Форма общения ребенка со взрослым в 1 год

Форма общения ребенка со взрослым в 1 год thumbnail

Формы общения детей со взрослыми

Первая в жизни детей форма общения со взрос­лым – ситуативно-личностная, или непосредст­венно-эмоциональная, возникает примерно к 2 ме­сяцам жизни. Вскоре после рождения ребенок воспринимает тембр, громкость и высоту звуков

Особое значение в установлении контактов – новорожденный – взрослый – имеет улыбка ребенка, адресованная ухаживающему за ним че­ловеку. Примерное ее появление – конец треть­ей недели жизни.

Ситуативно-личностная форма общения имеет самое краткое время существования – от двух до шести месяцев жизни ребенка, но играет очень важную роль в его развитии.

В конце первого полугодия жизни ребенок уже начинает хватать предметы и манипулировать ими. Характер контактов с окружающими людь­ми преобразуется. Возникает ситуативно-деловая форма общения со взрослым. Ситуативность взаи­модействия сохраняется: ребенок обращается к взрослому по поводу сиюминутных происшествий и отвечает главным образом на то, что взрослый делает и говорит ему в данный момент. Главное место в их жизни теперь занимают действия с предметами.

Содержание потребности в сотрудничестве со взрослым в рамках ситуативно-делового общения претерпевает у детей изменение. В первые год-полтора, на доречевом уровне развития, им тре­буется помощь в предметных действиях, и с по­зиций малыша это может быть сформулировано так: «Что делать – я знаю сам, а ты мне помоги: подай, подними, подвинь». Позже, на речевом уровне, стремление к сотрудничеству со взрослым получает новый оттенок. Малыш не ограничивает­ся ожиданием помощи старшего. Теперь он хочет действовать, как взрослый, по его примеру и об­разцу, копировать его. Появляется иной девиз: «Буду делать, как ты,- покажи и проверь». Сна­чала взрослый выступает для ребенка хозяином вещей и помощником в действиях с ними – откры­вает новые свойства и качества. Позже он при­мер для подражания, образец. Его ценность для ребенка: сначала умение взрослого действовать с предметами, а затем оценка правильности выполняемого малышом действия по образцу.

Внеситуативно-познавательная форма общения. В первой половине дошкольного детства (три – пять лет) у ребенка можно наблюдать следующую, третью форму общения со взрослым. Как и вторая, она опосредствованная, но вплетена не в практическое сотрудничество со взрослым, а в совместную с ним познавательную деятельность.

Облик ребенка в целом изменяется. Он теперь постоянно задает вопросы (о том, почему ночью светит луна, а днем солнце, откуда дует ветер, где кончается земля и т. п.)

Дети, достигшие внеситуативно-познавательного общения, испытывающие потребность в уваже­нии взрослого, при выполнении задания стараются справиться со всем и после каждого указанного действия украдкой, а то и в открытую повора­чиваются к взрослому в поисках одобрения. Настойчивость, порождаемую требовательностью к себе и стремлением заслужить уважение взросло­го, эти дети проявляют постоянно.

Стремление к самостоятельности, настойчи­вость в достижении цели, так же как и расцвет творческого воображения, имеют и свою оборот­ную сторону. Непочтительное отношение взрослого к новым способностям ребенка, подозрения в лжи­вости глубоко ранят, вызывают обиду, сопротивле­ние, негативизм. Дистанция, отделяющая малыша от воспитателя детского сада, не позволяет ему в прямой и открытой форме выразить свой про­тест. Тем сильнее аффективный взрыв, который достается на долю близких взрослых. Разница в поведении детей дома и в детском саду порожда­ет немало недоразумений.

Формирование внеситуативно-познавательного общения имеет важнейшее значение в психичес­ком развитии дошкольника. Здесь он впервые вступает в теоретическое, умственное сотрудни­чество со взрослыми. Его духовная жизнь приобре­тает особую насыщенность и наполнение.

