Форма ног ребенка 1 год

Авторы: Шлыков Кирилл
Человеческие детеныши – дети – в процессе роста и развития претерпевают значительные изменения. Это касается и мышц, и нервной системы, и костей. Последние не просто увеличиваются в размерах, а меняют свою форму (иногда в принципиально противоположном направлении). В связи с этим некоторые формы, деформации и отклонения, считающиеся таковыми для взрослого, в определенные этапы развития ребенка являются абсолютно нормальными.
Для новорожденного характерна О-образная форма ног. Колени смотрят кнаружи. Своды стоп (без нагрузки!) присутствуют, стопы развернуты внутрь. Колени чуть согнуты. Вообще до 2-3 месяцев жизни младенцам свойственен физиологический гипертонус мышц, поэтому объем движения в суставах несколько ограничен. Самое главное в 1-2 месяца – исключить врожденную патологию и отследить правильность формирования тазобедренных суставов.
Дальше с 2 до 7-8 месяцев идет формирование мышечной системы и формирование изгибов позвоночника (последнее тоже очень важно для правильного формирования стоп). Формируются важные навыки переворачивания, удержания головы. Ребенок учится активно сидеть и ползать.
К моменту вставания (8-9 месяцев) ребенок должен иметь сильные мышцы, поэтому неправильно использовать различные приспособления (ходунки, прыгунки, тележки). Они помешают малышу САМОстоятельно овладеть этими функциями. В этот период О-образная деформация стоп сохраняется, ребенок широко расставляет ноги, стопы могут разворачиваться кнаружи. При нагрузке стопы абсолютно плоские, заваливаются внутрь. Передний отдел стоп без нагрузки развернут подошвой кнутри (до 30-40 градусов). Дети часто любят сидеть в W-позиции (ноги согнуты и разведены, ягодицы между стоп). Особенности строения детских костей обеспечивают это. Но находится в такой позиции (особенно длительно) я не рекомендую.
В 9-14 месяцев ребенок совершает первые шаги. Походка неуверенная, ребенок широко расставляет ноги, вся нога поворачивается кнутри (в разной степени выраженности). В этот период важно дать малышу научиться самому держать равновесие. Ничего страшного, если он будет иногда опускаться на четвереньки, садиться на пол, спотыкаться, падать. Этот этап очень важен и нужен для того, чтобы в более старшем возрасте его мышцы, суставы и мозг были обучены управлению и координации. Самое главное – максимально уберечь малыша от неудачных падений и травм. Шлем, наколенники-налокотники или просто ваш постоянный контроль.
К полутора годам ребенок обучается держать себя уверенно, ноги в коленях и голени постепенно выпрямляются или даже переходят в Х-образную форму. Именно такая форма усиливается до 3-3,5 лет. При ходьбе у многих выявляется выраженный заворот стопы кнутри (пальцами внутрь) преимущественно за счет костей голени (колено при этом смотрит прямо или слегка кнаружи). Стопы все еще заваливаются внутрь, но контур уже не должен выступать сильно за внутренний край стопы. В этот период и до 3-4 лет ребенок начинает периодически без видимой причины вставать и ходить на носочках. В норме последнее должно быть лишь иногда, эпизодически, то есть полная опора на стопу в остальное время должна присутствовать.
К 2-2,5 годам ребенок уверенно ходит, прыгает. Колени Х-образно деформированы. Начинает появляться свод с внутренней стороны, но визуально стопа остается плоской. Самое главное, чтобы уплощение и завал стопы были симметричны и не наблюдалось нарушений в вышележащих отделах (таз, позвоночник, положение головы и прикус).
В 3-4 года Х-образность коленей достигает максимума. Ходьба пальчиками внутрь исчезает или значительно уменьшается. Косолапость остается лишь за счет разворота бедра. Медиальная арка свода становится выраженной (при нагрузке 4/5 площади подошвы контактируют с поверхностью), вальгусная установка стопы уменьшается. Передний отдел стоп без нагрузки развернут подошвой кнутри (но угол поворота не должен превышать 20-25 градусов).
