Гармоничное развитие личности каждого ребенка

Гармоничное развитие личности каждого ребенка thumbnail

Рождение ребенка – это не только огромное счастье, но и большая ответственность для родителей. Ведь именно от мамы и папы зависит, насколько развитым в физическом, психическом и эмоциональном плане вырастет их малыш. Задача родителей состоит не в том, чтобы просто постоять в сторонке, наблюдая за тем, как растет их ребенок. Им нужно постараться помочь малышу в том, чтобы он вырос разносторонней личностью. В нашей статье рассмотрим, что такое гармоничное развитие детей. Обязательно остановимся на методах и принципах воспитания, расскажем о необходимости создания условий для всестороннего развития ребенка, представим советы и рекомендации от психологов.

Что такое гармоничное развитие личности ребенка?

Что такое гармоничное развитие

Воспитание детей представляет собой сложный и ответственный процесс. А главной целью, так называемым идеалом, является «создание» гармонично развитой личности. Вот только подобрать какой-то единый шаблон, который подойдет именно конкретному ребенку, невозможно, поскольку каждый человек, начиная с момента его появления на свет, – это индивидуальность.

Гармоничное развитие личности ребенка как цель предполагает воспитание всесторонне развитого человека: физически, психологически, интеллектуально. Все эти стороны одинаково важны и всячески дополняют друг друга. Невозможно достичь гармонии в целом, если не уделить достаточно внимания каждой составляющей:

  1. Физическое развитие предполагает развитие тела. Здоровый, сильный и выносливый человек будет легко воспринимать разные энергетические потоки.
  2. Психологическое развитие затрагивает эмоциональную сферу, душу. Начиная с детских лет, человек учится овладевать искусством, ценить красоту и т. д.
  3. Интеллектуальное развитие. В течение своей жизни человек должен познать мир и себя. Задача мамы и папы состоит в том, чтобы помочь ребенку реализовать свои умственные способности по максимуму.

Родители должны объединить все три составляющие воедино и создать все необходимые условия для всестороннего развития их чада.

Когда начинать воспитывать ребенка?

Младенческий возраст является первой ступенью на пути к гармоничному развитию. Дети впитывают всю информацию как губка, поэтому заниматься их воспитанием и формированием интеллектуальных способностей следует с самого рождения – в три или пять лет может быть уже поздно. Ученые, исследующие человеческий потенциал, пришли к выводу, что 1,5-2 года – это оптимальный возраст, чтобы научить ребенка читать.

Общепринятые методики, применяемые сегодня, направлены не на гармоничное развитие личности, а на воспитание человека, удобного обществу. Они основаны на том, чтобы буквально вбить в голову ребенка знания, сделать его послушным для родителей, вежливым для учителей и т. д. При этом родителям, которые хотят, чтобы их малыш рос гармонично развитым, не стоит особо надеяться на детские сады и школы. Нужно не возлагать обязанности по воспитанию на государственные структуры, а заниматься этим самостоятельно. Но главное, что делать это нужно с любовью к своему ребенку.

Общие принципы гармоничного развития

Общие принципы гармоничного развития детей

При воспитании детей следует придерживаться следующих принципов:

  1. Не нужно внушать ребенку мысль, что взрослые умнее детей, только потому, что они их старше.
  2. Не учить детей, а побуждать у них интерес к обучению, чтобы они смогли научиться этому сами.
  3. Не заставлять детей заниматься чем-либо без их желания, стараться не использовать меры принуждения по отношению к ним, за исключением тех случаев, когда без этого никак не обойтись.
  4. Взрослые должны считаться с выбором ребенка и соглашаться с ним, только если он (выбор) не способен навредить их здоровью.
  5. Процесс получения знаний важнее результата.

Для всестороннего гармоничного развития ребенка важно уделить достаточно времени образованию души. Это понятие включает в себя занятие искусством, общение с природой, познание законов природы и законов, по которым живут люди, умение любить себя и близких. В этом отношении не стоит особо полагаться на учреждения образования. Самое хорошее воспитание и развитие ребенку могут дать его любящие родители.