Внеситуативно-личностная форма общения. В конце дошкольного детства (пять-семь лет) у детей появляется четвертая и высшая форма обще­ния с взрослым. Она связана с овладением ими системой отношений людей. Старшие дошкольни­ки по сравнению с детьми всех предшествующих возрастов – самые разумные и самостоятельные. Но, по существу, и они тоже делают только свои первые шаги в сложном мире людей. Взрослый в глазах дошкольника – воплощение образца того, как надо себя вести; теперь он для ребенка эталон в сложной сфере его психической жизни – в области нравственности, построения отношений с окружающими. Прислушайтесь, как ребенок раз­говаривает с куклами, кормит мишку, читает со­бачке, и вы услышите ваши интонации, окрики или ласку, все, что он перенял от окружающих взрослых в их отношении к другим людям.

Внеситуативно-личностное общение представля­ет собой высокий уровень коммуникативной дея­тельности. Поэтому оно обычно и появляется лишь к концу дошкольного возраста, а у многих детей так не складывается ни в шесть-семь лет, ни даже в зрелом возрасте.

Одно из проявлений стремления дошколь­ников к установлению общности взглядов и оценок со взрослым – их жалобы. В них, как правило, скрыто либо желание проверить правильность своего понимания поведения и норм взаимоотношений с другими людьми, либо необходимость узнать их. «Алеша ударил Марину. Она плачет»,- сообщает воспитателю ребенок и не отходит, вопросительно смотрит на него, ждет ответа, как он поступит. «А Ми­ша опять сыплет в аквариум зубной поро­шок!» Это уже сообщает Алена и выжида­тельно смотрит на воспитателя. «А они ушли за территорию сада», «А они брызгаются в туалете»… За всеми этими сообщениями стоит желание узнать: как надо, как правиль­но. Отмахнуться от жалобы, оставить без от­вета, запретить – значит лишить ребенка не­обходимого ему знания.

Изучение общения детей с взрослым и на­блюдение за ними на занятиях в детском саду, позволили обнаружить у дошкольников, достиг­ших внеситуативно-личностной формы общения, одну особенность. Можно было ожидать: наиболь­ший интерес к занятиям и наилучшие успехи будут отмечаться именно у них, так как они увлечены познанием окружающего мира. Но ока­залось, что лучше усваивают материал дети, освоившие внеситуативно-личностную форму. От­вет дали наблюдения. Оказалось, что дети, достигшие третьей, внеситуативно-познавательной формы общения, с интересом относятся к зада­ниям, их увлекает содержание, сам процесс установления связей в материале. Чем инте­реснее для них задание, тем легче они с ним справляются. Малопривлекательные задания они выполняют хуже. Особенная помеха в их деятель­ности – трудности и ошибки, вызывающие замечание со стороны взрослого. Обостренная потребность в уважительном отношении, в похвале взрослого влечет обиду: на вполне справедли­вое замечание они реагируют слезами, спора­ми и даже отказом от дальнейшей деятель­ности, что, конечно, мешает достичь успеха.

А вот при доминировании внеситуативно-личностного общения центр любой ситуации для ребенка – взрослый. Малыш с повышен­ным вниманием относится к его словам и дей­ствиям. Свои ошибки он видит как бы его глазами и поэтому реагирует на замечание без обиды.

Таким образом, внеситуативно-личностное общение сочетается с наиболее адекватными для целей учения общими действиями в поведении ребенка. Сформированность внеситуативно-личностной формы общения обеспечивает коммуникативную готовность к школе.

О сформированности внеситуативно-личностного общения говорят такие признаки в поведе­нии: малыш активно ищет бесед на личностные темы; он с интересом поддерживает такие беседы, начатые взрослыми; его споры нацелены на уточнение, проверку, выяснение того, пра­вильно ли он понимает, как следует поступить, несогласие педагога его огорчает, но не вызывает отказа от деятельности, а влечет ее усовершен­ствование; ребенок приобретает способность и склонность обсуждать отвлеченные темы, связан­ные с взаимоотношениями людей.

