Форма стопы ребенка в 1 год
Неуверенно стоящий ребёнок в возрасте 6-18 месяцев, как правило, имеет О-образную (варусную) форму ног.
С началом прямохождения в попытках удержать равновесие ребёнок начинает широко расставлять ноги. При этом колени, как правило, смещаются кнутри, к средней линии тела, и постепенно к 2,5-3 годам жизни может возникнуть Х-образная (валгусная) форма ног.
По этому поводу один из патриархов русской ортопедии М. О. Фридланд писал, что ребёнок, начинающий ходить, «должен пройти сложную школу эквилибристики». При весьма малой опорной поверхности стоп и высоком расположении центра тяжести тела ребёнок должен, прежде всего, научиться сохранять равновесие при стоянии и передвижениях. Далее, с укреплением мышечно-связочного «корсета» тела форма ног обычно выравнивается: стопа, голень, колено и бедро центруются и выстраиваются по одной линии — вертикальной оси нижней конечности.
Своды стопы.
С ростом ребёнка соответствующим образом меняется позиционная установка стоп, форма и индивидуальные изгибы сводов стоп. Установка стоп претерпевает естественные физиологические изменения и к 8-9 годам стопы должны занять нейтральную позицию, когда средняя линия пяточной кости лежит близко (±5°) к вертикальной оси голени и всей нижней конечности.
В 60-ых годах сотрудники Ленинградского института протезирования во главе с профессором С. Ф. Годуновым провели подробнейшее исследование «созревания» сводов стоп детей ясельного и детсадовского возраста. Всего были изучены 4881 ребёнок от 2 до 18 лет. Результаты показали, что у 97,6 % детей 2-летнего возраста имеются плоские стопы, причём у 72 % из них плоскостопие III степени. С возрастом количество плоских стоп резко снижалось, достигая минимальных цифр к 9 годам. В этом возрасте продольное плоскостопие I и II степени было установлено только у 4,3 %, III степени — у 0,8 % обследованных детей.
Судя по результатам этого и других многочисленных исследований, к 7-9 годам своды стопы, форма ног и осанка должны постепенно выравниваться и приобретать очертания, характерные для взрослого человека. На подростковый возраст и период интенсивных эндокринных перестроек приходится следующий период повышенной уязвимости. В этот период скелетно-мышечная система детей наиболее склонна к деформациям. Пол, возраст, генетические особенности и особенно средовые факторы могут существенно влиять на дальнейшее формирование осанки, формы ног и сводов стопы.
Так естественное, возрастное выравнивание формы ног происходит далеко не всегда. Например, девочки от природы более гибки, пластичны (гипермобильны), но если эта гибкость чрезмерна, а мышечно-связочный «корсет» тела отстаёт в развитии, Х-образная форма ног и избыточный прогиб (гиперлордоз) поясницы остаются надолго, может быть, на всю жизнь. Некоторые детские тренеры в погоне за гибкостью пытаются постоянно «растягивать» своих подопечных, плодя «суперменов» с разболтанными суставами. Повышенная гибкость хороша только при сбалансированном мышечно-связочном аппарате суставов. Также отрицательно на осанку, форму ног и «созревание» сводов стопы ребёнка влияет и избыточный вес или резкая его прибавка.
Мы многим обязаны благам цивилизации, но у всего есть «обратная сторона». Вместо того чтобы, как наши пращуры, бегать босиком по упруго-вязким природным поверхностям в погоне за добычей, современный человек вынужден спокойно ходить по гладким и жёстким искусственным покрытиям, подолгу сидеть за столом, сводя свою физическую активность к минимуму.
К сожалению, отставание в мышечном развитии и гипермобильность, видимо, становятся характерной чертой нынешнего поколения детей крупных мегаполисов. Так, по данным А. Г. Беленького (2002 г.) при обследовании здоровых москвичей-подростков в возрасте 16-20 лет более чем 50 % девушек и более 25 % юношей демонстрировали симптомы общей гипермобильности.
