Фольклор как средство развития ребенка
Консультация для воспитателей
Фольклор как средство развития ребенка
Одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом в настоящее время является его духовное нравственно-патриотическое возрождение, которое невозможно осуществить, не усваивая культурно-исторический опыт народа. Ни что так не способствует формированию и развитию личности, её творческой активности, как обращение к народным традициям, обрядам, народному творчеству, устному и песенному, поскольку, находясь в естественной речевой обстановке, которой является для ребенка его родной язык.
Для максимального достижения воспитательного эффекта с помощью устного народного творчества важно представление разнообразных жанров, включение во все жизненные процессы ребенка в детском саду, во все виды детской деятельности.
Применение на музыкальных занятиях, элементов устного народного фольклора, эмоционально раскрепощают и снимают психологическое напряжение у детей дошкольного возраста.
В программных занятиях с детьми, воспитатели используют устный народный фольклор в разных видах музыкальной деятельности (потешки, загадки, пословицы, поговорки, считалки, подговорки, заклички, припевки), которые способствуют развитию у детей памяти, речи, ритмических способностей, коммуникативного общения, повышают активность и интерес к занятию.
В прослушивании музыкальных произведений на занятии, преподаватель подбирает маленькие отрывки из русских народных сказок, пословицы, загадки, поговорки, что позволяет развивать и формировать нравственно-эстетические, патриотические идеалы, понимание прекрасного, формирование здорового образа жизни.
В процессе разучивания песен в своей работе воспитатель использует песенки-потешки, песенки-пестушки, заклички, скороговорки, загадки для достижения художественно-выразительного и качественного исполнения, устойчивых навыков правильного и точного интонирования мелодии, формирования музыкально речевой активности.
Все это способствует эмоциональному восприятию песни, формированию у детей музыкально-эстетических чувств, ощущение психологического комфорта, тем самым подготавливают положительный эмоциональный фон для восприятия окружающего мира и его отражения в разных видах детской деятельности.
При работе над танцевальными движениями, в играх, хороводах используются загадки, подговорки, речедвигательные упражнения.
Подговорки — это малый фольклорный жанр, в котором в игровой стихотворной форме раскрывается техника исполнения танцевальных движений, его название.
Применение подговорок способствует усвоению танцевальных, игровых движений, комплексному развитию личности, созданию комфортной обстановки для эмоционально-психологической разгрузки на музыкальных занятиях.
Использование устного народного фольклора на музыкальных занятиях с детьми дошкольного возраста показывает высокую практическую значимость. Расширяется кругозор детей, у них формируется любовь и уважение к русским народным традициям.
Значительно повышается музыкально-речевая активность, что вместе с тем способствует обеспечению эмоционального-психологического комфорта и сохранению здоровья детей на музыкальных занятиях.
Фольклору отводится всё более заметное место в выполнении задач нравственного и эстетического воспитания, развития творческих способностей подрастающего поколения. Фольклор в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и приобщение к высокой культуре и традициям своего народа.
Особенностью фольклора является его ярко выраженная региональная принадлежность и историческая конкретность. Фольклор как исторически конкретная форма народной культуры не остается неизменным, а развивается вместе с народом, вбирая в себя все ценное, что существовало ранее, и отображая новые социальные изменения. Поэтому фольклор всегда самобытен и современен. Именно по этой причине он сохранил свою воспитательную функцию и в настоящее время может использоваться в учебно-воспитательном процессе, как и во времена наших прабабушек.
Фольклор близок детям по содержанию. С его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в то же время оказывают на него своё воспитательное воздействие
Фольклор — это устное народное творчество, народная мудрость, народное знание. Фольклор выражает вкусы, склонности, интересы парода. Фольклорные произведения называют народными — они отражают художественные вкусы.
Устное народное творчество — это произведения всех родов и жанров. Это песни о героях, разнообразные сказки, лирика, драма. Художественное произведение — неповторимое и неповторяемое другими, которое создаёт своё. Отличие — по характеру, фактуре стиха, признакам стиля.
