Фольклор как средство речевого развития ребенка

Фольклор как средство речевого развития ребенка thumbnail

Нэлли Локтик
Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста

«Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Подготовила:

Воспиатель

первой квалификационной категории

Локтик Н. В.

г. Нижний Новгород

2018 год

Фольклор – это коллективное художественное творчество народа. Поэтическое народное творчество веками вбирало в себя жизненный опыт, коллективную мудрость трудящихся масс и передавало их младшим поколениям, активно пропагандируя высокие нравственные нормы и эстетические идеалы. Фольклорные произведения, начиная с колыбельных песенок, потешек и кончая пословицами, сказками,дают детям уроки на всю жизнь: уроки нравственности, трудолюбия, доброты, дружбы, взаимопомощи. Душевной теплотой и любовью пронизаны все колыбельные песенки, пестушки, потешки. Произведения народного творчества, особенно малые формы, влияют на развитие речи детей.

Одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве является овладение родной речью.

Ведь речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации и пр. Овладение связной монологической речью является высшим достижением речевого воспитания дошкольников. Оно вбирает в себя освоение звуковой стороны языка, словарного состава, грамматического строя речи и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи: лексической, грамматической, фонетической. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Поэтому, очень важно создавать условия для хорошо связной речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей.

К сожалению, в современном мире, всё чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Сегодня на наших детейсо всех сторон поступают потоки различной информации: телевизоры, компьютеры и другая видеотехника работают в каждой квартире без выходных. В течение дня ребенок получает не только те знания, которые ему нужны для развития, но и то, что увлекает нас, взрослых, совсем не предназначенное для детей! Вследствие чего, неуклонно увеличивается количество детей с несформированной связной речью. Вот почему развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.

Ничто так не обогащает образную сторону речи детей, как фольклор. Что же такое фольклор?

Фольклор — это устное народное творчество. Он играет чрезвычайно важную роль в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста, является действенным средством воспитания национального характера мышления, нравственности, патриотизма, эстетического самосознания.

В практике педагоги редко знакомят дошкольников с фольклором на занятиях по развитию речи с детьми. Использование фольклора зачастую сводится лишь к заучиванию пословиц, потешек, загадок и слушанию сказок.

Возникает противоречие между потенциальными возможностями форм фольклора в речевом развитии дошкольников и недостаточной обеспеченностью педагогов методиками развития речи детей средствами фольклора.

Данное противоречие указывает на проблему развития речи детей дошкольного возраста средствами фольклора.

Творческая природа фольклора велика: для каждого, даже самого маленького ребенка она дает творческий стимул к его развитию.

Например, используя в своей речи пословицы и поговорки (краткие изречения, заключающие в себе вывод из наблюдений за окружающим, открывающие детям правила поведения, моральные нормы, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, при этом интонационно окрашивают свою речь.

Отгадывание и придумывание загадок влияет на разносторонность развития речи детей. Они способствуют формированию образности речи.

С помощью прибауток, небылиц, дразнилок дети могут развеселить, потешить, рассмешить сверстников.

С помощью потешек, пестушек возможно развивать фонематический слух, так как они используют звукосочетания-наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией.

Целью моей работы является: использование произведений русского народного фольклора, как возможность развития речи детей дошкольного возраста; сделать жизнь детей интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, радостью творчества, способностью познать себя, окружающий мир.

Для себя я выделила основные актуальные задачи:

Развивающие задачи:

Развивать речевые способности детей дошкольного возраста;

— Расширять словарный запас;

— Формировать связную речь;

Образовательную задачу:

— Расширить представления детей о разных формах фольклора (потешки, пестушки, приговорки, заклички, колыбельные песни);

Воспитательные задачи:

— Воспитывать любовь к народному искусству и народным традициям;

— Обеспечить формирование открытости, доброжелательности, коммуникативности;

— Доставить детям радость и обогатить новыми эмоциональными впечатлениями.

Наметила пути их реализации:

• Индивидуальные и групповые занятия, беседы.

• Повседневная жизнь в группе.

• Изучение разных форм фольклора.

• Работа с родителями.

• Работа с педагогами.

• Театрализованная деятельность.

Определила прогнозируемый результат:

у воспитанников:

-сформируется устойчивый интерес к русскому народному творчеству, традициям и культуре родного края;

-повысится уровень связной речи;

-словарь детей обогатится новыми словами, оборотами, выражениями,

-внедрение современных методов и технологий по развитию речи средствами фольклора;

-обобщение и распространение опыта.

