География с ребенком 2 года

География с ребенком 2 года thumbnail

География для малышейЗнакомство с географией для малышей можно начинать с раннего детства, когда ребенок визуально запоминает географическую карту, неосмысленно запоминает названия городов, столиц, стран, континентов, океанов, морей и т.д.

География – наука многосторонняя. Поэтому изучая ее, ребенок знакомится не только с географическим расположением стран, материков, океанов, морей, но также и с окружающим миром, животным миром, традициями, особенностями других народов и многим другим. Все это вызывает неподдельный интерес у маленького почемучки.

Фактор осознанности в географии для малышей

В изучении географии для малышей также очень важен и другой момент – осознанность. Ребенку надо помочь не только запомнить названия, но и разобраться в понятиях пространства и времени, расстояния (близко – далеко), справа – слева, север – юг, запад – восток.

Подготовка к изучению географии с малышами

Пространственное воображение и навыки ориентирования на местности можно начать развивать с составления собственных карт – планов. Конечно же, прежде чем приступать к составлению карты-плана чего-либо, необходимо разобрать такие понятия, как «вид сверху», «размер предметов и объектов на карте» – на карте они намного меньше, чем есть на самом деле.

Начать лучше всего с самого простого и доступного для понимания ребенка, например, построить вместе с малышом что-нибудь из игрушек (гараж с машинами, зоопарк, комнату для любимой куклы и т.д.). Когда строительство будет завершено, предложите ребенку нарисовать план того, что вы вместе построили. И также вместе приступайте к делу.

Сначала ребенок может только наблюдать за тем, как вы рисуете план, что-то вам подсказывать. Здесь самое время обратить внимание малыша на такие понятия, как «вид сверху» и «размер предметов». Ребенок сам, подойдя к постройке, с высоты собственного роста (или со стула) может посмотреть, что такое «вид сверху», и как он изображается на бумаге.

Аналогично и с «размером предметов»: ребенок может сам попробовать разместить всю постройку или какую-то ее часть на листе бумаги в полную величину – навряд ли это у него получится. Тогда вы ему объясните и покажете, как правильно нарисовать это на бумаге.

В следующий раз можно составить:

  • план детской комнаты,
  • план квартиры,
  • план детской площадки во дворе,
  • составить карту маршрута до детского сада, до дома бабушки, до парка и т.д.

С помощью карты-плана можно поиграть в интересные игры, например:

  1. «Кладоискатели» – вместе с ребенком составляете карту квартиры, двора и т.п. Вы прячете где-нибудь клад и отмечаете это место на карте. А затем вместе с ребенком отправляетесь на поиски клада.
  2. Или же можно на прогулке в парке или сквере сделать и закопать свой клад, а на обратном пути составить карту своего маршрута домой и на ней отметить, где спрятан клад. А в следующий раз, когда пойдете на прогулку, по карте найти свой клад.

Когда ребенок поймет и научиться создавать план и по нему ориентироваться, можно уже переходить к изучению физической карты мира.

С чего начать? – изучение географии с малышами

Можно начать изучение географии для малышей с более мелких объектов к более крупным, например: начиная с собственной улицы, своего района, своего города, региона, страны и заканчивая материками и океанами. Или же наоборот, определяем, что такое суша, что такое вода. Отделяем, их друг от друга и делим сушу на более мелкие части: материки, страны, регионы, области, города и т.д.

Оба варианта интересны и увлекательны. Какой из них выбрать – это решать маме, она лучше знает своего ребенка и его предпочтения.

Путешествовать по миру можно и с любимыми героями сказок, рассказов, мультфильмов:

  • «Путешествие Нильса с дикими гусями»,
  • «Синдбад-мореход»,
  • «Айболит»,
  • «Снежная королева»,
  • «Мадагаскар»,
  • «Большое путешествие»,
  • «Тачки» и другие.

