Гармоничное развитие ребенка младшего школьного возраста
Формирование гармоничной личности ребенка в начальной школе.
«Чтобы воспитать человека
во всех отношениях,
надо знать его во всех отношениях»
К.Д. Ушинский
Воспитание человека всегда было сложной задачей. Этот процесс должен иметь такое содержание, благодаря которому человек адаптируется в современном ему мире, реализует свои возможности и в будущем внесет вклад в развитие этого мира.
Основы воспитания личности закладываются в ребенке с момента рождения. Большую роль в этом играет семья, дальнейшее формирование происходит в начальной школе. Привитое, усвоенное в первые школьные годы, сказывается на протяжении всей жизни. Заложенное с детства – прочно и устойчиво. Вот почему воспитание играет такую большую роль уже с первых школьных дней.
Воспитание – процесс, начинающийся с раннего детства, когда в душу ребенка закладываются основные жизненные принципы, помогающие ему стать Человеком с большой буквы, занять достойное место в жизни, осознавая себя личностью, индивидуальностью.
Основной концептуальной идеей данной программы является формирование личности обучающегося и готовности его к трём главным ролям реальной жизни – гражданина, труженика, семьянина.
Основные направления работы с обучающимися:
- Воспитание интереса к себе и окружающему миру.
- Стремление к самореализации и собственной успешности.
- Умение управлять собой осознанно, подчиняться школьным правилам.
- Выработка ответственности за свои поступки, уважение чужого мнения.
- Развитие культуры общения.
- Умение отстаивать своё мнение, а также признавать свою неправоту и ошибки.
- Терпимость, толерантность к разным людям, вещам и взглядам.
- Активность в делах класса и школы.
- Стремление проявить себя и продемонстрировать свои умения, знания и цели.
- Способность активно трудиться и достигать намеченной цели.
- Умение управлять своими отрицательными эмоциями.
- Формирование учебной мотивации и заинтересованности в достижении намеченной цели.
Выпускник начальной школы имеет ряд особенностей:
Модель выпускника начальной школы.
1)Ценностный потенциал:
Восприятие ценностей семьи в своей жизни.
Авторитет педагога.
Доброта.
Честность.
Понимание ценности дружбы со сверстниками.
Оптимизм.
Аккуратность.
Ценность природы родного края, и ее исторических памятников.
2)Познавательный потенциал:
Знания, умения и навыки, соответствующие психолого-физиологической характеристики конкретного школьника.
Забота о здоровье.
Умение быстро и осмысленно читать.
Навыки этикета
Умение сопоставлять себя с героями устного народного
творчества и историческими личностями
Внимание.
3)Творческий потенциал:
Умение объективно оценивать свой труд и труд товарища.
Элементарные умения анализировать свою деятельность.
Воображение.
4)Коммуникативный потенциал:
Умение слушать и слышать других.
Умение устанавливать контакты со сверстниками и взрослыми.
5)Художественный потенциал:
Художественная активность в сферах народного творчества.
Художественная активность в театрализованных постановках
(музыкальное, песенное, декоративно-прикладное, танцевальное творчество).
Умение видеть и понимать прекрасное, умение давать оценку художественному творчеству.
Зная, каким я хочу видеть ученика на выходе из начальной школы, ставлю перед собой цель и задачи, учитывая возрастные особенности детей.
Цель: создать условия для формирования и гармоничного развития личности каждого обучающегося, учитывая его природные задатки, условия жизни и воспитания его в семье, школьном коллективе.
Задачи:
- формирование самосознания и ценности человеческой жизни, определение смысла жизни и профессиональной подготовки;
- развитие творческого потенциала обучающегося путем реализации его в различных сферах деятельности;
- формирование общечеловеческих норм гражданской морали, культуры общения;
- воспитание уважения к закону, развитие гражданской ответственности к общественным ценностям;
- воспитание положительного отношения к труду, развитие потребности в творческом труде, честности и ответственности;
- воспитание и развитие потребности в здоровом образе жизни, умение быть хорошим семьянином.
Обучающимся, после учёбы, в классе, в группе продлённого дня, требуется интересная и необычная внеклассная работа. Поэтому деятельность их должна строиться на следующих принципах, которые реализую в воспитательной работе.
- Принцип открытости. Совместно с обучающимися и их родителями планируем жизнь, вносим коррективы и предложения с учетом интересов, потребностей и желаний детей. Обязательно прислушиваюсь к мнению ребят.
