Фэмп цель в развитии ребенка

Воспитатель Алексеева Н.В.

  1. Количество и счёт

Старшая группа

«Подбери игрушку»

Цель: упражнять в счете предметов по названному числу и запоминании его учить находить равное количество игрушек.

Содержание. В. объясняет детям, что они будут учиться отсчитывать столько  игрушек, сколько он скажет. По очереди вызывает детей и дает им задание принести определенное число игрушек и поставить на тот или иной стол. Другим детям поручает проверить, верно, ли выполнено задание, а для этого сосчитать игрушки, например: «Сережа, принеси 3 пирамидки и поставь на этот стол. Витя, проверь, сколько пирамидок принес Сережа». В результате на одном столе оказывается 2 игрушки, на втором-3, на третьем-4, на четвертом-5. Затем детям предлагается отсчитать определенное число игрушек и поставить на тот стол, где столько же таких игрушек, так, чтобы было видно, что их поровну. Выполнив задание, ребенок рассказывает, что сделал. Другой ребенок проверяет, верно ли выполнено задание.

«Матрешки»

Цель: упражнять в порядковом счете» развивать внимание, память.

Материал. Цветные косынки (красны, желтая, зеленая: синяя и т. д. , от 6 до 10 штук.

Содержание. Выбирается водящий. Дети повязывают косынки и становятся в ряд-это матрешки. Они пересчитываются вслух по порядку: «Первая, вторая, третья» и т. д. Водящий запоминает, на каком месте стоит каждая матрешками выходит за дверь. В это время две матрешки меняются местами. Водящий входит и говорит, что изменилось, например: «Красная матрешка была пятой, а стала второй, а вторая матрешка стада пятой». Иногда матрешки могут оставаться на своих местах. Игра повторяется несколько раз.

  «Назови «соседей» числа»

Цель: Учить называть предыдущее и последующее число для каждого числа натурального ряда в пределах 10

Материалы: Карточки с изображением кругов (от 1 до 10), наборы из 10 карточек с кругами (от 1 до 10).

Ход: У каждого ребенка карточка с изображением кругов (от 1 до 10) и набор из 10 карточек с кругами (от 1 до 10).

Воспитатель объясняет детям: «У каждого числа есть два соседа-числа: младшее меньше на один, оно стоит впереди и называется предыдущим числом; старшее больше на один, оно стоит впереди и называется последующим числом. Рассмотрите свои карточки и определите соседей своего числа».

Дети находят предыдущее и последующие числа к изображенному на карточке числу кругов и закрывают пустые квадраты карточкой с определенным количеством кругов.

После выполнения задания дети объясняют: какое число предыдущее и последующее к обозначенному числу у низ на карточке и почему эти числа стали соседями.

  1. Величина

 Старшая группа

«Сложи дощечки»

Цель: упражнять в умении строить последовательный ряд по ширине, упорядочивать ряд в 2-х направлениях: по убыванию и возрастанию.

Материал. 10 дощечек разной ширины от 1 до 10 см. Можно использовать картонки.

Содержание. Участвующие делятся на 2 группы. Каждая подгруппа получает набор дощечек. Оба набора помещаются на 2 столах. Дети двух подгрупп сидят на стульях с одной стороны стола. С другой сторон столов расставляются свободные скамейки. Обе подгруппы детей должны выстроить дощечки в ряд (одна по убывающей ширине, другая по возрастающей). По очереди один ребенок подходит к столу и ставит в ряд 1 дощечку. При выполнении задания исключаются пробы и перемещения. Затем дети сравнивают. Определяют, какая подгруппа справилась с заданием правильно.

 «Новогодние елочки»

Цель: учить детей пользоваться меркой для определения высоты (одного из параметров высоты).

Материал. 5 наборов: в каждом наборе 5 елочек высотой 5, 10, 15, 20, 25 см. (елки могут быть изготовлены их картона на подставках). Узкие картонные полоски той же длины.

