Формирования системы в пренатальный период развития ребенка

Формирования системы в пренатальный период развития ребенка thumbnail

ПРЕНАТАЛЬНЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

  • • стадии пренатального развития человека и их краткую характеристику;
  • • специфику формирования структур мозга в пренатальный период развития;
  • • особенности рефлекторной деятельности и двигательной активности;
  • • особенности проявлений сенсорных способностей;
  • • основные факторы риска пренатального развития и влияние на плод тсрато- генов;
  • • критические периоды пренатального развития человека, их специфику и обусловленность внутренними и внешними факторами развития;

уметь

  • • выявлять основные закономерности роста и развития организма в период пренатального развития;
  • • определять роль наследственности и среды в формировании организма;

владеть

• навыками оценки внутренних и внешних факторов развития организма в пренатальный период с целью выявления природы возможных девиаций развития ребенка.

Стадии пренатального развития человека

Пренатальный период внутриутробного развития (утробное детство) начинается с момента оплодотворения яйцеклетки, длится 266—270 дней и заканчивается рождением ребенка.

В этом периоде выделяют три стадии:

  • 1) предзародышевую — длится две недели и соответствует развитию оплодотворенного яйца во время его перемещения в матку;
  • 2) зародышевую (эмбриональную) — охватывает период с начала третьей недели после оплодотворения до конца 2-го месяца развития; характеризуется закладкой, анатомической и физиологической дифференцировкой различных органов (отсюда ее другое название — стадия органогенеза);
  • 3) стадию плода — начинается с конца 2-го месяца развития и заканчивается родами; в этот период осуществляется развитие функций и систем, обеспечивающих выживание организма после рождения.

Параллельно с анатомическим развитием органов происходят становление их функциональной активности, формирование сложных взаимоотношений между органами и системами. При характеристике внутриутробного развития следует учитывать особенности созревания отдельных анатомических органов и динамику созревания функциональных систем и рассматривать зародыш, а затем плод, как активно функционирующий организм.

Первый период развития начинается с момента соединения сперматозоида (мужская половая клетка) и яйцеклетки (женская половая клетка) и образования зиготы (оплодотворенная яйцеклетка). Процессы, следующие за оплодотворением, чрезвычайно сложны и упорядочены. Через 30 ч после зачатия оплодотворенная клетка начинает делиться (дробиться), образуя две новые (этот процесс длится примерно 6 ч). Затем через 10 ч каждая из них дает следующие две и т.д. К концу четвертого дня образуется скопление из 60—80 клеток. В начале процесса дробления клетки плотно примыкают друг к другу (морула), затем они расходятся в стороны, к периферии, образуя полый пузырек — наполненный жидкостью шар, называемой бластулой. К этому времени начинается клеточная дифференциация. Внутренний слой клеток, называемый зародышевым узелком (эмбриональным диском) дает начало новому организму, внешний слой клеток (тро- фобласт) — тканям, функциями которых будут питание и защита развивающегося зародыша. Процесс дробления сопровождается продвижением бластулы по фаллопиевой трубе (места, где произошло оплодотворение) к матке. Процесс длится до 10—14 дней. При приближении бластулы к внутренней поверхности матки начинается ее имплантирование (внедрение) в стенку матки. Этим процессом заканчивается предзародышевая стадия и начинается стадия зародыша.

Только около половины оплодотворенных клеток имплантируется в стенку матки. Это может быть связано с неправильным соединением сперматозоида и яйцеклетки и (или) отсутствием процесса дробления яйцеклетки. Примерно 50% от общего количества имплантатов имеют генетические дефекты, неспособны развиваться или прикрепляться к стенке матки и в дальнейшем погибают в результате выкидыша. Таким образом, на начальной стадии пренатального развития погибают примерно три из четырех зигот, в том числе несущие серьезные генетические аномалии.

