Формирование и развитие личности ребенка с ограниченными возможностями
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
«Сахалинский политехнический центр № 5»
Тема: В чем проявляются основные особенности
формирования личности ребенка с ОВЗ.
Выполнила: Сидельникова Т.Д.
Горнозаводск 2017г
В воспитательной практике широко используются понятия «психика» и «личность». «Психика – это свойство мозга, субъективный образ объективного мира, на основе и при помощи которого осуществляется ориентировка и управление поведением. Личность, в отличие от понятия «психика», – социальное системное качество человека как субъекта человеческих отношений, приобретаемое в онтогенезе.
Процесс развития личности неотделим от развития психики, но он не сводится только к совокупности развивающихся познавательных, эмоциональных и волевых компонентов, характеризующих индивидуальность человека.
Личность человека начинает формироваться с первых месяцев жизни.
Дети с ограниченными возможностями – это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обуславливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. В данную группу можно отнести как детей – инвалидов, так и не признанных инвалидами, но при наличии ограничений жизнедеятельности. Дети с ограниченными возможностями здоровья – это определенная группа детей, требующая особого внимания и подхода к воспитанию.
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствуют освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.
Существенные изменения в физическом и психическом развитии влекут за собой нарушения в личностной сфере. Основными ее особенностями являются:
-предпосылки развития личности складываются не в раннем детстве, как у нормально развивающихся детей, а лишь в старшем дошкольном возрасте. Поэтому личность умственно отсталого ребенка формируется с большими отклонениями, как в качественном отношении, так и в темпах и в сроках развития;
-первые проявления самосознания, отделения своего «Я» у умственно отсталого ребенка начинает проявляться не с 3-х лет, как в условиях нормального развития, а лишь после 4-х лет, когда у них начинают формироваться элементарные действия с предметами,
-нарушено активное коммуникативно-познавательное поведение, отмечаются запаздывания в развитии предметно-манипулятивной деятельности.
В возрасте 4-7 лет для ребенка с ОВЗ наиболее актуальным является освоение навыков самообслуживания. Поздно появляется речь, запас бытовых сведений оказывается недостаточным. Игровая деятельность (ведущая для этого возраста норме) примитивна. На первый план выходят трудности в установлении контакта со сверстниками, даже если у ребенка есть круг общения (как правило, его нет). Детей отличает повышенная ситуативность, которая проявляется в разных сферах личности ребенка – в мышлении, общении, желаниях и действиях. Отмечается недоразвитие эмоционально-волевой сферы. Ребенок не может усвоить необходимые знания, умения и навыки, у него отмечается крайне низкий уровень социализации, трудности в межличностном общении.
Младший школьный возраст – важнейший период формирования жизненного ресурса ребенка, этап становления его социальности, освоения общественных отношений, обогащения мировосприятия и развития личностных качеств. Особенно значим этот период жизни для детей, имеющих отклонения в умственном развитии. На первый план выходит сформированность ведущей для этого возраста деятельности – учебной. В её структуру входят учебно-познавательные мотивы, учебные задачи и форма учебных занятий.
Дети с ОВЗ школьного возраста часто имеют отклонения в развитии интеллектуальной или двигательной сферы. Это вызывает трудности в усвоении учебного материала. У таких детей отмечается неразвитость саморегуляции, неумение управлять собой. Обнаруживаются специфические отклонения в развитии мотивационно-потребностной сферы психики. Они выражаются в задержке развития образного мышления, требующего внутреннего плана действия, что приводит к последующим трудностям в усвоении учебного материала. Дети с ОВЗ младшего школьного возраста характеризуются недоразвитием произвольности в поведении, саморегуляции, планировании действий. Дети склонны преимущественно к конфликтному или избегающему способу взаимодействия. Дети с ЗПР предпочитают контактировать с детьми более младшего возраста, в силу того, что коллектив сверстников, с которыми они могут контактировать, устанавливать взаимоотношения, вызывает у них тревогу. У них преобладают ситуативно-деловые формы общения, основывающиеся на предметно-практических операциях. У детей с ЗПР, выявлена сниженная потребность в общении.
Ограниченность средств общения (как речевых, так и не речевых) приводит к тому, что дети с ОВЗ становятся отверженными в среде сверстников. Желание самоутвердиться нередко проявляется в патологической форме. Они могут вести себя жестоко по отношению к слабым детям. Развивающийся комплекс неполноценности, если не принять мер, делает их ещё более отверженными в среде сверстников.
