Фомина сенсорное развитие ребенка

ВОСПИТАНИЕ СЕНСОРНОЙ КУЛЬТУРЫ РЕБЁНКА ОТ РОЖДЕНИЯ ДО 6 ЛЕТ
Автор: Венгер Л.А. и др.
Аннотация
Книга содержит рекомендации по сенсорному развитию детей дошкольного возраста в связи с переходом на обучение в школе с 6 лет. Авторы предлагают систему дидактических игр и упражнений, направленных на последовательное развитие у детей восприятия цвета, формы и величины предметов.
Книга адресована воспитателям яслей и детских садов, будет полезна и родителям.
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ СЕНСОРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ
Комплекс наглядно-дидактических материалов для индивидуальных занятий
Учебный центр имени Л.А. Венгера
Авторы: Л.И. Павлова, И.В. Маврина
Аннотация
Пособие состоит из методички и комплекта наглядных материалов. В методичке представлено подробное описание игр с вариантами. К каждой игре указаны цели и рекомендации. Предлагаемые задания расположены в порядке усложнения. Пособие адресовано как специалистам, так и родителям. Может использоваться для индивидуальной и подгрупповой работы в дошкольных учреждениях.
РАЗВИТИЕ СЕНСОРНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ
Пособие для учителей специальных образовательных чреждений VIII вида
Авторы: Метиева Л.А., Удалова Э.Я.
Аннотация
В пособии раскрываются современные подходы к сенсорному воспитанию детей, имеющих пониженные способности к обучению вследствие интеллектуальных отклонений в развитии. Представлены рекомендации по организации и содержанию работы, направленной на развитие психомоторики и сенсорных процессов у младших школьников в условия коррекционного образовательного учреждения VIII вида в соответствии с авторской программой, апробированной в процессе многолетней работы с данной категорией детей. В пособии даются описания игр и упражнений по развитию психомоторики и сенсорных процессов, в приложении – примерное тематическое планирование курса по годам обучения.
Пособие адресовано психологам, учителям-дефектологам, а также будет интересно студентам профильных факультетов и родителям.
СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ
Сборник игр и игровых упражнений
Авторы: Метиева Л.А., Удалова Э.Я
Аннотация
В пособии представлен большой объем игровых упражнений, заданий, дидактических игр, подобранных по всем разделам сенсорного воспитания.
Кроме того, впервые даны методические рекомендации по организации и содержанию работы, направленной на развитие психомоторики и сенсорных процессов у дошкольников и младших школьников, имеющих отклонения интеллектуального развития.
Адресовано психологам, учителям-дефектологам коррекционных учреждений; учителям начальных классов коррекционно-развивающего обучения для проведения работы с детьми, испытывающими трудности в учебе; всем заинтересованным педагогическим работникам.
Будет полезно родителям, которые самостоятельно готовят своих детей к школе.
СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
Авторы: Е.Ф. Войлокова, Ю.В. Андрухович, Л.Ю. Ковалева
ОГЛАВЛЕНИЕ
СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ СЕНСОРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
Подготовительный этап
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА СЕНСОРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ СЕНСОРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
УСЛОВИЯ И СРЕДСТВА СЕНСОРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
СОДЕРЖАНИЕ ОБСЛЕДОВАНИЯ СОСТОЯНИЯ СЕНСОРНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
Первая серия. Задания, направленные на изучение ориентировочной деятельности детей по обследованию игрушек
Задание 1
Задание 2
Задание 3
Задание 4
Задание 5
Вторая серия. Задания, направленные на изучение восприятия цвета
Задание 1
Задание 2
Третья серия. Задания, направленные на изучение восприятия формы предметов
Задание 1
Задание 2
Задание 3
Задание 4
Четвертая серия. Задания, направленные на изучение особенностей восприятия дошкольниками величины предметов
Задание 1.
