Формы коррекции отклонений развития ребенка

Формы коррекции отклонений развития ребенка thumbnail

Наталья Мартынова
Формы и виды коррекционной работы

«Формы и виды коррекционной работы»

Цель коррекционных занятий – повышение уровня общего развития учащихся, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения, индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных учебных умений и навыков, коррекция отклонений в развитии познавательной сферы и речи, направленная подготовка к восприятию нового учебного материала. Коррекционная работа осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию ребенка. Работа в часы индивидуально-групповых занятий должна быть направлена на общее развитие, а не тренировку отдельных психических процессов или способностей учащихся.

Исходным принципом для определения целей и задач коррекции, а также способов их решения является принцип единства диагностики и коррекции развития. Задачи коррекционной работы могут быть правильно поставлены только на основе комплексной диагностики и оценки резервов потенциальных возможностей ребенка, исходя из понятия «зона ближайшего развития». Коррекционные занятия проводятся с учащимися по мере выявления педагогом, психологом и дефектологом индивидуальных пробелов в их развитии и обучении.

1. Формы коррекционной работы

Традиционные формы групповой коррекционно-развивающей работы (тренинги)

Основное их содержание составляют игры и психотехнические упражнения, направленные на целостное психологическое развитие ребенка и решение конкретных задач. Важным элементом занятий должны быть психотехники, направленные на развитие групповых структур и процессов, поддержание благоприятного климата, сплочение и организационное развитие коллектива. Работа, ориентированная на группу, крайне необходима.

Психолог должен следить за процессом становления группы как психологической общности, понимать, какие нормы и ценности лежат в ее основе, осознавать особенности межличностного взаимодействия. В его интересах помочь сформироваться зрелой группе с разветвленной системой взаимоотношений и благоприятным эмоциональным климатом. Для этого на протяжении всего периода существования группы необходимо уделять внимание развитию и поддержанию групповой динамики. В этих целях используются ритуалы приветствия и прощания, разминочные упражнения, игры, требующие взаимодействия, сотрудничества и совместного поиска участников, соревновательные упражнения и т. д. Но надо помнить, что длительное существование стабильной группы (как детской, так и взрослой) может привести к развитию таких внутригрупповых процессов и отношений, которые, будучи весьма важными и значимыми для ее членов, начнут приходить в противоречие с целями и задачами психолога и препятствовать реализации основной цели.

Одной из проблем содержания развивающей работы является вопрос о количестве игр и упражнений, используемых в ходе занятий. Замечено, что наибольший развивающий эффект достигается тогда, когда наиболее полно используются потенциальные возможности каждого упражнения, включенного в занятие, а не за счет увеличения количества упражнений. Это означает, что, с одной стороны, в работу следует включать сложные, многофункциональные упражнения, позволяющие решать несколько задач, а с другой стороны, каждое упражнение необходимо проделать несколько раз, усложняя его и передавая функции ведущего участнику. Если упражнение полностью отработано, но нравится детям (взрослым, можно продолжать выполнять его до тех пор, пока к нему не утратится интерес.

2. Перегрузка занятий новизной и разнообразием снижает эффективность и значимость проводимой работы. Чтобы этого не произошло, необходимо разработать общую структуру развивающих занятий (тренингов): ритуал начала занятия, разминка, рефлексия прошлого занятия, основное содержание занятия, ритуал окончания.

3. Ритуал начала и окончания занятия. Это очень важный момент групповой работы, способствующий сплочению участников, созданию атмосферы группового доверия и принятия, что очень важно для плодотворной работы. Ритуалы могут быть придуманы группой в процессе обсуждения или предложены психологом. Их необходимо выполнять регулярно, начиная с первого занятия. Желательно, чтобы в ходе встреч функция контроля за выполнением ритуала перешла к участникам занятий.