При нормально прошедшем процессе имплантации начинается активное мейотическое деление клеток. Быстрее всего увеличивается внешний слой — трофобласг, из которого формируются оболочки — амнион и хорион.

Амнион представляет собой герметичный мешок, наполненный жидкостью, поступающей из материнского организма, в который заключен развивающийся организм. Он обеспечивает эмбриону постоянную температуру среды, защиту от ударов и возможность активного движения. Другая структура-оболочка — желточный мешок, который снабжает эмбрион клетками крови до тех пор, пока развивающиеся печень, селезенка и костный мозг не созреют настолько, чтобы самостоятельно взять на себя эту функцию. Желточный мешок крепится к третьей оболочке — хориону, которая окружает амнион. Из хориона вырастают тонкие ворсинки, дающие начало развитию плаценты (детского места). Плацента образуется с 3-й недели после зачатия, ее формирование завершается к концу 3-го месяца беременности. Основная функция плаценты заключается в обеспечении поступления к развивающемуся организму питательных веществ и кислорода из крови матери и вывода вторичных продуктов его жизнедеятельности.

В плаценте осуществляется синтез гормонов и веществ, приводящих к перестройке метаболизма и гормонального фона матери, что обеспечивает настройку ее организма на долгий период беременности.

Плацента соединяется с эмбрионом посредством временного вспомогательного органа — пуповины (пупочного канатика), который формирует еще одну оболочку — аллантоис. Внутри пуповины расположены широкая вена, доставляющая плоду кровь, насыщенную питательными веществами, и две артерии, через которые удаляются вторичные продукты.

Развитие зародыша осуществляется с огромной скоростью. Зародышевый узелок формирует три слоя клеток — эктодерму, мезодерму и эндодерму. Эктодерма — наружный слой, из него развиваются нервная система, кожа и волосы. Мезодерма — средний слой: дает начало мышцам, костям, кровеносной и лимфатической системам. Эндодерма — внутренний слой, из него формируются пищеварительная система, легкие, мочевыводящие пути, миндалины и такие жизненно важные внутренние органы, как поджелудочная железа и печень.

Эмбриональный период — самый удивительный и загадочный в жизни будущего ребенка. В это время, как в ускоренной съемке, проходит вся история развития позвоночных животных. Происходит закладка некоторых, казалось бы, несвойственных для человека органов (атавистических): жаберных дуг (как напоминание о системе дыхания низших позвоночных) и хвоста. Затем жаберные дуги дадут начало челюстям и некоторым другим образованиям (например, слуховым косточкам, входящим в состав структуры среднего уха, и небольшой гиоидной кости, расположенной иод языком); хвостик становится окончанием позвоночника — копчиком.

Закладка основных органов начинается на третьей неделе внутриутробной жизни. Нервная система развивается из эктодермы (из дорсальной мозговой пластинки, которая в дальнейшем формирует нервную трубку (рис. 11.1). (Подробнее об этом см. главу 2, параграф 2.3.)

Начиная с 4-й недели, нервная система влияет на развитие организма как единого целого, регулируя и контролируя рост и созревание отдельных органов и систем. Недостаточность нервных влияний, их понижение ниже некоторого критического уровня (критическая масса нервной ткани) приводит к нарушению программы созревания иннервируемой ткани, возникновению аномалий развития, в тяжелых случаях — уродств.

Читайте также:  Карточки для развития ребенка последовательность

Человеческий эмбрион в течение 1-го месяца внутриутробной жизни достаточно быстро растет. На 17-й день его длина составляет 2,5 мм (тельце дугообразно изогнуто и напоминает букву С), к концу 1-го месяца развития новый организм достигает длины 4—5 мм. У него хорошо различимы голова и туловище, по бокам головного отдела просвечивают глазные бокалы (к середине 5-й недели оба глаза будут иметь роговицу и хрусталик), появляются почки конечностей (по форме напоминают ласты). К концу 4-й недели у эмбриона сформировано сердце, похожее на расширенную трубку, но оно уже начинает биться, появляются первые кровеносные сосуды; начинает закладываться скелет в виде хрящевой ткани, появляются хрящи лица.