В детском фольклоре различают произведения взрослых для детей, произведения взрослых, ставшие со временем детскими, детское творчество — то, что дети сочинили сами. Детский фольклор русского народа богат, разнообразен сказками, произведениями малых жанров.
Колыбельные песни — в народе их называют байками. Старинное значение этого слова шептать, заговаривать. В современных колыбельных песнях появляется герой кот, он мягкий, пушистый, приносит покой, сон, его клали в колыбельку к ребёнку и коту обещали награду, кувшин молока. «Ваня будет спать, котик Ваню качать».
Пестушки — это пестовать, нянчить, растить, ходить за кем-либо, воспитывать, носить на руках. Проснувшегося ребёнка, когда он потягивается, гладят. В пестушках лежит образ маленького ребёнка, “Потягушки, потягушки! Поперёк толступушки, а в ножки ходунушки, а в ручки хватунушки, а в роток говорок, а в головку разумок«,- весёлая, затейливая песенка вызывает у ребёнка радостное настроение.
Потешки — песенки, сопровождающие игры ребёнка с пальцами, ручками и ножками («Ладушки», «Сорока») в этих играх есть уже нередко «педагогическое» наставление, «урок». В «Сороке» щедрая белобока, накормила кашей всех, кроме одного, хотя и самого маленького — мизинца, но лентяя.
Прибаутки — песенки более сложного содержания, не связанные с игрой. Они напоминают маленькие сказочки в стихах. Это прибаутка о петушке — Золотом Гребешке, который летал за овсом на Куликово поле; о курочке — Рябе; о зайчике — Коротенькие Ножки. Прибауткам свойствен сюжет. Движение — основа образной системы прибауток, даётся резкая смена одной картины, другой из строки в строку. Многообразны и ярки ритмы прибауток. Колокольным звоном: «Тили — бом, Тили — бом».
На втором году жизни расширяется знакомство малыша с художественным материалом. Если прежде ребёнку читали сокращённый текст потешки, например «Ладушки», «Сорока», то теперь в начале второго года жизни, можно продолжить, добавив движения. Игры с движениями ручками, пальчиками, хождением проводятся с новыми текстами «Пальчик — мальчик».
Наряду с пестушками и потешками детям читают стихи, несколько более сложного содержания, не связанные с игрой — движениями самого ребёнка. В них, как правило, присутствует персонаж, с которым развёртывается действие. В одном стихотворении оно очень простое, а в другом — это цепь взаимосвязанных действий персонажа, т. е. сюжет. В прибаутке «Петушок — петушок» — всего один персонаж и очень простое действие. Здесь — образное изображение. Петушок очень яркий, живописный, и поёт он «голосисто». Основная интонация этого стиха — ласковая, звучание его напевно, мелодично.
Прибаутка про курочку — рябушечку вся построена на чередовании вопросов и ответов. В этой прибаутке ярко выражается характерный для фольклора, особенно адресованного детям, приём повтора, благодаря которому повествование растягивается, и внимание малыша можно удержать расположением действий по образцу цепного соединения — одно звено вытекает из другого.
В конце второго года малышу рассказывают первые в его жизни сказки: про репку, про курочку Рябу.
С литературными произведениями начинается знакомство с чтения взрослым о самом близком и интересном — об игрушках. Поэтесса А. Барто очень точно выразила чувство ребёнка в коротких стихотворениях «Лошадка», «Мишка», «Зайка».
Так, на втором году жизни от короткой пестушки и потешки, где слово в единстве с движением выполняет игровую функцию, взрослый постепенно подводит ребёнка к встрече с детской книгой, где слово, воспринимаемое малышом на слух, совместно с иллюстрацией книги создают художественный образ детской литературы.
На третьем году жизни речь ребёнка становится основным средством его общения и с взрослым, и с детьми.
