Функциональные состояния организма в развитии ребенка

Функциональные состояния организма в развитии ребенка thumbnail

Функциональное состояние организма детей 7-10 лет

У детей младшей возрастной группы происходят существенные изменения функциональных показателей, основными из которых являются частота сердечных сокращений, артериальное давление, систолический и минутный объём крови.

Возрастные изменения системы кровообращения в этом периоде характеризуются равномерностью и относительно более медленными темпами увеличения объёма сердца по сравнению с суммарным просветом сосудов. Артерии у детей относительно широки и развиты сильнее, чем вены. Просвет прекапилярной и капиллярной сети у них относительно больше, чем у взрослых. Это является одной из причин относительно низкого артериального давления в семи-девятилетнем возрасте. С возрастом происходит постепенное замедление частоты сердечных сокращений (ЧСС), что связано с качественными изменениями иннервационных влияний на сердце. В 7 – 8 летнем возрасте ЧСС составляет 90 – 92 удара, а в 9 – 10 летнем возрасте составляет 86 – 88 ударов в минуту.

У детей 7 – 10 лет мощность мышц сердца по своему развитию намного слабее, чем у взрослого человека. Усиление сердечной деятельности происходит главным образом за счет увеличения частоты сердечных сокращений. У детей частота сердечных сокращений в покое также повышена.

Небольшой объем сердца и незначительная величина выброса крови в единицу времени не позволяют достичь больших величин потребления кислорода, развить и длительно поддерживать высокую интенсивность мышечной деятельности. Значительная эластичность стенок кровеносных сосудов, невысокий уровень артериального давления расширяют функциональные возможности сердца. Поэтому у детей младшего школьного возраста сердце хорошо адаптируется к циклическим упражнениям умеренной интенсивности.

При соблюдении постепенности для детей 9 – 10 лет посильны относительно продолжительные учебно-тренировочные упражнения мягкого характера, например плавание с умеренной интенсивностью. Относительно продолжительные упражнения в плавании посильны для них еще и потому, что здесь в работе принимают участие почти все основные мышечные группы, выполняя роль своеобразного мышечного насоса, помогающего сердцу. Значительно облегчается в горизонтальном положении работа сердца, что также является одним из условий высоких спортивных результатов в раннем возрасте. Плавание с умеренной интенсивностью хорошо развивает и укрепляет сердечно-сосудистую систему, что особенно важно в преддверии пубертатного периода, с его неравномерными темпами развития различных органов и систем.

Важнейшими показателями кровообращения, непосредственно характеризующими функциональное состояние сердца, являются минутный (МОК) и систолический объёмы крови (СОК). Абсолютная величина этих параметров зависит от возраста, чем старше школьник, тем больше у него величины параметров: у детей семи лет МОК составляет 2120 мл/мин, а СОК 23 мл., у детей восьми лет соответственно 2240 мл/мин и 25 мл., девяти лет – 2370 мл/мин и 27 мл. По данным М.В. Чичко у детей с высоким физическим развитием наблюдается разница в величинах СОК и МОК в зависимости от пола: у мальчиков она выше, чем у девочек. У детей восьми-девяти лет при напряжённой мышечной работе СОК равен 70 мл. МОК при этом у них может увеличиваться по сравнению с покоем в четыре-пять раз, однако происходит это в основном за счёт увеличения ЧСС. Даже при небольших нагрузках частота сердечных сокращений у детей увеличивается в большей степени, чем у взрослых. При напряжённой мышечной деятельности у детей восьми-девяти лет она достигает 200-220 ударов в минуту, хотя максимальное потребление кислорода (МПК) при этом в 2,5 раза меньше, чем у взрослых. Отсюда у них низкий кислородный пульс, т.е. низок эффект каждого сердечного сокращения. Это обстоятельство, а также относительно низкое артериальное давление обусловливают значительную напряжённость деятельности системы кровообращения у младших школьников при мышечной работе.

Исследователями отмечается, что сердце младших школьников довольно легко приспосабливается к физической нагрузке и быстро восстанавливается при отдыхе до исходного уровня, но деятельность его нередко неустойчива: могут возникать различные нарушения сердечного ритма и резкие изменения артериального давления; аритмия, особенно при выполнении напряжённой мышечной работы.

