Гатанов творческое развитие ребенка

Гатанов творческое развитие ребенка thumbnail

МОБУ «Сясьстройская средняя общеобразовательная школа №1»

Сидорова Светлана Олеговна        

Педагог-психолог

Методическая разработка урока из курса «Развитие творческого мышления»  

по методике  Ю.Б.Гатанова

Цель курса: развитие творческих мыслительных способностей обучающихся, преодоление стереотипности и шаблонности мышления.

Урок состоит из заданий, предназначенных как для развития общих свойств творческого мышления (беглости, гибкости, оригинальности, способности к детальной разработке), так и для развития отдельных творческих (дивергентных) мыслительных способностей.

Условия проведения занятия:

Оптимальный состав группы – 10-15 человек, возраст  учащихся 9-14 лет, относительно однородных по своим способностям.

Темп работы определяется индивидуальными особенностями участников группы;

временная протяженность  занятия составляет  1 академический час.

Организация деятельности детей и взрослого происходит в условиях класса.

Для занятия  понадобятся: школьная доска, цветные мелки, доска для демонстрации работ, альбом заданий,  разработанный автором методики на каждого обучающегося.

Дети для работы на занятии приносят с собой альбомы, включающие стимульный материал для всех заданий, цветные карандаши, фломастеры, ручки.

Схема проведения занятия: 

1.Разминка ,в ходе которой обучающиеся должны понять как лучше выполнить задание и на что при этом следует обращать внимание.

2.Основное задание, направленное на развитие определенных творческих способностей.

3.Дополнительное задание, содержащее задание для обучаемых, которым понравился вид творческой деятельности, предложенный в основном задании.

Занятие строятся в форме игры, соревнования, кооперативно-творческой деятельности.

 Атмосфера творчества и психологической безопасности достигается с использованием методов проведения занятия:

  • ритуалы начала и окончания занятия;
  • психогимнастические и психотехнические упражнения;
  • совместная работа в микрогруппах;
  • эмоционально окрашенный рассказ педагога;
  • беседа;
  • рисование и другие виды изобразительного творчества.

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ И СТРАТЕГИИ ДЛЯ РАБОТЫ ПО ДАННОМУ КУРСУ

1. «Мозговой штурм» и принцип «беглости» 

Перед учащимися ставится проблема, которая имеет множество решений.

 Отбор оригинальной идеи осуществляется за счет стимулированных вопросов:

  • об альтернативном применении объекта,
  • об изменении объекта,
  • об уменьшении объекта,
  • о замещении объекта,
  • о перемещении объекта,
  • о перевертывании объекта,
  • о комбинировании, объединении объектов.

2.Принципы мягкого соревнования 

Для проведения соревнований следует соблюдать следующие правила:

а) организовывать групповые соревнования чаще, чем индивидуальные;

б) соревновательная деятельность не должна быть связана с материальными вознаграждениями, оценками т.п.;

в) составы команд должны постоянно меняться, чтобы все дети в группе имели возможность побывать в числе победителей.

3.Сотрудничество и кооперация

Обучающиеся могут работать над упражнениями как самостоятельно, так и в паре с кем-либо или группой. Групповая деятельность представляет благоприятную возможность для:

а) обучения сотрудничеству и пониманию, что «один ум хорошо, а два- лучше»;

б) развития лидерских способностей;

в) достижения успеха менее творческими детьми в результате сотрудничества в более творческими обучающимися.

4.Принцип безоценочной деятельности.

 Обсуждение результатов деятельности и ее оценка откладываются до того момента, пока обучающийся сам не увидит другие возможные идеи или способы решения рассматриваемой проблемы. Основная цель принципа безоценочной деятельности – это освобождение обучающихся от страха делать ошибки.

5. Принцип подкрепления  желательных типов поведения.

Учитель своим поведением и своими действиями всегда создает определенные ограничения в поведении обучающихся.  Участие в творческих играх взрослого, его творческое поведение будет высоко оценено детьми  и они  начнут высказывать свои собственные творческие идеи, мысли,  создавать свою творческую продукцию.