Значительно возрастает понимание речи окружающих. В этом возрасте с ребёнком разговаривают не только о том, что он видит, воспринимает в данный момент, но и о том, что было в его опыте прежде, о том, что будет. Расширяются возможности для развития наблюдательности, способности обобщения. Ребёнок воспринимает связный рассказ, понимает содержание инсценировки с развёрнутым сюжетом и сравнительно большим количеством персонажей. Он может сосредоточенно рассматривать картинки, не отвлекаясь, послушать чтение книжки, посмотрев книгу, аккуратно положить её в отведённое место.
Значительно расширяется репертуар художественных произведений, с которыми знакомят детей третьего года жизни. Однако по-прежнему особое место занимают произведения малых форм фольклора. Содержание их усложняется за счёт расширения круга персонажей: иногда — это целая система образов; сюжет подчас не так прост, как в стихах ранней поры; стиль, язык, звуковая организация высокопоэтичны, содержание более значительно. Ребёнок — один из главных образов поэзии малых форм. «Наша Маша маленька» — о ребёнке сказано очень тепло, облик его изображён ярко и красочно. В этом стихотворении отсутствует игровой момент, но ребёнка позабавит сходство ситуации: он тоже в шубке и идёт гулять. Ведь это о нём самом стихотворение!
Знакомство детей с произведениями искусства, с сокровищницей русской культуры, с лучшими образцами устного народного творчества должно начинаться с первых лет его жизни, так как период раннего и дошкольного детства — определяющий этап в развитии человеческой личности.
Именно в этот период дети с поразительной быстротой и активностью начинают перенимать нормы поведения окружающих, а главное — овладевать средством общения — речью. Овладевая речью, ребёнок получает ключ к познанию окружающего мира природы, осваивает основную форму речевого общения — диалогическую. Самых маленьких детей в первую очередь знакомят с произведениями устного народного творчества. Гениальный творец языка и величайший педагог — народ создал такие произведения художественного слова, которые ведут ребёнка по всем ступеням его эмоционального и нравственного развития.
Младенцем ребёнок учится по ним звукам родного языка, их мелодике, затем овладевает умением понимать их смысл; подростком начинает улавливать точность, выразительность и красоту языка и, наконец, приобщается к народному опыту, народной морали, народной мудрости.
Знакомство малыша суетным народным творчеством начинается с песенок, потешек. Под звуки их ласковых напевных слов малыш легче проснётся, даст себя умыть («Водичка, водичка»), накормить («Травка — муравка»). Не всегда приятные для ребёнка моменты ухода за ним под звучание песенок превращаются в тот эмоциональный контакт, в те формы речевого общения, которые так необходимы для его развития.
Особенно много радости доставляют детям игры с взрослыми. Народ создал множество игровых песенок. Сопровождая действия с малышом словами песенки, радующей его, взрослые приучают ребёнка вслушиваться в звуки речи, улавливать её ритм, отдельные звукосочетания и понемногу проникать в их смысл.
Знакомя малышей с потешками «Курочка-рябушечка», «Наши уточки», «Кисонька — мурысенька», «Дай молочка, Бурёнушка», со стихотворением «Кто как кричит» А. Барто, воспитатель привлекает их к подражанию крику птиц, животных. Лучшему пониманию сказок, стихотворений помогает инсценирование их с помощью игрушек, настольного театра. Перед инсценировкой детям дают возможность рассмотреть игрушки, плоскостные фигурки, чтобы затем малыши больше сосредоточились на слуховых впечатлениях. Хорошо инсценируются русские народные сказки «Репка», «Теремок», «Колобок», произведения 3. Александровой «Топотушки», Е. Ильиной «Топ-топ». Стихотворения «На санках», О. Высотской и «Больная кукла» В. Берестова можно объединить в одной инсценировке и закончить её песенкой, адресованной больной кукле.
Произведения народного творчества — это школа развития чувств детей. Мир красок и звуков окружает ребёнка. Как показал опыт, выразительные рассказывания, беседы о героях сказок, о чувствах, которые они испытывают, о трудностях, которые им приходится преодолевать, рассматривание иллюстраций, игры в сказки — всё это значительно развивает эмоциональную восприимчивость детей.
