Генетическая эпистемология учение об интеллектуальном развитии ребенка

Генетическая эпистемология учение об интеллектуальном развитии ребенка thumbnail

Генетическая эпистемология учение об интеллектуальном развитии ребенка

Теория интеллектуального развития швейцарского биолога и философа Жана Пиаже охватывает период с младенческого возраста до достижения взрослости. Основное внимание Пиаже уделяет развитию мышления ребенка, и прежде всего – развитию логического мышления. Пиаже верил, что мышление взрослого отличается от мышления ребенка в первую очередь большей логичностью.

​​​​​​​В разное время Жан Пиаже называл разные стадии интеллектуального развития, но чаще всего их было четыре: сенсомоторная стадия, дооперациональная стадия, стадия конкретных операций и стадия формальных операций. Сенсомоторная и дооперациональная стадия – проявление допонятийного мышления. В это время суждения детей относятся только к конкретному предмету, чему-то наглядному и всем известному, категоричны и единичны: не связаны логической цепочкой. Ребенок понимает в в первую очередь суждения по аналогии и через наглядный пример. Центральной особенностью допонятийного мышления является эгоцентризм (не путать с эгоизмом). Эгоцентризм обусловливает не только такую особен­ность детской логики, как нечувствительность к проти­воречию, но и ряд других: синкретизм (тенденция свя­зывать все со всем), трансдукцию (переход от частного к частному, минуя общее), несогласованность объема и содержания.

Начиная где-то с 7 лет у ребенка развивается уже понятийное мышление, начинаясь со стадии конкретных операций и развивается на стадии формальных операций.

Сенсомоторная стадия длится от рождения до 2 лет и делится на 6 подстадий, во время которых ребенок последовательно демонстрирует следующие особенности и достижения: 1) Ребенок имеет безусловные рефлексы и не способен думать, ставить перед собой цель и отличать себя от окружающей обстановки; 2) Рефлексы превращаются в повторяющиеся действия; 3) Появляется способность воспроизводить случайные, приятные и вызывающие интерес результаты собственных действий; 4) Возрастает способность к координации действий, направленных на продление вызвавшего интерес впечатления; 5) Открытие для себя новых способов получения интересных результатов; 6) Появление способности представлять себе отсутствующие события в символической форме. Основные достижения этого периода включают образование скоординированных движений, соответствующих такой материальной структуре, как группировка, конструирование репрезентаций и интенциональность. Особо заметным итогом этой стадии является конструирование постоянного объекта, то есть понимание независимого от субъекта существования объектов.

Дооперациональная стадия характерна для возраста от 2 до 7 лет, с двумя подстадиями. На первой подстадии сформировавшаяся новая способность к репрезентации ассимилируется сенсомоторными структурами, и они должны приспособиться к ней. Кроме того, ребенок устанавливает ряд функциональных закономерностей, истин и ассоциаций, касающихся окружающей среды: например, понимание тождественности и некоторых зависимостей и корреляций. Отличительной особенностью детей этого возраста является вызывающая удивление ограниченность их мышления. Складывается такое впечатление, что их мысль сосредоточена исключительно на одном аспекте ситуации, часто – на их собственной точке зрения (эгоцентризм), а все остальные точки зрения или измерения в расчет не принимаются. Дооперациональная мысль, кроме того, что она сосредоточена на единственном, самом заметном аспекте события, судя по всему, не следует законам логики или физической причинности, а ограничивается скорее ассоциациями по смежности. Так, аргументация детьми их поступков нередко представляет собой абсурдные выдумки или является результатом их желания оправдаться любой ценой.

Стадия конкретных операций характеризует возраст от 7 до 12 лет и подразделяется на две подстадии. На этой стадии исправляются ошибки, которые ребенок допускает на дооперациональной стадии, однако они исправляются по-разному и не все сразу. Смысл определения «конкретная» операция, входящего в название этой стадии, заключается в том, что операциональное решение проблем (т. е. решение, основанное на обратимых умственных действиях), принимается отдельно для каждой проблемы и зависит от ее содержания. Например, физические понятия усваиваются ребенком в такой последовательности: количество, длина и масса, площадь, вес, время и объем.

