Гармоничность развития ребенка сигма

Гармоничность развития ребенка сигма thumbnail

При индивидуальной оценке физического развитиядетей и подростков до недавнего времени был широко распространен метод определения сигмальных отклоненийосновных показателей физического развития от взвешенных средних арифметических данной возрастно-половой группы с последующим графическим изображением профиля физического развития.

Этот метод известен под названием метода Мартина.Впервые он был применен в 1925 году.

Сущность метода заключается в том, что показатели физического развития индивидуума (рост, масса тела, окружность грудной клетки и др.) сравнивают со средними арифметическими взвешенными этих признаков (М) для соответствующей возрастно-половой группы, взятыми из таблицы стандартов.

В настоящее время метод сигмальных отклонений с графическим изображением профиля физического развития практически не используется. Однако знать его необходимо с точки зрения овладения более современными методами оценки физического развития детей и подростков.

Метод предполагает графическое изображение основных показателей физического развития (длины и массы тела и окружности грудной клетки) после предварительного сравнения их со стандартными.

Физическое развитие оценивают в определенном порядке.

1. Каждый из индивидуальных признаков сравнивают со средней арифметической этого признака для данного возраста и находят фактическое отклонение от нее (со знаком «+», если существует превышение по сравнению со стандартным значением, либо со знаком «-» в случае недостаточного развития признака).

2. Путем деления фактического отклонения на величину сред­него квадратического отклонения (σ), находят сигмальное отклонение, которое показывает, на сколько сигм в большую или меньшую сторону отклоняются показатели исследуемого ребенка от средних показателей, свойственных данному возрасту и полу.

3. Для построения профиля физического развития на равном расстоянии друг от друга проводят горизонтальные линии по числу оцениваемых признаков (рис. 4). Вертикальная линия в центре соответствует средним величинам (М) для возрастно-половой группы, к которой относится ребенок. По обе стороны от нее проводят вертикальные линии, обозначающие величины средних квадратических отклонений с положительными значениями вправо (+1σ; +2σ, +3 σ) и отрицательными влево (-1 σ; -2 σ; -З σ).

-3 σ -2σ -1σ М +1σ +2σ +3σ

Рост стоя
Масса тела
ОГК

Рис 4. Графическое изображение профиля физического развития

Величины сигмальных отклонений отмечают точками на соответствующей признаку горизонтальной линии. Все точки соединяют прямыми. Полученный график (профиль физического развития) позволяет сделать заключение о физическом развитии ребенка, величине отклонений от средних показателей и о пропорциональности телосложения. Отклонение индивидуальных показателей от средних стандартных величин в пределах M ±1σ указывает на среднее физическое развитие данного индивидуума.

Вывод: При развитии ниже среднего показатели находятся в пределах от -1σ до -2σ, при низком физическом развитииот -2σ до -3σ. При физическом развитии выше среднего индивидуальные показатели находятся в пределах от +1σ до +2σ, при высоком-от +2σ до +3σ.

При этом решающим показателем для определения степени физического развития считается рост (длина тела), наименее подверженный внешним влияниям признак, характеризующий ростовые процессы детского организма.

Для суждения о гармоничности развития необходимо оценить взаиморасположение точек, соответствующих величине сигмальных отклонений по каждому признаку. Если они все укладываются в интервал одной сигмы, развитие считается гармоничным. В случае, если разброс признаков превышает одну сигму, развитие дисгармоничное. И, наконец, если один признак отличается от другого более чем на 2σ, такое развитие расценивается как резко дисгармоничное.

Гармоничность развития ребенка сигма

Пример оценки физического развития мальчика 10 лет методом сигмальных отклонений приведен в таблице 4.

Таблица 4

ПризнакИндивидуальный показательСтандартный показательВеличина фактического отклоненияВеличина сигмального отклонения, σ
Мσ
Рост стоя см133,4131,86,1+1,6+0,3
Масса тела кг31,428,12,4+3,3+1,4
Окружность груди, см65,863,73,1+2,1+0,7

Графическое изображение профиля физического развития, построенного по полученным данным, приведено на рис 5.

