Гегель о развитии ребенка
Диалектику, в понимании Гегеля, можно понять как метод, противоположный формальной логике. Диалектика Гегеля позволяет понять развитие, поэтому в рамках диалектической логики допустимы такие положения, которые недопустимы в формальной логике. В формальной логике есть либо А, либо Б. Третьего не дано. В диалектической логике и А и Б сосуществуют одновременно, ведь диалектика – это логика развития. Простой пример: лист дерева зеленый или нет? С точки зрения формальной логики лист дерева может быть только одного цвета в данный момент. С точки зрения диалектики, один и тот же лист и зеленый, и желтый, и красный ведь он находится в постоянном развитии в ходе смены времен года.
Диалектика Гегеля кратко: тезис, антитезис, синтез
Самое элементарное объяснение диалектики Гегеля заключается в триаде «тезис – антитезис – синтез». Гегель считал, что мышление и бытие тождественны, а потому всё в мире развивается по единым законам. И в самой общей форме этот закон развития выглядит как триада «тезис-антитезис-синтез». Это триада означает, что любое явление в мире обязательно порождает свое противоречие. Если есть черное, то есть и белое. Если есть мужчина, то есть и женщина. Одно без другого не бывает. Эти два противоречия естественно вступают в отношения взаимодействия. Рано или поздно это взаимодействие порождает синтез – т.е. некое новое явление, которое вбрало в себя черты и тезиса, и антитезиса. Синтез сам становится новым тезисом и порождает новое противоречие и все начинается вновь и так до бесконечности… Пока Абсолютный Дух не познает сам себя через человека. Грубо говоря, взаимодействие мужчины и женщины как противоположностей порождает ребенка, который вбирает в себя черты и отца и матери. Таким образом, ребенок – это синтез. Таким же образом развивается и вся природа и общество. Ведь что есть эволюция? Развитие живых организмов через естественный отбор, наследственность и изменчивость. Эволюция природы постоянно происходит благодаря наличию противоречий между хищниками и травоядными, которые выступают как тезис и антитезис и т.д.
Триаду Гегеля легко продемонстрировать и на примере истории. Киевская Русь – тезис. Монголы – антитезис. Борьба Руси и монголов порождает синтез – Золотую Орду – государство, в рамках которого сливаются две культуры: русская и монгольская. Золотая Орда становится тезисом и порождает новый антитезис – стремление Руси освободится от ее ига. В итоге Русь освобождается от монголов, но становится государством с чертами восточного деспотизма (Иван Грозный и т.п.) – это синтез.
Любая революция легко поддается описанию в рамках гегелевской триады. Английская, французская – все они развивались как борьба антагонистических социально-экономических слоев, а в итоге оканчивались неким синтезом старых феодально-монархических и новых республиканско-капиталистических порядков.
Итак, основные составляющие гегелевской диалектической триады:
- тезис
- антитезис
- синтез
Законы диалектики Гегеля
Из всего вышесказанного вытекает первый и важнейший закон диалектики Гегеля: закон единства и борьбы противоположностей. Именно существование противоположностей заставляет мир естественным образом развиваться. Противоречия между противоположностями постепенно накапливаются и выливаются в масштабные изменения.
Отсюда следует второй закон диалектики Гегеля: переход количественных изменений в качественные. Например: когда противоречия между разными классами в Англии, Франции, России накапливались до предела – начиналась революция (количественные изменения переходили в качественные).
Но, как уже было сказано выше, в ходе революций возникал некий синтез старого и нового. Отсюда следует третий закон диалектики: закон отрицания отрицания. Проще говоря этот закон говорит нам о том, что ничего не вечно и каждая новая стадия развития так или иначе отрицает предыдущую.
Итак, законов диалектики Гегеля всего три:
- Закон единства и борьбы противоположносей
- Закон перехода количественных изменений в качественные
- Закон отрицания отрицания
Книги Гегеля о диалектике
Гегелевская триада и три закона диалектики позволяют получить первое примерное представление о диалектической логике как науке о развитии. В своих книгах «Наука логики», «Малая логика»Гегель гораздо более подробно описал механизмы действия диалектического развития.
