Функциональные показатели развития ребенка

14. ,

, , , .

, , , , . . , , . , , ( ) , .

. , .

, , -, – . . . – 18781886 . – .

, . () . , , . , , ( ).

1 .

1 3 3 .

3 7 6 .

7 .

, 8- , , , 8 , , 8 6 , , 8 11 20 . , 8- 7 6 8 5 29 , 9 8 6 9 5 29 . .

. , .

, , .

, () ; . – , – , ; , , . , .

: , , , . , ( , ) .

:

1) – : , , , , , , ;

2) ;

3) ;

4) ;

5) ;

6) .

. ( ) , ( ) .

. , ( , ). .

, , , , .

, 2 ( ).

1. ( ) . 100 . – , , – . , , , . .

, , , , , , , .

2. ( ) , , , – . ( ) .

, .

– . . , .

1. .

2. , – 100 ( ).

3. , ( , ), ( ), (- ) .

4. : , , (, . .), ( , , , – . .), . , , , .

5. , , .

. – , , . , ( ), 510 .

:

1) ;

2) ;

3) .

, . :

1) ;

2) ;

3) ;

4) , .

.

.

, – , . . – , .

. , , ( , , ) .

(, )

, 100 . , , 25 , 25 75 75 . , . , , , .

. . , , (, ) (, ) , . . 1 (Ry/x). .

, . , , , , .

, . , .

, .

( ), , .

, , ( ), ( ), , , . , . , (), . .

1 , , ( ).

, : , , ( ). : ( , ).

, , , , .

.

, , .

, .

: / ? 100% , .

: (Axillaris-Ax), (Pubis-P), (Mammae-Ma), (Menarche-Me); , , (Vocalis-V), (Facialis-F), (Larings-L).

, , (). – – . , – .

. . . , .

(, ) – .

, 25 75 , , 25 , 75 .

, .

, , ( 1 ***R= ), 2575 . , 1 **** R : – ; 2575 .

, 1,12 ***** R 1,12 **** R ( – ); 25 .

, 2,1 ***** R 2,1 **** R ( – ); 25 .

, .

15. www

. . , . . ( , . .).

, , , , , , , , .

.

, 80 % , . 1020 , 300500 . 1540 , , , 15 . , , , . . 90 % , .

, , .

, , 2 80 %. 20 , . , 1 . , . .

1 1 34 .

, – . ( , ). , . , .

, , .

, , . , , , .

, 0,05 %. (, ) . , .

, , – . (4060 ) 8090 % .

(), , – (). , ( , , ) , , . , , 20 % (, ), 40 % , 26 % , 2 % , , , .

, , . , , . 1 % . .

. , , , . . . , .

, , , . – . – (, , , ), , .

34 300500 () .

, . – (J 2 , 1 , 2 4 ), , : 1 , 5 . :

= / ,

;

.

1,5 , 2,6 3,4 , 3,5 .

. . , , . , .

. 12- . . , () (/ ) , . , 3039 , 25 /( ), 30 40, 38 /( ) . 17 52 12 , .

5.

, ( 5) , , 12 , , .

. 20 , . 25 % , , 2025 % , 75 % .

4- . , 100120 1 , , , , . . 3- , 140 1 , , .

, 12 . 7585 % , 220. , 40 220 40 = 180; 75 % 180 135, 85 % 153 ( 50 127,5 144,5). , , .

, , , . 3 / 195 /, 5 / 390 /. 810 , 90 1 1,52 , 75 %, . ( ) ( 1- 1,5 15 , 6- 2,5 20 ).

(). , , , , . , , . 8090 , , .

, , , .

, -, , , , , . .

:

1) ( );

2) ( , , );

3) ( , );

4) (, , , . .).

. , .

( ). ( 30 25 ), (2014 ) ( 14 ) . – , . , (), . .

.

4 (318 /2) (672 /2 ).

, . , , ( 1020 ) .

, , , , , . : ( 20 ), (2030 ), (3436 ), ) 3739 ), ( 40 ).

. , ( 3520 4510 ), 0,52 .

( 30 15 ) , .

.

. . , , , , , .

: (1- ), (2- ), (3- ).

, (), , , , . .

:

1) ;

2) , , , – ;

3) , ;

4) , ;

5) ( 810 % ).

. 1822 : 32,534,5 , 5560 %.

. , , . , . (, ) . () , , , , , () . () , .

, . . . , , , . . .

, , . . (, , , .), (, , ), , (, ), (, ), (, ).

– . -, , , , .

, , . , , . . , . 49 (5 . .).

2 60 000 /2 1 . . ( 3,5725 /2) , , ( 1250,1 /2).