Задание 2
ПРИМЕРНЫЙ ПРОТОКОЛ ОБСЛЕДОВАНИЯ СОСТОЯНИЯ СЕНСОРНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
Особенности сенсорно-перцептивной сферы ребенка
ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ СЕНСОРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ОБУЧЕНИЯ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
#Аутизм #РАС #Autism #ASD #Сенсорное_воспитание #Сенсорная_интеграция #Умственная_отсталость #Autosanimus
Источник
Казенное общеобразовательное учреждение Республики Алтай
“Коррекционная школа-интернат”
РАССМОТРЕНА
на заседании МО
Протокол №____________
от «___»_________ 20___г.
Руководитель МО
________ Казанцева Е.Б.
СОГЛАСОВАНА
на методическом совете
Протокол № ___________
«____»___________20___ г.
Заместитель директора по УВР
___________ Трескина Л.Г.
УТВЕРЖДЕНА
Директор
________Смышляева М.В.
Приказ №______________
от «____»_________20___г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по индивидуальному обучению
по предмету «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»
для обучающегося 1 «а» класса
Разработчик:
Шадеева Любовь Мереевна,
учитель надомного обучения
г. Горно-Алтайск
2015 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по индивидуальному обучению по предмету «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» разработана в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, локальными нормативными актами КОУ РА
« Коррекционная школа-интернат», на основе Программы обучения глубоко умственно отсталых детей/ Составитель – НИИ дефектологии АПН СССР.- М: Просвещение, 1983.- 91с.
Цель программы: коррекция и развитие высших психических процессов: всестороннего восприятия, внимания и мелкой моторики.
Задачи:
-развивать зрительное внимание и подражание путем воспроизведения действий взрослого сначала без предметов, а потом с предметами (сюжетными игрушками, кубиками, предметами обихода);
-учить различать объемные формы в процессе дидактической игры по подражанию действиям взрослого; воспринимать величину (большой, маленький); брать большие предметы двумя руками, маленькие — одной рукой;
-учить реагировать на слуховые раздражители (звонок, колокольчик, бубен);
Особенность изучаемого курса состоит в том, что он составлен для неговорящего ученика с глубокой степенью умственной отсталости. Познавательные способности ребенка не развиты. Инструкции не понимает, нужно его брать за руку и повторять действие многократно. Моторика рук слабая, движения медленные, неуверенные. Речь отсутствует, издает мычащие звуки и крики. Мальчик дружелюбный, ласковый, неусидчивый.
Сенсорное развитие ребенка с глубокой степенью умственной отсталости значительно отстает по срокам формирования, проходит чрезвычайно неравномерно и имеет свои особенности: он испытывает трудности в обследовании предметов, выделении нужных свойств, в обозначении этих свойств словом. Процессы восприятия у него замедлены, недостаточно избирательны, часто фрагментарны и не обобщены. Недостаточность процессов восприятия задерживает развитие всей познавательной деятельности ребенка.
Работа по сенсорному воспитанию реализуется в ходе дидактических игр и упражнений, в повседневной жизни. Обучающегося знакомят с сенсорными эталонами (формы, цвета, величины), с многообразием звуков. Учат узнавать, выделять, объединять в группы, сравнивать по подражанию и простейшему образцу предметы.
На данный учебный предмет отведено 2 часа в неделю, что составляет 68 часов в год.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Должен уметь
демонстрировать эмоциональную, мимическую реакцию на ласковое обращение знакомого взрослого;
понимать указательный жест руки и указательного пальца взрослого, поворачивать голову в указанном направлении;
демонстрировать готовность к совместным действиям со взрослым: принимать помощь взрослого, разрешать дотрагиваться до своих рук, принимать поглаживание по голове, выполнять со взрослым совместные действия;
откликаться на свое имя;
узнавать себя в зеркале;
воспринимать отдельные предметы из общего фона, выделяя их по просьбе взрослого: «Возьми чашку», «Дай пирамидку», «Покажи, где стульчик»;
пользоваться предметами-орудиями с фиксированным назначением в практических ситуациях;
проявлять интерес к окружающему (людям, действиям с игрушками и предметами);
по просьбе взрослого производить с игрушками знакомые игровые действия (кормить куклу, катать в коляске; нагружать в машинку игрушки,перевозить их);
положительно относиться к процессу и результатам конструирования;
узнавать знакомые постройки и конструкции; создавать простейшие постройки из строительного материала;
реагировать на слуховые раздражители;
воспринимать на ощупь величину предметов.