-3 σ -2σ -1σ М +1σ +2σ +3σ

Рост стоя
Масса тела
ОГК

Рис 5. Профиль физического развития

При оценке полученного профиля следует отметить, что два из трех оцениваемых признаков (длина тела и окружность груди) находятся в пределах средних величин (М±1 σ), а масса тела в интервале «выше среднего» (M+lσ – M+2σ). Таким образом, физическое развитие ребенка можно оценить как среднее, дисгармоничное, так как масса тела по отношению к длине тела и окружности груди увеличена, что может иметь место при избыточном питании и малой двигательной активности.

Недостатком метода сигмальных отклонений является отсутствие корреляционной зависимости между массой тела, ростом и окружностью грудной клетки. Каждый показатель оценивается отдельно, вне связи с другими.

Источник

Цель Провести оценку уровня и гармоничности физического развития.

Оборудование, ростомер, медицинские весы, сантиметровая лента, ручной и становой динамометры, воздушный спирометр, калькулятор.

Методика работы. Для оценки физического развития используют метод сигмальных отклонений, который основан на сравнении показателей физического развития обследуемого со средними показателями соответствующей поло-возрастной группы стандартных оценочных таблиц. Такие оценочные таблицы получают путем массовых обследований разных поло-возрастных групп населения конкретного региона каждые 7-10 лет. Полученные данные обрабатываются вариационно-статистическим методом, в результате получают среднюю величину каждого показателя (М) и среднее квадратичное отклонение – сигму (5), характеризующую допустимую величину колебаний от средней величины. По величине сигмальных отклонений можно судить об уровне и гармоничности физического развития.

Различают следующие уровни физического развития:

  • – высокий, индивидуальные показатели находятся в пределах М + 28 и более;
  • – выше среднего, индивидуальные показатели находятся в пределах от М +18 до М + 28;
  • – средний, индивидуальные показатели находятся в пределах М± 18;
  • – ниже среднего, индивидуальные показатели находятся в пределах от М – 18 до М – 28;
  • – низкий, индивидуальные показатели находятся в пределах М – 28 и менее.

При оценке физического развития важным является соответствие роста массе и окружности грудной клетки исследуемого.

Если эти показатели на графике (рис.7) располагаются в диапазоне 1-25, то физическое развитие считается пропорциональным (гармоничным). При расположении показателей роста, массы и окружности грудной клетки на расстоянии друг от друга, превышающем 25, физическое развитие считается диспропорциональным (дисгармоничным).

С целью оценки физического развития, измеряют у себя следующие антропометрические показатели: длину (см) и массу тела (кг), ОГК в покое (см), ЖЕЛ (л), силу кистей рук и разгибателей спины (кг). Данные измерений заносят в таблицу 23.

Таблица 23

Индивидуальные показатели физического развития студента возраст вид спорта разряд

Рост (см)

Масса (кг)

ОГК (см)

ЖЕЛ (л)

Сила кистей (кг)

Становая сила (кг)

правой

левой

В таблице 24, на основании полученных индивидуальных значений (X) : роста, массы и окружности грудной клетки (табл.23) и средних (М) показателей (табл.25, 26) вычислите индивидуальные отклонения в сигмах.

Таблица 24

Методика расчета индивидуальных отклонений

Признак

Показатели обследуемого X

Средние показатели М

Среднее ква-дратич. отклонение 5

Инд. отклонение в ед. измерения Х-М

Инд. отклонение в сигмах Х-М 5

Рост (см)

Масса (кг)

ОГК (см)

Таблица 25

Средние возрастные показатели физического развития мальчиков и мужчин

Возраст (лет)

Средние показатели

Рост (см)

Масса тла(кг)

ОГК (см)

ЖЕЛ (л)

Сила правой кисти (кг)

Становая сила (кг)

3

М

8

  • 95,6
  • 3,6
  • 14,9
  • 1,5

52,9 2,0

4

М

8

  • 102,7
  • 3.5
  • 17,0
  • 1,8
  • 54,8
  • 2,25

5

М

8

  • 108.9
  • 4.8
  • 19,5
  • 2,7

57,0 3,0

6

М

8

  • 116,1
  • 4,9
  • 20,9
  • 2,4
  • 58,6
  • 2,6

7

М

8

  • 121,1
  • 4,8
  • 23,6
  • 3,4

60,6 3,0

8

М

5

  • 124,5
  • 4,8
  • 24,9
  • 3,3
  • 62,8
  • 2,5
  • 1,48
  • 0,24
  • 13,0
  • 2,1

