Гармоничное развитие личности ребенка средствами музыки
«Роль музыки в гармоничном развитии личности дошкольника» Консультация для родителей музыкального руководителя Ханеевой С.Ю.
Музыка – могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие.
В.А.Сухомлинский
Музыка занимает особое, уникальное место в воспитании детей дошкольного возраста. Это объясняется и спецификой этого вида искусства, и психологическими особенностями дошкольников. Зачем нужна музыка? А ведь она необходима для правильного развития их детей. Вот уже более 100-и лет назад специалистами был доказан факт того, что ребёнок в материнской утробе способен по-разному реагировать на различные звуки, доходящие до него из внешней среды. Музыка, которую слушает будущая мать, оказывает влияние на самочувствие ребенка, а может быть, уже и формирует его вкусы и предпочтения. Музыку называют «зеркалом души человеческой», «эмоциональным познанием» (Б.М. Теплов): она отражает отношение человека к миру, ко всему, что происходит в нем и в самом человеке. А наше отношение – это, как известно, наши эмоции. Значит, эмоции являются главным содержанием музыки, что и делает ее одним из самых эффективных средств формирования эмоциональной сферы ребенка. Эмоциональная сфера является ведущей сферой психики в дошкольном детстве. Она играет решающую роль в становлении личности ребенка, регуляции его психических функций, а также поведения в целом. Мир музыки открывает возможности развивать музыкальные способности ребёнка, творить вокруг красоту и гармонию жизни, раскрывать его эмоционально-чувственную сферу.
Эстетическая роль музыки заключается в воспитании эстетической и этической восприимчивости и отзывчивости. Чувства (эмоции) радости и горя, наслаждения и боли, возвышенно-героического и низменного, красивого и безобразного как бы вызываются и упражняются музыкой. Под влиянием музыки происходит формирование эстетического вкуса как ядра ценностных ориентаций в художественной картине мира, развивается способность эстетического созерцания и самоуглубления.
Музыка несет в себе не только эмоции; в процессе музыкальной деятельности ребенок знакомится с историческими эпохами, личностями, усваивает лучшие образцы поэзии, литературы, даже некоторые математические и физические понятия, связанные со звуком, при этом формируется направленность на познание мира и самого себя. В этом познавательная роль музыки.
Воспитывающая роль музыки состоит в формировании гуманного отношения к миру, в присвоении личностью эмоционального начала извечных человеческих ценностей – любви, красоты, добра, человеческого достоинства, жизнелюбия. Музыка является предметом и источником духовного общения, совершенствования. Огромна роль ее в передаче народных, национальных ценностей и традиций.
Развивающая роль занятий музыкой определяется художественно-творческим характером музыкальной деятельности, направленностью на самовыражение, самосозидание. Освоение музыки помогает развить мышление – образное и логическое, абстрактное и конкретное; музыка формирует чувство ритма и гармонии, наблюдательность, память, воображение, голосовой аппарат, мелкую моторику пальцев.
Психологами установлено, что музыка способна воздействовать на чувства человека, она может пробудить соответствующие ей мысли, воздействовать на сознание. На фоне переживаний музыки зарождаются духовно–нравственные качества, которые делают человека добрее, мудрее, искреннее, а значит, счастливее.
Мир эмоций ребёнка ограничен в своих проявлениях: его радуют и огорчают лишь доступные ему явления жизни. Введение ребёнка в мир музыки побуждает его к эмоциональному сопереживанию и осознанию не только музыки, но и жизненных ситуаций. Музыка способна научить детей сопереживать, чувствовать, мыслить. Воздействуя на эстетические чувства, она направляет ребёнка в область нравственных переживаний, а значит, к сознательному отрицанию злого, безобразного и признанию доброго, нравственного. Нравственные и эстетические качества очень важны для человека, для формирования культурной личности. И чем раньше малыш начнёт это осознавать и принимать, тем больше общечеловеческих качеств будет заложено в его личности.
Благодаря музыке и музыкальному искусству, ребёнок учится тонко воспринимать происходящее вокруг, в нём раскрываются искренность и открытость, чуткость к проблемам окружающих. Разнообразные чувства, возникающие при восприятии музыки, пробуждают у него фантазию, обогащают духовный мир. Музыка способна захватывать миром звуков и уносить в мир красоты и вдохновения.