- Принцип привлекательности будущего дела. Увлекаю всех конечным результатом выполняемого дела.
- Принцип деятельности. Детям хочется активно участвовать во всех мероприятиях, которые проходят в школе, ими движет желание получить похвалу, выглядеть успешно в глазах учителей и своих родителей. Ребятам интересны конкурсы, праздники, соревнования театрализованные представления.
- Принцип свободы участия. Планируя участие во внеклассной деятельности, учитываю мнение детей. Это может быть выражено в предоставлении обучающимися возможности выбора задания с учетом своих интересов, качеств и способностей. Это вырабатывает у ребёнка ответственность за порученное дело.
- Принцип обратной связи. Каждое внеклассное мероприятие заканчивается рефлексией. Совместно с ребятами обсуждаем, что получилось, а что не получилось, изучаю их мнение, определяю настроение и перспективу участия в будущих делах класса.
- Принцип сотворчества. В этом принципе соединяются два слова: сотрудничество и творчество. Работая с обучающимися, предоставляю право выбора партнера по выполняемому поручению. Это помогает результативности.
- Принцип успешности. И взрослому и ребенку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим его людям, окружающему миру. Участие каждого ребенка во внеклассной работе оценивается и отражается в портфолио. Если ребенок видит, что его вклад достойно оценивается, то он будет ещё более активен и успешен. Оценка успешности обучающегося неформальная и отражает успех и реальное достижение.
Содержание работы классного руководителя:
- Аналитическая (изучение учащихся коллектива, анализа семейного воспитания, анализ уровня воспитанности, анализ и оценка диагностики здоровья).
- Организационно-координирующая (организация разнообразной деятельности детей, установление связи школы и семьи).
- Коммуникативная (регулирование межличностных отношений между детьми; установление оптимальных взаимоотношений учитель – ученик; создание благоприятного психологического климата в коллективе).
Воспитательная работа строится на взаимосотрудничестве с психологической службы образовательного учреждения. Психолог оценивает: уровень комфортности, тревожности, притязаний (стремлений), воспитанности (нравственные ориентиры, полезные привычки, коммуникативность, коллективизм).
В основе программы три раздела: «Я – гражданин», «Я – труженик», «Я – семьянин». Современные дети завтра станут полноправными членами общества. Находясь среди людей, они приобщаются к ценностям того общества, в котором живут. А приходят в школу они из семьи.
«Я – семьянин».
1 класс. Не делай другим того, чего не желаешь себе. Это правило создаёт условия для творения благородных, благоразумных, добросовестных, доброжелательных, добросердечных поступков.
2 класс. Творите для других добро, если для этого у вас есть возможности. Это правило учит быть человечным, не оставлять товарища в беде, а сочувствовать и помогать каждому, кто нуждается в твоей помощи.
«Я – труженик».
3 класс. Будьте патриотами своей нации и своей страны, защищайте Отечество. Это правило поможет детям любить свою Родину, свой народ; воспитывает чувство гордости к своей стране.
« Я – гражданин!».
4 класс. Будьте законопослушными, не допускайте нарушения правопорядка. Вооружение детей этим правилом должно привести к воспитанию демократических и гуманистических свойств характера.
Каждый раздел имеет 6 направлений.
Направления:
- Дружба – крепкая (духовно-нравственное)
- Я – человек (культура поведения)
- Здоровье
- Природа – вокруг нас
- Творчество
- Моя Родина (гражданская позиция)
Формы:
- Беседа
- КТД
- Проект
- Игра
- Путешествие (очное и заочное)
- Агитбригада
Атрибуты:
- Законы класса
- Песня класса
- Эмблема
- Газета
Основа программы: ориентация детей на общечеловеческие ценности – Человек, Семья, Отечество, Труд, Знания, Мир, Культура, Земля.
В процессе работы по данной программе создаются условия, помогающие:
- Проявить самостоятельность.
- Проявить активную общественную, гражданскую позицию.
- Саморазвитию и самореализации.
Одним из важных направлений в программе является работа с родителями обучающихся. В.А.Сухомлинский говорил: «Без дружеского взаимодействия, без тонкого взаимопонимания учителей и родителей, школы и семьи невозможно счастье ребёнка, жизнь его может лишиться радости, а без этого нет детства». Именно родители оказывают влияние на выбор детьми жизненных целей и ценностей. Да, школа не может изменить мир, классный руководитель не может изменить родителей, но он должен выбрать оптимальный путь общения с ними. Это может помочь нашим детям только в том случае, если родители будут нашими сторонниками. Только совместными усилиями родителей, учителя и ребёнка можно добиться результатов в воспитании и обучении.
