Формирование и развитие личности ребенка с ограниченными возможностями

Формирование и развитие личности ребенка с ограниченными возможностями thumbnail

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение

«Сахалинский политехнический центр № 5»

Тема: В чем проявляются основные особенности

формирования личности ребенка с ОВЗ.

Выполнила: Сидельникова Т.Д.

Горнозаводск 2017г

В воспитательной практике широко используются понятия «психика» и «личность». «Психика – это свойство мозга, субъективный образ объективного мира, на основе и при помощи которого осуществляется ориентировка и управление поведением. Личность, в отличие от понятия «психика», – социальное системное качество человека как субъекта человеческих отношений, приобретаемое в онтогенезе.

Процесс развития личности неотделим от развития психики, но он не сводится только к совокупности развивающихся познавательных, эмоциональных и волевых компонентов, характеризующих индивидуальность человека.

Личность человека начинает формироваться с первых месяцев жизни.

Дети с ограниченными возможностями – это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обуславливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. В данную группу можно отнести как детей – инвалидов, так и не признанных инвалидами, но при наличии ограничений жизнедеятельности. Дети с ограниченными возможностями здоровья – это определенная группа детей, требующая особого внимания и подхода к воспитанию.

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствуют освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.

Существенные изменения в физическом и психическом развитии влекут за собой нарушения в личностной сфере. Основными ее особенностями являются:

-предпосылки развития личности складываются не в раннем детстве, как у нормально развивающихся детей, а лишь в старшем дошкольном возрасте. Поэтому личность умственно отсталого ребенка формируется с большими отклонениями, как в качественном отношении, так и в темпах и в сроках развития;

-первые проявления самосознания, отделения своего «Я» у умственно отсталого ребенка начинает проявляться не с 3-х лет, как в условиях нормального развития, а лишь после 4-х лет, когда у них начинают формироваться элементарные действия с предметами,

-нарушено активное коммуникативно-познавательное поведение, отмечаются запаздывания в развитии предметно-манипулятивной деятельности.

В возрасте 4-7 лет для ребенка с ОВЗ наиболее актуальным является освоение навыков самообслуживания. Поздно появляется речь, запас бытовых сведений оказывается недостаточным. Игровая деятельность (ведущая для этого возраста норме) примитивна. На первый план выходят трудности в установлении контакта со сверстниками, даже если у ребенка есть круг общения (как правило, его нет). Детей отличает повышенная ситуативность, которая проявляется в разных сферах личности ребенка – в мышлении, общении, желаниях и действиях. Отмечается недоразвитие эмоционально-волевой сферы. Ребенок не может усвоить необходимые знания, умения и навыки, у него отмечается крайне низкий уровень социализации, трудности в межличностном общении.

Младший школьный возраст – важнейший период формирования жизненного ресурса ребенка, этап становления его социальности, освоения общественных отношений, обогащения мировосприятия и развития личностных качеств. Особенно значим этот период жизни для детей, имеющих отклонения в умственном развитии. На первый план выходит сформированность ведущей для этого возраста деятельности – учебной. В её структуру входят учебно-познавательные мотивы, учебные задачи и форма учебных занятий.

Дети с ОВЗ школьного возраста часто имеют отклонения в развитии интеллектуальной или двигательной сферы. Это вызывает трудности в усвоении учебного материала. У таких детей отмечается неразвитость саморегуляции, неумение управлять собой. Обнаруживаются специфические отклонения в развитии мотивационно-потребностной сферы психики. Они выражаются в задержке развития образного мышления, требующего внутреннего плана действия, что приводит к последующим трудностям в усвоении учебного материала. Дети с ОВЗ младшего школьного возраста характеризуются недоразвитием произвольности в поведении, саморегуляции, планировании действий. Дети склонны преимущественно к конфликтному или избегающему способу взаимодействия. Дети с ЗПР предпочитают контактировать с детьми более младшего возраста, в силу того, что коллектив сверстников, с которыми они могут контактировать, устанавливать взаимоотношения, вызывает у них тревогу. У них преобладают ситуативно-деловые формы общения, основывающиеся на предметно-практических операциях. У детей с ЗПР, выявлена сниженная потребность в общении.

Ограниченность средств общения (как речевых, так и не речевых) приводит к тому, что дети с ОВЗ становятся отверженными в среде сверстников. Желание самоутвердиться нередко проявляется в патологической форме. Они могут вести себя жестоко по отношению к слабым детям. Развивающийся комплекс неполноценности, если не принять мер, делает их ещё более отверженными в среде сверстников.