Должен знать
Свое имя
Содержание предмета
1 четверть
Развитие зрительных ориентировочных реакций.
Наблюдение за крутящимся барабаном. «Разноцветные огоньки» – игры с фонариком.
Наблюдение за природой.
Развитие слуховых ориентировочных реакций
Слушание музыки. Игра с колокольчиком. Игра с металлофоном.
Развитие ручной моторики
Ощупывание предметов. Построй башню. Достань игрушки из мешочка.
2 четверть
Развитие зрительных ориентировочных реакций
Игра с цветными трубочками. Яркие погремушки, шарики. Колокольчик (бубенчик, шарик-погремушка), укрепленный на кольце.
Развитие слуховых ориентировочных реакций
Игры с шуршащей бумагой. Потешка «Тяги, тяги, потягушеньки».
Развитие ручной моторики
Пальчиковые игры. Игрушки, завернутые в несколько слоев бумаги.
3 четверть
Развитие зрительных ориентировочных реакций
Гирлянда из чередующихся по форме и цвету предметов. Большие и маленькие. Игры с заводными игрушками.
Развитие слуховых ориентировочных реакций
Прятки с платочком. Потешка «Тра-та-та, тра-та-та, вышла кошка за кота» Игры со свистулькой.
Развитие ручной моторики
Перекладывание игрушек из коробки в коробку. Складывание матрешки. Собирание пирамидки Игра с вкладышами.
4 четверть
Развитие зрительных ориентировочных реакций
Игра со звенящей матрешкой-неваляшкой. Игрушки, закрепленные на ленточках.
Знакомство с новой игрушкой.
Развитие слуховых ориентировочных реакций
Слушание песни «Во поле береза стояла». Игра с бубном.
Развитие ручной моторики
Твой ящик: бросай и вытаскивай игрушки. Наводим порядок в комнате. Игра с кубиками.
Игрушки с прорезями для фигур.
Информационно-методическое обеспечение
Дополнительная литература
Алябьева, Е.А Занятия по психогимнастике. Методическое пособие / Е.А Алябьева. – М.: Сфера, 2008. – 158 с.
Волков, Р. «Радужная страна». Знакомство с цветом / Р.Волков. – Волгоград: Учитель, 2003. -56 с.
Гладык,Т. Р. Коррекционно-развивающая программа по развитию навыков самообслуживания у детей с интеллектуальной недостаточностью./ Т. Р Гладык. – Петродворец , 2008.-34 с.
Закревская,О.В. Развивайся, малыш!: Система работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста./ О.В.Закревская.— М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008.-89 с.
Катаева, А.А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии / А.А Катаева., Е.А. Стребелева. – М.: 2001. – 216 с.
Метиева, Л.А. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии: сб. игр и игровых упражнений / Л.А. Метиева, Э.Я. Удалова. – М.: Книголюб, 2007. – 119 с.
Метиева, Л.А. Развитие сенсорной сферы детей: пособие для учителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Л.А. Метиева, Э.Я. Удалова. – М.: Просвещение, 2009. – 144 с.
Печора, К.Л.. Методы диагностики нервно-психического развития детей 2-го и 3-го года жизни./ К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина.- М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008.-23 с.
Фомина, Л.В. Сенсорное развитие: программа для детей в возрасте 5-6 лет / Л.В. Фомина. – М.: Сфера, 2001. – 77 с.