Есть чистое бытие и чистое ничто. Переход одного из низ в другое называется становлением. Но в ходе становления есть механизмы развития нового и препятствия новому. Это называется «моменты становления».
Переход ничто в бытие называется возникновением. Переход бытия в ничто в становлении есть прехождение.
Постепенно происходит «снятие становление» и возникает некое новое бытие. Это новое бытие, имеющее новые определенные качество называют «налично сущее»или «нечто». Налично сущее, выражая единство наличного бытия и определенности, отвечает сразу на два вопроса: «Что?» и «Какое?».
Например, становление в истории обозначает открытую борьбу классов, наций и т.п. По окончанию этой борьбы возникает наличное бытие, к примеру, капиталистическое общество.
* * *
Это лишь начала диалектики. До сих пор, спустя 200 лет мало кто может похвастаться пониманием этой философии. Диалектика Гегеля очень сложна и требует к себе особого внимания.
Смотрите также:
1. Философия Франкфуртской школы: Эрих Фромм
2. Философия постмодернизма кратко и понятно
3. В чем сущность и смысл исторического процесса?
4. Топ-5 политиков, убитых за то, что хотели сделать этот мир лучше
5. Как правильно готовиться к ЕГЭ по обществознанию?
Источник
Развитие – один из основных феноменов жизни, коими занимается философия. Это движение по прямой и по кругу, это зигзаг и возврат. Увеличение и рост, расширение и прибавление, приспособление и совершенствование, возвышение степени качества и смена качества. Переход внутреннего во внешнее, внешнего во внутреннее. Однако основные его компоненты следующие: субъект развития, цель развития, средства развития. Почитаем Гегеля: «Чтобы понять, что такое развитие, мы должны различать, так сказать, двоякого рода состояния: одно есть то, что известно как задаток, способность, в-себе-бытие (как я это называю), потенция, второе есть для-себя-бытие, действительность. Если мы, например, говорим, что человек от природы разумен, то он обладает разумом лишь в потенции, в зародыше; в этом смысле человек обладает от рождения и даже в чреве матери разумом, рассудком, фантазией, волей». (Гегель. «Введение в историю философии».) Взрослый человек как бы удваивается: он разумен в потенции и в реальности, взрослый человек делает разум своим предметом. То же происходит и с растением. Сначала оно лишь зародыш, в-себе-бытие, а потом – зрелое растение, которое плодит новые зародыши, много новых зародышей. От человека его отличает то, что оно не осознает своего развития, поэтому его для-себя-бытие есть для-нас-бытие. И еще: в то время как для саморазвития разума не нужны средства, он сам для себя и субъект, и цель, и средства; растение берет питательные вещества извне; то же можно сказать и о животных.
Откуда приходит сила развития, что толкает субъект к развитию? Такая сила заключена в самом субъекте, точнее – в понятии. Сам разум определяет свою цель, находит в себе средства и ведет процесс до реализации, до воплощения, до для-себя-бытия. А за пределами человека? В неживой природе тоже присутствует разум, спящий. У растений, где разум просыпается и ставит внутренние цели развития, сила развития заключена в зерне (пшеницы, например). Как и в животном царстве. Сила развития животного спрятана в его семени, а потом переходи в инстинкт. Все разумное действительно. Почитаем Гегеля: Всякое развитие «имеет своей целью не что иное, как извлечение из себя и выявление вовне того, что есть внутри или в себе, и, следовательно, не что иное, как становление для себя предметом. То, что находится в себе, вступая в существование, хотя и изменяется, все же вместе с тем остается одним и тем же, ибо оно управляет всем ходом изменения… Зародыш не может мириться с тем, чтобы оставаться лишь в-себе-бытием, а влечется к развитию, так как он представляет собой противоречие: он существует лишь в себе и вместе с тем не должен существовать в себе. Но этот выход за свои пределы ставит себе определенную цель, и высшим его свершением, предопределенным конечным пунктом развития, является плод, то есть возвращение к первому состоянию». (Гегель. «Введение в историю философии».) Зародыш стремится раскрыть себя, чтобы снова возвратиться к себе. Здесь семя и плод два разных индивидуума, они не совпадают. В царстве духа дело обстоит иначе; дух свободен, потому что в нем начало и конец совпадают. В своем другом дух находится у самого себя.