Например, с помощью этого видео вы можете отправиться в Африку:

Предложите ребенку после просмотра мультфильма или прочтения книги найти на карте те города и страны, в которых побывали герои и по карте проделать такой же путь. Посмотреть, какое расстояние пришлось преодолеть героям, мимо каких городов и стран проходил их путь, по каким морям и океанам они проплывали.

Можно придумать путешествие самостоятельно. Найти свой город на карте и отправиться в путешествие в какую-нибудь страну. Познакомиться с жителями той страны, узнать на каком языке они разговаривают, какой там климат, какие животные обитают и т.д.

Но лучше всего изучать географию в реальных путешествиях, даже если это будет путешествие до деревни бабушки или на дачу.

Что пригодится, при изучении географии с малышами:

1. Самым лучшим наглядным примером для изучения Земли, является, конечно же, глобус. Сейчас очень большое разнообразие глобусов и выбор остается за вами:

  • есть глобусы с подсветкой (при отключенной подсветке глобус показывает физическую карту: горы, пустыни, леса, равнины, границы государств, при включенной подсветке физическая карта превращается в политическую);
  • есть глобусы с рельефной поверхностью, где выделены горы и возвышенности;
  • есть и интерактивные глобусы.

География для малышей: интерактивный глобус VTECHМы используем интерактивный глобус VTECH, который позволяет ребенку не только получить представление о взаимном расположении континентов и других географических объектов, но и послушать мелодии народов мира, познакомиться с самыми известными достопримечательностями и услышать речь на разных иностранных языках.

Обучение происходит в игровой форме: ребенок управляет игрушечным самолетиком с помощью джойстика (заодно развиваем зрительно-моторную координацию), есть 5 режимов игры, в том числе вопросы, которые позволяют закрепить полученные знания. Игрушка рассчитана на возраст 3-6 лет, однако уже сейчас (в 2 года 3 месяца) сын с удовольствием играет с глобусом, а особенно ему нравится танцевать под мелодии и ритмы разных народов.

2. Хорошими помощниками будут:

  • детские атласы «Мир и человек», «В мире животных», «Атлас для малышей» и другие атласы с понятными и доступными для ребенка картами,
  • детские энциклопедии,
  • сказки и рассказы о путешествиях,
  • обучающие мультфильмы,
  • карточки и плакаты.

Я уже показывала наш плакат «Живая география», который позволяет дать малышу первые географические представления через знакомство с местами обитания животных. Как и другие электронные плакаты компании «Знаток», он имеет качественные красочные иллюстрации и несколько режимов-вариантов занятий. Сын очень забавно копирует интонации «диктора» и спрашивает: «Мама, где попугай?» или «Найди-ка, где растет самое высокое дерево».

Очень здорово, что не только сыну интересно играть с этим дидактическим пособием, но и маме, так как авторы подобрали действительно интересные факты о растениях, животных и географических объектах.

3. Также нужными и полезными будут компас и бинокль, которые являются неотъемлемыми атрибутами любого путешествия.География для малышей: паззл

4. Если ваш ребенок любит собирать паззлы, то ему, скорее всего, придутся по вкусу геопаззлы. Это паззлы, элементы которых повторяют очертания границ стран, регионов и других географических объектов.

Так же подойдут настольные игры соответствующей тематики. Нам очень нравится вот такой паззл с вкладышами «География для малыша». Соотношение качество-цена просто отличное! Элементы паззла я пока собираю самостоятельно, а сынок с удовольствием расселяет вкладыши с животными и птицами по нужным местам.

Приятных вам путешествий!!! В следующий раз я расскажу, как мы с Егоркой отправились в путешествие в далекую Америку…

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями, нажав на кнопочки социальных сетей.

Есть вопросы? Задайте их или поделитесь своим мнением в комментариях.

Хотите интересно поиграть в географию по готовому конспекту?

Примите участие в бесплатной тематической неделе «Путешествие в Таиланд»!

