Гармоничное развитие ребенка раннего возраста

Гармоничное развитие ребенка раннего возраста thumbnail

Период раннего детства (до 3-х лет) – это особый период развития, формирования и становления всех органов и систем; и прежде всего – функций мозга. Мозг обеспечивает интегративную деятельность всех систем организма и функцию мышления, которая является основным регулятором социального поведения человека.

В раннем возрасте наблюдается максимальный темп формирования предпосылок, обуславливающих все дальнейшее развитие ребенка; поэтому необходимо грамотно использовать те возможности, которые присущие раннему детству.

В основу обучения должно быть положено развитие таких способностей как:

-подражание,

-воспризведение,

-умение смотреть и слушать,

– сравнивать,

-сопоставлять,

-обобщать и др.

Высокая ориентировочная реакция (любознательность) побуждает ребенка к движению, а это способствует его интеллектуальному развитию (не только увидеть, но и потрогать, затем выяснить что это такое, зачем, почему и т.д.)

Особое место в раннем возрасте имеют ЭМОЦИИ! Они должны быть только положительными. В этом неоценима роль взрослого. От правильного воспитания эмоциональной сферы ребенка зависит его социальная адаптация в будущем. В раннем детстве ребенок очень легко внушаем, беспрекословно верит сказанному, тонко чувствует настроение взрослого и реагирует на интонацию в голосе. Прослеживается прямая связь между положительными эмоциями, хорошим настроением, хорошим физическим развитием и нормальным формированием гармоничной личности.

Поэтому моя программа «Гармоничное развитие детей раннего возраста» направлена на всестороннее развитие ребёнка в эмоциональной, интеллектуальной, социальной сферах, с учетом его индивидуальных особенностей.

Занятия по программе позволяют ребенку найти пути взаимодействия с детьми и взрослыми, что смягчает адаптацию к детскому саду. Мамы приобщаются к миру ребенка. Создается основа для гармоничного развития маленького человека, его познавательной активности, самостоятельности, любознательности, развития творческого потенциала. Увлекательные игровые занятия с детьми способствуют развитию эмоциональной отзывчивости, воображения, аккуратности, умения доводить работу до конца; формированию изобразительных умений и навыков.

В основе занятий, лежит игра, так как для детей этого возраста игра – ведущая форма деятельности, наряду с которой важную роль играет слушание рассказов, сказок и стихов.

В процессе игры дети моделируют реальные и вымышленные ситуации в созданном ими мире.

Большое внимание уделяется развитию творческих способностей детей, развитию креативности, самостоятельному решению дошкольниками поставленных задач, выбору ими приемов и средств, оценке правильности решения. Решение проблемных творческих задач – главный способ осмысления мира.

Задачи программы:

-развитие навыков общения и совместной игры с другими детьми, активное развитие речи и интеллекта;

-развитие мышления, умения сосредотачиваться и удерживать внимание;

-углубление знаний об окружающем мире;

-развитие целенаправленной двигательной активности;

-развитие музыкального слуха, умения двигаться под музыку;

-развитие интереса к творчеству.

Основные принципы знакомства детей с окружающим миром:

-постепенное расширение исследуемого и осмысливаемого пространства, времени, норм поведения;

-включение программного содержания в беседы, занятия, проекты, игры, насыщение интересной информацией повседневной деятельности детей;

-включение детей в деятельность по освоению соответствующего представления;

-создание детьми своих собственных материалов по ознакомлению с окружающими миром, рисунков, аппликаций, моделей и т.д;

-обыгрывание одной и той же темы в разных видах деятельности.

Программа включает:

-развитие координации: ритмика, физкультурные разминки, хороводы, подвижные игры, разучивание танцевальных движений;

-пение (потешки, детские песни, песни из мультфильмов и сказок);

-развитие музыкальных способностей: ритма (игра на шумовых инструментах – бубны, треугольники, маракасы и т.д.), слуха (пение и игры на развитие музыкального слуха);

-артикуляционная гимнастика;

-развитие детского творчества: рисование (нетрадиционные техники рисования); лепка (пластилин, глина, тесто); аппликации из различных материалов;

-развитие речи, речевого дыхания (пальчиковые игры, потешки, считалки);

-знакомство с формами, цветом, простейшими размерами и величинами (обучающие игры);

-наглядное представление русских народных сказок.

