Гаврилушкина ребенок отстает в развитии

ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Авторы: Л. Б. Баряева, И. Г. Вечканова, О. П. Гаврилушкина,
С. Ю. Кондратьева, И. Н. Лебедева, Е. А. Логинова, Л. В. Лопатина, Н. А. Ноткина, Т. С. Овчинникова, Н. Н. Яковлева
Аннотация
Программа адресована специалистам, работающим с детьми с задержкой психического развития (ЗПР): учителям-дефектологам, учителям-логопедам, педагогам-психологам, воспитателям, музыкальным руководителям и др. Она окажет существенную помощь родителям, воспитывающим детей с трудностями в обучении. Материалы программы могут быть использованы ПМПК в диагностических целях при отборе дошкольников в группы для детей с ЗПР в ДОУ, а также в процессе отслеживания динамики развита детей.
ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
Авторы: Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А. П., Соколова Н. Д. Аннотация
Программа адресована специалистам, воспитывающим и обучающим детей в специализированных учреждениях: учителям-дефектологам, учителям-логопедам, педагогам-психологам, воспитателям, музыкальным руководителям. Ее содержание должно учитываться специалистами дополнительного обучения (если они имеются). Она рекомендуется и для работы с отстающим в развитии ребенком в семье. Материалы программы могут быть также использованы в диагностических целях в работе ПМПК при отборе детей в специальные дошкольные учреждения, специалистами ДОУ при изучении детей в ходе обучения и по его итогам.
Работа по программе предъявляет существенные требования к квалификации специалистов. Поэтому с ней целесообразно знакомить студентов педагогических колледжей, факультетов дошкольного воспитания, дефектологических факультетов педагогических высших учебных заведений, слушателей курсов повышения квалификации работников образования и пр.
ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ПРОБЛЕМАМИ В РАЗВИТИИ
Автор: Баряева Л.Б.
Аннотация
В пособии раскрываются современные подходы к формированию элементарных математических представлений у детей с различным уровнем интеллектуального развития. Представлены этапы формирования математических представлений у детей с интеллектуальной недостаточностью, показана организация работы по проведению занятий. Кроме теоретического обоснования работы по коррекции математического развития детей предлагается большое количество конспектов занятий, литературный материал к ним.
Пособие адресовано учителям-дефектологам, учителям-логопедам, воспитателям, работающим с детьми, имеющими проблемы в интеллектуальном развитии, студентам факультетов коррекционной педагогики педвузов, педагогических колледжей, а также оно окажет несомненную помощь родителям, воспитывающим детей с трудностями в психомоторном развитии.
ДИСКАЛЬКУЛИЯ У ДЕТЕЙ: ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ В ОВЛАДЕНИИ СЧЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
Авторы: Л.Б. Баряева, С.Ю. Кондратьева
Аннотация
В пособии представлена программа и краткое содержание курса «Профилактика и коррекция дискалькулии у детей», дана методика комплексного изучения общефункциональных механизмов речевой деятельности в структуре формирования навыка счета у детей дошкольного и младшего школьного возраста. В пособие описаны направления, содержание и приемы работы по профилактике и коррекции данного нарушения у детей с тяжелыми нарушениями речи и детей с задержкой психического развития.
Пособие адресовано студентам педагогических ВУЗов, оно может быть полезно учителям‑логопедам, учителям‑дефектологам, воспитателям, учителям начальной школы, педагогам‑психологам, слушателям курсов повышения квалификации, заботливым и внимательным родителям.
МЕТОДИКА КОМПЛЕКСНОГО ИЗУЧЕНИЯ ОБЩЕФУНКЦИОНАЛЬНЫХ МЕХАНИЗМОВ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТРУКТУРЕ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА СЧЕТА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Авторы: Л.Б. Баряева, С.Ю. Кондратьева
#Аутизм #РАС #Autism #ASD #Нарушения_речи #ЗПР #Умственная_отсталость #Развивающие_занятия #Воспитание #Обучение #Дискалькулия #Autosanimus
Источник
Стр. 1
***
Все вышеизложенное свидетельствует: проблему умственного развития детей невозможно рассматривать в отрыве от процесса социализации, особенно если речь идет о детях, испытывающих значительные трудности в проникновении в смыслы человеческих отношений и моделировании их в ролевой игре, в овладении способами передачи своих впечатлений в рисунке и речи.