Сегодня повсеместно возрастает интерес к народному творчеству. Оно и понятно: в нём нужно искать истоки наших характеров, взаимоотношений, исторические корни. Взрослые обращают внимание детей к народным истокам, корням нашим, обрядам, традициям, обычаям, которые долгое время были в забвении. Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства.
Интерес и внимание к народному искусству, в том числе и к музыкальному, в последнее время в нашей стране ещё более возрос. Истинно художественной и естественной почвой для музыкального воспитания ребёнка является фольклор того народа, к которому он принадлежит, как среда, в которой искусство органично слито с жизнью и мировоззрением людей. Народное искусство дарит детям встречи с напевными и искренними мелодиями, с подлинным, живым, ярким, образным и ласковым родным языком.
Русский фольклор — душа русского искусства, русской музыки. Произведение народного фольклора бесценны. В них сама жизнь. Они поучительны чистотой и непосредственностью. Знакомство с музыкальными фольклорными произведениями всегда обогащает и облагораживает. И чем раньше соприкасается с ним человек, тем лучше. Народная музыка органично вплеталась в человеческую жизнь с рождения и до смерти. Такой же органичной, естественной и необходимой должна стать музыка для ребёнка сегодня. Ребёнку доступно и понятно народное творчество, а значит и интересно. Детство — период расцвета в жизни человека. Это время, когда ребёнок подобен цветку, который тянется своими лепестками к солнышку. Дети младшего возраста очень чутко реагируют на каждое слово, сказанное взрослыми. Потому наша задача состоит в том, чтобы привить детям любовь к прекрасному, научить их умениям и навыкам игры в коллективе, развить в малышах такие качества, как доброту, чувство товарищества и благородство.
Гениальный творец языка и величайший педагог — народ создал такие произведения художественного слова, которые ведут по всем ступеням его эмоционального и нравственного развития.
Пестушки, колыбельные песни играют огромную роль в духовном развитии человека, в его нравственно-эстетическом воспитании. Они трогают сердце, питают любовь к своей земле и своему народу. Маленьким детям ещё не доступно в полном объёме понятие о Родине, но мы знаем, что именно в раннем детстве зарождается любовь к ней. Для ребёнка Родина — это мама, близкие родные люди, окружающие его. Это дом, где он живёт, двор, где играет, это детский сад с его воспитателями, друзьями. От того, что слышит и видит ребёнок с детства, зависит формирование его сознания и отношения к окружающему. Развивая чувства, черты характера, которые незримо связывают ребёнка со своим народом, воспитатели в своей работе используют народные песни, пляски, хороводы, яркие народные игрушки. Всё это богатство русского народного творчества помогает детям усвоить язык своего народа, его нравы и обычаи, его черты характера
Источник
Сурнина Татьяна Анатольевна, учитель музыки
ГБОУ СОШ №6 Василеостровского района Санкт-Петербурга.
Педагогический стаж 25 лет
Фольклор, как средство эмоционального воспитания и развития детей
В современных семьях появился интерес к своим корням, что выражается в традициях, связанных с экскурсом в родословную своей семьи. Начинать приобщение к культуре надо с представлений об окружающем мире. Народ – единственный и неиссякаемый источник духовных ценностей. Сколько детских сказок, загадок, поговорок в народном творчестве! Все они преследуют определенные воспитательные цели. Погружение детей в традиционную фольклорную среду – один из факторов воспитания
Что же относится к детскому фольклору?
Пестушки – песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.
Потешки – игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).
Заклички – обращение к явлениям природы (солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям).
Считалки – коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.
Скороговорки и чистоговорки, незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.
Прибаутки, шутки, перевертыши – забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.
Без этих веселых стишков ребенок никогда не овладеет своим родным языком в совершенстве, формирование культурно-гигиенических навыков превратится в скучное безрадостное выполнение указаний взрослого, выполнение каких – то движений е вызывает интереса радости, желание повторить еще и еще.