Для получения сведений  о результативности занятий курса  используются следующие методики:

1) диагностика воображения по методике «Дорисовывание фигур» (автор О.М. Дьяченко);

2) тест креативности  Торранса, фигурная форма; 

3) Л.А.Ясюкова методическое руководство «Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах», СПб 2001г.;

4) Л.А.Ясюкова методическое руководство «Прогноз и профилактика проблем обучения, социализация и профессиональное самоопределение старшеклассников», СПб 2005г.(комплекс предназначен для работы с учащимися 7-11 классов).

Урок из курса «Развитие творческого мышления»  по методике  Ю.Б.Гатанова

Тема: «Треугольный робот».

Тип задания – образные системы.

Цели:

-развитие невербальной гибкости и разработанности;

-развитие умения создавать целое на основе имеющихся элементов;

-развитие умения устанавливать связи между образной и вербальной информацией;

-воспитывать чувства коллективизма, взаимовыручки, дружбы;

Регулятивные УУД

  • сохранить учебную цель, заданную учителем, в ходе выполнения учебной задачи;
  • определять наиболее эффективные способы достижения результата в соответствии с поставленной задачей и условиями ее решения;
  • оценивать учебные действия, применяя различные критерии оценки;
  • осознавать способы действий, приведших к успеху или неуспеху.

Познавательные УУД

  • осуществлять логическое действие сравнение по заданным, самостоятельно выбранным критериям;
  • установить аналогии;
  • владеть поисковыми и творческими способами решения учебных и практических проблем.

Коммуникативные УУД

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
  •  задавать партнерам вопросы, необходимые для совместного решения задачи;
  • слушать;
  • ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • учитывать позиции других людей;
  • обосновывать собственную позицию;
  • координировать в ходе сотрудничества разные точки зрения;
  • строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что – нет;
  • договариваться и приходить к общему решению, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Личностные УУД

-формирование:

  • положительной адекватной самооценки;
  • эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживание им;
  • умения видеть свои достоинства и недостатки;

-мотивация

            на дальнейшее самопознание и саморазвитие

Ход урока

1.Организационный момент.

Учащиеся выстраиваются в четыре колонки у своих парт.

2.Игра «Приветствие с колокольчиком» (подготовить четыре колокольчика).

Цель: настраивание детей на доброжелательный лад, на участие в запланированных мероприятиях.

-Сейчас мы будем здороваться, но не со всеми сразу, а по очереди. Те, с кем  поздоровались, должен будет позвонить в колокольчик и передать его следующему игроку, назвав его по имени: «Здравствуй, Даня, мой дружок!». (Предоставить возможность обучающимся осознать свое эмоциональное состояние. Каждый, кто поприветствовал следующего участника игры,  занимает свое рабочее место. Последние

Читайте также:  Индивидуальный маршрут развития ребенка с зпр 3 года образец

в колонках  приветствуют учителя и возвращают ему колокольчики).

Мы продолжаем учиться новому типу мышления, который называется творческим мышлением. Когда мы будем решать какую-нибудь проблему или выполнять какое-нибудь задание, то с помощью этого мышления мы сможем предложить много решений этой проблемы или много способов выполнения этого задания.

Существуют задачи и вопросы, имеющие только один-единственный правильный ответ, но есть и такие, которые имеют сотни возможных ответов, каждый из которых будет правильным.

В нашей жизни часто возникают проблемы, которые имеют множество решений.

Я надеюсь, вам будет интересно поработать с одной из них. Мы будем использовать свое воображение, чтобы научиться придумывать необычные и умные идеи.

2. Основной этап.

Нарисовать на доске равнобедренный треугольник и прямоугольник.

Разминка. 

-Можете ли Вы что-либо нарисовать, используя только эти две фигуры? (Обучаемые предлагают варианты: гриб, ложка, стол, качели, флаг, парусник и т.д)

– Мы для изображения использовали только две фигуры, а если увеличим их количество, они могут быть под разным углом, могут быть уменьшены или увеличены в размерах?

