Формы личностного развития ребенка

Формы личностного развития ребенка thumbnail

Слайд 1

Составила: воспитатель I кв.кат. Гайдукова М.А. Формы работы по социально-личностному развитию в режиме детской жизни

Слайд 2

Приоритетная проблема в образовании: «Как сформировать человека, который отвечал бы требованиям общества на нынешнем этапе исторического развития?» Современному обществу необходимы: инициативные люди, способные найти «себя» и своё место в жизни, восстановить русскую духовную культуру, нравственно стойкие, социально адаптированные, готовые к саморазвитию, непрерывному самосовершенствованию.

Слайд 3

Сензитивный период Дошкольное детство

Слайд 4

Программно-методическое основание Федеральный институт развития образования раздел «Социально-личностное развитие» (автор – С.Г. Якобсон)

Слайд 5

Выявлены проблемы: у детей – неумение уступать друг другу, желание всегда и везде быть первым, несоблюдение правил поведения и взаимоотношений; у педагогов – неумение самостоятельно распределить и распла­нировать весь методический материал раздела «социально-личност­ное развитие» в течение дня; у родителей – занятость работой и домом; недостаток знаний по вопросам социально-личностного развития ребенка и неумение при­менить их на практике, трудности в общении с детьми, неумение по­мочь ребенку осознать значимость его личности, неумение взаимо­действовать с детьми в разных социальных позициях («ведущий» и «ведомый») и др.

Слайд 6

Следующие задачи: Формировать у детей доброжелательные отношения к другим людям , в первую очередь, к сверстникам и младшим детям; Обеспечить каждому ребенку опыт взаимодействия с другими людьми в двух разных позициях: ведущего-ведомого, руководителя-исполнителя; Создать вариант планирования методик по разделу «Социально-личностное развитие ребенка» в режиме дня ; Разработать новые методики , дидактические материалы по социально-личностному развитию ребенка; Способствовать поиску возможностей использования форм работы с детьми по другим разделам программы для решения задач социально-личностного развития ребенка Разработать и апробировать новую форму сотрудничества с семьей : Семейно-физкультурный клуб «Друзья спорта»; Использовать работу семейно-физкультурного клуба для создания для детей и родителей опыта занятия позиции ведущего и ведомого по ходу спортивных занятий.

Слайд 7

Планирование в режиме дня методик раздела «Социально-личностное развитие детей» Позитивные отношения детей между собой лучше всего осваиваются в процессе всех режимных моментов: утренний прием, организация деятельности, прогулка, подготовка ко сну; самостоятельная деятельность детей (вторая половина дня); в домашних условиях, вместе с родителями.

Слайд 8

Планирование в режиме дня методик раздела «Социально-личностное развитие детей» Режим дня Методика Цель Материал Утро Минутка для создания эмоционального настроя «Мы – вместе!» Ежедневно Формирование позитивного настроя на день, доброжелательного отношения детей друг к другу и к педагогу « Волшебная труба». По необходимости Формирование способности находить достоинства в каждом члене группы Методические материалы к разделу «Социально- личностное развитие» (С.Г. Якобсон) «Мой альбом с фотографиями». По желанию детей Формирование интереса друг к другу в ходе общения, поднятие социального статуса ребенка С.Г. Якобсон «Моральное воспитание в детском саду» «Моя коллекция». По желанию детей Помочь ребенку осознать значимость своей личности, своих индивидуальных предпочтений, результата собственной деятельности. Построение социальных отношений на этой основе Т.И. Гризик Методические материалы к разделу «Ознакомление с окружающим миром»

Слайд 9

Режим дня Методика Цель Материал НОД Организация любого вида детской деятельности Поднятие социального статуса «неуспешного ребенка» Программно – методические материалы, разработанные ФИРО НОД в форме организации детей в парах, тройках, коллективная работа Стимулировать внутригрупповое взаимодействие Занятия по развитию речи (Т.И. Гризик ). Занятия по Изодеятельности (Т.Н. Доронова ) Планирование в режиме дня методик раздела «Социально-личностное развитие детей»

Слайд 10

Режим дня Методика Цель Материал Прогулка Межвозрастное общение (дети младшего и старшего возраста): – экскурсии с малышами вокруг детского сада, на участок старших детей; – подвижные игры с малышами ; – хороводные игры с малышами ; – оформление участков малышам , работа со снегом, с песком. налаживание общения в ходе организации и проведения игры; формирование ответственности старших за ее успешное проведение; создание условий для развития взаимного расположения Методические материалы к разделу «Социально- Личностное развитие» (С.Г. Якобсон) Формирование готовности ребенка повышать свою компетентность. Методика «Покажи и научи» Поддержка взрослым стремления детей овладевать новым содержанием, используя просьбу взрослого, показать и научить его тому, чем ребенок владеет Методические материалы к разделу «Социально- личностное развитие» (С.Г. Якобсон)