Итак, в рамках дошкольного детства, от рождения ребенка и до шести-семи лет, последо­вательно сменяются четыре формы общения со взрослым: ситуативно-личностное (от двух мес. до шести мес); ситуативно-деловое (от шести мес. до трех лет); внеситуативно-познавательное (от трех до пяти лет) и внеситуативно-личностное (от пяти до семи лет). Смена форм общения связана в основном с изменением содержания коммуникативной потребности у детей в их кон­тактах со взрослым: от потребности во внима­нии и доброжелательности взрослого в первом полугодии жизни ребенка к потребности в дело­вом сотрудничестве с ним у детей раннего возраста, к потребности в уважении взрослого у детей среднего школьного возраста и потреб­ности во взаимопонимании и сопереживании у детей старшего дошкольного возраста.

Источник

Развитие общения ребенка раннего возраста со взрослыми

Автор: Смирнова Людмила Ермиловна

Организация: ФГКДОУ Детский сад №145

Населенный пункт: Московская область, г. Можайск-3

Аннотация: в статье автор раскрывает проблему и значение общения со взрослыми для психического развития ребенка раннего возраста. Общение со взрослым имеет исключительное значение для ребенка на всех этапах детства, но особенно важным оно является в ранний период, когда закладываются основы личности и деятельности растущего человека. Особую остроту эта проблема приобрела в связи с недооценкой родителями общения с ребенком в раннем возрасте, а так же организации сотрудничества педагога с ребенком в условиях детского сада.

Ключевые слова: ранний дошкольный возраст, общение, формы общения, игровое взаимодействие.

В период от рождения до школы ребенок интенсивно развивается и необходимо, чтобы это развитие было разносторонним и гармоничным. В общеобразовательной программе «От рождения до школы» говорится о создании благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства [с.7]. Считаем, что одним из важных психолого-педагогических условий является обеспечение эмоционального благополучия ребенка, под которым понимаем организацию взаимодействия с ребенком в ситуациях детского сада и семьи. Общение со взрослым имеет исключительное значение для ребенка на всех этапах детства, но особенно важным оно является в ранний период, когда закладываются основы личности и деятельности растущего человека. Причем, чем меньше ребенку лет, тем большее значение для него имеет общение со взрослыми; на более старших этапах развития ребенку интересно общение со сверстниками. Исследования выдающихся отечественных психологов Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Л.А Венгера, А.В. Запорожца и др. доказали, что общение является ведущий фактор психического развития ребенка и на ранних этапах формирования ребенка особое значение имеет общение со взрослыми. Это эмоциональное общение, первый вид социальной активности ребенка, в процессе которого вырабатывается доверие к миру и уверенность в собственных силах. Именно, благодаря любви близких взрослых, которые ласково разговаривают с ребенком, приговаривают при общении, поют колыбельные начинается приобщение к взаимодействию и социальному миру. Потребность в любви, в нужности другому человеку – одна из фундаментальных человеческих потребностей. Обедняют жизнь детей те родители, которые по разным причинам не обращают внимание на эмоциональное общение с ребенком, это так или иначе даст о себе знать в дальнейшем. Общение в семье – это актив ребенком, на котором строится дальнейшее его психическое развитие и развитие речи. Компенсировать их неудовлетворенную потребность во внимании и доброжелательности взрослых в более позднем возрасте бывает очень трудно. Поэтому родители должны знать и понимать, как важно для маленького ребенка простое внимание и доброжелательность близких взрослых. Следовательно, проблема общения детей раннего возраста со взрослыми очень актуальна, это первая человеческая деятельность, обеспечивающая вхождение ребенка в мир человеческих отношений. Особую остроту эта проблема приобрела в связи с недооценкой родителями общения с ребенком в раннем возрасте, а так же организации сотрудничества педагога с ребенком в условиях детского сада.