-Кто попробует изобразить что-либо на доске мелками? Придумаем названия к рисункам? (Выбирается оригинальное название. У доски могут работать несколько человек).

Основное задание.  Разделимся на команды (или в пары). Работа в командах. Раздать листы с основным заданием. Прочесть инструкцию, ответить на вопросы обучаемых.

-Я немного усложню задание, рисунок выполняете в паре. Договоритесь между собой, что Вы будете проектировать на листе. В рисунке используйте всю палитру оттенков.

(Обучаемые рисуют на предложенном листе, придумывают несколько названий).

Обсуждение результатов.

 Когда обучаемые закончат выполнять задание, предложить им еще раз посмотреть на свои рисунки и отметить галочкой  работы, которые им кажутся наиболее удачными. Также выбрать наилучшие работы, с их точки зрения, с оригинальными названиями.

Дополнительное задание. (если есть время). Предложить ребятам на листе ватмана сделать мозаичное изображение какого-либо предмета, используя геометрические фигуры, вырезанные из цветной бумаги и клея. Еще один из вариантов: придумайте сюжет,  в котором эти фигуры связаны по смыслу. Можно проработать с объемным материалом (катушки, спичечные коробки и другие подходящие предметы), изготовить фигурки людей, роботов, животных и т.д.

Домашнее задание: предложить выполнить проектное задание в виде презентации, с использованием компьютерной графики.

3. Заключительный этап.

1)Упражнение «Похлопаем в ладоши»

Цель: сплочение, установление доверительных, дружеских контактов между обучаемыми.

Ведущий предлагает хлопнуть в ладоши тем, кто:

-научился задавать партнерам вопросы, необходимые для совместного решения;

-научился слушать  и учитывать позицию своего одноклассника;

-научился договариваться и приходить к общему решению;

-доволен выполнением своей работы и партнера;

-доволен  выбором лучшей работы из класса;

2)Упражнение «Встаньте все те, кто…»

Цель: развитие внимания, наблюдательности

(можно использовать  для организованного построения  детей в круг по подгруппам).

-встаньте в круг те, у кого больше всего в рисунке треугольников;

-те, у кого больше всего в рисунке прямоугольников;

-те, кто работал с наслаждением и хорошим настроением! (и т.д.)

3)Прощание

Звенит колокольчик.

-А теперь встанем в круг, возьмемся за руки и скажем: «Я СЕГОДНЯ ВОТ ТАКОЙ!»

-Молодцы! Урок закончен.

Список литературы:

  1. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей /Д.Б.Богоявленская. – М.: Издательский центр Академия, 2002. – 320 с.
  1. Гатанов Ю.Б. Курс развития творческого мышления (по методу Дж.Гилфорда и Дж.Рензулли). Для детей 9-14 лет. Методическое руководство. – СПб, ГП «ИМАТОН», 1997 – 60 с., иллюстр.
  1. 3.Е.Лютова-Робертс,Г.Монина Игры-приветствия для хорошего настроения.- СПб, ООО Издательство «Речь»,2011
  1. Н.В.Плотникова «Игры для сплочения детского коллектива»,составление 2012г.,СПб,ООО Издательства «Речь»,2012г.
  1. Радостный набор. 24 развивающие игры для детей и их родителей. Рис. Т.Феоктистовой. – СПб.: Речь, 2009. – 16 с., карточки.
  1. Рождественская, Н.В. Креативность: пути развития /Н.В.Рождественская – СПб.: Питер, 2006. – 178 с.
  1. Туник, Е.Е. Диагностика творческого мышления /Е.Е.Туник – М.: Парус, 2006. – 352 с.
  1. Щербо, Н.П. Исследование творческой одарённости с помощью тестов П.Торренса у младших школьников /Н.П. Щербо// Вопросы психологии. – 1991. – № 1.
  1. Л.А.Ясюкова Методическое руководство «Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах», СПб : ГМНПП «ИМАТОН» ,2001-192с.;
  1.  Л.А. Ясюкова Методическое руководство «Прогноз и профилактика проблем обучения, социализация и профессиональное самоопределение старшеклассников», ЧастьI, СПб : ООО«ИМАТОН», 2005-256с.