Слайд 11

Режим дня Методика Цель Материал Подготовка к дневному сну « Засыпайка » Формирование у ребенка умения занимать любую из двух позиций – ведущего и ведомого Вторая половина дня Концерты для малышей. 1-2 раза в месяц Развитие дружеских отношений, желание почувствовать себя нужным, заинтересовать и развлечь малышей Методические материалы к разделу «Социально- Личностное развитие» (С.Г. Якобсон) Изготовление подарков малышам к праздникам побуждать старших детей прикладывать определенные усилия, чтобы порадовать малышей; укрепить взаимное расположение и интерес друг к другу Дидактический материал к методикам по разделу «Социально – личностное развитие»,

Слайд 12

Режим дня Методика Цель Материал Вторая половина дня Моральные пьески. По мере нобходимости Формирование личного отношения к соблюдению и нарушению норм морали –//– Сюжетно-ролевые игры с участием взрослого в роли ведомого. Ежедневно с одним-двумя детьми Формирование положительного отношения у ребенка к себе через опыт руководства действиями взрослого –//– Смена функций ведущего и ведомого при выполнении словесной инструкции. Игра «Путешествия» с использованием иллюстративного материала. По желанию детей. Выполнение словесной инструкции с поочередным выполнением детьми функций руководителя игры и исполнителя –//–

Слайд 13

Режим дня Методика Цель Материал Вторая половина дня Организация межгруппового общения сверстников в условиях детского сада. Один раз в месяц Расширение круга общения детей, формирование способов их контактов с детьми из других групп, приобщение к ценностям сотрудничества и развитие инициативы в общении Итоговая беседа с детьми «МЫ – МОЛОДЦЫ» . Каждую пятницу Показ всей группе, что у каждого ребенка есть свои достоинства, формирование способности находить достоинства в каждом члене группы, формирование положительного отношения к себе Программа «Радуга», Смена функций ведущего и ведомого на занятиях семейно – физкультурного клуба «Друзья спорта» Каждый вторник Формирование интереса к здоровому образу жизни и спорту, взаимодействие родителей и детей в разных социальных позициях («ведущий» и «ведомый») , накопление ценного опыта общения друг с другом

Слайд 14

Режим дня Методика Цель Материал Дома Изготовление подарков малышам (дети). Изготовление альбомов «Мой альбом» (родители и дети) Составление текста « Засыпайки » (родители и дети) Составление коллекции (родители и дети) Самостоятельная продуктивная деятельность (дети).

Источник

Формирование личности ребенка – первый шаг в его подготовке к взрослой жизни. Это важная задача родителей и общества, и она не ограничивается лишь обучением определенным навыкам. Чтобы воспитать зрелую личность, необходимо не только рассказать ему о дисциплине, уходе за собой и тому подобном, но и привить морально-этические нормы, духовные ценности.

Формирование личности ребенка

Что такое формирование личности

Формирование личности – сложный процесс, не прерывающийся ни на одном этапе человеческой жизни. Попросту говоря, он бесконечен. Само понятие «личность» весьма многогранно, и существует два популярных профессиональных взгляда на это явление. Один из них гласит, что формирование личности ребенка зависит от природных врожденных данных. Второе мнение указывает на то, что личность – социальное явление, и лишь социум оказывает влияние на ее формирование.

По сути, весь период жизни человека, от рождения и до зрелого возраста – это и есть процесс личностного роста либо деградации. Считается, что развитие происходит в деятельности, значимой для личности. Движущей силой можно назвать внутренние противоречия между потребностями взрослеющего ребенка и реальной возможностью их реализации. Деятельность ребенка практически всегда определяется родителями, в той или иной мере направлена ними. Вывод: процесс воспитания – ведущий фактор в формировании личности ребенка.

Фазы развития личности

Имеется три фазы формирования личности ребенка

Адаптация

Длится с рождения и до подросткового возраста. Индивидом усваивается социальный опыт – он адаптируется, подражает, приспосабливается. При адаптации происходит активное перенимание общественных норм и овладение различными формами деятельности. Показав в группе собственную индивидуальность, ребенок не может проявить себя как личность до того, как освоит имеющиеся в группе нормы.

Он чувствует необходимость быть таким, как другие, максимально адаптируясь в обществе. Речь может идти о детском садике или школе.