Содержание. В. собирает детей полукругом и говорит: «Дети, приближается Новый год, и всем нужны елочки. Мы будем играть так: наша группа поедет в лес, и каждый найдет там елочку,  по мерке. Я вам раздам мерки, и вы будете подбирать елочки нужной высоты. Кто найдет такую елочку, подойдет ко мне с елочкой и меркой и покажет, как измерил свою елочку. Мерить надо, поставив мерку рядом с елочкой, чтобы низ у них совпадал, если верх тоже совпадает, значит вы нашли нужную елку (показывает прием измерения)». Дети едут в лес, где на нескольких столиках вперемешку стоят разные елочки. Каждый подбирает нужную ему елочку. Если ребенок ошибся, то он возвращается в лес и подбирает нужную елочку. В заключение обыгрывается поездка по городу и доставка елок по местам.

  1. Масса

Подготовительная группа

«Что тяжелее»

Цель: обучение умению сравнивать предметы по тяжести

Материалы: два одинаковых ведерка и коробочка с морской галькой(пуговицами)

Способ выполнения: педагог организует беседу:

– Как вы думаете , какое ведерко тяжелее: где много камешков или где мало? Возьмите оба ведерка в руки. Какое из них тяжелее?

– Что надо сделать чтобы ведерки стали стали одинаковыми по тяжести? ( Либо убрать камешки из того ведерка , где много, либо добавить в то где мало.)

Педагог обсуждает с детьми оба варианта и предлагает на практике убедиться , что оба -подходят, нов первом случае оба ведерка станут легче, а во втором- тяжелее. Тяжесть ведерка дети прикидывают на руках., самостоятельно определяя ,где тяжелее.

Вариант 1Эти упражнения можно провести с водой . Воду можно наливать в ведерко кружкой , чтобы ребенок сам отмеривал количество воды для получения более тяжелого и более легкого ведерка.

Вариант 2. Можно предложить продумать , как сделать ведерки одинаковыми по тяжести. Если ребенок догадается, что нужно наливать воду по очереди в каждое ведерко( кружку- в одно, кружку- в другое ). То он сможет самостоятельно сделать выводы: надо наливать в них одинаковое количество кружек воды, тогда ведерки будут одинаковыми по тяжести.

 « Узнай где больше»

Цель: обучение оценке массы визуального и с помощью мерки.

Материалы: стеклянные банки, картонный пакет из-под сока, стакан, вода

Ход: педагог оказывает пол- литровую банку с водой и картонный пакет из-под сока с водой.

-Кто может сказать, сколько стаканов воды в этой банке? В этом пакете?

Педагог подводит  детей к выводу  о том, что легче высказывать предположение, если  вода налита в прозрачный сосуд, но на «глаз» трудно определить точно.

Затем желающие измеряют воду в обоих сосудах, используя стакан. Педагог снова обращает внимание детей на технику отмеривания : воду надо наливать одинаково – «по край»

Читайте также:  Раннее развитие для ребенка 2 лет

Старшая группа

«Назови свой автобус»

Цель: упражнять в различении круга, квадрата, прямоугольника, треугольника, находить одинаковые по форме фигуры, отличающиеся цветом и размером,

Содержание.  В.  ставит на некотором расстоянии друг от друга 4 стула, к которым прикреплены модели треугольника, прямоугольника и т. д. (марки автобусов). Дети садятся в автобусы (становится в 3 колонны за стульями Педагог-кондуктор раздает им билеты. На каждом билете такая же фигура как на автобусе. На сигнал «Остановка!» дети идут гулять, а педагог меняет модели местами. На сигнал «В автобус» дети находят сбои автобус и становятся друг за другом. Игру повторяют 2-3 раза.

Подготовительная группа

«Мастерим геометрические фигуры»

Цель: Развивать умение конструировать геометрические фигуры по словесному описанию и перечислению характерных свойств.

Материалы: наборы счетных палочек, веревочки (шнурки)

Ход: Воспитатель читает стихи, а дети делают геометрические фигуры из веревочек и счетных палочек.

Жили-были два брата:

Треугольник с квадратом.

Старший – квадратный,

Добродушный, приятный.

Младший – треугольный,

Вечно недовольный.

Тот кричит ему:

– Смотри, ты полней меня и шире,

У меня углов лишь три,

У тебя же их четыре.

