Гендерные особенности развития ребенка

Когда речь ведется о гендере, имеются в виду абсолютно все поведенческие проявления, которые относятся и к мужчинам (мальчикам), и к женщинам (девочкам), выступающим носителями социокультурных установок, а также норм. Стоит отметить, что различие мужчин и женщин состоит и в психофизиологических особенностях, но биологический пол не в каждом случае напрямую связывается с социальными ролями, которые социум предписывает выполнять человеку.

Замечание 1

В детском возрасте не наблюдаются и не выявляются половые различия в структуре темперамента. Но при взрослении половые различия темперамента уже заметны, и их число растет: у мальчиков можно наблюдать более сильную активность и агрессивность.

Выражение своего мнения напрямую связывается со свойствами темперамента. Взаимосвязь между свободой выражения собственного мнения, а также подвижностью обладает криволинейным характером. То есть можно сказать, что девочки с низкими либо высокими показателями активности выражают свое мнение более свободно, в то время как при среднем уровне подвижности проявляется осторожность в выражении своего мнения касательно иных индивидов. Если говорить о степени свободы высказываний, тут нет различий между мальчиками и девочками.

Проведенное группой ученых под руководством Н.Л. Горбачевской исследование продемонстрировало, что в возрастном периоде от шести до десяти лет у девочек лучше показатели слухоречевой памяти, а уровень памяти зрительной лучше уже у мальчиков. Но с течением времени осуществляется улучшение показателей зрительной памяти у мальчиков, а у девочек заметно ухудшается память слухоречевая.

О.Ю. Ермолаев провел исследование мнений преподавателей разных дисциплин, и оно показало, что внимательность девочек на всех учебных предметах, кроме математики, более высока. По словам педагогов, во втором классе различие между мальчиками и девочками весьма выражено по следующим дисциплинам: русский язык, чтение, математика, труд. Учителя подвергают оценке не просто познавательные процессы, а, скорее, их проявление в общем стиле учебной деятельности обучающегося. Например, характеризуя внимание школьника, они, по сути, говорят о его способности организовывать собственное внимание, о внимательности как о поведенческой характеристике, а также личностной особенности. Получается, что из-за этого девочки, которые постоянно показывают полную готовность следовать указаниям учителя, получают в итоге лучшие оценки своего внимания. По экспертным оценкам педагогов, девочки, в общем, учатся успешнее и лучше ведут себя на занятиях. В контрольных работах, которые делаются дома, девочки совершают меньшее число глупых и неоправданных ошибок, которые могут быть вызваны дефицитом внимания. Значительное превосходство девочек, как считают педагоги, демонстрируется во время занятий по труду. Единственным же занятием, где мальчики не просто не уступают девочкам, но и превосходят их, является математика. Именно по этой дисциплине педагоги оценивают мальчиков выше.

Замечание 2

Приведенная выше информация не в полной мере объективно отображает половые различия во внимании, а также не дает ответ на вопрос касательно наличия объективных различий в свойствах внимания между мальчиками и девочками, а также о различного рода предпосылках данных различий (как социально-психологических, так и физиологических).

Физиологические различия в развитии мальчиков и девочек

По словам физиологов, уже в первых-третьих классах за одной партой располагаются дети различных возрастов. Заметная отсталость мальчиков от девочек в физиологическом развитии объясняется как раз различиями их внимания. Конкретно в данном возрасте происходит формирование высших корковых центров регуляции поведения – то есть лобных частей коры больших полушарий. Их руководящая роль касательно подкорковых центров, которые определяют общую степень поведенческой активности, растет постепенно. Получается, что у мальчиков, обучающихся в младших классах, уровень данного контроля, в общем, ниже, нежели у девочек, являющихся их одногодками. Из этого вытекает худшая способность произвольной регуляции собственного поведения, и особенно внимания. В этом случае речь ведется о способности организовать собственное внимание, а также произвольно управлять им. По этому качеству девочки в младших классах действительно перегоняют мальчиков.

Замечание 3

По информации, полученной в ходе психометрических исследований, стало известно, что среди обучающихся в младшей школе различия между девочками и мальчиками до наступления подросткового возраста в степени математических способностей не прослеживаются, их проявление заметно только в начале подросткового возраста (одиннадцать-двенадцать лет), и они относятся в большей мере к сложным формам математического мышления.