Интересна о стимуле развития и мысль Гегеля из предисловия к «Философии духа»: «Следуя определению, которое уже Аристотель дает природе как целесообразной деятельности, цель есть нечто непосредственно покоящееся, неподвижное, которое само движет; таким образом, это – субъект. Его способность приводить в движение, понимаемая абстрактно, есть для-себя-бытие или чистая негативность. Результат только потому тождественен началу, что начало есть цель; – или: действительное только потому тождественно своему понятию, что непосредственное в нем самом имеет в качестве цели самость или чистую действительность. Осуществленная цель или налично сущее действительное есть движение и развернутое становление, но именно этот непокой и есть самость».
Итак, развитие есть там, где есть субъект, где есть цель, самость. Где понятие, потенция, в-себе-бытие способны к становлению, к для-себя-бытию, где разумное стремится стать действительностью. Где есть противоречие между тем, что есть в понятии и тем, что требует с реализации. Процесс развития сопряжен с великой затратой сил и страданием. Дух – самое высокое понятие философии – в своем развитии не страшится смерти, он открыто смотрит в лицо негативному и пребывает в нем. Субстанция в такой же мере есть субъект, как и объект, поэтом всякое развитие предмета есть, по сути, саморазвитие.
Человеческое общество, конкретный коллектив, отдельный человек как субъекты, как самости с вложенной в их сердцевину абсолютным духом, целью, саморазвиваются. Саморазвиваются и животные, их ведет инстинкт, разбуженный, но не дошедший до для-себя-бытия разум. Всемирная история есть прогресс в сознании свободы, говорит Гегель. Что это значит? Это значит, что основным стержнем, основным качеством, основным стремлением человека и человеческого сообщества является обретение свободы. Чтобы стать свободным, надо познать средства ее становления, познать необходимость, которой она обусловлена. Невежественный человек обречен жить в несвободе. Вот мысль Гегеля: Древний Восток – свободен один, тиран, а граждане и не подозревают, что они также свободны по своей природе, по понятию. Античный мир – некоторые знают, что они свободны. Христианская цивилизация – все знают, что свободны: христианство способствовало освобождению человека, перед Богом все равны.
Марксизм – механическая концепция развития общества. Прежние философы лишь объясняли мир, а мир надо переделать. И Маркс с помощью длинных текстов объяснил, почему это надо сделать, а также написал соответствующую инструкцию – как это надо сделать. Требование революционного обобществления собственности – это, конечно, вмешательство в святая святых естественного хода истории. Рыночная экономика – основа свободной жизни граждан, мощнейший стимул саморазвития – должна быть «вырезана», как ненужный рудимент на теле общественного организма; политическая жизнь – сведена к диктатуре, а духовная к единомыслию. Здесь речь не идет о саморазвитии общества, здесь речь идет о грубом принуждении общества к развитию с помощью толкания, запугивания граждан, уничтожения несогласных.
Развития нет там, где нет изменения стержневого качества, представляющего собой своего рода ствол разветвленного древа развития. Отдельный человек может отрастить длинные волосы, нарастить мощные мускулы, отрастить большое брюхо – и не приблизиться к эталону человека. Даже повышение образованности не каждому добавляет ума, мудрости, праведности. Многие меры правителей деспотических государств по увеличению, усилению, накоплению, перестановкам, преобразованиям не ведут к истинному развитию народа, нации, государства. Добились высокой выплавки чугуна, стали, построили новые города, много заводов и фабрик, электростанций, дорог, стадионов – все это принесет пользу лишь в том случае, если одновременно развиваются образование, культура, если политическая диктатура и единомыслие не душат свободную духовную жизнь, развитие культуры. В свое время злые языки на Западе говорили, что Советская Россия – это Верхняя Вольта с ракетами. Последующие события в известной мере подтвердили их злые домыслы.