Признаки генерализованной гипермобильности (избыточной гибкости)
Попросту говоря, у таких детей слабый мышечно-связочный «корсет» тела и «разболтаны» суставы, у них быстро устаёт спина, ноги, им трудно сидеть, стоять, долго ходить. Такие дети более всего склонны к прогрессирующему ухудшению осанки и плоскостопию.
Локализация болезненностей при прогрессирующем плоскостопии
Что касается стопы, то ещё на заре XX века один из основателей русской ортопедической школы Р. Р. Вреден писал: «Ком земли, наполняя своды стопы, от Адама и по сие время спасает босую ногу человека от плоскостопия». Однако уже в 1929 г. другой классик русской ортопедии М. И. Куслик с тревогой отмечал, что «с приходом цивилизации, создавшей неуступчивые, твёрдые мостовые и полы, давшей человеку обувь с плоской подошвой, было отнято у свода его природное подкрепление».
При ходьбе босиком естественный грунт (песок, галька, дёрн и т.п.) заполняет анатомические углубления стоп. Это обеспечивает поддержку рецепторной и рессорной функции стопы и, одновременно, придаёт ей определённую устойчивость в период опоры. Напротив, на гладком и жёстком покрытии большая часть подошвенной поверхности стопы как бы зависает в воздухе, а её своды лишаются рессорной и сенсорной естественной поддержки грунта. В этих условиях сводообразующие элементы стоп не могут бесконечно долго противостоять перегрузкам. В многолетних состязаниях стопа асфальт (бетон, паркет и т.п.) стопа постепенно проигрывает и сдаётся — уплощается и деформируется.
Понадобилось около 50-60 лет «победного» наступления цивилизации, чтобы опасения доктора М. И. Куслика подтвердились. Недавно исследователями из Индии было показано, что частота встречаемости плоскостопия у жителей городов, регулярно носивших обувь в детстве, в 3 раза выше, чем у людей, проведших «босоногое» детство в деревне. В 2002 г. немецкие авторы, сравнивая данные разных лет, обнаружили, что за последние 20 лет стопа подростков расширилась в среднем у девочек на 6,8 %, у мальчиков — на 5,6 %. Функция формирует орган и … наоборот! Среда обитания накладывает свой отпечаток на ход естественных процессов развития. «Тепличное» детство чревато последствиями!
В последние десятилетия гиподинамия охватывает всё более молодые слои населения. Растут поколения «компьютерных» мальчиков и девочек, предпочитающих детским забавам на природе многочасовое ссутуливание у компьютера или «валяние» у телевизора. Среди жителей городов рассказы о «босоногом» детстве и спортивной юности можно услышать разве что от бабушек и дедушек. Как результат — на школьных медосмотрах всё чаще звучит два диагноза — «две верных подруги»: «нарушения осанки» и «плоскостопие». В старших классах подключается ещё один «плюс» цивилизации — «модная», уродующая ноги, обувь.
Стопа и осанка
Какая связь между этими, казалось бы, отдалёнными частями тела: стопой и позвоночником? Прямая!
Наше тело от стоп до макушки — это отточенная эволюцией конструкция, где все звенья взаимосвязаны.
Стопы — «фундамент» тела, изъяны фундамента неизбежно вызывают перекос всей конструкции, нарушают осанку и походку человека, приводя к болям в позвоночнике и преждевременному «износу» суставов. По данным литературы, не менее чем у 80 % населения возникают проблемы опорно-двигательного аппарата, напрямую или опосредованно связанные с деформациями стопы.
Начальные элементы деформаций и функциональные недостатки стоп и осанки закладываются в детстве и следуют за человеком в его взрослую жизнь.
Считается, что с первых шагов ребёнка и до старости человек пешком огибает землю 4 раза. Стопа — это комплексная структура, состоящая из 26 костей, соединённых связками, суставами, мышцами и сухожилиями.