Источник

Аннотация:

Положите товар себе в корзину, оформите заказ. ÐÐ¾ не оплачивайте его. Наш менеджер свяжется с Вами и уточнит наличие данного товара и сроки доставки. 

Если товары ИМАТОН участвуют в акции, скидки по программе лояльности на них не распространяются (во время акций мы предоставляем минимальную возможную цену).

Программа развивающих занятий для детей (7 – 10 лет)

Этот курс â€” единственная в Ð Ð¾ÑÑÐ¸Ð¸ программа целенаправленного комплексного развития творческого мышления. Курс базируется на ÑÐ°Ð¼Ð¾Ð¹ полной и Ð¿Ð¾Ð¿ÑƒÐ»ÑÑ€Ð½Ð¾Ð¹ на ÑÐµÐ³Ð¾Ð´Ð½ÑÑˆÐ½Ð¸Ð¹ день модели интеллекта Дж. Гилфорда. Курс развития творческого мышления является результатом трёхлетней адаптации Ю.Б. Гатановым развивающих программ Дж.Рензулли в Ñ€Ð¾ÑÑÐ¸Ð¹ÑÐºÐ¸Ñ… школах. Автор американских программ развития Дж. Рензулли успешно реализовал трехфакторную модель интеллектуальной одаренности: интеллектуальные способности выше среднего уровня; креативность; мотивационная включенность.

Категория методики: Развивающая программа
Возрастной диапазон: С 7 до 10 лет
Время тестирования: 40 минут
Форма проведения: Групповая, индивидуальная
Направление: профориентация

Цель курса â€” системное развитие творческого мышления как основы будущего профессионального успеха и Ð»Ð¸Ñ‡Ð½Ð¾Ð³Ð¾ благополучия детей. Курс состоит из 4 Ð½ÐµÐ·Ð°Ð²Ð¸ÑÐ¸Ð¼Ñ‹Ñ… выпусков, рассчитанных на Ð´ÐµÑ‚ей разного возраста. Можно начинать проводить развивающие занятия как с Ð¿ÑÑ‚илетками, так и Ñ 14-летними Ð¿Ð¾Ð´Ñ€Ð¾ÑÑ‚ками и Ð·Ð°Ð½Ð¸Ð¼Ð°Ñ‚ься год, два, три или четыре.

Читайте также:  Конфликт и социальная ситуация развития ребенка

Наиболее эффективна работа со Ð²ÑÐµÐ¼Ð¸ четырьмя выпусками Курса последовательно. Каждый выпуск Курса содержит 36 ÑƒÑ€Ð¾ÐºÐ¾Ð² â€” по Ð¾Ð´Ð½Ð¾Ð¼Ñƒ уроку в Ð½ÐµÐ´ÐµÐ»ÑŽ на Ð²ÐµÑÑŒ учебный год. При этом количество занятий может быть увеличено за ÑÑ‡ÐµÑ‚ дополнительных заданий, предлагаемых в Ð¾Ð¿Ð¸ÑÐ°Ð½Ð¸Ð¸ каждого урока. Можно заниматься с Ð±Ð¾Ð»ÑŒÑˆÐ¾Ð¹ группой, например, с Ñ†ÐµÐ»Ñ‹Ð¼ классом или группой детского сада, с Ð´Ð²ÑƒÐ¼Ñ-тремя детьми или индивидуально.

Курс может стать базовым для любого центра развития детского творчества. Занятия проводятся в ÑƒÐ²Ð»ÐµÐºÐ°Ñ‚ельной форме, позволяющей быстро установить контакт с Ð´ÐµÑ‚ьми, создать свободную непринужденную обстановку для развития детей.

Назначение методики

Упражнения Курса предназначены для развития следующих творческих мыслительных способностей:

  • беглость,
  • гибкость,
  • оригинальность,
  • способность к Ð´ÐµÑ‚альной разработке.