4. Разминка является средством воздействия на эмоциональное состояние участников, уровень их активности, настраивает на продуктивную групповую деятельность. Она может проводиться как в начале занятия, так и между отдельными упражнениями. Разминочное упражнение надо выбирать с учетом актуальности для данной группы и предстоящей работы, потому что одни упражнения позволяют поднять настроение и настроить человека на работу, а другие, напротив, предназначены для снятия эмоционального напряжения.

5. Основное содержание занятия представляет собой совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение определенной задачи. Как говорилось выше, предпочтение отдается многофункциональным упражнениям, в которых можно отработать много моментов, например развитие внимания, социальных навыков, личностное осмысление и др. Важны также порядок предъявления упражнений, т. е. их последовательность, и их количество.Последовательность упражнений предполагает смену психофизического состояния участников: от подвижного к спокойному, от интеллектуальной игры к релаксационной технике и т. д. Упражнения надо выстраивать в порядке усложнения, от простого к сложному. Желательно, чтобы их количество было не более трех.

6. Рефлексия – это оценка занятия, которая дается на эмоциональном уровне (понравилось, не понравилось, смысловом (для чего мы это делали, что это нам дало). Рефлексия прошлого занятия дает возможность вспомнить, что интересного и познавательного было на предыдущей встрече.

7. Для получения положительных результатов и большей эффективности занятия следует проводить 1–2 раза в неделю в течение 4–5 недель. Объем занятий зависит от запроса и целей групповой (тренинговой) работы, но желательно не менее 10 часов.

Нетрадиционные формы групповой развивающей работы

Нетрадиционные формы групповой развивающей работы со школьниками отличаются от тренинговой и коррекционно-развивающей работы организацией и содержанием. К таким формам относятся обучающая психодиагностика и общешкольные психологические программы.

Обучающая психодиагностика – это групповые тестирования, психологическое просвещение и групповая консультация. Данные мероприятия могут проводиться как на классных часах, так и во внеурочное время. Надо отметить, что запросы на эти мероприятия поступают как от учителей, так и от учащихся старших классов.

Используемый диагностический материал может быть разнообразным по содержанию: это и методики по изучению личностных особенностей и межличностных отношений, и профориентационные методики, и т. п. Данные, полученные в ходе обучающей психодиагностики, очень информативны и могут быть использованы в составлении коррекционно-развивающих программ (тренингов, при проведении консультаций.

Общешкольные психологические программы – это психологические олимпиады, конкурсы, соревнования и общешкольные игры психологического содержания, психологический клуб для детей, различные акции и другие мероприятия, которые психолог может разработать сам в зависимости от запроса.

Целью психологической олимпиады является привлечение максимального числа школьников к постановке и решению психологических проблем. Олимпиада проходит в несколько туров. Изначально это не соревновательное, а развивающее мероприятие, поэтому вопросы первого тура вывешиваются за несколько дней до соревнования. Желательно,чтобы содержание вопросов было увлекательным: расшифровать смысл жестов и поз, придумать различные типы людей по предлагаемому критерию и т. д. Во втором туре проверяются психологическая наблюдательность, воображение и др.

Читайте также:  Готовые материалы для развития ребенка

Психологические соревнования и конкурсы ориентируют школьников на демонстрацию своих психологических возможностей, когнитивных функций (память, внимание, воображение и др., самоконтроля и саморегуляции, навыков межличностного взаимодействия и т. п.Желателен многоступенчатый отбор участников: сначала внутри класса, затем внутри параллели и, наконец, между параллелями.

Психологические игры предполагают включение всей школы в определенную психологическую деятельность на более или менее длительный срок. Примером такой игры может послужить одно-двухдневная игра «Радуга». Ее содержание связано с применением цветовой диагностики. Утром, при входе в школу, всем ученикам и педагогам предлагалось определить свое настроение с помощью цвета и опустить квадратик соответствующего цвета в общую урну.Урн две: одна – для учащихся, другая – для преподавателей. Выбирать предлагается из нескольких фиксированных цветов (можно взять четыре-пять основных цветов: красный, зеленый, желтый, черный, серый). В течение учебного дня после обработки данных вывешиваются результаты в виде диаграммы. По окончании занятий проводится та же процедура, а наутро вывешиваются вечерние результаты и все сравнивают утренние и вечерние данные.