Групповая деятельность может спровоцировать возникновение благоприятных условий для формирования личности ребенка и тех черт, ранее не присущие индивиду, но которые характерны для прочих представителей группы.

Индивидуализация

У ребенка появляется желание противопоставить себя другим, выделиться. Формируется критическое отношение к нормам общества и установленным социальным правилам. Толчком к индивидуализации становятся противоречия между полученным итогом адаптации и не удовлетворенной на начальном этапе потребности в персонализации. Начинается поиск методов, помогающих в обретении индивидуальности, ее фиксации. Это может проявляться в поведении, одежде, речи и так далее. Если при формировании личности ребенка он успешно справился с адаптацией, то постепенно он начинает понимать, что индивидуальность теряется. Индивид мобилизует внутренние ресурсы, начинает поиск общества, способного обеспечить необходимую персонализацию.

Индивидуализация

Интеграция

У ребенка появляется желание отыскать свое место в социуме, вписаться в общество. Интеграция проходит легко, если общество принимает человека. Возможны и иные результаты. Человек всячески пытается сохранить свою непохожесть, что ведет к агрессивному взаимодействию с обществом и людьми. Интеграция характеризуется противоречиями между желанием субъекта продемонстрировать собственную индивидуальность и желание общности культивировать и одобрять только те индивидуальные качества субъекта, которые имеют соответствие с ее предпочтениями.

Какие факторы влияют на развитие личности ребенка

На формирование личности ребенка влияют многие факторы. Из ряда теорий, выдвинутых разными психологами, следует выделить основную мысль: развитие личности происходит на основе природных данных, осознания себя и жизненном опыте. Формирование начинается в раннем возрасте.

Внутренние факторы, оказывающие влияние: темперамент, заложенный на генетическом уровне. Внешние факторы: воспитание, социальный уровень, окружающая среда, и даже текущая эпоха.

Многие специалисты полагают, что гены оказывают немалое влияние на личность, содержа информацию о предках матери и отца. Новорожденный человек продолжает сразу два рода. Это не значит, что он получит их черты характера или одаренность. Природа предоставит ему основу для развития, и ему остается лишь использовать ее.

Значительность биологического фактора высока. Это объясняется, как люди, взрослеющие в одинаковых условиях, становятся уникальными и демонстрируют противоположные качества. Биологические факторы – основа для формирования личности ребенка. Социализация играет не менее весомую роль. Развитие происходит поэтапно. На восприятие мира влияет воспитание, полученное человеком и пример родителей.

Воспитание и формирование личности в семье: значение родителей

Психологи убеждены, что решающее влияние на личность ребенка, его восприятие мира, чувства и стремления оказывают родители. Для него важны отношения между отцом и матерью, а также между прочими родственниками. Огромную роль играет отношение семьи непосредственно к ребенку.

Факторы

Окружающая социальная среда тоже оказывает влияние на формирование личности. Воспитанием называют целенаправленный процесс воздействия на человека, и именно оно находится в основе взращивания личности.

Многие задаются вопросом: «Что несет определяющую роль в личностном развитии и сознании – природные силы, социальная среда?». Нельзя выделить что-то отдельно, однако очевидно, что основополагающими являются первые годы человеческой жизни. Дети, растущие в семье, во многом перенимают поведение родителей, их установки, ценности. Впоследствии личность может приобрести дополнительные незначительные штрихи, но именно в детстве закладывается основа. Если отец и мать мало уделяют внимания малышу, то «материал» для развития он получает из других доступных источников, которые не всегда несут пользу. Родителям стоит помнить об этом, и позаботиться о ежедневно качественном взаимодействии с ребенком. В раннем возрасте хорошо помогает чтение сказок, которое закладывает в малыше понимание добра и зла. Обязательно анализируйте прочитанное, продумывайте другие варианты развития истории.

Какие ошибки допускают родители при воспитании личности

При формировании личности ребенка родителям важно не допускать таких распространенных ошибок.

Категорический запрет

Основная ошибка воспитания. Запаситесь терпением к малышу, уважайте его. Не научившись понимать его, родители идут на неизбежные ошибки, ведущие к психическим и физическим проблемам. Игнорируя желания и интересы ребенка, отвечая на большинство из них категорическими запретами, можно даже пропустить начальную стадию какого-нибудь заболевания. Пример: вы заметили, что ребенок начал есть известь. Первая реакция большинства родителей: недовольство, крик, запрет приближаться к стене. Правильная реакция: визит к доктору. Вероятно, медик расскажет, что в организме малыша наблюдается нехватка солей кальция. К тому же подобное отношение сформирует у ребенка желание совершать некоторые поступки украдкой. Многие становятся скрытными, недоверчивыми.