Занятия состоят из двух блоков, и проводятся в двух разных помещениях.

Познавательное развитие:

– развитие речи;

– развитие мелкой моторики: пересыпание и перебирание крупы, шнуровка, нанизывание бусинок, игра с рамками-вкладышами;

– развитие элементарных математических представлений;

Эстетическое развитие:

– музыкальное воспитание;

-знакомство с устным народным творчеством (сказки) и малыми фольклорными формами (частушки, потешки, попевки…) Также показ кукольных спектаклей – совсем короткие, на 3-5 минут, по сказкам, которые дети уже хорошо знают («Колобок», «Курочка Ряба», «Репка», «Три медведя» и т.д.);

-изобразительная деятельность: лепка из пластилина и теста, моделирование, освоение кисточки и красок, аппликация из бумаги и ткани. На занятиях дети обязательно рисуют разными способами – пальцами, губкой, кисточками, гуашью, мелками, фломастерами; лепят, делают аппликации.

– развитие крупной моторики;

-игры в кругу: с пальчиками и кулачками на крупную и мелкую моторику, хороводы, игры на развитие чувства ритма и музыкального слуха, развитие дыхания и речи, а также детские потешки и песни;

-конструирование;

-музыкальная терапия;

-театр своими руками.

Занятия по комплексному раннему развитию проводятся 1 раз в неделю с родителями, продолжительность одного занятия – 1 час, в группе 5-7 человек.

Источник

Статья:

Дети раннего возраста (от 3 до 4-5 лет) обычно очень подвижные и любознательные. Они везде лезут, задают массу вопросов. Это нормально, ведь сейчас самый активный период их развития. Обратите внимание на физическое развитие ребенка. Дети любят активные игры, становятся все выносливее. Физическая активность просто необходима, иначе кроха будет нервозным и вялым. Кроме того, игры и упражнения на свежем воздухе помогают развитию сердца, сосудов, легких. Вы можете заниматься вместе, делая простые упражнения утром.

Психическое развитие должно идти параллельно физическому. Вас ждет тот самый кризис трех лет, когда малыш начинает стремиться к самостоятельности. Тут главное дать ему комфортные и безопасные условия для экспериментов. Пусть сам учится кушать, умываться, убирать за собой игрушки и одеваться. Игра становится главный видом деятельности и методом обучения крохи. Это интересный возраст, но не самый простой.

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

У малышей раннего возраста от 3 до 5 лет тело уже пропорциональное – они похожи на маленьких взрослых. Пропадает детская пухлость, малыш может даже немного потерять в весе. Переживать насчет этого не стоит. Рост и вес мальчика и девочки примерно одинаковый, хотя девочки кажутся более миниатюрными. Антропометрические показатели малыша зависят от его наследственности, генетики. Развитие ребенка идет всегда по индивидуальному пути, тут нет каких-то жестких рамок. Конечно, серьезное отставание в прибавке веса или роста, двигательной активности будет вызывать беспокойство, но небольшое отставание допускается.

Читайте также:  Полтора года ребенку развитие режим

В 3 годика малыш уже очень подвижный, все время хочет играть. Его начинают привлекать групповые игры. К 4-5 годам он уже танцует, выполняет комплексы упражнений. Подвижные игры сейчас лучшая тренировка для костей и мышц ребенка. Чаще выводите его погулять на улицу, особенно в хорошую погоду. Кислород очень важен для того, чтобы мозг и сердце развивались нормально.

Игры на свежем воздухе способствуют развитию сосудистой системы. А еще это отличная тренировка для его дыхательной системы. Детей раннего возраста не удержать на месте, и это хорошо. Подвижный ребенок хорошо кушает, а потом нормально спит ночью. Если же он будет много времени проводить дома, то неудовлетворенная потребность в движении сделает его нервным, раздражительным. Идеально – 2 прогулки в день по 1,5-2 часа.

Что уже умеет ребенок?

В 3-4 годика малыш умеет многое. Обратите внимание, чтобы он мог выполнять следующие упражнения:

  • ходить попеременно на носочках и пяточках;
  • бегать по 150-200 метров;
  • совершать прыжки на одной или двух ногах, на месте, вперед-назад;
  • бросать и ловить небольшие предметы, мячики;
  • хорошо держать равновесие, лишь изредка падая при беге или ходьбе.