У родителей:

— взаимодействие с педагогами по вопросу развития речи;

-поощрение использования фольклора в играх детей дома.

Составила план работы.

Для выполнения поставленных задач я подобрала серию пословиц и поговорок, считалок, загадок, скороговорок, небылиц, народных игр, сказок. При подборе обращала внимание на то, чтобы они соответствовали уровню развития детей.

Для отработки звуковой стороны речи детей я организовала работу с пословицами и поговорками. Мы разбирали пословицы и поговорки, анализировали их.После этого обобщали: чтобы верно понять пословицу, не нужно определять значение каждого слова. Главное, надо подумать, о чём здесь идёт речь. Я учила детей рассматривать прямой и переносный смысл высказываний, подбирая к каждой пословице ситуации из жизни ребёнка. Кроме этого, я предлагала детям проиллюстрировать ту или иную пословицу, поговорку. Умение передать художественный образ в рисунке, расширял возможность его выражения в слове.

Для выработки чёткой и правильной дикции я использовала в работе по развитию речи скороговорки. Мною было подобрано нужное количество скороговорок на длительный срок. Новую скороговорку произносили наизусть в замедленном темпе, потом повторяли несколько раз в разных темпах. Затем скороговорка произносилась хором, всеми, а также по рядам или небольшими группами.

Кроме этого, в своей работе я очень часто обращаюсь к такому жанру, как загадки. Доказательства при объяснении загадок развивает умение оперировать разнообразными и интересными доводами для обоснования отгадки. Загадки можно использовала не только во время НОД, но и во время беседы, рассматривания картин, во время дидактических и подвижных игр ит. д.

Для приобщения детей к народной культуре и богатству русского языка я в своей работе использую различные творческие задания с русскими народными сказками.

Чтобы развить у ребёнка умение рассуждать логически и грамматически правильно, выражать свою мысль на занятиях по развитию речи я использую небылицы, которые очень нравятся детям. Дети любят сочинять их.

Помимо всего этого на занятиях мы отдыхаем и играем в народные игры. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, развитию речи. Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребёнка, а встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги развивают речь дошкольников.

Дети драматизировали сказку «Колобок». Также дети совместно с родителями участвовали в физкультурном развлечении «В поисках Колобка». На котором дети и родители «побывали» в сказке «Колобок». В это время они закрепляли навыки в беге, передавали мяч друг другу, ползали на четвереньках, ходили по канату, играли в русские народные подвижные игры.В итоге мы изменили концовку сказки: вернули колобка деду с бабушкой. Все получили удовольствие от совместной двигательно-игровой деятельности. На празднике, посвященном Дню матери, родители поставили сказку «Репка».

Мною проведены консультации для родителей «Справиться с детским непослушанием помогут потешки», «Пословицы и поговорки о зиме», «Почитай мне сказку, мама, или, с какими книгами лучше дружить дошколятам», папки-передвижки, буклеты.

Родители участвовали в семейном конкурсе «Отгадай загадку – нарисуй отгадку», в выставках семейного рисунка «Жила-была сказка».

В своей работе я проводила календарно-обрядовые праздники: «Осенины», «Рождество», «Широкая масленица», досуги «Солнышко, нарядись, красное, покажись», «Вечер загадок».

Выводы:

• В процессе совместной работы у детей повысился интерес к устному народному творчеству. Они стали использовать в своей речи пословицы, поговорки, в сюжетно-ролевых играх – потешки, самостоятельно организовывали народные игры — забавы с помощью считалок.

• У родителей я заметила повышенный интерес к использованию малых форм фольклора в речевом развитии детей дома. С удовольствием разучивали с детьми потешки, загадки, считалки, подбирали пословицы и поговорки, объясняли детям их смысл.

• У детей, с которыми я сейчас работаю, отметила, что использование малых форм фольклора на занятиях и в режимных моментах послужило тому, что их речь стала более внятной, понятной, дети могут составлять несложные предложения, заучивают четверостишия и даже небольшие роли.

А также фольклор позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Источник

Зачем нужно развивать детскую речь? Как в этом может помочь русское народное творчество (фольклор)? Как и когда знакомить ребенка с фольклором? Ответы на эти вопросы, а также тексты детских скороговорок, потешек, песенок и поговорок приводятся в этой статье.