При рождении стопы детей ещё не сформированы, а будущие костные структуры представлены хрящом. Своды стоп, как и изгибы позвоночного столба, начинают активно формироваться с началом прямохождения. Первый этап формирования сводов стопы и осанки завершается к 8-9 годам, когда очертания стопы и спины ребёнка начинают быть похожими на формы взрослого человека. В период гормонального созревания происходит дальнейшая перестройка, направленная на функциональное совершенствование структур стопы и осанки.
Компенсаторный сколиоз в результате валгусного отклонения стопы
Восходящая цепь перегрузок и повреждения при плоско-валгусных стопах
Источник
Авторы: Шлыков Кирилл
Человеческие детеныши — дети — в процессе роста и развития претерпевают значительные изменения. Это касается и мышц, и нервной системы, и костей. Последние не просто увеличиваются в размерах, а меняют свою форму (иногда в принципиально противоположном направлении). В связи с этим некоторые формы, деформации и отклонения, считающиеся таковыми для взрослого, в определенные этапы развития ребенка являются абсолютно нормальными.
Для новорожденного характерна О-образная форма ног. Колени смотрят кнаружи. Своды стоп (без нагрузки!) присутствуют, стопы развернуты внутрь. Колени чуть согнуты. Вообще до 2–3 месяцев жизни младенцам свойственен физиологический гипертонус мышц, поэтому объем движения в суставах несколько ограничен. Самое главное в 1–2 месяца — исключить врожденную патологию и отследить правильность формирования тазобедренных суставов.
Дальше с 2 до 7–8 месяцев идет формирование мышечной системы и формирование изгибов позвоночника (последнее тоже очень важно для правильного формирования стоп). Формируются важные навыки переворачивания, удержания головы. Ребенок учится активно сидеть и ползать.
К моменту вставания (8–9 месяцев) ребенок должен иметь сильные мышцы, поэтому неправильно использовать различные приспособления (ходунки, прыгунки, тележки). Они помешают малышу САМОстоятельно овладеть этими функциями. В этот период О-образная деформация стоп сохраняется, ребенок широко расставляет ноги, стопы могут разворачиваться кнаружи. При нагрузке стопы абсолютно плоские, заваливаются внутрь. Передний отдел стоп без нагрузки развернут подошвой кнутри (до 30–40 градусов). Дети часто любят сидеть в W-позиции (ноги согнуты и разведены, ягодицы между стоп). Особенности строения детских костей обеспечивают это. Но находится в такой позиции (особенно длительно) я не рекомендую.
В 9–14 месяцев ребенок совершает первые шаги. Походка неуверенная, ребенок широко расставляет ноги, вся нога поворачивается кнутри (в разной степени выраженности). В этот период важно дать малышу научиться самому держать равновесие. Ничего страшного, если он будет иногда опускаться на четвереньки, садиться на пол, спотыкаться, падать. Этот этап очень важен и нужен для того, чтобы в более старшем возрасте его мышцы, суставы и мозг были обучены управлению и координации. Самое главное — максимально уберечь малыша от неудачных падений и травм. Шлем, наколенники-налокотники или просто ваш постоянный контроль.
К полутора годам ребенок обучается держать себя уверенно, ноги в коленях и голени постепенно выпрямляются или даже переходят в Х-образную форму. Именно такая форма усиливается до 3–3,5 лет. При ходьбе у многих выявляется выраженный заворот стопы кнутри (пальцами внутрь) преимущественно за счет костей голени (колено при этом смотрит прямо или слегка кнаружи). Стопы все еще заваливаются внутрь, но контур уже не должен выступать сильно за внутренний край стопы. В этот период и до 3–4 лет ребенок начинает периодически без видимой причины вставать и ходить на носочках. В норме последнее должно быть лишь иногда, эпизодически, то есть полная опора на стопу в остальное время должна присутствовать.
К 2–2,5 годам ребенок уверенно ходит, прыгает. Колени Х-образно деформированы. Начинает появляться свод с внутренней стороны, но визуально стопа остается плоской. Самое главное, чтобы уплощение и завал стопы были симметричны и не наблюдалось нарушений в вышележащих отделах (таз, позвоночник, положение головы и прикус).