Дидактический материал
Игрушки. Тарелочки, мисочки. Колпачки – вкладыши разного цвета. Сачок и таз с водой. Игрушки для игр с водой. Деревянный строительный конструктор.
Приложение 1.
Календарно-тематический план
№
п/п
Наименование раздела и тем
Часы учебного времени
Дата
1 четверть ( 18ч)
Развитие зрительных ориентировочных реакций.
( 6 ч)
1-2
Наблюдение за крутящимся барабаном.
2
04.09
05.09
3-4
«Разноцветные огоньки» – игры с фонариком.
2
11.09
12.09
5-6
Наблюдение за природой.
2
18.09
19.09
Развитие слуховых ориентировочных реакций (6 ч)
7-8
Слушание музыки.
2
25.09
26.09
9-10
Игра с колокольчиком.
2
02.10
03.10
11-12
Игра с металлофоном.
2
09.10
10.10
Развитие ручной моторики (6ч)
13-14
Ощупывание предметов.
2
16.10
17.10
15-16
Построй башню.
2
23.10
24.10
17
Достань игрушки из мешочка.
1
30.10
18
Повторение изученных упражнений.
1
31.10
2 четверть (14ч)
Развитие зрительных ориентировочных реакций
(6 ч)
19-20
Игра с цветными трубочками.
2
13.11
14.11
21-22
Яркие погремушки, шарики.
2
20.11
21.11
23-24
Колокольчик (бубенчик, шарик-погремушка), укрепленный на кольце.
2
27.11
28.11
Развитие слуховых ориентировочных реакций (4ч)
25-26
Игры с шуршащей бумагой.
2
04.12
05.12
27-28
Потешка «Тяги, тяги, потягушеньки».
2
11.12
12.12
Развитие ручной моторики( 4ч)
29-30
Пальчиковые игры.
2
18.12
19.12
31-32
Игрушки, завернутые в несколько слоев бумаги.
2
25.12
26.12
3 четверть (18ч)
Развитие зрительных ориентировочных реакций (6ч)
33-34
Гирлянда из чередующихся по форме и цвету предметов.
2
15.01
16.01
35-36
Большие и маленькие.
2
22.01
23.01
37-38
Игры с заводными игрушками.
2
29.01
30.01
Развитие слуховых ориентировочных реакций (6ч)
39-40
Прятки с платочком.
2
05.02
06.02
41-42
Потешка «Тра-та-та, тра-та-та, вышла кошка за кота»
2
12.02
13.02
43-44
Игры со свистулькой.
2
26.02
27.02
Развитие ручной моторики (6ч)
45-56
Перекладывание игрушек из коробки в коробку.
2
04.03
05.03
47-48
Складывание матрешки.
2
11.03
12.03
49
Собирание пирамидки
1
18.03
50
Игра с вкладышами.
1
19.03
4 четверть (18ч)
Развитие зрительных ориентировочных реакций (6ч)
51-52
Игра со звенящей матрешкой-неваляшкой.
2
01.04
02.04
53-54
Игрушки, закрепленные на ленточках.
2
08.04
09.04
55-56
Знакомство с новой игрушкой.
2
15.04
16.04
Развитие слуховых ориентировочных реакций (4ч)
57-58
Слушание песни «Во поле береза стояла».
2
22.04
23.04
59-60
Игра с бубном.
2
29.04
30.04
Развитие ручной моторики (8ч)
61-62
Твой ящик: бросай и вытаскивай игрушки.
2
06.05
07.05
63-64
Наводим порядок в комнате.
2
13.05
14.05
65
Игра с кубиками.
1
20.05
66
Игрушки с прорезями для фигур.
1
21.05
.
Источник
СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ВОСПРИЯТИЕ ЦВЕТА
Церюта О.Д.
Воспитатель МБДОУ д-с №52
Г. Таганрога
Цвета действуют на душу,
они могут вызывать чувства,
пробуждать эмоции, мысли.