Развитие координации движений в 4 годика уже должно быть хорошим: кроха не падает, может стоять на одной ножке, прыгает и мягко приземляется. Развитие координации начинается значительно раньше, но только теперь кроха сможет похвастаться своими успехами.

Физические упражнения

Заниматься спортом лучше всего начинать в возрасте 4 лет. Сначала – простая физкультура. В детском садике будут такие занятия по 15-20 минут. Вы также можете заниматься дома, делать зарядку. Помните, что для ребенка это должно выглядеть как игра или соревнование. Тогда он будет с радостью заниматься спортом вместе с вами.

С 4 лет многие спортивные секции принимают малышей на занятия. Если же вы не хотите отдавать ребенка в секцию, то отлично подойдет велосипед или самокат. Зимой можно попробовать встать на коньки или лыжи. Все это отличная тренировка для его тела. Сейчас важно, чтобы кроха развил хорошую координацию. Добиться этого без физических упражнений не получится.

Психическое развитие

В раннем возрасте необходимо следить, чтобы психическое развитие ребенка проходило на нормальном уровне. Для этого с малышом нужно заниматься. Для него каждый день – какое-то новое открытие. Так и должно быть, мозг постоянно должен работать. Только тогда вы будете отмечать положительную динамику его развития. Иначе малышу будет тяжело в садике, а потом – в школе. Кстати, теперь отличный момент, чтобы начать изучать иностранный язык. Сейчас крохе все будет даваться легко.

Родителям стоит обратить внимание на то, как проходит психическое развитие ребенка. Для этого не нужно быть специалистом – просто понаблюдайте за вашим малышом. Все отлично, если:

Ребенок активен и любознателен.

Задает массу вопросов.

Интересуется, как пользоваться теми или иными предметами домашнего обихода.

Стремится все делать сам, настаивает на том, что может/умеет сам.

Любит общаться, дружить, играть вместе с другими детьми.

Демонстрирует всем свои новые умения, гордится успехами.

Конечно, для родителей ребенка это непростое время. Малышу все нужно узнать, везде залезть, все посмотреть. А еще множество вопросов, вечно удивленные глазки и громкий смех. Это признак того, что все хорошо и ваш малыш отлично развивается.

В первую очередь нужно обратить внимание на:

  • деятельность ребенка (чем он занят, чему учится, какие учебные материалы использует, во что играет);
  • общение с родителями;
  • совместные игры с другими детьми.

Все это важные показатели нормального психического развития.

Как ведет себя малыш?

В 3 годика кроха уже неплохо разговаривает. Он общается с родителями, копирует их слова и действия. Сейчас подражание для него самый нормальный этап развития. У детей раннего возраста поведение меняется часто. Вот он спокойный и послушный, а потом начинает твориться что-то противоположное: не слушается маму, может ударить или ущипнуть, злится. Но не стоит придавать этому большое значение.

Возраст 3-4 годика – активное развитие личности малыша. Он испытывает самые разные эмоции, какие-то – в первый раз. Можно сказать, что собственные возможности немного смущают его – он не всегда знает, как реагировать на свои эмоции, чувства. Родителям нужно быть терпеливыми. Наказывать его просто так, из-за того, что вы не знаете, что происходит, – ошибка.

Предметная деятельность

Ближе к 3,5-4 годам у малыша начинает проявляться осмысленная предметная деятельность. Очень важно помочь ему понять его возможности. Для ребенка все в новинку, но он уже понимает, что многое может сделать сам. Это время для проб и ошибок, экспериментов. Главное – его заинтересованность. Если малыш пассивный, вялый, не выказывает интереса к новым игрушкам или другим детям – это плохой знак.

В садике у него будут простые занятия, подходящие для детей раннего возраста. Это развивающие, творческие уроки. Концентрация его на предметной деятельности еще не велика – всего-то 15-20 минут. Обычно это рисование, лепка, музыкальные занятия. Детей стараются учить всему в простой игровой форме. Сейчас это дает лучшие результаты.

Игровая деятельность

Игры для малышей раннего возраста – это модель реальной жизни. Некоторые проблемы кроха научиться решать, играя. В общем плане он также учится в процессе игры. Развиваются:

  • воображение;
  • логика;
  • память;
  • ситуационное мышление.