Музыка не только способствует общему развитию, но и обладает целебными свойствами. Положительное терапевтическое влияние музыки и в целом искусства на развитие человека уже хорошо известно. До эпохи Ренессанса музыка считалась одним из главных предметов в общей системе образования. Музыкантами были и ученые, и политики. И только в современной культуре искусство оказалось растоптанным технической цивилизацией. Но именно исследования последних лет в области физиологии мозга возвращают искусству ту важную роль в развитии человека, которая по праву должна ему принадлежать. Как в Европе, так и в США, они доказывают, что увеличение количества занятий музыкой и живописью помогает ученикам в усвоении математики и языков. Средствами музыки мы можем изменять такт дыхания, снижать кровяное давление, убыстрять или замедлять обменные процессы в человеческом организме, уменьшать физическую усталость и стресс, ослаблять нагрузку на органы чувств, уменьшать боль. Музыкальная логика и математика развивают мышление, даже упражнение пальцев при игре на музыкальных инструментах укрепляет мозговые клетки . В своей книге “Здоровье по нотам” С.В. Шушарджан говорит о благотворном влиянии на здоровье человека напевного, протяжного произнесения гласных звуков.Так, звук “а — а” массирует глотку, гортань, щитовидную железу; звук “о — о” оздоровляет среднюю часть груди; звук “о — и — о — и” массирует сердце; звук “и — э — и” воздействует на мозг, почки, железы внутренней секреции; звук “а — у — э — и” помогает всему организму в целом. (Каждый звук произносится 3 — 4 раза).
- Как показывают исследования, под влиянием музыкальных впечатлений начинают разговаривать даже инертные дети, с замедленным умственным развитием, которых, казалось, никакими усилиями не расшевелить. Дети, занимающиеся музыкой, отмечают венгерские и немецкие учёные, обладают лучшей реакцией, легче усваивают счёт, лучше ориентируются в пространстве. Была отмечена также прямая связь между музыкальными и математическими способностями.
- Занятия музыкой – это чаще всего коллективные занятия, поэтому они становятся и уроками общения. Дети учатся слышать друг друга, взаимодействовать друг с другом.
Музыка создаёт благоприятный фон и для общения в кругу семьи. Семья – первая социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребенка, здесь он обучается жить подлинной социальной жизнью, общей с другими людьми: делить горе и радость, ощущать единство с родными людьми.
Советы родителям.
- Самой простой естественной формой включения музыки в жизнь ребёнка может и должно быть пение взрослого, которое органично сопровождает различные моменты жизни, а именно: колыбельные, чтобы успокоить малыша при укладывании спать; пестушки, потешки, приговорки – для развлечения, оздоровления и развития ребёнка; протяжные и лирические песни – во время какой-то работы и т.д.
Кроме того, последние исследования показали, что с помощью певучих колыбельных у ребенка постепенно формируется фонетическая карта языка, он лучше воспринимает и запоминает эмоционально окрашенные слова и фразы, а значит, раньше начнет разговаривать.
Недавно ученые из Геттингенского университета в Германии провели эксперимент: на группе добровольцев изучили влияние различных медикаментозных средств и колыбельных песен на качество сна. Мелодии оказались намного эффективнее медикаментов: после их прослушивания сон у испытуемых был крепким и глубоким. Музыка — лучший психотерапевт. Когда человек засыпает под нежные мелодии, он всю ночь видит хорошие сны.
- Полезно закреплять полученные впечатления, расспрашивая о пребывании в детском саду, предлагать спеть песню, станцевать или нарисовать особенно запомнившееся.
- Как можно чаще устраивать совместные дуэты с мамой, папой, бабушкой, что способствует взаимопониманию и формирует любовь к пению.
- Важно постоянно развивать слуховое восприятие детей – в первую очередь внимание и память. Водите детей не только смотреть – водите их слушать капель, журчание ручья, шелест листьев и скрип снега, пение птиц и колокольные перезвоны. Эти звуки несут радость и здоровье вашим детям. С них начинается приобщение к звуковой картине мира, к внимательному вслушиванию в его звуковую палитру.
- Слушать музыку желательно каждый день, но не более чем 5 минут для младших дошкольников, 10 минут – для старших.
- Вы можете организовать со своими детьми игры со звуками, которые помогут детям лучше научиться слушать, различать и самостоятельно производить звуки разной силы и разной окраски, сознательно комбинировать эти свойства звука.
Важной задачей, стоящей перед образовательным учреждением и семьей является формирование восприятия музыки во взаимосвязи с литературными произведениями, живописью и театром. Вместе с родителями дети должны принимать участие в инсценировках, театральных постановках, литературно-музыкальных композициях. Музыка оказывает благотворное влияние на развитие всех сфер личности ребенка: на формирование его умственных, физических, творческих способностей. – формирование готовности к дальнейшему обучению; – развитие навыков общения и соучастия: контактности, доброжелательности, взаимоуважения; – формирование у детей качеств, способствующих самоутверждению личности: самостоятельности и свободы мышления, индивидуальности восприятия.