. (), 1 2 2 20 60 %. , , , . 15 60 %.

. 1 4050 . 150 / . 2 . .

, . ( , , ).

, . (20 % ), . . ( , – , ) – . . (110120 / ).

– 79 %, 911 %, 1216 %, 45 %, 1113 %, 24 %, 1 %, 0,1 % .

, , , . . , . , , , 1 , /2.

( ) l ( . lothes ), , 0,18 /2 /. l , 50 /2 , 21 , 50 %, 0,1 /.

, .

, , , , . – 70 %, (0,10,2 %).

. . 7585 %, .

, , , , . , .

. , , .

. 50 % . : , , , , . . , , , , . , . 2030 , . , . , , , . . , , , . -, .

45 / 250300 /. , , . 20 % .

6.

6. .

Функциональные показатели развития ребенка

, , .

. – , . , , , , . . (, ) , . . , . (, ), , , , , .

( ) , , . , , ( ), . . (, , ). .7

7. .

Функциональные показатели развития ребенка

. ( ) , . . . .

. .

. , , , ( ) . . , , , – . , , .

– . 16 . , , 0,11,5 l, 35 l .

, , , , , . .

:

1) , , ;

2) , , – , , , , ;

3) , (-, , . .) ;

4) ;

5) , .

, , , . . , , , , , .

. , , , . , 2 5 1 . . 1822 , 4060 %.

Источник

СБОР ДАННЫХ ДЛЯ МОНИТОРИНГА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Для осуществления мониторинга физического воспитания и отслеживания влияния его технологий на здоровье детей необходимо иметь представление о динамике физического развития, развития физических качеств и физической подготовленности, качества развития двигательных навыков, заболеваемости.

Оценка физического развития детей

Физическое развитие детей – важный показатель состояния здоровья, который характеризуется совокупностью морфологических и функциональных параметров, обусловленных наследственными факторами и условиями окружающей среды.

При оценке физического развития детей учитываются:

– длина и масса тела, окружность грудной клетки, а у детей до 3 лет и окружность головы;

– функциональные показатели: жизненная емкость легких, коэффициент выносливости, мышечная сила кистей рук и др.;

– степень развития подкожно-жирового слоя, тургор тканей, развитие мускулатуры, мышечный тонус, состояние осанки и опорно-двигательного аппарата.

На физическом развитии детей особенно заметно отражается влияние внешней среды: неудовлетворительные жилищно-бытовые условия, недостаток воздуха, недосыпание, неудовлетворительное питание, особенности климата, неправильный режим дня, ограничения двигательной активности. В связи с этим уровень физического развития принято считать ярким показателем их здоровья, условий жизни и воспитания. На темпы физического развития оказывают влияние наследственные факторы, тип конституции, индивидуальные особенности центральной нервной системы, интенсивность обмена веществ и др.

Читайте также:  Параметры физического развития ребенка до года

Физическое развитие детей закономерно меняется в течение жизни. Показатели массы и длины тела нарастают неравномерно не только в разные возрастные периоды, но и в разные сезоны. Более интенсивное нарастание массы тела у детей наблюдается в конце лета и осенью, в меньшей степени – весной и в начале лета. Это объясняется улучшением обмена веществ из-за увеличения времени пребывания детей на свежем воздухе, большей двигательной активностью, разнообразным питанием с включением достаточного количества свежих овощей и фруктов. Темпы увеличения длины тела более выражены весной и в начале лета, когда усиленная ультрафиолетовая радиация повышает фосфорно-кальциевый обмен и способствует интенсивному росту костей.

Индивидуальная оценка физического развития проводится путем сопоставления антропометрических показателей ребенка с региональными стандартами. Это позволяет выявлять отклонения в физическом развитии и принимать необходимые меры к их оздоровлению. Использование нормативов дает возможность провести групповую оценку физического развития коллектива детей в дошкольном учреждении и проследить динамику показателей, а также провести сравнительные исследования детей, посещающих и не посещающих дошкольные учреждения. Кроме того, метод групповой оценки позволяет определить степень эффективности различных физкультурно-оздоровительных технологий.

Вследствие наблюдаемой у детей акселерации стандарты физического развития периодически пересматриваются.

Оценка физического развития может производиться различными методами:

– методом сигмальных отклонений, когда индивидуальные показатели ребенка сопоставляют со средней арифметической каждого признака, представленной в специальных таблицах;

– регрессионным методом с помощью шкал регрессии, составленным по возрастно-половым группам;

– центильным методом, сущность которого заключается в том, что упорядоченный вариационный ряд, охватывающий весь диапазон колебаний признака, делят на 100 интервалов, попадания в которые имеют равные вероятности. Этот метод современной медицинской практикой считается наиболее точным;

– методом номограмм, когда физическое развитие оценивается по двум ведущим морфологическим показателям – длине и массе тела. Оптимальные абсолютные показатели длины и массы тела, а также их соотношения обеспечивают совершенное функционирование опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма. С равными соотношениями длины и массы тела связана разная скорость возрастного созревания ребенка. Номограммы чаще всего применяются в массовых скрининг-обследованиях детей.