Сейчас игра уже носит осмысленный характер. Ребенок играет по какому-то своему сценарию, копируя поведение взрослых. Часто игра отражает его понимание семьи, работы, профессий. Маленькие дети очень впечатлительные. Кроха побывал на приеме у врача и вот уже просит купить ему белый халат, хочет всех осматривать, слушать, лечить.

Логично, что ему необходимо как можно больше эмоций, новых, интересных переживаний. «Переварить» новые знания он сможет потом в игре. Так что гуляйте в парках, посещайте детские театры, зоопарки, музеи. Для ребенка сейчас каждый такой поход – источник новых впечатлений и знаний. Кроха сам попросит вас поиграть в театр или магазин. Так ему легче понять наш взрослый мир.

Читайте также:  Значение игры для развития творческой личности ребенка

Запрещать ребенку играть, лишать его игр с другими детьми нельзя: это навредит психике. Игра сейчас для ребенка приравнивается к обучению. А еще это возможность снять стресс, отдохнуть. Личностное и интеллектуальное развитие малыша зависит от игровой деятельности.

Кризис трех лет

Это, наверное, один из самых неприятных периодов для родителей. Представьте себе: ваш кроха был таким хорошим, послушным, всегда кушал то, что давала мама, ничего не брал без разрешения. И вдруг он резко меняется. Начинаются ссоры, недовольство. Он буквально все отвергает: не дает маме руку, вырывает ее, не хочет одевать то, что вы ему предлагаете, отказывается от привычных блюд. Поздравляем: это кризис трех лет. Хорошо, что он довольно быстро проходит или через какое-то время уже не протекает так явно.

Теперь ребенок с вами постоянно не согласен. Дело в том, что в раннем возрасте он только-только начинает ощущать себя личностью, причем отдельной от матери. Раньше он не задумывался над тем, хочется чего-то или не хочется, почему и зачем он что-то делает. В 3-4 годика он вдруг понимает, что можно не любить кашку или красный свитер, а ложечку он может сам держать лучше, чем это делает мама.

Поймите, это позитивный момент. Психическое развитие подразумевает перемены. Кризис – переломный момент в жизни вашего ребенка. Ему тоже нелегко. Попробуйте поставить себя на его место: он уже многому научился, ему не хочется полностью зависеть от вас. Где-то можно и уступить ему, его новым вкусам и желаниям. Дайте ему самостоятельность, но следите, чтобы развитие проходило безопасно.

Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста, напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.

Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Источник

Правило №1: создаем развивающую среду для ребенка первого года

Это правило развития ребенка первого года основано на простом принципе: все, что окружает малыша, может и должно его развивать. Рассматривая игрушки, подвешенные в кроватке, картинки и плакаты на стенах, иллюстрации в книжках, кроха развивает зрение. Слушая всевозможные бытовые звуки, мамин голос, музыку, детские песенки, гремя погремушкой, ребенок развивает слух. Играя игрушками разной фактуры, трогая неровные поверхности, перебирая в пальчиках всяческие бусинки и шнурочки, младенец развивает тактильную чувствительность. А пытаясь самостоятельно достать закатившийся под кровать мячик или открыть дверцу шкафа, ребенок развивает мышление, учится решать свои первые в жизни творческие задачки.

Но развивающая среда не ограничивается только домом. Она существует везде, нужно лишь научиться максимально использовать ее. Старайтесь почаще гулять с малышом в разных местах, чтобы он получал как можно больше впечатлений. Рассказывайте крохе обо всем, что встречается на его пути, обращайте внимание на животных и птиц, насекомых и цветы, дома и машины, давайте потрогать камень, шишку, цветок, кусочек коры, мох, снег и т.п. Чем больше впечатлений и ощущений вы подарите своему ребенку, тем лучше он будет развиваться вам на радость!

Гармоничное развитие ребенка раннего возраста

Правило №2: чтобы ребенок развивался, его нужно носить на ручках

Еще пару десятков лет назад в книгах и статьях для молодых родителей можно было отыскать советы о том, что брать на руки грудничка нужно не слишком часто. Мол, это его избалует. И многие мамы следовали подобным «полезным» советам, хотя сердце им подсказывало совсем другое, а в призывных криках малыша явно слышалось: «Мамочка, подойди ко мне! Мне плохо без тебя!»

