Гармоничность развития ребенка по центильным таблицам
Центильные таблицы ( приложение 2), внедренные в педиатрическую практику в нашей стране И.М.Воронцовым, Е.В.Гублером и соавторами, являются наиболее простыми в использовании по сравнению со стандартами параметрического типа в условиях массовых обследований, более корректным в математико-статистическом аспекте.. Особым преимуществом их является то, что никаких расчетов в процессе оценки физического развития не производится. При этом за средние (условно нормальные) величины принимаются значения признака, свойственные половине здоровых детей данного пола и возраста (интервал от 25 до 75 центиля). Каждый показатель физического развития в этих таблицах представлен 6 (или 7*) колонками (от 3 до 97 центиля), характеризующими количественные границы признака у определенной доли (процента) детей данного возраста и пола.
Пространство между колонками (интервалы, зоны, коридоры), ограниченное двумя цифрами (их всего 7 или 8*), отражает разнообразие величин признака, которое свойственно или 3 % детей изучаемой возрастно-половой группы (области от 3 до 10 и от 90 до 97 центиля) или 15 % детей групп (области от 10 до 25 и от 75 до 90 центиля) или 50 % всех здоровых детей группы (область от 25 до 75 центиля).
Каждый оцениваемый признак должен быть, прежде всего, помещен в “свой” интервал соответствующей таблицы. В зависимости от того, где расположен этот интервал, можно формулировать оценочное суждение и принимать врачебное решение.
При этом возможны следующие варианты:
Коридор № 1
(до 3 центиля) – область «очень низких величин», встречающихся у здоровых детей не чаще 3 % случаев. Такой ребенок должен проходить специальное консультирование и по показаниям – обследование.
Коридор № 2
(от 3 до 10 центиля) – область низких величин, встречающихся у 7 % здоровых детей. Показано консультирование; обследование – при наличии других отклонений в состоянии здоровья или развития.
Коридор № 3
(от 10 до 25 центиля) – область величин «ниже среднего», свойственная 15 % здоровых детей.
Коридор № 4,5*
(от 25 до 75 центиля) – область «средних величин», свойственная 50 % здоровых детей и поэтому наиболее характерная для данной возрастно-половой группы.
Коридор № 6
(от 75 до 90 центиля) – область величин «выше среднего», свойственная 15 % здоровых детей.
Коридор № 7
(от 90 до 97 центиля) – область «высоких величин», свойственная 7 % здоровых детей. Врачебное решение зависит от существа признака и состояния других органов и систем.
Коридор №8
(свыше 97 центиля) – область «очень высоких величин», свойственная не более, чем 3 % здоровых детей. Вероятность патологической природы изменений высока, поэтому требуется консультирование и обследование.
* В ряде центильных таблиц не представлен 50 центиль.
Алгоритм оценки ü найти в соответствующей таблице номер центильного интервала для каждого показателя (длина, масса, окружность грудной клетки); ü оценить уровень и гармоничность. | |
Уровень физического развития (определяется но номеру центильного интервала, в котором располагается величина длины тела) * среднее – длина тела находится в 4-5 центильном интервале (при отсутствии 50 центиля, при наличии такового – только 4 центильный интервал) * ниже среднего – 3 * низкое – 2 – 1 * выше среднего – 6 (или 5-6 при наличии в таблице 50 центиля) * высокое – 7-8. | Гармоничность физического развития ( определяется по максимальной разнице между номерами центильных интервалов, в которых располагаются три величины – длина, масса, окружность грудной клетки). * гармоничное – 0 – 1 * дисгармоничное – 2 * резкодисгармоничное – 3 и более. |
Пример.
Мальчик 7 лет имеет длину тела 116 см, массу – 30,5 кг, окружность груди – 66,0 см.
По центильной шкале определяем:
§ длина тела соответствует 3-му центильному интервалу.
§ масса тела соответствует 6-му центильному интервалу,
§ показатель окружности грудной клетки находится в 4 центильном интервале.
Разность максимального и минимального значения номеров центильных интервалов составила 3.
Заключение. 7-летний мальчик имеет физическое развитие ниже среднего, резко дисгармоничное за счет избытка массы
Особенности проведения антропометрического скрининга при массовых профилактических осмотрах детей
Основной задачей массовых профилактических осмотров является выделение детей с отклонениями в антропометрических показателях, детей с « пограничными» показателями и детей, не требующих специального врачебного внимания по антропометрическим данным. При такой дифференцировке процедура антропометрического исследования может быть упрощена:
ü Исключается измерение окружности грудной клетки
ü Измерение окружности головы осуществляется только у детей до года
ü Оценка массы производится только по таблице соответствия длине тела (т.е. гармоничность развития по массе)
ü Граница «средних» величин при оценках по центильным таблицам расширяется. К ним могут быть отнесены зоны 3, 4 и 5 , т.е. интервал от 10 до 90 центиля.