К возрасту 4-6 лет Х-образность ног начинает уменьшаться, своды стоп при нагрузке становятся выраженнее, контакт следа с поверхностью уменьшается до 2/3. Ребенок уверенно ходит, бегает, прыгает, стоит на одной ноге. На носочках свод очень выражен, стопа на носках устойчива.
В возрасте 7-8 лет колени уже почти «ровные» (нормальные относительно взрослого). Завал стопы внутрь отсутствует, медиальная арка свода стопы выражена за счет окончательного заворота переднего отдела кнутри. Стопы, при прямом положении колена несколько развернуты кнаружи.
К 9-10 годам скрученность бедренной кости уменьшается практически до показателей взрослого. На этом заканчивается торсионное развитие нижних конечностей, обеспечивающее правильные функции ног при ходьбе.
Естественно, все описанное – это лишь средние показатели, как бывает обычно. В любом случае лучше не игнорировать сроки профилактических осмотров и вовремя приходить на прием к ортопеду. Особенно же необходимо посещение ортопеда, если имеются жалобы на боль или повышенную утомляемость при ходьбе.
(Как правильно выбрать обувь ребенку, читайте здесь.)
опубликовано 23/10/2018 16:16
обновлено 29/10/2018
– Уход за ребенком, гигиена, Рост и развитие
Источник
Неуверенно стоящий ребёнок в возрасте 6-18 месяцев, как правило, имеет О-образную (варусную) форму ног.
С началом прямохождения в попытках удержать равновесие ребёнок начинает широко расставлять ноги. При этом колени, как правило, смещаются кнутри, к средней линии тела, и постепенно к 2,5-3 годам жизни может возникнуть Х-образная (валгусная) форма ног.
По этому поводу один из патриархов русской ортопедии М. О. Фридланд писал, что ребёнок, начинающий ходить, «должен пройти сложную школу эквилибристики». При весьма малой опорной поверхности стоп и высоком расположении центра тяжести тела ребёнок должен, прежде всего, научиться сохранять равновесие при стоянии и передвижениях. Далее, с укреплением мышечно-связочного «корсета» тела форма ног обычно выравнивается: стопа, голень, колено и бедро центруются и выстраиваются по одной линии – вертикальной оси нижней конечности.
Своды стопы.
С ростом ребёнка соответствующим образом меняется позиционная установка стоп, форма и индивидуальные изгибы сводов стоп. Установка стоп претерпевает естественные физиологические изменения и к 8-9 годам стопы должны занять нейтральную позицию, когда средняя линия пяточной кости лежит близко (±5°) к вертикальной оси голени и всей нижней конечности.
В 60-ых годах сотрудники Ленинградского института протезирования во главе с профессором С. Ф. Годуновым провели подробнейшее исследование «созревания» сводов стоп детей ясельного и детсадовского возраста. Всего были изучены 4881 ребёнок от 2 до 18 лет. Результаты показали, что у 97,6 % детей 2-летнего возраста имеются плоские стопы, причём у 72 % из них плоскостопие III степени. С возрастом количество плоских стоп резко снижалось, достигая минимальных цифр к 9 годам. В этом возрасте продольное плоскостопие I и II степени было установлено только у 4,3 %, III степени – у 0,8 % обследованных детей.
Судя по результатам этого и других многочисленных исследований, к 7-9 годам своды стопы, форма ног и осанка должны постепенно выравниваться и приобретать очертания, характерные для взрослого человека. На подростковый возраст и период интенсивных эндокринных перестроек приходится следующий период повышенной уязвимости. В этот период скелетно-мышечная система детей наиболее склонна к деформациям. Пол, возраст, генетические особенности и особенно средовые факторы могут существенно влиять на дальнейшее формирование осанки, формы ног и сводов стопы.