Артериальное давление у детей зависит от возраста, типа нервной деятельности, пола, биологической зрелости, величины систолического и минутного объёмов крови, сопротивления сосудов, их эластичности и других показателей. Кровяное давление у детей обычно несколько ниже, чем у взрослых. Так, к 7 – 8 годам оно составляет 99/64 мм рт. ст., к 9 – 10 годам – 105/70 мм рт. ст. При выполнении физической нагрузки артериальное давление повышается значительно меньше, чем у взрослых, что объясняется слабым развитием сердечным мышцы, малым объёмом сердца и более широким (относительно размеров сердца) просветом сосудов.

Читайте также:  Развития речи ребенка в год по монтессори

По данным специалистов, исследовавших систему крови, было установлено, что у детей младшей возрастной группы количество эритроцитов колеблется в довольно широких пределах – от 4,8 млн. до 5,5 млн. в 1 мм³, а содержание гемоглобина постепенно повышается за этот возрастной период, в среднем со 128 до 136 г/л. Таким образом, дыхательные возможности крови у детей восьми-девяти лет снижены по сравнению со взрослыми и подростками. Мышцы и ткани организма ребёнка хуже усваивают кислород из крови в сравнении со взрослыми спортсменами. Длительные физические напряжения в этом возрасте могут привести к уменьшению гемоглобина и эритроцитов. Восстановительные процессы в крови происходят у школьников медленнее, чем у взрослых. Детский организм менее приспособлен к гипоксическим условиям при мышечной работе. Барьерная функция крови у детей менее выражена, поэтому они в большей степени подвержены инфекциям.

Значительные функциональные изменения претерпевает в этот возрастной период дыхательная система.

От рождения до 7 лет объём лёгких увеличивается в 8 раз, а к концу периода второго детства объём лёгких увеличивается в 10 раз и составляет половину объёма лёгких взрослого. При этом увеличение объёма лёгких происходит не за счёт увеличения количества альвеол, а за счёт увеличения их объёма.

Частота дыхания, являющаяся одним из показателей функции внешнего дыхания, с возрастом замедляется: в семилетнем возрасте в среднем она равна 23, в восьмилетнем – 22, в девятилетнем – 21 раз в минуту. Глубина дыхания, наоборот, увеличивается и составляет соответственно 163, 170, 230 мл. Минутный объём дыхания (МОД) в состоянии покоя у детей зависит от возраста, повышаясь от 3500 мл/мин у семилетних до 4400 мл/мин у девятилетних. До восьми лет не наблюдается разницы в абсолютных величинах МОД, а в дальнейшем у мальчиков МОД становится выше, чем у девочек. Это объясняется наступающей препубертатной дифференциацией типов дыхания – преимущественно брюшного у мальчиков и грудного у девочек. При систематических занятиях спортом, в особенности циклическими видами, величина МОД в состоянии покоя снижается.

Жизненная ёмкость лёгких (ЖЕЛ) возрастает с семи до десяти лет с 1200 до 2000 мл, причём у девочек средние величины несколько меньше, чем у мальчиков. Максимальная вентиляция лёгких и резерв дыхания, в наибольшей степени характеризующие функциональные возможности аппарата дыхания, в этом возрасте отчётливо повышаются.

На развитие дыхательной системы большое стимулирующее влияние оказывают занятия плаванием. Например, показатели максимальной легочной вентиляции 10 – 11 летних спортсменов, занимающихся 2 – 3 года плаванием, соответствуют аналогичным показателям 14 – 15 летних подростков, не занимающихся спортом. Поэтому пловцам младшего возраста рекомендуются специальные упражнения на суше и в воде для постановки ритмичного и полноценного дыхания.

При изучении реакции организма детей на продолжительную физическую нагрузку исследователями отмечаются достаточно низкие величины максимального потребления кислорода (МПК). При небольшой же стандартной нагрузке потребление кислорода у них выше, чем у подростков и юношей, а процент использования кислорода (его утилизация) ниже. Отсюда больше суммарные энергетические траты на выполнение равной по объёму работы и меньше кислородный пульс.