Курс развития творческого мышления может использоваться при проведении учебных занятий психологами, учителями школ и Ð³Ð¸Ð¼Ð½Ð°Ð·Ð¸Ð¹, воспитателями и Ð¼ÐµÑ‚одистами дошкольных учреждений

Комплектация методики

  • Методическое руководство
  • Альбом заданий ученика

Источник

В условиях решения нашим обществом
таких стратегических задач как модернизация и
инновационное развитие важнейшими качествами
личности становятся инициативность, способность
творчески мыслить и находить нестандартные
решения. Все эти навыки формируются с детства.
Именно, система образования является критически
важным элементом в этом процессе. Система
образования в своем комплексе (дошкольное,
начальное, общее и дополнительное образование)
способна решить главные задачи – раскрытие
способностей ребёнка и подростка, воспитание
творческой личности, готовой к жизни в
высокотехнологичном, изменяющемся мире, умело
реагирующей на разные жизненные ситуации.

Среда, созданная в образовательном
учреждении, может способствовать или
препятствовать формированию креативной
личности. Развитие креативности обучающихся
рассматривается нами в процессе
психолого-педагогического сопровождения,
поскольку именно в нем может быть создан ресурс
для обогащения социальной среды, способствующей
проявлению и развитию творческих способностей
детей и подростков.

К сожалению, творческое мышление у
детей за годы школьного обучения чаще не
развивается, а регрессирует. Исследования,
проведенные психологами в начальной и средней
школе, показывают, что, чем младше ребенок, тем
выше его творческий потенциал. По мнению
Э. Торренса “спад в развитии креативности
можно снять в любом возрасте путем специального
обучения”. При целенаправленном развитии
творческого мышлении у детей, его показатели с
возрастом повышаются.

С помощью каких технологий и методик
можно развить в ребенке творческий потенциал?
Хорошо зарекомендовали себя развивающие курсы и
программы, дополняющие основную программу
обучения. Одной из таких программ является
методика Ю.Б. Гатанова “Курс развития
творческого мышления”. Прототипом курса
послужили развивающие программы Дж. Рензулли.
Курс развития творческого мышления является
результатом адаптации этих программ в
российских школах. Концептуальной основой
является модель структуры интеллекта
американского психолога Дж. Гилфорда.

Данный курс включает в себя специально
подобранные упражнения и задания для развития
творческих мыслительных способностей и
обеспечивает учащихся и педагогов теоретическим
и практическим материалом для преодоления
стереотипов и шаблонов мышления. Важно отметить,
что способности, умения и навыки, приобретенные
на этих занятиях, дети успешно переносят на
другие учебные предметы и в повседневную жизнь.

Цель курса – способствовать развитию
творческого дивергентного мышления у детей и
подростков посредством целенаправленного
обучения.

Задачи программы:

  • способствовать развитию творческих
    мыслительных способностей (беглости, гибкости,
    оригинальности мышления);
  • повысить мотивацию детей к самостоятельной
    исследовательской и творческой деятельности;
  • помочь в раскрытии и развитии творческого
    потенциала самих учителей.

Курс развития творческого мышления
Ю.Б. Гатанова широко распространился в
образовательных учреждениях нашей страны с
середины 90-х годов, благодаря высокой
проработанности программы, широкому возрастному
диапазону (проведение с детьми и подростками от 6
до 14 лет), возможностью приобретения полного
комплекта программы с сертификатом пользователя
(Госстандарт России, ИМАТОН).

Курс развития творческого мышления
Ю.Б. Гатанова реализовывался нами в МОУ
гимназии №13 Екатеринбурга в рамках
психолого-педагогического сопровождения с 1997 по
2004 год. Обучение по программе прошли более 200
учащихся начальных классов.

Результативность данной программы
отслеживалась как в ходе проведения занятий
(личностная динамика), так и при помощи теста
Е. Торренса. При анализе данных, полученных в
результате проведения теста Е. Торренса, мы
обнаружили определенные изменения по всем
показателям креативности. При анализе
показателей креативности (беглость,
оригинальность мышления) были сопоставлены
результаты экспериментальной и контрольной
групп. В соответствии с уровнем статистической
значимости (р ? 0,01 по критерию Стьюдента), мы
установили, что средний и высокий уровень
развития креативности в экспериментальной
группе больше, чем контрольной.