Методы воспитания

В процессе гармоничного развития детей применяются следующие методы воспитания:

  1. Внушение. Метод предполагает воздействие на эмоции, чувства ребенка, а через них на его волю и ум. В результате внушения или самовнушения человек начинает переживать за свои поступки, анализировать их.
  2. Убеждение. В основе этого метода лежат логические выводы, сделанные ребенком. Убеждение способствует формированию взглядов или понятий. Для реализации метода используются басни, отрывки из литературных произведений, исторические аналогии.
  3. Упражнение. Цель этого метода – формирование навыков и привычек в результате многократного повторения аналогичных действий, доведения их до автоматизма.
  4. Поощрение. Метод представляет собой положительную оценку действиям ребенка. Это одобрение, похвала, благодарность, награда. Поощрение воспитывает уверенность в себе и в собственных силах.

При выборе того или иного метода воспитания важно учитывать возраст ребенка, его возрастные и личностные особенности.

Физическое развитие детей

Физическое развитие детей

Гармония представляет собой развитие всех сторон деятельности человека. И тело, и душа должны развиваться в равной степени. Если родители хотят, чтобы их малыш был здоров, умен и жизнерадостен, в процессе его воспитания они обязательно должны уделить внимание его гармоничному физическому развитию.

Ребенок, которые получает посильные физические нагрузки, увеличивает свои функциональные возможности. Он учится рационально использовать свои внутренние запасы энергии и успевать гораздо больше сверстников. Одновременно с физическими нагрузками происходит развитие интеллекта. Совсем необязательно (хотя это пойдет только на пользу) отдавать ребенка на спортивные секции. Достаточно заменить их ежедневной зарядкой и активными прогулками (с велосипедом, самокатом, роликовыми коньками и т. д.).

Что нужно для всестороннего развития ребенка 1 года жизни?

Гармоничное развитие детей 1 года жизни

У малыша, которому еще не исполнилось и 12 месяцев, уже имеется огромный потенциал для развития. Поэтому задача родителей состоит в том, чтобы использовать его в полной мере. А для этого им следует соблюдать некоторые правила:

  1. Создать для ребенка развивающую атмосферу. Речь идет не только о дорогих и функциональных игрушках, но и о совместных прогулках с изучением всего, что окружает малыша вокруг: деревьев, насекомых и т. д.
  2. Носить ребенка на руках. В непосредственной близости от мамы малыш чувствует себя в безопасности, а значит, растет более психологически устойчивым и спокойным.
  3. Много разговаривать с ребенком. Для гармоничного развития детей в семье важно с рождения формировать у ребенка позитивное отношение к миру. Сначала это происходит через ласковые обращения к крохе, а немного позже через веселые песенки, потешки и прибаутки.
  4. Не сравнивать своего ребенка с другими детьми. В каждом малыше заложены свои врожденные способности, поэтому не стоит пытаться кого-то перегнать в развитии и требовать непосильных результатов.

Условия гармоничного развития ребенка дошкольного возраста

Гармоничное развитие дошкольника

К таким условиям относятся:

  1. Наличие взрослого рядом. Речь идет о близком человеке, маме, папе или бабушке, к которому ребенок может в любую минуту сесть на колени, обнять его, поделиться секретами. И очень ошибаются те родители, которые считают, что четырехлетний ребенок меньше нуждается в маминой любви и ласке, чем младенец.
  2. Одинаковые принципы воспитания в семье. Ребенок только тогда сможет их понять, когда все правила будут едины: если наказывают, то сразу и мама и папа и т. д.
  3. Развитие ребенка в игре. Со временем малыш должен познакомиться не только с простыми игрушками, но и сюжетными играми, и с ролевыми. И в этом ему помогут мама и папа.
  4. Умеренные нагрузки. Для гармоничного развития детей дошкольного возраста важны ежедневные прогулки, музыкальные занятия с разучиванием песен, зарядка. Но не стоит перегружать малыша секциями и домашними занятиями. Всему свое время.
  5. Пример для подражания. Вряд ли ребенок будет есть полезную цветную капусту, если родители питаются жареной картошкой. Чтобы ребенок рос здоровым и успешным, ему нужен пример для подражания.
  6. Личное пространство. Ребенок нуждается если не в отдельной комнате, то хотя бы в своем собственном уголке.
Читайте также:  Гармоничное развитие ребенка доман г как

Особенности гармоничного развития подростка

Гармоничное развитие подростков

Начиная с девятилетнего возраста с ребенком происходят как физические так и эмоциональные перемены. Все чувства и эмоции проявляются очень бурно. Подростки становятся слишком раздражительными, обижаются по пустякам. Следует знать, что такие изменения вполне естественны для этого возраста.