У аномальных детей и подростков часто наблюдается как переоценка собственных сил и возможностей, так и их недооценка. По этой причине лица с отклонениями в развитии легко попадают под чужое влияние.

Дети и подростки, имеющие жизненные ограничения, включаясь в социальную среду, сталкиваются не с идеализированной, а с реальной действительностью, в которой проявляются как закономерные явления, так и случайные, как положительные, так и отрицательные, как моральные, так и аморальные, к восприятию которых они бывают, не готовы. Отсюда большое значение и специфическую направленность приобретают вопросы формирования и развития у них устойчивости к травмирующим ситуациям, воспитание психологического иммунитета невосприимчивости к негативным формам поведения окружающих.

Формирование опыта личности – длительный процесс, обусловленный многими внешними и внутренними, объективными и субъективными факторами.

Личность ребенка не может развиваться без взрослого. Управление развитием личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья – это целенаправленное педагогическое и социально-психологическое воздействие на развивающегося человека с целью привития, сохранения, совершенствования и развития личностных свойств и качеств, необходимых для его успешного вхождения в систему социальных отношений.

Источник

޻

:

.

:
5 . 6502 ..

:

2009

. 3

. 5

. 8

13

. 22

.. 23

. , , . , , . . , , , , , .

, , , . , , . , . , , . , , , . .

. , . , . , , , .

. , , , .

. , , , , , , . , , .

, , , , . , , , . , , , , , . . , , . .

.. , . . .

.

, :

– ;

– ;

– .

, , .

, , , . , , .

, . , (, , , , ). , . , . , , . , , , .

. , , , , , . . – .

, , – . , , -, . .[1]

. , , , . .. , , , .

. . , : – – . . , , .

B.C. . , , , , . , , .

, : 1 – ( , ); 2 – ; 3 – ; 4 – : , , ; 5 – : .

( , ) :

, .

. , , , .

. . . .

, . , , . .

, . , .

, . , , . , , , , .

, . . – , , .[2]

, , . , , . .

, , , . . , , , , , , , . , , , – .[3]

, , , , , , , , , , , , . , .

, – , , , . , , . , , , .

, , , , , . , , -, , , , .

, . , . , . , . , .

, .. , , . . . , . .

, . , , , . , , . . – , , , . , , .[4] , , , , . , , .

.. . : , , , .

, . :

, ; , ; , .

. , , . , , , , . , , .

. : , , , . . , , . .

: , , 7 , , 17 . , . , .. , : , , 67 , .[5]

.

1. , . , , . , . 200 . , .

, , , . , .

, . , , .

2. . , . , .

, . , . (, , , , , , ) , , , , , , . , , , , .

, , , , , .

3. 67 . , . , , , . – , . , , . , .

4. 13 . , , , . , , . . , , , – . . , , , .

. . , , , . , . , .

, , , . , . , , , . – , , , .

. , . . . , ( ) . , – . – , – , . , .

. , . , , . , .

, .. , . , , . . . , , , .

. , .

, .[6]

, , , . , , – . , , , , , , . , , . , , , , , , . . , , .

, , .

, (, , ), , , .

, . . , – , , , .

: , , , .

, , , .[7]

, , , , , , . – , -, , , ; -, , , ; -, – .

, .

– , , .

, .

, .

, , , , , : , , , .

:

1. ( ). : , , .

2. ( ). , . : , , , .

3. . : , (, , ), , , . , , . .

, , , . , , .

: , . , , – .

. – , . , (, , ) .

, , , . , , , , , , , . , , , , .

, , , , . , , , , .

. , , .

. , , . , . . , , , , .

, – . , , . , , .

, , : .[8]

. : , , . . . .

. , , , , .

, .

, , , . , , , , – . . – .

, . , , .

.

, , , , . , .

. . , , , , . , 90 .

. , , . . , .

, , . – , , .

, . . , , , , . . , , , .

. , , , , , , , . , . , .. :

;

. , , . , .

, , , , . , , , , , .

( ) ( ) ,

, , , ;

, , , . , .

, , , . . , , , , . , , , .

, . , .

, . . , , , , , , , , .

. . , .

, , , . , , , .[9]

. . , , , , .

, . , , ߻ , , , , . , .

, , .

, , , . , , .

, . , , , , .

. , , , . , , , . , : , .[10]

, , , . , – , , .

?

, . , , , , , , .

, , – . : , ; ; , , ; .

, , , , . . , :

;

, ;

– , , , , ;

, ;

, .

, . , .

B.C. . , , , , .

