Форма индивидуальной программы развития ребенка
Программа индивидуального развития обучающегося
Индивидуальный план развития учащегося является не только современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи:
· поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;
· поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
· развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся;
· формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность;
· содействовать индивидуализации воспитания и образования школьников;
· закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации.
Работа проводится в четыре этапа:
1 этап – информационно-аналитический
2 этап – организационно-деятельностны
3 этап – контрольно-диагностическ
4 этап – результативно-коррекционный
1 этап – информационно – аналитический
Цель этого этапа – выявление зоны ближайшего риска и благополучия.
На данном этапе для сбора и анализа как можно большего объёма фактической информации используются различные методы:
– наблюдение
-анкетирование (самого подростка, его родителей)
-собеседование
– изучение документации (характеристики с бывшего места учебы и учреждений дополнительного образования, личного дела, медицинской карты и т.д.)
По результатам работы составляется «Характеристика обучающегося»
1.Дата рождения
2.Место жительства
3.Родители
4. Состояние здоровья
5.Дополнительное образование
6. Итоги прошлого учебного года
7.Особенности личности
Подпись ученика
Подпись родителей
Подпись классного руководителя
2 этап – организационно-деятельностный
Цель – составление и реализация индивидуального плана развития обучающегося.
Проводится встреча с учеником и его родителями, обсуждается проанализированная информация и составляется индивидуальный план на год, в котором предполагается:
-постановка цели на каждую четверть или на полугодие
-выявление проблем
-выявление имеющихся ресурсов
-планирование деятельности по достижению цели
-определение степени риска
( В данном плане отводится место для анализа учеником собственной деятельности и выводов по итогам года. Эта работа проводится также при совместной встрече родителей, ребенка и классного руководителя в конце года)
Индивидуальный план развития
обучающегося 6 класса МБОУ Скородумовской СОШ
Миличкина Дениса
1.Какие цели ты ставишь в этом учебном году?
Закончить 6 класс как можно лучше, без двоек.
2. Что нужно тебе сделать, чтобы цель была достигнута?
1четверть.
Очень хочется всюду поучаствовать, чтобы проверить свой возможности
2 четверть
Основательно заняться математикой, русским языком. Думаю, что помощь может потребоваться со стороны родителей, хотя постараюсь справиться сам. Обязательно буду участвовать в школьных олимпиадах
3 четверть
Думаю, что мне необходимо выйти на дополнительные занятия по математике и русскому языку. Нужна помощь педагогов.
4 четверть
Основательно подготовиться к выполнению тестов и контрольных работ .
3.Проанализируй результаты по четвертям. Сделай выводы. Наметь пути собственного самосовершенствования.
Не ожидал такого успеха. С контрольными работами по русскому языку и математике справился. Спасибо родителям и педагогам. Переоценил свои возможности и не справился с английским языком не потому, что его не понимаю, а просто все внимание уделял другим предметам. Активно участвовал в проектах и различных мероприятиях.
Я сам собой очень доволен!
Подпись ученика
Подпись родителей
Подпись классного руководителя
3 этап – контрольно-диагностический
Цель данного этапа – углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка.
Задачи:
1. Проведение психологического обследования ребенка с целью определения хода его психологического развития, соответствия развития возрастным нормативам. Приоритетные направления:
– диагностика познавательной деятельности учащихся;
– исследования эмоционально-личностной сферы;
– диагностика межличностных отношений;
– диагностика психологического здоровья;
– исследование в области профориентации.
2. Анализ результатов исследований с целью получения банка психологической информации.
Эта работа проводится совместно с психологами нашей школы. Данным видом информации обладает сам испытуемый, а также его родители, так как дальнейшая работа планируется также совместно, после консультации психолога, если таковая необходима.
Данные диагностики преобразуются в график компетентности, согласно которому реализуется последний (четвертый) этап программы
График компетентности
обучающегося 6 класса МБОУ Скородумовской СОШ
Миличкина Дениса
4 этап – коррекционно-развивающий
Цель – реализация индивидуальных программ развития ребенка.