Практикуется и метод определения биологического возраста детей.

Обследование детей должны проводить медицинские работники не менее двух раз в год. Результаты обследования обсуждаются на медико-педагогическом совете.

Практики, всерьез обеспокоенные здоровьем детей, чаще всего пользуются таблицами физического развития, в которых показатели соотносятся с ростом детей. Люди не все одинаковы: есть большие, средние, маленькие. Существуют формулы, с помощью которых определяется будущий рост человека, даже если он еще находится в утробе матери. Зная будущий рост ребенка (погрешности не более 3 см в ту или другую сторону), можно с большой степенью точности отнести его к определенной группе детей: большим, средним, маленьким.

При обследовании ребенка, например, может оказаться, что показатели физического развития соответствуют среднему, а по данным своего будущего роста ребенок должен иметь показатели, соответствующие графе «большой». Возможно, имеется задержка физического развития. Но в любом случае подобное заключение может сделать только педиатр.

Приведем пример. Ребенку 4 года. Длина его тела – 98,5 см, масса – 12,8 кг. Его рост во взрослом состоянии должен быть 185 см, т.е. высокий. Значит, мы должны отнести его к типу «большой».

Читайте также:  Развитие ребенка к концу пятого месяца

Заглянем в таблицу показателей физического развития (приводится фрагмент).

Примечание: Таблицы и расчетные формулы в качестве приложения к курсу будут даны в лекции № 8.

Каковы выводы? А выводы таковы, что физическое развитие ребенка задерживается. Ведь, по данным своего будущего роста, он относится к типу «большой», а показатели длины тела и массы соответствуют типу «маленький». Следовательно, необходимо выяснить причины такого отставания физического развития.

Стандартные усредненные показатели роста можно вычислить по следующим формулам:

Рост мальчика = 6 х возраст + 77;

Рост девочки = 6 х возраст + 76.

Данные физического развития позволяют определить количество гармонично развивающихся детей, а также детей, у которых есть проблемы: например, избыточная масса тела, низкие ростовые показатели, непропорциональность развития, значительно превышающая допустимые пределы, и т.д.

Эти данные позволяют разработать для подобных детей специальные оздоровительные программы. Например, для детей с низкими ростовыми показателями в комплекс физических упражнений должны быть включены плавание, прыжки, висы, а в их меню следует включать много молочных продуктов, моркови. Если ребенок имеет избыточную массу тела и при этом хронической патологии у него не обнаружено, то есть смысл организовать ему специальное диетическое питание с введением постепенно наращивающихся физических нагрузок. Когда он несколько сбросит вес, то можно включать в комплекс и силовые упражнения, укрепляющие мышечную массу. Разумеется, все это должно проводиться в соответствии с рекомендациями и под контролем врача.

Пропорциональность физического развития измеряется с помощью индекса Пинье (ИП).

ИП = Рост(см) – [Масса(кг) + Окр. гр. кл.(см)]

Полученные данные сверяются с показателями, приведенными в табл. 1.

Таблица 1

Стандартные показатели индекса Пинье у детей дошкольного возраста

Примечание: Чем меньше показатели индекса Пинье у детей по сравнению со стандартными, тем крепче их телосложение.

Используя показатели индекса Пинье, мы сможем сделать определенные педагогические выводы о качестве физкультурно-оздоровительной работы и смело утверждать, что наши дети окрепли или, напротив, качество физического воспитания оставляет желать лучшего.

О состоянии сердечно-сосудистой системы можно судить по функциональным пробам и показателям физической работоспособности.

При проведении функциональных проб у детей 4-7 лет нормальными показателями являются:

1. Учащение пульса после 20 приседаний в течение 20 секунд на 25-40% от исходных данных.

2. Учащение дыхания на 5-6 единиц.

По этим показателям мы также можем судить о степени эффективности физического воспитания в отношении здоровья детей.

Например, в начале года пульс детей учащался при подобной нагрузке на 45%, что в принципе соответствует норме. Но прошло три месяца, а показатели функциональных проб все те же. Вывод: целенаправленной деятельности по физическому воспитанию в данном дошкольном учреждении или данной возрастной группе детей не ведется.