Дети из счетных палочек моделируют квадраты и треугольники, затем называют фигуры.

Но настала ночь, и к брату,

Натыкаясь на углы,

Младший лезет воровато

Срезать старшему углы.

Уходя, сказал:

– Приятных, Я желаю тебе снов!

Спать ложился ты квадратом,

А проснешься без углов!

Воспитатель уточняет у детей, какая фигура получится, если у квадрата срезать углы. (Круг). Дети делают круги из веревочек.

Но наутро младший брат

Страшной мести был не рад.

Поглядел – нет квадрата.

Онемел… Стоит без слов..

Вот так месть. Теперь у брата

Восемь новеньких углов!

Дети составляют восьмиугольник. Затем называют все сделанные геометрические фигуры.

  1. Арифметические задачи

Подготовительная группа

«Найди свой вагон»

Цели: развивать умение применять знания в действии, обдумывать, контролировать, устранять ошибки; познакомить детей с действием сложения, со знаком «+», обозначающими это действие; закрепить порядковый счет, умение находить место цифры в ряду, понимать вопрос (Какой по счету?); показать принцип образования натурального ряда чисел: в результате увеличения на 1 получается число, то есть последующее.

Материалы: карточки с примерами, макеты вагонов.

Содержание: детям дают карточки в виде примеров: 2+1; 3+1; 4+1; кроме 1+1. Они делятся на две команды по 10 человек, им предлагается по гудку паровоза отправиться в Страну знаний. Нужно обежать «змейкой» цветные прямоугольники с цифрами (вагоны), выложенные в ряд на полу, и, решив свой пример, найти номер своего вагона, встать в него. Когда дети обеих команд найдут свои вагоны, педагог просит назвать его номер и проверяет правильность решения примера, подводит детей к выводу, что каждое последующее число больше предыдущего на единицу. Дети осуществляют порядковый счет.

Вопрос: вагон с каким номером остался без пассажира?

Движение: бег «змейкой» между предметами.

Правила: детям нужно быть внимательными при нахождении номера вагона, знать, что каждое последующее число увеличивается на единицу. При беге не задевать детей, вставших на свое место, работать быстро; счет осуществлять последовательно, отвечая на вопрос: «Какой по счету синий вагон?» и т.д. При последовательном пересчете друг за другом уметь на слух определить, номер какого вагона не был произнесен. Если дети не догадались, счет повторить.

Старшая группа

Цепочка примеров

Цель: упражнять в умении производить арифметические действия

Ход игры: взрослый бросает мяч ребёнку и называет простой арифметический, например 3+2. Ребёнок ловит мяч, даёт ответ и бросает мяч обратно и т.д.

 «Примеров много, ответ один».

Цели:

Закрепить состав числа в пределах 10.

Учить детей раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее.

Учить детей составлять арифметические задачи на сложение и вычитание.

Игровой материал: игровое поле, 2 набора карточек с цифрами (большого и маленького размера).

Варианты заданий:

1.Взрослый выкладывает на середину поля большую карточку с цифрой (например 8) и спрашивает:

-Ваня как можно составить число восемь из двух других чисел? (Ребёнок должен положить в пустые кружочки с двух сторон маленькие карточки с цифрами так, чтобы в сумме получилось число 8.

-А как Оля образует число восемь? и т.д.

2.Решать арифметические задачи используя картинки и карточки с цифрами. Например: на пустые кружочки кладутся карточки с цифрами 4 и 3 напротив друг друга. Взрослый говорит условия задачи:

– Под кустом сидели 4 улитки к ним приползли ещё 3 улитки. Сколько улиток спряталось под кустом? (Ребёнок должен сосчитать и положить в середину игрового поля большую карточку с цифрой). Аналогично можно составлять задачи на вычитание.

3.Можно предложить ребёнку самому придумывать задачи.

  1. Пространственные представления

Старшая группа

«Расскажи про свой узор»

Цель: учить овладевать пространственными представлениями: слева, справа, вверху, внизу.