3. Виды коррекционной работы

К видам коррекционной работы относят психологическое консультирование.

Видыпсихологического консультирования:

1) интимно-личностное консультирование – это консультации, в ходе которых человек решает личностные проблемы (недовольство самим собой, проблемы интимных отношений и др.);

2) семейные консультации – это консультирование по вопросам, касающимся семейных отношений (оптимальное построение и регулирование взаимоотношений в семье, предупреждение и разрешение конфликтов во внутрисемейных отношениях и др.);

3) психолого-педагогическое консультирование – направлено на решение проблем воспитания и обучения детей;

деловое консультирование, в ходе которого решаются деловые проблемы (выбор профессии, организация труда, ведение деловых переговоров и др.).

4. Психологическое консультирование отличается от других видов практической психологической помощи тем, что в ходе консультаций психолог в основном дает советы, а их практическая реализация – дело самого клиента; основная психокоррекционная работа проводится клиентом самостоятельно, без помощи психолога; психодиагностика сводится к минимуму, преимущественно идет наблюдение за поведением клиента; психолог-консультант не несет ответственности за конечный результат, а отвечает лишь за правильность своих выводов о сути проблемы клиента и за потенциальную эффективность предлагаемых практических рекомендаций.

Психотерапия может быть как индивидуальной, так и групповой. Психолог играет активную роль в избавлении клиента от проблем, так как именно он предпринимает необходимые действия, роль клиента при этом пассивна. Необходимо непосредственное личное общение клиента с психологом.

Психолог несет непосредственную ответственность за конечный результат своей работы, так как сам занимается коррекцией психологии и поведения клиента, сам реализует свои выводы и рекомендации.

Психотерапевт, занимающийся практической коррекцией, обязан профессионально владеть психотерапевтическими методами, так как в их применении заключается основная часть его работы.

К видам коррекционной работы так же относят:

Совершенствование движений и сенсомоторного развития:

– развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;

развитие навыков каллиграфии;

развитие артикуляционной моторики.

2. Коррекцияотдельных сторон психической деятельности:

развитие зрительного восприятия и узнавания;

развитие зрительной памяти и внимания;

формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);

развитие пространственных представлений ориентации;

развитие представлений о времени;

развитие слухового внимания и памяти;

развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа.

3.Развитие основных мыслительных операций:

– навыков соотносительного анализа;

навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);

умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;

умения планировать деятельность;

развитие комбинаторных способностей.

4.Развитие различных видов мышления:

развитие наглядно-образного мышления;

развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).

5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям и т. д.).

6. Развитие речи, овладение техникой речи.

7. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.

8. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

В соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии, а также специалистов ППМС в школе осуществляются следующие видыобучения для детей с ОВЗ:

индивидуальный и дифференцированный подход (в рамках основной программы);

обучение в щадящем режиме;

индивидуальное обучение (обучение на дому) по коррекционным программам;

дополнительное образование по психологическим и педагогическим коррекционно-развивающим программам.

Благодаря этому осуществляется коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса; учет индивидуальных особенностей ребенка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий.

Здоровьесберегающие условия обеспечивают оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил.

Список литературы

• 1. Аксенова Л. И. Социальная педагогика // Дефектология, 1997. -№2. С. 32-40

• 2. Асмолов В. М., Лебединская О. И., Шапиро Б. Ю. Теоретико-методические аспекты подготовки специалистов социально-педагогической сферы для работы с детьми, имеющими отклонения в развитии. -М., 1995

• 3. Бадмаев С. А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. – М., 1997.

• 4. Блейхер В. М., Крук И. В. Толковый словарь психиатрических терминов / Под ред. С. Н.Бокова: В 2 т. – Ростов-на-Дону, 1996.