К счастью, сейчас взгляды на детское воспитание во многом изменились. И мы вновь возвращаемся к естественным способам выхаживания малышей. В первые месяцы жизни большую часть времени кроха должен находиться у мамы на руках, в слинге, чувствовать ее запах, тепло, биение сердца, ласковые прикосновения. Только так грудничок будет ощущать себя в безопасности, только так ему комфортно. Ребятишки, которых мамы много носят на ручках, в целом спокойнее, их в меньшей степени беспокоят колики. А в будущем такие малыш и растут более счастливыми и уверенными в себе. Кроме того, «ручные» детки лучше развиваются физически, уверенно держат головку в срок, имеют более крепкий позвоночник. Это связано с тем, что мама, удерживая кроху на руках или в слинге, параллельно выполняет разные бытовые действия: поворачивается, приседает, наклоняется и т.п. В результате у младенца постоянно меняется положение позвоночника, и к этим новым условиям ребенку нужно всякий раз приспосабливаться, напрягая шейку и спинку. Вот вам и первая зарядка!

Правило №3: дети, с которыми разговаривают, более развиты

Каждый здоровый ребенок рождается со способностью обучиться речи. Но этого никогда не произойдет без активной помощи любящих взрослых. На первых порах ласковые слова, обращенные к нему, напевные интонации – это своего рода сигнал, что все хорошо, мама рядом, она его любит. Постоянно разговаривая с крохой, мы, сами того не ведая, формируем у малыша позитивное отношение к миру, чувство защищенности, что очень важно для гармоничного развития. Пройдет совсем немного времени, и он начнет внимательно вслушиваться в ваши слова, запоминать их звучание, а чуть позже – пытаться повторять за вами и произнесет свои первые звуки и слоги. Сначала он будет накапливать пассивный словарный запас – понимать множество обращенных к нему слов. А потом научится их говорить. И этот процесс будет идти постоянно, обогащая речь малыша все новыми и новыми словами.

Но, чтобы у нашего маленького говоруна не возникло проблем с речью в будущем, с ним необходимо разговаривать буквально с рождения! Потешки и пестушки, детские стишки и прибаутки, песенки и скороговорки – чем больше таких «звуковых игрушек» будет в вашем арсенале, тем лучше и правильнее будет развиваться речь ребенка.

Читайте также:  Задания на развитие речи для ребенка 5 лет презентация

Гармоничное развитие ребенка раннего возраста

Правило №4: для развития ребенка первого года покупаем «правильные» игрушки

Через игру и с помощью игрушек маленький человечек знакомится с новым и пока непонятным для него миром, познает его законы, развивается умственно, физически и даже эстетически! Но для того, чтобы игрушки максимально выполняли свои развивающие функции, важно правильно их подбирать.

Прежде всего, игрушка должна быть безопасной для малыша. Не менее важно, чтобы она соответствовала возрасту ребенка. Бесполезно давать семимесячному карапузу пазлы в надежде, что он научится их собирать. А вот пирамидка или ксилофон будут не только понятны и интересны малышу, но еще и полезны для развития. Для того чтобы игрушки были максимально развивающими, они должны чуть-чуть опережать возраст ребенка. Например, если среднестатистический младенец пробует ставить кубик на кубик в 8-9 месяцев, предложите ему кубики в 7 месяцев. Таким образом вы будете стимулировать развитие ребенка

В арсенале малыша должны быть разнообразные игрушки. Ведь одни из них призваны развивать мелкую моторику, другие – мышление, третьи – спортивные навыки, четвертые – эмоции и т.п. И, конечно, чтобы игрушка принесла крохе максимальную пользу, нужно показать, как играть с ней.

Правило №5: развитие ребенка происходит в игровой форме

Пожалуй, даже взрослым куда интереснее, когда всяческие обучающие курсы и семинары проходят не в виде нудных лекций и зазубривания материала, а построены на ролевых играх и увлекательных тренингах. Так и учиться веселее, и информация усваивается лучше. Что уж говорить о малышах!

Любое обучение необходимо превращать в игру, каждый новый навык – обыгрывать. Только такой игровой подход сделает развитие ребенка гармоничным и не нанесет вреда. Даже обучение простым бытовым навыкам лучше преподносить ребенку в виде игры. Пусть сначала он покормит с ложки любимого мишку и умоет куколку, а потом с удовольствием попробует есть ложкой самостоятельно и сам помоет после еды свою измазанную мордашку.