Но на практике наметился определенный отрыв умственного воспитания от социализации дошкольников, что выражается прежде всего в специализации занятий по различным направлениям воспитательно-образовательной работы; в недостаточной связи между разделами программы; в преувеличении роли операционально-технической стороны деятельности (особенно в младшем и среднем дошкольном возрасте) и в сведении обучения к формированию навыка выполнения. Педагоги также не всегда заботятся об обеспечении социального содержания деятельности детей, не учитывают того, что в центре восприятия ребенка находится человек в сфере межличностных отношений.
Это хорошо видно на примере обучения рисованию. Удельный вес сюжетного рисования чрезвычайно мал по сравнению с предметным, причем дети в высшей степени зависимы от предлагаемых педагогом способов выполнения изображений и их тематики, которая лишь в отдельных случаях имеет социальную направленность.
Рисунки даже у здоровых детей нередко являются “графическим перечислением”, а не “графическим рассказом” (Л. С. Выготский). В них много стереотипных изображений, преобладает линейная композиция и пр. Дети проявляют недостаточную самостоятельность, смелость и инициативу при построении замыслов и способов их реализации. Но если нормально развивающиеся дети в старшем дошкольном возрасте оказываются способны “вырваться за пределы предлагаемой на занятиях программы” (Н. П. Сакулина), то для отстающих от сверстников овладение определенным набором графических штампов оказывается своеобразным “потолком”; они почти не овладевают графическим преобразованием окружающего мира.
То же наблюдается и на занятиях по развитию речи. Основное внимание, особенно в старших группах, обычно уделяется рассказыванию. При этом используются вопросно-ответная и описательная, монологическая формы речи. Моделирование же ситуаций общения (в основе которых лежит овладение диалогической речью как генетически более ранней, а поэтому и более доступной) используется недостаточно. Из-за этого у детей возникают трудности в использовании речи при общении.
Не составляет исключения и игра. Неумение учитывать позицию партнера по игре; обедненность содержания роли из-за слабости вычленения и осознания социальных отношений; недостаточное выделение и осознание правила роли и трудности в подчинении собственного поведения этому правилу; редко наблюдаемый феномен “заигрывания”; подавление социального плана игры предметным — все это говорит о несформированности целостного механизма игры и о том, что она в ряде случаев так и не приобретает статуса ведущей деятельности.
Особые трудности отстающие от сверстников дети испытывают в овладении ролевым поведением, в котором формируется личностное, позиционное замещение (Я-позиция меняется на позицию Я—другой), в результате чего ребенок специально строит собственное поведение, произвольно управляя им. Именно в содержании роли наиболее ярко проявляется уровень социализации ребенка.
Источник
Известные деятели в области психологии и педагогики, описание научно-исследовательской и психолого-педагогической деятельности специалистов, основные труды ученых, библиографии, фрагменты работ, статьи
| Полное имя: Гаврилушкина Ольга Петровна Ученая степень: кандидат педагогических наук |
Профессор кафедры “Дошкольной педагогики и психологии факультета “Психология образования” МГППУ, заведующая лабораторией “Психология аномального развития” МГППУ.
Гаврилушкина О.П. окончила отделение логопедии дефектологического факультета МГПИ им. В.И. Ленина в 1963 г. Кандидат педагогических наук (1976 г.).
В течение 10 лет работала с детьми С ДЦП, с интеллектуальной недостаточностью. По окончании аспирантуры работала в НИИ дефектологии АПН СССР, где занималась изучением вопросов воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии.
В 1991 г. начала заниматься преподавательской деятельностью на кафедре специальной психологии и педагогики (дошкольной) МПГУ. С 2000 г. – профессор кафедры дошкольной педагогики и психологии МГППУ, зав. лабораторией психологии аномального развития.
Под руководством О.П. Гаврилушкиной подготовлены и защищены 10 кандидатских диссертаций.
Область научных интересов:
детская психология, специальная психология, коррекционная педагогика, семиотическое развитие в дошкольном возрасте.