• 5. Бондаренко Г. И. Социально-эстетическая реабилитация аномальных детей //Дефектология. 1998. №3. С. 12-26

• 6. Бочарова В. Г. Основные требования к развитию теории в области социальной педагогики и социальной работы / Материалы международной научно-практической конференции –М., Издательство Тюменского государственного университета, 2003.

• 7. Брезе Б. Активизация ослабленного интеллекта при обучении во вспомогательных школах / Пер. с нем. – М., 1991.

• 8. Бтажнокова И. М. Коррекционные задачи и основные направления в организации воспитательного процесса в детском доме (интернате) для детей с недостатками интеллекта. // Дефектология. – 1995г. – №5 – с. 30

• 9. Бтажнокова М. М. Программы и перспективы развития коррекционной помощи детям с интеллектуальной недостаточностью. Дефектология. – 1994г. – №1 – с. 11

• 10. Виноградова А. Д. Мотивация деятельности умственно отсталых школьников. – М., 1991.

• 11. Власова Т. А., Певзнер М. С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. – Москва, Просвещение, 1997г.

Читайте также:  Индивидуальные стратегии развития ребенка

• 12. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / Под ред. В. В. Воронковой. – М.: Школа-Пресс, 1994.

Источник

Статья.

Тема: Формы коррекционно-педагогической работы с детьми дошкольного возраста

Выполнена:

Обуховой Анастасией Александровной

Введение

В современном мире всё возрастает количество детей с особенностями в индивидуальном развитии и особыми образовательными потребностями. Поэтому очень важным и острым становиться вопрос, связанный с социальной адаптацией и организацией помощи таким детям. Ведь они будущее современного мира и должны стать полноценными членами современного общества.

В следствие вышесказанного в специальном образовании главную роль отдают проблеме ранней диагностики дефекта. По мнению специалистов, многие важные в дальнейшем развитии ребёнка периоды приходятся на ранний возраст. Поэтому в современной России разрабатываются специальные программы обучения и воспитания, направленные на раннюю помощь и коррекцию детей со специальными потребностями.

В отличии от педагогов прошлого в настоящее время специалисты нацелены на максимальное сокращение разрыва между выявлением нарушения в развитии ребёнка и началом его коррекции, как следствие предоставление специальных образовательных услуг начинается с младенческого возраста. Считается, чем раньше начнётся целенаправленный процесс коррекционно-педагогический помощи ребенку, тем больше шансов на максимальную эффективность работы.

В соответствии с этим, считаю важным поставить для себя следующую цель – обоснование и выявление основных форм коррекционно-педагогической работы с детьми раннего (дошкольного) возраста, как одной из социально значимых тем в педагогической работе.

Для достижения поставленной цели предстоит решить следующие задачи:

  • проанализировать имеющуюся по данному вопросу специальную литературу;

  • определить понятие «формы коррекционно-педагогического воздействия»;

  • выяснить классификацию и разнообразные формы коррекционно-педагогического процесса;

  • сделать выводы по проделанной работе и полученным сведениям.

В Законе РФ «Об образовании» сказано, что гражданам РФ гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения. В соответствии со статьёй 79 закона «Об образовании»( Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 24.04.2020) “Об образовании в Российской Федерации”) обучающиеся с ограниченными возможностями могут получат образования, как в специальных учреждениях, так и в общеобразовательных по адаптированным основным общеобразовательным программам, в таких организациях создаются специальные условия для получения образования(подпункт 1,2,4). Под специальными условиями понимают комплекс мер (форм, методов и средств), позволяющих успешно осваивать образовательную программу, что подробно освещено в ст.79 подпункт 3.

Получение образования для детей с ограниченными возможностями, позволяет таким людям в дальнейшем успешно социализироваться, стать полноценным членом общества, то есть самореализовываться в различных сферах профессиональной и социальной деятельности.

Специальная педагогика на основе общепринятых педагогических методов и приёмов делает отбор среди них с учётом потребностей, отвечающих особенностям развития детей с ограниченными возможностями. Общепедагогические методы не используются изолированно, а составляют комплекс психолого-педагогических компонентов наиболее эффективных для успешной коррекционно-педагогической деятельности.