43,1 4,1

9

М

8

  • 131,1
  • 5,2
  • 27,7
  • 4,2
  • 64,2
  • 3,3
  • 1,79
  • 0,30
  • 15,1
  • 2,5
  • 51,1
  • 5,7

10

М

8

  • 136,2
  • 5,3
  • 30,5
  • 5,1
  • 65,8
  • 3,6
  • 2,08
  • 0,32
  • 16,9
  • 2,8
  • 58,1
  • 7,3

11

М

8

  • 140,1
  • 5,5
  • 34,4
  • 5,8
  • 67,3
  • 4,2
  • 2,17
  • 0,31
  • 18,5
  • 3,3
  • 64,1
  • 8,8

12

М

8

144, 6,0

37,9 6,3

  • 69,9
  • 4,3
  • 2,28
  • 0,39

21,6 4,0

  • 75,
  • 11,2

13

М

8

  • 151,3
  • 6,9
  • 44,4
  • 7,2
  • 73,7
  • 4,9
  • 2,57
  • 0,50
  • 25,4
  • 4,5

88,2 13,0

14

М

8

  • 158,4
  • 7,5
  • 48,9
  • 8,4
  • 77,8
  • 5,1
  • 2,97
  • 0,53
  • 29,7
  • 4,9
  • 103,0
  • 15,1

15

М

6

  • 164,3
  • 7,4
  • 54,3
  • 8,4
  • 81,9
  • 5,4
  • 3,41
  • 0,54
  • 37,6
  • 5,8
  • 121,3
  • 16,7

16

м

8

  • 168,8
  • 6,8
  • 59,4
  • 7,3
  • 85,5
  • 5,1
  • 3,69
  • 0,57
  • 45,9
  • 6,6
  • 128,1
  • 18,3

17

М

8

  • 171,9
  • 6,8
  • 63,2
  • 6,8
  • 87,9
  • 4,7
  • 4,11
  • 0,62
  • 48,6
  • 6,7
  • 134,1
  • 19,6

18

М

8

  • 174,8
  • 6,1

66,9 8,0

  • 90,2
  • 5,2
  • 4,39
  • 0,75
  • 49,8
  • 7,2
  • 138,1
  • 20,3

19и старше

М

8

  • 177,2
  • 5,8
  • 68,2
  • 7,5
  • 93,1 |
  • 6,1

4,58 0,77

  • 51,0
  • 7,1
  • 142,1
  • 21,2

Таблица 26

Средние возрастные показатели физического развития

девочек и женщин

Возраст (лет)

Средние показатели

Рост (см)

Масса тела (кг)

ОГК (см)

ЖЕЛ (л)

Сила правой кисти (кг)

Становая сила (кг)

3

М

5

  • 95,04
  • 4,16
  • 14,65
  • 1,61
  • 51,97
  • 2,36

4

М

5

  • 102,26
  • 4,17

16,59 1,93

  • 53,36
  • 2,26

5

М

5

  • 111,72
  • 4,17
  • 19,89
  • 2,39
  • 56,24
  • 2,30

6

М

8

  • 115,33
  • 5,16
  • 21,44
  • 3,79
  • 57,73
  • 3,90

7

М

5

  • 120,88
  • 5,29
  • 23,76
  • 3,63

59,58 3,91

8

М

5

  • 124,3
  • 4,9
  • 24,71
  • 3,33
  • 60,9
  • 3,4
  • 1,28
  • 0,12
  • 9,8
  • 1,5
  • 30,2
  • 4,8

9

М

5

  • 130,6
  • 4,9
  • 27,54
  • 4,31
  • 62,5
  • 3,8
  • 1,56
  • 0,18
  • 11,4
  • 1,8
  • 36,3
  • 5,3

10

М

8

  • 136,4
  • 5,5
  • 31,12
  • 5,23
  • 66,1
  • 4,3
  • 1,68
  • 0,21
  • 13,6
  • 1,9
  • 46,2
  • 5,7

И

М

5

  • 142,9
  • 6,1
  • 35,62
  • 6,71
  • 67,3
  • 4,7
  • 1,97
  • 0,34
  • 17,1
  • 2,4

48,4 6,0

12

М

8

  • 148,8
  • 6,4
  • 39,34
  • 6,9
  • 70,3
  • 4,9
  • 2,09
  • 0,41
  • 19,91
  • 3,5
  • 51,91
  • 6,4