Учебные курсы: психология аномального развития, основы специальной педагогики и психологии.
Опубликовано более 90 научных работ.
Материалы публичных лекций Гаврилушкиной О.П. в рамках Научного лектория МГППУ по проблемам современной психологии:
Проблемы социального взаимодействия современных дошкольников с нормальным и нарушенным развитием / 6 апреля 2011 г., Россия, Москва
Публикации
КНИГИ:
- Воспитание и обучение умственно отсталых детей дошкольного возраста. Программа. М.: Просвещение , 1991
- Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников М.: Просвещение , 1985. – 72 с
- Дошкольное воспитание аномальных детей М.: Просвещение , 1993. – 224 с./Под ред. Л.П. Носковой
- Обучение конструированию в дошкольных учреждениях для умственно отсталых детей М.: Просвещение , 1991, 95с.
- Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью СПб.: СОЮЗ , 2001г. – 320 с. — (Коррекционная педагогика).
- Ребенок отстает в развитии? Семейная школа М.: Дрофа-Плюс , 2010. — 207, [1] с. — (Дошкольник. Коррекция)
СТАТЬИ:
- Работа по развитию коммуникативного поведения дошкольников в условиях детского сада журнал «Ребенок в детском саду». 2003, №2
- Развитие знаковосимволической деятельности у дошкольников со сниженным интеллектом в процессе обучения Научные труды МПГУ, Серия «Психолого-педагогические науки». Прометей, 1999г.
- Социализация и развитие знаково-символической деятельности у дошкольников,отстающих в развитии Сб. докладов Межреспубликанской научно-практической конференции«Ранняя социализация детей дошкольного возраста с особенностями психофизического развития». Минск, с.24-32
Источник
Вы находитесь на новой версии портала Национальной Электронной Библиотеки. Если вы хотите воспользоваться старой версией,
перейдите по ссылке .
Ребенок отстает в развитии? семейная школа учебно-методическое пособие
Доступна только бумажная версия документа
207 с.
Количество страниц
О произведении
ББК
Ч491,6(2)08,0, Ч491.08я7, Р731.1я7
Библиотека
Российская национальная библиотека (РНБ)
Еще
Ближайшая библиотека с бумажным экземпляром издания
Пожалуйста, авторизуйтесь
Вы можете добавить книгу в избранное после того, как авторизуетесь на портале.
Если у вас еще нет учетной записи, то зарегистрируйтесь.
Вы запросили доступ к охраняемому произведению.
Это издание охраняется авторским правом. Доступ к нему может быть предоставлен в помещении библиотек — участников НЭБ, имеющих электронный читальный зал НЭБ (ЭЧЗ).
В связи с тем что сейчас посещение читальных залов библиотек ограничено, документ доступен онлайн. Для чтения необходима авторизация через «Госуслуги».
Для получения доступа нажмите кнопку «Читать (ЕСИА)».
Если вы являетесь правообладателем этого документа, сообщите нам об этом.
Заполните форму.
Источник
Психология
и социология/ 5.
Психолого-воспитательные проблемы развития
личности в современных условиях.
К.п.н. Гаврилушкина О.П.
Московский городской психолого-педагогический
университет
Проблема создания интегративного сообщества
в инклюзивной группе детского сада
Инклюзивное (включающее) образование в настоящее
время получает в нашей стране широкое распространение. Этот процесс сопряжен с
целым рядом проблем, одной из которых является создание детского сообщества в
инклюзивном пространстве. Решается эта проблема в большинстве случаев стихийно,
зависит от так называемого «человеческого фактора», то есть от степени принятия
взрослыми (сотрудниками ДОУ и родителями здоровых детей) самой идеи инклюзии,
готовности специалистов ДОУ к работе с детьми, имеющими ограниченные
возможности здоровья. При этом имеет значение даже вид и степень нарушения в
развитии у ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Часто воспитатели, а
ведь главным образом на их плечи ложится забота о положительном эмоциональном
микроклимате в группе, оказываются в очень трудном положении именно потому, что
не знают особенностей развития особых детей, не умеют грамотно им помочь,
включить в коллектив здоровых сверстников. И хотя отношение к этим детям в
последние годы в обществе существенно изменилось, в конкретных группах проблемы
не утратили своей остроты и требуют самого серьезного отношения.