В 3–4 года Х-образность коленей достигает максимума. Ходьба пальчиками внутрь исчезает или значительно уменьшается. Косолапость остается лишь за счет разворота бедра. Медиальная арка свода становится выраженной (при нагрузке 4/5 площади подошвы контактируют с поверхностью), вальгусная установка стопы уменьшается. Передний отдел стоп без нагрузки развернут подошвой кнутри (но угол поворота не должен превышать 20–25 градусов).
К возрасту 4–6 лет Х-образность ног начинает уменьшаться, своды стоп при нагрузке становятся выраженнее, контакт следа с поверхностью уменьшается до 2/3. Ребенок уверенно ходит, бегает, прыгает, стоит на одной ноге. На носочках свод очень выражен, стопа на носках устойчива.
В возрасте 7–8 лет колени уже почти «ровные» (нормальные относительно взрослого). Завал стопы внутрь отсутствует, медиальная арка свода стопы выражена за счет окончательного заворота переднего отдела кнутри. Стопы, при прямом положении колена несколько развернуты кнаружи.
К 9–10 годам скрученность бедренной кости уменьшается практически до показателей взрослого. На этом заканчивается торсионное развитие нижних конечностей, обеспечивающее правильные функции ног при ходьбе.
Естественно, все описанное — это лишь средние показатели, как бывает обычно. В любом случае лучше не игнорировать сроки профилактических осмотров и вовремя приходить на прием к ортопеду. Особенно же необходимо посещение ортопеда, если имеются жалобы на боль или повышенную утомляемость при ходьбе.
(Как правильно выбрать обувь ребенку, читайте здесь.)
опубликовано 23/10/2018 16:16
обновлено 29/10/2018
— Уход за ребенком, гигиена, Рост и развитие
Источник
Постепенное окостенение – при рождении только часть костей имеют ядро или ядра окостенения, другие кости вообще представляют собой хрящевые образования. Только к 4-5 годам у здоровых детей все кости имеют, хотя бы частично, костную ткань. К 7 годам все кости стопы, кроме пяточной, окостеневают полностью. Бугор (апофиз) пяточной кости появляется самое позднее к 10-12 годам.
Наличие зон роста – хрящевых зон, которые имеются во всех длинных трубчатых костях и обеспечивают рост кости в длину. Так, на плюсневых костях и фалангах пальцев они могут существовать до 20-22 лет. На губчатых костях зон роста нет, они растут во все стороны. Только на пяточной кости существует большая зона роста между телом и апофизом пяточной кости, которая также закрывается к 20-22 годам.
Постепенное формирование сводов – у младенцев они относительно низкие, свой окончательный вид приобретают к 6-7 годам (период появления всех костей стопы) и далее их высота увеличивается пропорционально росту стопы.
Большее количество жировой подкожной клетчатки , особенно по подошвенной поверхности, для защиты появляющихся костей и формирующихся сводов. Именно поэтому многим родителям кажется, что у ребёнка 1.5 – 3 лет плоскостопие, так как из-за жировой подошвенной защитной «подушки» не видно сводов.
Большая эластичность связок и капсул суставов , подошвенного апоневроза. Относительно широкие суставные щели. Меньшая сила мышц. Отсутствие «согласованного» действия мышц – антагонистов (противоположного действия). Именно это объясняет Х-образную установку нижних конечностей у малышей до 5 лет.
Деформации и заболевания стопы
Аномалии (пороки) развития – врождённые или наследственные деформации, которые можно диагностировать с рождения. Наиболее распространённые:
– врождённая косолапость – деформация, которая характеризуется эквинусным, варусным компонентами и приведением переднего отдела стопы, имеющей все правильно развитые костные структуры. Деформация обусловлена натяжением мягких тканей – связок, капсул суставов, сухожилий мышц. Может быть 3 степеней тяжести (лёгкая, среднетяжёлая и тяжелая), которые отличаются друг от друга выраженностью всех 3 компонентов деформации и возможностью их пассивной коррекции (полностью вывести стопу в правильное положение рукой врача можно только в случае лёгкой степени, при остальных степенях коррекция частичная.