В подростковом возрасте могут возникнуть сложности в общении со сверстниками и с родителями. В этот период важно не оказывать сильного давления на ребенка (особенно путем внедрения системы запретов), постараться найти с ним общий язык. Для гармоничного развития подростка необходимо:

  • научить его управлять своими эмоциями;
  • избегать категоричности и максимализма;
  • мыслить позитивно;
  • обеспечить рациональное питание, достаточное время для сна и отдыха;
  • контролировать учебу;
  • следить за соблюдением распорядка дня.

Несмотря за загруженность, постараться найти время на общение с ребенком, прогулки на свежем воздухе, отдых на природе, занятия физкультурой и спортом.

Рекомендации по воспитанию и гармоничному развитию личности

Рекомендации по гармоничному развитию личности

Следующие советы психологов будут очень полезны для родителей детей любого возраста:

  1. Принимать ребенка таким, какие он есть.
  2. Не считать, что ребенок является его собственностью.
  3. Любить своего ребенка, быть честным с ним и терпеливым по отношению к своему малышу.
  4. Не относиться к воспитанию слишком серьезно.
  5. Уважать своего ребенка.
  6. Предоставить ребенку свободу в его развитии и в выборе того, чем он хочет заниматься.

Использование самых лучших современных методик будет совершенно бесполезным для гармоничного развития детей при отсутствии любви и понимания со стороны его родителей.

Источник

Новое поколение всегда рождается умнее, чем предыдущее. Это хорошая новость, но она не отменяет необходимости занятий с ребенком.

Дети способны соответствовать всем происходящим в мире изменениям. Задача родителей – помочь малышу освоить те навыки и умения, которые пригодятся ему во взрослой жизни.

Лучше успеть сделать это еще до поступления в детский сад, то есть до момента столкновения с системой. Тогда ребенку будет легче сохранить свою индивидуальность и адаптироваться к меняющимся условиям жизни.

1. Побуждаем к действию!

Малыш сам стремится к развитию, но пока не знает, что он может изучить. Ваша задача – поймать и не упустить нужный момент. Крохе мы даем в руки погремушки и предметы с различной фактурой, чуть позже знакомим его с книгами, пазлами, пирамидками, конструктором. Именно с этого и начинается замечательное путешествие в мир знаний.

В первые годы своей жизни дети получают знания естественным образом, через действие. Поэтому методики развития и направлены на опыт практической деятельности. Еще совсем недавно было модно с раннего возраста учить чтению, письму, языкам. Но, как оказалось, это не избавляет от проблем с обучением в старшем возрасте.

2. Хвалим правильно!

Мы привыкли хвалить малышей за малейшее усилие, за то, что они хорошо кушают, сами ходят на горшок, рисуют и собирают свои игрушки. Но уже совсем скоро Вы не станете отмечать все это похвалой.

Своими словами мы приучаем детей к оцениванию. Но в школе никто не будет ставить «пятерки» лишь за старание, там важен результат. Получается, что ребенка вообще нельзя хвалить?

На самом деле всегда важно отмечать те качества характера, которые привели кроху к успеху: усидчивость, терпение, настойчивость, трудолюбие. Вполне возможно, что вам это покажется глупым. Но присмотритесь, как реагирует малыш. Он узнает о себе много нового, у него формируется правильная самооценка, он учится критически оценивать свои действия. Не будет стремления получить похвалу любой ценой, а главное, формируется понимание того, почему же он молодец.

3. Показываем, как все устроено!