У детей этого возраста снижена анаэробная производительность. Дети прекращают интенсивную работу, когда кислородный долг составляет лишь 800-1200 мл. Это диктует необходимость особой осторожности при выполнении кратковременной работы максимальной интенсивности. Максимальная удельная мощность (на 1 кг массы) работы у детей восьми-девяти лет в два раза меньше, чем у взрослых.

При напряжённой мышечной деятельности дыхание у детей младшего школьного возраста оказывается значительно более частым (60 – 70 дыханий в минуту), чем у взрослых (20 – 40 дыханий в минуту). У них значительно ниже и максимальные величины лёгочной вентиляции: у детей восьми-девяти лет МОД во время напряжённой мышечной деятельности составляет лишь 30 – 40 л/мин, а у 10 – 11 летних – 40 – 50 л/мин. Это обусловлено тем, что у детей младшей возрастной группы максимальная величина дыхательного объёма не превышает 900 мл.

Сопоставление показателей функции дыхания и кровообращения в исследовании Р.А. Калюжной свидетельствуют о том, что при мышечной деятельности кислородные режимы организма ребёнка менее экономичны, чем у взрослых. Доставка кислорода к работающим мышцам у детей обеспечивается в основном за счёт усиления кровотока, в то время как у взрослых большую роль в этом играет усиливающаяся утилизация кислорода крови. У детей семи-девяти лет также менее интенсивно происходит ликвидация кислородного долга, а потребление кислорода в восстановительном периоде осуществляется при менее экономной функции внешнего дыхания и кровообращения.

Читайте также:  Памятка ребенок 4 5 лет уровень речевого развития

Всё это даёт основание считать, что для детей младшего школьного возраста характерны большая напряжённость функции кровообращения и дыхания и менее экономичное расходование энергетического потенциала при мышечных нагрузках, чем у старших учащихся и у взрослых. У них также ниже способность выполнять мышечную работу в гипоксемических условиях.

Обобщая выше изложенное, следует отметить, что организм восьми-девятилетнего ребёнка представляет собой достаточно развитую для восприятия дозированных физических нагрузок и, вместе с тем, подвижную систему. Учитывая незавершённость физиологического развития, быструю утомляемость, в процессе занятий младшим школьникам необходим частый отдых, а также быстрая смена и разнообразие видов деятельности.

Источник

Основные группы здоровья детей

В зависимости от состояния здоровья детей можно отнести к следующим группам:

  • 1-я группа здоровья – здоровые дети, имеющие нормальное физическое и психическое развитие, не имеющие анатомических дефектов, функциональных и морфофункциональных отклонений;
  • 2-я группа здоровья – дети, у которых нет хронических заболеваний, но имеются некоторые функциональные и морфофункциональные нарушения, реконвалесценты, особенно перенёсшие тяжёлые и средней тяжести инфекционные заболевания; дети с общей задержкой физического развития без эндокринной патологии (низкий рост, отставание по уровню биологического развития), дети с дефицитом массы тела (масса менее М-1σ) или избыточной массой тела (масса более М+2σ). Также в данную группу включают детей, часто и/или длительно болеющих острыми респираторными заболеваниями; детей с физическими недостатками, последствиями травм или операций при сохранно соответствующих функций;
  • 3-я группа здоровья – дети, страдающие хроническими заболеваниями в стадии клинической ремиссии, с редкими обострениями, сохранёнными или компенсированными функциональными возможностями, при отсутствии осложнений основного заболевания. Так в эту группу относят детей с физическими недостатками, последствиями травм и операций при условии компенсации соответствующих функций, причём степень компенсации не должна ограничивать возможность обучения или труда ребёнка, в том числе подросткового возраста;
  • 4-я группа здоровья – дети, страдающие хроническими заболеваниями в активной стадии и стадии нестойкой клинической ремиссии с частыми обострениями, с сохранёнными или компенсированными функциональными возможностями или неполной компенсации функциональных возможностей, с хроническими заболеваниями в стадии ремиссии, но ограниченными функциональными возможностями, возможны осложнения основного заболевания, основное заболевание требует поддерживающей терапии. Также в эту группу относят детей с физическими недостатками, последствиями травм операций с неполной компенсацией соответствующих функций, что в определённой мере ограничивает возможность обучения или труда ребёнка;
  • 5-я группа здоровья – дети, страдающие тяжёлыми хроническими заболеваниями, с редкими клиническими ремиссиями, частыми обострениями, непрерывно рецидивирующим течением, с выраженной декомпенсацией функциональных возможностей организма, наличии осложнений основного заболевания, требующими постоянной терапии; дети-инвалиды; дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций с выраженным нарушением компенсации соответствующих функций и значительным ограничением возможности обучения или труда.