Данная информация подтверждается еще одним исследованием, которое было осуществлено С.В. Зверевой. Исследование, касающимся интеллектуальной сферы воспитанников и обучающихся, обладающих средними интеллектуальными способностями, в условиях дошкольных образовательных учреждений, а также школ с типовыми программами образования, дало возможность узнать, что очевидные и устойчивые в возрастном отношении гендерные различия не прослеживаются в развитии определенных сторон интеллекта. Воспитанники и обучающиеся как женской, так и мужской групп обладают сходными показателями развития общего и невербального, а также вербального интеллекта, и близкой академической успеваемостью. Исследование определенных особенностей интеллектуального развития учеников, обладающих высокими, а также сверхвысокими интеллектуальными способностями, не дало возможности проследить значительные гендерные различия. Ученики гимназий с высоким интеллектом и женской, и мужской группы при этом обладают похожими показателями развития общего и невербального, а также вербального интеллекта, и близкой академической успеваемостью.

Касательно гендерных особенностей пространственных способностей информация разных исследований довольно неоднозначна по различным аспектам. Но зрительно-пространственные способности – это та область, где с самого младшего возраста мальчики показывают себя лучше. Есть информация о том, что уже в восемь-девять лет мальчики намного лучше, чем девочки, применяют зрительные опоры для ориентации в окружающем пространстве. Е.Е. Маккоби приводит в пример тесты, проведенные в США, по данным которых в двенадцати из восемнадцати исследований именно мальчики показывают большую успешность, в том числе и в тестах на развитие пространственных способностей.

Половые различия в академической успеваемости

По данным, полученным в наши дни, в академической успеваемости можно проследить половые различия. Процент успеваемости выше у девочек. Данный факт можно объяснить спецификой учебного процесса, в котором делается упор на воспроизведение уже готовых схем, а также на запоминание, чем на творческую работу. Но эта точка зрения верна лишь отчасти, ведь низкая успеваемость не определяется исключительно стереотипизированностью учебного процесса, а обладает более обширным спектром причин, а также оснований для этого.

Пример 1

Можно привести в пример исследования, в которых указывается то, что лучшая успеваемость девочек может объясняться их более высокой чувствительностью к социальным сигналам, а также более высокой податливостью руководству взрослых людей.

Можно сказать, что по данным современных исследований у девочек выражена более сильная психологическая устойчивость. Это в полной мере подтверждает теорию касательно разницы в предназначении гендерных представителей – то есть консервативности и устойчивости женщин, а также прогрессивности и изменчивости мужчин. Мальчики чувствуют себя более социально благополучными, чем девочки. Получается, именно это и есть результат защитной психической функции из-за недостаточной способности к переменам под влиянием окружающей среды, в том числе и среды образовательной.

Мальчики лучше девочек-одногодок в силе, ловкости тела, логическом мышлении, а девочки превосходят мальчиков в физической гибкости. Вероятно, это можно объяснить генетическими гендерными особенностями развития. Явное превосходство мальчиков по показателям социального компонента исходит, возможно, из генетической предопределенности, а также качеств характера. Недостоверное превосходство девочек касательно показателей социальной составляющей говорит о более значительных возможностях социального воздействия в образовании качеств личности.

В нынешнее время в настоящей практике образования педагог ориентируется на определенного усредненного школьника, не учитывая его психофизиологические особенности. В условиях гетерогенного учебного коллектива половозрастные особенности учеников не берутся в расчет. Типовые программы, а также стратегии выполнения данных программ преподавателями не отвечают логике, а также психофизиологической специфике развития познавательных процессов школьников различных полов. Это заметно уже в условиях младшей школы, в тот период, когда начинается интенсивное формирование таких сфер, как когнитивная, мотивационная и эмоциональная, у учеников различных полов. Из-за этого организация обучения, ориентированного на личность, в младшей школе предполагает важность учета того, что возможности и интересы мальчиков и девочек в изучении разных дисциплин иногда оказываются строго противоположными.