В период с 5-й по 8-ю неделю внутриутробной жизни формируются внутренние органы. В сердце образуются четыре полости, развиваются желу-

Рис. 11.1. Закладка нервной системы (по: Коуэн, 1990)

док, печень, кишечник, поджелудочная железа, половые железы, почечный аппарат, и хотя в большинстве случаев это только закладки, некоторые начинают функционировать на ранних стадиях развития эмбриона или плода. К 7—8-й неделе кровеносная и лимфатическая системы начинают работать самостоятельно, так как в организме произошла закладка печени, которая начинает производить клетки крови. Необходимость в желточном мешке отпадает, и он отмирает. К этому времени закладываются половые железы, поэтому начинают формироваться половые признаки эмбриона: появляется половой гребень, носящий название индифферентной гонады.

Параллельно образуются мышцы и нервы, костный мозг. К 8-й неделе хрящевой скелет рук и ног оказывается сформированным; интенсивно развивается позвоночник. На 2-м месяце у эмбриона формируется первичный хрящевой череп, процесс его окостенения завершится к 3—4 годам жизни ребенка. Темпы роста эмбриона в этот период очень высокие: с 4-й по 6-ю неделю он растет со скоростью 1 мм в день, в последующем еще быстрее — в 8 недель эмбрион имеет размеры 3—4 см и весит 2—3 г. В этот период эмбрион приобретает черты человеческого существа. Формируются пальцы, затем различные сегменты конечностей. На 7-й неделе головной и туловищный отделы эмбриона соединены шеей; намечается и конфигурация лица (просматриваются губы, нос, глаза, щеки, ушные раковины). В почках конечностей намечаются своеобразные бороздки, которые затем углубляются, обеспечивая разделение пальцев на руках и ногах.

На 3-м месяце пренатального развития развивающийся эмбрион называют плодом. Стадия плода характеризуется развитием, ростом и функционированием органов, формированием систем, развитием мозга, формированием внутриутробных рефлексов и двигательной активностью. Внутренние органы плода развиты и готовы к выполнению свойственных им физиологических функций. Совершенствуется кровеносная система, обеспечивающая своевременное поступление в формирующийся организм кислорода и питательных веществ из организма матери. Наряду с печенью начинают функционировать костный мозг (12 недель) и селезенка (14 недель). В 9 недель плод уже заглатывает околоплодную жидкость, которая попадает в желудок, что приводит к началу функционирования пищевой и выделительной систем. Дифференцируются половые органы, и с помощью ультразвукового исследования (УЗИ) по наружным половым органам можно установить пол будущего ребенка, ориентировочно измерить размер его головы. По этому измерению можно рассчитать с точностью до нескольких дней срок окончания беременности и дату родов. При помощи УЗИ можно услышать сердцебиение будущего ребенка.

Меняется внешний вид плода. Этот период знаменуется ускорением процессов роста развивающегося организма. Темпы роста увеличиваются в 6 раз. К концу 3-го месяца плод имеет длину 12 см, голова непропорционально велика и составляет около половины всей длины тела; весит он 65 г. На теле появляются зачатки волосяного покрова, на пальцах рук и ног формируются ногти.

Быстрыми темпами развиваются мозг и периферическая нервная система, что обеспечивает интенсивное развитие органов чувств. В 9 недель появляются вкусовые почки на языке — начинает формироваться вкусовая сенсорная система. Развивается проприоцептивная (мышечная) сенсорная система. Раннее возникновение вестибулярной, кожной, вкусовой и проприоцептивной чувствительности обеспечивает развитие систем восприятия, что необходимо для прогрессивного развития мозга и поддержания его в активном состоянии.

