Фольклор в развитии речи ребенка
Роль фольклора в развитии речи детей.
Васильева Е.В., воспитатель
ГБДОУ №26 г. С-Петербурга
В последние годы, наряду с поиском современных моделей воспитания, возрастает интерес к фольклористике, возрождаются лучшие образцы народной педагогики. Фольклор — одно из действенных и ярких средств ее, таящий огромные дидактические возможности.
Фольклор (англ. folk-lore) — народное творчество, произведения, создаваемые народом и бытующие в нем. Фольклор представляет собой словесное, устное художественное творчество, которое возникло в процесс становления, формирования речи человека.
Переоценить влияние фольклора на развитие ребенка практически невозможно. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь детей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Фольклор влияет на духовное развитие ребёнка, на его фантазию. Каждый жанр детского фольклора учит определённым нравственным нормам. Использование малых форм фольклора развивают у детей логическое мышление, память, помогает в решении логопедических проблем у детей. М.Горький говорил: «… Начало искусства слова – в фольклоре».
Фольклорные произведения, будь то пословицы, притчи или сказки характеризуются богатством, наполненностью, яркостью речи, интонационных нюансов – это не может не отразиться на речи ребенка. Чем раньше начать знакомить малыша с фольклором, чем чаще это делать, тем больше шансов на то, что ребенок раньше станет говорить, раньше научится связно выражать свои мысли, свои эмоции. А ведь правильно поставленная речь является одним из залогов успешности человека в современном мире. Грамотная, эмоционально насыщенная речь позволит быстро и легко находить общий язык с любыми людьми, органично вписаться в любой коллектив.
Поэтому в воспитании детей очень важно использование элементов устного народного творчества. Основная цель – показать детям красоту русского языка – языка, за которым стоит высокая культура великого народа. Вслушиваясь в певучесть, образность народного языка, ребенок не только овладевает речью, но и приобщается к красоте и самобытности народного слова. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек, пестушек привлекает детей, вызывают желание повторить, запомнить, что в свою очередь, способствует развитию разговорной речи. С незапамятных времен живут в народном быту колыбельные песни, пестушки, потешки, которые забавляют и учат маленького ребенка. Обязательными спутниками раннего детства являются сказки про репку, курочку рябу, козу-дерезу. Известный педагог А. П. Усова считала, что потешки, сказки, загадки и пословицы являются богатейшим материалом для развития культуры речи.
Произведения, созданные специально для детей, составляют особую область народной поэзии –детский фольклор.
Впервые серьезное внимание на детский фольклор обратил известный педагог К. Д. Ушинский. В 60-х г. XIX в. в журнале “Учитель” появились публикации произведений детского фольклора и их анализ с точки зрения физиологии и психики ребенка. Тогда же началось систематическое собирание народных произведений для детей.
Что же относится к детскому фольклору?
Пестушки – песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.
Потешки – игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).
Заклички – обращения к явлениям природы (к солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям).
Приговорки- обращения к насекомым, птицам, животным.
Считалки – коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.
Скороговорки и частоговорки – незаметно обучающие детей правильной и быстрой речи.
Дразнилки – веселые, шутливые, метко называющие какие- то смешные стороны во внешности ребенка, в особенностях его поведения.
Прибаутки, шутки, перевертыши – забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.
Докучные сказочки – у которых нет конца и которые можно обыгрывать множество раз.
«Народные сказки, способствуют усвоению всех форм языка, которые дают возможность выработки у детей собственных речевых навыков при рассказывании» – писал К.Д. Ушинский.
Колыбельные песни, по мнению народа – спутник детства. Они наряду с
другими жанрами заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом, например, “заинька”.
Грамматическое разнообразие колыбельных способствует освоению грамматического строя речи. Обучая детей образовывать однокоренные слова, можно использовать эти песни, так как в них создаются хорошо знакомые детям образы, например образ кота. При чем это не просто кот, а “котенька”,”коток”, “котик”, “котя”. К тому же положительные эмоции, связанные с тем или иным с колыбели знакомым образом, делают это освоение более успешным и прочным.
Колыбельная, как форма народного поэтического творчества, содержит в себе большие возможности в формировании фонематического восприятия, чему способствует особая интонационная организация (напевное выделение голосом гласных звуков, медленный темп и т.п.), наличие повторяющихся фонем, звукосочетаний, звукоподражаний. Колыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи. Невзирая на небольшой объем, колыбельная песня таит в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей.