Автор: Марина Суздалева

Все статьи автора

Увлеченная мама сына Егорки (25.01.2011 г.р.) и малютки Василисы (24.07.2015 г.р.), психолог, автор и руководитель проекта «Клуб Увлеченных Мам» (https://razvivash-ka.ru), автор системы гармоничного развития ребенка дома, ведущая курсов и семинаров для родителей и воспитателей, эксперт по развитию ребенка в игре, автор книг и пособий для проведения развивающих занятий с детьми.

Предыдущие записи рубрики

  • Знакомство со специями: мускатный орех
  • Знакомство со специями: чили
  • Сценарий праздника La Tomatina с детьми
  • Знакомство со специями: ваниль
  • Новые приключения со Сластёнычем: знакомство со специями

Источник

Добрый день!

Сегодня мне бы хотелось поговорить с вами о том, для чего необходимо с детьми изучать такую сложную науку, как география.

В детстве я очень не любила этот предмет в школе, я не понимала и половины того, что нам объясняли, точнее понимала, но не запоминала, так как эти знания были мне не нужны. Зачем же начинать знакомиться с географией 3-4-5 летнего малыша, спросите вы. На этот вопрос я попытаюсь сейчас вам ответить.

Что такое география? Это не только знание, где находится земное ядро или кора, где добывается уголь и нефть, и как отличается экономика слаборазвитых стран от стран с индустриальной экономикой.

География с ребенком 2 годаЭто, в первую очередь, понимание того, что находится вокруг тебя: лес, горы, поле, небо, река, море и т.д. Это тоже география, но простая и доступная дл понятия. Вот идете вы с ребенком на прогулку и говорите ему: «Смотри, какое небо». Малыш поднимает голову и смотрит. Что он видит? Голубая, бела или серая масса (в зависимости от погоды). А почему бы не пойти дальше и не поиграть в это самое небо. Пусть далеко оно, пусть он его не потрогает, но ведь и мы не трогали. С одной стороны вещь очень абстрактная, а с другой…

География с ребенком 2 годаА если придя домой, вы нарисуете небо, а если еще и облака сделаете, например, из ваты, а попутно расскажите, что вата мягкая, как облако. И не важно, что вы его, это самое облако сами никогда не трогали, но ведь главное, что вы задействуете не только зрительную, но и тактильную функцию. Ребенок потрогает вату и в голове ассоциация с облаком останется. А если вы про него стихи и сказки почитаете, а если под музыку порисует или картины посмотрите. Да столько всего придумать можно. Весело? А это География! Можете назвать ее природоведением, но суть останется прежней.

И так шаг за шагом большой и такой неизведанный мир станет малышу чуточку ближе. И вот он уже почувствовал и понял, что если долго подниматься вверх, то можно забраться на гору, а она высокая!!! А если гора «волшебная», то она еще и пар может выпустить или и того больше, необычную штуку под названием лава!

А если идти долго никуда не опускаясь и не поднимаясь, то это равнина, а если спустимся, то можем в овраг попасть. И так шаг за шагом вы придете к тому, что ваш ребенок спросит вас о том, где вы живете. «В России», – ответите вы. А это где? И вот тут вы можете перейти на следующий этап и объяснить ему, что Россия – это страна и таких стран много, и все они на материках располагаются.

И вот вы уже рассказываете ему про Африку. Рисуете льва, лепите жирафа и читаете сказку про неугомонного слоненка, который хотел знать, что у крокодила на обед.

Постепенно вы узнаете и о материках и о странах, о том, как, и где живут люди. Уверяю, вам самим это будет интересно. Я открыла для себя столько нового, пока пыталась простым языком объяснить ребенку что-то очень далекое и возможно еще совсем не понятное, но когда я вижу живой интерес в глазах, когда слышу вопрос за вопросом о том, как и что и где, то сомнения о надобности или ненадобности таких занятий отпадает.

Если вы все еще сомневаетесь, то я приготовила для вас бесплатную книгу, в которой собраны игры и занятия по географии для самых маленьких деток. Очень многие вещи я нашла в свободном доступе в интернете, многое придумала сама. Все, что у меня накопилось, я собрала в одну книгу, которой и хочу поделиться с вами.