Отнесение больного ребёнка или подростка ко 2-, 3-, 4- или 5-й групп здоровья осуществляет врач с учётом всех приведённых критериев и признаков. Врач-специалист на основании анализа данных, содержащихся в истории развития ребёнка, медицинской карте ребёнка для образовательных учреждений, результатов собственного осмотра, а также инструментальных и лабораторных исследований выносит (по своей специальности) точный клинический диагноз с указанием основного заболевания (функционального нарушения), его стадии, варианта течения, степени сохранности функций, наличия осложнений, сопутствующих заболеваний либо заключение «здоров».

Комплексную оценку состояния здоровья ребёнка на основании заключений специалистов и результатов собственного обследования дает врач-педиатр, возглавляющий работу медицинской бригады, проводящей профилактический осмотр.

Детям с впервые заподозренными в момент осмотра заболеваниями или функциональными нарушениями (а также с подозрением на изменившийся характер течения болезни, уровень функциональных возможностей, (появление осложнений) по результатам профилактического медицинского осмотра комплексную оценку состояния здоровья не дают. В таких случаях необходимо проведение диагностического обследования в полном объёме. После получения результатов обследования выносят уточнённый диагноз и дают комплексную оценку состояния здоровья.

Все дети, независимо от группы здоровья, ежегодно проходят скрининговое исследование, по результатам которого уточняют необходимость дальнейшего педиатрического осмотра.

Дети, отнесённые к 1-й группе здоровья, проходят профилактические медицинские осмотры в полном объёме в сроки, определённые действующими нормативно-методическими документами.

Контроль состояния здоровья детей, отнесённых ко 2-й группе здоровья, осуществляет врач-педиатр при профилактических медицинских осмотрах и ежегодно.

Дети, отнесённые к 3-4-й группе здоровья, проходят профилактические медицинские осмотры в соответствующие возрастные периоды. Кроме того, контроль состояния их здоровья и оценку эффективности лечебных и реабилитационных мероприятий осуществляют на основании результатов диспансерного наблюдения.

Читайте также:  Способности ребенка в раннем развитии

Результаты комплексной оценки состояния здоровья в качестве скрининга могут сыграть роль в решении прикладных задач поддержания здоровья детей — отнесение к определённым группам для занятия физической физкультурой, спортивный отбор, решение экспертных вопросов в отношении их профессионального выбора, военной службы и др.

Комплексная оценка состояния здоровья детей до 3 лет жизни происходит в соответствии с приказом М3 СССР № 60 от 19.01.1983 г. и дополнениями 2002-2003 гг. При этом учитывают:

  • особенности онтогенеза (данные генеалогического, биологического.
  • социального анамнеза);
  • физическое развитие;
  • нервно-психическое развитие;
  • уровень резистентности;
  • функциональное состояние организма;
  • аличие или отсутствие хронических заболеваний или врождёнж пороков развития.

Генеалогический метод – сбор родословных, т.е. прослеживание признака или болезни в семье, в роду с указанием типа родственных связей меж членами родословной.

Для скрининговой количественной оценки отягощённости генеалогического анамнеза используют показатель, называемый индексом отягощённости наследственного анамнеза (Jor), который можно рассчитать по формуле Jor = общее число больных родственников (о заболеваниях которых есть сведения, включая пробанда) / общее число родственников (о состоянии здоровья которых есть сведения, включая пробанда).