Так естественное, возрастное выравнивание формы ног происходит далеко не всегда. Например, девочки от природы более гибки, пластичны (гипермобильны), но если эта гибкость чрезмерна, а мышечно-связочный «корсет» тела отстаёт в развитии, Х-образная форма ног и избыточный прогиб (гиперлордоз) поясницы остаются надолго, может быть, на всю жизнь. Некоторые детские тренеры в погоне за гибкостью пытаются постоянно «растягивать» своих подопечных, плодя «суперменов» с разболтанными суставами. Повышенная гибкость хороша только при сбалансированном мышечно-связочном аппарате суставов. Также отрицательно на осанку, форму ног и «созревание» сводов стопы ребёнка влияет и избыточный вес или резкая его прибавка.
Мы многим обязаны благам цивилизации, но у всего есть «обратная сторона». Вместо того чтобы, как наши пращуры, бегать босиком по упруго-вязким природным поверхностям в погоне за добычей, современный человек вынужден спокойно ходить по гладким и жёстким искусственным покрытиям, подолгу сидеть за столом, сводя свою физическую активность к минимуму.
К сожалению, отставание в мышечном развитии и гипермобильность, видимо, становятся характерной чертой нынешнего поколения детей крупных мегаполисов. Так, по данным А. Г. Беленького (2002 г.) при обследовании здоровых москвичей-подростков в возрасте 16-20 лет более чем 50 % девушек и более 25 % юношей демонстрировали симптомы общей гипермобильности.
Признаки генерализованной гипермобильности (избыточной гибкости)
Попросту говоря, у таких детей слабый мышечно-связочный «корсет» тела и «разболтаны» суставы, у них быстро устаёт спина, ноги, им трудно сидеть, стоять, долго ходить. Такие дети более всего склонны к прогрессирующему ухудшению осанки и плоскостопию.
Локализация болезненностей при прогрессирующем плоскостопии
Что касается стопы, то ещё на заре XX века один из основателей русской ортопедической школы Р. Р. Вреден писал: «Ком земли, наполняя своды стопы, от Адама и по сие время спасает босую ногу человека от плоскостопия». Однако уже в 1929 г. другой классик русской ортопедии М. И. Куслик с тревогой отмечал, что «с приходом цивилизации, создавшей неуступчивые, твёрдые мостовые и полы, давшей человеку обувь с плоской подошвой, было отнято у свода его природное подкрепление».
При ходьбе босиком естественный грунт (песок, галька, дёрн и т.п.) заполняет анатомические углубления стоп. Это обеспечивает поддержку рецепторной и рессорной функции стопы и, одновременно, придаёт ей определённую устойчивость в период опоры. Напротив, на гладком и жёстком покрытии большая часть подошвенной поверхности стопы как бы зависает в воздухе, а её своды лишаются рессорной и сенсорной естественной поддержки грунта. В этих условиях сводообразующие элементы стоп не могут бесконечно долго противостоять перегрузкам. В многолетних состязаниях стопа асфальт (бетон, паркет и т.п.) стопа постепенно проигрывает и сдаётся – уплощается и деформируется.
Понадобилось около 50-60 лет «победного» наступления цивилизации, чтобы опасения доктора М. И. Куслика подтвердились. Недавно исследователями из Индии было показано, что частота встречаемости плоскостопия у жителей городов, регулярно носивших обувь в детстве, в 3 раза выше, чем у людей, проведших «босоногое» детство в деревне. В 2002 г. немецкие авторы, сравнивая данные разных лет, обнаружили, что за последние 20 лет стопа подростков расширилась в среднем у девочек на 6,8 %, у мальчиков – на 5,6 %. Функция формирует орган и … наоборот! Среда обитания накладывает свой отпечаток на ход естественных процессов развития. «Тепличное» детство чревато последствиями!
В последние десятилетия гиподинамия охватывает всё более молодые слои населения. Растут поколения «компьютерных» мальчиков и девочек, предпочитающих детским забавам на природе многочасовое ссутуливание у компьютера или «валяние» у телевизора. Среди жителей городов рассказы о «босоногом» детстве и спортивной юности можно услышать разве что от бабушек и дедушек. Как результат – на школьных медосмотрах всё чаще звучит два диагноза – «две верных подруги»: «нарушения осанки» и «плоскостопие». В старших классах подключается ещё один «плюс» цивилизации – «модная», уродующая ноги, обувь.