Дети всегда повторяют действия старших – вначале наблюдают, затем копируют. Иногда для этого необходимо несколько попыток. Простой пример – нанизывание на пирамидку разноцветных колечек. Вы показываете, а малыш, не всегда удачно, пытается повторить. И вдруг у него все получается, быстро и легко!

Поэтому так важно учить ребенка играть новыми игрушками, демонстрировать, что с ними можно делать.

4. Переживаем неудачи!

Очень важно научить малыша проигрывать достойно, примирить с этим. Поначалу всем детям такое дается непросто. Любой проигрыш в игре, допущенная ошибка, неудачная попытка что-либо сделать приводят к слезам, истерикам, капризам. При этом следите за тем, чтобы это не отбивало у ребенка желания продолжать добиваться своей цели.

Для этого попробуйте озвучить за него те чувства, которые он испытывает, но еще не умеет выражать словами: «Я знаю, что тебе сейчас больно и обидно. Но ты старался, сумел проявить лучшие качества. Я верю, что в другой раз ты обязательно выиграешь». А в случае повторной неудачи не забудьте отметить не только старание малыша, но и его смелость, риск, полученные новые навыки в игре.

5. Учимся взаимодействовать!

Насколько часто Вы вместе что-либо делаете? Игрушки-самоделки, различные поделки, настольные игры, конструирование, складывание пазлов… Важно, чтобы мама умела сдерживать себя, не делала все за ребенка, а лишь помогала ему в случае необходимости.

Любая подобная деятельность очень полезна. Каждый из участников учится работать в команде, прилагать усилия ради общего результата, уважать мнение партнера, наслаждаться как процессом, так и результатом.

6. Принимаем нестандартные решения!

В детской реальности все возможно – и красные слоны, и фиолетовые волки, и оранжевые верблюды. Не нужно исправлять рисунки, доказывая малышу, что так не бывает. Наоборот, важно сохранить и развить это качество. Не доверяйте утверждениям, что арбуз всегда круглый и зеленый в полоску. Сейчас можно найти в продаже продолговатые арбузы самых разных оттенков. Просто потому, что однажды кто-то подошел к селекции этих ягод нестандартно…

Хотите почаще выбираться с ребенком “в свет” и путешествовать, а не сидеть всё время дома и в песочнице во дворе?

Закажите готовый детский набор игрушек в дорогу и для игр вне дома от бренда Ребёнок Занят на сайте>>> (10+, 20+, 30+ или 50+ предметов) и перспектива оказаться с ребёнком в кафе или на выставке не покажется уже такой пуающей: у Вас под рукой будет целый арсенал интересных и новых “развлекашек” для ребёнка!

Вы бесплатно получите еще ряд полезных «плюшек» и блокнот с советами/полезностями внутри, сможете указать имя ребёнка на сумке с набором, которая, к тому же, пригодится Вам в будущем еще не раз.

Кстати, такие детские наборы часто заказывают в качестве подарка детям и их родителям (а что может быть ценнее, чем спокойствие и немного свободного времени!).

Подобрать набор по возрасту и полу ребёнка можно в нашем каталоге на сайте www.busybag.ru

Вам также может быть интересно:

Источник

Гармоничное развитие личности ребенка. Причины, по которым может возникнуть агрессивное поведение и меры предупреждения агрессии

Разработка предназначена для психологов, педагогов дополнительного образования, методистов и родителей.
Цель: ознакомление с мерами предупреждения детской агрессии.
Задачи:
1) обучить конструктивным поведенческим реакциям в проблемной ситуации;
2) научить родителей контролировать себя, свои негативные эмоции;
3) способствовать развитию умения ребенка контролировать свои эмоции, адекватно выражать свои желания.
***
О гармоничном развитии личности человека мы говорим тогда, когда подразумеваем, что в нас развиты несколько сфер одновременно и находятся приблизительно в равном соотношении.
В процессе воспитания ребенка необходимо уделять внимание развитию 5 основных сфер (компонентов). Все они неразрывно связаны друг с другом как сообщающиеся сосуды, все взаимообогащают друг друга, образуя целостную личность и индивидуальность.