В период с 4-го по 6-й месяц плод интенсивно растет и развивается. Сила мышц нарастает, движения становятся более активными. На 4-м месяце руки полностью сформированы, имеются рецепторы кожной чувствительности на пальцах рук, т.е. развивается чувство осязания. В 21—24 недели сосательный рефлекс представлен в виде целостной двигательной активности, функционирует и вкусовой аппарат. Плод знакомится со вкусом жидкости, в которой плавает и которую может глотать и поглощать через кожу. Наполнение желудка и опорожнение мочевого пузыря происходят регулярно, т.е. идет отработка пищеварительной и выделительной систем. Плод растет по 2 мм в день. На лице появляются брови, вырисовывается нос, ушные раковины становятся более заметными, видна шея. К концу 5-го месяца (20-й недели) длина плода достигает 25 см (половины длины тела новорожденного), хотя вес в этот период (227—255 г) составляет 1/10 от веса ребенка при рождении.

Движения плода могут ощущаться матерью. Па 6-м месяце он много двигается, совершает от 20 до 60 движений за полчаса, но в разное время дня неодинаково — у него появляются фазы сна и бодрствования. С конца 6-го месяца плод начинает «набирать в весе». К началу 7-го месяца жизни его рост составляет 37 см, вес — 1 кг, к концу месяца рост достигает 42 см при весе около 1,5 кг. Таким образом, в течение 7-го месяца вес плода удваивается по сравнению с предыдущим периодом. Тенденция прибавки в весе сохранится до рождения: в период с 8-го месяца до рождения вес плода увеличивается на 250%, длина — на 50%.

Дыхательная система начнет самостоятельно функционировать с момента рождения ребенка, но от ее предварительной готовности к работе зависит его выживание в случае преждевременного появления на свет.

Определение

Возрастом жизнеспособности называется возраст от 22 до 26 недель беременности, начиная с которого ребенок способен выжить.

Рожденный между 7-м и 8-м месяцем ребенок будет иметь трудности с дыханием, так как хотя респираторный центр в головном мозге уже созрел, но альвеолы в легких еще не функционируют (не происходит газообмен). В этом случае ребенка подключают к аппарату искусственного дыхания.

Читайте также:  Симферополь центр развития ребенка

На 8-м месяце уменьшается двигательная активность плода, ему становится тесно в матке. Кости продолжают расти в длину и утолщаться. Под кожей откладывается тонкий слой жира. В этот период будущий ребенок весит 2,5 кг, его рост достигает 47 см. Завершается подготовка к рождению. В последние педели большинство плодов принимают положение в матке головой вниз, со скрещенными и согнутыми в коленях ножками — поза эмбриона. Частично причиной этого является непосредственно форма матки (грушевидная), частично — гравитация (голова ребенка весит больше, чем ноги).

На 9-м месяце плод продолжает прибавлять в весе и расти. Он значительно меньше двигается (но при выраженной недостаточности кислорода может быть беспокойным и подвижным). Кожа становится более гладкой. Кости черепа еще очень тонкие, в местах стыковки представлены эластичной хрящевой тканыо, образующей роднички. К моменту рождения плод при росте 50 см весит примерно 3 кг. Перед рождением происходит коррекция всех систем мозга — так, нейроны, не образовавшие достаточного (критического) количества дендритных ветвей и не обеспечившие себя полноценным информационным входом, «выключаются» из работы и разрушаются. К концу внутриутробного периода все основные системы жизнеобеспечения ребенка работают или готовы подключиться к работе в новых условиях.