Гиперопека

При формировании личности ребенка гиперопека – не лучший помощник. Чрезмерная опека может отрицательно подействовать на малыша. Когда он достигает определенного возраста и пытается проявить самостоятельность, то зачастую это воспринимается в штыки. Пример: ребенок хочет сам пользоваться ложкой, но мама, боясь что он испачкается или не справиться, продолжает его кормить сама.

Гиперопека проявляется в насильственном действии, что может обернуться возникновением невроза. В прочих случаях опека без крайней необходимости может обернуться тем, что ребенку так и не удастся обрести друзей, ведь мама и бабушка неотрывно находится рядом. У личности могут появиться трудности с социализацией, он не приобретает способность высказать и отстоять свое мнение. Возможные последствия: психологические проблемы, устраняющиеся только при содействии специалистов.

Чрезмерная требовательность

Для полноценного формирования личности ребенка нужно, чтобы он не только знал, но и осознавал, что дозволено, а что запрещено. Если проявлять к нему чрезмерную требовательность, не давая четких объяснений причин, почему нужно поступать так, как вы говорите, то к добру это не приведет. Какие черты приобретет личность? Раздражительность, упрямство. Лучший вариант: родители детально объясняют мотивы своих требований, и со временем они становятся личными убеждениями ребенка.

Нотации

Первый фактор, провоцирующий детский протест – длительные нотации. Нередко родители полагают, что ребенок лучше усвоит информацию, выслушав долгие и повторяющиеся нотации. В них нет никакой необходимости. Этот подход не имеет конструктивной составляющей. Особенно табу – другие дети, ставящиеся в пример. Постепенно ребенок начнет воспринимать их, как личных врагов. Нудные нотации зачастую вызывают негативную реакцию, теряя свою воспитательную ценность.

Нотации

Безмерное баловство ребенка

Родители, слишком балующие своих детей, создают большую проблему. Это явление не менее негативно, чем нехватка влияния. Разбалованные дети, не знающие ни в чем отказа, не имеющие обязанностей со временем сталкиваются с невозможностью побороть даже мелкие жизненные преграды, проблемы. При возникновении ситуации, когда их желания и реальность не совпадают, ведут к перенапряжению нервной системы, что может обернуться срывом.

Какие условия обеспечат успешное формирование личности

Важные условия для формирования личности ребенка.

Пример родителей

Ребенку важно видеть, что мама и папа не соблюдают некий сценарий, а действительно живут счастливой и полноценной жизнью. Невозможно сделать счастливой иную личность, если ты сам несчастлив. Многие психологи отмечают, что люди, не испытывающие внутренней гармонии, часто жалуются на проблемы в отношениях с детьми. Лишь счастливые родители смогут по-настоящему понять ребенка, выстроив с ним доверительные отношения. Это способствует успешному формированию личности. Пытаясь помочь в этом ребенку, начните с себя. Поразмышляйте: умеете ли вы принимать свои чувства, позволяете ли себе по-настоящему радоваться и грустить. А, может, вы сдерживаете себя и учите чрезмерной сдержанности ребенка, тем самым подавляя его личность.

Коммуникация с окружающими

Покажите на собственном примере методы коммуникации с другими людьми. Устройте себе небольшую проверку, честно ответив на вопрос: «Способны ли вы выстроить непредвзятый разговор, с человеком, с которым не согласны в каких-то аспектах?» Нет ли такой вероятности, что вы пытаетесь навязать мнение другому человеку или сами подчиняетесь чужой воле? Вероятно, ребенок будет перенимать у вас эту особенность.

Не навязывайте свое мнение и позицию – просто делитесь своими ценностями. Слышали определение «сердечный разговор»? Такие диалоги возникают, когда человек готов понять собеседника и поделиться своим мнением. В отношениях человек развивается, позвольте себе узнавать новое и учите этому ребенка.

Забота и внимание

Личность, ощутившая на заре развития заботу и внимание, наверняка, будет чувствовать себя уверенно и защищено. Мать и отец становятся важными жизненными ориентирами, оказывающими серьезное влияние. Замечательно, если мать может продемонстрировать такие качества как прощение, принятие, любовь. Ребенку необходимо ощущать ласку, тепло. В отце важна строгость и мягкость, действующие безраздельно.

Родители – важнейший этап в формировании личности. Всем известны слова о том, что воспитание детей следует начать с собственного воспитания. Начните с себя, если хотите помочь личности ребенка приобрести важные грани.

Смотреть видео

Источник