Анализ результатов исследования
показал, что, в процессе обучения по курсу
развития творческого мышления у обучающихся
происходит изменение оригинальности. Анализ
результатов исследования уровней креативности,
позволил выявить достоверные различия в
экспериментальной группе, увеличение числа
учащихся второго года обучения с высоким уровнем
за счет снижения со средним и низким уровнем. По
результатам диагностики в начале обучения по
курсу в экспериментальной группе обучающиеся,
имеющие высокий уровень развития креативности,
составляли 18%, средний уровень – 36%, низкий
уровень – 46%. В конце второго года обучения в
экспериментальной группе количество учащихся с
высоким уровнем креативности составил 64% от
общего количества, средний уровень составил 30%,
низкий уровень 6%. Исходя из данных показателей,
видно, что в конце второго года процент развития
креативности увеличился на 60% по сравнению с
началом обучения. Низкий уровень уменьшился на 40
%.

Результаты проведенного нами
исследования подтверждают, что при
целенаправленном развитии творческого мышлении
у детей, его показатели повышаются, несмотря на
то, что младший школьный возраст является
латентным с точки зрения развития креативности
(В.Н. Дружинин).

Старший подростковый возраст является
сензитивным периодом развития креативности,
оказывающим влияние на становление личности в
целом. Подростки стремятся к
самосовершенствованию, независимости, отказу от
стереотипов, однако недостаточно адекватные
суждения о происходящем заставляют подростка
подвергаться случайным влияниям. Психологами
указывается необходимость целенаправленного
формирования креативности в подростковом
возрасте, создание условий для ее развития.
Представители гуманистической психологии
(Н. Роджерс, А. Маслоу и др.) выделяют внешние
(обеспечение психологической безопасности,
отсутствие оценивания) и внутренние (открытость
личности новому опыту, внутреннее позитивное
оценивание творчества) условия. Е. Торренс и
Дж. Гилфорд предлагают в качестве условий:
обеспечение благоприятной атмосферы, воспитание
у ребенка осознания ценности творческих черт
своей личности, образец креативного поведения в
окружающей среде. В.Н. Дружинин считает, что
для формирования креативности необходимы
следующие условия: наличие позитивного образца
творческого поведения, социальное подкрепление
творческого поведения, отсутствие жесткой
регламентированности.

В МОУ ДОД Центре “Одаренность и
технологии” была создана отвечающая выше
названным требованиям творческая развивающая
среда (2003-2010 годы), которая способствовала
проведению целенаправленной работы по развитию
креативности у подростков в рамках проекта
“Поддержка интеллектуального и личностного
потенциала одаренных старшеклассников
Екатеринбурга”. Наибольшее значение в данном
проекте отводилось системе
психолого-педагогического сопровождения,
особенно, социально-психологическим тренингам
(креативности, коммуникативной гибкости,
уверенного поведения, лидерства, целеполагания и
самоопределения).

Важным этапом в формировании
творческой составляющей среды был тренинг
креативности (автор Е.И. Лебедева),
длительностью 36 часов, который ежегодно
проводился в августе во время летних каникул с
учащимися 10-х классов. С целью закрепления
полученных на тренинге навыков и опыта
десятиклассники в течение полугодия обучались
по программе развития креативности в рамках
психологического практикума, принимали участие
в проводимых совместно с психологами и
кураторами акциях и мероприятиях центра.
Итоговым мероприятием программы был Фестиваль
креативности, во время которого в течение недели
старшеклассники представляли результаты
собственных индивидуальных и групповых
творческих проектов.