Читайте также:  Роль витаминов развитии ребенка

Замечание 4

Возраст начальной школы характеризуется восприимчивостью к внешним воздействиям, податливостью к эмоциональному влиянию, и из-за этого считается сензитивным для образования психологической гендерной идентичности.

Формирование гендерной идентичности

Формирование гендерной идентичности у мальчиков и девочек осуществляется по одной схеме, но, при этом, разнится качественным своеобразием. Важнейшим условием формирования гендерной идентичности считается идентификация ребенка с его родителями. В данном случае условия воспитательного процесса девочек такие, что им гораздо проще отождествлять себя с родителем своего же пола (то есть мамой или бабушкой). Так как ожидания социума, близкого окружения, усвоение первоочередных ценностей, а также требования, предъявляемые к поведению (такие, как подчиняемость, послушание) не противоречат друг другу. У мальчиков данный процесс сопровождается регулярно прослеживающимися противоречиями между требованиями, которые предъявляет фемининное окружение к детям обоих полов (то есть подчиняемость и послушание), а также маскулинными ожиданиями социума к проявлению ими конкретного набора качеств психики (лидерство, активность, соревновательность). Стоит сказать и о значимой роли эмоциональной привязанности к матери, под чьей преимущественной опекой проходит практически вся жизнь ребенка в этот период.

Е.В. Лабутина провела исследование образования полоролевых стереотипов в возрасте начальной школы, и оно продемонстрировало, что данные стереотипы образуются под воздействием стереотипов, свойственных родителям, и включают общие для детей и родителей качества личности. Содержание полоролевых стереотипов родителей учеников начальной школы оказывает влияние на перемены стереотипов у детей. Мальчики присваивают в большинстве своем гендерные и внегендерные качества отцов. Девочки же присваивают качества обоих своих родителей.

Здесь становится интересным и полезным исследование, проведенное Н.Ф. Сухаревой, в котором говорится об особенностях проявления агрессии учеников начальной школы и представлениях об агрессии у их родителей. Девочкам во многом свойственны вербальные и косвенные формы агрессии, в то время как мальчикам – прямые и физические. Гендерные различия проявления агрессии обуславливаются воздействием социально-культурных факторов: стереотипами фемининности/маскулинности, особыми требованиями к поведению девочек и мальчиков, конструированием конкретных социальных ролей. Большая часть родителей придерживаются классических полоролевых представлений касательно агрессии, и при этом они в большей степени выражены у отцов, чем у матерей. У учителей тоже обнаруживаются гендерные стереотипы касательно агрессии мальчиков (мужчин) и девочек (женщин).

Полоролевые стереотипы учеников начальной школы образуются под воздействием телевидения. Интересные ученикам передачи меняют гендерные, а также внегендерные характеристики в структуре полоролевых стереотипов ребенка на каждом из этапов их образования.

Замечание 5

Полоролевые характеристики родителей, а также интересных ребенку персонажей превращаются для учеников начальной школы любого пола в эталонные и включаются в полоролевые стереотипы в течение всего школьного периода.

Образовательная система оказывает прямое воздействие на образование одного либо другого типа гендера учеников. Значимым фактором в этом процессе становится опыт, который был получен в школе, начиная с начальной. А.В. Дресвянина проанализировала отечественную учебную практику, и обнаружила, что нынешняя школа ориентируется на формирование строгой гендерной идентичности, которая базируется на стереотипах касательно женщин и мужчин. Самыми устойчивыми представлениями считаются следующие: способность мальчиков к точным наукам, а также склонность девочек к наукам гуманитарным; ориентированность на выполнение семейных и профессиональных ролей, руководствуясь половым признаком; приписывание ученикам и ученицам альтернативных социально-психологических качеств и так далее. Стереотипизация по признаку пола ограничивает возможности самореализации представителей обоих полов, а также проявление активности самоутверждения и самопознания. Помимо этого, в школе до сих пор действует принцип «бесполой педагогики», а также почти нет опыта профессионально организованной работы, нацеленной на формирование гендерной идентичности.

