Фольклор в развитии ребенка раннего возраста

РОЛЬ ФОЛЬКЛОРА В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Фольклор – устное народное творчество. Передаваясь из уст в уста, он меняется, принимает разные формы, но остается таким же полезным и нужным нашим детям. Почему? Потому что устное народное творчество – это способ кодирования и передачи важной информации. В сказках, песенках, играх скрыты богатства народной мудрости: правила поведения, герои-эталоны и отрицательные примеры, духовные ценности и меткие наблюдения над жизнью.

Современному малышу не менее, чем в далеком прошлом, нужны способы создания определенных взаимоотношений со взрослым. Чаще всего через элементы фольклора мы доносим до ребенка свою нежность, любовь, веру в него. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль в развитии. Фольклор является незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности и яркой индивидуальности. С самого раннего возраста малыши незаметно для себя обучаются и развиваются, впитывая народные традиции, учатся отличать добро от зла. Но не только иносказательное содержание делает народное творчество таким ценным для воспитания, сама форма привлекает малышей: яркая, метафоричная, с интересными сюжетами, напевностью, загадками, игрой слов.

Малый фольклорный жанр – это миниатюрные поэтические произведения, созданные для детей и имеющие определенную педагогическую направленность. К ним относятся колыбельные песни, пестушки, потешки, заклички, сказки. Они окрашивают нашу речь, делая ее образной и красочной, привлекают внимание детей, оживляют обычные повседневные дела. Песенки – потешки приносят радость, вызывают желание повторить слова за взрослым. Колыбельные песни успокаивают, снимают напряжение, готовят ребенка ко сну, убаюкивают. Колыбельные, сопровождая малыша с первых дней, помогают ему не только успокоиться перед сном, но и развивать речь даже в таком раннем возрасте. Слушая мамин голос, малыш со временем начинает выделять в потоке речи интонации, отдельные слова, звуки. Это формирует у крохи слух, чувствительность к речи, он быстрее начнет понимать и, возможно, раньше начнет говорить. Даже если Вы не чувствуете в себе артистического дарования, петь колыбельные все равно стоит – ничего приятнее маминого голоса для малыша нет. Ученые утверждают, что малыши, мамы которых пели им колыбельные песни, растут спокойными и уравновешенными, быстрее адаптируются в обществе и приспосабливаются к новым условиям.

Разные жанры помогают всесторонне развивать малыша. Дети раннего возраста очень любят сказки. Русские народные сказки: «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок», «Колобок», «Маша и медведь», «Кот, петух и лиса», «Козлята и волк» интересны малышам, так как их герои – животные – разговаривают и действуют как люди: выполняют трудовые действия (сажают, поливают растения, убирают урожай и т.п.). У детей формируются представления о диких животных, птицах и их повадках. Сказка является носителем нравственных поучений, доступных детям в раннем возрасте. Чтение и рассказывание как искусство слова взаимодействуют и с другими видами познавательно-речевого и художественно-эстетического развития ребенка – рассматриванием произведений книжной графики и театрализованной деятельностью.

Под потешки дети с удовольствием умываются, засыпают, обедают, занимаются различными делами. Жизнь ребенка становится ярче, интереснее. У ребенка при этом развиваются память, внимание, мышление и речь, а если он выполняет определенные движения, то дополнительно развивает координацию и ловкость. Потешки – короткие стишки, сопровождающие купание, массаж, игры крохи. Они кратки и забавны, позволяют не просто отвлечь внимание капризничающего малыша, но и успокоить его в случае непослушания: «Оладушки» и «Сорока» развлекают малышей даже тогда, когда они не еще не научились понимать речь. Это форма общения крохи с мамой, способ быть ближе. Потешки отлично развивают речевой слух ребенка: умение различать звуки, близкие по звучанию, ритм и плавность речи, интонацию, выразительность, повышение и понижение тона. Большое количество фольклорных жанров позволяет развлекать, развивать и обучать малыша ненавязчиво и разнообразно. Не пренебрегайте простыми стишками, сказками, загадками, песенками – в скрытой и игровой форме они учат маленького человека жизни.

Существует огромное количество потешек на все случаи.

При умывании:

Водичка-водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток

И кусался зубок.

* * *

Ай, лады, лады, лады,

Не боимся мы воды!

Чисто умываемся,

Маме улыбаемся!

При кормлении:

Люли, люли, люленьки,

Прилетели гуленьки,

Стали гули говорить:

«Чем нам Машеньку кормить?»