Критерии оценки:

  • 0-0,2 – отягощённость генеалогического анамнеза низкая;
  • 0.3-0.5 – отягощённость умеренная;
  • 0.6-0.8 – отягощённость выраженная;
  • о 0,9 и выше – отягощённость высокая.

Дети с выраженной и высокой отягощённостью относятся к группе риска по предрасположенности к тем или иным заболеваниям.

Биологический анамнез включает сведения о развитии ребёнка в различные периоды онтогенеза.

  • Антенатальный период (раздельно течение 1-й и 2-й половины беременности):
    • токсикозы 1-й и 2-й половины беременности;
    • угроза выкидыша;
    • экстрагенитальные заболевания у матери;
    • о профессиональные вредности у родителей;
    • отрицательная резус-принадлежность матери с нарастанием титра антител;
    • хирургические вмешательства;
    • вирусные заболевания во время беременности;
    • посещение женщиной школы матерей по психопрофилактике родов.
  • Интранатальный и ранний неонатальный периоды (первая неделя жизни):
    • характер течения родов (длительный безводный период, стремительные роды);
    • пособие в родах;
    • оперативное родоразрешение (кесарево сечение и др.);
    • оценка по шкале Апгар;
    • крик ребёнка;
    • диагноз при рождении и выписке из родильного дома;
    • срок прикладывания к груди и характер лактации у матери;
    • срок вакцинации БЦЖ;
    • время отпадения пуповины;
    • состояние ребёнка при выписке из родильного дома;
    • состояние матери при выписке из родильного дома.
  • Поздний неонатальный период:
    • родовая травма;
    • асфиксия;
    • недоношенность;
    • гемолитическая болезнь новорождённого;
    • острые инфекционные и неинфекционые заболевания;
    • поздний перевод на искусственное вскармливание;
    • пограничные состояния и их длительность.
  • Постнатальный период:
    • повторные острые инфекционные заболевания; наличие рахита;
    • наличие анемии;
    • расстройства питания тканей в виде дистрофии (гипотрофия или паратрофия);
    • наличие диатезов.

Сведения о биологическом анамнезе участковый врач-педиатр получает из выписок родильного дома и других медицинских учреждений, бесед с родителями.

При наличии одного и более факторов риска в каждом из пяти перечисленных периодов онтогенеза следует говорить о высокой отягощённости биологического анамнеза. Наличие факторов риска в 3-4 периодах свидетельствует о выраженной отягощённости (группа высокого риска по биологическому анамнезу); в двух периодах – об умеренной отягощённости (группа риска по биологическому анамнезу); в одном периоде – о низкой отягощенности (группа внимания по биологическому анамнезу). Если факторы риска отсутствуют во всех периодах развития ребёнка, то биологически анамнез считают неотягощённым.

Степени неблагополучия в периодах внутриутробного развития ребёнка можно косвенно судить по уровню его стигматизации. К стигмам дизэмбриогенеза относятся малые аномалии развития соединительной ткани (МАР), не приводящие к органическим или функциональным нарушениям определенного органа. В норме количество стигм составляет 5-7. Превышение порога стигматизации следует расценивать как фактор риска ещё не проявившейся патологии.

Социальный анамнез:

  • полнота семьи;
  • возраст родителей;
  • образование и профессия родителей;
  • психологический микроклимат в семье, в том числе в отношении к ребёнку;
  • наличие или отсутствие в семье вредных привычек и асоциальных форм поведения;
  • жилищно-бытовые условия;
  • материальная обеспеченность семьи;
  • санитарно-гигиенические условия воспитания ребёнка.

Данные параметры могут быть использованы для выделения социально неблагополучных семей и детей групп социального риска.

В форме 112/у в случае благополучного анамнеза следует писать кратко «Социальный анамнез благополучный». В случае неблагополучного aнaмнеза следует указать параметры, имеющие отрицательную характеристику. Неблагополучный социальный анамнез негативно сказывается на нервно-психическом развитии ребёнка, в дальнейшем может привести к неправильному формированию личности человека.

Источник