По исследованиям М.И.Лисиной в раннем возрасте существует две формы общения со взрослыми: ситуативно-личностная (от рождения до шести месяцев жизни), которая включает «комплекс оживления» и ситуативно-деловая (в период от 6 месяцев до 2 лет), которая протекает на фоне практической деятельности ребенка со взрослым – манипулятивной, предметной деятельности. В связи с развитием активной речи ребенка на 3 г.ж., что является существенным показателем его психического развития, выступает новая форма общения: внеситуативно-познавательная, которая помогает ребенку расширить рамки сотрудничества со взрослыми в познавательной деятельности. Опираясь на индивидуальных и возрастные особенности детей раннего возраста, можно и надо строить взаимодействие с ребенком в развивающей речевой среде, т.е. учить общаться. Для этого имеется богатый арсенал средств, прежде всего, народная педагогика, произведения устного народного творчества. В течение многих веков прибаутки, потешки, приговорки любовно и мудро поучали ребенка, приобщали его к культуре своего народа. Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Например: потешки – песенки, сопровождающие игры ребенка с пальцами, ручками и ножками (известные «Ладушки», «Сорока»). Смысл пальчиковых игр не только в развитии мелкой моторики ребенка, они дают ощутить радость телесного контакта, прочувствовать свои пальчики, ладошки, локоть, плечо – это дает ребенку чувство уверенности и эмоциональной стабильности. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в тоже время оказывают на него свое воспитательное воздействие. Незатейливые по содержанию и простые по форме малые формы народного поэтического творчества таят в себе немалые выразительные средства родного языка – речевые, смысловые, звуковые. Знакомство с детским фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус. Развивается речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе. Яркие, оригинальные, доступные по форме и содержанию заклички, приговорки, прибаутки легко запоминаются и широко используются детьми в играх.

Наиболее полно ребенок выражает свои чувства и переживания через игру. Игра – естественная форма детского существования и самый прямой путь к достижению взаимопонимания с ребенком лежит через игровое действие. Играть с ребенком – значит разговаривать с ним на самом понятном ему языке. Педагог при помощи одной и той же игры может решать разнообразные задачи по развитию общения через поэтические и музыкальные жанры фольклора. Игры на основе прибауток нетрудно придумать самим – тексты которых, подсказывают характер движений. Придумывание движений вместе с детьми, обыгрывающих текст, занятие не только увлекательное, но и полезное: дети учатся соотносить эмоциональную окрашенность интонации с ритмикой и пластикой своего тела. Это поможет им развить выразительность своей речи, станет основой для формирования эмоциональной культуры, навыков невербальной коммуникации, а значит, поможет полноценному социальному общению, самореализации и успешной адаптации в жизни.

Пример игрового взаимодействия педагога с детьми 3 г.ж.

(проводится с подгруппой детей)

Педагог вносит в группу игрушку Зайчика, прижимая его к себе, собирает вокруг себя малышей чтением стихотворения А.Барто:

Зайку бросила хозяйка-

Под дождем остался зайка.

Со скамейки слезть не мог,

Весь до ниточки промок.

Рассказ педагога, как она нашла зайца и обсуждение с детьми ситуации стихотворения. Давайте порадуем зайчика, исполним песенку «Заинька» в обработке Н. Римского-Корсакова.

Дети выполняют движения под музыку по образцу педагога, соответственно тексту:

Заинька, повернись,

Серенький, повернись,

Вот так, эдак повернись.

Заинька, топни ножкой,

Серенький, топни ножкой,

Вот так, эдак топни ножкой.

Заинька, попляши,

Серенький, попляши,

Вот так, эдак попляши.

Педагог: какой зайка, кто знает? (белый, пушистый, трусишка и тд.).

Педагог предлагает детям пальчиковую игру «Зайка»:

Зайка мчится без оглядки (дети хлопают в ладоши),

Лишь сверкают его пятки (ударяют кулачками друг о друга).

Мчится, что есть духу (руки сцепляют в замок и шевелят пальчиками),

Хвост короче уха (ударяют кулачками друг о друга).

Живо угадай-ка: кто же это? (хлопают в ладоши и показывают пальцем на зайку).

Имитационно-образные движения детей «Зайка» (музыка на усмотрение педагога).

Проводится игра «Зайка беленький сидит».

Заканчивается мероприятие рисованием пальчиками «Следы зайца» на подносах с манной крупой дети оставляют отпечатки двух пальчиков одновременно сначала правой рукой, потом левой, двигаясь по всей плоскости подноса.