Источник
Лилия Анатольевна Овечкина
Музыкальный руководитель
« Музыкальное занятие как средство воспитания гармоничной личности »
По мнению многих родителей, занятия музыкой так мало дают ребенку для жизни, ведь куда полезнее заниматься спортом или изучать иностранный язык.
Стоит ли каждому ребенку заниматься музыкой?
На этот счет у современной музыкальной педагогики разногласий нет. Учить музыке надо всех детей без исключения.
Каковы же задачи современного музыкального воспитания и что же на самом деле дают вашему ребенку музыкальные занятия?
Сегодня мы все хотим научить детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умеющими импровизировать, решать проблемы творчески, верить в свои силы. Во времена быстрых перемен, подобно нашему, дети нуждаются в гибкости, независимости мышления, приспосабливаться и меняться, пробовать и ошибаться, пока нужное решение не будет найдено. И для достижения этой цели нет лучшего средства, чем уроки музыки, уроки музыкальной импровизации, активного творческого музицирования, которые станут для детей уроками жизни. Мы живем во время, когда окружающий нас мир активно меняется. И система образования не остается в стороне от перемен, в настоящее время она также претерпевает изменения и активно обновляется. Современная система дошкольного образования постепенно уходит от учебно-дисциплинарной системы воспитания, становится более ориентированной на личность ребенка. Это значит, что цель ее уже не только вложить в ребенка необходимые навыки и умения, но и воспитать в нем гармоничную личность, создав для этого максимально комфортные условия. Осуществление этой задачи реализуется посредством развития интегративных качеств дошкольников, то есть тех его качеств и свойств, которые в своей совокупности и создают его индивидуальность.
Что включают в себя интегративные качества?
Посещая дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) ребенок получает море впечатлений, ведь там он играет и общается, получает новые навыки и применяет их на практике, задает вопросы и получает на них ответы, учится сопереживать и делиться эмоциями, соблюдать правила, планировать свои действия и подчиняться распорядку. Все выше перечисленное является показателями развития интегративных качеств личности ребенка. Для того чтобы развитие ребенка стало гармоничным и всесторонним необходимо, чтобы уровни развития всех его интегративных качеств были одинаково высоки.
Как развиваются интегративные качества на музыкальных занятиях?
Помимо того, что главная задача музыкального занятия это воспитание культуры чувств, нравственности, приобщение к ценностям культуры, это еще и развитие в ребенке интеллектуального, эмоционального начала и творческих способностей. Главный девиз музыкального занятия: «пережить, понять, творить».
Само по себе музыкальное занятие является интегративным, так как включает в себя несколько разнообразных видов деятельности, в результате которых решается несколько задач. Дети свободно переключаются от одного вида деятельности к другому, при этом в памяти у них остаются самые яркие и интересные моменты. Задача интегративных занятий не только вложить в ребенка новые знания и умения, но и превратить его в активного участника процесса обучения, не давать ему заскучать, дать возможность самому принимать решения и делать выводы. Использование различных видов деятельности в течение занятия поддерживает внимание воспитанников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности занятий.
Виды деятельности на музыкальном занятии
• Восприятие музыки.
• Музыкально- ритмическое движение
• Пение
• Музицирование
• Танцевальное творчество
. Игры хороводы.
Психологи, педагоги, выдающиеся композиторы отмечают: для того, чтобы полюбить музыку, надо, прежде всего, научиться ее слушать.
Слушание – один из трудных разделов музыкального воспитания дошкольников, но тем не менее очень нравится детям.
Думаю, что навыки умения слушать музыку ,понимать и любить ее, сохранятся у детей на всю жизнь. Во время беседы у ребенка развивается речь, мышление, обогащается словарный запас, расширяется кругозор. Новые знания о музыке, композиторах, музыкальных инструментах преподносятся в интересной форме. В поисковых ситуациях дети учатся нестандартно мыслить, высказывать свое мнение.
Музыкально-ритмические движения
Ребенок познает мир в движении, и чем многограннее эти движения, тем больше жизненный опыт малыша. Ребенок учится двигаться в соответствии с характером музыки, чувствовать ритм,
передавать разные образы. Этот вид деятельности развивает крупную и мелкую моторику,координацию движений, умение ориентироваться в пространстве. Помимо основных движений, дети учатся находить свои способы выражения в пластических этюдах, импровизациях.