Не следует путать врожденную косолапость с «косолапием». Косолапая походка (ходьба носками внутрь) часто встречается у детей 2-7 лет, при этом стопа ребенка может быть нормальной формы или может наблюдаться плоскостопие различной степени. Дети «косолапят» довольно часто, а косолапость – редкое заболевание, которое диагностируют при рождении ребенка.
– врождённая плоско-вальгусная деформация стоп – тяжёлая деформация, возникающая из-за более вертикального или вертикального и ригидного положения таранной кости («врождённый вертикальный таран»). Характерно отсутствие даже намёка на внутренний продольный свод, при этом в тяжёлых случаях стопа напоминает кресло-качалку («стопа- качалка»), т.е. опора на средний отдел при приподнятых переднем и заднем отделах. Также часто этому сопутствует вальгусное положение всех отделов стопы. Врожденная плоско-вальгусная деформация стопы встречается крайне редко.
– другие аномалии (деформации пальцев, отсутствие частей стопы и т.д.)
Неврологические заболевания – детский церебральный паралич, полиомиелит, миопатии, наследственные синдромы, для которых характерны различные деформации и установки стоп: эквинусная, эквино-варусная, эквино-вальгусная, пяточно-полая, полая, пяточно-вальгусная и другие сочетания. Для этих заболеваний (кроме ДЦП) характерно постепенное развитие с ростом ребенка – чаще установки, перерастающие в деформации, в различном возрасте, прогрессирующие и не прогрессирующие.
Воспалительные заболевания – артриты, бурситы.
Остеохондропатии – группа детских и подростковых заболеваний, на стопе возможны после 7 – 8 лет. Суть: саморазрушение фрагментов определённых костей стопы в связи с частой микротравматизацией и другими причинами на фоне недостаточного кровоснабжения фрагмента кости. Кость ломается, затем разрушается по принципу «фрагментации», затем постепенно восстанавливает свою структуру и форму. На стопе – остеохондропатия пяточного бугра (апофиза) в возрасте 8-12 лет – болезнь Шинца, остеохондропатия ладьевидной кости, головок 2-3 плюсневых костей, клиновидных костей (болезни Келлера 1 и Келлера 2).
Травмы – ушибы стоп, растяжения или разрывы капсуло-связочных аппаратов суставов, переломы.
Поперечное плоскостопие (распластанность переднего отдела стопы). Чаще встречается у взрослых (особенно у женщин). Но нередко развивается и в детском возрасте, чаще у девочек. Деформация характеризуется расширением переднего отдела стопы, отклонением первого пальца кнаружи (Hallux valgus), ростом «косточки» первого пальца. В дальнейшем могут присоединяться: «натоптыши» под головками 2-4 плюсневых костей, бурсит (воспаление – «косточки» первого пальца), молоткообразная деформация 2 и 3 пальцев стопы.
Замедленное формирование сводов стоп, продольное плоскостопие, вальгусная и плоско-вальгусная установка стоп. Встречается наиболее часто. Плоско- вальгусная установка стоп связана с недостаточным созреванием мышечно-связочного аппарата и замедленным формированием сводов стоп, при этом вальгусный компонент визуально усугубляет уплощение – в связи с «заваливанием» стопы внутрь. Известно, что вальгусное отклонение пятки до 8° является вариантом нормы у детей до 5-6 лет. Признаком «установки» является тот факт, что при опоре на пятки вальгус есть, а при вставании на носки, то есть при работе мышц, он исчезает полностью. Также и уплощение стопы пока не назвать «деформацией», так как своды только формируются и не все кости ещё имеют костную структуру, и правильно это называется «замедленным формированием продольных сводов стоп» .