, : 1 – ( , ); 2 – ; 3 – ; 4 – : , , ; 5 – : .

, – , , , . , , . , , , .

, . , . , . , . , .

: , , 7 , , 17 . , .

, , , .

1. .. . : . . . . . .: . . , 2003.

2. .. . ., 2005.

3. .. . ., 2001.

4. .. . . 5. . ., 2000.

5. .. , ., 2001.

6. . . , 1996.

7. / . .. . ., 1997.

8. .B. // . 2003. 6.

9. .., . .. . ., 2002.

10. ., .. . ., 2001.

11. / . .. . ., 1998.

12. .. . ., 2006.

13. .. . ., 1998.

[1] .. . ., 2001.

[2] .. . : . . . . . .: . . , 2003.

[3] .. . ., 2005.

[4] . . , 1996.

[5] .B. // . 2003. 6.

[6] .. . : . . . . . .: . . , 2003.

[7] .. . . 5. . ., 2000.

[8] .B. // . 2003. 6.

[9] .. . ., 2006.

[10] .. . : . . . . . .: . . , 2003.

Источник

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Старогородковская общеобразовательная школа «Гармония»

«Утверждаю»

Директор МКОУ школы «Гармония»

__________Рябизина Е.А.

Приказ №___________от

«_____»________ 2019г.

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР __________

Лепская Е.В.

«____»____________2019 г.

«Рассмотрено»

На ШМО учителей начальных классов и дефектологов _________

Семенова Ю.В.

Протокол № ________от

«_____»_________2019г.

Тема: “Формирование успешной личности детей с ОВЗ

в условиях реализации ФГОС”.

Выполнила: Романенко И. М.

учитель

2020-2021 уч. год

В новом федеральном законе «Об образовании Российской Федерации» даются четкие формулировки, что образование является общественно значимым благом и осуществляется в интересах человека, семьи, общества и государства, а содержние образования должно содействовать, в том числе, формированию и развитию личности обучающихся в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно­нравственными и социокультурными ценностями. При этом должны быть удовлетворены образовательные потребности и интересы обучающихся с учетом их способностей и возможностей. На современном этапе развития общества обозначилась реальная тенденция ухудшения здоровья детей и подростков, увеличилось число детей с ограниченными возможностями здоровья(ОВЗ). Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Становление личностной сферы данной категории детей происходит в особых условиях дефицитарного, искаженного или задержанного развития. Особую сложность для детей с ОВЗ составляет ориентация в правовом пространстве государственно­общественных отношений, формирование основ социально­критического мышления, потребности в самовыражении и самореализации. Формирование личностных качеств у младших школьников с ОВЗ требует особых подходов. Необходимо помочь детям сделать учение осмысленным,увязывая его с реальными жизненными целями; научить понимать и принимать ценности общества, правильно ориентироваться в нравственных нормах и правилах; осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; поддерживать и укреплят свое здоровье; содействовать в выработке собственной гражданской позиции в отношении окружающего мира. Формирование личностных качеств младших школьников согласно положениям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования осуществляется через систему личностных универсальных учебных действий (УУД.) В условиях специальной школы с ОВЗ воспитательный процесс по своей структуре достаточно богат и разнообразен. В этих условиях учащиеся на протяжении многих лет находятся под влиянием организованного педагогического воздействия. Оно проявляется и на уроках, и в часы внеклассной работы, и в процессе всей жизни в школе. Цель­формирование и развитие социально­интегрированной личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. Это центральная и неизменная цель школы на все годы, пока в ней живёт педагогика общей заботы. Главное-увидеть в каждом ребёнке личность, человека. Известный психолог Л.С.Выгодский говорил: «Воспитывать надо не ребёнка с отклонениями в развитии, но ребёнка прежде всего… Решает судьбу личности не дефект сам по себе, а его социальные последствия.» Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных предметных дисциплин. Каждый из предметов помимо прямого эффекта обучения-приобретения определенных знаний, умений, навыков, вносит свой вклад в формирование личностных универсальных учебных умений: 2

В учебном предмете “Русский язык” смысловым акцентом формируемых личностных УУД является жизненное самоопределение; посредством текстов учебника используется воспитательный потенциал русского языка; учащиеся приходят к пониманию необходимости:

­беречь свой родной язык как часть русской национальной культуры;