Важен и интегративный подход, который заключается в сотрудничестве классного руководителя, педагогов, воспитателей, руководителей кружков, сотрудников школы, социально-психологической службы.
Взаимодействие классного руководителя, социального педагога и школьного психолога имеет своей целью совместное выявление причин возникающих у ребенка, проблем и проведение социально-педагогической и психологической коррекционной работы для оказания помощи и предупреждения возможных проблемных ситуаций. Классный руководитель и учителя-предметники обеспечивают целостность педагогического процесса. Классного руководителя и класс можно рассматривать, как точку пересечения прямой и обратной информации, достаточность и полнота которой зависят от классного руководителя.
Безусловно, в воспитательной работе основываемся на традициях класса и школы. Самое главное – традиции класса должны быть нравственными, способствовать преодолению одиночества и беззащитности обучающихся, воспитывать умение быть Человеком.
Источник
Развитие детей младшего школьного возраста
Младший школьный возраст (7-11 лет)— это возраст интенсивного интеллектуального развития. Ведущей становится учебная деятельность. Это необычайно сложная деятельность, которой будет отдано много сил и времени ( 9-11 лет жизни). На ее основе у детей возникает теоретическое сознание и мышление, развиваются соответствующие им способности (рефлексия, анализ, планирование), а так же потребности и мотивы учения.
От характера и результативности учебной деятельности зависит развитие личности младшего школьника.
В своей работе с детьми учитель несомненно должен учитывать психические особенности, свойственные разным возрастным группам. Исходя из этих знаний, подбирать подходящие упражнения и задания, которые наиболее всего будут способствовать овладением логическими операциями мышления. Учитель начальных классов развивает навыки выделять существенное, сравнивать, обобщать, классифицировать и т.д.. Ведь именно развитие логического мышления, речи, смысловой памяти, произвольности — залог успешной учёбы в средней школе.
Чтобы помочь младшим школьникам, следует предлагать им на уроках и во внеучебной деятельности задания и игры, способствующие развитию логического мышления.
Рассмотрим некоторые возрастные особенности детей младшего школьного возраста и варианты упражнений для их развития.
Развитие логического мышления.
Примерно в возрасте от 7 до 10-11 лет у ребёнка происходит переход от конкретного мышления к стадии формальных операций (обобщение и абстрагирование). Ребёнок учиться рассуждать, делать выводы, сопоставлять, сравнивать, анализировать, устанавливать простые закономерности.
Примеры упражнений:
- Знакомство с признаками понятий.
Например, расскажите о форме, цвете, вкусе яблока, арбуза.
Расскажите о кошке и собаке как о животных.
- Формирование умения оперировать существенными признаками (абстрагирование)
Например, отметьте два слова, наиболее существенные для слова, стоящего перед скобками.
САД (растение, собака, забор, лопата, земля).
- Формирование операции сравнения.
Чем похожи слова? КОШКА, КНИГА, КРЫША.
Чем похожи числа 12 и 21; 5 и 15? Чем они отличаются?
- Формирование умения давать определения понятиям.
Например, допишите следующие определения.
Берлога — это дом для________________
Груша — это дерево, на котором__________
Прилагательное — это часть речи, которая____________
Корень — это часть слова, которая_______________
Заполните пропуски в определениях.
Художник — это___________, который_______________.
Учитель — это_____________, который учит детей.
- Формирование аналитической деятельности.
Например, подберите к данным слова однокоренные слова.
ЛЕС-
СТЕКЛО-
Развитие памяти.
У младших школьников наиболее развита наглядно-образная память, причём запоминает малыш прежде всего то, что ему интересно. К 5-ому классу ребёнок должен научиться управлять своей памятью и регулировать её проявления. Этому способствует развитие словесно-логической памяти.
Основные приёмы для развития памяти (мнемонические техники):
- Образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации
- Рифмизация
- Запоминание длинных терминов или иностранных слов с помощью созвучных
- Нахождение ярких необычных ассоциаций (картинки, фразы), которые соединяются с запоминаемой информацией
- Метод Цицерона на пространственное воображение
- Метод Айвазовского основан на тренировке зрительной памяти
- Методы запоминания цифр:
- закономерности
- знакомые числа
Развитие восприятия.