В 6-7 лет из этой ситуации возможны несколько вариантов:
– своды сформировались и достигли по высоте возрастной нормы, вальгус не превышает 8° – стопа здорова;
– своды сформировались, по высоте нормальны, вальгус более 8° и устраняется вставанием на носочки – вальгусная установка стопы (если не устраняется – вальгусная деформация стопы). Вальгусное отклонение может захватывать как всю стопу, так и преимущественно задний и средний или только задний отделы;
– своды снижены относительно возрастной нормы, пятки стоят правильно – продольное плоскостопие 1-2-3 степеней;
– своды снижены относительно возрастной нормы, вальгусное положение пяток более 8° – плоско- вальгусная установка (или деформация) стоп. При этом вальгусный компонент отягощает уплощение.
Следует отметить, что описанная ситуация – самая распространённая, так как естественно проистекает из нормального развития организма человека: своды формируются и постепенно увеличиваются в высоту. Естественно, что легче недоразвиться, так как к этому могут предрасполагать многие факторы (особенности связок и мышц, чрезмерные нагрузки и т.д.), чем развиться правильно и затем изогнуться по непонятным причинам в чрезмерную дугу, для чего у неврологически здорового ребёнка трудно найти причину. Точно так же, у 90% малышей пяточки смотрят в стороны для расширения площади опоры, что облегчает удержание равновесия и обучение опоре и передвижению. Естественно, что превратить возрастное отклонение в патологическое в ту же сторону легче, чем выпрямить ось конечности до 0° и затем изогнуть в противоположную сторону. Именно поэтому не бывает варусной установки, «варусной» может быть только деформация – признак серьёзной патологии.
Можно ли исправить плоскостопие ортопедическими стельками?
Статическое плоскостопие можно исправить, пока не закончился активный рост стопы, т.е. приблизительно до 16 лет у мальчиков и до 14 лет у девочек. Для этого изготавливаются корригирующие ортопедические стельки, оказывающие направленное давление на скелет растущей стопы. Ортопедические стельки необходимо вкладывать в обувь, имеющую жесткий задник и фиксацию на подъеме стопы (шнуровка, застежки и т.п.). Использование ортопедических стелек необходимо обязательно сочетать с ежедневными занятиями лечебной физкультурой.
Насколько важно исправить плоскостопие у ребенка?
Некоторые считают, что плоскостопие это всего лишь способ избежать службы в армии – но мало кто задумывается, что в армию плоскостопых не берут не просто так – на это есть серьёзные причины.
У детей плоскостопие достаточно часто не проявляется, ребенок может ни на что не жаловаться, поэтому родители зачастую не придают этому заболеванию большого значения. Также многие считают, что максимальные неприятности, которые может доставить плоскостопие – это боли в ногах при статических нагрузках – ходьбе, длительном стоянии и т.п. Не все понимают, что плоскостопие неизбежно отражается на состоянии опорно-двигательного аппарата в целом. При плоскостопии страдает прежде всего амортизационная функция стопы, что приводит к увеличению нагрузки на все суставы нижних конечностей и позвоночник. О взаимосвязи плоскостопия и нарушений осанки, плоскостопия и варикозного расширения вен известно достаточно хорошо.
Практически у всех пациентов старше 40 лет, страдающих плоскостопием, развиваются дегенеративно-дистрофические поражения опорно-двигательного аппарата, такие как:
– распластанность переднего отдела стопы (поперечное плоскостопие)
– деформирующий артроз мелких суставов стопы
– пяточные шпоры
– деформирующий артроз голеностопных суставов
– деформирующий артроз коленных суставов с варусной их деформацией
– остеохондроз позвоночника
Показательно также, что заболевания группы остеохондропатий развиваются, как правило, у детей, страдающих плоскостопием. Это прежде всего относится к болезням Келлера, болезни Шинца, остеохондопатии шиловидного отростка пятой плюсневой кости.
