организм проходит ряд периодов, каждому из которых свойственен определенный, именно ему присущий уровень чувствительности к воздействию различных факторов. Поэтому на протяжении роста и развития гигиенические нормы непостоянны, они сохраняют свое значение лишь в определенном возрастном интервале и по окончании его заменяются новыми.

3. Развивающая, тренирующая направленность норм. Гигиеническое нормирование должно создавать такие условия, которые не только обеспечивают оптимальное взаимодействие организма с окружающей средой и оптимальное его состояние в настоящий момент, но и спо­собствуют наилучшему развитию.

4. Дифференциация гигиенических норм с учетом пола и состояния здоровья растущего организма.

На каждом возрастном этапе организм оказывается созревшим, подготовленным лишь к определенным параметрам воздействий окружающей среды, и именно эти параметры должны считаться нормальными для данного возраста.

(слайд 6). Гигиена детей и подростков как учебная дисциплина состоит из следующих основных разделов:

– здоровье детей и подростков;

– гигиена учебно-воспитательного процесса и режима дня;

– гигиена физического воспитания;

– гигиена трудового воспитания, обучения и профессионального образования учащихся;

– гигиена питания детей и подростков;

– гигиенические основы проектирования, строительства, благоустройства и оборудования учреждений для детей и подростков;

– гигиеническое обучение и воспитание. Основы формирования здорового образа жизни детей и подростков;

– медицинское и санитарно-эпидемиологическое обеспечение детского и подросткового населения.

(слайд 7). Основным методом в гигиене детей и подростков является метод естественного гигиенического эксперимента. В дополнение к нему обычно применяется метод лабораторного эксперимента. Широко используется метод гигиенического наблюдения. Обработка и анализ полученных в ходе исследований материалов невозможны без использования санитарно-статистического метода. В дополнение ко всем этим методам в настоящее время широко применяется современный математический аппарат – методы математического прогнозирования.

Основоположниками, теоретиками и крупными организатора­ми современной отечественной гигиены детей и подростков явля­ются профессора А.В. Мольков, С.М. Громбах, академики РАМН Г.Н. Сердюковская и А.Г. Сухарев.

(слайд 8). Альфред Владиславович Мольков (1870-1947) – доктор медицинских наук, профессор, заслуженный деятель науки РСФСР. Профессор А.В. Мольков – выпускник медицинского факультета Московского университета, земский врач, талантливый организатор и знаток санитар­ного просвещения, основоположник отечественной школьной гигиены. Им сформулированы цели и задачи, определены основные пути научно-исследовательской и педагогической работы в области школьной гигиены, написаны первые учебник и руководство к прак­тическим занятиям студентов по школьной гигиене. Особый интерес и сегодня представляют динамические исследования физического развития детей различных национальностей. Эти исследования поло­жили начало повсеместному изучению динамики здоровья детского населения. Много исследований А.В. Молькова посвящено изуче­нию детского общественного питания, гигиеническому обоснованию строительства, благоустройства и оборудования школ и детских учреждений, дошкольному обучению и воспитанию.

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ И ОЦЕНКИ (слайд 1).

Источник

Неравномерность
роста и развития является основанием
для правиль­ной группировки детей и
подростков разного возраста и выработки
науч­ных принципов возрастной
периодизации. Дело в том, что при
органи­зации образовательно-воспитательной
работы возникает необходимость
объединения детей разного возраста.
Кроме того, необходимо правильно
установить возрастную границу поступления
ребенка в ясли, детский сад и школу,
определить возможность начала трудовой
деятельности и др.

Одну
из первых научно обоснованных периодизаций
предложил Н.П. Гундобин (1906). Эта
периодизация многократно дополнялась
и совершенствовалась.

В
основе всех возрастных периодизаций
лежит деление детства на несколько
периодов, характеризующихся общими
физиологическими особенностями.

В
понятие
«возрастной период»

входит тот отрезок времени, в пре­делах
которого процессы роста и развития, а
также физиологические особенности
организма тождественны, а реакции на
раздражители более или менее однозначны.
Возрастной период —

это время, требую­щееся для завершения
определенного этапа морфофункционального
развития организма и достижения
готовности ребенка к той или иной
деятельности.