На основе диагностических данных (с помощью психолога, классного руководителя и родителей) ребенком определяются те мероприятия и занятия, которые способствуют достижению поставленных ранее целей собственного развития на предстоящий период времени.
Включение подростка во внеклассные и внеурочные мероприятия происходит также самостоятельно, согласно интересам и желанию. Но где-то все же допускается ненавязчивое вмешательство классного руководителя, родителей и учителей-предметников.
Воспитанник, самостоятельно ставя перед собой цели, становятся объектом деятельности, посредством которой осуществляется его самореализация.
Учитывая диагностические данные и целевые установки самого ребенка, классный руководитель составляет индивидуальную программу развития ребенка. Работа, которая сопровождает создание индивидуальных программ развития ребенка, включает в себя:
Планирование воспитательных традиционных мероприятий и коллективных дел.
Составление и заполнение индивидуального плана
Планирование деятельности каждого ребенка в процессе подготовки и проведения коллективных дел. .
Создание коллективных дел, где фиксируется уровень участия каждого ребенка
Составление и заполнение «Карты успешности ученика»
Результаты своей успешной деятельности ученики фиксируют в личных «Портфолио», куда они помещают грамоты, дипломы, сертификаты, результаты учебной деятельности и участия в коллективных делах.
По итогам полугодия и года (2 раза в год) проводится анализ успешности каждого ученика и составляется рейтинг, где каждый видит свой фактический результат
Технологическая цепочка
классного часа по целеполаганию
1. Школьники выбирают из предложенных конкретных целей жизни 3-4 близких ему лично (если же нет таких вариантов, то формулируют свои).
2. Выстраивают цели по приоритетам.
3. Анализируют свой « график компетентности», на основе которого определяют свои слабые и сильные стороны, самостоятельно намечают « зону ближайшего развития». Это учит их рациональному целеполаганию, проектированию собственного жизненного пути, адекватной оценке личностных ресурсов.
4. Записывают в план индивидуального развития «Хочу быть успешным» свои долгосрочные и краткосрочные цели на предстоящий год и ближайший месяц.
5. Получают список дел. Здесь задействуются все компоненты жизнедеятельности школы: общешкольные ключевые дела, классные дела, дополнительное образование, детское самоуправление, ролевые игры, ток-шоу и т.д.
6. Выбирают дела, и затем, на индивидуальной консультации с классным руководителем, определяются те поручения, выполнение которых повлияет на изменение ««западающего» качества.
7. Записываются поручения в индивидуальный план успешности
8. Результаты фиксируются в личном «Портфолио» каждого ученика и оцениваются по итогам полугодия.
9. Составляется рейтинг учащихся, по которому можно судить об успешности проекта
КАРТА УСПЕШНОСТИ
обучающегося 6 класса МБОУ Скородумовской СОШ
Миличкина Дениса
Данные
Источник
Пояснительная записка.
Цель.
Задачи.
Срок.
Участники.
№ | Направления, качества, предполагаемый результат. | Формы, приемы, методы работы. | Работа с родителями | Уровень сформированности | Срок |
Но крайне необходимо оптимизировать эти формы. Условные обозначения, вводимые в этот документ, могут соответствовать системе обозначений, принятых в конкретном ДОУ. Индивидуальная программа развития также включает в себя работу с родителями. Родители здесь не только объект воздействия специалистов, но и равноправные участники реализации программы развития ребенка.
В целевом компоненте ИПР указываются направления по итогам наблюдения (адаптированность к условиям ДОУ, сенсорное развитие ребенка, культурно-гигиенические навыки, общие движения, мелкая моторика, игровая деятельность, социально-эмоциональное развитие, когнитивное развитие, коммуникативные навыки, эстетическое развитие др.). Задачи указывают конкретные шаги к достижению поставленной цели, носят поэтапный характер.
Сроки реализации могут быть прописаны условно как начало, середина и конец учебного года. В зависимости от успешности достижения результатов могут корректироваться на сокращение и увеличения времени.
Такая программа в полной мере позволит реализовать принцип индивидуализации, который состоит в том, что каждый человек, в том числе и дошкольник, способен идти своим путем, целенаправленно осваивая то, что именно для него является приоритетным. Тщательно разработанная индивидуальная программа должна основываться на точном определении того, что может и чего не может делать ребенок с проблемами в развитии. Хорошая программа та, которая дает малышу возможность продвинуться вперед и добиться успеха.