Один скажет: «кашкою»,

Другой – «простоквашкою»,

Третий скажет – «молочком,

И румяным пирожком.

* * *

Ванечка, Ванюша,

Кашку всю ты скушай.

Стукни ложкой,

Топни ножкой.

Хлопни ты в ладоши,

И погладь ты кошку.

* * *

Ну-ка, ну-ка, ну-ка, ну ли!

Не ворчите вы, кастрюли,

Не ворчите, не шипите,

Кашку сладкую варите,

Кашку сладкую сварили

И …(имя ребенка) Полинку накормили!

Перед сном:

Баю-бай, усни, Катюшка,

Моя зайка-веселушка,

Глазки зайка закрывай,

Баю-баю-баю-бай.

* * *

Баю-баю-байки,

Прилетели чайки.

Стали крыльями махать,

Нашу Катю усыплять.

При одевании на прогулку:

Вот они, сапожки:

Этот – с левой ножки,

Этот – с правой ножки.

Если дождичек пойдет,

Наденем сапожки:

Этот – с правой ножки,

Этот – с левой ножки.

Читайте также:  Сроки моторного развитие ребенка

Вот так хорошо!

* * *

Раз, два, три, четыре, пять –

Собираемся гулять.

Завязала Катеньке

Шарфик полосатенький.

* * *

На мою малышку

Наденем мы штанишки.

Повторяй за мной слова:

Ножка – раз, и ножка – два!

А сейчас пойдем гулять.

Будем с детками играть.

На прогулке:

Катя, Катя маленькая,

Катенька удаленькая,

Пройдись по дорожке,

Топни, Катя, ножкой.

* * *

Большие ножки шли по дорожке:

Топ-топ-топ.

Маленькие ножки бежали по дорожке:

Топ-топ-топ.

* * *

Дождик, дождик, посильней –

Будет травка зеленей,

Вырастут цветочки

На нашем лужочке.

Дождик, дождик, пуще,

Расти, трава, гуще.

Потешки-развлекалки:

Чики – чики – чикалочки

Едет Костя на палочке,

Люба на тележке, щёлкает орешки.

(посадите малыша на свою ногу и качайте его)

* * *

Три – та – туш – ки! Три – та – туш – ки!

Едет Настя на подушке!

На подушечке верхом!

Бух с подушки кувырком!

* * *

Ладушки – ладушки, испекли оладушки

На окно поставили – остывать оставили.

Остынут поедим и воробушкам дадим

Все оладушки съели, кыш-кыш полетели.

На головку (имя малыша) сели.

Потешки-утешалки:

А кокля- мокля, глазоньки промокли

Кто будет детку обижать, того коза будет бодать.

* * *

Кто тут плачет ой -ой – ой!

Говорят сынишка мой!

Нет, не плачет мой сынок, зря вы говорите.

Улыбается уже – посмотрите!

Источник

Статья на тему: «Использование фольклора в работе с детьми раннего возраста»

Ранний возраст – это период наиболее интенсивного развития ребёнка, формирования разнообразных знаний, умений, навыков и поведения.

Задача в воспитании детей этого возраста – правильно организовать становление личности ребёнка. Жизнь детей теснейшим образом связана с жизнью взрослых. Для детей раннего возраста характерна огромная потребность в общении. Благодаря общению развивается речь ребёнка, с развитием речи становится точнее и осмысленнее восприятие ребёнком окружающих предметов и явлений.

Детский фольклор (народное творчество) имеет множество жанров, направлений: колыбельные песни, потешки, скороговорки, загадки и детские сказки.

Познавая произведения народного творчества, дети усваивают мудрость народа, его духовное богатство, доброту, жизнелюбие, веру в справедливость, необходимость труда, уважение к людям, бережное отношение к природе. Средствами народного искусства активно формируется воображение детей, как образное, так и наглядно-действенное.

Ярче и образнее становится речь. Дети учатся понимать прекрасное, приобретают знания о жизни, о труде людей, о том, что ценят в человеке.

Народные произведения являются мощным и направленным средством воспитания детей.

Работая в группе с детьми раннего возраста (с 2 до 3 лет), я на практике убедилась в том, что народное творчество является действительно незаменимым средством нравственного воспитания детей.

Во-первых, оно близко к житейскому опыту детей, так как рассказывает о поступках героев произведений, которые неоднократно совершал сам ребёнок.

Во-вторых, в произведениях воссоздаётся конкретная образная ситуация, что сближает её с детским мышлением, которое тоже носит конкретный, наглядно-образный характер.