Стадия формальных операций возникает в возрасте от 12 лет и старше. Система обратимых операций, становясь более координированной, вступает в следующую стадию развития, формальных операций, которая начинается в возрасте 11-12 лет. Развившееся ранее умение классифицировать объекты перерастает в способность к комбинаторному мышлению: анализируя физическое событие, ребенок способен учесть все возможные аспекты и изменять их по одному, как квалифицированный экспериментатор, в поисках логически обоснованного ответа. Способность варьировать – в умственном плане и гипотетически – аспектами ситуации в строго установленном порядке означает, что ребенок может придумывать объекты и ситуации, не существующие в действительности. Так возможность берет верх над действительностью, а с формой манипулируют и ее рассматривают в отрыве от содержания, т. е. не так, как это делает ребенок, находящийся на стадии конкретных операций.

В пределах каждой стадии и подстадии Пиаже нередко различал три уровня: неудача, частичный успех, успех. В последних версиях своей теории Пиаже рассматривал развитие не как прямолинейное движение от одной стадии к другой, а как движение по спирали, характеризующееся тем, что различные формы и разное содержание мышления, характерные для предыдущего уровня, подвергаются переосмыслению, реструктурированию и интегрированию, или объединению, на следующем, более высоком уровне. Инвариантные количественные аспекты задачи на преобразование глиняного шара познаются раньше других.

Принципиальным вопросом теории Пиаже, убедительный ответ на который так и не был найден, остается проблема новизны и спонтанности. Как из когнитивной структуры, в которой полностью отсутствует какое бы то ни было новое Знание, возникает именно оно – новое знание? Более того, каким образом приходит понимание того, что возникшее новое знание непременно связано с другим знанием?

Другие теории Пиаже, дополняющие его основную теорию, посвящены развитию моральных суждений, перцептивному развитию, развитию представлений и памяти, причем все эти линии развития рассматриваются с точки зрения ограничений, накладываемых различными уровнями и последствиями нашей интеллектуальной деятельности.

Источник

Генетическая эпистемология или «теория развития знания» – это исследование происхождения (генезиса) знания (эпистемология ), установленная Жаном Пиаже .

Цели

Цель генетической эпистемологии состоит в том, чтобы связать достоверность знания с моделью его построения, т. Е. Контекст, в котором приобретаются знания, влияет на его восприятие, качество и степень сохранения. Кроме того, генетическая эпистемология пытается объяснить процесс когнитивного развития (от рождения) на четырех основных стадиях: сенсомоторной (от рождения до 2 лет), дооперационной (2-7), конкретно-оперативной (7-11) и формально-оперативной ( 11 лет и позже). В качестве примера рассмотрим, что для детей на сенсомоторной стадии учителя должны стараться создать богатую и стимулирующую среду с большим количеством предметов для игры. Затем с детьми, находящимися на конкретной операционной стадии, учебная деятельность должна включать проблемы классификации, упорядочивания, расположения, сохранения с использованием конкретных объектов. Основное внимание уделяется младшим годам развития. Ассимиляция происходит, когда учащийся воспринимает новое событие или объект в существующей схеме и обычно используется в контексте самомотивации. В Приспособлении каждый приспосабливает переживания к результату задач. Высшая форма развития – это уравновешивание. Уравновешивание включает в себя ассимиляцию и приспособление, поскольку учащийся меняет свое мышление, чтобы получить лучший ответ.

Пиаже считал, что знание – это биологическая функция, которая возникает в результате действий человека через изменения. Он также заявил, что знание состоит из структур и возникает в результате адаптации этих структур к окружающей среде.

Генетическая эпистемология Пиаже находится на полпути между формальной логикой и диалектической логикой. Эпистемология Пиаже находится на полпути между объективным идеализмом и материализмом .

схематической теорией Пиаже

  1. Мысль проходит серию стадий развития ; на каждом этапе применяется формальная логика на конкретном этапе дифференцирования, который может быть охарактеризован алгеброй, в которой применяется точно такая-то математическая структура, соответствующая аксиомам логики на этой стадии; эта логика проявляется сначала в действиях, затем на относительно ранней стадии в сенсомоторных операциях (в конкретном математическом смысле этого слова, в отличие от «действий», которые эквивалентны отношениям, но еще не являются математическими операциями), и, наконец, в операциях, которые выражать мысли, сознательная целенаправленная деятельность.
  2. Материальной основой перехода от сенсомоторного интеллекта к репрезентации и от репрезентации к концептуальному мышлению является интериоризация практической деятельности.
  3. Последовательная стадии понятий, проявляющиеся в развитии ребенка , подразумевают отношения дедукции в математической логике и в развитии мышления в других планах развития, например, в истории науки и истории знания в антропологической домен.