Существуют определенные закономерности развития человека в пренатальный период. Головной отдел формируется раньше туловищного. Эта закономерность получила название «развитие в цефалокаудальном направлении». Кровеносная система развивающегося организма функционирует таким образом, что кровь, обогащенная кислородом и питательными веществами, сначала поступает в передние части тела и к голове, что обусловливает их прогрессивное развитие. Верхние конечности закладываются и начинают функционировать примерно на неделю раньше нижних. Часть отделов и органов созревают и начинают функционировать раньше остальных. Биологический смысл такого «опережения» заключается в том, что определенные жизненно важные функции должны осуществляться уже на ранних стадиях развития, до окончательного созревания той или иной системы. Согласно теории системогенеза П. К. Анохина, система «в период консолидации своих компонентов, становится уже в какой-то степени продуктивной задолго до того, как все ее звенья получат окончательное структурное оформление» (Анохин, 1968, с. 96).

Источник

 Что такое пренатальное развитие?
 Пренатальное развитие – это все, что происходит с будущим малышом от зачатия до появления на свет. Довольно часто медики употребляют термин «перинатальный период» для обозначения времени «около» родов – примерно с 28 недели беременности. Любой здравомыслящий человек понимает, что, пока ребенок находиться в животе у мамы, формируются все органы и системы организма. Физические метаморфозы зародыша можно наблюдать при помощи ультразвукового исследования.
 А есть ли у плода психика? Когда она появляется? Какие психические особенности формируются в пренатальный период? Возможно ли воспитание до рождения? На эти и многие другие вопросы пытается найти ответ пренатальная психология.

 Началом индивидуальной – отдельной от мамы – психической жизни ребенка считается момент рождения. Именно с этого момента мы начинаем наблюдать, как малыш постепенно изучает мир и его законы. Сначала он учится сосредотачивать свое внимание на предметах и игрушках. Затем начинает отличать знакомые лица от незнакомых, реагирует на появление мамы и ее голос. Довольно быстро ребенок научается понимать окружающих людей и управлять их поведением при помощи плача и улыбки.
 Но в нашей жизни ничего не происходит «вдруг», из ниоткуда. Все имеет свои предпосылки и историю развития. Мы не начинаем в один миг ходить, говорить, есть ложкой, завязывать шнурки, управлять велосипедом, читать и писать. Особенности любого возраста подготавливаются прохождением предыдущих этапов. Следовательно, пренатальное развитие во внутриутробный период дает начало психическим особенностям будущего малыша.

 Психика человека – свойство его головного мозга. Это свойство позволяет людям воспринимать мир т.е. видеть, слышать, чувствовать вкус, обонять и осязать. Мозг накапливает эти знания, анализирует их и хранит в памяти. Из этих данных складывается образ мира, понимание различных явлений и отношение к ним. Исходя из своей картины мира, индивид выбирает те или иные реакции на внешние события, совершает поступки.
 Если психика – свойство мозга, то и возникает оно тогда, когда формируются основные мозговые структуры. Когда же происходит это событие? 1-й триместр беременности считается временем формирования основных соматических структур (тела). Во время 2-го триместра происходит созревание органов плода, до уровня, необходимого для выживания.
 На протяжении 3-го триместра происходит созревание структур головного мозга, подготовка к работе всех систем организма и превращение хрупкого зародыша в активно адаптирующегося к среде обитания младенца. Работающий мозг начинает подавать электрические сигналы. Именно так, проводя исследование на овцах, ученые определили предполагаемое зарождения психики.

Пренатальный период: основные тенденции психического развития
 Как вы уже поняли, физическое развитие является далеко не единственным процессом, происходящим с человеческим организмом во внутриутробный период. Пренатальная психология накопила достаточно большой массив данных о психической жизни, будущего малыша.
 Уже в возрасте 15 недель плод способен совершать хватательные движения, морщиться, двигать глазами и «гримасничать». Раздражение подошв или век вызывают рефлекторные движения – предпосылки будущей самостоятельной двигательной активности.