Биологическая
возрастная периодизация

1)Период
новорожденности

продолжается всего 10 дней, поскольку
свойственный ему тип физиологических
реакций отмечается в тече­ние очень
короткого времени.

2)
Период грудного возраста 10 дней до года

3)раннее
детство 1-3года

4)первое
детство 4-7лет

5)второе
детство 8-11 12лет

6)подростковый
12-16лет

7)юношеский
16-21лет

В
нашей стране широкое распространение
получила возрастная периодизация,
основанная на социальных принципах

Социальная
возрастная периодизация

Период

Продолжительность

1.
Преддошкольный возраст

до
3 лет

2.
Дошкольный возраст

3-6(7)
лет

3.
Школьный возраст:

  • младший;

  • средний

6(7)—10
лет 11-14 лет

4.
Подростковый возраст

15-18
лет

Социальное
деление на возрастные группы в основном
не противо­речит биологическому
делению. Исключение составляет
подростковый возраст (его иногда называют
старшим школьным), к которому относятся
дети
с
15,
а не с
12—13
лет. Это обусловлено рядом законодательных
льгот в области трудового права, условиями
профессионального обучения.

Преддошкольный

(старший ясельный) период.до 3лет

Этот период характеризу­ется некоторым
снижением темпов физического развития
детей, боль­шей степенью зрелости
основных физиологических систем.
Мышечная масса
ребенка интенсивно увеличивается. К
концу 2-го года заверша­ется прорезывание
молочных зубов. Двигательные возможности
расширяются
крайне стремительно
— от ходьбы до бега, лазания и прыжков.
Двигательная активность огромна, а
контроль за активностью, адекватностью
дви­жений и
поступков еше минимальный, поэтому
резко возрастает опасность травматизма.
Это возраст
быстрого
совершенствования речи. Эмоциональная
жизнь ребенка преддошкольного периода
достигает наивысшей степени проявлений.
Отрицательные эмоции могут носить
характер истерических бурь, доходить
до аффективных припадков Наблюдаются
проявления капризности, застенчивости,
удивления, страха. Это период обучения
навыкам Трудовой деятельности через
игру. Четко определяются индивидуальные
черты характера и поведе­ния.

Педагоги
отмечают, что это период «упущенных
возможностей», имея в виду неправильные
приемы воспитания
Поэтому
воспитание постепенно становится
главным элементом ухода
за детыми.

Дошкольный
период
(от 3 до 7 лет). В этот период дети посещают
детский
сад. Характерно первое физиологическое
вытяжение, нараста­ние
массы тела
несколько
замедляется, отчетливо увеличивается
длина конечностей, углубляется рельеф
липа. Постепенно выпадают молоч­ные
зубы
и
начинается рост постоянных зубов. В
этот период идет
диф­ференцировала
строения различных внутренних органов.
К 5 годам дети
уже
свободно говорят на родном языке,
правильно
употребляя
склонения
и спряжения. Значительно улучшается
память.

В
младшем школьном

возрасте

(7—11

лет) происходятзамена
молоч­ныхзубов на
постоянные, наблюдается четкий
половой диморфизмфизического
развития. Имеются различиямежду
мальчикамиидевочками
как по типу роста и созревания, так ипоформированию
полоспецифического телосложения.

Старший
шкальный возраст
(с 12 до 17—18
лет) иногда называют
отро­чеством
.
Он характеризуется резким изменением
функции эндокрин­ных желез. Это период
бурного полового созревания у девочек
и его начала у юношей. Происходит
препубертатный ростовой скачок со
свойственной ему некоторой дисгармоничностью,
возникновением и развитием черт,
характерных для пола. Это самый трудный
период психологического развития,
формирования воли, сознательности,
нравственности. Нередко это достаточно
драматический пересмотр всей системы
жизненных ценностей, отношения к себе,
к родителям, сверстникам и обществу в
целом. Здесь и крайние суждения, и
край­ние поступки, стремление к
самоутверждению и конфликтам.