Народные песенки, потешки, пестушки также представляют собой прекрасный речевой материал. С их помощью возможно формирование грамматического строя речи, развитие фонематического слуха, так как они используют звукосочетания – наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией, при чем исполняются на мотив народных мелодий. Все это позволяет ребенку вначале почувствовать, а затем осознать красоту родного языка, его лаконичность, приобщают именно к такой форме изложения собственных мыслей, способствует формированию образности речи дошкольников, словесному творчеству детей.
Пестушки – песенки и стишки, которыми сопровождают первые сознательные движения ребенка. Например:
«Ах, поет, поёт
Соловушка!
Ах, поёт, поёт
Молоденький;
Молоденький,
Хорошенький,
Пригоженькой.»
Потешки – песенки и стишки к первым играм ребенка с пальцами, ручками, ножками. Например:
«Потягунючки, поростунюшки!
Роток – говорунюшки,
Руки – хватунюшки,
Ноги – ходунюшки.»
Созданный народом язык изобилует образными разговорными формами, выразительной лексикой. Это богатство родного языка может быть донесено до детей и с помощью народных игр. Содержащийся в них фольклорный материал способствует овладению родной речью. Например, игра – забава “Ладушки – хлопушки”, где взрослый задает вопросы, а ребенок отвечает, сопровождая свои ответы имитационными движениями. В процессе игр – забав не только развивается речь, но и мелкая моторика, что готовит руку ребенка к письму.
Актуальной задачей речевого развития в старшем дошкольном возрасте является и выработка дикции. Известно, что у детей еще не достаточно координировано и четко работают органы речедвигательного аппарата. Некоторым детям присущи излишняя торопливость, нечеткое выговаривание слов, “проглатывание” окончаний. Наблюдается и другая крайность: излишне замедленная, растянутая манера произношения слов. Специальные упражнения помогают преодолевать детям такие трудности, совершенствуют их дикцию.
Незаменимый материал для дикционных упражнений – пословицы, поговорки, песенки, загадки, скороговорки. Малые формы фольклора лаконичны и четки по форме, глубоки и ритмичны. С их помощью дети учатся четкому и звонкому произношению, проходят школу художественной фонетики. По меткому определению
К.Д. Ушинского, пословицы и поговорки помогают “выломать язык
ребенка на русский лад”. С помощью малых форм фольклора дети учатся выражать ту или иную интонацию: огорчение, нежность и ласку, удивление, предупреждение.
Пословицы и поговорки – особый вид устной поэзии, веками впитавшей в себя трудовой опыт многочисленных поколений.
Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно,
лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.
Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой
в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей “поэтический взгляд на действительность”.
Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.
Отгадывание и придумывание загадок также оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей.
С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.
Хочется отметить особую роль семьи в приобщении детей к народному поэтическому слову. В первые годы жизни ребенок почти все время находится в окружении самых близких ему людей, и только семья способна развить его эстестические чувства, интерес и любовь к богатству и красоте всего, что его окружает, к народному искусству.
Таким образом, приобщение ребёнка к народной культуре начинается с детства. Фольклор в развитии детей играет важнейшую роль, не только развивает устную речь малыша, но также позволяет обучить его нравственным нормам. Фольклорные произведения представляют собой уникальное средство для передачи мудрости, накопленной многими поколениями.
Источник
Людмила Куренкова
«Значение фольклора в развитии речи детей дошкольного возраста»
«Значение фольклора
в развитии речи детей дошкольного возраста»
Современный ребёнок к 7 годам должен овладеть всей системой родного языка: говорить связно, полно излагать свои мысли, легко строя развёрнутые сложные предложения; без труда пересказывать рассказы и сказки, – так «говорит теория».
Однако, на практике, мы часто сталкиваемся с тем, что дети не могут соединять слова в фразы. Высказывания детей отличаются отсутствием чёткости, последовательности изложения, отрывочностью. Труднее всего даются детям самостоятельное рассказывание по памяти и все виды творческого рассказывания.
Именно поэтому, развитие речи у детей дошкольного возраста является актуальной проблемой.
На наш взгляд, одним из эффективных приёмов развития речи ребё нка-дошкольника является использование фольклора, ведь ни для кого не секрет, что ребенок уже с самого раннего возраста чутко откликается на потешки, приговорки, попевки. Их роль трудно переоценить в жизни ребёнка: прислу-шиваясь в слова потешки, в их ритм, музыкальность, он делает ладушки, притопывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту. Это забавляет и радует его, организует его поведение.