Результаты сравнительного
исследования уровня креативности
старшеклассников (280 человек) до начала и в конце
обучения по программе следующие: у большинства
старшеклассников (88%) уровень креативности вырос,
только у 4% обучащихся, данный показатель
несколько снизился и у 8% – остался без изменений.
Стоит отметить, что разница варьируется от – 10 до
30 баллов. То есть, мы наблюдаем как некоторый
спад, так и очень значительный рост показателя
креативности после прохождения программы: очень
значительные изменения (в пределах от 21 до 30
баллов) в положительную сторону наблюдаются у 2%
старшеклассников; значительное (в пределах 10-20
баллов) повышение показателей – у 30%; изменения в
пределах 1-10 баллов в положительную сторону
наблюдаются у 56% старшеклассников.

Необходимо отметить, что количество
высоких показателей уровня креативности
учащихся 10-х классов до включения в проект и
участия в тренинге было небольшим. Таким образом,
подтверждается отмечаемый во многих
исследованиях факт спада естественной
творческой активности детей в школе и более
быстрое развитие “культурной” креативности
(результата познавательного и личностного
развития) в условиях стимуляции творческого
развития одаренных в интеллектуальном отношении
подростков.

Таким образом, нами на практике в
конкретных группах детей и подростков был
подтвержден тезис о том, что креативность
поддается целенаправленному развитию. По мнению
ряда исследователей особенно эффективно
воздействие на ее формирование в сензитивные
периоды: дошкольный и подростковый возраст
(В.Н. Дружинин, Е.Л. Солдатова и др.).

Имея опыт работы по развитию
творческих способностей у детей младшего и
старшего школьного возраста, и встретившись по
роду своей деятельности с дошкольниками,
возникла идея использовать возможности
сензитивного периода для развития креативности
у детей в детском саду.

Блок развитие креативности вошел
составным элементом в комплексную программу
познавательного развития детей старшего
дошкольного возраста “Путешествие в страну
Познанию”. В основу программы положены
методические рекомендации А.И. Савенкова по
развитию исследовательских навыков у
дошкольников, основные положения курса
междисциплинарного обучения “Одаренный
ребёнок” Н.Б. Шумаковой, материалы курса
развития творческого мышления для детей 6-8 лет
Ю.Б. Гатанова, собственные разработки и
материалы.

Апробация данной программе началась в
МБДОУ – детском саду №146 города Екатеринбурга в
2011 году. Занятия проводятся со старшими
дошкольниками в рамках
психолого-педагогического сопровождения детей.

В рамках X Международной
научно-практической конференции
“Педагогические системы развития творчества”
(Екатеринбург) был проведен мастер-класса на
тему: “Развитие креативности у дошкольников в
процессе психолого-педагогического
сопровождения в детском саду” (на примере
реализации программы “Путешествие в страну
Познанию” с детьми старшего дошкольного
возраста). Участники мастер-класса познакомились
с особенностями реализации программы
познавательного развития детей в ДОУ, опытом
работы педагога-психолога по развитию
креативности у старших дошкольников, а также с
практическими упражнениями и приемами развития
креативности.

Список литературы:

  1. Гатанов Ю.Б. Курс развития творческого мышления
    (по методу Дж. Гилфорда и Дж. Рензулли). Для детей
    6-8 лет. Методическое руководство – СПб.: ГП
    “ИМАТОН”, 1997. – 60с.
  2. Дружинин В. Н. Психология общих способностей –
    СПб.: Питер, 2002. – 368с. 
  3. Национальная образовательная инициатива
    “Наша новая школа” Приказ Президента РФ от 04
    февраля 2010 г. Пр-271
  4. Одаренный ребенок: особенности обучения:
    пособие для учителя/ под ред. Н.Б. Шумаковой. М.:
    Просвещение, 2006. – 239с.
  5. Савенков А.И. “Детская одаренность и школьное
    обучение”: школьные технологии №2, 1999.
  6. Стратегия жизни в современных условиях: Учебное
    пособие для 10-11 классов средней школы / Под
    редакцией И.П. Михайлова. – СПб.: Издательство
    “Союз”, 2004. – 528с.
  7. Юркевич В.С. О “наивной” и “культурной”
    креативности // Основные современные концепции
    творчества и одарённости / Под ред. Д. Б.
    Богоявленской. М., 1997.

Источник