Слишком трудная программа не позволит малышу проявить себя. Слишком легкая не будет стимулировать его психическую активность. Программа должна основываться на анализе данных полученных в ходе наблюдения, на объективной оценке уровня и темпа развития ребенка, его поведенческих реакций.
Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями ребенка (уровень готовности к освоению программы), а также существующими стандартами содержания образования.
Существуют общие рекомендации к построению индивидуальной программы развития ребенка.
Первый этап. Проведение наблюдения за поведенческими реакциями ребенка, анализ историю его развития. Сопоставление всех полученных данных. Их необходимо записать в виде заключения.
Второй этап. Определить приоритетную задачу индивидуальной программы ребенка.
Третий этап. Проанализировать, что ребенок может делать, а чего еще не умеет.
Четвертый этап. Решить, чему новому его нужно научить в первую очередь, а что необходимо закрепить.
Пятый этап. Определить, какие задачи будут реализованы в совместной деятельности с воспитателем, а какие – дома с родителями.
Шестой этап. Разделить каждое умение на составляющие его действия. Помнить, все новое нужно вводить постепенно, двигаться маленькими шагами, чтобы ребенок был в состоянии это новое освоить.
Седьмой этап. После того как ребенок овладел одной из задач программы, внести в нее изменения и дополнения.
Составление индивидуальной программы развития (адаптационной, профилактической или коррекционно-развивающей) поможет воспитателю максимально эффективно реализовать программное содержание, защитит специалистов от односторонности в работе и возможных упущений, поможет разумно использовать рабочее время.
Адаптационная индивидуальная программа необходима детям, которые испытывают изменения или нарушения в установленном порядке жизни незамедлительно сказывающиеся на их поведении. Это объясняется тем, что опыт ребенка невелик и приспособление к новым условиям представляет определенную трудность.
Организм маленького ребенка раним, подвержен заболеваниям, и поэтому для детей, перенесших соматические заболевания, важно создать условия для адекватного развития в восстановительный после заболевания период.
Индивидуальная адаптационная программа необходима детям, поступающим в детский сад из семьи в любом возрасте, преимущественно в раннем.
В этом случае целью адаптационной программы будет создание психолого-педагогических условий для подготовки ребенка к общению, установление доверительной связи между воспитателем и малышом, поддержание радостного настроения, удовлетворение потребности ребенка в безопасности, любви и доброжелательном внимании.
Индивидуальная программа профилактики раннего отставания и нежелательных тенденций в личностном развитии ребенка необходима детям, развитие которых соответствует возрастной норме. Дело в том, что они нуждаются в усилении развивающего воздействия в целях устранения вероятности отставания в раннем возрасте вследствие неадекватных эмоционально-личностных воздействий. Основное внимание должно быть направлено на обогащение эмоциональных и личностных контактов детей со взрослыми и сверстниками, на удовлетворение потребности детей в доброжелательном внимании и сотрудничестве со взрослым, на развитие потребности в сенсорных впечатлениях, в психической и двигательной активности.
Индивидуальная коррекционно-развивающая программа направлена на раннюю коррекцию отклонений в развитии и создание оптимальных условий для формирования основ личности и познавательной активности ребенка. Она должна способствовать, с одной стороны, устранению вероятности нарастания отставания в первые три года жизни, а с другой – постепенному ускорению темпа развития ребенка.
Индивидуальная коррекционно-развивающая программа должна содержать такие задачи, решение которых малышу доступно в ближайшее время, а также указание на методы и приемы, которые позволят ему добиться успеха. Содержание программы должно быть предметом обсуждения дефектолога, психолога и воспитателей группы. При этом необходимо решить следующие вопросы: какие задачи программы будут реализованы на занятиях дефектолога, а какие – в совместной деятельности в группе; как будут осуществляться закрепление и перенос усвоенных умений в иную ситуацию.