Как пример конструктивной социализации в нынешнем обществе все чаще называют андрогинную личность, которая обладает гибкой гендерной идентичностью, а также вбирает в себя то лучшее, что есть в обеих половых ролях. Образование андрогинной личности предполагает взаимодействие учителей и учеников, которое нацелено на развитие у ребенка осознанного отношения к гендерным стереотипам, ценностным установкам на принципах эгалитаризма, умение мальчиков и девочек принимать разные виды гендерной идентичности, умение видеть и уважать в «ином» индивида с отличающимся мировоззрением, логикой мышления, чувствами, культурой.

Замечание 6

Получается, что гибкость гендерной идентичности ведет к пластичному поведению, а жесткое и строгое следование стереотипам приводит к возможности появления внутриличностного конфликта. Познание и принятие двуединства женского и мужского начала гарантирует целостное развитие личности у детей, что выступает в качестве одной из главных целей процесса образования.

В общем, особенность гендерных взаимоотношений учеников начальной школы (в возрасте шести-десяти лет), характеризующих мальчиков и девочек новым социальным статусом «ученик/ученица», проявляется в ведущем виде общения, то есть взаимоотношениях в процессе учебной деятельности, во время которых школьники стараются осознать организацию взаимоотношений между индивидами различных полов с помощью осознания окружающего мира:

  1. Со взрослыми людьми. В этот период для ребенка более важны оценки со стороны педагогов и воспитателей, чем со стороны родителей, так как его победы и поражения приобретают официальный характер. Взаимоотношения со взрослыми, которые основываются на уважении, любви и заботе, помогают воспитывать гармоничные взаимоотношения полов.
  2. С одногодками своего же пола. Однополые компании более предпочтительны для взаимоотношений мальчиков и девочек возраста начальной школы.
  3. С одногодками противоположного пола. Здесь прослеживается сегрегация, которая сопровождается явной конфронтацией и скрытым интересом к другому полу.
  4. С самим собой (самой собой). Развитие собственного внутреннего мира, становление женского либо мужского образа «Я».

Можно сказать, что учебная успешность по-разному значима и отображается на личностном развитии у девочек и мальчиков возраста начальной школы. По словам Т.В. Архиреевой, для мальчиков успешность в учебе больше влияет на самоотношение, чем для девочек. Для девочек же связь отношения к себе с успешностью в учебе определяется только идентификацией с социальной ролью школьника, в то время как у мальчиков еще и общим уровнем довольства собой самим.

Обнаружены также некоторые гендерные особенности развития «Я-концепции» учеников начальной школы. Так, в исследовании, проведенном Е.А. Талаковой, говорится, что развитие Я-концепции учеников начальной школы осуществляется не просто в соответствии с общевозрастными закономерностями, но и с учетом содержания, которое предлагается школьникам в условиях их гендерной социализации с помощью демонстрации культурных норм женственности и мужественности, а также присвоения мальчиками и девочками данных общественных стандартов. В возрасте начальной школы в содержании Я-концепции личности отражаются преобладающие в их социальном окружении гендерные стандарты и нормы, которые превращаются во внутренние регуляторы поведения мальчиков и девочек. Девочки в большей степени ориентированы на культурные нормы внешней красоты, а также нацелены на конструктивные межличностные отношения с прочими индивидами, а мальчики, в свою очередь, в большей степени на культурные нормы умственной и физической компетентности, а также поддержание гомосоциальных связей с одногодками, которые закрепляют гендерную сегрегацию.

Вывод

Получается, что гендерные особенности развития учащихся в начальной школе в значительной степени определяются этнокультурными (или социокультурными) контекстами развития.

Источник

Текст работы размещён без изображений и формул.

Полная версия работы доступна во вкладке “Файлы работы” в формате PDF

На сегодняшний день такие науки, как психология, педагогика, социальная психология уделяют большое внимание понятию «гендер». Но нельзя сказать, что, хотя бы одна из них в совершенстве знает проблему со стороны гендера. Мало кто знает содержание этого понятия, несмотря на то, что без изучения проблем пола невозможно комплексное изучение человека. Первым, кто ввел понятие «гендер» был американский психолог Джоан Скотт.

Проблемой гендерных различий занимались уже давно психологи-педагоги Ш. Берн, И.С. Кон, А.А. Логинова, Д.В. Колесова. Тема актуальна и на сегодняшний день. Для определения особенностей, которые различают мальчиков от девочек, составляются различного рода тесты, анкеты, тренинги.