Ситуация развития всех детей в последние годы, к
сожалению, изменилась далеко не в
лучшую сторону. Когда существовали дворовые сообщества, почти в каждой семье
были братья и сестры, ребенок уже в ранние годы жизни приобретал опыт
межличностного взаимодействия, а переход из детского сада в школу был
естественным и не являлся психотравмирующим, не сопровождался сложным и
длительным периодом адаптации к новым условиям.
Ситуация, в которой находится современный ребенок,
совершенно иная. Исследования показывают, что она оказывается дефицитарной с
точки зрения условий развития ребенка как человека общественного. Особенно
незащищенными оказываются дети в ранние периоды жизни. Из
жизни современного дошкольника фактически вытеснены детские совместные ролевые
игры, в процессе которых происходило овладение коммуникативными и
коммуникативно-речевыми умениями. Дефицит
общения обусловливает изолированность
ребенка от сверстников, доминирование собственных интересов, неумение учитывать
линию поведения сверстника как игрового или делового партнера. Так, в процессе
совместных игр у детей зачастую наблюдаются игнорирование, подавление программы
и невнимание к действиям другого,
разрешение коммуникативно-деятельностных проблем силовым способом, слабая способность к взаимодействию на паритетных
началах, повышение агрессивности. Очень
часто обнаруживается несостоятельность играющих в нахождении конструктивных выходов из конфликтов, что снижает уровень
их эмоционального благополучия и психологической безопасности. При поступлении
в школу эти дети не имеют достаточного опыта взаимодействия на кооперативной
почве. Отсюда и негативные поведенческие особенности и различные формы
дезадаптации.[1,2]
Но ведь именно дошкольное детство является, по
словам А.Н.Леонтьева, возрастом
«очеловечивания» ребенка, то есть периодом фактического складывания личности,
постижения смыслов человеческих отношений и вхождения в детское сообщество, овладения
социальными (культурными) формами поведения. А личность, как известно,
проявляется в поведении человека.
Что же касается детей с ограниченными
возможностями здоровья (ОВЗ), то ситуация изолированности от сверстников в
раннем и дошкольном возрасте для них довольно типична. Поэтому включение в мир
сверстников, в детский социум – это их шаг в динамическом процессе социализации.
Однако совершенно очевидно, что территориальное перемещение ребенка с ОВЗ в
общую группу ничего общего с подлинной инклюзией не имеет. Инклюзия начинается
только на уровне социальных отношений между здоровыми детьми и их сверстниками
с ОВЗ на положительной эмоциональной основе.
Поэтому перед всеми педагогами, психологами,
дефектологами стоит очень важная задача создания психолого-педагогических
условий для социально-личностного развития каждого ребенка и образования
интегративного детского сообщества. Так как основанием для детского сообщества являются
общие интересы (деловые, игровые, познавательные, личностные), становится
очевидным, что центральной задачей
психолого-педагогической работы в группах инклюзивного и интегрированного
обучения должно стать развитие взаимодействия, овладение детьми средствами коммуникации
и кооперации.
Другими словами, образовательная среда в
инклюзивной группе должна быть структурирована таким образом, чтобы ребенок не
только принял и понял окружающий мир, но обладал необходимыми жизненными
навыками для адаптации в детском социуме, несмотря на имеющиеся у него
проблемы.
Одним из
важных требований к структурированию образовательной среды является соблюдение
баланса между социализацией и индивидуализацией. От этого в значительной степени зависит качество
образования, а инклюзивного и специального – в особенности. По своей природе
эти процессы различны и даже противоположны друг другу. Социализация отражает
интегративные процессы культурного становления ребенка: включение в социум, в мир человеческих
отношений; ориентировку в природе, предметах, созданных руками человека, явлениях общественной жизни и деятельности; овладение социальными формами поведения и
т.д. Индивидуализация же, напротив, заключается в обеспечении индивидуального
развития ребенка на основе дифференцированного подхода, требующего строгого
учета индивидуальных способностей, интересов и возможностей здоровья каждого
ребенка. Однако в образовательном процессе социализация и индивидуализация
неизбежно выступают в неразрывном единстве, что позволяет социализировать детей,
сохранив их индивидуальность.