Основные методы, используемые при работе, с такими детьми:

  • перцептивные (наглядные, практические методы);

  • логические (индуктивный и дедуктивный);

  • гностические (репродуктивные, проблемно-поисковые, исследовательские).

Для введения нового материала, а также на ранних этапах развития в первую очередь используют перцептивные методы подачи материала, постепенно переходя к логическим и на поздних этапах, для наилучшего усвоения изученного материала, используются гностические методы.

Особую роль в эффективности процесса коррекционно-педагогической деятельности играет работа с родителями. Ведь без плодотворного взаимодействия между родителями, воспитанником и дошкольной организацией, а главное целенаправленного всестороннего гармонического развития, как в рамках учебного заведения, так и за его пределами, невозможно добиться успешной социализации детей с особыми потребностями. Только в сотрудничестве возможно преодолеть те сложности и отклонения в развитии, с которыми сталкиваются подобные дети.

Большую роль для таких детей играет не только правильно подобранные психолого-педагогические средства воздействия, но и медикаментозное лечение. А также на фоне всего этого правильное отношение к данным необходимым средствам окружающих ребёнка взрослых: педагогических сотрудников, родителей и врачей. Так как гипоопека, как и гиперопека со стороны взрослых в данных обстоятельствах может только усугубить, имеющуюся ситуацию.

Работа с детьми должна вестись на основе индивидуально составленного плана, по тщательно подобранным пособиям, с учётом индивидуальных особенностей данного конкретного ребёнка. Только такая своевременная коррекционная деятельность будет способствовать преодолению сложностей, возникающих на фоне особенностей ребёнка, и позволит успешно перейти на дальнейшую ступень образования, а в некоторых случаях и позволит догнать в развитии своих сверстников и перейти на общеобразовательную программу.

Развитие и обогащениепознавательной, сенсорной, двигательной, речевой, эмоционально-волевой сфер достигающиеся за счёт лечения и проведения коррекционных занятий.

Под формами работы предполагают целенаправленный процесс взаимодействия воспитанников и педагогов дошкольного учреждения с целью коррекции, развития, обучения и воспитания.

Традиционно существует три формы организации обучения:

  • индивидуальная (позволяет учитывать в процессе обучения психофизиологические особенности воспитанников);

  • групповая (в группе не более 5-6 человек);

  • фронтальная.

Выделяют также особые принципы специальной педагогики:

  • педагогического оптимизма,

  • дифференцированного и индивидуального подхода,

  • социально-адаптирующей направленности,

  • коррекционно-компенсирующей направленности,

  • неразрывности коррекции и диагностики,

  • ранней педагогической помощи,

  • коррекции и компенсации,

  • коммуникации (развивать речь, учить взаимодействию и правилам общения как со взрослыми, так и с детьми),

  • деятельностности (ребёнок лучше усваивает знания на базе личного опыта, через выполнение каких-либо практических действий).

Основная форма организации обучения детей в ДОУ является занятие, которое проводит педагог с учётом возрастных, психофизиологических и поведенческих особенностей, целевых и программных установок. Он же проводит подбор методов и приёмов для наиболее эффективного достижения целей на данном занятии.

По дидактическим целям занятия делятся на:

  • усвоения новых ЗУН,

  • закрепления приобретённых ЗУН,

  • применения ЗУН,

  • комбинированного вида.

В настоящее время наибольшее распространение получили занятия комбинированного вида.

По своему содержанию в настоящее время чаще всего применяются интегрированные занятия, сочетающие в своем материале, знания из разных областей (окружающий мир, литература и музыка). На примере изучения времён года: поговорили об особенностях времени года весна, послушали музыкальные произведения, посвященные этой теме, выучили (или послушали) стихотворение о ней и нарисовали рисунок к этому стихотворению.