Своевременное и правильное ортопедическое снабжение (ортопедические стельки, «правильная обувь» или ортопедическая обувь) при плоскостопии может во многом предотвратить эти проблемы.
Начинать лечение плоскостопия следует при обнаружении первых признаков заболевания. Особенно стоит обратить внимание на состояние опорно-двигательного аппарата у детей, т.к. именно в детском возрасте плоскостопие легче всего поддается терапии.
Виды Ортезов для стопы:
Ортопедические стельки – изготавливаются по специальным ортопедическим (лечебным колодкам) формам:
Форма и материал ортопедических стелек определяется функциями, которые они выполняют. Традиционно (в 20 веке) детские ортопедические стельки изготавливались по специальным колодкам:
– по плоско-вальгусной колодке,
– по колодке на плоскостопие.
В настоящее время, с развитием 3D моделирования и появлением высокотехнологичных материалов, появилась возможность изготовления стелек с различной степенью корригирующего эффекта. Формы стелек отличаются высотой выкладки сводов, соотношением высоты медиального и латерального продольных сводов, местоположением максимальной высоты выкладки, формой пяточной части стельки (плоская или чашеобразная), наличием/отсутствием выкладки поперечного свода (метатарзального валика) и степенью ее выраженности, высотой бортиков стельки, полнотой. Материалы для изготовления стелек отличаются степенью жесткости, а также потребительскими свойствами (воздухопроницаемость, гигроскопичность, термоизоляционные свойства, и т.д.)
В каждой стельке есть жёсткая или полужёсткая часть (на уровне среднего и заднего отделов стоп) для поддержки сводов стопы, и передняя часть, которая расположена под пальцами и зоной пучков (пястно-фаланговых суставов) и должна быть мягкой для осуществления функции переката.
Ортопедические полустельки – стельки без переднего отдела, выполняют те же функции, что и ортопедические стельки.
Коски – клиновидные изделия, играющие роль компенсаторов укорочения нижних конечностей либо корректоров вальгусной или варусной установки, или деформации стоп. Клиновидный косок, супинирующий стопу, называется супинатором, пронирующий стопу – пронатором. Таким образом, распространённый в быту термин «супинатор», употребляющийся в отношении выкладки медиального продольного свода, некорректен – выкладка свода – это выкладка свода, супинатор – это супинатор;
Вкладыши – подпяточники, вкладыши под передний отдел стопы, под свод стопы, межпальцевые разделители.
Шины – корригирующие, фиксирующие – различные шины, приводящие 1-ый палец стопы, а также различные фиксирующие шины;
Вкладные башмачки или туфельки – очень сложные специальные изделия, представляющее собой сшитые по слепкам башмачки (обувь с берцами) или туфельки (без берцев) с заполненной в различной степени носочной частью. Эти изделия одеваются на ногу и затем вставляются в обычную обувь. Применяются при врождённых или приобретённых дефектах переднего отдела стоп – на уровне пальцев, плюсневых костей, костей предплюсны;
Ортопедическая обувь – специальная обувь, фиксирующая стопу в правильном положении. Шьётся по различным колодкам, рецептам в зависимости от патологии.
Естественно, что ортопедическая обувь не применяется при лёгкой патологии – патологических установках стопы, а только при деформациях.
Принципы лечения деформаций стопы
Плоско-вальгусная установка стоп – ортопедические стельки носятся в различном режиме на фоне активной лечебной физической культуры и физиотерапии. При исходе – выздоровлении – стельки отменяются, при сохранении одного из двух или обоих установочных компонентов используются далее, при переходе в плоско-вальгусную деформацию лёгкой степени также продолжают использоваться, при формировании плоско-вальгусной деформации среднетяжёлой степени меняются на ортопедическую обувь. Обувь по стандартной каблучной колодке, с высоким жёстким задником (выше лодыжек на 5-7 см.), жёсткими внутренним берцем и наружным бочком, продлённым до пучков, выносом каблука кнутри. Как правило, метатарзальный валик не используется у детей до 10-12 лет, а у последних с осторожностью.