Содержание:

  • Почему важно развивать речь ребенка
  • Польза развития речи с помощью фольклора
  • Когда и с чего начать
  • Разновидности фольклора
    • Скороговорки
    • Поговорки
    • Песни
    • Потешки
    • Загадки
    • Пальчиковые игры
    • Считалки

Почему важно развивать речь ребенка

Известно, что правильная и красивая речь способствует успешному общению, обучению и развитию ребенка.

Грамотная, верная речь дарит чувство уверенности в себе и позволяет находить общий язык с окружающими. Дети, которые красиво говорят, положительно выделяются на фоне сверстников.

Своевременное развитие речи позволяет малышам активно познавать мир и взаимодействовать с ним.

Специалисты утверждают, что в последнее время качество речи детей резко снизилось. У многих ребят наблюдаются нарушения речевого развития (неверное произношение, неумение связно говорить, задержка речевого развития — ЗРР и т.д.). Этому есть свои причины:

  • ухудшение состояния здоровья детей;
  • уменьшение количества общения с окружающими;
  • длительные игры со смартфонами, слишком частый просмотр мультфильмов;
  • снижение речевой культуры взрослых (сквернословие, слова-паразиты, неверное употребление значений слов и т.д.);
  • отсутствие речевого воспитания в семье.

Детскую речь можно и нужно развивать. Для этого хорошо подходит слушание, чтение и обсуждение детской художественной литературы. Так обогащается словарный запас, ребенок знакомится с культурой речи, учится эмоциональной и интонационной выразительности.

Существуют и разнообразные стихотворения, песенки и скороговорки, которые не только развивают речь, но и помогают решить логопедические проблемы (например, улучшить звукопроизношение).

Особенно полезной и близкой детям считается детская литература на основе устного народного творчества.

В чем польза развития речи с помощью народного творчества (фольклора)

Фольклор — это устное народное творчество. К нему относятся:

  • сказки;
  • былины;
  • песни;
  • скороговорки;
  • поговорки;
  • пословицы;
  • потешки;
  • загадки;
  • считалки.

В фольклоре всегда присутствуют интересное содержание и яркие образы. Он формирует положительное отношение к окружающему миру, развивает фантазию и речь ребенка, а также знакомит с народными традициями и культурой.

Слушая русские народные произведения, играя с родителями в пальчиковые игры, ребенок развивается.

Например, в потешках зачастую есть звукоподражания животным, которые крохам хочется повторить.

С помощью ритма и рифмы, которые присутствуют в стихотворениях, считалках и потешках, ребенок учится интонационной выразительности.

Фольклор обогащает речь ребенка, увеличивая словарный запас. Пальчиковые игры с потешками развивают мелкую моторику, которая, как известно, тесно взаимосвязана с речью.

Эти скороговорки, потешки и даже сказки легко запомнить, они тренируют память ребенка и активизируют речь. Дети стараются подражать интонации и произношению героев.

Существуют не только русские народные поговорки, песни и потешки, но и современные, более понятные детям. Можно даже найти скороговорки на иностранном языке. И те, и другие оказывают большую пользу для развития речи.

Советы родителям: с чего начать

  • С фольклором можно знакомить малышей с самого рождения — через колыбельные песни и потешки.
  • В более старшем возрасте произведения можно обыгрывать  — например, укачивать куклы под колыбельные, или устроить кукольный театр.
  • Малышам очень нравятся совместные игры со взрослым, когда можно взять инициативу на себя (например, кроха загибает пальцы в «Сороке-белобоке»).
  • Незнакомые слова необходимо объяснять.
  • Сказки, потешки и стихотворения лучше рассказывать своими словами.
  • Преподносить фольклорные произведения нужно эмоционально и увлекательно, активно используя мимику и жесты.  Малышам можно устроить представление с помощью игрушек.
  • Разучивая скороговорки, можно увлечь ребенка так: отстукивать на каждое слово или слог ритм мячиком, или устроить соревнование: «Кто повторит скороговорку 3 раза и не собьется?»

Разновидности фольклора для развития речи детей

Скороговорки

Скороговорки — это короткий ритмичный текст, который намеренно создан так, чтобы затруднялось произношение звуков и слов в подвижном темпе.

Существуют различные виды скороговорок, один из которых наверняка понравится ребенку.