Пиаже опирается на полный спектр современных математических знаний, обширную эмпирическую базу наблюдений за обучением очень маленьких детей, созданную в его институте и репо. rts наблюдений за детьми старшего возраста и общие знания о развитии исторических знаний.

(1) С точки зрения диалектической логики, мы должны согласиться с тем, что на каждой стадии развития, на каждом «определении Абсолюта» в терминологии Гегеля применима формальная логика. Доказательство этого Пиаже поразительно, а его демонстрация того, как стадии развития детской мысли проходят через определенный ряд дедуктивных в определенном смысле с точки зрения математики, оригинальна и глубока.

Однако с точки зрения понимания развития (а это точка зрения Пиаже) важно не определение каждой стадии, а переход от одной к следующей; а для этого необходимо продемонстрировать внутреннее противоречие в логике этого плана.

Поскольку Пиаже опирается на математическую логику, более развитую, чем та, что была известна Гегелю , необходимо будет исследовать эти структуры, чтобы увидеть, окажется ли это спекулятивное предположение верным.

(2) Концепция интериоризации действительно является основой материалистического взгляда на развитие мысли. Однако Пиаже, как профессиональный детский психолог, становится жертвой объективного идеализма любого профессионала, поднимающего предмет своей конкретной профессии из аспекта материального мира в его хозяина. [Обвинение в объективном идеализме подлежит уточнению, поскольку Пиаже совершенно недвусмысленно заявляет, что отношения, задуманные в мысли, существуют объективно в материальном мире].

Таким образом, поскольку его совокупность авторитетных эмпирических работ имеет отношение к развитию в раннем детстве, он налагает схему , соответствующую этому получеловеческому субъекту, на развитие подростков, размышляет о ее возможном отражении. в антропологическом развитии и смешивает его с историей развития науки и философии . Я говорю «сбивает с толку», потому что Пиаже знает, что его схемы, кажется, неприменимы в этой области. В этом смысле обвинение в объективном идеализме могло бы показаться несправедливым, но, приводя в замешательство, он не идет дальше и не ищет значения этого несоответствия, а стремится минимизировать его.

Сосредоточив внимание на раннем детстве (как и должно быть; это его профессия, и его институт предоставил обширный эмпирический материал), Пиаже видит то, что биологически (зоологически?) Человеческое, но не то, что социально (исторически) человек, а человечество по сути своей социально.

(3) С другой стороны, следует сказать, что Пиаже раз и навсегда разбирается с любой идеей врожденного интеллекта и полностью убеждает перспективу полностью генетического (т.е. развивающегося) развития интеллекта. , предполагая только животные инстинкты, такие как хватание и сосание, и сенсомоторное «оборудование», способное отражать высокоразвитые отношения. Слабость теории Пиаже может заключаться в том, что нет доказательств того, как человек переходит от одной стадии к другой. Может ли кто-то продвинуться с одного этапа вперед, но вернуться назад, а затем снова двигаться вперед?

Типы знаний

Пиаже предлагает три типа знаний: физическое, логико-математическое и социальное.

Физические знания: относятся к знаниям, относящимся к объектам в мире, которые можно получить через перцепционные свойства. В теории Пиаже получение физических знаний приравнивается к обучению (Gruber and Voneche, 1995). Другими словами, мысль напрямую соответствует опыту.

«Пиаже также называл свои взгляды конструктивизмом, потому что он твердо верил, что приобретение знаний – это процесс непрерывного самоконструирования. То есть, Знания не существуют где-то снаружи, вне ребенка и ждут своего открытия. полностью выполняются внутри ребенка, готовые проявиться по мере развития ребенка вместе с окружающим его миром … Пиаже считал, что дети активно приближаются к окружающей среде и приобретают знания своими действиями ».

« Пиаже выделил три типа знаний, которые дети приобрести: Физические, логико-математические и социальные знания. Физические знания, также называемые эмпирическими знаниями, связаны со знаниями об объектах в мире, которые могут быть получены через их перцептивные свойства … Логико-математическое знание является абстрактным и должно быть изобретено, но посредством действий с объектами, которые фундаментально отличаются от действий, обеспечивающих физическое знание …. Социальное знание является cu

См. также

  • Конструктивистская эпистемология
  • Когнитивная психология
  • Образовательная психология
  • Эволюционная эпистемология
  • Общая семантика
  • Генетический структурализм
  • Стили обучения
  • Теория обучения
  • Онтогенез повторяет филогенез
  • Теория когнитивного развития