В-третьих, художественное, поэтическое слово вызывает у ребёнка яркий эмоциональный отклик и чувство сопричастности к тому, о чём рассказывает произведение. Малыши искренне переживают за героев и оценивают их поступки и действия, присваивают себе опыт этих героев. И этот опыт начинает влиять на поступки и действия самих детей.

Чтобы усвоить содержание художественного произведения (будь то сказка или потешка или др.) детьми, я в своей практике использую его неоднократно:

Как материал для чтения, этической беседы, игры (сюжетной, дидактической, подвижной), инсценировки, рисования, т.е., включаю его в различные ситуации и виды деятельности. Персонажи известных детям сказок и потешек «приходят в гости» с просьбой помочь что-либо выполнить, и таким образом побуждают детей к определенному действию – действию заинтересованному, с удовольствием.

Я использую чтение потешек практически во всех режимных моментах (это и утренняя гимнастика, и прием пищи, и одевание-раздевание, мытье рук, причесывание, укладывание спать и, конечно, игра). Это благотворно влияет на общение с детьми, создает положительный эмоциональный фон.

Содержание произведений народного творчества многозначно, и поэтому на него можно опираться при решении многих задач воспитания и обучения. Это:

  • создание и поддержание положительного эмоционального отношения, интереса к бытовым процессам;
  • подчеркивание их эстетики и красоты;
  • ознакомление с окружающим миром, со свойствами предметов;
  • создание представлений о правилах поведения, нравственных нормах, лежащих в основе культурно-гигиенических навыков;
  • мотивированная оценка поведения ребенка;
  • побуждение его к активности и самостоятельности.

Хотя народное произведение используется всегда с конкретной целью, его воздействие комплексно.

В воспитательной и в образовательной работе с детьми раннего возраста я в большей степени использую такое направление народного творчества, сказки и потешки.

1) чтение потешек используется при обучении, а так же закреплении культурно-гигиенических навыков;

2) потешки используются в физическом воспитании, в частности в подвижных играх;

3) в музыкальном воспитании (потешки и народные детские песни);

4) фольклор: сказки, потешки – имеют значение и в изобразительной деятельности, сочетая в себе и изобразительную, и словесную деятельность – в рисовании, лепке;

5) чтение сказок и потешек способствует эстетическому восприятию;

Читайте также:  Центр развития ребенка создание

6) велика роль народных произведений в нравственном воспитании. У детей формируется обобщённое представление о положительных качествах: аккуратности, взаимопомощи, заботливости, формируются обобщённые эталоны: каким быть хорошо, а каким – плохо. Слушая сказку или потешку, дети приходят к осознанию значимости правил поведения и нравственных норм;

7) расширяются знания детей о предметах окружения;

8) несомненно, что произведения фольклора дают представление об орудиях труда. Они содержат основную мысль о необходимости совершения каких-либо трудовых действий, способствуют формированию общественных мотивов хозяйственно-бытового труда;

9) знания, представления, полученные при ознакомлении с народными произведениями, дети используют в игре, обращая сюжеты и делая более разнообразными игровые действия;

10) используются потешки для развития мелкой моторики пальцев рук при пальчиковых играх, что способствует развитию речи;

11) формируются сенсорные способности детей (представления о цвете, форме, количестве – много-мало, величине).

Учитывая всё выше перечисленное и постоянно наблюдая за детьми во всех видах их деятельности, я могу с полной уверенностью сделать вывод, что использование произведений устного народного творчества является ценным средством, а также методом воспитания.

Источник

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №13

общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого

развития воспитанников Петродворцового района Санкт-Петербурга.

Проект

«Использование фольклора в развитии речи детей раннего возраста»

Автор проекта: Карданова М. С.

Тип проекта: познавательно – творческий.

Продолжительность: долгосрочный (один год)

Участники проекта: воспитатель, дети, родители воспитанников, старший воспитатель, музыкальный. руководитель.

Санкт-Петербург

2018

Введение:

Устное народное творчество (народные песенки, потешки, пестушки) представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать, как в организационной образовательной деятельности, так и в совместно – партнерской деятельности детей раннего возраста.

А.П.Усова считает: «Потешки, сказки, загадки и пословицы являются богатейшим материалом для развития культурной речи».