Правило №6: развивая ребенка, не гонимся за рекордами

Наверное, каждый любящий родитель хочет, чтобы его ребенок развивался правильно, чтобы смог в будущем найти свое место в жизни и был счастлив. Но эти вполне правильные цели хороши только тогда, когда, воспитывая и обучая малыша, мы руководствуемся его интересами. На деле же нередко встречается, что нами руководят не детские потребности, а наши собственные комплексы и нереализованные мечты…

Чтобы избежать соблазна удовлетворять свои родительские амбиции за счет ребенка, постарайтесь следовать простому правилу: любая игра, любое занятие должны доставлять удовольствие и малышу, и вам. Не нужно гнаться за рекордами, не стоит переутомлять свое чадо всевозможными занятиями и тренировками. Организм малыша – очень хрупкая система. Он весьма чувствителен к перегрузкам. Только при разумном чередовании упражнений и отдыха ваши развивающие игры принесут ребенку пользу.

Правило №7: не сравниваем своего ребенка с другими детьми

Бывает так, что нами движет желание «догнать и обогнать» кого-то из друзей по песочнице, кому-то что-то доказать, чтобы нашего малыша ставили всем в пример, чтобы все вокруг им (и нами!) восхищались. Мы начинаем сравнивать своего кроху с другими детьми, которые, как нам кажется, развиваются быстрее, знают и умеют больше. Мы расстраиваемся и начинаем усиленно заниматься со своим сыном или дочкой, требуя зачастую непосильных результатов. При этом мы забываем, что наш ребенок – уникальный человечек, он ни на кого не похож, у него свои склонности и врожденные способности, и он вовсе не обязан быть лучшим среди лучших! Следует ориентироваться не на других ребятишек, а на средние нормы развития.

Правило №8: развиваться ребенок должен в безопасных условиях

Очень важно создать в доме, где живет маленький ребенок, безопасную среду. Это означает чистоту и безопасность материалов, из которых выполнена детская мебель, игрушки и предметы ухода, отсутствие в зоне досягаемости мелких, острых и других опасных для крохи предметов, безопасное расположение мебели, недоступность электрических розеток и проводов, правильное хранение лекарств и бытовой химии и др. Такая среда будет способствовать полноценному развитию ребенка, давая ему возможность исследовать окружающий мир всеми доступными методами без опасности навредить здоровью.

Гармоничное развитие ребенка раннего возраста

Правило №9: для развития ребенка первого года нужна… свобода

Быть свободной личностью – не просто красивая фраза, а необходимое условие гармоничной жизни в современном обществе. Только свободный человек может творчески развиваться, добиваться своих целей и при этом радоваться жизни! Детская свобода или несвобода начинается буквально с рождения. Если мы кормим малыша по требованию, берем на ручки при плаче, то тем самым стараемся прислушиваться к желаниям и чувствам маленького человечка. Если же пытаемся навязать ребенку свой собственный режим, не считаясь с естественными малышовыми потребностями, то уже с самых первых дней ограничиваем свободу крохи, все решая за него.

Старайтесь не ставить ребенку рамки там, где это возможно. Поменьше заграждений в виде кроватки и манежа, побольше свободного пространства для движения и исследования. Пусть игрушки и книжки всегда будут в зоне доступности ребенка. Пусть слово «нельзя» как можно реже употребляется в вашем лексиконе, относясь только к опасным и действительно нежелательным поступкам.

Правило № 10: создаем в доме спокойную атмосферу

Мы должны четко усвоить одну важную вещь: полноценно расти и развиваться ребенок может только в том доме, где царит атмосфера мира, любви и согласия! Даже совсем крошечный карапуз чувствует наше напряжение, обиду, злость. И не просто чувствует, а начинает реагировать: он может стать капризным, раздражительным или, наоборот, вялым, плохо кушать и спать. Все это тут же отразится на его здоровье и развитии! Постарайтесь оградить ребенка от всяческих конфликтов. Приложите все усилия, чтобы кроха не слышал повышенных тонов и особенно крика.

Проявляйте любовь к своему малышу всеми возможными способами: говорите ему об этом, гладьте, целуйте, ласкайте и даже немножко балуйте! Испортить любовью невозможно. А нелюбовью – да.

Источник