К 20-й неделе беременности

 Ультразвуковое обследование гортани обнаружило первые движения, связанные с генерацией звуков в возрасте 18 недель. После рождения, благодаря окружающей воздушной среде, фонация выразится в крике при рождении и быстро перерастет в целый спектр членораздельных звуков, сопровождающих человека в течение всей его жизни.
 К 20-й неделе пренатальное развитие обогащается первыми механизмами будущего познания мира – развиваются органы вкуса и обоняния.
 К 24-й неделе более полно развивается кожная чувствительность. На ее основе впоследствии сформируются тактильные ощущения, позволяющие определять температуру и изучать поверхность различных предметов. Примерно в это же время плод начинает реагировать на звук.
 На 27-й неделе плод иногда поворачивает голову в направлении света, направленного на живот матери (реакция на свет подтверждается сканированием мозга).

 Все эти формы поведения в перинатальный период – мимические движения, брыкание, повороты тела и движение головы – возможно, являются произвольными т.е. самостоятельными движениями плода, стремящегося занять наиболее удобное положение.
 Восприимчивость будущего малыша и разнообразие форм его поведения, определяющие пренатальное воспитание, значительно возрастают на 8-м месяце беременности. В середине этого месяца у плода открываются глаза и он может видеть свои руки и окружающее пространство, не смотря на то, что внутри матки темно.

Читайте также:  Центры развития речи ребенка

 Некоторые ученые полагают, что с 32-й недели плод начинает осознавать происходящее, так как многие нейронные системы головного мозга к этому времени уже полностью сформировались. Сканирование мозга показывает периоды сна, возможно со сновидениями.
 С переходом на 9-й месяц пренатальное развитие заключается в том, что у плода устанавливаются суточные циклы сна и бодрствования и завершается развитие слуха.

В пренатальный период, ребенок ...

 Воспитание до рождения: гипотезы и исследования
 Вопрос о том, как влияет на последующее развитие ребенка опыт, полученный им во внутриутробный период, интересовал людей с давних времен. Пренатальное воспитание интересовало древнегреческого философа Аристотеля. Он считал, что у плода могут быть ощущения. Современные исследователи бьются над загадкой о том, способен ли плод к научению. Можно ли начать воспитание до рождения? Даст ли это ребенку преимущества при дальнейшем обучении? Существуют ли какие-либо свидетельства, подтверждающие или опровергающие возможность обучения до рождения?
 Пренатальная психология опирается на представление о том, что в пренатальный период, ребенок адаптируется к своей довольно шумной среде обитания благодаря привыканию. По мнению ученых, привыкание – есть простейшая форма научения. Будучи в животе у мамы, кроха научается реагировать на определенные стимулы. Например, регулярно повторяющиеся звуки, такие как сердцебиение, действуют на него успокаивающе. Ребенок вздрагивает при новых внезапных звуках или вибрациях, но успокаивается по мере их повторения.

 Профессор Петер Хеппер из Центра поведения плода при Королевском университете Белфаста, изучавший пренатальное развитие, провел интересный эксперимент с группой живущих в Лондоне будущих матерей. Ученый разделил их на 2 группы: в одной оказались женщины, ежедневно смотревшие мыльную оперу «Соседи», в другой – те, кто не смотрел этот сериал.
 Через несколько часов после появления малышей на свет Хеппер проигрывал новорожденным музыкальную тему из этого фильма, когда они плакали. Услышав эту музыку, дети матерей из первой группы переставали плакать и начинали прислушиваться. Дети матерей, не смотревших сериал, никак не реагировали на музыку.
То, что новорожденные, которых еще в утробе матери приучили к музыке из телесериала, чему-то научились, не оставляло никаких сомнений.

 Если плод способен к научению, почему бы не использовать эту возможность, начав воспитание до рождения?
 Французский исследователь Альфред А. Томатис, проведя серию медицинских экспериментов, сделал вывод о том, что классическая музыка благотворно воздействует на работу мозга. Прослушивание музыки Моцарта активизирует не только слуховые и эмоциональные центры, но и всю кору целиком. Этот факт получил название «Эффект Моцарта».  Сотрудники университета штата Иллинойс проанализировали частотные характеристики музыки на предмет соответствия циклам работы человеческого мозга. Вся современная поп-музыка оказалась в самом низу списка. А верхние строчки уверенно занимает соната до-мажор Моцарта. Активизация коры головного мозга при прослушивании классической музыки улучшает память и стимулирует мышление.