У аномальных детей и подростков часто наблюдается как переоценка собственных сил и возможностей, так и их недооценка. По этой причине лица с отклонениями в развитии легко попадают под чужое влияние.
Дети и подростки, имеющие жизненные ограничения, включаясь в социальную среду, сталкиваются не с идеализированной, а с реальной действительностью, в которой проявляются как закономерные явления, так и случайные, как положительные, так и отрицательные, как моральные, так и аморальные, к восприятию которых они бывают, не готовы. Отсюда большое значение и специфическую направленность приобретают вопросы формирования и развития у них устойчивости к травмирующим ситуациям, воспитание психологического иммунитета невосприимчивости к негативным формам поведения окружающих.
Формирование опыта личности – длительный процесс, обусловленный многими внешними и внутренними, объективными и субъективными факторами.
Личность ребенка не может развиваться без взрослого. Управление развитием личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья – это целенаправленное педагогическое и социально-психологическое воздействие на развивающегося человека с целью привития, сохранения, совершенствования и развития личностных свойств и качеств, необходимых для его успешного вхождения в систему социальных отношений.
Источник
:. :5 . 6502 ..: … 2009 . 3 . 5 . 8 13 . 22 .. 23 . , , . , , . . , , , , , . , , , . , , . , . , , . , , , . . . , . , . , , , . . , , , . . , , , , , , . , , . , , , , . , , , . , , , , , . . , , . . .. , . . . . , : – ; – ; – . , , . , , , . , , . , . , (, , , , ). , . , . , , . , , , . . , , , , , . . – . , , – . , , -, . .[1] . , , , . .. , , , . . . , : – – . . , , . B.C. . , , , , . , , . , : 1 – ( , ); 2 – ; 3 – ; 4 – : , , ; 5 – : . ( , ) : , . . , , , . . . . . , . , , . . , . , . , . , , . , , , , . , . . – , , .[2] , , . , , . . , , , . . , , , , , , , . , , , – .[3] , , , , , , , , , , , , . , . , – , , , . , , . , , , . , , , , , . , , -, , , , . , . , . , . , . , . , .. , , . . . , . . , . , , , . , , . . – , , , . , , .[4] , , , , . , , . .. . : , , , . , . : , ; , ; , . . , , . , , , , . , , . . : , , , . . , , . . : , , 7 , , 17 . , . , .. , : , , 67 , .[5] . 1. , . , , . , . 200 . , . , , , . , . , . , , . 2. . , . , . , . , . (, , , , , , ) , , , , , , . , , , , . , , , , , . 3. 67 . , . , , , . – , . , , . , . 4. 13 . , , , . , , . . , , , – . . , , , . . . , , , . , . , . , , , . , . , , , . – , , , . . , . . . , ( ) . , – . – , – , . , . . , . , , . , . , .. , . , , . . . , , , . . , . , .[6] , , , . , , – . , , , , , , . , , . , , , , , , . . , , . , , . , (, , ), , , . , . . , – , , , . : , , , . , , , .[7] , , , , , , . – , -, , , ; -, , , ; -, – . , . – , , . , . , . , , , , , : , , , . : 1. ( ). : , , . 2. ( ). , . : , , , . 3. . : , (, , ), , , . , , . . , , , . , , . : , . , , – . . – , . , (, , ) . , , , . , , , , , , , . , , , , . , , , , . , , , , . . , , . . , , . , . . , , , , . , – . , , . , , . , , : .[8] . : , , . . . . . , , , , . , . , , , . , , , , – . . – . , . , , . . , , , , . , . . . , , , , . , 90 . . , , . . , . , , . – , , . , . . , , , , . . , , , . . , , , , , , , . , . , .. : ; . , , . , . , , , , . , , , , , . ( ) ( ) , , , , ; , , , . , . , , , . . , , , , . , , , . , . , . , . . , , , , , , , , . . . , . , , , . , , , .[9] . . , , , , . , . , , , , , , . , . , , . , , , . , , . , . , , , , . . , , , . , , , . , : , .[10] , , , . , – , , . ? , . , , , , , , . , , – . : , ; ; , , ; . , , , , . . , : ; , ; – , , , , ; , ; , . , . , . B.C. . , , , , . , : 1 – ( , ); 2 – ; 3 – ; 4 – : , , ; 5 – : . , – , , , . , , . , , , . , . , . , . , . , . : , , 7 , , 17 . , . , , , . 1. .. . : . . . . . .: . . , 2003. 2. .. . ., 2005. 3. .. . ., 2001. 4. .. . . 5. . ., 2000. 5. .. , ., 2001. 6. . . , 1996. 7. / . .. . ., 1997. 8. .B. // . 2003. 6. 9. .., . .. . ., 2002. 10. ., .. . ., 2001. 11. / . .. . ., 1998. 12. .. . ., 2006. 13. .. . ., 1998. [1] .. . ., 2001. [2] .. . : . . . . . .: . . , 2003. [3] .. . ., 2005. [4] . . , 1996. [5] .B. // . 2003. 6. [6] .. . : . . . . . .: . . , 2003. [7] .. . . 5. . ., 2000. [8] .B. // . 2003. 6. [9] .. . ., 2006. [10] .. . : . . . . . .: . . , 2003. |
Источник
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Старогородковская общеобразовательная школа «Гармония»
«Утверждаю»
Директор МКОУ школы «Гармония»