­работать над развитием и совершенствованием собственной речи. Материалы учебника знакомят учащихся с историей и культурой нашей страны, воспитывают любовь и уважение к Родине. Тексты учебников подобраны таким образом, чтобы младшие школьники получили представление о России как об огромной и великой державе. Дети узнают о географии России, о городах нашей страны. Многочисленные тексты об известных людях России также ориентированы на воспитание чувства гордости за свою страну, за ее историю и культуру. Учебники ориентируют учащихся на осознание своей этнической и национальной принадлежности при сохранении уважения к представителям других народов. Эта цель достигается как с помощью текстов, где данная информация дается учащимся “напрямую”,так и с помощью текстов, в которых содержится установка на воспитание любви к своему родному краю и, одновременно, осознание ценностей многонационального российского общества. В учебном предмете “Литературное чтение” смысловым акцентом формируемых личностных УУД является нравственно­этическая ориентация учащихся. Важнейшей функцией восприятия художественной литературы является трансляция духовно­нравственного опыта общества через коммуникацию системы социальных личностных смыслов, раскрывающих нравственное значение поступков героев литературных произведений. 3 В курсe литературного чтения на достижение личностных результатов направлены задания: 1) на высказывание своего отношения к прочитанному с аргументацией; 2) на анализ характеров и поступков героев; 3) на формулирование концептуальной информации текста (В чем мудрость этой сказки? Для чего писатель решил рассказать своим читателям эту историю?) и т.д. На уроках чтения учащиеся знакомятся с произведениями народного творчества-песенками,стихами, пословицами, поговорками народов Удмуртии, Калмыкии, Чувашии и других народов. Произведения воспитывают уважение и любовь к своей стране, доброе отношение к людям и природе, правдивость, трудолюбие. В разделе “Сказочные истории” (3 класс) дети, читают русские, таджикские и английские сказки. Вопросы и задания побуждают ребенка к осознанию таких качеств, как равнодушие, доброта,эгоизм,уважение. Знакомство обучающихся с культурой, историей и традициями других народов и мировой культурой создаёт необходимые условия для формирования личностных универсальных действий-формирования гражданской идентичности личности, преимущественно в её общекультурном компоненте, и доброжелательного отношения, уважения и толерантности к другим странам и народам. На ступени начального общего образования “Математика” является основой развития у обучающихся планирования (последовательности действий по решению задач), систематизации и структурирования знаний, перевод с одного языка на другой, моделирование, дифференциацию существенных и несущественных условий, аксиоматику, формирование элементов системного мышления и приобретение основ информационной грамотности. Особое значение имеет математика для формирования общего приёма решения задач 4 как универсального учебного действия. Учащийся должен осваивать системы социально принятых знаков и символов, существующих в современной культуре и необходимых как для обучения, так и для его социализации. Все без исключения задания учебника ориентированы на достижение личностных результатов, так как они предлагают не только найти решение, но и обосновать его, основываясь только на фактах. Работа с математическим содержанием учит уважать и принимать чужое мнение, если оно обосновано. Часто формирование личностных универсальных учебных действий у учащихся организуется через спиралевидное интегрирование в темы разных учебных предметов. Так, например, на уроке математики при выполнении задания “Чем похожи и чем отличаются эти группы? Группировка по общему признаку помогает учителю подвести учащихся к осознанию смысла понятия “толерантность”, пониманию того, что непохожий, отличный-не значит плохой. Вводимое понятие “порядок счета предметов на уроках математики помогают пониманию понятия “режим”, осознанию роли поступка в целой жизни человека! В сфере личностных универсальных действий изучение предмета “Окружающий мир” обеспечивает формирование когнитивного, эмоционально­ценностного и деятельностного компонентов гражданской российской идентичности: умения различать государственную символику Российской Федерации и своего региона, описывать достопримечательности столицы и родного края, находить на карте Российскую Федерацию, Москву- столицу России, свой регион и его столицу. 5 формирование основ экологического сознания, грамотности и культуры учащихся, освоение элементарных норм адекватного природосообразного поведения; развитие морально­этического сознания-норм и правил взаимоотношений человека с другими людьми, социальными группами и сообществами. В сфере личностных универсальных учебных действий изучение предмета способствует принятию обучающимися правил здорового образа жизни, пониманию необходимости здорового образа жизни в интересах укрепления физического, психического и психологического здоровья. В курсе “Трудовое обучение” ставится основная задача­ создание условий для приобретения учащимися опыта проектной деятельности от замысла до презентации изделия. Младшие школьники овладевают приемами работы с бумагой, пластилином и природными материалами, конструктором, изучают свойства различных материалов и правила работы с ними. Такой подход позволяет формировать конкретные личностные качества (аккуратность,внимательность,готовность прийти на помощь и т.