Примечания

Ссылки

  • Дрисколл, Марси Перкинс (1994). «6». У Арниса Бурвикова (ред.). Психология обучения для обучения (3-е изд.). Бостон: Pearson Education, Inc., стр. 190-216. ISBN0-205-37519-7 .
  • Берли А. Гебер, изд. (1977). Пиаже и исследования в области генетической эпистемологии (3-е изд.). Лондон: Routledge & Kegan Paul Ltd., стр. 13-16. ISBN0-7100-8500-1 .
  • Вуйк, Рита (1981). «3». У Арниса Бурвикова (ред.). Обзор и критика генетической эпистемологии Пиаже, 1965-1980, Том 1 (1-е изд.). Лондон: Academic Press Inc., стр. 26. ISBN0-12-728501-6.

Источник

Генетическая эпистемология или «теория развития знания» – это исследование происхождения (генезиса) знания ( эпистемология ), установленное Жаном Пиаже .

Цели

Цель генетической эпистемологии – связать достоверность знания с моделью его построения, т. Е. Контекст, в котором приобретается знание, влияет на его восприятие, качество и степень сохранения. Кроме того, генетическая эпистемология пытается объяснить процесс когнитивного развития (от рождения) в четырех основных стадиях: сенсомоторной (от рождения до 2 лет), дооперационной (2-7), конкретно-оперативной (7-11) и формально-оперативной ( 11 лет и позже). В качестве примера рассмотрим, что для детей на сенсомоторной стадии учителя должны стараться создать богатую и стимулирующую среду с большим количеством предметов для игры. Затем с детьми, находящимися на конкретной операционной стадии, учебная деятельность должна включать проблемы классификации, упорядочивания, расположения, сохранения с использованием конкретных предметов. Основное внимание уделяется младшим годам развития. Ассимиляция происходит, когда учащийся воспринимает новое событие или объект в существующей схеме и обычно используется в контексте самомотивации. В « Размещение» каждый приспосабливает переживания к результату выполнения задач. Высшая форма развития – это уравновешивание . Уравновешивание включает в себя ассимиляцию и приспособление, поскольку учащийся меняет свое мышление, чтобы получить лучший ответ.

Пиаже считал, что знание – это биологическая функция, которая возникает в результате действий человека в результате изменений. Он также заявил, что знание состоит из структур и возникает в результате адаптации этих структур к окружающей среде.

Генетическая эпистемология Пиаже находится на полпути между формальной логикой и диалектической логикой. Эпистемология Пиаже находится на полпути между объективным идеализмом и материализмом .

Теория схемы Пиаже

  1. Мысль проходит ряд стадий развития ; на каждом этапе применяется формальная логика на конкретном этапе дифференцирования, который может быть охарактеризован алгеброй, в которой применяется точно такая-то математическая структура, соответствующая аксиомам логики на этой стадии; эта логика проявляется сначала в действиях, затем на относительно ранней стадии в сенсомоторных операциях (в конкретном математическом смысле этого слова, в отличие от «действий», которые эквивалентны отношениям, но еще не являются математическими операциями), и, наконец, в операциях, которые выражать мысли, сознательная целенаправленная деятельность.
  2. Материальной основой перехода от сенсомоторного интеллекта к репрезентации и от репрезентации к концептуальному мышлению является интериоризация практической деятельности.
  3. Последовательные этапы концепций, проявляющихся в развитии ребенка, подразумевают отношения дедукции в математической логике и в развитии мышления на других планах развития, например, в истории науки и истории знания в антропологической области.

Пиаже опирается на весь спектр современных математических знаний, обширную эмпирическую базу наблюдений за обучением очень маленьких детей, созданную в его институте, и отчеты о наблюдениях за детьми старшего возраста, а также общие знания о развитии исторических знаний.

(1) С точки зрения диалектической логики мы должны согласиться с тем, что на каждой стадии развития, на каждом «определении Абсолюта» в терминологии Гегеля применима формальная логика. Доказательство этого Пиаже поразительно, а его демонстрация того, как стадии развития детской мысли проходят через определенный ряд дедуктивных в определенном смысле с точки зрения математики, оригинальна и глубока.

Однако с точки зрения понимания развития (а это точка зрения Пиаже) важно не определение каждой стадии, а переход от одной к следующей; а для этого необходимо продемонстрировать внутреннее противоречие в логике этого плана.

Поскольку Пиаже опирается на математическую логику, более развитую, чем та, что была известна Гегелю , необходимо будет исследовать эти структуры, чтобы увидеть, окажется ли это спекулятивное утверждение справедливым.