Колыбельные – народный фольклор сопровождает жизнь малыша с самых первых дней появления на свет. Самыми первыми произведениями фольклора, с которыми знакомится ребенок, являются колыбельные песни. Колыбельные песни, по мнению народа – спутник детства. Они на ряду с другими жанрами заключает в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей и образное восприятие.
Поэтому, использование фольклора имеет огромное значение в жизни ребёнка.
Дошкольный и младший школьный возраст – особый период детства, которому свойственна эмоциональность, развитое образное мышление, творческое воображение, он является сензитивным для физического, психического, личностного развития детей, что во многом предопределяет будущий облик человека и в то же время становится исключительно благоприятным фактором для взаимодействия со сверстниками и взрослыми. В нем различаются два переходных (кризисных) периода: из раннего детства в дошкольный возраст (кризис 3 лет); из детского сада в школу (кризис 7 лет), который характеризуется сменой ведущего вида деятельности (на смену игре приходит учебная деятельность), переживанием нового социального статуса ребенка-школьника. Переход из детского сада в школу часто нарушает саму «природу детства» (Д.Б. Эльконин): в период формирования базовых качеств личности в детском саду наблюдается перегрузка детей, объясняемая необходимостью подготовки их к школе. Отсюда соблюдение преемственности в воспитании, снятие и преодоление трудностей адаптационного периода становится важнейшей задачей педагогов. В решении этой задачи большая роль определена детскому фольклору как самому естественному и органичному средству воспитания, научению жизни, важному фактору социализации ребенка.
Фольклор, сопровождая жизнь ребенка, способствует гармоничному вхождению в последующий возрастной этап бесконфликтно, так как он сообразен самой природе образного мышления детей дошкольного и младшего школьного возраста. Применение детского фольклора в воспитании способствует установлению педагогической преемственности между различными этапами развития (дошкольники — младшие школьники), создает перспективу для развития личности ребенка с опорой на предыдущий опыт и знания. Детский фольклор как испытанное средство народной педагогики является надежным механизмом природосообразного воспитания. Устное народное творчество, в целом народное искусство, есть та же природа, но рожденная человеком (человек — дитя природы), его способностью видеть, слышать, чувствовать в природе целесообразную красоту и гармонию. Психологически, физиологически, природно ребенок расположен к фольклору как способу, позволяющему ему со всей полнотой погружаться в жизнь, во все ее проявления.
Эмоциональное состояние у детей предполагает уровень развития высших чувств и формирование эмоциональных свойств личности. Одним из основных условий нормального развития ребенка является своевременное и полноценное формирование его эмоциональной сферы. Чувства и эмоции у младших дошкольников преобладают над всеми сторонами жизни ребенка, придавая им окраску и выразительность.
Эмоции, которые ребенок чаще все испытывает и проявляет, оказывают влияние на успешность его взаимодействия с окружающими людьми, и, как следствие, на успешность его социального развития. Формирование эмоций и чувств осуществляется во время взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками.
Фольклор является одним из понятных и доступных средств развития эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста. Он обладает огромными воспитательными возможностями: фольклор может удовлетворить любые интересы детей, так как его тематика не ограничена. Систематическое и целенаправленное использование фольклорных произведений в детском саду и школе дает возможность заложить основу физического благополучия ребенка, которое определяет успешность его общего развития в дошкольный период детства.
Общение с фольклором облагораживает ребёнка, делает его мягким, чутким, добрым, мудрым. В работе на основе народных традиций ребёнок раскрывается как цветок. И родители, видя работу педагога , начинают интересоваться народным творчеством, замечая изменения в своём ребёнке. Фольклор всегда самобытен и современен. Именно по этой причине он сохранил свою воспитательную функцию и в настоящее время,
Одним из главных элементов устного народного творчества является ПЕСНЯ, сопровождающая человека всю его жизнь — в труде, на празднике, в быту. В песнях воспеваются трудовые и героические подвиги народа, красота природы, приветствуется доброта, высмеиваются недостатки. Песни воспитывают музыкой и словом, нравственным содержанием.