Известно, что формирование интегративного
пространства в инклюзивной группе зарождается в процессе взаимодействия в ходе
совместных игр с песком, водой, глиной, конструктивными материалами и пр. Это
привлекает внимание ребенка к сверстнику, делает его объектом общения и
деятельности. При этом формируются, что чрезвычайно значимо, направленность на
сверстника и чувствительность к нему. Поэтому так необходимо проводить систематическую
работу по формированию способов предметно-практического и социального
взаимодействия у всех детей в группе, (как с ограниченными возможностями
здоровья, так и ограничений не имеющих), с целью возникновения положительных
межличностных отношений. Основные пути создания детских интегративных сообществ
заключаются, прежде всего, в организации совместных видов
предметно-практической деятельности и общения на этой основе. Осуществляется
это в общем образовательном процессе на групповых развивающих и
коррекционно-развивающих мероприятиях, индивидуальных коррекционных занятиях,
но, главное, вне коррекционно-развивающей работы и в досуговой деятельности.
Но для того, чтобы проводить работу по
формированию интегративного сообщества в инклюзивной группе, необходимо, прежде
всего, иметь представление, во-первых, о состоянии отношений детей внутри
группы, во-вторых, об особенностях
социально-личностного развития каждого ребенка. Поэтому в начале работы проводится
социометрическое обследование внутригрупповых отношений и выявляется специфика
поведения каждого ребенка в коммуникативно-деятельностных ситуациях. Это дает
возможность судить о степени сформированности у ребенка необходимых качеств
совместной деятельности, а именно: понимания общности цели, наличия
предварительного планирования и распределения действий, степени
чувствительности к партнеру, коммуникативной и регулирующей функций диалогов, использования
коммуникативных средств, динамичности позиции каждого из участников диады в
коммуникативно-деятельностной ситуации и т.д.
Экспериментальные исследования и передовой
педагогический опыт показывают, что обучение
способами социального взаимодействия посредством различных форм
совместной деятельности представляется продуктивным и перспективным как в
системе общего дошкольного и специального образования. Это окажется особенно
эффективным в условиях инклюзивного и интегрированного обучения.
Литература
1. Гаврилушкина О.П. Ребенок отстает в развитии? Семейная школа.- М.,
2010.
2.
Гаврилушкина О.П.Социальная
компетентность нормально развивающихся детей и их сверстников с ограниченными
возможностями здоровья в современной социокультурной среде //Бюллетень УМО.
2012, №3.
3.
Гаврилушкина О.П. Социальное
взаимодействие современных дошкольников и проблема инклюзивного и
интегрированного обучения //Материалы
городской межвузовской научно-практической конференции “Равные возможности
– новые перспективы”. М., МГПУ, 2010.
4. Заречная А.А Особенности
совместной деятельности детей старшего дошкольного возраста с нормальным и
задержанным психофизическим развитием //ж.Психологическая наука и образование.
2009, №5
5.
Заречная
А.А. Анализ конфликтов в группе детей старшего дошкольного возраста с
задержкой психического развития в совместной деятельности. //Психологическая наука
и образование. Спецвыпуск «Молодые ученые – московскому образованию», М.: 2009
6.
Коломинский Я.Л. Психология
взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности): Учеб.пособие.
– Минск: ТЕТРАСИСТЕМС, 2000-432с.
7.
Лисина М.И. Общение, личность и
психика ребенка. – М.: Моск. Психол.-соц. ин-т; Воронеж: НПО «МОДЕК», 2001.
8.
Маврина И.В. Организация
взаимодействия детей 3-5 лет на развивающих занятиях.//Автореф.дис.
…канд.пед.н.~М.,2000.
9.
Рубцов
В. В. Совместная деятельность как проблема
генетической психологии // Психологический журнал. 1989. Т. 10. № 3.
10.
Смирнова Е.О.,
Холмогорова В.М.
Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция. – М.,
2003.
Источник