После вхождения в Гегеля я читаю текст Евгения Силаева, моего товарища по форуму «Философский штурм»: «Развитие – процесс изменений объекта, направленный к цели, как устойчивый процесс, замкнутый на будущее, – способ формирования сложного из более простых составляющих в определенном закономерном порядке». Здесь нет субъекта развития, здесь есть объект, который кто-то решил развить. Хватит-де ему валяться на дороге. Здесь мы имеем дело с механическим представление о развития. Четверг, 13 января 2013 года
Источник
Ðàçâèòèå îäèí èç îñíîâíûõ ôåíîìåíîâ æèçíè, êîèìè çàíèìàåòñÿ ôèëîñîôèÿ. Ýòî äâèæåíèå ïî ïðÿìîé è ïî êðóãó, ýòî çèãçàã è âîçâðàò. Óâåëè÷åíèå è ðîñò, ðàñøèðåíèå è ïðèáàâëåíèå, ïðèñïîñîáëåíèå è ñîâåðøåíñòâîâàíèå, âîçâûøåíèå ñòåïåíè êà÷åñòâà è ñìåíà êà÷åñòâà. Ïåðåõîä âíóòðåííåãî âî âíåøíåå, âíåøíåãî âî âíóòðåííåå. Îäíàêî îñíîâíûå åãî êîìïîíåíòû ñëåäóþùèå: ñóáúåêò ðàçâèòèÿ, öåëü ðàçâèòèÿ, ñðåäñòâà ðàçâèòèÿ. Ïî÷èòàåì Ãåãåëÿ: «×òîáû ïîíÿòü, ÷òî òàêîå ðàçâèòèå, ìû äîëæíû ðàçëè÷àòü, òàê ñêàçàòü, äâîÿêîãî ðîäà ñîñòîÿíèÿ: îäíî åñòü òî, ÷òî èçâåñòíî êàê çàäàòîê, ñïîñîáíîñòü, â-ñåáå-áûòèå (êàê ÿ ýòî íàçûâàþ), ïîòåíöèÿ, âòîðîå åñòü äëÿ-ñåáÿ-áûòèå, äåéñòâèòåëüíîñòü. Åñëè ìû, íàïðèìåð, ãîâîðèì, ÷òî ÷åëîâåê îò ïðèðîäû ðàçóìåí, òî îí îáëàäàåò ðàçóìîì ëèøü â ïîòåíöèè, â çàðîäûøå; â ýòîì ñìûñëå ÷åëîâåê îáëàäàåò îò ðîæäåíèÿ è äàæå â ÷ðåâå ìàòåðè ðàçóìîì, ðàññóäêîì, ôàíòàçèåé, âîëåé». (Ãåãåëü. «Ââåäåíèå â èñòîðèþ ôèëîñîôèè».) Âçðîñëûé ÷åëîâåê êàê áû óäâàèâàåòñÿ: îí ðàçóìåí â ïîòåíöèè è â ðåàëüíîñòè, âçðîñëûé ÷åëîâåê äåëàåò ðàçóì ñâîèì ïðåäìåòîì. Òî æå ïðîèñõîäèò è ñ ðàñòåíèåì. Ñíà÷àëà îíî ëèøü çàðîäûø, â-ñåáå-áûòèå, à ïîòîì çðåëîå ðàñòåíèå, êîòîðîå ïëîäèò íîâûå çàðîäûøè, ìíîãî íîâûõ çàðîäûøåé. Îò ÷åëîâåêà åãî îòëè÷àåò òî, ÷òî îíî íå îñîçíàåò ñâîåãî ðàçâèòèÿ, ïîýòîìó åãî äëÿ-ñåáÿ-áûòèå åñòü äëÿ-íàñ-áûòèå. È åùå: â òî âðåìÿ êàê äëÿ ñàìîðàçâèòèÿ ðàçóìà íå íóæíû ñðåäñòâà, îí ñàì äëÿ ñåáÿ è ñóáúåêò, è öåëü, è ñðåäñòâà; ðàñòåíèå áåðåò ïèòàòåëüíûå âåùåñòâà èçâíå; òî æå ìîæíî ñêàçàòü è î æèâîòíûõ.