Актуальность:

Детский фольклор – обширная область устного народного поэтического творчества. Это целый мир – яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой. Он соседствует с миром взрослых, но не подвластен ему и живет по своим законам в соответствии со своим видением природы и человеческих отношений. Фольклор для детей созданный взрослыми включает в себя колыбельные песни, частушки, потешки, прибаутки. Это область народного творчества представляет собой одной из средств народной педагогики.

Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в тоже время оказывают на него свое воспитательное воздействие. Незатейливые по содержанию и простые по форме малые формы народного поэтического творчества таят в себе немалые богатства – речевые , смысловые, звуковые.

Знакомство с детским фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а также многому учит. Развивает речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе. Яркие, оригинальные, доступные по форме и содержанию заклички, приговорки, дразнилки легко запоминаются и могут широко использоваться детьми в играх. Они забавляют ребенка и вместе с тем обучают навыками поведения.

Детский фольклор дает нам возможность уже на ранних этапах жизни ребенка приобщать его к народной поэзии. Благодаря этому еще за долго до ознакомления со сказками, былинами и другими крупными жанрами русского фольклора на материале фольклора у малышей формируется внутренняя готовность к восприятию истоков русской народной культуры.

Малые формы фольклора способствуют активизации речи ребенка. Внимание ребенка привлекается к предметам, животным, людам. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывают желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи.

Проблема:

Одним из приоритетных направлений работы нашего дошкольного учреждения является познавательно – речевое развитие. Нравственные качества личности можно и нужно развивать с помощью детского фольклора. Работая с детьми раннего возраста , я заметила, что дети положительно и эмоционально реагируют на произведения устного народного творчества: песенки, потешки. Прибаутки. Они помогают мне легче найти контакт с малышами в период адаптации, а также определить уровень речевого развития ребенка. Ранний возраст – фундамент общего развития ребенка, в том числе и речевого. Речь становится для него необходимой потребностью для общения с взрослыми и сверстниками. Так как роль семьи в речевом развитии малышей очень велика, я стала активно привлекать родителей к решению выявленных проблем. Именно поэтому я начала работу над этим проектом.

Цель проекта:

Развитие речи детей раннего возраста средствами малых форм фольклора.

Задачи проекта

  • Формирование раннего восприятия звуковой культуры речи на основе ритмико-мелодической структуры языка в потешках, стихотворениях.
  • Развитие слухового внимания, понимания речи, развитие артикуляционного и слухового аппарата, звукоподражания, активизации словаря.
  • Воспитание интереса к художественной литературе, формирование способности к целостному восприятию произведений разных жанров, усвоению содержания произведений и эмоциональной отзывчивости на него.
  • Воспитание на основе устного народного творчества положительного отношения к режимным моментам.
  • Совершенствование системы взаимодействия с родителями в процессе работы.
  • Цель и задачи определяются новыми требованиями, которые предъявляются к воспитанию подрастающего поколения.
  • Формы работы с родителями:
    • Консультирование-повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раненого возраста в период адаптации;
    • Семинары-практикумы – способствовать овладению родителями конструктивными способами взаимодействия с детьми, осознанию возможных проблем в системе родители-дети;
    • Подбор специальной психолого-педагогической литературы по вопросу адаптации детей в детском саду;
    • «Школа молодой семьи»;
    • Выпуск памяток, информационных листов об особенностях данного возраста, рекомендуемых развивающих игр;
    • Анкетирование.
  • Формы работы с детьми:
    • Вечера развлечений, праздники;
    • Использование малых форм фольклора в режимные моменты, на прогулке и в непосредственно-образовательной деятельности
Читайте также:  Оценка развития ребенка до года

Предполагаемые итоги проекта:

  • Словарь детей к концу года обогатился новыми словами, оборотами, выражениями.
  • Установились доверительные отношения между ребенком и педагогом;
  • Сформировался первоначальный интерес к устному народному творчеству, художественной литературе.
  • Дети владеют бесконфликтными навыками общения со взрослыми и сверстниками.
  • Сформировано положительное отношение к режимным моментам.
  • У родителей сформировано понимание необходимости использования малых форм фольклора в развитии речи детей.
  • Сформировались навыки восприятия фонетической и лексической стороны речи.

Форма проведения итогового мероприятия:

Досуг для родителей и детей – «Красная горка».

Этапы реализации проекта:

  • Организационный этап:
    • подбор методической литературы, художественной, в том числе фольклорной, иллюстрационных материалов, дидактических пособий, атрибутов для проведения игр;
    • Разработка конспектов адаптационных занятий, совместных мероприятий с родителями и консультаций для них;
    • Пополнение предметно-развивающей среды группы;
    • Составление перспективного плана мероприятий проекта и развивающей среды.