Педагог хвалит детей, раздает игрушечных зайчиков для самостоятельных игр детей.

Используемая литература:

1.Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Методическое пособие для воспитателей детского сада.- М.: Мозаика-Синтез, 2004.-128с.

2.Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. -2 изд.

3.От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования /Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.- М.: Мозаика-Синтез, 2016.-352с.

Опубликовано: 31.01.2019

Источник

Слайд 1

Основные формы общения ребенка дошкольного возраста со взрослым

Слайд 2

Общение с взрослым имеет исключительное значение для ребенка на всех этапах детства. Но особенно важным оно является в первые семь лет его жизни, когда закладываются все основы личности и деятельности растущего человека. Причем чем меньше ребенку лет, тем большее значение для него имеет общение с взрослыми.

Слайд 3

Основные формы общения ребенка дошкольного возраста со взрослым Ситуативно-личностная форма общения Ситуативно-деловая форма общения Внеситуативно-познавательная форма общения Внеситуативно-личностная форма общения .

Слайд 4

Ситуативно-личностная форма общения остается главной и единственной от рождения до шести месяцев жизни. Сначала это общение выглядит как ответ на воздействия взрослого: мать смотрит на ребенка, улыбается, разговаривает с ним, и он в ответ тоже улыбается, машет ручками и ножками. Потом (в три-четыре месяца) уже при виде знакомого человека ребенок радуется, начинает активно двигаться, гулить, привлекать к себе внимание взрослого, а если тот не обращает на него никакого внимания или уходит по своим делам, громко и обиженно плачет. Потребность во внимании взрослого – первая и основная потребность в общении – остается у ребенка на всю жизнь. Если же на первом году жизни ребенок в силу каких-то причин не получает достаточного внимания и тепла от близких взрослых (например, оторванность от матери или занятость родителей), это так или иначе дает о себе знать в дальнейшем. Такие дети становятся скованными, пассивными, неуверенными или, напротив, очень жестокими и агрессивными.

Слайд 5

Ситуативно-деловая форма общения Ребенок уже может самостоятельно ходить, манипулировать предметами, принимать различные позы. Все это приводит к тому, что к экспрессивно-мимическим добавляются предметно-действенные средства общения – дети активно пользуются жестами, позами, выразительными движениями. Взрослый человек остается для ребенка центром его предпочтений, показывает как пользоваться теми или иными предметами, игрушками. Причем, показывая те или иные действия с предметами, важно не просто совершать их, но постоянно обращаться к ребенку, разговаривать с ним, смотреть ему в глаза, поддерживать и поощрять его правильные самостоятельные действия. Такие совместные игры с предметами и представляют собой деловое общение или сотрудничество ребенка с взрослым. Потребность в сотрудничестве является основной для ситуативно-делового общения. .

Слайд 6

Значение ситуативно-делового общения для психического развития ребенка состоит в следующем: Во-первых, в таком общении ребенок овладевает предметными действиями, учится пользоваться бытовыми предметами: ложкой, расческой, горшком, играть с игрушками, одеваться, умываться и т. д. Во-вторых, здесь начинает проявляться активность и самостоятельность ребенка. Манипулируя предметами, он впервые чувствует себя независимым от взрослого и свободным в своих действиях. Он становится субъектом своей деятельности и самостоятельным партнером по общению. В-третьих, в ситуативно-деловом общении с взрослым появляются первые слова ребенка. Причем эту задачу – сказать то или иное слово – опять же ставит перед ребенком только взрослый.. В ситуативно-деловом общении взрослый постоянно ставит перед малышом речевую задачу: показывая ребенку новый предмет, он предлагает ему назвать этот предмет, то есть произнести вслед за ним новое слово. Так во взаимодействии с взрослым по поводу предметов возникает и развивается главное специфически человеческое средство общения, мышления и саморегуляции – речь.