В самостоятельную дисциплину выделяется наука гендерология, которая, непосредственно, изучает гендерные различия. Данная наука дает нам определение: гендер – это социально-психологический пол человека, совокупность его психологических характеристик и особенностей социального поведения, проявляющихся в общении и взаимодействии друг с другом [10, с. 12]. В психологической литературе дается более понятное для нас определение: что гендер – это социально-биологическая характеристика, с помощью которой люди дают определение понятиям «мужчина» и «женщина».

Читайте также:  Центр раннего развития ребенка минск

Различия мальчиков и девочек можно рассматривать на пяти уровнях: генетическом, физическом, когнитивном, психологическом и на уровне коммуникации [7, с. 40].

Различия на генетическом уровне.

Практически все они прямо или косвенно обусловлены различиями мозга. Из зарубежных фундаментальных трудов, в которых доказываются половые различия, обусловленные разным строением мозга, следует отметить книгу Энн Мойр и Дэвида Джессела «Пол мозга» (1990), а также исследования таких авторов, как Камилла Бенбау, Лори Аллен, Рубен Гур, Майкл Гариен и др., обзор которых сделал М. Гариен [2, с. 57].

Среди отечественных разработок это, прежде всего, книга нейропсихологов В.Д. Еремеевой и Т.П. Хризман «Мальчики и девочки – два разных мира» [1], а также работы таких авторов, как Е.Б. Филиппова, В. Л. Бианки, Т.А. Эндека, В.П. Симонов, А.Л. Сиротюк и др. [3, с.90].

Особенности мозга – это, скорее, источник дополнительных данных о личности и формировании ее характера. На генетическом уровне имеются преобладающие навыки, уже «встроенные» в общее развитие мозга мальчика и девочки. Но это не означает, что есть врожденное мужское или женское превосходство с моральной или социальной точки зрения. Вместе с тем, признание различий в работе мозга теми, кто обучает детей, открывает новые возможности к повышению качества образования.

Исследования в области генетических различий показывают, что, во-первых, в целом, женский мозг развивается быстрее мужского. Развитие мозга у младенцев, в основном, ярче выражено в правом полушарии, а затем постепенно переходит в левое. У девочек этот переход происходит раньше. В подростковом возрасте у мальчиков доминирует правое полушарие, которое отвечает за пространственное восприятие, за распознавание визуальных и музыкальных образов, за сознательную ориентацию в пространстве, за более развитое абстрактное мышление. Согласно Д.В. Колесову, мальчики, начиная с подросткового возраста, превосходят девочек в решении пространственно-зрительных задач и в математических способностях [6, с.51]. У мальчиков преобладает также оперативная память и нестандартность мышления, фантазирование.

Анализ исследований зарубежных и отечественных авторов показывает, что выполнение интеллектуальных тестов, в значительной степени зависящих от пространственных, а не вербальных способностей, лучше осуществляют мальчики (мужчины). При решении задач на запоминание маршрута выяснилось, что мальчики быстрее выучивают маршрут, однако девочки запоминают больше путевых ориентиров [4, с.98].

По утверждению И.С. Кона, достоверно установлено, что девочки превосходят мальчиков в словесно-речевой деятельности. Согласно Д.В. Колесову, уже в младшем школьном возрасте девочки превосходят мальчиков в речевых и языковых заданиях, уступая им в двигательных навыках и пространственной памяти. Девочки лучше пишут сочинения и удерживают в памяти заученное.

У девочек более развито левое полушарие, которое отвечает за регуляцию речи, письма и счёта, за интуитивную ориентацию в пространстве, за более развитое конкретно-наглядное, образное мышление. Кроме того, у девочек доминирует долговременная память и консервативность мышления [9, с. 54].

В среднем, девочки произносят больше слов, чем мальчики. Во время обучения мы часто замечаем, что девочки учат вслух, а мальчики, по большей части, молча. Когда мы наблюдаем за группой учащихся, то видим, что девочки пользуются словами чаще мальчиков. Также очевидно, что число тех, кто пользуется словами, в группе мальчиков, обычно, меньше. Например, один или два лидера (или мальчики, желающие обратить на себя внимание) говорят много, а все остальные – значительно меньше. В группе девочек все они говорят примерно одинаково.