__________Рябизина Е.А.
Приказ №___________от
«_____»________ 2019г.
«Согласовано»
Заместитель директора школы по УВР __________
Лепская Е.В.
«____»____________2019 г.
«Рассмотрено»
На ШМО учителей начальных классов и дефектологов _________
Семенова Ю.В.
Протокол № ________от
«_____»_________2019г.
Тема: “Формирование успешной личности детей с ОВЗ
в условиях реализации ФГОС”.
Выполнила: Романенко И. М.
учитель
2020-2021 уч. год
В новом федеральном законе «Об образовании Российской Федерации» даются четкие формулировки, что образование является общественно значимым благом и осуществляется в интересах человека, семьи, общества и государства, а содержние образования должно содействовать, в том числе, формированию и развитию личности обучающихся в соответствии с принятыми в семье и обществе духовнонравственными и социокультурными ценностями. При этом должны быть удовлетворены образовательные потребности и интересы обучающихся с учетом их способностей и возможностей. На современном этапе развития общества обозначилась реальная тенденция ухудшения здоровья детей и подростков, увеличилось число детей с ограниченными возможностями здоровья(ОВЗ). Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Становление личностной сферы данной категории детей происходит в особых условиях дефицитарного, искаженного или задержанного развития. Особую сложность для детей с ОВЗ составляет ориентация в правовом пространстве государственнообщественных отношений, формирование основ социальнокритического мышления, потребности в самовыражении и самореализации. Формирование личностных качеств у младших школьников с ОВЗ требует особых подходов. Необходимо помочь детям сделать учение осмысленным,увязывая его с реальными жизненными целями; научить понимать и принимать ценности общества, правильно ориентироваться в нравственных нормах и правилах; осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; поддерживать и укреплят свое здоровье; содействовать в выработке собственной гражданской позиции в отношении окружающего мира. Формирование личностных качеств младших школьников согласно положениям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования осуществляется через систему личностных универсальных учебных действий (УУД.) В условиях специальной школы с ОВЗ воспитательный процесс по своей структуре достаточно богат и разнообразен. В этих условиях учащиеся на протяжении многих лет находятся под влиянием организованного педагогического воздействия. Оно проявляется и на уроках, и в часы внеклассной работы, и в процессе всей жизни в школе. Цельформирование и развитие социальноинтегрированной личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. Это центральная и неизменная цель школы на все годы, пока в ней живёт педагогика общей заботы. Главное-увидеть в каждом ребёнке личность, человека. Известный психолог Л.С.Выгодский говорил: «Воспитывать надо не ребёнка с отклонениями в развитии, но ребёнка прежде всего… Решает судьбу личности не дефект сам по себе, а его социальные последствия.» Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных предметных дисциплин. Каждый из предметов помимо прямого эффекта обучения-приобретения определенных знаний, умений, навыков, вносит свой вклад в формирование личностных универсальных учебных умений: 2
В учебном предмете “Русский язык” смысловым акцентом формируемых личностных УУД является жизненное самоопределение; посредством текстов учебника используется воспитательный потенциал русского языка; учащиеся приходят к пониманию необходимости:
беречь свой родной язык как часть русской национальной культуры;
работать над развитием и совершенствованием собственной речи. Материалы учебника знакомят учащихся с историей и культурой нашей страны, воспитывают любовь и уважение к Родине. Тексты учебников подобраны таким образом, чтобы младшие школьники получили представление о России как об огромной и великой державе. Дети узнают о географии России, о городах нашей страны. Многочисленные тексты об известных людях России также ориентированы на воспитание чувства гордости за свою страну, за ее историю и культуру. Учебники ориентируют учащихся на осознание своей этнической и национальной принадлежности при сохранении уважения к представителям других народов. Эта цель достигается как с помощью текстов, где данная информация дается учащимся “напрямую”,так и с помощью текстов, в которых содержится установка на воспитание любви к своему родному краю и, одновременно, осознание ценностей многонационального российского общества. В учебном предмете “Литературное чтение” смысловым акцентом формируемых личностных УУД является нравственноэтическая ориентация учащихся. Важнейшей функцией восприятия художественной литературы является трансляция духовнонравственного опыта общества через коммуникацию системы социальных личностных смыслов, раскрывающих нравственное значение поступков героев литературных произведений. 