Попевки, приговорки с давних времен создавались в народе на потеху детям. Это первые художественные произведения, которые слышит ребенок.Они разнообразны по содержанию: колыбельные – успокаивают, веселые – радуют, в них звучит любовь к ребенку и забота о нем.
Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.
Отгадывание и придумывание загадок также оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Употребление для создания в загадке метафорического образа различных средств выразительности (приема олицетворения, использование многозначности слова, определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствуют формированию образности речи детей дошкольного возраста.
Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее. Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей “поэтический взгляд на действительность”.
Трудно найти более ценный материал, для развития художественного восприятия, чем увлекательные русские сказки, выразительные песни, красочные предметы декоративно – прикладного творчества. Впечатления, полученные от их восприятия, отражаются в самостоятельном, словесном, песенном, изобразительном творчестве ребёнка.
Знакомство с фольклором расширяет кругозор детей, формирует отношение к окружающему миру, обогащает их чувства и речь.
А между тем, правильно поставленная речь является одним из залогов успешности человека в современном мире. Грамотная, эмоционально насыщенная речь позволит быстро и легко находить общий язык с любыми людьми, органично вписаться в любой коллектив.
Это, в свою очередь, приводит к формированию адекватной самооценки, к ощущению того, что нашел свое место в этом мире, к уверенности в себе. Ведь каждый родитель стремится к тому, чтобы его малыш мог быть уверен в себе, в своих силах, а потому имеет смысл знакомить своего ребенка с фольклорными произведениями как можно раньше.
Успешность процесса развития речи детей зависит не только от усвоения знаний, но и от специальной работы педагогов в этом направлении. Поэтому, работая с образовательной областью «Коммуникация», в непосредственно образовательную и совместную деятельность педагоги нашего ДОУ вводят элементы народного фольклора, стремясь к тому, чтобы фольклор в работе стал одним из важных средств воспитания и обучения детей. Мы стремимся к развитию у детей интереса к фольклору, к формированию желания использовать элементы фольклора в речи, благодаря чему, их речь должна будет стать более лаконичной, более эмоциональной.
Исходя из выше сказанного,перед нами стоят следующие задачи задачи:
• расширение, обогащение и активация словаря;
• воспитание звуковой культуры речи;
• формирование правильной разговорной речи;
• развитие связной речи.
Эти задачи решаются в процессе ознакомления детей с фольклором. Для получения положительного результата, работа по ознакомлению детей с фольклором и использованию его в работе по развитию речи, должна вестись систематически, поэтому педагогами ДОУ было составлено комплексно-тематическое планирование.
Практическую деятельность с детьми в этом направлении строится на следующих основных принципах: на тщательном, обусловленном возрастными возможностями детей отборе материала; интеграции работы с различными направлениями воспитательной работы и видам деятельности детей (развитие речи, ознакомление с природой, различные игры); активного включения детей в образовательную деятельность.
Применяются такие приемы обучения,как: динамический акцент на фрагментах текста, действительное соучастие, наглядность, неоднократное повторение в игровой форме и в режимных моментах. Для этого используются потешки для сна, кормления, прогулки и др. Все это вызывает положительный эмоциональный отклик у дошкольников, желание еще раз их слышать и запоминать. Дошкольники слушают их, просят повторить хорошо знакомые и любимые, чему во многом способствует и особая ритмическая организация, которая играет определенную роль в создании психологического комфорта.
Понимая, что совершенствование речевого общения невозможно без расширения словарного запаса ребенка, педагогами уделяется большое внимание его закреплению и активизации. Чтобы новые, довольно трудные слова прочно вошли в лексикон детей, использую различные методические и игровые приемы.
Ещё одной задачей речевого развития является воспитание звуковой культуры речи. Её мы решаем, используя различные виды русского фольклора. Для артикуляционной и пальчиковой гимнастики берём народные игры «Сорока-ворона», «Этот пальчик в лес ходил», «Этот пальчик – дедушка…», «У нашей у бабушки десять внучат» и др. Это способствует развитию моторики рук, вырабатывает умение проговаривать текст совместно с выполняемыми действиями.
Учитывая, что звуковая культура речи это не только правильное звукопроизношение, но и умение регулировать темп, громкость, дыхание, обратилась к такому виду фольклора, как заклички, колыбельные, скороговорки.
Педагогическая наука давно признала скороговорки инструментом совершенствования произношения, изменения темпа речи, развития артикуляционного аппарата. Но еще в старину люди поняли всю их педагогическую ценность и использовали для воспитания у детей чувства ритма, для преодоления косноязычия. Благодаря постоянному использованию этого жанра фольклора в своей работе, собрался богатый практический материал.