Структура занятия:

1.Вводная часть:

  • организационный момент,

  • повторение.

2. Основная часть:

  • актуализация,

  • новый материал,

  • повторение, обобщения и систематизация полученных знаний.

3. Заключительная часть:

  • подведение итогов,

  • рефлексия.

Одним из вариантов реализации и организации занятий в ДОУ является игра.

Читайте также:  Центр развития ребенка маркова

Игры-занятия являются ведущими, особенно для детей с задержкой психофизического развития, так как позволяют учится не только взаимодействовать с окружающими по особым договорённостям (правилам игры), но и упорядочивать свою деятельность в соответствии с определённым алгоритмом. В ходе игры, в рамках замысла педагога, осуществляется определённая коррекционно-развивающая деятельность, направленная на решение образовательных и воспитательных задач. Это наиболее понятный и доступный вид деятельности для детей на данном возрастном этапе.

Обучение детей с особыми потребностями не ограничивается рамками какого-то одного конкретного занятия, а проводится и является связующей нитью в ходе всего пребывания воспитанников в учреждении: при организации прогулок( проводятся экскурсии по наблюдению за природой), проводятся специальные дидактические и подвижные(тематические) игры для закрепления полученных знаний, при чтении художественной литературы и т.д.

Принципы построения занятий:

  • частая смена видов деятельности;

  • повторяемость,

  • обеспечение переноса из одной области знания в другую(интегрированность),

  • игровая форма занятий.

Особой формой проведения занятий является экскурсия. В ходе подобных занятий дети изучают природные явления, особенности растительного и животного мира, смену времён года, возможно изучение профессий (например, экскурсия в библиотеку или на почту).

В зависимости от целей выделяют:

  • ознакомительную,

  • уточняющую,

  • закрепляющую.

Требования к организации:

  • желательна малочисленность групп(5-6человек),

  • должна быть чёткая и понятная цель,

  • деятельность (дети должны быть активными участниками процесса познания окружающего мира),

  • при наблюдении за деятельностью взрослых (заранее продуманный сценарий действий, как педагога, так и людей, той профессии, с которой знакомятся дети),

  • должна быть эмоционально насыщенной (должна получит эмоциональный отклик в сознании детей).

Во время экскурсии могут быть сделаны фотографии, которые позднее будут размещены в зоне доступа детей для рассматривания, обсуждения и закрепления наиболее важных моментов.

При работе с детьми с особенностями в развитии используются и такие методы, как: наглядность, рассказ, объяснение, наблюдение и самостоятельная подражательная деятельность.

К особым методам(нетрадиционным) по работе с такими детьми относятся: сказкотерапия, арттерапия, музыкотерапия, психогимнастика, телесная терапия, драмотерапия, игры и тренинги для преодоления страхов и неуверенности в себе.

Методы(средства) коррекции делят на традиционные и нетрадиционные.

hello_html_m7606fff7.png

Данные формы работы направлены на:

  • коррекцию поведения,

  • коррекцию личностных качеств,

  • коррекцию познавательных возможностей,

  • коррекцию двигательных и сенсорных дефектов,

  • коррекцию психических процессов (памяти, внимания, мышления, восприятия, с учётом зоны ближайшего развития),

  • коррекцию работы моторики (общей, мелкой, артикуляционной),

  • коррекцию эмоционально-волевой сферы,

  • подготовка к самостоятельной трудовой деятельности в рамках социума.

Как было описано ранее, немало важную роль в коррекционно-компенсирующем процессе по работе с детьми с особенностями в индивидуальном развитии играет работа с родителями.

Занятия в ДОУ проходят по следующим основным направлениям, через которые и реализуется коррекционно-педагогическая деятельность, обеспечивающим прежде всего целостность и гармоничность психического развития:

  • физическое воспитание;

  • социальное развитие;

  • познавательное развитие;

  • формирование коммуникативных способностей и развитие речи;

  • формирование механизмов ведущей деятельности и типичных ее видов (рисования, лепки, аппликации, конструирования, элементарного труда), свойственных определенному периоду детства;

  • эстетическое развитие.