Îòêóäà ïðèõîäèò ñèëà ðàçâèòèÿ, ÷òî òîëêàåò ñóáúåêò ê ðàçâèòèþ? Òàêàÿ ñèëà çàêëþ÷åíà â ñàìîì ñóáúåêòå, òî÷íåå â ïîíÿòèè. Ñàì ðàçóì îïðåäåëÿåò ñâîþ öåëü, íàõîäèò â ñåáå ñðåäñòâà è âåäåò ïðîöåññ äî ðåàëèçàöèè, äî âîïëîùåíèÿ, äî äëÿ-ñåáÿ-áûòèÿ. À çà ïðåäåëàìè ÷åëîâåêà?  íåæèâîé ïðèðîäå òîæå ïðèñóòñòâóåò ðàçóì, ñïÿùèé. Ó ðàñòåíèé, ãäå ðàçóì ïðîñûïàåòñÿ è ñòàâèò âíóòðåííèå öåëè ðàçâèòèÿ, ñèëà ðàçâèòèÿ çàêëþ÷åíà â çåðíå (ïøåíèöû, íàïðèìåð). Êàê è â æèâîòíîì öàðñòâå. Ñèëà ðàçâèòèÿ æèâîòíîãî ñïðÿòàíà â åãî ñåìåíè, à ïîòîì ïåðåõîäè â èíñòèíêò. Âñå ðàçóìíîå äåéñòâèòåëüíî. Ïî÷èòàåì Ãåãåëÿ: Âñÿêîå ðàçâèòèå «èìååò ñâîåé öåëüþ íå ÷òî èíîå, êàê èçâëå÷åíèå èç ñåáÿ è âûÿâëåíèå âîâíå òîãî, ÷òî åñòü âíóòðè èëè â ñåáå, è, ñëåäîâàòåëüíî, íå ÷òî èíîå, êàê ñòàíîâëåíèå äëÿ ñåáÿ ïðåäìåòîì. Òî, ÷òî íàõîäèòñÿ â ñåáå, âñòóïàÿ â ñóùåñòâîâàíèå, õîòÿ è èçìåíÿåòñÿ, âñå æå âìåñòå ñ òåì îñòàåòñÿ îäíèì è òåì æå, èáî îíî óïðàâëÿåò âñåì õîäîì èçìåíåíèÿ Çàðîäûø íå ìîæåò ìèðèòüñÿ ñ òåì, ÷òîáû îñòàâàòüñÿ ëèøü â-ñåáå-áûòèåì, à âëå÷åòñÿ ê ðàçâèòèþ, òàê êàê îí ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé ïðîòèâîðå÷èå: îí ñóùåñòâóåò ëèøü â ñåáå è âìåñòå ñ òåì íå äîëæåí ñóùåñòâîâàòü â ñåáå. Íî ýòîò âûõîä çà ñâîè ïðåäåëû ñòàâèò ñåáå îïðåäåëåííóþ öåëü, è âûñøèì åãî ñâåðøåíèåì, ïðåäîïðåäåëåííûì êîíå÷íûì ïóíêòîì ðàçâèòèÿ, ÿâëÿåòñÿ ïëîä, òî åñòü âîçâðàùåíèå ê ïåðâîìó ñîñòîÿíèþ». (Ãåãåëü. «Ââåäåíèå â èñòîðèþ ôèëîñîôèè».) Çàðîäûø ñòðåìèòñÿ ðàñêðûòü ñåáÿ, ÷òîáû ñíîâà âîçâðàòèòüñÿ ê ñåáå. Çäåñü ñåìÿ è ïëîä äâà ðàçíûõ èíäèâèäóóìà, îíè íå ñîâïàäàþò.  öàðñòâå äóõà äåëî îáñòîèò èíà÷å; äóõ ñâîáîäåí, ïîòîìó ÷òî â íåì íà÷àëî è êîíåö ñîâïàäàþò.  ñâîåì äðóãîì äóõ íàõîäèòñÿ ó ñàìîãî ñåáÿ.