Пение
Одним из важнейших и доступных видов музыкальной деятельности является пение.
Голос ребенка естественный инструмент, которым он обладают с ранних лет. Вот почему пение все время присутствует в жизни ребенка, заполняет его досуг. Пение развивает голосовой аппарат, укрепляет голосовые связки, улучшает речь, дыхание.
Пение самый мощный оздоравливающий вид деятельности. Пение развивает эстетический вкус ребенка, укрепляет память, учит взаимодействовать в коллективе, оценивать себя и других, это всегда положительные эмоции.
Игра на музыкальных инструментах доставляет огромную радость детям. Если учить детей систематически и последовательно, то в подготовительной группе все дети смогут играть на разных музыкальных инструментах. Работа в оркестре формирует коллектив, дети учатся вместе переживать, радоваться успехам. Для многих ребят игра на инструментах помогает выразить свои чувства, настроение. Эта деятельность открывает перед детьми новый мир звуков.
И наконец, последний, пятый вид музыкальной деятельности музыкальная игра – драматизация. Этот вид деятельности – один из самых любимых и популярных у детей и взрослых. Лучше всего формирование и развитие интегративных качеств дошкольников происходит в игре. Игра для дошкольников – самый лучший способ обучения, познания окружающего мира, моделирования жизненных ситуаций, недоступных для них в реальной жизни.
Источник
Катя Горбачёва
Формирование личности дошкольника средствами музыки
На протяжении всей жизни каждый человек, как личность, является продуктом воспитания и формирования на его жизненном пути. Наука психология и педагогика в разрезе общего и узкого изучения к вопросу формирования личности подходит с позиции знаний теоретического аспекта, методологических подходов, научных исследований, результатов экспериментов. Если рассматривать непосредственно формирование личности дошкольника, то здесь важное педагогические значение в развитии ребенка имеет воспитание и сами этапы формирования его как личности.
В формировании личности дошкольника неотъемлемую и достаточно главную роль помимо родителей занимают воспитатели и педагоги, при помощи которых каждый ребенок может получить необходимые знания и умения, которые пригодятся ему в настоящем и будущем. И как следствие в формирование целостной личности ребенка важную роль играет правильно организованный учебно-воспитательный процесс в детском дошкольном учреждении и непосредственное воспитание ребенка в семье. К примеру, А. И. Щербаков подчеркивает, что успех учебно-воспитательной деятельности педагога зависит, от его готовности выполнять свои функции и от умения устанавливать внутренние связи между ними, определять содержание своих действий и метода их реализации.
В дошкольном возрасте гармоничное сочетание умственного и физического развития, нравственной чистоты, эстетического отношения к искусству является необходимым условием формирования целостной личности ребенка. Огромно и влияние музыки на формирование эмоциональной сферы личности ребенка. Музыка радует, создает бодрое на-строение, заставляет грустить, переживать, развивает чувство красоты, направляет на добрые дела, следовательно, формирует прекрасное. «Прекрасное, побуждает доброе», – говорит композитор Д. Б. Кабалевский, а значит значение музыки велико. В нашем случае в учебно-воспитательном процессе для формирования личности ребенка важную роль играет музыка и музыкальное воспитание. Музыкальное занятие несет в себе возможность формирования у детей таких сложных чувств и отношений, как любовь к Родине, к родному городу, к природе, уважение к старшим и другое. Музыкальное воспитание включает в себя музыкальное развитие, и как положительный результат всего – это формирование личности ребенка средствами музыки в процессе активной музыкальной деятельности.
Процесс активной музыкальной деятельности зависит от правильно организованного учебно-воспитательного процесса педагога по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста, который основывается на знании и применении современного уровня развития теории и методики музыкального воспитания; умении правильно выбирать наиболее рациональные и эффективные методы работы; умении направлять работу всего педагогического коллектива на выполнение поставленных целей и задач; поиск творческих форм и методов музыкального воспитания; внедрения передовых и инновационных достижений науки и практики в области искусства; создание оптимальных и качественных условий для работы в содержании музыкального воспитания; обеспечение современным оснащением на занятиях с целью получения положительной динамики в формировании личности дошкольника средствами музыки на современном этапе обучения. Эффективность музыкального воспитания зависит от педагогического опыта, который включает наличие совокупности практических знаний, умений, навыков, приобретаемых педагогом в ходе учебно-воспитательной работы по музыке.