3 В курсe литературного чтения на достижение личностных результатов направлены задания: 1) на высказывание своего отношения к прочитанному с аргументацией; 2) на анализ характеров и поступков героев; 3) на формулирование концептуальной информации текста (В чем мудрость этой сказки? Для чего писатель решил рассказать своим читателям эту историю?) и т.д. На уроках чтения учащиеся знакомятся с произведениями народного творчества-песенками,стихами, пословицами, поговорками народов Удмуртии, Калмыкии, Чувашии и других народов. Произведения воспитывают уважение и любовь к своей стране, доброе отношение к людям и природе, правдивость, трудолюбие. В разделе “Сказочные истории” (3 класс) дети, читают русские, таджикские и английские сказки. Вопросы и задания побуждают ребенка к осознанию таких качеств, как равнодушие, доброта,эгоизм,уважение. Знакомство обучающихся с культурой, историей и традициями других народов и мировой культурой создаёт необходимые условия для формирования личностных универсальных действий-формирования гражданской идентичности личности, преимущественно в её общекультурном компоненте, и доброжелательного отношения, уважения и толерантности к другим странам и народам. На ступени начального общего образования “Математика” является основой развития у обучающихся планирования (последовательности действий по решению задач), систематизации и структурирования знаний, перевод с одного языка на другой, моделирование, дифференциацию существенных и несущественных условий, аксиоматику, формирование элементов системного мышления и приобретение основ информационной грамотности. Особое значение имеет математика для формирования общего приёма решения задач 4 как универсального учебного действия. Учащийся должен осваивать системы социально принятых знаков и символов, существующих в современной культуре и необходимых как для обучения, так и для его социализации. Все без исключения задания учебника ориентированы на достижение личностных результатов, так как они предлагают не только найти решение, но и обосновать его, основываясь только на фактах. Работа с математическим содержанием учит уважать и принимать чужое мнение, если оно обосновано. Часто формирование личностных универсальных учебных действий у учащихся организуется через спиралевидное интегрирование в темы разных учебных предметов. Так, например, на уроке математики при выполнении задания “Чем похожи и чем отличаются эти группы? Группировка по общему признаку помогает учителю подвести учащихся к осознанию смысла понятия “толерантность”, пониманию того, что непохожий, отличный-не значит плохой. Вводимое понятие “порядок счета предметов на уроках математики помогают пониманию понятия “режим”, осознанию роли поступка в целой жизни человека! В сфере личностных универсальных действий изучение предмета “Окружающий мир” обеспечивает формирование когнитивного, эмоциональноценностного и деятельностного компонентов гражданской российской идентичности: умения различать государственную символику Российской Федерации и своего региона, описывать достопримечательности столицы и родного края, находить на карте Российскую Федерацию, Москву- столицу России, свой регион и его столицу. 5 формирование основ экологического сознания, грамотности и культуры учащихся, освоение элементарных норм адекватного природосообразного поведения; развитие моральноэтического сознания-норм и правил взаимоотношений человека с другими людьми, социальными группами и сообществами. В сфере личностных универсальных учебных действий изучение предмета способствует принятию обучающимися правил здорового образа жизни, пониманию необходимости здорового образа жизни в интересах укрепления физического, психического и психологического здоровья. В курсе “Трудовое обучение” ставится основная задача создание условий для приобретения учащимися опыта проектной деятельности от замысла до презентации изделия. Младшие школьники овладевают приемами работы с бумагой, пластилином и природными материалами, конструктором, изучают свойства различных материалов и правила работы с ними. Такой подход позволяет формировать конкретные личностные качества (аккуратность,внимательность,готовность прийти на помощь и т.