Работа с родителями: Знакомство с проектом, разработка информационного материала для родителей о проведении проекта «Использование фольклора в развитии речи детей раннего возраста»

  • Основной этап:
  • Реализация проекта в соответствии с планом.
  • Рассматривание иллюстраций.
  • Инсценирование произведений фольклора.
  • Организация режимных моментов с использованием фольклорных произведений.
  • Родительское собрание «Фольклор, как средство развития речи».

Перспективный план по ознакомлению с фольклорными произведениями в группе раннего развития № 1.

Месяц

Содержание работы

Продуктивная деятельность

Сентябрь

Игра с движениями «Кто у нас хороший, кто у нас пригожий», сказка «Репка» на ковролине. Потешка «Пошел котик на торжок», «Петушок, петушок»

«Платье для матрешки», «Осенние листочки»

Октябрь

Народные игры «Заинька выйди в круг, серенький выйди в круг». «Здравствуй осень». «Зайчишка – трусишка»

«Морковка для зайчика» – лепка, «Листопад» – нетрадиционное рисование

Ноябрь

«Лиса по лесу ходила», «В лес зайчишка поскакал». «Сидит белка на тележке», «Еду – еду к бабе, к деду»

«Орешки для зверей» – лепка. «Чьи следы?» – рисование.

Декабрь

«Как на тоненький ледок», «Наша Маша маленька»,

«Уж ты зимушка – зима»

«Новогодняя ёлочка» – рисование

Январь

«Валенки», «Варежки Вареньки», сказка «Рукавичка»

«Рукавичка» – рисование

Февраль

«Как у нашего кота». «Вот и люди спят»,

«Уж ты зимушка – зима»

«Снег кружится, белая вся улица» – рисование

Март

«Расти коса до пояса», сказка «Заюшкина избушка»

«Капель» – рисование

Апрель

«Водичка, водичка», «Солнышко – колоколнышко», «Дождик, дождик веселей»

«Дождик, дождик веселей», «Солнышко» – рисование

Май

«Наша утя луговая», «Радуга – дуга», «Зайка репку посадил», П/игра «Мишка – лежебока»

«Радуга», «Репка» – рисование, лепка

Июнь

«Сел комарик под кусточек», «Ах, поет, поет соловушка», п/игра «У медведя во бору»

«На лугу – лужочке, расцвели цветочки»

Июль

«Привяжу я козлика», «Ходит конь по бережку», «По малину в сад пойдем» – хоровод

Рисование на асфальте, на песке

Август

«Тень, тень потетень», «Тюшки – потюшки на горе»

«Досвидания, лето»

  • Итоговый этап:
    • Анализ проведенной работы;
    • Заключительное мероприятие для детей и родителей «/Красная Горка»
    • Презентация проекта для педагогов .
    • Создание Лэпбука «Матрешки».

Этот проект показывает, что целенаправленное и систематическое использование потешек помогает детям овладеть:

1. Родным языком;

2. Разными видами деятельности (лепка, рисование, конструирование, физическое и музыкальное развитие).

3. Первоначальными навыками самообслуживания и гигиены.

Итак, ранний период жизни ребенка во многом зависит от взрослых, воспитывающих малыша. Прекрасно, если родители и воспитатели наполняют жизнь ребенка светом добра и ласки, если способны обогатить среду, в которой он растет. В результате общения с фольклорными произведениями ребенку передаются их настроения и чувства : радость, тревога, сожаление, нежность.

Детский фольклор стимулирует творческие проявления ребенка, будит фантазию. Творчество обогащает личность, жизнь ребенка становится более интенсивной и содержательной.

Таким образом, этот опыт показывает, что целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора создает необходимые основы для овладения разными видами деятельности (лепка, рисование, конструирование, физическое и музыкальное развитие), помогает овладеть первоначальными навыками самостоятельной художественной деятельности. А также дети намного легче и с большим удовольствием усваивали все навыки самообслуживания и гигиены.

В своей работе я использую определенную систему игр и упражнений с постепенным усложнением. Результатом моей работы являются положительные эмоции, веселое, бодрое настроение моих детей, которое помогает овладеть родным языком, развивать память, воображение, мышление, т.е. всесторонне развивает ребенка. Дети во время игры осуществляли самостоятельный перенос действий , ситуаций полюбившихся потешек в игры и в повседневную деятельность.

Источник