ü Исключается определение точного возраста (все дети подразделяются на две группы – дошкольники и школьники).
При массовых медицинских обследованиях детей и подростков применение находят диагностические скрининг-тесты (номограмма Матвеевой Н.А. и двумерные центильные таблицы Воронцова И.М – см. приложение 3).
Алгоритм оценки ü определить (по номограммам или двумерным центильным таблицам) номер центильного интервала, где располагается точка пересечения показателей длины и массы обследуемого ребенка. ü разделить детей на группы; . | |
Характеристика групп · 1 группа (“основная”) – Дети без выраженных отклонений антропометрических признаков. В эту группу относят детей, у которых антропометрические признаки располагаются в 3, 4, 5 центильных х интервалах. · 2 группа – (“пограничная”) – антропометрические признаки во 2 и 6 6 центильных интервалах. · 3 группа – дети с выраженными отклонениями, имеющие результаты измерения в 1 и 7 центильных интервалах. | Врачебная тактика Дети 3 группы требуют дополнительного углубленного обследования с привлечением узких специалистов или даже госпитализации для такого обследования. Для детей 2 группы – вопрос о тактике врачебного наблюдения решается индивидуально. Они должны оставаться под специальным дополнительным наблюдением педиатра как дети «риска». |
ü В практической деятельности дополнительно оценивают уровень физического развития. При наличии номограммы это сделать достаточно просто.
В номограмме показатели соматометрических признаков представлены в системе двух координат, где по вертикали отложена длина тела (см), по горизонтали – масса тела (кг). Параллельно каждой оси координат нанесены возрастные одномерные центильные шкалы: справа – шкала по длине тела, сверху – по массе тела. В центре рисунка изображена номограмма для оценки соответствия массы тела его длине. Цифрами 1-8 на шкалах и номограммах обозначены центильные интервалы. Средние значения длины и массы тела, ограниченные 4-м и 5-м центильными интервалами, заштрихованы, пунктиром отмечены медианы (50-е центили).
§ Для определения уровня физического развития на оси ординат
находим значение длины тела ребенка. Из этой точки восстанавливаем перпендикуляр до пересечения его с возрастной шкалой длины тела, расположенной справа. По величине центильного интервала оцениваем уровень физического развития (см. выше «центильный метод» ).
§ Аналогично оцениваем массу тела по шкалам, расположенным в верхнем поле таблицы.
Таким образом, получаем значение длины тела и массы в центильных вариантах возрастных шкал.
§ Определяем гармоничность физического развития по соотношению массы тела к его длине (т.е. определяем номер центильного интервала точки пересечения линий длины и массы тела)
o соотношение попадает на 4-й и 5-й интервалы номограммы – физическое развитие гармоничное;
o в 3-й и 6-й интервалы – дисгармоничное;
o в 1-2, а также 7-8-й – резко дисгармоничное за счет дефицита или избытка массы тела.
Источник
Babyzzz От 0 до 1 года Как с помощью центильных таблиц определить, соответствует ли физическое развитие ребёнка его возрасту Когда вы с ребёнком приходите к участковому педиатру на очередной профилактический осмотр, доктор обязательно взвешивает малыша, а также измеряет его рост (длину тела) и обхваты (грудной клетки, головы). Зачем это делается? Чтобы сверить полученные замеры с данными центильных таблиц и определить, соответствует ли возрасту ребёнка его развитие, пропорциональна ли его фигура, гармонично ли растут все части его тела. Такой метод достаточно прост, но позволяет вовремя выявить отклонения в физическом состоянии малыша и принять меры по исправлению ситуации. Что же собой представляют центили? И как с их помощью можно определить, правильно ли развивается ребёнок? Центильные таблицы физического развития – это…Центильный метод – это один из способов оценки физического развития детей. Он предполагает сравнение данных антропометрии одного конкретно взятого ребёнка со среднестатистическими результатами, полученными при массовых обследованиях (от замеров одних и тех же величин у определённого количества детей с теми же возрастными показателями). Центильные таблицы предоставляют информацию по замерам:
Для составления центильных таблиц исследования проводятся по 4 параметрам: длине тела, массе, обхвату головы и длине окружности груди Все показатели учитывают возраст детей, оценке подлежат и величины, и соотношение их одна другой: так можно определить не только, соответствуют ли рост, вес и другие показатели ребёнка его возрасту, но и гармонично ли формируется и растёт его тело. На основе центильных таблиц составляются также кривые развития – графики, наглядно демонстрирующие изменения параметров антропометрии с течением времени. Исследования проводятся отдельно для мальчиков и для девочек, так как величины в зависимости от половой принадлежности могут значительно отличаться. После проведения замеров и сверки полученных данных с центильными таблицами врач определяет оценку показателей развития вашего малыша. Диапазон баллов – от одного до восьми.