Логопедические скороговорки

Этот вид скороговорок помогает исправить трудности в произношении определенных звуков. Необходимо следить за верным произнесением и поначалу не торопиться. При систематических тренировках ребенок легко научится проговаривать сложные звуки (например, Р, Л,Ш).

На лугу под горкой
Лежал сырок
С красивой красной коркой.
Сорок сорок в короткий срок
Съели сырок.

Тара-тара, тара-ра!
У крыльца растет трава.
Ай, тари-тари-тари,
Куплю Рае литари.

Курил турка трубку,
Клевала курка крупку:
Не кури, турка, трубки,
Не клюй, курка, крупки!

Ехал грека через реку.
Видит грека — в реке рак.
Сунул грека руку в реку.
Рак за руку греку — цап!

Расскажите про покупки
Про какие про покупки
Про покупки, про покупки, про покупочки мои.

В нашем озере Андрей
Тридцать выловил угрей.
Жарь, копти их и вари –
Очень вкусные угри.

У Капки – из липки палка,
На палке – липкая пакля.
Капали с палки капли,
Капали с пакли капли,
Капли лапки испачкали Капке.

Смешные скороговорки

Малыши любят смешные скороговорки. Они дарят хорошее настроение и легко запоминаются.

Идут бобры в сыры боры.
Бобры добры, бобры бодры.

Вы малину мыли ли?
Мыли, но не мылили.

Были галчата в гостях у волчат.
Были волчата в гостях у галчат.
Ныне волчата галдят, как галчата.
И, как волчата, галчата молчат.

У черепашьего черепашонка
На черепашьих лапчонках
Черепашьи башмачки.

Топали да топали, дотопали до тополя,
До тополя дотопали, да ноги-то оттопали.

У ежа ежата, у ужа ужата.

У елки иголки колки.
Иголки колки у елки.

Современные короткие скороговорки

  • Принц принцессу пригласил прогуляться по проспекту.
  • Триста тридцать три коробки, а в коробке по три пробки.
  • У Пашки в кармашке букашки и бумажки.
  • Красный краб кричит «Ура!», резать торт пришла пора.
  • Слишком много ножек у сороконожек.
  • Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
  • Грянул гром – гроза в разгаре.
  • Тощий немощный Кащей тащит ящик овощей.

Сложные скороговорки

Эти скороговорки понравятся старшим дошкольникам (5-7 лет).

Баркас приехал в порт Мадрас.
Матрос принес на борт матрас.
В порту Мадрас матрас матроса
Порвали в драке альбатросы.

На опушке в избушке
Живут старушки-болтушки.
У каждой старушки лукошко,
В каждом лукошке кошка,
Кошки в лукошках шьют старушкам сапожки.

Карасенку раз карась
Подарил раскраску.
И сказал Карась:
«Раскрась, Карасенок, сказку!»
На раскраске Карасенка –
Три веселых поросенка:
Карасенок поросят перекрасил в карасят!

Даже шею, даже уши
Ты испачкал в черной туши.
Становись скорей под душ.
Смой с ушей под душем тушь.
Смой и с шеи тушь под душем.
После душа вытрись суше.
Шею суше, суше уши,
И не пачкай больше уши.

Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.

Граф Тото играет в лото,
А графиня Тото знает про то,
Что Граф Тото играет в лото,
Если бы граф Тото знал про то,
Что графиня Тото знает про то,
Что граф Тото играет в лото,
То б граф Тото никогда бы в жизни
Не играл бы в лото.

Кокосовары варят в скорококосоварках кокосовый сок.

Скороговорки для развития речи детей 3-4 лет

В этом возрасте подойдут короткие и несложные скороговорки с понятными словами.

Ал-ал-ал – заяц по полю скакал,
Ол-ол-ол – там морковку он нашел,
Ил-ил-ил – друг его попросил,
Ись-ись-ись – ты со мной поделись,
Ал-ал-ал – он морковку другу дал.

У Ивашки — рубашка, у рубашки — кармашки,
Кармашки — у рубашки, рубашка — у Ивашки.

У ежа ежата, у ужа — ужата.
Не живут ужи, где живут ежи.

Ой, качи-качи-качи.
Мы грачата, мы грачи.

На дворе трава,
На траве дрова,
На дровах детвора.

На окошке крошку-мошку
Ловко ловит лапой кошка.