Читайте также:  Нарушения в развитии человека ребенка

1 сфера – Общефизическое развитие. Оно является материальной основой жизни организма ребенка. Оно включает в себя собственно физическое развитие, т.е. процесс роста организма, наращивание ловкости, силы, становление физических функций под влиянием условий жизни и видов деятельности. Входит сюда так же специальное физическое развитие, направленное на выполнение особых видов движений, прежде всего сугубо профессиональных. Тесно примыкает сюда еще трудовое развитие. Оно включает в себя устойчивую привычку к трудовому усилию и преодоление связанных с ним тяжелых, неприятных ощущений. Эта привычка постепенно перерастает в качество личности, которые мы называем трудолюбие. Развитие ребенка до степени трудолюбия означает овладение им общими и специальными трудовыми знаниями, умениями и навыками, психологическую готовность к трудовой деятельности, способность получения удовольствия и удовлетворения от процесса труда.

2 сфера – Интеллектуальное развитие. Это важнейший вид человеческого развития. Оно представляет собой формирование у ребенка способности к овладению различными типами мышления (эмпирическим, образным, теоретическим, конкретно-логическим и т.д.). Важной его частью является умение подвергать самостоятельному анализу события и явления действительности, делать самостоятельные выводы и обобщения.

3 сфера – Нравственное развитие. Имеет очень большое значение в жизни ребенка. Оно включает в себя знание основных нравственных норм, правил, твердые социально-ценностные установки, привычки поведения в единстве с устойчивым нравственным чувством, способностью нравственного переживания. Оно предполагает решимость делать выбор поведения с позиций нравственных убеждений.

4 сфера – Эстетическое развитие. Способность активного идейно-эмоционального отклика на эстетические явления искусства и действительности, эстетический идеал и художественный вкус, способность эстетического восприятия, переживания, суждения, оценки.

5 сфера – Эмоциональное развитие. Оно выражается в его способности правильно чувственно откликаться на воздействия явлений окружающей действительности. Оно предполагает так же умение управлять спонтанными эмоциональными побуждениями и реакциями, психическими состояниями.
Неумение ребенка контролировать свои эмоции, адекватно выражать свои желания является одной из проблем данного возраста. Дети становятся более капризными, плаксивыми. Однако, может и проявляться достаточно распространенная негативная эмоция данного возрастного этапа. Агрессивность в данном возрасте, как эмоция, может перерасти в качество личности, если не будет никаких коррекционных вмешательств и воспитательных воздействий.
Неумение ребенка контролировать свои эмоции, адекватно выражать свои желания является одной из проблем детей дошкольного возраста. Дети становятся более капризными, плаксивыми. Однако, может и проявляться достаточно распространенная негативная эмоция данного возрастного этапа – агрессивность. Агрессивность в данном возрасте, как эмоция, может перерасти в качество личности, если не будет никаких коррекционных вмешательств и воспитательных воздействий.
Агрессивность – это свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии.
Агрессия – мотивированное, деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее физический вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), а так же моральный ущерб живым существам (негативные переживания, состояния напряженности, подавленности, страха и т.п.).
Закономерно возникает вопрос – почему дети начинают вести себя подобным образом, откуда берется агрессия.
Дети черпают знания из 3-х источников:
Во-первых – это семья, которая может одновременно демонстрировать агрессивное поведение и обеспечивать его закрепление.
Во-вторых – агрессии дети обучаются при взаимодействии со сверстниками, зачастую узнавая о преимуществах агрессивного поведения во время игр.
В-третьих – дети учатся агрессивным реакциям не только на реальных примерах, но и на символических. В настоящее время практически не вызывает сомнения тот факт, что сцены насилия, демонстрируемые с экранов телевизоров, способствуют повышению уровня агрессивности зрителя, и в первую очередь, детей.
Как известно, семья – первый и самый главный социальный институт ребенка; здесь он начинает знакомиться с окружающим его миром. Следовательно, атмосфера и взаимоотношения в семье оказывают большое, пожалуй, самое главное влияние на развитие ребенка.
Существует непосредственная связь между проявлениями детской агрессивности и стилями воспитания в семье. Пренебрежительное, попустительское отношение взрослых к агрессивным вспышкам ребенка так же приводит к формированию у него агрессивных черт личности. Дети часто используют агрессию и непослушание для того, чтобы привлечь к себе внимание взрослого.
Дети, чьи родители отличаются чрезмерной уступчивостью, неуверенностью, а иногда и беспомощностью в воспитательном процессе, не чувствуют себя в полной безопасности и так же становятся агрессивными. Неуверенность и колебания родителей при принятии каких-либо решений провоцирует ребенка на капризы и вспышки гнева, с помощью которых дети могут влиять на дальнейший ход событий и при этом добиваться своего.