(2) Концепция интериоризации действительно является основой материалистического взгляда на развитие мысли. Однако Пиаже, как профессиональный детский психолог, становится жертвой объективного идеализма любого профессионала, поднимающего предмет своей конкретной профессии из аспекта материального мира в его хозяина. [Обвинение в объективном идеализме оговорено, поскольку Пиаже совершенно недвусмысленно заявляет, что отношения, задуманные в мысли, существуют объективно в материальном мире].

Таким образом, поскольку его авторитетная эмпирическая работа имеет отношение к развитию в раннем детстве, он налагает схему, соответствующую этому получеловеческому субъекту, на развитие подростков, размышляет о ее возможном отражении в антропологическом развитии и смешивает ее с историей развития детей. наука и философия . Я говорю «сбивает с толку», потому что Пиаже знает, что его схемы, кажется, неприменимы в этой области. В этом смысле обвинение в объективном идеализме могло бы показаться несправедливым, но, вводя в заблуждение, он не идет дальше и не ищет последствий этого несоответствия, а стремится минимизировать его.

Сосредоточив внимание на раннем детстве (как он и должен; это его профессия, а его институт предоставил обширный эмпирический материал), Пиаже видит то, что является биологически (зоологически?) Человеческим, но не социально (исторически) человеческим, и в конце концов, человечество по своей сути социальное.

(3) С другой стороны, следует сказать, что Пиаже раз и навсегда разбирается с любой идеей врожденного интеллекта и полностью убеждает перспективу полностью генетического (т. Е. Развития) развития интеллекта, предполагая, что только животные инстинкты являются такими. как хватательно-сосательный и сенсомоторный «снаряд», способный отражать высокоразвитые отношения. Слабость теории Пиаже может заключаться в том, что нет доказательств того, как человек переходит от одной стадии к другой. Может ли кто-нибудь продвинуться с одного этапа вперед, но вернуться назад, а затем снова двигаться вперед?

Типы знаний

Пиаже предлагает три типа знаний: физическое, логико-математическое и социальное.

Физические знания: это относится к знаниям, связанным с объектами в мире, которые могут быть приобретены через перцептивные свойства. Приобретение физических знаний приравнивается к обучению в теории Пиаже (Gruber and Voneche, 1995). Другими словами, мысль напрямую соответствует опыту.

«Пиаже также называл свои взгляды конструктивизмом, потому что он твердо верил, что приобретение знаний – это процесс непрерывного самоконструирования. То есть, Знания не находятся где-то снаружи, вне ребенка и ждут, чтобы их обнаружили. Но и оно не осуществляется полностью внутри ребенок, готовый появиться по мере того, как ребенок развивается вместе с окружающим его миром … Пиаже считал, что дети активно приближаются к своему окружению и приобретают знания своими действиями ».

«Пиаже выделил три типа знаний, которые приобретают дети: физические, логико-математические и социальные знания. Физические знания, также называемые эмпирическими знаниями, имеют отношение к знаниям об объектах в мире, которые можно получить через их перцептивные свойства. .. Логико-математическое знание абстрактно и должно быть изобретено, но посредством действий с объектами, которые фундаментально отличаются от действий, обеспечивающих физическое знание …. Социальное знание зависит от культуры и может быть изучено только от других людей в рамках своей культурной группы . “

Смотрите также

  • Конструктивистская эпистемология
  • Когнитивная психология
  • Образовательная психология
  • Эволюционная эпистемология
  • Общая семантика
  • Генетический структурализм
  • Стили обучения
  • Теория обучения
  • Онтогенез повторяет филогению
  • Теория когнитивного развития

Примечания

Рекомендации

  • Дрисколл, Марси Перкинс (1994). «6». У Арниса Бурвикова (ред.). Психология обучения для обучения (3-е изд.). Бостон: Pearson Education, Inc., стр. 190-216. ISBN 0-205-37519-7 .
  • Берли А. Гебер, изд. (1977). Пиаже и исследования в области генетической эпистемологии (3-е изд.). Лондон: Routledge & Kegan Paul Ltd., стр. 13-16. ISBN 0-7100-8500-1 .
  • Вуйк, Рита (1981). «3». У Арниса Бурвикова (ред.). Обзор и критика генетической эпистемологии Пиаже, 1965-1980, Том 1 (1-е изд.). Лондон: Academic Press Inc., стр. 26. ISBN 0-12-728501-6 .

Источник