д.). “Скажи мне­ и я забуду. Научи меня ­и я запомню. Вовлеки меня ­ и я выучу”. (Б. Франклин). Систематическое вовлечение детей в оценочную деятельность даёт возможность формировать адекватную самооценку, поскольку, оценивая ответ других, он оценивает относительно себя. Все учебники вовлекают детей в познавательный процесс своей доступностью, наличием элементов поисковой деятельности, творчества, что гарантирует достижение положительных результатов в обучении. Следует подчеркнуть, что ФГОС НОО для детей с ОВЗ предполагает дифференцированные требования к личностным результатам в соответствии с особыми образовательными потребностями разных групп обучающихся.6 При сложных и комплексных нарушениях предусматривается выработка строго индивидуальных требований к достижению личностных результатов и индивидуально дозированное и планомерное расширение жизненного опыта ребёнка и его повседневных контактов в доступных для него пределах. Можно выделить следующие принципы организации образовательного процесса:­отказ от шаблона, использование разнообразных, нестандартных форм и приемов организации учебной деятельности, позволяющих активизировать субъектный опыт учащихся; ­создание атмосферы заинтересованности каждого ребенка в работе класса;стимулирование учащихся к высказыванием, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и т.д.;­интересам, дифференциация учащихся по учебным возможностям, способностям и склонностям; ­оценивание деятельности ученика не только по конечному результату, но и по процессу его достижения; ­поощрение стремления ученика находить свой способ работы (решения учебной задачи), анализировать способы работы других учеников, выбирать и осваивать наиболее рациональные; ­создание педагогических ситуаций общения, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность. ­создание обстановки для естественного самовыражения ученика. Педагогам необходимо использовать каждую ситуацию формального и неформального общения с ребенком для формирования правильного поведения в различных жизненных ситуациях, сознательного отношения к окружающему миру, к себе и другим. Комплексное сопровождение обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков развития. Оно осуществляется на диагностической 7 основе при участии всех специалистов (учителя, воспитателя, педагога­психолога, учителя­логопеда, учителя­дефектолога). Педагоги на нем могут обеспечить формирование личностных качеств младшего школьника с ОВЗ в оторванности от семьи. Семья представляет собой персональную среду жизни и развития детей и играет ведущую роль в их нравственном воспитании, приобщении к ценностям принятым в обществе. Кроме того, вводит ребенка с ОВЗ в социальную среду, способствует формированию и закреплению необходимых жизненных навыков. Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и образовательной организации. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».Это доверительная атмосфера в системе «педагоги-дети-родители». Необходимо непосредственное вовлечение родителей в образовательную деятельность по формированию личностных качеств младших школьников с ОВЗ. Основными принципами работы школы с семьей ребенка с ОВЗ являются:­открытость родителю образовательной организации (каждому из семьи обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);­сотрудничество педагогов и родителей в формировании личностных качеств младших школьников с ОВЗ;­создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности младшего школьника с ОВЗ в семье и детском коллективе:­диагностика общих и частных проблем в развитии и воспитании личности младшего школьника с ОВЗ. Далеко не все родители имеют достаточный уровень общей культуры и педагогические знания, необходимые для подготовки ребёнка с ОВЗ к жизни. Главная цель школы-профессионально помочь семье, при этом, не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций. Этому информационно­просветительская способствует и родителей консультативно­методическая работа с семьей. 8 сформировать адекватные представления о возможностях необходимо своего ребенка, научить конкретным методам и приемам взаимодействия конструктивного общения с ребенком с ОВЗ, а главное повысить ответственность за достижение им личностных результатов. В ходе взаимодействия школы и семьи вырабатываются единые требования и подходы к обучающимся, чтобы они не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались детьми. Это поможет в дальнейшем им наиболее благоприятно адаптироваться в социуме. Подводя итог, следует сказать, что в формировании личностных качеств младших школьников с ОВЗ необходимо соблюдать оптимальный баланс между самоценностью детства и его своевременной социализацией. Таким образом, проблема формирования личностных качеств обучающихся продиктована социальными запросами, предъявляемыми обществом к современному образованию, необходимостью приобщения их к системе общечеловеческих ценностей, воспитания у школьников патриотизма и национального самосознания.

Список литературы.

1.А.Г.Асмолов “Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе”. Пособие для учителя. 18 февраля 2015 г.

2.В.В. Воронкова «Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф­тов пед. ин­тов»- М.: Школа­Пресс, 1994

3.А.Р.Маллер«Социальное образование детей с нарушениями интеллекта»­ Москва. Педегогическое общество России, 2015 9

Источник