Скороговорки для развития речи детей 5-6 лет

Детям этого возраста можно предложить более длинные скороговорки со старыми русскими -несложными! — словами, чтобы обогатить словарный запас. А забавные скороговорки поднимут настроение.

У речушки, у речонки
Собрались одни девчонки.
Вдоль речонки,
Вдоль речушки
Собирать пошли
Ракушки.

Иголка-иголка,
Ты остра и колка,
Не коли мне пальчик,
Шей сарафанчик.

Забавной обезьяне бросили бананы,
Бросили бананы забавной обезьяне.

На рынке Кирилл крынку и кружку купил.

Баран буян залез в бурьян.

Проворонила ворона вороненка.

У Кондрата куртка коротковата.

Влас у нас, Афанас у вас.

Скороговорки для развития речи детей в 7 лет

Ребятам 7 лет можно предложить сложные скороговорки, с достаточно большим количеством незнакомых старинных слов. Это расширит кругозор, словарный запас и улучшит память.

У нас на дворе-подворье,
Погода размокропогодилась.

Бежит боровок —
Белорыл, белоног,
Перерыл весь дворок.

Около кола — колокола,
И на колах — колокола.
Коваль Кондрат сталь ковал,
Ковал да перековывал.

Неделю Емеле прясть короб кудели,
А Емелиной дочке – прясть одну ночку.

Коваль ковал коня,
Конь — копытом коваля,
Коваль — кнутом коня.

Откуда на просеке просо?
Просыпали просо здесь просто.
Про просо просянки прознали.
Без спроса все просо склевали.

Щебетал щегол с щеглихой,
Щекотал своих щеглят,
А щеглиха-щеголиха
И щеглята-щеголята
По щеглиному пищат.

Скороговорки для развития речи и дикции

Чтобы такие скороговорки принесли максимальную пользу, их следует разучивать так:

  1. сперва проговаривать беззвучно, но с артикуляцией;
  2. затем произносить шепотом
  3. проговаривать скороговорку вслух сперва медленно, затем все быстрее.

Важно следить, чтобы звуки произносились четко и правильно.

  • Свиристель свиристит свирелью.
  • Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.
  • Рыла свинья белорыла, тупорыла; полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла.
  • Мы ели-ели ершей у ели. Их еле-еле у ели доели.
  • У ежа ежата, у ужа ужата.
  • Все скороговорки не перевыскороговоришь.
  • Краб крабу сделал грабли, подарил грабли крабу – грабь граблями гравий, краб.
  • Карл украл у Клары кораллы, а Клара украла у Карла кларнет.
  • Королева кавалеру подарила каравеллу.

Скороговорки на английском для детей с переводом

Такие скороговорки учат правильно произносить иностранные слова и предложения, а также помогают расширить словарный запас и запомнить похожие по звучанию слова. Перед разучиванием стоит познакомить ребенка с переводом скороговорки.

A sailor went to sea
To see what he could see,
And all he could see
Was sea, sea, sea.

Вышел моряк в море
Посмотреть, что он сможет увидеть.
И все, что он смог увидеть,
Было море, море, море.

I like my Bunny.
Bears like honey.
Girls like cats.
Cats like rats.
Boys like dogs.
Storks like frogs.
Mouse like cheese.
Sparrows like peas.
Owls like mouse.
I like rice.
Birds like grain.
Say it all again!

Я люблю моего кролика.
Медведи любят мед.
Девочки любят котов.
Коты любят крыс.
Мальчики любят собак.
Аисты любят лягушек.
Мыши любят сыр.
Воробьи любят горох.
Совы любят мышей.
Я люблю рис.
Птицы любят зерно.
Скажи это все снова!

I see a big black cat,
Big black cat, big black cat.
What a big black cat!
What a cat! What a cat!

Я вижу большого черного кота.
Большого черного кота, большого черного кота.
Что за большой черный кот!
Что за кот! Что за кот!

Whether the weather be fine
Or whether the weather be not.
Whether the weather be cold
Or whether the weather be not.
We will walk together.
Whatever the weather
Whether we like it or not.

Будет ли погода хорошей
Или нет.
Будет ли погода холодной
Или нет.
Мы будем гулять вместе.
Какой бы ни была погода,
Нравится нам это или нет.

Поговорки

Хороший способ работы с поговорками — объяснять их своими словами. Это не только развивает речь ребенка, но и учит его рассуждать.

  • Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
  • Дело мастера боится.
  • Семь раз отмерь, один — отрежь.
  • Гусь свинье не товарищ.
  • Друга ищи, а найдешь — береги.
  • Друг познается в беде.
  • Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты.
  • Слово — не воробей: вылетит — не поймаешь.
  • Голод не тетка, пирожка не подсунет.
  • Семеро одного не ждут.
  • Тише едешь — дальше будешь.
  • Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.

Песни

Дети очень любят колыбельные песни. С ними можно знакомить малышей с самого рождения. Ребята постарше могут, напевая песенку, укачивать своего братика или сестренку, или любимую игрушку.

Люли, люли люленьки
Прилетели гуленьки,
Сели гули на кровать,
Стали гули ворковать,
Стали гули ворковать,
Стали Дашеньку качать,
Стали Дашеньку качать,
Стала Даша засыпать.

Баю — баю — баюшки,
Да прискакали заюшки
Люли — люли — люлюшки,
Да прилетели гулюшки.
Стали гули гулевать
Да стал мой милый засыпать.

Уж ты, котинька-коток,
Кудреватенький лобок,
Приди, котя, ночевать,
Нашу Лидочку качать.
Я тебе ли то, коту.
За работу заплачу,
Дам кувшинчик молока
Да кусочек пирога,
Белей папыньки
В обе лапыньки.

Потешки

Потешками обычно сопровождают какие-либо действия (например, одевание, умывание или же просто игру). Ребенок в это время (сперва с помощью взрослого, затем самостоятельно) выполняет игровые движения по ходу потешки.

Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка,
Что ты рано встаешь,
Голосисто поешь,
Деткам спать не даешь?

Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.

Раным-рано поутру
Пастушок: «Ту-ру-ру-ру!»
А коровки в лад ему
Затянули: «Му-му-му!»
Ты, Буренушка, ступай,
В чисто поле погуляй,
А вернешься вечерком,
Нас напоишь молочком.

— Котятки, котятки,
Малые ребятки!
А кто у вас больший?
А кто у вас меньший?
— Мы все подрастем,
За мышами пойдем.
Один дедушка-кот
Будет дома сидеть
Да на печке лежать,
Нас с добром поджидать.

Как у нашего кота
Шубка очень хороша,
Как у котика усы
Удивительной красы,
Глаза смелые,
Зубки белые.

Старый заяц сено косит,
А лиса сгребает.
Муха сено к возу носит,
А комар кидает.
Довезли до сеновала –
С воза муха закричала:
«На чердак я не пойду,
Я оттуда упаду,
Ноженьку сломаю,
Буду я хромая».

Как на тоненький ледок
Выпал беленький снежок.
Выпал беленький снежок,
Ехал Ванюшка-дружок.
Ваня ехал, поспешал,
Со добра коня упал.
Упал Ваня и лежит,
Никто к Ване не бежит.

Две девушки увидали,
Прямо к Ване подбежали,
На коня Ваню сажали,
Путь-дорогу показали.
Путь-дорогу показали,
Да наказывали:
— Как поедешь ты, Иван,
Не зевай по сторонам!

Загадки

Отгадывание загадок развивает мышление и фантазию, знакомит ребенка с переносными значениями слов и образными выражениями.

Шубу два раза в год снимает.
Кто под шубою гуляет? (Овца)

Явился в жёлтой шубке.
Прощайте, две скорлупки! (Цыплёнок)

Сверху кожа, снизу тоже.
А в середине пусто. (Барабан)

Никого не обижает,
А её все толкают. (Дверь)

Что за зверь:
Белый, как снег,
Надутый, как мех,
Лопатами ходит,
А рогом ест? (Гусь)

Одиноким глазом
Бабушка косится,
От косы осталась
Тонкая косица.
Но проворна бабушка,
Словно молодица,
Стелет стежки на холсте
Тонкою косицей. (Иголка с ниткой)

Маленький, пузатенький.
А весь дом бережет. (Замок)

Пальчиковые игры

Такие игры очень нравятся малышам, начиная с одного года. Пальчиковые игры хорошо развивают мелкую моторику, а значит, и речь, и тренируют память.

«Сорока-белобока»
Сорока-белобока
Кашу варила (делать круговые движения пальцем по ладошке ребенка),
Деток кормила (загибать по очереди пальчики, начиная с указательного):
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала.
«Ты дров не рубил,
Печку не топил,
Кашу не варил,
Воду не носил.
Тебе нет ничего!» (взять в руки большой палец и аккуратно потеребить его).