Положительное влияние физкультуры на развитие физической работоспособности может быть проверено с помощью степ-теста. Детям предлагаются две нагрузки возрастающей мощности:

1) подъем на ступеньку с частотой восхождений 22 раза в минуту;

2) подъем на ступеньку с частотой восхождений 30 раз в минуту.

Длительность каждой нагрузки – 2 минуты, отдых между ними – 3 минуты.

Объем работы, выполняемой ребенком, рассчитывают по формуле:

W = P х n х h,

– где Р – масса ребенка, n – число подъемов на ступеньку в минуту, h – высота ступеньки в метрах. Нормой считается увеличение пульса на 15-20% при первой нагрузке и на 45-60% при второй по отношению к исходному уровню. Снижение этих показателей говорит нам об оздоровительном эффекте физкультурно-оздоровительной работы и ее правильной организации.

Читайте также:  Раннее развитие ребенка польза вред

Важным показателем состояния сердечно-сосудистой системы является вычисление коэффициента выносливости (КВ) и сравнение его со стандартными показателями.

Коэффициент выносливости вычисляется по формуле:

КВ = П х 10/ПД,

– где П – пульс, ПД – пульсовое давление (пульсовое давление определяется разностью между максимальным и минимальным артериальным давлением).

По мере развития выносливости числовые значения КВ снижаются. В табл. 2 приведены его стандартные показатели.

Таблица 2

Показатели коэффициента выносливости у детей

Развитие дыхательной мускулатуры можно проследить с помощью пневмотонометра. Он представляет собой U-образную стеклянную трубку, до половины наполненную ртутью и снабженную шкалой, к которой прикреплена резиновая трубка с мундштуком. Для проведения измерений сначала делают вдох, затем глубокий выдох. Потом берут мундштук в рот и производят максимальное вдыхание, стараясь как можно выше поднять ртуть в трубке прибора и продержать ее на этом уровне 2 секунды. Сила вдоха по мере тренированности детей будет увеличиваться. Необходимо отметить, что детям очень нравится работать с различными приборами и они радуются, когда убеждаются, как повышаются возможности их организма.

Важным показателем, отражающим функциональные возможности системы дыхания, является жизненная емкость легких. Она измеряется с помощью прибора спирометра. Измеряется жизненная емкость легких (ЖЕЛ) в кубических сантиметрах. Полученные показатели сравниваются с должной (по возрасту и полу) ЖЕЛ (ДЖЕЛ), которую можно рассчитать по уравнениям А.Ф. Синякова, приведенным в табл. 3.

Таблица 3

Уравнения для расчета ДЖЕЛ (по А.Ф. Синякову)

Зная жизненную емкость легких и массу тела, можно определить жизненный индекс (ЖИ) ребенка. Он определяется по формуле:

ЖИ = ЖЕЛ/Р,

– где ЖЕЛ – жизненная емкость легких, в мл; Р – масса тела, в кг.

На эффективность физкультурно-оздоровительной работы будет указывать возрастание показателей жизненного индекса от 5 до 15 мл/кг.

Наличие исходных данных физического развития в каждом возрасте еще не является мониторингом физического развития. Снятие показателей дважды в год, как это принято в дошкольных учреждениях, не что иное, как контроль результатов. Мониторинг предполагает прослеживание динамики физического развития и соотнесения его показателей с другими параметрами, например, физической подготовленностью или функциональным состоянием организма. Поэтому показатели физического развития следует снимать ежеквартально. Это позволяет видеть результаты педагогических воздействий на каждого ребенка и группу детей в целом и соответственно корректировать процесс физического развития детей.

Оценка физических качеств детей

Развитие физических качеств оценивается по динамике показателей силы, выносливости, гибкости, ловкости, быстроты. Следует заметить, что степень развития физических качеств говорит и об уровне психического развития, а также о наличии у ребенка определенных задатков. Например, ловкость указывает на развивающиеся способности быстро обучаться.

Быстрота оценивается по скоростному бегу на дистанцию 100 м.

Сила кистей рук оценивается с помощью ручного динамометра, сила плечевого пояса – по показателям метания вдаль набивного мяча весом 1 кг способом из-за головы двумя руками, сила нижних конечностей – по прыжкам в длину с места.

Ловкость оценивается по разнице времени пробегания дистанции в 10 м прямым и челночным способом (пробежать 5 м, повернуться и бежать назад).

Можно измерять ловкость по времени работы на полосе препятствий. Ребенку следует пробежать по гимнастической скамейке длиной 5 м, прокатить мяч между шестью предметами (кегли, кубы, другие предметы), расположенными друг от друга на расстоянии 50 см, подлезть под дугу высотой 40 см.

Читать продолжение

Источник