Пренатальная психология: методики развития

 Пренатальная психология: методики развития
 Надеюсь, мне удалось убедить вас в том, что пренатальное воспитание – не миф, а вполне реальная возможность благоприятно повлиять на психику малыша. Более тысячи лет назад в Китае существовали клиники, где будущие матери проводили период беременности, окруженные покоем и красотой. Современных же мамочек медики усиленно пичкают всевозможной информацией, стараясь предупредить возможные трудности будущего ухода за малышом. Переизбыток негативных данных провоцирует тревожность.
 Томас Верни – доктор медицинских наук – убедительно доказывает, что лучшее пренатальное воспитание для ребенка – это быть желанным и любимым. Этот бесценный опыт он получает в утробе матери. Пренатальное развитие по данной методике направлено на снижение стресса у мамы при помощи разнообразных упражнений. Маме рекомендуются разговоры с малышом, пение и чтение вслух. Автор считает, что весьма эффективным является мысленное общение с малышом. Большое значение имеют позитивные мечты, направленные на будущее малыша.

 Брент Логан – директор Института раннего обучения в США – записал шестнадцать «Беби-кассет», которые будущая мама вставляет в плеер, укрепленный на поясе вокруг живота. Кассеты начинаются с записи нормального сердцебиения матери, затем звукоряд становится более сложным и включает 36 вариантов сердечного ритма. Доктор Логан считает, что таким образом пренатальное воспитание подготавливает к последующему обучению, основанному на главных ритмах окружающей среды.

Развитие мозга плода с помощью игр

 Рене Ван де Карр – основатель Пренатального университета – предлагает стимулировать развитие мозга плода с помощью программы, включающей такие игры, как «перестукивание» и другие упражнения. Будущих родителей обучают постукивать по животу матери в том месте, куда толкается малыш, и громко, как при обучении родному языку, произносить слова, поощряющие активность малыша. Доктор Ван де Карр утверждает, что новорожденные, прошедшие пренатальное развитие в его университете, более активны, быстрее развиваются, устанавливают более близкие и эмоциональные отношения со своими родителями, чем те, кто не прошел его программу.

 Михаил Лазарев – руководитель лаборатории формирования здоровья детей Российского научного центра восстановительной медицины – разработал метод оптимизации психофизиологического развития плода посредством активного музыкального воздействия. Эта методика, получившая название «Сонатал», заключается в том, что беременная женщина поет в течение дня определенные, специально написанные песни, производя при этом ряд движений и изображая свои ощущения на рисунке. Мамы, испробовавшие этот метод, отмечают близкую духовную связь с ребенком, повышение его музыкальности, доминирование положительных эмоций и повышение общей творческой активности детей.
 Таким образом, множество исследователей верят, что воспитание до рождения возможно. Существуют, конечно, ученые, скептически относящиеся к этой идее. Но даже они отмечают, что внимание, уделяемое будущему ребенку родителями, способствует созданию благоприятных взаимоотношений, укреплению взаимопонимания между супругами. Не так важно какую конкретно методику предпочтут родители. Главное, что члены семьи объединены новой совместной деятельностью. Это делает их настоящими партнерами в таком ответственном деле, как пренатальное развитие. А счастливые, любящие друг друга и малыша родители – залог психического здоровья и гармоничного развития ребенка.


 К тому же занятия по любой программе помогают выработать подходящий распорядок дня, позволяют расставить приоритеты, определить важное и второстепенное, отвлекают от тревожных мыслей и укрепляют уверенность мамы в себе и своем будущем.
 Счастья Вам, взаимопонимания, эмоционального комфорта и легких родов.

Источник