Видео: какой рост (вес) должен быть у ребёнка – доктор КомаровскийЧто такое центили (процентили)Принцип составления центильных таблиц таков: в них вносятся данные антропометрии детей (обязательно здоровых, за которыми уход соответствует всем требованиям Всемирной организации здравоохранения) в зависимости от возрастных категорий. К примеру, замеры длины тела (массы, обхватов головы, грудной клетки) 100 детей (или 100%), участвовавших в исследовании, располагаются в порядке возрастания – от малых величин к самым большим. В таблицы заносятся данные детей, согласно такой схемы Фиксируются показатели:
Причём сохраняют такую же нумерацию. Это центили (или процентили) – показатели параметров, которые имеет определённое число обследуемых.
Современные стандарты ВОЗВ 2005 году эксперты ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) составили и утвердили таблицы соответствия (центильные), которые и рекомендованы для применения в современной педиатрии. За основу в них были взяты результаты, полученные в ходе проведения МИЕР 1997-2003 г.г. (Многофокусного исследования по эталонам роста). В процессе реализации проекта было обследовано большое количество здоровых детей разных национальностей, проживающих в разных климатических зонах. Их данные антропометрии систематизировали, проанализировали и занесли в таблицы.
На сегодняшний день именно данные этих исследований и составленных на их основе центильных таблиц принято считать стандартом, с которым сравнивают соответствие развития детей возрастным нормам педиатры во всём мире. Фотогалерея: данные ВОЗ о развитии детейРаспределение длины тела, веса (массы), обхватов груди и головы по возрасту у мальчиковРост в медицине считается самым стабильным показателем, отражающим гармоничность и правильность развития ребёнка относительно его возраста. Увеличение абсолютной длины тела предусматривает, соответственно, рост всех его органов и развитие всех его систем, а также формирование функций в соответствии с течением того или иного временного отрезка.
Ребёнок, у которого по каким-либо причинам рост скелета замедлен, вместе с тем, в большей или меньшей степени, подвержен замедлению роста мышц, внутренних органов, головного мозга и др. На протяжении всей жизни люди растут неравномерно:
Как правило, мальчики рождаются крупнее, их вес и рост больше, и развитие у них идёт под воздействием мужских половых гормонов. Поэтому значения в таблицах для мальчиков отличаются от результатов замеров, проведённых у девочек. Таблица: соответствие роста возрасту (мальчики)
График: процентили роста к возрасту – мальчики от 0 до 36 месяцев Масса тела у детей – самый изменчивый (лабильный) показатель. Он способен в короткие сроки увеличиваться или уменьшаться под влиянием самых различных причин (не только физиологического характера, но и психологического). Наибольшая прибавка в весе приходится на первые 3 месяца после появления ребёнка на свет. Таблица: соответствие веса возрасту (мальчики)
График: процентили веса к возрасту – мальчики до 36 месяцев Таблица: соответствие обхвата головы возрасту (мальчики)
График: процентили окружности головы к возрасту – мальчики от 0 до 36 месяцев Таблица: соответствие обхвата груди возрасту (мальчики)
График оценки пропорциональности развития: процентили веса к росту – мальчики от 0 до 36 месяцев Распределение длины тела, веса, обхватов груди и головы по возрасту у девочекВ силу физиологических особенностей и влияния на развитие девочек женских половых гормонов, цифры в таблицах для девочек заметно отличаются от тех, что указаны в составленных для мальчиков центильных таблицах. Разница прослеживается с самого рождения. Это нормально и закономерно. Таблица: центильная для девочек (рост)
График: процентили роста к возрасту – девочки от 0 до 36 месяцев Таблица: центильная для девочек (вес)
График: процентили веса к возрасту – девочки от 0 до 36 месяцев Таблица: центильная для девочек (обхват головы)
Процентили окружности головы к возрасту – девочки от 0 до 36 месяцев Таблица: центильная для девочек (обхват груди)
|