И.В. Гете
В данной статье хочу поделиться опытом своей работы с детьми в развитии восприятия цвета. Основой данного опыта являются исследования Э.Г. Пилюгиной, Л.А. Венгер, Н.Б. Венгер, Е.И. Тихеева, использую инновационные разработки Т.В. Савиной, И.А. Лыковой, педагогов дошкольного образования Л.А. Савеловой., А.В. Колисниченко, С.Ю. Кондратовой, Л.М. Кукасян.,
В организме человека существует система направленная на организацию восприятия окружающего мира, которую называют- сенсорной(чувственной). Перед сенсорным воспитанием в каждом возрасте ставятся свои задачи:
Младшие дошкольники должны научиться выделять цвет. Форму и величину, как признаки предметов. Накапливать представления об их разнообразии и об отношениях между предметами по величине.
Старшие дошкольники овладевают знаниями о сенсорных эталонах, геометрических фигурах, накапливают сенсорный опыт. Пополняют словарный запас. С помощью этих достижений дошкольник активно осваивает окружающую действительность, в процессе чего формируется восприятие дошкольника.
Восприятие является ведущим процессом в формировании познавательной деятельности дошкольника. Сущность процесса заключается в том, что он обеспечивает первичную обработку информации полученной из внешнего мира, узнавание и различение свойств предметов, их особенностей и назначения. Этот процесс помогает отличать один предмет от других, выделять из ряда других похожих или не похожих на него.
Раскрывая данный вопрос надо отметить, что успешное обучение в начальных классах школы зависит от уровня развития процесса восприятия. Развивая восприятие дошкольника, педагог способствует овладению ребенком перцептивными действиями (обследованию предмета, вычленению характерных свойств) и создает условия для формирования мышления. В свою очередь мышление направлено на познание ребенком не внешних особенностей предметов, а внутренних связей между предметами и явлениями, установление причинно-следственных связей. Уровень сформированности мышления говорит о готовности ребенка к обучению в школе.
Акцентируя свою работу на развитии восприятия цвета у детей дошкольного возраста хочу отметить, что восприятие цвета отличается от восприятия формы и величины, прежде всего тем, что это свойство не может быть выделено практическим путем, путем проб и ошибок. Цвет нужно обязательно увидеть, то есть при восприятии цвета можно пользоваться только зрительной ориентировкой.
Планируя занятия по ознакомлению детей с цветом, я придерживаюсь принципа последовательности, предусматривающего постепенное усложнение задачи. Сначала в определении цвета большую роль играет примеривание, сопоставление путем приложения. Когда два цвета вплотную прилегают друг к другу, ребенку не сложно обнаружить их одинаковость или неодинаковость. При этом он может еще и не владеть восприятием цвета, не знать, что цвета одинаковые или что они разные.
Когда ребенок научится определять цвета при их непосредственном контакте, то есть путем наложения и приложения, можно переходить к задаче выбора по образцу (к настоящему восприятию цвета), а затем к обучению его названиям цветов. На основе восприятия цвета формируются и соответствующие представления о нем. Благодаря этому дети могут не только применять цвет в своей деятельности (изобразительной, трудовой), в игре, но использовать его как сигнал к действию в быту (например, понимать сигналы светофора).
Особенно важна цветовая характеристика дидактического материала. Цвет характеризуется двумя измерениями: светлотой и чистотой. Он может быть темным или светлым (хотя это один и тот же цвет). Вторым измерением цвета является его чистота, которая зависит от примеси серого цвета. Работу над оттенками цветов, по мнению многих авторов, целесообразно проводить с 4-х лет, поскольку с этого возраста ребенок способен воспринимать цветовые качества (насыщенность, светлота, чистота).
Подбирая дидактический материал, необходимо стремиться к одинаковой насыщенности цвета. Если красный цвет яркий, то одинаково насыщенным, ярким должен быть и оранжевый, и желтый, и синий, и фиолетовый. В противном случае, ребенок с нарушением цветового зрения может ориентироваться не на сам цвет, а на его интенсивность. Тогда светло-красный и светло-зеленый предметы он отнесет к одной группе, а темно-красный объединит с темно-синим или темно-зеленым.