д.). “Скажи мне и я забуду. Научи меня и я запомню. Вовлеки меня и я выучу”. (Б. Франклин). Систематическое вовлечение детей в оценочную деятельность даёт возможность формировать адекватную самооценку, поскольку, оценивая ответ других, он оценивает относительно себя. Все учебники вовлекают детей в познавательный процесс своей доступностью, наличием элементов поисковой деятельности, творчества, что гарантирует достижение положительных результатов в обучении. Следует подчеркнуть, что ФГОС НОО для детей с ОВЗ предполагает дифференцированные требования к личностным результатам в соответствии с особыми образовательными потребностями разных групп обучающихся.6 При сложных и комплексных нарушениях предусматривается выработка строго индивидуальных требований к достижению личностных результатов и индивидуально дозированное и планомерное расширение жизненного опыта ребёнка и его повседневных контактов в доступных для него пределах. Можно выделить следующие принципы организации образовательного процесса:отказ от шаблона, использование разнообразных, нестандартных форм и приемов организации учебной деятельности, позволяющих активизировать субъектный опыт учащихся; создание атмосферы заинтересованности каждого ребенка в работе класса;стимулирование учащихся к высказыванием, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и т.д.;интересам, дифференциация учащихся по учебным возможностям, способностям и склонностям; оценивание деятельности ученика не только по конечному результату, но и по процессу его достижения; поощрение стремления ученика находить свой способ работы (решения учебной задачи), анализировать способы работы других учеников, выбирать и осваивать наиболее рациональные; создание педагогических ситуаций общения, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность. создание обстановки для естественного самовыражения ученика. Педагогам необходимо использовать каждую ситуацию формального и неформального общения с ребенком для формирования правильного поведения в различных жизненных ситуациях, сознательного отношения к окружающему миру, к себе и другим. Комплексное сопровождение обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков развития. Оно осуществляется на диагностической 7 основе при участии всех специалистов (учителя, воспитателя, педагогапсихолога, учителялогопеда, учителядефектолога). Педагоги на нем могут обеспечить формирование личностных качеств младшего школьника с ОВЗ в оторванности от семьи. Семья представляет собой персональную среду жизни и развития детей и играет ведущую роль в их нравственном воспитании, приобщении к ценностям принятым в обществе. Кроме того, вводит ребенка с ОВЗ в социальную среду, способствует формированию и закреплению необходимых жизненных навыков. Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и образовательной организации. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».Это доверительная атмосфера в системе «педагоги-дети-родители». Необходимо непосредственное вовлечение родителей в образовательную деятельность по формированию личностных качеств младших школьников с ОВЗ. Основными принципами работы школы с семьей ребенка с ОВЗ являются:открытость родителю образовательной организации (каждому из семьи обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);сотрудничество педагогов и родителей в формировании личностных качеств младших школьников с ОВЗ;создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности младшего школьника с ОВЗ в семье и детском коллективе:диагностика общих и частных проблем в развитии и воспитании личности младшего школьника с ОВЗ. Далеко не все родители имеют достаточный уровень общей культуры и педагогические знания, необходимые для подготовки ребёнка с ОВЗ к жизни. Главная цель школы-профессионально помочь семье, при этом, не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций. Этому информационнопросветительская способствует и родителей консультативнометодическая работа с семьей. 8 сформировать адекватные представления о возможностях необходимо своего ребенка, научить конкретным методам и приемам взаимодействия конструктивного общения с ребенком с ОВЗ, а главное повысить ответственность за достижение им личностных результатов. В ходе взаимодействия школы и семьи вырабатываются единые требования и подходы к обучающимся, чтобы они не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались детьми. Это поможет в дальнейшем им наиболее благоприятно адаптироваться в социуме. Подводя итог, следует сказать, что в формировании личностных качеств младших школьников с ОВЗ необходимо соблюдать оптимальный баланс между самоценностью детства и его своевременной социализацией. Таким образом, проблема формирования личностных качеств обучающихся продиктована социальными запросами, предъявляемыми обществом к современному образованию, необходимостью приобщения их к системе общечеловеческих ценностей, воспитания у школьников патриотизма и национального самосознания.
Список литературы.
1.А.Г.Асмолов “Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе”. Пособие для учителя. 18 февраля 2015 г.
2.В.В. Воронкова «Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. фтов пед. интов»- М.: ШколаПресс, 1994
3.А.Р.Маллер«Социальное образование детей с нарушениями интеллекта» Москва. Педегогическое общество России, 2015 9
Источник