Занимайтесь на здоровье! Надеюсь ваши путешествия будут интересными и увлекательными!

P.S. Данная статья авторская и всецело предназначена исключительно для частного использования, публикация и использование ее на других сайтах или форумах возможна только с письменного согласия автора. Использование в коммерческих целях категорически запрещено. Все права защищены. Костюченко Мария. Онлайн-школа «Учимся играя»

Источник

17 октября 2016

Аверьянова Света

Малышам очень интересен окружающий мир. Маленькие почемучки готовы с утра до вечера задавать вопросы. Чтобы ответить на некоторые из них, родителям приходится быть очень изобретательными.

Сведения об окружающем мире в доступной и интересной форме – это география для детей, которая еще не содержит сложных понятий и терминов. Обладая средним уровнем знаний, каждый родитель может обучить малыша ее основам.

Предмет изучения

карта со зверюшками

География детям с малых лет в простой и доступной форме доносит знания о планете Земля. Она включает в себя элементы физической, социально-экономической, политической географии, немножко геологии, ботаники и зоологии.

Нужно исходить из потребностей конкретного ребенка, делая больше уклон в ту или другую сторону. С чем знаком малыш четырех, пяти лет, изучающий детскую географию?

  1. Он знаком с глобусом и картой, изображающим планету на которой живет.
  2. Различает на глобусе и карте материки, океаны, моря, части света.
  3. Знает различные формы рельефа и природные зоны: равнины и горы; леса, степи, пустыни, реки.
  4. Отличает смену времен года, месяцев и времени суток.
  5. Знает название сторон света – север, юг, запад, восток, положение их на карте и на местности.
  6. Знаком с шестью материками и четырьмя океанами. Знает об отличиях климата на разных материках, уникальном животном и растительном мире.
  7. Имеет понятие о существовании разных стран, в которых живут люди других национальностей со своими обычаями. Может показать на карте несколько стран, знает их столицы.

    Малышу рассказали кратко о самом интересном и необычном (достопримечательностях, праздниках, людях, блюдах национальной кухни, сказках).

Если вы изучаете с ребенком географию, постарайтесь придерживаться такого плана подачи знаний.

Самых маленьких детей полутора лет нужно заинтересовать обучением. Научить задавать вопросы, видеть окружающую красоту. Знать, что такое песочек, какая земля. Почему растет травка, какого она цвета и т.

д.

Особенности детской географии

специальная карта

Наглядная подача информации

Ребенку нужно купить глобус и большую цветную географическую карту. Рассматривайте вместе эти интересные предметы. Сначала малыш познакомится с формой нашей планеты – она круглая.

Потом начнет рассматривать цвета. Расскажите ему, что синий цвет – это вода океанов, морей, рек, озер. Все остальные цвета – это суша. Если изучаете страны, нужна политическая карта.

Распечатайте на черно-белом принтере флаги государств и раскрашивайте вместе, прикрепляя потом к карте там, где находится страна флага. Помимо глобуса и карты, можно найти много детских журналов, книжек и игр с элементами обучения географии.

Сказочная история

С изучением детской географии замечательно помогают сказочные герои. В русских народных сказках главный герой все время путешествует в поисках своего счастья, изучая обычаи и культуру других стран, и рельеф местности по пути. Можно купить «сказочную» географическую карту или сделать ее самостоятельно.

В России некоторые сказочные герои имеют постоянные места прописки, например, Чебурашка живет в Москве, дом Деда Мороза стоит в городе Великий Устюг и т. д. Можно «селить» сказочных персонажей в той стране, где была написана сказка.

Повесив карту на стену, и рассматривая ее каждый день вместе с ребенком, называйте материки, океаны, страны и их столицы. Вы можете быть уверены, что ваш малыш никогда не перепутает Швецию со Швейцарией, и не будет искать Амазонку в Африке на уроке географии в школе.