Одна из главных задач в деятельности музыкального руководителя это умение сформировать у детей отношение к музыкальному искусству как к культурной ценности (в свою очередь духовной и интеллектуальной, заинтересовать их музыкой, разбудить и развить эстетические чувства, ощущение и понимание красоты музыки, тем самым существует реальная возможность воплотить в каждом дошкольнике развивающую и интересную личность, способную чувствовать, понимать, рассуждать, находить и отличать доброе от злого, жалеть и сопереживать, радоваться и грустить.
При этом музыкальный руководитель должен обладать высокой культурой, эрудицией, уметь передать воспитанникам свою увлеченность музыкой, сформировать в них начала музыкального вкуса и музыкальной культуры. Дети под руководством педагога накапливают разнообразные музыкальные впечатления, воспитываются на вы-сокохудожественных образцах музыкального искусства, воспринимают «интонационный словарь» разных эпох и стилей, слушают музыку в профессиональном исполнении (на фортепиано или в аудиозаписи). Получить полноценные музыкальные впечатления дошкольники могут лишь в том случае, если музыкальный руководитель хорошо знает репертуар, умеет отобрать музыкальные произведения (или их фрагменты, доступные детям по эмоционально-образному содержанию, увлекательно преподнести их (ярко исполнить и пояснить, применить приемы контрастных сопоставлений разных видов, выявить проблемные задания и т. д.).
Яркий эмоциональный отклик на музыку рождает у детей положительное отношение к ней, что является непременным условием для формирования ценностных ориентаций личности. Большое значение имеет форма преподнесения материала, это тон речи, ар-тистизм музыкального руководителя. Важен индивидуальный подход – это внимание к склонностям и предпочтениям детей. Педагог должен помнить, что дошкольникам необходима новизна впечатлений, и уметь применять вариативную структуру занятий, разные формы организации музыкальной деятельности.
Формируя способности к восприятию эмоционально-образного содержания музыки и ее элементарной оценке (эмоциональной и рациональной) на высокохудожественных произведениях мировой музыкальной классики и народной музыки, педагог закладывает в личности ребенка основы музыкального вкуса, особенности музыкальной культуры. И как же патриотически и педагогически нам важны сформированные у дошкольников знания по классической и народной музыке, новой российской музыкальной идеи, способной сформировать в личности ребенка множество разносторонних моральных и духовных качеств, патриотических чувств, любовь к Родине и природе, любовь к человеку и обществу, любовь к искусству через свойства музыки.
Формирование эмоций также включены в систему ценностей личности дошкольника. Музыка в силу специфики ее содержания расширяет представления дошкольников о чув-ствах, воспитывает способность к сопереживанию и в жизни. Чтобы успешно реализовать эти функции педагог должен обладать собственной музыкальной культурой, знать разнообразный музыкальный репертуар, интересные детям сведения о музыке, произведениях музыки, уметь передать каждому ребенку свое увлечение ею.
Педагог обогащает музыкальные впечатления, используя игры, инсценировки разучиваемых песен, предлагая детям повторить фрагменты праздничных утренников, наиболее понравившиеся им. Он может обращаться и к произведениям, не звучавшим на занятиях. Это музыкальные сказки и музыкальные фильмы, озвученные музыкой. Они не требуют развернутой беседы о музыке, а лишь привлечения внимания детей к ее характеру, смене настроений. Для того чтобы обучать детей игре на детских музыкальных инструментах, свободному музицированию в пении, музыкально-ритмическим движениям, воспитатель должен сам владеть исполнительскими навыками и умениями (играть на музыкальных детских инструментах, петь, красиво двигаться, знать методику музыкального воспитания, уметь применять разнообразные методические приемы для развития у детей исполнительских умений, которые также гармонично влияют на формирование личности ребенка посредством средств музыки.
Каждый педагог, организовывая музыкальную деятельность детей, должен учитывать их желания, склонности, качества личности в отдельности. При этом должен уметь выбирать и подбирать тон речи, стиль общения. Определяя вышеизложенное можно говорить о том, что педагог-воспитатель, пользующийся у детей авторитетом, может быстрее добиться успеха в формировании личности дошкольника средствами музыки. Тем самым правильно информируя детей о системе музыкальных ценностей на художественном языке музыкального искусства с помощью образного слова и других методов и приемов, развивать музыкальные способности, мобилизовать внимание, формировать положительное отношение к музыке, ценностные ориентации личности. Выполняя данную ключевую роль, у педагога существует возможность посредством выбранных средств музыки достичь и решить ряд педагогических и воспитательных задач в музыкальном воспитании и формировании личности в отдельности с учетом психологических особенностей каждого ребенка.
Источник