Èíòåðåñíà î ñòèìóëå ðàçâèòèÿ è ìûñëü Ãåãåëÿ èç ïðåäèñëîâèÿ ê «Ôèëîñîôèè äóõà»: «Ñëåäóÿ îïðåäåëåíèþ, êîòîðîå óæå Àðèñòîòåëü äàåò ïðèðîäå êàê öåëåñîîáðàçíîé äåÿòåëüíîñòè, öåëü åñòü íå÷òî íåïîñðåäñòâåííî ïîêîÿùååñÿ, íåïîäâèæíîå, êîòîðîå ñàìî äâèæåò; òàêèì îáðàçîì, ýòî ñóáúåêò. Åãî ñïîñîáíîñòü ïðèâîäèòü â äâèæåíèå, ïîíèìàåìàÿ àáñòðàêòíî, åñòü äëÿ-ñåáÿ-áûòèå èëè ÷èñòàÿ íåãàòèâíîñòü. Ðåçóëüòàò òîëüêî ïîòîìó òîæäåñòâåíåí íà÷àëó, ÷òî íà÷àëî åñòü öåëü; èëè: äåéñòâèòåëüíîå òîëüêî ïîòîìó òîæäåñòâåííî ñâîåìó ïîíÿòèþ, ÷òî íåïîñðåäñòâåííîå â íåì ñàìîì èìååò â êà÷åñòâå öåëè ñàìîñòü èëè ÷èñòóþ äåéñòâèòåëüíîñòü. Îñóùåñòâëåííàÿ öåëü èëè íàëè÷íî ñóùåå äåéñòâèòåëüíîå åñòü äâèæåíèå è ðàçâåðíóòîå ñòàíîâëåíèå, íî èìåííî ýòîò íåïîêîé è åñòü ñàìîñòü».
Èòàê, ðàçâèòèå åñòü òàì, ãäå åñòü ñóáúåêò, ãäå åñòü öåëü, ñàìîñòü. Ãäå ïîíÿòèå, ïîòåíöèÿ, â-ñåáå-áûòèå ñïîñîáíû ê ñòàíîâëåíèþ, ê äëÿ-ñåáÿ-áûòèþ, ãäå ðàçóìíîå ñòðåìèòñÿ ñòàòü äåéñòâèòåëüíîñòüþ. Ãäå åñòü ïðîòèâîðå÷èå ìåæäó òåì, ÷òî åñòü â ïîíÿòèè è òåì, ÷òî òðåáóåò ñ ðåàëèçàöèè. Ïðîöåññ ðàçâèòèÿ ñîïðÿæåí ñ âåëèêîé çàòðàòîé ñèë è ñòðàäàíèåì. Äóõ ñàìîå âûñîêîå ïîíÿòèå ôèëîñîôèè â ñâîåì ðàçâèòèè íå ñòðàøèòñÿ ñìåðòè, îí îòêðûòî ñìîòðèò â ëèöî íåãàòèâíîìó è ïðåáûâàåò â íåì. Ñóáñòàíöèÿ â òàêîé æå ìåðå åñòü ñóáúåêò, êàê è îáúåêò, ïîýòîì âñÿêîå ðàçâèòèå ïðåäìåòà åñòü, ïî ñóòè, ñàìîðàçâèòèå.