Важно отметить, что у девочек речевые центры локализованы в обоих полушариях, а у мальчиков такая специализированная область отсутствует, и в процессе разговора у них активизируется все левое полушарие [8, с. 167].

Поэтому мальчики могут либо говорить, либо слушать; особенности их мозга не позволяют им заниматься несколькими делами одновременно. Например, мальчику трудно одновременно слушать объяснение учителя и записывать что-либо в тетрадь. Если же нужно еще и начертить поля или отыскать что-то на карте, в словаре и т.п., то мальчикам это неимоверно трудно. Девочки же с легкостью могут одновременно говорить и слушать, плюс к этому выполнять еще несколько несвязанных друг с другом дел.

Различия на физическом уровне.

До 10 лет рост мальчика в среднем одинаков или больше, чем у девочки, а в возрасте от 10 до 13 лет – меньше, особенно в 12 лет. После 13 лет мальчики резко обгоняют девочек в росте, и к 17 годам различие достигает, в среднем, 14-15 см.

В массе тела мальчики начинают уступать девочкам раньше, чем в росте, – уже примерно с 8,5 лет, и это различие сохраняется дольше – до 14 лет. После 14 лет мальчики имеют большую массу тела, чем девочки, и к 17 годам различие в массе достигает примерно 10-12 кг.

Таким образом, в росте мальчики уступают девочкам, в среднем, в течение 3 лет, в массе тела – в течение 5,5 лет. В связи с этим, и девочки, и особенно мальчики, испытывают чувство неловкости, а мальчики даже чувство неполноценности.

После 13-14 лет мальчики гордятся тем, что у них высокий рост, большая масса тела и большая физическая сила, и все это у них неуклонно нарастает.

Мальчики быстрее развивают свою моторику в силе и соразмерности движений, но менее осторожны при работе с инструментами и чаще травмируются. У мальчиков доминирует визуальный обзор пространственных образов по вертикали, что предопределяет необходимость размещать информацию на классной доске не длинными строками во всю ее ширину, а делить это пространство как бы на несколько столбцов [9, с. 6].

Если девочке в процессе обучения не требуется много двигаться, то мальчикам движение помогает не только стимулировать мозг; но и снижать импульсивность поведения. Для мальчика движение в замкнутом пространстве естественно из-за низкого содержания серотонина и повышенного обмена веществ, что обусловливает беспокойное поведение.

Многие учителя приспособились управлять поведением мальчиков в учебной деятельности, увлекая их работой, которая требует движения, а также поручают им, например, раздать карточки с заданиями или наглядные пособия, оборудование и пр. Для мальчиков очень полезны и любимы физкультминутки с потягиванием и физическими упражнениями. Иногда учителя разрешают мальчикам на уроке вертеть что-либо в руке, например, маленький мячик. Ребенок двигается, и его мозг стимулируется. Таким образом, школьник чувствует себя комфортно и не мешает никому.

Мальчикам чаще становится скучно, чем девочкам. Для удержания их внимания часто требуется большое число разнообразных стимулов. Девочки лучше справляются со скукой при обучении и во всех других аспектах образования, что оказывает огромное влияние на все его стороны.

Девочки, по сравнению с мальчиками, более усидчивы, дисциплинированы и трудовыми навыками овладевают прочнее. В целом, девочки учатся ровнее и прилежнее, чем мальчики.

Мальчики изучают, в первую очередь, окружающую среду и объекты, с которыми контактируют. Предпочтение мальчики отдают практическим действиям, а не вербальным. Девочки же изучают в первую очередь себя и свое окружение, у них наблюдается склонность к вербальной деятельности.

У девочек 13-14 лет и старше – меньшая масса тела, но лучшая грация, гибкость и подвижность. Девочки быстрее развивают точность и координацию движений. Они аккуратны и осторожны при работе с предметами. У них наблюдается большая точность и скоординированность в движениях. Визуальное восприятие информации у девочек происходит по горизонтали, что позволяет им легко воспринимать длинные строчки текста во всю ширину доски, в отличие от мальчиков, которые в этом случае испытывают затруднения.

Различия на когнитивном уровне.