Условия для занятий

Для того чтобы занятия географией проходили успешно, необходимо учитывать особенности ребенка:

  • быструю утомляемость;
  • обостренное чувство самолюбия (в определенном возрасте);
  • интерес к усвоению знаний посредством игры;
  • потребность в вашем поощрении (словесном).

Исходя из этого, можно сделать вывод об особенности проведения занятий:

  • уроки должны быть короткими (5-10 минут);
  • нужно доверять ребенку, не проверяя, как он усвоил знания;
  • занятие должно быть заранее подготовлено и интересно, проходить в игровой форме, с яркими, наглядными материалами по географии;
  • хвалить малыша за его интерес к занятиям.

Ребенку необходимо быть заинтересованным в том, что ему рассказывают. География для малышей двух лет предмет незнакомый, поэтому ожидать конкретных вопросов на разнообразные темы по предмету не приходится.

Можно зацепившись за сторонний вопрос, который заинтересовал, развить тему в нужном вам направлении. Вопросы должны возникать у ребенка после знакомства с новым явлением или предметом, неизвестным ранее, поразившим его воображение.

поле под солнцем

Просмотр по телевизору программ о природе не лучший способ познакомить малыша полутора лет с географией.

В этом случае вы скорее познакомите его с телевизором.

Лучше повезите его на природу, туда, где есть разнообразный ландшафт, течет речка или расстилаются поля. Пусть он почувствует красоту, которая его окружает, увидит синее небо, далекий горизонт. Расскажите малышу, что там, далеко за горизонтом есть другие страны. Что попасть туда совсем не так просто как кажется.

Малыш познакомится со многими понятиями физической географии после такой прогулки. Для детей четырех лет и старше есть интересные серии мультфильмов: «География для малышей», «Почемучка» и т. д.

умная сова

Для того чтобы у ребенка возникали вопросы можно купить на географическую тему интересные детские игры, игрушки, магнитные карточки, красивые картинки. По картинкам объяснять малышу природные явления окружающего мира, которые изучает физическая география, необходимо с полутора-двух лет.

Очень интересен способ усвоения информации у детей. Они всему безоговорочно верят. Особенно если авторитет рассказчика не вызывает у них никакого сомнения. Детей очень легко обмануть. Поэтому, если вы чего-то не знаете, не отвечайте на вопрос ерунду, попросите у малыша время на раздумья.

Малыши быстро устают. Долгие занятия им не под силу. Не нужно затягивать увлекательный рассказ, потому что вам очень интересно его закончить. Говорите кратко просто и ясно. Другое дело если география детям интересна, и они сами просят рассказывать дальше.

Обычно на одном предмете малыши сосредотачивают свое внимание не дольше пяти или десяти минут.

Рассчитывайте уложить урок географии в это время. Это требует предварительной подготовки и продуманного плана. Желательно проводить ежедневные домашние занятия в одно и то же время.

Чтобы научить ребенка замечать и осмысливать окружающий мир, изучая географию, общайтесь с ним на прогулке, показывая и называя предметы и явления.

Цель изучения

сказочные облака

Для многих взрослых география не являлась любимым предметом в школе. Это не повод думать, что ребенку она будет неинтересна. Рассказать малышу о реальности существующего мира в доступных для его сознания формах как можно раньше необходимо по нескольким причинам:

  • для формирования правильной жизненной установки, направленной на интерес к окружающему миру и усвоение знаний;
  • для своевременного развития мышления, речи, воображения и т. д.;
  • чтобы школьные знания в дальнейшем хорошо усвоились без насилия над разумом и чувствами ребенка;
  • чтобы малыш не рос эгоистом, с детства понимая как велика планета Земля, на которой он живет вместе с миллиардами людей.

Уроки географии помогут заложить в ребенке с детства уважение к людям другой национальности. Ребенок поймет, что планета Земля, на которой он живет, нуждается в охране и бережном отношении к ее ресурсам.

Понравился наш контент? Подпишитесь на канал в Яндекс Дзене.

Источник