×åëîâå÷åñêîå îáùåñòâî, êîíêðåòíûé êîëëåêòèâ, îòäåëüíûé ÷åëîâåê êàê ñóáúåêòû, êàê ñàìîñòè ñ âëîæåííîé â èõ ñåðäöåâèíó àáñîëþòíûì äóõîì, öåëüþ, ñàìîðàçâèâàþòñÿ. Ñàìîðàçâèâàþòñÿ è æèâîòíûå, èõ âåäåò èíñòèíêò, ðàçáóæåííûé, íî íå äîøåäøèé äî äëÿ-ñåáÿ-áûòèÿ ðàçóì. Âñåìèðíàÿ èñòîðèÿ åñòü ïðîãðåññ â ñîçíàíèè ñâîáîäû, ãîâîðèò Ãåãåëü. ×òî ýòî çíà÷èò? Ýòî çíà÷èò, ÷òî îñíîâíûì ñòåðæíåì, îñíîâíûì êà÷åñòâîì, îñíîâíûì ñòðåìëåíèåì ÷åëîâåêà è ÷åëîâå÷åñêîãî ñîîáùåñòâà ÿâëÿåòñÿ îáðåòåíèå ñâîáîäû. ×òîáû ñòàòü ñâîáîäíûì, íàäî ïîçíàòü ñðåäñòâà åå ñòàíîâëåíèÿ, ïîçíàòü íåîáõîäèìîñòü, êîòîðîé îíà îáóñëîâëåíà. Íåâåæåñòâåííûé ÷åëîâåê îáðå÷åí æèòü â íåñâîáîäå. Âîò ìûñëü Ãåãåëÿ: Äðåâíèé Âîñòîê ñâîáîäåí îäèí, òèðàí, à ãðàæäàíå è íå ïîäîçðåâàþò, ÷òî îíè òàêæå ñâîáîäíû ïî ñâîåé ïðèðîäå, ïî ïîíÿòèþ. Àíòè÷íûé ìèð íåêîòîðûå çíàþò, ÷òî îíè ñâîáîäíû. Õðèñòèàíñêàÿ öèâèëèçàöèÿ âñå çíàþò, ÷òî ñâîáîäíû: õðèñòèàíñòâî ñïîñîáñòâîâàëî îñâîáîæäåíèþ ÷åëîâåêà, ïåðåä Áîãîì âñå ðàâíû.
Ìàðêñèçì ìåõàíè÷åñêàÿ êîíöåïöèÿ ðàçâèòèÿ îáùåñòâà. Ïðåæíèå ôèëîñîôû ëèøü îáúÿñíÿëè ìèð, à ìèð íàäî ïåðåäåëàòü. È Ìàðêñ ñ ïîìîùüþ äëèííûõ òåêñòîâ îáúÿñíèë, ïî÷åìó ýòî íàäî ñäåëàòü, à òàêæå íàïèñàë ñîîòâåòñòâóþùóþ èíñòðóêöèþ êàê ýòî íàäî ñäåëàòü. Òðåáîâàíèå ðåâîëþöèîííîãî îáîáùåñòâëåíèÿ ñîáñòâåííîñòè ýòî, êîíå÷íî, âìåøàòåëüñòâî â ñâÿòàÿ ñâÿòûõ åñòåñòâåííîãî õîäà èñòîðèè. Ðûíî÷íàÿ ýêîíîìèêà îñíîâà ñâîáîäíîé æèçíè ãðàæäàí, ìîùíåéøèé ñòèìóë ñàìîðàçâèòèÿ äîëæíà áûòü «âûðåçàíà», êàê íåíóæíûé ðóäèìåíò íà òåëå îáùåñòâåííîãî îðãàíèçìà; ïîëèòè÷åñêàÿ æèçíü ñâåäåíà ê äèêòàòóðå, à äóõîâíàÿ ê åäèíîìûñëèþ. Çäåñü ðå÷ü íå èäåò î ñàìîðàçâèòèè îáùåñòâà, çäåñü ðå÷ü èäåò î ãðóáîì ïðèíóæäåíèè îáùåñòâà ê ðàçâèòèþ ñ ïîìîùüþ òîëêàíèÿ, çàïóãèâàíèÿ ãðàæäàí, óíè÷òîæåíèÿ íåñîãëàñíûõ.