Направления работы с родителями:

  • информационно-просветительская работа (лекции, родительские собрания, с объяснением и помощью в организации непрерывности образовательно-коррекционного процесса и дома),

  • консультативная помощь (по выполнению заданий, консультирование по возникающим трудностям, связанным с обучением и воспитанием особых детей).

Методы и приёмы по работе с родителями:

  • консультации,

  • индивидуальные занятия и беседы по конкретным жизненным ситуациям,

  • совместные мероприятия с родителями и детьми,

  • круглые столы.

Огромную роль в организации коррекционно-педагогической деятельности играет роль диагностика. Она важна на первичном этапе для выявления отклонений в развитии ребёнка, чем раньше выявлены проблемы в развитии ребёнка, тем больше шансов на более эффективную коррекционную работу (позволяют выявить специалисты(врачи, логопеды, психологи)), на этапе коррекции – узнать на сколько эффективно было то или иное педагогическое воздействие, какие изменения произошли с течением времени (для максимальной компенсации дефекта в развитии), а также при необходимости подтвердить возможность перевода детей в общеразвивающую группу(класс) по итогам коррекции( установить возможность перехода в другую образовательную организацию, выстроить индивидуальный образовательный маршрут помогают сотрудники ПМПК, они же и принимают решение о рекомендации перевода ребёнка в специализированную группу на основе решения данной комиссии).

На основе изученных материалов можно сделать следующие выводы:

  1. Чем раньше выявлены трудности в развитии ребенка, тем наиболее эффективным будет процесс коррекции и компенсации. То есть огромную роль играет такая форма работы как диагностика.

  2. Диагностика должна проходить регулярно, для корректирования индивидуального образовательного маршрута, то есть не реже чем раз в год (для специализированных групп и образовательных организаций данную диагностику проводит ПМПК).

  3. Коррекционно-педагогическая деятельность должна соблюдать определённые принципы такие, как: педагогического оптимизма, дифференцированного и индивидуального подхода, социально-адаптирующей направленности, коррекционно-компенсирующей направленности, неразрывности коррекции и диагностики, ранней педагогической помощи, коррекции и компенсации, коммуникации, деятельностности.

  4. Ведущим видом деятельности на данном возрастном этапе, а также наиболее эффективным методом является игра. Она позволяет структурировать, систематизировать и алгоритмизировать знания ребёнка.

  5. Для получения наиболее целостной картины и представлений об окружающем мире эффективно использовать интегрированные занятия, которые позволяют применять знания из разных предметных областей.

  6. Особой формой проведения занятия является экскурсия. Позволяет дать детям представления об окружающем мире, его законах и закономерностях, а также познакомить с людьми разных профессий (требует тщательной подготовки).

  7. Коррекционно-педагогический процесс должен вестись непрерывно не только в стенах учебного заведения, но и дома через выполнение домашних заданий, направленных на закрепление знаний.

  8. Эффективность и комплексность процесса коррекции и компенсации невозможна без слаженной работы по взаимодействию между воспитанником, педагогами ДОУ и родителями. Только придерживаясь одинаковых целей, взглядов и устремлений можно добиться наиболее успешного результата по социализации ребёнка с особенностями в развитии.

  1. Марцинковская Т.Д. Детская практическая психология. М., 2000.

  2. Скитская Л.В. Формы коррекционной работы в дошкольном учреждении , обеспечивающие улучшение коммуникативного общения детей.// Актуальные проблемы педагогики. -2012.

  3. Специальная дошкольная педагогика: Учебное пособие для ву
    зов / Под ред. Е. А. Стребелевой. — М., 2001.

  4. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. Т. 1. М., 2000.

  5. Малер, А.Р. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /А. Р. Малер, Г. В. Цикото. — М. : Академия, 2003.

  6. https://cyberleninka.ru/

  7. https://cyberpedia.su/

  8. https://studopedia.ru/

Источник