Агрессивность ребенка – это проблема не только для родителей и окружающих ребенка людей, это качество мешает и самому ребенку. Следовательно, коррекционная работа должна вестись как с самим ребенком, так и с окружающими его людьми, в частности, с родителями.
КОРРЕКЦИОННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ С РЕБЕНКОМ
Направления:
1. Обучение приемлемым способам выражения гнева
Существует 4 способа выражения гнева:
а) прямо (вербально или невербально) заявить о своих чувствах, при этом давая выход собственным отрицательным эмоциям;
б) выразить гнев в косвенной форме, вымещая его на человеке или предмете, который представляется разгневанному неопасным;
в) сдерживать свой гнев, «загоняя» его внутрь; в этом случае постепенно накапливающиеся отрицательные чувства будут способствовать возникновению стресса;
г) задержать негативную эмоцию до момента ее наступления, не давая ей возможности развиться; при этом человек пытается выяснить причину гнева и устранить ее в кратчайший срок.

При вспышке гнева у ребенка можно предложить ему сделать следующее:
• комкать и рвать бумагу;
• бить подушку или боксерскую грушу;
• топать ногами;
• написать на бумаге все слова, которые хочется сказать, скомкать и выбросить бумагу.
Можно использовать такое упражнение: «Рисование собственного гнева» (лепить гнев из пластилина, глины).
Для выполнения упражнения понадобятся листы бумаги для рисования, цветные карандаши (пластилин, глина).
1. Попросите ребенка подумать о той ситуации (человеке), которая вызывает максимальное чувство гнева, агрессии с их стороны.
2. Попросите ребенка отметить – в каких частях (части) тела он максимально ощущает свой гнев. Обсудите это с ребенком.
3. Когда ребенок будет рассказывать о своих ощущениях, спросите его – «На что похож твой гнев?», «можешь ли ты изобразить его?»
Чувство гнева, как правило, ассоциируется у детей с огненной лавой, разбушевавшимся вулканом, черным ураганом, драконом, разъяренным тигром, пантерой или конкретным обидчиком, который вызывал столь негативные чувства.
4. Важно обсудить с ребенком его рисунок, проявляя при этом искренний интерес. Отмечаем:
– что изображено на рисунке;
– что чувствовал ребенок, когда рисовал свой гнев;
– может ли он поговорить от лица своего рисунка (это делается для выявления скрытых мотивов и переживаний ребенка);
– изменилось ли его состояние, когда он полностью прорисовал свой рисунок.
5. Далее спросите ребенка, что ему хочется сделать с этим рисунком.
Некоторые дети мнут рисунок, некоторые рвут и выбрасывают, кто-то бьет по нему. Но большинство детей отмечают, что их рисунок уже стал другим (как правило, меняется цвет, размер, а иногда и содержание рисунка, причем в позитивную сторону). В этом случае стоит попросить ребенка изобразить измененный вариант и так же его обсудить.
*Что он чувствует
*Попросить поговорить его от лица нового рисунка
*Каким стало его состояние теперь
6. Часто дети в ходе рисования (лепки) своего гнева (ярости, агрессии) начинают высказывать все, что они думают по поводу всей этой ситуации и своего обидчика, не нужно мешать им, поскольку, чем полнее они выскажутся, тем более это будет способствовать изменению их эмоционального состояния в целом.
2.Обучение детей навыкам контроля и управления собственным гневом (навыки саморегуляции)
У агрессивных детей слабо развит контроль над своими эмоциями. Поэтому необходимо сформировать навыки контроля и управления собственным гневом, обучить детей некоторым приемам саморегуляции, которые позволят им сохранить определенное эмоциональное равновесие в проблемной ситуации. Важно так же, чтобы дети освоили релаксационные техники, для того, чтобы приучить ребенка в момент «неприятной ситуации» не стискивать челюсти. Так же релаксационные упражнения помогают снизить уровень личностной тревожности.