Все занятия провожу в игровой форме, с использованием подвижных игр, пальчиковой, фонематической гимнастики, русских народных потешек. От простых игровых сюжетов на ранних стадиях обучения постепенно перехожу к более развернутым.
Занятия я начинаю с различения двух цветов – красного и зеленого. Учитывая разную степень подготовки детей, взаимодействие выстраиваю так, в начале помогаю находить предметы по образцу, предъявленному воспитателем, или по такому же предмету. Это небольшой комплекс занятий под названием «Разноцветный сад» уже в начале адаптационного периода помогает развлечь и организовать детей. Занятие провожу по подгруппам. Ведущая роль отводится взрослому, но и ребенок принимает активное участие в деятельности. Перед ребенком предметы одной формы и одного размера (например, яблоки на дереве в саду у воспитателя у детей в коробке) отличающиеся только цветом (красные и зеленые). У взрослого в руке образец – яблоко (например, красное). Непосредственно прикладывая образец к яблокам на столе, обращаю внимание ребенка на сходство предметов с образцом или отличие. Используем слова «такой», «не такой». Цвет не называем!
По такому образцу проводила целый ряд занятий. Например: «Уточки и рыбки», «Игра с цветными палочками», «Покажи шарики с цветными платочками», «Яблочки и листочки – по местам!».
Убедившись, что большинство ребят может узнавать цвет по образцу и действовать с ним, переходила к более сложному приему – показу предмета с названием цвета, однако первый прием (показ по образцу) продолжала использовать. Знакомила детей с названием цвета в следующем порядке: красный-зеленый, зеленый-желтый, желтый-синий. Всегда брала предметы двух цветов, чтобы дети могли выбрать нужный цвет путем сравнения и прикладывания одного предмета к другому.
Далее игры-занятия становятся разнообразнее, в них включается дидактический материал с усложнением. Таков цикл игр-занятий «Веселые подружки».
Здесь предполагается ориентировка на четыре цвета в разном их сочетании: парами, по три и все четыре в зависимости от подгруппы детей и степени подготовки детей. В этом цикле занятий малыши учатся первым элементам сюжетной игры, использованию предметов заместителей.
Сюжеты цикла знакомы ребятам. На закрепление сенсорного опыта понадобится 3-4 занятия, но с разными дидактическими материалами.
После цикла игр-занятий с куклами переходим к дидактическим играм, выполненным в цветовой гамме радуги. Комплекс игр-занятий «Мы едем, едем, едем» включает в себя группирование однородных и соотношение разнородных предметов, закрепление представлений о форме и величине предметов.
Все виды работ по формированию представлений о цвете использую как на специально организованных занятиях, так и в других видах деятельности: изобразительной, конструктивной, сюжетных играх, в играх на развитие мелкой моторики.
Мир цвета сказочен и прекрасен. Ребенок в жизни сталкивается с огромным разнообразием красок, поэтому развитие восприятия цвета является основой сенсорного развития чувственного опыта детей.
Литература
- Башаева, Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, Цвет, звук – Ярославль. : Академия развития, 1997. – 240 с.
- Венгер, Л. А .Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. – М. : Просвещение, 1988. – 144 с.
- Пилюгина, Э.Г. Сенсорные способности малыша: Игры на развитие восприятия цвета, формы и величины у детей раннего возраста.– М. : Просвещение, 1996. – 112 с.
- Самые маленькие в детском саду. ( из опыта работы московских педагогов)/Авт. Сост. В. Сомникова. – М. : Линка Пресс, 2005. – 136 с.
- Фомина, Л. В. Сенсорное развитие: программа для детей в возрасте 4(5)-6 лет. – М. : ТЦ « Сфера», 2001. – 80 с.
Источник