Источник
СОДЕРЖАНИЕ
- Информационная карта программы
- Краткая аннотация программы
- Описание программы, ее обоснование
- Актуальность
- Цели и задачи программы
- Критерии и показатели эффективности
программы - Диагностический этап. Методы и
методики исследования - Прогностический этап.
- Этапы внедрения. Содержание и формы
работы объектов и субъектов
воспитательной деятельности.- Индивидуальная работа:
- развитие интеллектуально-познавательной
сферы подростка; - развитие эмоционально-волевой
сферы подростка;
- развитие интеллектуально-познавательной
- Социальная деятельность.
- Работа с семьёй.
- Индивидуальная работа:
- Оценка достижения намеченных
результатов. - Список литературы
- Приложения
1. ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ.
1. | Полное название программы | Программа индивидуального |
2. | Специализация проекта | «Формирование и развитие |
3. | Цель программы | Создание условий для развития |
4. | Авторы программы (Ф.И.О., род занятий, |
|
6. | Сроки реализации программы | 2005/6 – 2009/10 учебный год |
7. | География проекта | Учащиеся 5 – 9 класса средних |
9. | Кадры | Классный руководитель, психолог, |
2. КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ ПРОГРАММЫ.
Социальное воспитание детей – один из
важных факторов стабилизации общества. Оно
должно обеспечить достижение двух целей:
социализации подрастающего поколения и
саморазвития человека как субъекта
деятельности и как личности. Воспитание –
целенаправленный процесс формирования
личности – обеспечивает вхождение
подрастающего поколения в жизнь общества,
становление активного субъекта.
Коллектив МОУ СОШ №12 г.Чебоксары
пятый год работает над проблемой «Личностно-ориентированный
подход в обучении и воспитании». В учебном
заведении постоянно проводятся
разнообразные эксперименты в области
воспитания, исследования социально-педагогических
механизмов воздействия внеучебной работы
на личность школьника и формирование
социальных качеств, таких как социальная
активность, мобильность коммуникативность,
целеустремлённость.
Развитие системы образования
выдвинуло на первый план задачи укрепления
позиций личностно-ориентированной
педагогики, предполагающей создание
благоприятных условий для саморазвития и
самореализации каждого ребёнка.
Школу можно представить в виде дерева,
которое растёт на общественной почве и даёт
ему свои плоды. Каждый школьный класс –
отдельная ветвь на стволе этого дерева. И
каждый листик – это отдельный ученик со
своими мыслями, чувствами и поступками.
Составители программы работают с классом
с 2001 года. Сейчас в коллективе 24 ученика. 13
мальчиков и 11 девочек. В классе 3 отличника,
11 ударников. Класс имеет самый высокий
показатель успеваемостипо школе.
В классе ведется работа по проблеме
«Формирование и развитие гармоничной
личности в ученическом коллективе».
Классный руководитель совместно с
психологом стремится построить такую
воспитательную систему, в которой классный
коллектив способствовал бы оптимальному
развитию интеллектуальных и творческих
способностей каждого ребёнка, раскрытию
его потенциальных возможностей. Поэтому
основной воспитательной задачей мы считаем
реализацию личностно-ориентированного
подхода к обучению и воспитанию, а,
следовательно, создание такой атмосферы в
классе, чтобы каждый ребёнок мог
почувствовать себя успешным, и стремился к
личностному росту. А для этого необходимо
мотивировать школьника на саморазвитие,
самовоспитание и самосовершенствование,
так как сегодня востребована творческая
личность с активной жизненной позицией.
Представленная программа носит
универсальный характер и может быть
использована классным руководителем с
учетом особенностей отдельного ученика.
Результаты эксперимента и связанного с
ним исследования могут быть значимыми на
школьном образовательном уровне, так как
это должно способствовать апробации новых
способов обеспечения развития личности
обучающегося и его способностей к
саморазвитию, самоопределению и
самообразованию.
3. ОПИСАНИЕ ПРОГРАММЫ, ЕЕ ОБОСНОВАНИЕ.
3.1. АКТУАЛЬНОСТЬ.
Актуальным является целенаправленное
накопление опыта педагогической поддержки
в образовательных системах
гуманистического типа, который может быть
использован при разработке воспитательной
системы классного коллектива и личности
отдельного ученика в социальном окружении.