Велика ценность фольклора в формировании у детей слухового внимания, фонематического слуха и правильного произношения, так как сама звуковая ориентация фольклорного стиха наполнена обилием рифм, повторов, созвучий.
Чтобы сформировать связную речь ребенка, необходимо научить его пользоваться различными звуковыми средствами. Это и интонация, и логическое ударение, подбор наиболее подходящих слов, и многое другое.
Основой связной речи, заключающей в себе различные языковые средства, является диалог. Для диалога характерны неполные предложения, восклицание, вопрос, междометие, яркая интонационная мимика. Все это мы находим в фольклорных диалогических текстах.
Большое влияние на воспитание яркой интонационной выразительности, эмоциональности речи детей влияют русские народные словесные игры, как их еще называют, игры с приговорами. Для них особенно характерны интонационно-мимические компоненты, которые зависят от личных способностей игроков, от духа игры. Наверное, поэтому дети их так любят.
Богатым материалом являются колыбельные песни. Они, на ряду с другими жанрами заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом.
Невзирая на небольшой объем, колыбельная песня таит в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей.
Народные песенки, потешки, пестушки также представляют собой прекрасный речевой материал, который используется нами в непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи детей дошкольного возраста.
Результатом нашей работы стала положительная динамика в развитии речи детей.
Речь детей стала более насыщенной, эмоциональной. Дети стали активнее использовать в речи сложные предложения, эпитеты.
Большая часть детей испытывает устойчивый интерес к фольклору. Возросла степень их речевой активности. В самостоятельной деятельности дети часто используют в речи элементы фольклора.
Таким образом,опыт работы показал: для достижения максимально высокого уровня развития речи детей необходимо чаще использовать в практике работы фольклор, который не только развлекает детей, но и заставляет задуматься, стимулирует развитие творческого мышления, способствует эмоциональному обогащению речи.
Результаты проведённой работы показали, что дети с большим желанием откликаются на предложения использовать элементы фольклора в играх, что способствует повышению уровня развития речи. А использование фольклора, в свою очередь, способствует развитию эмоциональной связанной речи, оказывая огромное влияние на интеллектуальное развитие детей.
Прослеживая рост развития речи детей, мы пришли к выводу, что на положительный результат повлияло использование фольклора в непосредственно образовательной деятельности, в режимных моментах и в повседневной жизни.
Правильные формы организации непосредственной деятельности, рациональный выбор методов и приемов, индивидуальный подход к детям, четко поставленные задачи, заинтересованность детей – все это способствовало достижению детьми высоких результатов в усвоении устного народного творчества, а так же развития речи детей.
У детей появился интерес, им захотелось узнать много нового о наших предках, их труде, о повседневной жизни, о праздниках и т. д. Видя «огонек» в глазах своих детей, родители покупают, по нашим рекомендациям, русские народные сказки, настольно – печатные игры по народным сказкам, с удовольствием играют в народные игры.
Русский фольклор является неиссякаемым источником народной мудрости в воспитании детей в целом и в развитии речи в частности.
Опыт работы показал,что систематическая организация работы способствует:
– пониманию речи ребенком;
– свободному использованию простых предложений в разговоре;
– использованию в речи сложных предложений;
– обогащению словаря ребёнка;
– активизации ребенка в речевом общении с воспитателем и детьми
– инициативности в речевых контактах.
Библиография:
Большева Т. В. «Учимся по сказке» СПб., 2001
Гурович Л. М. «Ребенок и книга» СПб., 2000
Жукова О. и др. «Как у наших ворот» Дошкольное воспитание 2002№2
Зилин В. И. «Русские пословицы и поговорки» М. ,1994
Измайлов А. Э. «Народная педагогика» М., 1991.
Князева О. Л. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» СПб., 2000
Куприна Л. С. «Знакомство детей с русским народным творчеством» СПб. ,2001
Лебедев Ю. А. «Сказка как источник творчества» М., 2001
Маханёва М. Д. «Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» М., 2004
Синицина Е. И. «Сказки для игры и развития» М., 2002
Федорова С. И. «Этнокультурная компетентность педагога» Йошкар-Ола, 2002
Фесюкова Л. Б. «Воспитание сказкой» М., 2000
Чебан А. Я. и др. «Знакомим дошкольников с народной культурой» М., 2011
Федорова Г. П. «На золотом крыльце сидели. Игры, занятия, частушки, песни, потешки для детей дошкольного возраста» – СПб. 2006
Гаврилова И. Г. «Истоки русской народной культуры в детском саду» СПб. 2008
Источник