У мальчиков доминирует качественный подход к изучению учебного материала, они склонны к абстрактному мышлению, к творчеству и самостоятельности. У них преобладает синтетический подход, умение обобщать на рациональной основе. Мальчики лучше девочек могут производить вычисления, не видя и не трогая предметов. Так, при обучении математике, мальчики часто осваивают материал лучше, если он изложен на доске. При использовании наглядных пособий, когда материал из абстрактного мира знаков и символов, записанных на доске, переносится в реальный мир, женский мозг, как правило, воспринимает его быстрее.

Читайте также:  Комплексная оценка физического развития ребенка в доу

Мальчики любят абстрактные аргументы, философские загадки, построенные на игре слов, и нравственные споры об абстрактных принципах. Для них характерна склонность к диалогу, дискуссии и спорам, азартность.

При формировании понятий мальчики склонны к дедукции, процесс мышления у них обычно начинается с общего принципа, который непосредственно или с помощью вспомогательных понятий затем применяется к частным случаям. По сравнению с девочками, дедуктивный процесс у них идет намного быстрее. В этом кроется причина того, что мальчики, в среднем, показывают лучшие результаты в быстрых тестах с заданными вариантами ответов. Для мальчиков, в отличие от девочек, характерна высокая скорость концентрации внимания, особенно в критических ситуациях.

Девочкам, напротив, присуще индуктивное мышление, постепенное расширение своей базы формирования понятий. Они склонны отталкиваться от конкретных примеров. Их легко обучать практическим навыкам, например, устной и письменной речи. Девочки легче, чем мальчики приводят примеры, особенно на раннем этапе формирования понятий. Они обычно начинают с конкретных примеров, а затем строят общую теорию.

У мальчиков раньше развивается способность отделять существенное от второстепенного, у них лучше выражена способность к общему взгляду на предмет, более развиты математические способности, но в основном, они учатся неровно даже по математике [9, с. 8].

Согласно данным А.Г. Хрипковой и Д.В. Колесова [7, с. 98], круг интересов мальчиков шире, чем девочек. У мальчиков интересы направлены на отдаленные предметы и явления, в центре внимания девочек чаще находится человек и сфера его непосредственного бытия.

Заметны различия в учебных интересах. Обычно мальчики больше любят труд, физкультуру, из гуманитарных предметов – историю; наименее любимы у них русский и иностранный языки. Девочки предпочитают гуманитарные предметы – историю, литературу; среди нелюбимых предметов у них физика, биология, математика [5, с. 64].

В целом, девочки, по сравнению с мальчиками, лучше слушают, при этом они слышат большую часть сказанного и легче запоминают многочисленные детали из урока или из какого-либо разговора. Это обеспечивает им большую уверенность в сложном потоке разговора. Следовательно, у девочек возникает меньшая потребность в контроле за ним, с помощью доминирующего поведения или логических правил, как это бывает у мальчиков. Девочки чувствуют себя увереннее при менее логичной последовательности высказыванийи большей разрозненности учебного материала. Мальчики обычно слышат меньше, и чаще требуют четких доказательств.

Различия на психологическом уровне.

Для мальчиков характерна быстрая реакция на воздействие окружающей среды и сравнительно лёгкая адаптация к ней, но они с трудом переносят стресс. Эмоциональный срыв также гасится у них с трудом, а иногда и через резкое действие (они могут хлопнуть дверью, если их выгнали с урока, вырвать из тетради лист «с двойкой», и даже из дневника). Мальчики чаще девочек впадают в состояние аффекта, их чувства более драматичны. В то же время поступки мальчика более логичны. Мальчики более склонны и способны к обобщению. Они обладают творческим характером мышления, а примерно после 15 лет у них формируется лучшая наблюдательность и точность. Вместе с тем, у многих мальчиков небольшой словарный запас и объем кратковременной памяти.

В целом, по своей природе мальчик более индивидуален, чем девочка. Среди мальчиков есть и отличники, и двоечники; девочки же, как правило, более похожи друг на друга, среди них редко встречаются крайности.