Стопа и осанка
Какая связь между этими, казалось бы, отдалёнными частями тела: стопой и позвоночником? Прямая!
Наше тело от стоп до макушки – это отточенная эволюцией конструкция, где все звенья взаимосвязаны.
Стопы – «фундамент» тела, изъяны фундамента неизбежно вызывают перекос всей конструкции, нарушают осанку и походку человека, приводя к болям в позвоночнике и преждевременному «износу» суставов. По данным литературы, не менее чем у 80 % населения возникают проблемы опорно-двигательного аппарата, напрямую или опосредованно связанные с деформациями стопы.
Начальные элементы деформаций и функциональные недостатки стоп и осанки закладываются в детстве и следуют за человеком в его взрослую жизнь.
Считается, что с первых шагов ребёнка и до старости человек пешком огибает землю 4 раза. Стопа – это комплексная структура, состоящая из 26 костей, соединённых связками, суставами, мышцами и сухожилиями.
При рождении стопы детей ещё не сформированы, а будущие костные структуры представлены хрящом. Своды стоп, как и изгибы позвоночного столба, начинают активно формироваться с началом прямохождения. Первый этап формирования сводов стопы и осанки завершается к 8-9 годам, когда очертания стопы и спины ребёнка начинают быть похожими на формы взрослого человека. В период гормонального созревания происходит дальнейшая перестройка, направленная на функциональное совершенствование структур стопы и осанки.
Компенсаторный сколиоз в результате валгусного отклонения стопы
Восходящая цепь перегрузок и повреждения при плоско-валгусных стопах
Источник
15.11.2019 Екатерина НОВИЦКАЯ, ведущая рубрики «Мама в декрете». Фото на титуле: pixabay.com
Ортопедические проблемы у малышей довольно распространены. О том, стоит ли их бояться и что делать, если они обнаружены, рассказала врач медицинского консультативного кабинета, детский хирург с 25-летним стажем Ольга Каминская.
Фото: pixabay.com
Мой второй малыш родился с помощью кесарева сечения. Первый осмотр у невролога был в три месяца, врач заподозрила кривошею и направила к хирургу.
Осмотр на приеме у специалиста занял секунд 15, в результате были поставлены два диагноза: «кривошея» и «дисплазия тазобедренных суставов», оба – под вопросом. Доктор прописал рентген конечностей и до года – жесткий самодельный фиксирующий воротник на шею ребенку, круглосуточно!
Будь я прежней молодой и впечатлительной мамочкой, я бы точно запаниковала и, не задумываясь, выполнила все указания. Вместо этого я обратилась к другому специалисту, сделала УЗИ тазобедренных суставов, и ни один из диагнозов, слава богу, не подтвердился.
Небольшая проблема с шеей снялась сеансом массажа и частой сменой положения в кроватке. Сейчас (в 10 месяцев) у моего малыша нет никаких проблем (тьфу-тьфу).
Поэтому сразу совет молодым родителям от автора: если вашему малышу ставят какой-то диагноз, не паникуйте раньше времени. Мы живем в век доступной информации, хотя бы поверхностно ознакомьтесь с вопросом. И проверьтесь у другого доктора, на всякий случай.
Чем опасен вес новорожденного более 4 кг
Первичный ортопедический осмотр ребенка должен провести педиатр, говорит детский хирург с 25-летним стажем, сотрудник городского медицинского консультативного кабинета Ольга Каминская. При сложных патологиях, например, с врожденной косолапостью, у бобруйских пациентов есть возможность попасть к узким специалистам областного и республиканского уровня.
Ольга Каминская. Фото из архива «ВБ».