3.2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы: Создание условий
для развития ребёнка с учётом его
индивидуальных особенностей и, опираясь на
сильные стороны личности, развивать слабые.
Задачи программы:
- формирование социальной активности,
мобильности личности, - формирование коммуникативных и
лидерских качеств; - Формирование целеустремлённости и
целеполагания;
В процессе работы мы руководствовались
следующими «Заповедями воспитания»:
- не воспитывай в плохом настроении;
- определи, чего хочешь от ребёнка, узнай,
что он думает по этому поводу; - предоставь возможную самостоятельность;
- не подсказывай готового решения, а
показывай возможные пути к нему; - не пропусти первый успех ребёнка;
- делай своевременные замечания;
- оценивай поступок, а не личность.
А ГЛАВНАЯ ЗАПОВЕДЬ – НЕ НАВРЕДИ.
Педагогические задачи программы :
- организация разнообразной, творческой,
личностно и общественно значимой
деятельности ученика в классе; - создание условий для сохранения и
укрепления здоровья ученика; - создание благоприятного нравсвенно-психологического
климата в коллективе, обеспечение
условий защищённости каждого его члена; - создание условий для самоутверждения
каждого воспитанника в формах
общественно приемлемого поведения,
обретение каждым необходимого для него
уважения, социального статуса в среде
сверстников; - психолого-педагогическое просвещение
воспитанников, обучение их способам
делать правильный выбор; - воспитание чувств, привитие
оптимистического мировосприятия.
3.3. КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ПРОГРАММЫ
Для оценки результативности
создаваемой воспитательной программы, нами
определены критерии и показатели ее
эффективности.
Первый критерии- самоактуализация
личности учащихся. Получаемая в
соответствии с данным критерием информация
позволяет оценить влияние воспитательной
деятельности на развитие личности ребенка,
на формирование его индивидуальности.
Второй критерий – удовлетворенность
учащегося, педагогов и родителей его
жизнедеятельностью в школе. Он может
рассматриваться в качестве мерила степени
комфортности и защищенности детей и
взрослых, благополучия жизни в школе.
Третий критерии – конкурентоспособность
учащегося. С помощью этого критерия можно
анализировать результаты учебно-воспитательных
достижений не только на основе изменений,
происходящих с конкретным учеником, но и в
сравнении с другими учащимися класса.
3.4. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ЭТАП.
Если педагогика хочет воспитывать
человека во всех отношениях, то она должна
прежде узнать его тоже во всех отношениях
К.Д. Ушинский.
В современных условиях, на наш взгляд,
необходимо дойти до каждого ученика. Чтобы
действовать с какими-либо шансами на успех,
надо знать тот материал, на который
предстоит воздействовать, и сделать это
воздействие целенаправленным. Поэтому на
основе анализа индивидуальных
особенностей личности составляется
программа индивидуального развития
ребёнка.
Подобные программы составляются на
каждого ученика в классе, а успехи и
достижения заносятся в портфолио ребенка.
В качестве примера мы приводим
программу индивидуального развития
ученика 7 Б класса.
В классе много способных учеников, но не
все стремятся проявить активность. К этой
группе относился и ученик, для которого
составлена эта программа развития.
В характеристике выпускника начальной
школы у данного ученика отмечаются
следующие особенности : общительный,
пользуется авторитетом среди
одноклассников, имеет чётко выраженное
собственное мнение. Было отмечено, что
недостаточно развита учебная мотивация,
организованность, волевые качества. Ученик
проявляет интерес к предметам естесвенно-математического
цикла, но недостаточно уделяет внимания,
таким как физическая культура, музыка, труд.
Данные характеристики подтвердились
результатами психолого-педагогических
исследований.В результате на первый
план выходят следующие задачи в
формировании личности данного ученика.
ЛИЧНОСТНЫЕ ЗАДАЧИ:
- Развитие самостоятельности и творчества
при изучении всех предметов, - Привитие интереса к спорту,
- Воспитание волевых и лидерских качеств
Формирование навыков научной
организации труда,
Из-за большого размера статья была
опубликована не полностью. Полную статью
можно получить по ссылке.
(Прим. ред.)
Источник