Биологический
возраст

— совокупность морфофункциональных
осо­бенностей организма, зависящих
от индивидуального темпа роста и развития

Соседние файлы в папке экзамены 6 курс зима

  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Гигиена детей и подростков — научная дисциплина об охране и укреплении здоровья подрастающего поколения, о воспитании физически крепкого человека с гармоническим развитием физических и духовных сил.

В настоящее время актуальными проблемами гигиены детей и подростков остаются «школьные» заболевания, которые широко распространены среди учащихся. Их частота закономерно возрастает от младших классов к старшим (близорукость, нарушение осанки, неврастения, анемия и др.).

У детей и подростков с возрастом увеличивается количество хронических заболеваний. Это болезни нервной системы и органов чувств, нарушения функций системы пищеварения и обмена веществ, патология органов дыхания, кровообращения, пищеварения, мочеполовой системы и др. Формируясь в детском возрасте, эти заболевания в дальнейшем оказываются в числе ведущих причин временной нетрудоспособности, инвалидности и смертности взрослого населения.

Согласно существующей в настоящее время возрастной (биологической) периодизации, основанной на оценке особенностей роста и развития организма детей и подростков до достижения зрелого возраста в индивидуальном развитии человека (онтогенезе), выделено 7 периодов созревания (табл. 10).

Таблица 10. Биологическая возрастная периодизация

Биологическая возрастная периодизация

Основу гигиенической оценки состояния здоровья детей и подростков составляют следующие показатели:

— отсутствие или наличие хронических заболеваний в момент обследования;

— уровень достигнутого физического и психического развития и степень его гармоничности;

— степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям;

— особенности функционирования основных физиологических систем организма.

Изучение состояния здоровья детского населения включает учет хронических заболеваний, функционального состояния ведущих систем организма, уровня и характера морфологического, функционального и психического развития, а также текущей заболеваемости.

В соответствии с вышеперечисленными критериями в настоящее время в Научно-исследовательском институте гигиены детей и подростков разработаны следующие группы здоровья детей и подростков:

— 1-я группа — здоровые с нормальными развитием и уровнем функций;

— 2-я группа — здоровые, но имеющие функциональные и некоторые морфологические отклонения, а также сниженную иммунобиологическую сопротивляемость острым и хроническим заболеваниям;

— 3-я группа — больные с хроническими заболеваниями в состоянии компенсации со сниженными функциональными возможностями организма;

— 4-я группа — больные с хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации со сниженными функциональными возможностями;

— 5-я группа — больные с хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации со значительно сниженными функциональными возможностями организма. Дети этой группы, как правило, не посещают детских учреждений, в связи с чем они часто не охвачены массовыми профилактическими медицинскими осмотрами.

Одним из важнейших показателей состояния здоровья растущего поколения является физическое развитие. Под термином «физическое развитие» детей и подростков понимается состояние морфологических и функциональных свойств и качеств, а также уровень биологического развития. Физическое развитие отражает общий уровень социальных и гигиенических условий жизни. Изучение физического развития включается в любую программу оценки.

Физическое развитие детей и подростков характеризуется сложным и многообразным комплексом следующих показателей:

— соматометрических (длина и масса тела, окружность грудной клетки);

— соматоскопических (форма грудной клетки, спины, стоп, осанка, состояние мускулатуры, жироотложения, эластичность кожи, половое созревание);

— физиометрических, или функциональных (жизненная емкость легких, сила сжатия кисти рук).

Обычно на практике измерение тела сводится к определению трех основных признаков: роста, массы тела и окружности грудной клетки.

Полученные результаты измерения показателей сравнивают со специально разработанными средними показателями этих признаков для групп детей различного пола и возраста — возрастными стандартами физического развития. Понятно, что единых стандартов физического развития детей и подростков быть не может, поскольку в разных климатических поясах, в городах и сельской местности имеются свои особенности. Именно поэтому сотрудник детских и подростковых учреждений для индивидуальной оценки физического развития отдельных детей используют региональные стандарты.

Для индивидуальной оценки физического развития детей и подростков применяют методы сигмальных отклонений (профиля физического развития), центильный, регрессионный (оценочных таблиц), комплексный и др. Характеристика и способы применения данных методов подробно рассматриваются в соответствующих справочниках и руководствах к практическим занятиям по гигиене.