Отдельно следует упомянуть стельки по Шпицу – нашитый или приклеенный на обычную стельку бугорок (бусинка, пуговичка и т.д.) шириной до 5 мм и высотой до 5-6 мм. в проекции вершины медиального продольного свода. Используются у детей до 3 лет, так как наиболее эффективны в этом возрасте, удобны, так как малышу не объяснить про упражнения, безопасны, так как использование выкладки свода может привести к преждевременному рассасыванию жировой защитной подушки на подошве.
Поперечное плоскостопие (распластанность переднего отдела стопы). ЛФК, физиотерапия, обязательное ортезирование – стельки с метатарзальным валиком для постоянной носки.
Межпальцевые разделители в 1-ый межпальцевой промежуток при ходьбе, приводящие шины (ортезы).
Аномалии (пороки) развития.
– врождённая косолапость – корригирующие гипсовые повязки с рождения до по крайней мере 4 месяцев без перерыва. При положительном эффекте – продолжение гипсования, если без эффекта – операция в 4-6 месяцев с послеоперационным 6-и месячным гипсованием в положении достигнутой коррекции и последующим снабжением ортопедической обувью на весь период роста в идеале и до 7 лет в самом минимальном варианте. Основной принцип – в 1 год ребёнок должен пойти на правильно расположенных стопах. Ортопедическая обувь первично по рецепту – отведённая колодка бескаблучная, высокие круговые берцы, жёсткий внутренний бочок, продлённый до пучков, вынос пятки кнаружи, пучковый перекат либо подошвенный асимметричный перекат, задний подошвенный перекат, минимальная выкладка продольных сводов. В дальнейшем – колодка может стать каблучной и стандартной, вместо круговых берцев жёстким может остаться только задник. После снятия гипсов присоединяется ЛФК и ФТЛ.
– врождённая плоско-вальгусная деформация стоп – в случае истинной ригидной деформации – гипсование как подготовка и оперативное лечение впоследствии, начиная с 6 месяцев. Жёсткого срока – исправить до 1 года – в данном случае нет, так как стопа в общем расположена правильно, в отличие от косолапости. Также гипсование 6 месяцев, затем – ортопедическая обувь (стандартная каблучная колодка, вынос пятки или каблука кнутри, жёсткие берцы, жёсткий наружный бочок, продлённый до пучков, максимальная выкладка свода).
При подвижной деформации (мобильной, неригидной) – ортопедическая обувь, физиотерапия, ЛФК.
– другие аномалии (деформации пальцев, отсутствие частей стопы и т.д.) – вкладные башмачки и туфельки, индивидуальные ортопедические стельки и подобные изделия.
Неврологические заболевания – физиотерапия, ЛФК, орт. обувь вне зависимости от выраженности деформации. Ортопедическая обувь обычно делается по следующему рецепту, так как стандартно у таких больных имеется эквино-варусная или эквино-вальгусная деформация– бескаблучная колодка, высокий жёсткий задник либо берцы в зависимости от варуса или вальгуса, вынос пятки кнаружи или кнутри также в зависимости от варуса или вальгуса, возможны жёсткие бочки, выкладки сводов в зависимости от их выраженности.
Остеохондропатии – массивные курсы физиотерапии с обязательным использованием ортопедических стелек.
Травмы – шины, гипсовые повязки, лонгеты, оперативное лечение по показаниям. Ортопедические стельки, вкладные приспособления, физиотерапия, ЛФК в периоде реабилитации.
Сахарный диабет, ожирение– показания для применения ортопедических стелек с и/или подпятников из эластичных материалов для профилактики повреждения стоп и снижения сводов из-за указанных основных патологий.
Дегенеративно-дистрофические, травматические, воспалительные заболевания позвоночника, крупных суставов нижних конечностей, также послеоперационный период после операций на этих отделах – орт. стельки и /или подпятники.
Источник информации – материалы компании Орто.Ник
Источник