13

М

8

  • 152,4
  • 7,1
  • 45,75
  • 7,12

74,6 5,1

  • 2,33
  • 0,38

21,2 4,0

  • 56,71
  • 6.7

14

М

8

157,4 7,0

  • 49,16
  • 7,41
  • 76,7
  • 5,3
  • 2,59
  • 0,39
  • 24,91
  • 4,7
  • 62,11
  • 7.3

15

М

8

  • 159,6
  • 7,2
  • 53,09
  • 7,23
  • 79,3
  • 5,7
  • 2,78
  • 0,41
  • 28,31
  • 4,8
  • 69,71
  • 8,5

16

М

8

  • 161,1
  • 6,5
  • 55,6
  • 7,57
  • 80,5
  • 4,9
  • 3,11
  • 0,43

31,1 5,0

  • 72,11
  • 9,1

17

м

8

  • 163,0
  • 6,6
  • 58,14
  • 7,27
  • 82,1
  • 4,6

3,21 0,44

  • 32,2
  • 5,2
  • 75,11
  • 10,3

18

М

8

  • 162,14
  • 5,64
  • 59,18
  • 7,10

84,08 4,38

  • 3,39
  • 0,50

32,6 5,3

  • 78,2
  • 11,3

19 и старше

М8

  • 162,80
  • 5,12
  • 59,60
  • 6,82
  • 84,93
  • 4,82
  • 3,40
  • 0,54
  • 33,8
  • 5,03
  • 80,41
  • 10,6

На основании полученных вычислений строят профиль своего физического развития по образцу рис. 7. Для этого чертят сетку, где три горизонтальные линии будут отражать показатели роста, массы и окружности грудной клетки, а девять вертикальных линий – отклонения в большую или меньшую стороны от средних показателей М. Затем результаты рсчетных индивидуальных отклонений, выраженных в в сигмах (табл. 24) отмечают с учетом знака на соответствующей горизонтали и соединяют прямыми линиями.

Используя объяснения в теоретической части занятия, по профилю определяют уровень и гармоничность своего физического развития, выводы записывают в тетрадь.

РАБОТА 8

Источник

По методу сигмальных отклонений оцениваются соматометрические признаки – рост, масса тела, окружность грудной клетки. Для этого каждый показатель ребенка сравнивают с соответствующим средним показателем стандарта. При этом нужно из фактических данных роста, массы тела и окружности грудной клетки вычесть соответствующие показатели стандартов и полученную разность разделить на величину нормального отклонения признака от средней величины – сигму. Полученная при делении величина называется сигмальным отклонением. По величинам сигмальных отклонений строится профиль физического развития. Для построения профиля физического развития на равном расстоянии друг от друга проводят горизонтальные линии по числу оцениваемых признаков: рост, масса тела, окружность грудной клетки. Вертикальная линия в центре – М – соответствует средним величинам той возрастно-половой группы, к которой относится ребенок. По обе стороны от средней линии на равных расстояниях откладывают влево – отрицательные значения, вправо – положительные значения сигмального отклонения. Эти линии проводят параллельно средней вертикальной линии. Полученные величины сигмальных отклонений наносят на соответствующей данному признаку горизонтальной линии. Соединяя точки каждого признака, получают профиль физического развития. Если профиль физического развития расположен в пределах от М-1 до М+1, то физическое развитие считается средним, если профиль расположен от -1 до -2, то развитие будет ниже среднего

от -2 до -3 – низкое развитие

от +1 до +2 – развитие выше среднего

от +2 до +3 – высокое развитие

По профилю судим еще и о пропорциональности развития. Если все три признака физического развития отклоняются один от другого не более, чем на 1 сигму, то следует считать телосложение пропорциональным, а при отличии одного из признаков от другого более чем на 1 сигму, то телосложение считается непропорциональным. Недостатком метода оценки физического развития по сигмальным отклонениям является отсутствие корреляции между оцениваемыми признаками, т.е. между ростом, массой тела, окружностью грудной клетки. Каждый из признаков оценивается отдельно.