У девочек адаптация к среде проходит через переживание, а иногда и через эмоциональный срыв (слезы). Вместе с тем, они легче переносят эмоциональный стресс через переключение на другие эмоции или слезы. Девочки больше полагаются на интуицию, склонны к анализу (а не синтезу, как мальчики), и чаще находятся во власти настроения. В целом, чувства у девочек более оптимистичны. Самооценка их более субъективна по сравнению с самооценкой мальчиков, т.к. у девочек она тесно связана с испытываемыми чувствами, переживаниями, мечтами и конфликтами.

Девочки обладают хорошим объемом кратковременной памяти и большим, чем у мальчиков, словарным запасом. У девочек более высокие показатели развития внимания: избирательность, объем, переключаемость.

У мальчиков более выражена склонность отвлекаться на посторонние дела. Мальчики, как правило, проявляют меньше интереса к домашним делам. У них отсутствуют и должные навыки труда, а также менее развиты черты характера, необходимые для успешного ее осуществления: усидчивость, настойчивость, терпение, старание, прилежание, аккуратность. Любой свой успех они больше, чем девочки склонны переоценивать. В этом проявляется их недостаточная критичность.

Различия на уровне общения (коммуникативный компонент)

Мальчики в общении воинственны и более агрессивны, чем девочки. Мальчики чаще проявляют твердость и суровость. Они более решительны в своих действиях, любят риск,как в коммуникации, так и в любых видах деятельности, в частности, в спорте, и способны к работе с элементами риска, особенно с нестрогой программой действий (например, ремонт аппаратуры) [9, с. 78].

Девочка, в отличие от мальчика, в коммуникации обычно более сострадательна и человеколюбива. Она чаще проявляет нежность и заботу.

Девочки больше склонны к переменам и разнообразию в общении. Вместе с тем, они более осторожны и осмотрительны в коммуникации. Девочки предпочитают спокойную, часто даже сентиментальную коммуникацию, могут разговаривать долго, также они обладают способностью к тонкой однообразной работе (например, вязанию, макраме). У девочек наблюдается способность тела к спокойным, равномерным движениям. Для них характерна большая старательность и послушание, и как следствие – готовность скорее подчиняться, чем руководить. Компьютер для девочки – средство реальности, способ получения и обработки информации. В то же время девочкам присущи соревновательность в овладении вниманием со стороны противоположного пола, а также культ красоты и женственности с детства. У девочек чаще наблюдается любовь к танцам, лёгкой атлетике. Художественная гимнастика – вообще вид спорта только для девочек, где и проявляется культ красоты и женственности [9, с.10].

Итак, обобщив рассмотренные гендерно-половые различия коммуникативной стороны, мы можем следующим образом охарактеризовать мальчиков: они предпочитают групповое общение со сверстниками своего пола, в общении они тверды, суровы, воинственны и решительны, друзей выбирают на основе интеллектуальной общности, интернальны, экстравертированы, стремятся руководить и могут выказывать неподчинение, в ситуации конфликта могут демонстрировать прямую и косвенную физическую агрессию. В свою очередь девочки предстают в следующем свете: они чувствительны к критике, в то время как сами склонны критиковать кого-либо или жаловаться; они раньше мальчиков осознают себя в качестве субъекта общения и раньше задумываются о групповом общении, вместе с тем предпочитая ему общение в диадах; они более сострадательны и человеколюбивы, интровертированы, непостоянны в общении; выбирая друзей, ориентируются на наличие эмоциональной связи.

Все вышеперечисленные половые различия являются следствием асимметрии человека как биологической системы вообще и асимметрии полов, в частности. Мы видим, что половые различия реально существуют, но они практически не учитываются в социальном сопровождении.

Список использованной литературы:

  1. Арнаутова, Е.П. Социально-педагогическая практика взаимодействия общественного и семейного воспитания «педагог-семья» / Е.П. Арнаутова. – М.: НОРМА, 2009. – 220 с.

  2. Гариен, М. Мальчики и девочки учатся по-разному: руководство для учителей и родителей / М. Гариен; Пер. с англ. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2004. – 301 с.

  3. Еремеева, В.Д. Мальчики и девочки – два разных мира / В.Д. Еремеева, Т.П. Хризман. – СПб.: Тускарора, 2003. – 184 с.

  4. Ильин, Е.П. Диф