– Покидая роддом, родители получают на руки выписку, в которой указаны группы риска по развитию определенных заболеваний, если они есть, – говорит Ольга Анатольевна. – В идеале участковый педиатр должен объяснить это маме при первом осмотре. Ребенка каждой группы риска наблюдают по конкретному алгоритму. Например, если он родился с весом более 4 кг или находился у мамы в животике в ягодичном предлежании, могут быть определенные клинические симптомы: избыточная подвижность в суставах или, наоборот, «тугие» суставы, ассиметрия паховых, ягодичных складок. Такой ребенок находится в группе риска по развитию дисплазии тазобедренных суставов (подвывихов, вывиха, недоразвития сустава).
Дети-«кесарята» и дети, перенесшие гипоксию, обвитие пуповины, входят в группу риска по неврологическим заболеваниям, их должен осмотреть невролог в 1, 3, 6 месяцев. Если все в порядке, в полгода группу риска снимают.
В три месяца опытный врач уже видит, нужен ли повторный осмотр до года.
Какие проблемы могут быть
– Например, видимые деформации скелета, нарушения формы черепа. Они очень заметны у детей в раннем возрасте. Причинами этого могут быть родовая опухоль (проходит обычно за 2-3 дня), кефалогематома, возникающая из-за попадания крови в надкостницу в процессе родов. Такие виды ассиметрии головы могут приводить к развитию кривошеи (ребенок клонит голову к одному плечу).
Кстати, кривошея как симптом встречается при многих заболеваниях, даже, по новейшим исследованиям, мигрени (в таком случае ребенок наклоняет голову попеременно то к одному, то к другому плечу). У большинства же маленьких пациентов кривошея – результат слабого мышечного тонуса. Вот почему так важно чередовать положение ребенка в кроватке то в одну сторону головой, то в другую.
По той же причине важно ежедневно выполнять с детьми упражнения и массаж. Когда ребенок не спит, он должен находиться на твердой ровной поверхности, а спать – в своей кроватке. Опытному врачу легко определить «ручных» детей: любая нагрузка вызывает у них раздражение и крик. Такие малыши не привыкли «работать» и могут медленнее развиваться.
Существуют специальные ортопедические шлемы для коррекции неправильной формы головы у младенцев. Но их эффективность вызывает сомнения у большинства врачей.
Довольно часто родители замечают ассиметрию туловища. Ребенок лежа изгибается дугой в одну из сторон. Бывает это, например, при маловодии во время беременности, когда ребенку тесно. Рекомендации те же, что и при кривошее. Если же домашние занятия не дают эффекта, с трех месяцев назначается медицинский массаж.
У новорожденных часто встречаются деформации стоп. В выписке может стоять: косолапость, варусная деформация, деформация неясного происхождения и прочее. Паниковать не стоит. Маме важно посмотреть ребенка в динамике – обычно ко второму приему все приходит в норму. Если же причина – во врожденном заболевании, могут назначаться гипсовые повязки, хирургическое лечение.
Плакат о плоскостопии в детской поликлинике. Фото автора.
Врожденные деформации стоп могут быть достаточно серьезными. Очень редко, но встречается врожденное плоскостопие, связанное с нарушением анатомической структуры кости или ее смещением. В таких случаях показано хирургическое лечение, ортезирование.
Пики ростадетей:
2-3 года,
5-6 лет,
11-12 лет,
14-17 лет.
Дети с ортопедическими проблемами наблюдаются до 18 лет. Очень важны плановые осмотры в пики роста, когда происходят «скачки» развития ребенка. В эти периоды могут проявляться скрытые деформации. Приведу пример. У ребенка с рождения могут быть скрытые изменения структуры позвонков: их расщепление, сращение. Впоследствии может возникнуть сколиоз – искривление позвоночника. Такие изменения могут быть незаметны в первые месяцы жизни.
Что касается дисплазии тазобедренных суставов, раньше ее диагностировали исключительно с помощью рентгена. Сейчас четко определены новые подходы: детям до шести месяцев проводят только ультразвуковую диагностику и лишь по медицинским показаниям, в тяжелых случаях показан рентген в возрасте старше полугода.