Метод оценки физического развития по шкалам регрессии

Этот метод более совершенный, так как шкала регрессии – это оценочные таблицы, учитывающие корреляционную зависимость между двумя антропометрическими признаками: длиной и массой тела, длиной тела и окружностью грудной клетки. Они составляются на основании проведения многочисленных исследований на детях одного возраста, пола, национальности и проживания в одной местности. Основой оценочной таблицы является рост ребенка, представленный во всех вариантах (от минимального до максимального значения с интервалом в 1 см) с делением на 5 групп: низкий, ниже среднего, средний, выше среднего, высокий.

Методика оценки по шкалам регрессии заключается в следующем; сначала находят к какой группе роста относится рост данного ребенка, затем соответственно данному росту находят каким должен быть масса тела и окружность грудной клетки ребенка. Далее, из фактических данных массы тела и окружности грудной клетки вычитаем показатели стандарта – по шкалам регрессии – по весу и окружности грудной клетки и делим эту разность на сигму регрессии. которую находим из шкалы регрессии, отдельно по росту и окружности грудной клетки. Полученные величины называются частно-сигмальными отклонениями. Если частно-сигмальные отклонения находятся до 1 регрессии, то развитие ребенка считается гармоничное; если 2 регрессии, то развитие дисгармоничное; если более 2 , то развитие считается резко дисгармоничным за счет низкого или высокого роста, дефицита или избытка массы тела 1 и 2 степени.

Дети с избыточной массой тела направляются к эндокринологу, так как в значительном проценте случаев среди них встречаются лица с ожирением. Дети с низким ростом также направляются к эндокринологу для решения вопроса, имеет ли место общая задержка физического развития или низкий рост ребенка обусловлен генетическими факторами (низкорослость родителей). Дети с дефицитом массы тела подлежат наблюдению педиатром для установления причин этого дефицита.

Указанный метод тоже имеет недостаток, т.к. он позволяет оценить лишь морфологический статус ребенка, но не уровень биологического развития.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

20. Оценка физического развития по методу сигмальных отклонений

Метод сигмальных отклонений является наиболее простым. В этом случае показатели физического развития индивидуума сравнивают со средними арифметическими соответствующих возрастно-половых групп, взятыми из таблицы стандартов. Данные обследуемого, как правило, в той или иной мере отличаются от средних показателей либо в сторону увеличения, либо в сторону уменьшения признака. Для суждения о степени их отличия эту разницу с соответствующим знаком (+ или – ) делят на среднее квадратическое отклонение (s), получая так называемое сигмальное отклонение. Так устанавливают, на какую долю сигмы или на сколько сигм индивидуальный показатель отличается от средней арифметической этого признака данной воз-растно-половой группы. Последовательно определяют сигмальные отклонения для роста, веса, окружности груди. По величине сигмальных отклонений судят о степени физического развития.

Такая оценка проводится по формуле: V – М / s,

где V – варианта того или иного признака; М – средняя арифметическая признака для данной возрастно-половой группы; s – среднее квадратическое отклонение. При среднем физическом развитии индивидуальные значения отличаются от возрастных стандартов (М) не более чем на одну сигму в ту или другую сторону.

Средний рост мальчиков 10-летнего возраста равен 137 см, среднее квадратическое отклонение – 5,2 см, тогда школьник этого возраста, имеющий рост 142 см, получит оценку роста в долях сигмы, равную 142 – 137 / 5,2 = 0,96, т. е. рост школьника находится в пределах М + 1s и оценивается как средний, нормальный рост.

Данные, получаемые по каждому признаку физического развития, в сигмальном выражении могут быть представлены в виде антропометрического профиля, который выполняется графически и показывает отличия телосложения данного человека от других лиц. Этот способ применяется при динамическом медицинском наблюдении за физическим развитием детей, спортсменов, военнослужащих и других групп населения.

Для построения профиля физического развития проводят на равном расстоянии друг от друга горизонтальные линии по числу оцениваемых признаков. Чаще всего используют 3 основных показателя: рост, вес, окружность груди. Посередине этих линий проводят среднюю вертикальную, соответствующую М данных показателей. По правую сторону от этой средней линии на равном расстоянии наносят границы отклонений в пределах +1s, +2s, +3s, а по левую – соответственно -1s, – 2s, -3s. По этим границам также проводят вертикальные линии.

Величину сигмальных отклонений каждого признака откладывают точкой на соответствующей горизонтальной линии. Затем последовательно соединяют эти точки. При оценке физического развития исходят из расположения профиля.