«Соня-пастушок»
Вышел, вышел пастушок на лужок,
Он созвал, собрал бурёнок в кружок,
Наказал им никуда не ходить,
А коль волк придёт, его разбудить.
Посчитал коров и сладко зевнул.
Да под белою березкой уснул».

Пальчик ребёнка становится «пастушком», ладонь взрослого — «лугом», а его пальцы — «берёзками».
«Пастушок» должен лечь под одну из «березок». «Березка» наклоняется к «пастушку» и пытается дотронуться до него: «Не спи!». Ребёнку надо успеть убрать пальчик и положить его у следующего пальца. Как только «пастушок» будет разбужен, вы меняетесь ролями.

«Братцы»
Взрослый поочередно сжимает пальчики малыша в кулачок.
Ивану — большаку — дрова рубить,
Ваське — указке — воду носить,
Мишке- среднему — печку топить,
Гришке — сиротке — кашу варить,
А крошке — Тимошке — песенки петь.
Песни петь и плясать,
Родных братьев потешать!
Разжать кулачок малыша, поднять руки вверх.

«Домик»
Малыш держит руку вертикально, а взрослый «шагает по пальцам» на ладошке ребенка.
В этом домике пять этажей:
На первом живет семейство ежей,
На втором живет семейство зайчат,
На третьем — семейство рыжих бельчат,
На четвертом живет с птенцами синица,
На пятом сова — очень умная птица.
Ну, что же, пора нам обратно спуститься:
На пятом сова,
На четвертом синица,
Бельчата на третьем,
Зайчата — втором,
На первом ежи, мы еще к ним придем.

«Динь-динь-бом»
Динь-динь-бом,
Динь-динь-бом
(«Звенеть», трясти пальцами у правого уха)
Ходит кошка с бубенцом.
Мыши сразу услыхали.
(перенести руку к левому уху)
Динь-бом, динь-бом.
Быстро в норку убежали
(«бежать» пальцами по столу)
Динь-бом, динь-бом.
Затворили крепко дверь.
(спрятать руки под стол)
Динь-бом, динь-бом.
Не поймаешь их теперь.
(погрозить пальчиком).

«Пять братьев — пальчиков»
Малыш собирает пальчики в кулачок.
Раз, два, три, четыре, пять!
Вышли пальчики гулять! (начать разгибать пальчики)
Этот пальчик — гриб нашел,
Этот пальчик — чистит стол,
Этот — резал,
Этот — ел.
Ну а этот лишь глядел!

Считалки

Считалочки не просто помогают определить водящего в играх. Кроме этого, они стимулируют память, активизируют речь и учат чувству ритма.

Раз малинка, два малинка,
Ела ягоды Маринка,
И в корзинке у Маринки
Не осталось ничего.
Кто по ягоды пойдет,
Тот корзиночку найдет.

Первишки, другишки,
Шалуны мальчишки
Стали играть,
Воду выбирать.
Ну-ка ты, Додон,
Убирайся вон!

Катится яблочко
С крутой горы.
Кто поднимет —
Тот уйди!

Ехала телега темным лесом
За каким-то интересом.
Стук, звон,
Выйди вон!

Раз, два, три , четыре, пять,
Надо солнышку вставать.
Шесть, семь, восемь, девять, десять,
Солнце спит, на небе месяц.
Разбегайся кто куда,
Завтра новая игра.

Тили-тели,
На лавочке сидели —
Царь, царевич,
Король, королевич,
Сапожник,
Портной;
А ты кто такой?

Для того, чтобы речь ребенка была правильной, четкой и выразительной, ее необходимо развивать!

Родители могут сделать это с помощью детской художественной литературы. Особенно полезным для развития и обогащения речи считается фольклор. Он учит чувству ритма, интонации, эмоциональному сопереживанию, красивым речевым оборотам.

На основе фольклора создаются и современные стишки и скороговорки. Можно также найти скороговорки на английском языке для улучшения иностранной речи у ребенка.

С колыбельными песенками и потешками рекомендуется знакомить кроху с самого рождения. Детям 1-3 лет понравятся пальчиковые игры и народные сказки. А детям постарше стоит предложить скороговорки и пословицы, которые развивают не только речь и произношение, но и мышление.

Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

Источник