На что обратить внимание, когда ребенок начинает ходить
– Сейчас принято на всех подряд надевать ортопедическую обувь, – говорит Ольга Каминская. – Это категорически неправильно. Например, в стране-прародительнице подологии (науки о стопах) – Новой Зеландии дети на уроках сидят без обуви, в носках.
Сигналом для беспокойства должно стать нарушение походки, появление жалоб, заметного дискомфорта. Когда ребенок ходит, можно заметить, «заваливается» ли стопа или пяточка. В большинстве случаев для коррекции достаточно качественной магазинной обуви: с небольшим скошенным каблучком, чтобы отклонить стопу наружу, и мягким супинатором для большей нагрузки внешней части стопы.
Плакат о плоскостопии в детской поликлинике. Фото автора.
Случается, что дети начинают ходить очень поздно, хотя все индивидуально. Ни в коем случае не нужно родителям присаживать или ставить ребенка на ноги раньше времени, пока он еще не проявляет желания ходить. Избыточная нагрузка на стопы может вызвать их изменения, отклонение внутрь или наружу (так появляются Х-образные и О-образные ноги).
В Европе, например, уже не производят ходунки, так как они тоже приводят к неправильному распределению нагрузки при ходьбе, а еще весьма травматичны. Помочь ребенку освоить ходьбу мама может, организуя правильные занятия, подвижные игры.
Стоит ли приобретать подушки-бабочки и круги для купания
– Подушка-бабочка – это лечебно-профилактический товар медицинского назначения, соответственно, имеет противопоказания и требует предварительной консультации специалиста. Она должна иметь сертификат соответствия. Детям до года в норме подушка не нужна, то есть, «бабочка» должна быть назначена врачом! Нужна она для того, чтобы устанавливать голову в правильном положении при таких состояниях, как установочная кривошея, слабость мышц шеи и т.д. Важно использовать ее правильно: применять только на время дневного сна, прогулки, как вспомогательные элемент при занятиях гимнастикой и лечебной физкультурой, не оставлять на ночь. При правильном использовании такая подушка дает хороший эффект.
Что касается кругов для плавания для младенцев – их могут использовать только абсолютно здоровые дети после стабилизации шейного отдела позвоночника: когда они уверенно держат голову, приподнимаются на предплечьях. Круг при купании разгружает маму и стимулирует двигательную активность малыша. У здорового ребенка использование круга вызывает только положительные эмоции.
Бонус от доктора: упражнения для малышей 1,5-3 месяцев
- Массаж рук. Исходное положение – на спине. Вложить большой палец в правую рука ребенка и, так придерживая ее, поглаживать внутреннюю и наружную поверхность руки ребенка от кисти к плечу, повторяя 8-10 раз с каждой конечностью.
- Массаж живота. Ладонью правой руки по часовой стрелке поглаживать живот ребенка, избегая области печени. Повтор 8-10 раз. Правой рукой сверху вниз поглаживать левую половину живота, одновременно левой рукой поглаживать правую половину живота снизу вверх, повторять 6-8 раз.
- Массаж ног. Одной рукой поддерживать ребенка за нижнюю часть голени и стопу, ладонью другой руки поглаживать наружную и заднюю стороны голени и бедра по направлению к паху, повторять 8-10 раз.
- Упражнение на сосредоточение.Небольшой игрушкой или колокольчиком стимулировать лежащего на животе или на спине ребенка к активному повороту головы вслед за объектом.
- Массаж стопы. Придерживая ногу ребенка за голень одной рукой, тыльной стороной пальцев другой руки поглаживать подошву от пальцев к пятке и обратно, повторять 10-12 раз.
- Массаж спины. Двумя руками тыльной стороной поглаживать длинные мышцы спины от ягодиц к голове.
- Рефлекторное разгибание позвоночного столба. Ребенок лежит на боку. Слегка нажимая, двумя пальцами проводить вдоль позвоночного столба от крестца к шее. В ответ ребенок рефлекторно прогибает спину. Повторять то на одном боку, то на другом.
– Для детей такого возраста движения рук мамы должны быть поглаживающими, – напоминает Ольга Каминская.
Упражнения для ребенка.
Источник