Кроме уровня физического развития, с помощью антропометрического профиля определяют пропорциональность развития.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читайте также

18. Методы изучения физического развития

18. Методы изучения физического развития Для получения точных результатов при оценке физического развития необходимо соблюдать ряд стандартных условий, а именно: оценка должна проводиться в утреннее время, при оптимальном освещении, наличии исправного инструментария, с

19. Методика вариационно – статистической разработки антропометрических данных. Выведение стандартов физического развития по методу индексов

19. Методика вариационно – статистической разработки антропометрических данных. Выведение стандартов физического развития по методу индексов Полученные при антропометрических обследованиях числовые данные отдельных признаков (рост, вес, окружность груди и пр.)

21. Оценка физического развития по шкале регрессии

21. Оценка физического развития по шкале регрессии Этот метод дает возможность выделить лиц с гармоническим и дисгармоническим развитием, так же дает комплексную оценку физического развития по совокупности признаков в их взаимосвязи, поскольку ни один из признаков,

22. Методика групповой оценки физического развития. Акселерация

22. Методика групповой оценки физического развития. Акселерация Оценка физического развития коллектива производится путем анализа возрастных изменений средних величин их средних квадратических отклонений, годичных приростов показателей в различные возрастные

8. Цент ильный метод оценки физического развития

8. Цент ильный метод оценки физического развития Учитывая наблюдающееся варьирование различных показателей физического развития ребенка, нужно знать так называемое нормальное, или гаусс-лапласовское, распределение. Характеристиками этого распределения являются

49. Показатели физического развития

49. Показатели физического развития Под физическим развитием понимают совокупность морфологических, функциональных свойств и качеств, а также уровень биологического развития (биологический возраст) организма.Для детей первого года жизни – каждый 1 месяц.Для детей от 1

50. Методы оценки физического развития детей и подростков

50. Методы оценки физического развития детей и подростков Метод сигмальных отклоненийПоказатели развития индивидуума сравниваются со средними показателями, характерными для соответствующей возрастно-половой группы, разница между ними выражается в долях

51. Методы оценки физического развития детей и подростков (продолжение)

51. Методы оценки физического развития детей и подростков (продолжение) На втором этапе определяют морфофункциональ-ное состояние по показателям массы тела, окружности груди в дыхательной паузе, мышечной силе кистей рук и жизненной емкости легких (ЖЕЛ). В качестве

Показатели физического развития

Показатели физического развития Для полного представления о состоянии здоровья подрастающего поколения, кроме заболеваемости, демографических данных, необходимо еще изучение ведущего критерия здоровья детского организма – физического развития.Термин «физическое

Методы оценки физического развития детей и подростков

Методы оценки физического развития детей и подростков При разработке и выборе методов оценки физического развития необходимо прежде всего учитывать основные закономерности физического развития растущего организма:1) гетероморфность и гетерохронность развития;2)

5. Показатели физического развития детей. Центильный метод оценки физического развития

5. Показатели физического развития детей. Центильный метод оценки физического развития Учитывая наблюдающееся варьирование различных показателей физического развития ребенка, нужно знать так называемое нормальное, или гаусс-лапласовское, распределение.

II. Особенности физического развития

II. Особенности физического развития 1. Резко выраженное отставание в физическом развитии, препятствующее выполнению упражнений и нормативов, предусмотренных учебными программами; резкая диспропорция между длиной конечностей и туловища.2. Все виды деформаций верхних

Методика исследования физического развития детей

Методика исследования физического развития детей Антропометрическое обследование и определение степени физического развития по его оценочным таблицам (стандартам) входит в обязанности среднего медицинского работника и воспитателя, а их интерпретация – в обязанности

Методика оценки физического развития детей

Методика оценки физического развития детей В настоящее время наиболее распространенным способом оценки физического развития является метод взаимосвязи антропометрических признаков (по шкалам регрессии), которые обеспечивают гармоничность, пропорциональность их

Приложений 1 Результаты анализа физического развития семилетних детей Красноярска

Приложений 1 Результаты анализа физического развития семилетних детей Красноярска В условиях глубокого демографического кризиса необходимо уделять особое внимание воспитанию подрастающего поколения. Показатели физического развития – один из основных параметров

Источник