Ðàçâèòèÿ íåò òàì, ãäå íåò èçìåíåíèÿ ñòåðæíåâîãî êà÷åñòâà, ïðåäñòàâëÿþùåãî ñîáîé ñâîåãî ðîäà ñòâîë ðàçâåòâëåííîãî äðåâà ðàçâèòèÿ. Îòäåëüíûé ÷åëîâåê ìîæåò îòðàñòèòü äëèííûå âîëîñû, íàðàñòèòü ìîùíûå ìóñêóëû, îòðàñòèòü áîëüøîå áðþõî è íå ïðèáëèçèòüñÿ ê ýòàëîíó ÷åëîâåêà. Äàæå ïîâûøåíèå îáðàçîâàííîñòè íå êàæäîìó äîáàâëÿåò óìà, ìóäðîñòè, ïðàâåäíîñòè. Ìíîãèå ìåðû ïðàâèòåëåé äåñïîòè÷åñêèõ ãîñóäàðñòâ ïî óâåëè÷åíèþ, óñèëåíèþ, íàêîïëåíèþ, ïåðåñòàíîâêàì, ïðåîáðàçîâàíèÿì íå âåäóò ê èñòèííîìó ðàçâèòèþ íàðîäà, íàöèè, ãîñóäàðñòâà. Äîáèëèñü âûñîêîé âûïëàâêè ÷óãóíà, ñòàëè, ïîñòðîèëè íîâûå ãîðîäà, ìíîãî çàâîäîâ è ôàáðèê, ýëåêòðîñòàíöèé, äîðîã, ñòàäèîíîâ âñå ýòî ïðèíåñåò ïîëüçó ëèøü â òîì ñëó÷àå, åñëè îäíîâðåìåííî ðàçâèâàþòñÿ îáðàçîâàíèå, êóëüòóðà, åñëè ïîëèòè÷åñêàÿ äèêòàòóðà è åäèíîìûñëèå íå äóøàò ñâîáîäíóþ äóõîâíóþ æèçíü, ðàçâèòèå êóëüòóðû.  ñâîå âðåìÿ çëûå ÿçûêè íà Çàïàäå ãîâîðèëè, ÷òî Ñîâåòñêàÿ Ðîññèÿ ýòî Âåðõíÿÿ Âîëüòà ñ ðàêåòàìè. Ïîñëåäóþùèå ñîáûòèÿ â èçâåñòíîé ìåðå ïîäòâåðäèëè èõ çëûå äîìûñëû.
Ïîñëå âõîæäåíèÿ â Ãåãåëÿ ÿ ÷èòàþ òåêñò Åâãåíèÿ Ñèëàåâà, ìîåãî òîâàðèùà ïî ôîðóìó «Ôèëîñîôñêèé øòóðì»: «Ðàçâèòèå ïðîöåññ èçìåíåíèé îáúåêòà, íàïðàâëåííûé ê öåëè, êàê óñòîé÷èâûé ïðîöåññ, çàìêíóòûé íà áóäóùåå, ñïîñîá ôîðìèðîâàíèÿ ñëîæíîãî èç áîëåå ïðîñòûõ ñîñòàâëÿþùèõ â îïðåäåëåííîì çàêîíîìåðíîì ïîðÿäêå». Çäåñü íåò ñóáúåêòà ðàçâèòèÿ, çäåñü åñòü îáúåêò, êîòîðûé êòî-òî ðåøèë ðàçâèòü. Õâàòèò-äå åìó âàëÿòüñÿ íà äîðîãå. Çäåñü ìû èìååì äåëî ñ ìåõàíè÷åñêèì ïðåäñòàâëåíèå î ðàçâèòèÿ. ×åòâåðã, 13 ÿíâàðÿ 2013 ãîäà
Источник