Читайте также:  Учение ж пиаже об интеллектуальном развитии ребенка концепция л колберга

Упражнение: «Ввод правил»
1. Прежде, чем перейдешь к действию, скажи себе «СТОП!»
Для более эффективного усвоения навыка следует нарисовать с ребенком знак «СТОП!» в виде кружка с соответствующей надписью внутри.
Всякий раз, когда захочется ударить или толкнуть кого-нибудь, или выругаться, нужно дотронуться до знака или просто представить его.
2. Прежде, чем перейдешь к действию, сильно сожми кулаки и разожми их (это для особо драчливых детей). Упражнение следует повторить до 10 раз.
3. Прежде, чем перейдешь к действию, глубоко вздохни и посчитай до 10.
4. Прежде, чем перейдешь к действию, остановись и подумай, что ты хочешь сделать.

Упражнение: «Релаксация»
Расслаблению способствует медленное и глубокое дыхание с помощью диафрагмы. Маленьких детей учат такому дыханию с помощью упражнения «надуй шарик в животик и медленно его сдуй». Когда ребенок освоит дыхание животом с помощью диафрагмы, можно переходить к упражнениям с использованием мышечной релаксации.

Расслаблять мышцы необходимо в такой последовательности:
*руки (кисть, предплечье, плечо);
*шея;
*живот;
*ноги;
*голова, в основном лицевая часть (рот, нос, лоб)
Упражнение выполняется следующим образом:
*Ребенок удобно сидит или лежит
*Делает глубокий вдох
*На задержке дыхания сильно напрягает мышцы того участка тела, с которым вы работаете, и представляет того человека или событие, на которого разозлился.
*На выдохе в виде облачка выдыхает свой гнев (отпускает его)
*Затем какое-то время отдыхает
*Упражнение с каждым участком тела следует повторить 1-2 раза.

3. Обучение ребенка конструктивным поведенческим реакциям в проблемной ситуации
Агрессивные дети обладают достаточно ограниченным набором поведенческих реакций. Как правило, в проблемной ситуации они придерживаются силовых моделей поведения.
Упражнение: расспросите ребенка – в каких ситуациях ему трудно сдержать себя, при каких обстоятельствах он проявляет агрессию. Составьте вместе с ребенком список – перечень таких ситуаций. Выберите из списка менее конфликтную, с которой ребенку будет легче справиться со своими негативными поведенческими реакциями. Обсудите возможные варианты поведения. попросите ребенка написать варианты в перечне напротив данной ситуации. Проанализируйте и обсудите вместе с ребенком последствия каждого выбранного варианта поведения.
Упражнение: «Ведение блокнота самонаблюдения»
в отдельном блокноте или тетради ребенок должен записывать ситуацию, которая произошла с ним, чувства, мысли. Что хотел сделать при этом. Удалось ли избежать агрессивного поведения. А затем через определенный установленный промежуток времени следует проверять ребенка и поощрять его каким-либо образом в случае успешного управления собой.

5. Формирование осознания своего внутреннего мира, а так же чувств других людей. Развитие эмпатии.
Для этого следует учить ребенка по фотографиям, рисункам узнавать – какие чувства испытывает человек, какие эмоции.
Можно использовать так называемые «мордашки-таблетки».

КОРРЕКЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Как уже отмечалось, если родители демонстрируют агрессивное поведение, выражают гнев, следовательно, ребенок будет бессознательно обучаться такому поведению. Следовательно, родителям необходимо научиться контролировать себя, свои негативные эмоции.
Существует несколько рецептов избавления от гнева для родителей.
Общение с агрессивными детьми – это особая проблема, для разрешения которой требуются определенные навыки и умения.
1. Овладение языком Я-высказываний.
Это прием и способ, с помощью которого взрослый сообщает ребенку о своих чувствах и отрицательных переживаниях, а не о нем и не о его поведении, которое это переживание вызвало. Я-высказывания всегда начинаются с местоимений «я», «мне», «меня».

Прежде чем приступить к формированию Я-высказывания, сначала внимательно послушайте себя, осознайте свои эмоции, чувства, переживания, чтобы потом высказать их ребенку.

Давайте попробуем с вами сформулировать Я-высказывания на предложенные ситуации.
ситуация: пришел с улицы в грязной обуви, наследил в прихожей, отказался вымыть обувь и убрать грязь – ваше чувство: раздражение, обида, расстроились
ситуация: ученик стучал линейкой по парте, не давал вести урок – ваше чувство: злость, раздражение, гнев
ситуация: ребенок пропустил занятие в школе, гулял по улице – ваше чувство: тревога, беспокойство, страх

2. Активное слушание
Активно слушать ребенка – значит возвращать ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство. Активное слушание -–это способ сообщить ребенку, что вы слышите его чувства, они вам не безразличны и глубоко волнуют. Это способ установить контакт с ребенком и сказать ему: «Я понимаю тебя и принимаю то, что ты переживаешь».
Главным правилом метода активное слушание является следующее: если ребенок расстроен, обижен, потерпел неудачу, если ему больно, страшно или даже если он просто устал, первое, что нужно сделать – это дать понять, что вы знаете о его переживаниях.
Сделать это достаточно просто, надо просто озвучить переживания ребенка. Например: к маме подбегает ребенок в слезах «Он отнял мой мячик». Мама: «понимаю, ты очень огорчен и рассержен, боишься, что не вернут тебе игрушку». Согласитесь, это звучит непривычно, ведь куда проще поддаться первому импульсу и сказать «Ну, ничего страшного, пусть он немножко поиграет, не жадничай!»
При всей кажущейся справедливости такого ответа он имеет один большой недостаток – вы оставляете ребенка наедине со своими переживаниями. Своим ответом мать как бы сообщает ребенку, что его переживания не важны, не принимаются всерьез.
следующий принцип таков: если вы разговариваете с расстроенным ребенком, не следует задавать ему вопросов. Фраза, оформленная как вопрос не отражает сочувствия. И не забывайте после каждой реплики делать паузу. Дайте ребенку время, чтобы разобраться в своих переживаниях.
Упражнение: «ПАРАФРАЗ» – повторение с помощью нескольких фраз главного смысла слов собеседника.
Давайте потренируемся:
высказывание: сегодня на уроке математики я не поняла одно задание и сказала об этом учителю, а он мне ответил, что нужно быть внимательнее ваш ответ 1. если я тебя правильно поняла, тебе не удалось разобраться с одним заданием, и ты хотела, чтобы учитель помог тебе. А он не помог- это очень обидно.
2. если я тебя правильно поняла, ты была не очень внимательна на уроке и поэтому не сумела справиться с заданием.
высказывание: когда я выходил из школы, мальчишки толкнули меня. Я упал и испачкал брюки. я ведь не хотел их пачкать, так получилось ваш ответ 1. Если я тебя правильно поняла, ты опять подрался с мальчишками, но не сумел постоять за себя, к тому же все брюки испачкал.
2. 2. Если я тебя правильно поняла, тебе неприятно, что мальчики толкнули тебя, и ты переживаешь за испачканные брюки, опасаешься, что я тебя буду ругать.

Гармоничное развитие личности каждого ребенка

Скачать Гармоничное развитие личности ребенка. Причины, по которым может возникнуть агрессивное поведение и меры предупреждения агрессии

Рекомендуем посмотреть:

Духовно-нравственное воспитание младших школьников

Сколько раз повторять или почему дети нас не слышат

Что делать, если ребенок не слушается?

Детская агрессия её причины и последствия. Памятка для родителей

Источник