Развитие восприятия проходит в тесной связи с развитием мышления. Восприятие ребёнка становится более глубоким, более анализирующим, более дифференцирующим, принимает характер организованного наблюдения. Одним из эффективных приёмов организации восприятия и наблюдательности является сравнение.
Примеры упражнений:
Чем отличаются предметы? КНИГА, ТЕТРАДЬ.
Назови общие признаки. ЕЛЬ, СОСНА.
Назовите общие признаки. Назовите отличительные признаки. РЕКА, ОЗЕРО.
Развитие внимания.
У младших школьников наиболее развито непроизвольное внимание. Оно особенно устойчиво, если предлагаемый материал нагляден и ярок, вызывает эмоции. А вот развитие произволного внимания происходит за счёт создания мотивации, заинтересованности в результате обучения.
Примеры приёмов для повышения мотивации у обучающихся:
1) создание ситуации успеха, через выполнение заданий посильных для всех учащихся, изучение нового материала с опорой на старые знания;
2) положительный эмоциональный настрой, через создание на уроке доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества, яркую и эмоциональную речь учителя;
3) рефлексия, через оценку собственной деятельности и деятельности других, оценку результата деятельности, вопросы, требующие многовариантных ответов (например, “почему было трудно?”, “что открыли, узнали на уроке?” и т.д.);
4) занимательность, необычное начало урока, через использование музыкальных фрагментов, игровые и соревновательные формы, юмористические минутки
Развитие способности к саморегуляции.
В начальных классах эти способности только начинают формироваться.
Самоконтроль — это способность реагировать на самого себя, контролировать свои реакции по средствам волевой регуляции. Ребенок должен уметь самостоятельно организовать и регулировать собственную деятельность. Самоконтроль является необходимым условием успешного обучения. Важно его значение для предупреждения психологических перегрузок, повышенной утомляемости.Самоконтроль считается сформированным, если ребенок: умеет подчинить свое поведение правилам; сверять действия с образцом, с системой условий; изменять действия в заданных условиях.
Рефлексия (на собственное поведение, на собственные действия) Это умение размышлять, заниматься самонаблюдением; самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и результатов собственной деятельности, внутренней жизни. Рефлексия (в пер. с лат. – «обращение назад») – принцип человеческого мышления, направляющий его на осмысление и осознание собственных форм и предпосылок; предметное рассмотрение самого знания, критический анализ его содержания и методов познания; деятельность самопознания, раскрывающая внутреннее строение и специфику духовного мира человека. Благодаря рефлексии ребенок открывает для себя смысл своих действий, осознает свои поступки, преобразует собственные действия в результате их осмысления.
Примеры упражнений:
сегодня я узнал…
- было интересно…
- было трудно…
- я выполнял задания…
- я понял, что…
- теперь я могу…
- я почувствовал, что…
- я приобрел…
- я научился…
- у меня получилось …
- я смог…
- я попробую…
- меня удивило…
- урок дал мне для жизни…
- мне захотелось…
«Лесенка успеха» – нижняя ступенька, у «человечка» руки опущены – у меня ничего не получилось; средняя ступенька, у «человечка» руки разведены в стороны – у меня были проблемы; верхняя ступенька, у «человечка» руки подняты вверх – мне всё удалось.
- «Наряди ёлку» – успешно выполнил задание – повесил шарик, были ошибки – шарик остался возле ёлки.
«Дерево успеха» – зелёный лист – нет ошибок, жёлтый лист – 1 ошибка, красный лист – 2-3 ошибки.
«Поезд» На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока. Детям предлагают опустить «веселое личико» в тот вагончик, который указывает на то задание, которое было интересно выполнять, а «грустное личико» в тот, который символизирует задание, которое показалось неинтересным. Можно использовать только один жетон усмотрению ученика
«Поляна». На доске – поляна из цветов, над каждым цветком – этап урока – (работа с текстом, фонетическая зарядка и т. д.). Перед каждым ребенком – бабочка. Вы предлагаете детям прикрепить свою бабочку на тот цветок, какой вид деятельности ему понравился больше всего.
Важно помнить, что в младшем школьном возрасте у ребёнка происходит осознание личного отношения к миру, складывается характер. В формировании трудолюбия, прилежания, дисциплинированности, аккуратности важную роль играет характер и результативность учебной деятельности. Учитель в силах сделать её интересной и плодотворной, подготовить своих учеников к успешной учёбе в средней школе.
Источник