С первыми народными песнями дети сталкиваются ещё в бессознательном возрасте, когда мама поёт им колыбельные. Становясь старше, через музыку они познают культуру своей страны. Именно в этот период первого знакомства происходит формирование музыкального вкуса, который с годами будет развиваться. Разучивать наизусть песню гораздо легче, чем стихи, она более образна, насыщена эмоциями. Когда малыш сам может повторить композицию, пора переходить к танцам. Для начала под музыку можно просто водить хороводы, поднимая и опуская руки, смыкая и размыкая круг. Со временем малышу можно предоставить больше свободы, чтобы он сам решал, как двигаться под музыку, опираясь на внутренние ощущения. И это – уже элемент творчества! И именно через музыкальные композиции может произойти первое знакомство ребёнка с шутками и юмором. Редко используемые в образовательном процессе частушки могут научить ребёнка понимать смешное. Главное при этом – правильный подбор «репертуара».
Интересен для восприятия вид детского фольклора – это сказки. Конечно, родители читают их детям ещё с того возраста, когда они не могут понять смысла истории и уловить нить повествования. Просто тембр голоса читающих мамы или папы успокаивает и помогает заснуть. Но со временем рассказываемые истории обретают смысл – дети не просто понимают сюжет сказки, но и запоминают его, а со временем по тому же принципу составляют собственные истории.
Сказка – это всегда демонстрация какой-то ситуации из жизни. Даже если сам малыш в неё ещё не попадал, он легко понимает, кто положительный герой, а кто – отрицательный, что зло всегда бывает наказано, а общение героев строится на основе некоторых правил. В иносказательной форме ребёнку рассказывают о нормах поведения и хорошего тона –основах морали и нравственности. Сказка дарит малышу веру в добро и справедливость, воспитывает, но без нравоучений. Той же цели служат поучительные пословицы: «любишь кататься, люби и саночки возить», «делу – время, потехе – час».
Фольклор в любом виде, будь то смешные потешки и прибаутки или сказки и поговорки, позволяет ребёнку ассоциировать себя с героями произведений. А герои эти – собирательный образ всего русского народа, передававшийся из поколения в поколение. Именно поэтому особо отмечали важность детского фольклора Максим Горький, Корней Чуковский и Самуил Маршак, выдающиеся отечественные педагоги и психологи. Читайте детям, вместе пойте и рассказывайте истории – это очень поможет в их воспитании.
Фольклор, как «кладезь народной мудрости» в силу своей эмоциональной насыщенности может оказать комплексное воздействие на картину мира ребенка, определяя толерантность в его отношениях с окружающими, стиль поведения.
Функции и воспитательный потенциал фольклора
1)фольклор способствует углублению знаний о народной духовной культуре в ее прошлом и настоящем. Фольклор знакомит с бытом, традициями, обычаями своего и «народа-соседа».
2)с помощью фольклора осуществляется усвоение нравственно-поведенческих культурных норм и ценностей.
3)с помощью фольклора возможно воспитание уважительного отношения как к культуре собственного этноса, так и толерантного отношения к другим этническим культурам.
4)фольклор способствует развитию эстетического вкуса. Ребенок чувствует красоту народной мысли, у него возникает потребность в общении с народом.
Эстетическая функция фольклора заключается в том, что он формирует у детей художественный вкус, вырабатывает умение ценить и понимать прекрасное, способствует формированию гармонически развитой личности.
Суть воспитательной функции заключается в том, что устное народное творчество, являясь средством народной педагогики, формирует качества человеческого характера. Пословицы, поговорки, сказки наполнены высоким моральным и нравственным смыслом и дают характерологические оценки личности с позиций «хорошо» и «плохо».
Фольклор развивает устную речь ребёнка, влияет на его духовное развитие, на его фантазию. Каждый жанр детского фольклора учит определённым нравственным нормам. Таким образом, приобщение ребёнка к народной культуре начинается с детства, где закладываются основные понятия и примеры поведения. Культурное наследие передаётся из поколения в поколение, развивая и обогащая мир ребёнка. Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития.
Источник