Слайд 7

Внеситуативное общение становится возможным только благодаря тому, что ребенок овладевает активной речью . Ведь речь – это единственное универсальное средство, позволяющее человеку создать устойчивые образы и представления о предметах, отсутствующих в данный момент перед глазами ребенка, и действовать с этими образами и представлениями, которых нет в данной ситуации взаимодействия. Такое общение, содержание которого выходит за пределы воспринимаемой ситуации, называется внеситуативным

Слайд 8

Существует две формы внеситуативного общения – познавательная и личностная Познавательное общение складывается примерно к четырем-пяти годам. Явным свидетельством появления у ребенка такого общения являются его вопросы, адресованные взрослому Ответы на все эти вопросы может дать только взрослый. Взрослый становится для дошкольников главным источником новых знаний о событиях, предметах и явлениях, происходящих вокруг. Главное, чтобы взрослый отвечал на вопросы детей, чтобы их интересы не остались незамеченными. Дело в том, что в дошкольном возрасте складывается новая потребность – потребность в уважении со стороны взрослого. Потребность в уважении, в признании взрослым становится основной потребностью, побуждающей ребенка к общению. Лучший способ научить чему-то дошкольника, привить ему интерес к какому-то занятию – это поощрять его успехи, хвалить его действия Поощрение взрослого не только внушает ребенку уверенность в своих силах, но и делает важной и любимой ту деятельность, за которую его похвалили. Ребенок, стремясь поддержать и усилить положительное отношение и уважение взрослого, будет стараться рисовать лучше и больше. А это, конечно же, принесет больше пользы, чем страх перед замечаниями взрослого и сознание своей неспособности

Слайд 9

Итак, для познавательного общения ребенка с взрослым характерны: 1) хорошее владение речью, которое позволяет разговаривать с взрослым о вещах, не находящихся в конкретной ситуации; 2) познавательные мотивы общения, любознательность детей, стремление объяснить мир, что проявляется в детских вопросах; 3) потребность в уважении взрослого, которая выражается в обидах на замечания и отрицательные оценки воспитателя.

Слайд 10

Внеситуативно-личностная форма общения возникает к 6-7 годам Взрослый по-прежнему является для детей источником новых знаний, и дети по-прежнему нуждаются в его уважении и признании. Но для ребенка становится очень важно оценить те или иные качества и поступки (и свои и других детей) и важно, чтобы его отношение к тем или иным событиям совпало с отношением взрослого. Общность взглядов и оценок является для ребенка показателем их правильности. Ребенку в старшем дошкольном возрасте очень важно быть хорошим, все делать правильно: правильно вести себя, правильно оценивать поступки и качества своих сверстников, правильно строить свои отношения с взрослыми и ровесниками. Старшие дошкольники по-прежнему нуждаются в поощрении и одобрении взрослого. Но их уже больше волнует не оценка их конкретных умений, а оценка их моральных качеств и личности в целом. Если ребенок уверен, что взрослый хорошо относится к нему и уважает его личность, он может спокойно, по-деловому относиться к его замечаниям, касающимся его отдельных действий или умений. Потребность во взаимопонимании взрослого – отличительная особенность личностной формы общения. Но если взрослый часто говорит ребенку, что он жадный, ленивый, трусливый и т. д., это может сильно обидеть и ранить ребенка, и отнюдь не приведет к исправлению отрицательных черт характера. Здесь опять же для поддержания стремления быть хорошим значительно более полезным будет поощрение его правильных поступков и положительных качеств, чем осуждение недостатков ребенка.

Слайд 11

Итак, для внеситуативно-личностного общения, которое складывается к концу дошкольного возраста, характерны: 1) потребность во взаимопонимании и сопереживании; 2) личностные мотивы; 3) речевые средства общения.

Слайд 12

Внеситуативно-личностное общение имеет важное значение для развития личности ребенка. Это значение заключается в следующем. Во-первых, ребенок сознательно усваивает нормы и правила поведения и начинает сознательно следовать им в своих действиях и поступках. Во-вторых, через личностное общение дети учатся видеть себя как бы со стороны, что является необходимым условием сознательного управления своим поведением. В-третьих, в личностном общении дети учатся различать роли разных взрослых: воспитателя, врача, учителя и т. д. – и в соответствии с этим по-разному строить свои отношения в общении с ними .

Слайд 13

Спасибо за внимание!

Источник