К сожалению, оценка физического развития только по соматометрическим показателям не дает достаточной надежности в точности этой оценки. Именно поэтому для более точной индивидуальной оценки физического развития целесообразно использовать ряд других показателей, характеризующих уровень биологического развития детей и подростков. Среди них погодовые прибавки роста, сроки прорезывания постоянных зубов, степень полового созревания и др.

Под акселерацией понимают ускорение темпа роста и развития организма детей и подростков по сравнению с темпом прошлых поколений (от лат. acceleratio – ускорение). Суть ее состоит в том, что у современного поколения этап биологического созревания завершается раньше по сравнению с предыдущим.

В настоящее время в результате акселерации возрастные границы показателей физического развития в составленных ранее таблицах, используемых при оценке физического развития, оказались смещены. На каждом возрастном этапе современные дети и подростки выше и крупнее сверстников прежних лет.

Ускорение физического развития ставит много практических вопросов. Прежде всего, важно установить, насколько акселерация соответствует психическому и умственному развитию. От этого зависят возрастная готовность ребенка к школьному обучению, создание учебных программ, соответствующих возрастным возможностям детей.

Следует отметить, что наряду с ускорением роста и развития детей произошло и укрупнение размеров тела взрослых людей, и позднее наступление климакса, увеличились продолжительность жизни, репродуктивный период, изменилась структура заболеваемости.

В то же время в ряде районов земного шара имеются группы населения, у которых процессы роста и развития стабилизировались. В странах Европы, Америки и России в настоящее время проявляется тенденция к снижению темпов физического развития. Этот противоположный процесс называется децелерацией, т.е. происходит замедление процессов роста и развития.

Воспитание и обучение детей и подростков осуществляется в дошкольных и общеобразовательных учреждениях, учебных заведениях начального, среднего и высшего профессионального образования, учреждениях дополнительного образования детей. В РФ принята 3-ступенчатая система общеобразовательных учреждений:

— первая — начальное общее образование (4 года);

— вторая — основное общее образование (5 лет);

— третья — среднее (полное) общее образование (2 года).

Задача гигиенической оптимизации учебных занятий состоит в том, чтобы отодвинуть наступление утомления у основной массы детей и предупредить быстрое снижение работоспособности и развитие переутомления. С этой целью рационально организуют каждое занятие, регламентируют их количество на протяжении дня, недели, года, учебные занятия чередуют с отдыхом. До недавнего времени многолетней практикой во всех классах школы были установлены 45-минутные уроки.

Однако гигиенические наблюдения показали, что для учеников 1 -го класса такая продолжительность урока велика. В возрасте 5—7 лет дети могут сохранять активное внимание не более 15 мин, поэтому в 1-м классе продолжительность урока сокращена до 35 мин. По рекомендации гигиенистов, для учеников 1-го класса введены обязательные динамические занятия после второго урока. Для детей, начинающих учиться в 1-м классе с 6 лет, разработаны медицинские показания к отсрочке поступления в школу. Эти мероприятия уменьшают отсев шестилетних детей из первых классов и количество часто болеющих детей.

Предупреждение утомления — важная профилактическая задача в организованных коллективах детей всех возрастных групп. На начало учебного дня надо ставить предметы, основанные на словесном преподавании; русский язык, литературу, математику. К концу учебного дня, когда работоспособность снижена, целесообразно включать уроки, основанные на предметном восприятии: аппликацию, лепку, рисование, черчение. Уроки труда и физического воспитания следует проводить в середине учебного дня, используя их для переключения преимущественно с умственной на физическую работу.

Главным условием предупреждения утомления является строгое соблюдение рационального режима дня. Правильно организованный режим дня создает ровное, бодрое настроение, способствует интересу к учебной и творческой деятельности и нормальному развитию ребенка. При построении режима предусматриваются различные виды деятельности, их регулярность, оптимальная продолжительность, рациональное чередование с отдыхом, пребывание на открытом воздухе, регулярное питание и полноценный сон.

В.И. Архангельский, В.Ф. Кириллов

Опубликовал Константин Моканов

Источник