Содержание. У каждого ребенка картинка (коврик с узором). Дети должны рассказать, как расположены элементы узора: в правом верхнем углу – круг, в левом верхнем углу – квадрат. В левом нижнем углу – овал, в правом нижнем углу – прямоугольник, в середине – круг. Можно дать задание рассказать об узоре, который они рисовали на занятии по рисованию. Например, в середине большой круг – от него отходят лучи, в каждом углу цветы. Вверху и внизу-волнистые линии, справа и слева – по одной волнистой линии с листочками и т. д.

Подготовительная группа

«Поможем Элли вернуться домой»

Задачи: Закреплять умение ориентироваться в пространстве с помощью условных обозначений на плане, определять направление движения объектов, отражать в речи их пространственное положение

Материалы: Альбомный лист с изображением плана, конверты с заданиями.

Ход: Воспитатель напоминает детям отрывок из сказки, в котором девочка Элли с другом Тотошкой после урагана попала в другую страну. Воспитатель предлагает детям помочь ей вернуться домой. Вместе с детьми он рассматривает план возращения домой:

3        4

      5

1        2

Взрослый обращает внимание детей на то, что путь Элли обозначен на плане цифрами, а в группе – конвертами с заданиями. Дети находят на плане цифру 1, а в группе – конверт с цифрой 1(В котором размещен текст с заданием на счет).

Читайте также:  Развитие ребенка 1 месяц после родов

Затем предлагает найти на плане цифру 2 и определить, в каком направлении надо нарисовать стрелку (слева направо из нижнего левого угла в нижний правый угол). Дети находят в группе конверт с цифрой 2 (с заданием).

Аналогично дети находят конверты с цифрами 3, 4 и 5 рисуют стрелки и выполнют задания последовательно.

 «Рисуем дорожку к участку»

Цель: Развивать умение ориентироваться в пространстве с помощью условных обозначений и схем.

Материалы: листы бумаги с изображением плана территории

Ход: у детей листы бумаги с изображением плана территории дсада (здание и участок дсада).

Воспитатель предлагает детям помочь Петрушке найти дорогу к участку и дает указания:

– придумайте, как мы будем обозначать направления движения. (Прямой линией со стрелкой)

– положите треугольник посередине листа

– проведите прямую линию со стрелкой от прямоугольника до треугольника.

– положите круг посередине одной из боковых сторон листа (участок другой группы)

Проведите прямую линию со стрелкой от треугольника до круга.

– уточните дальнейшее направление движения до участка

– проведите прямую линию со стрелкой от круга к участку.

Затем дети по очереди рассказывают о направлении движения от дсада до участка, используя пространственные понятия.

 «Линии и точки»

Цель: Развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.

развивать внимание, мыслительные операции, воображение.

Материалы: тетрадные листы в крупную клетку, цветные карандаши.

Ход игры:Воспитатель раздает листы в клетку и карандаши и просит детей украсить «коврики для гномов». Затем на доске цветным мелом проводит линии слева направо и сверху вниз, называя их направление, и уточняет: Что образуют линии (клеточки). Клеточки помогают расположить рисунок ровно. В центре клеточки и на пересечении линий можно поставить точки. (Показывает несколько вариантов) А теперь давайте украсим коврики для гномов с помощью цветных линий, клеточек и точек.

  1. Время

Старшая группа

«Вчера, сегодня, завтра»

Цель: в игровой форме упражнять в активном различении временных понятий «вчера», «сегодня», «завтра».

Содержание. По углам игровой комнаты мелом рисуют три домика. Это «вчера», «сегодня», «завтра». В каждом домике по одной плоской модели, отражающей конкретное временное понятие.

Ход: Дети, идут по кругу, читают при этом четверостишие из знакомого стихотворения. По окончании останавливаются, а воспитатель громко говорит: «Да, да, да, это было … вчера!» Дети бегут к домику под названием «вчера». Затем возвращаются в круг, игра продолжается.

«Части суток»

Цель: упражнять детей в различении частей суток.

Материал: картинки: утро, день, вечер, ночь.

Содержание. Воспитатель  чертит на полу 4 больших домика, каждый из которых соответствует одной части суток. Позади каждого домика закрепляется соответствующая картинка. Дети выстраиваются в шеренгу лицом к домикам. Воспитатель читает соответствующий отрывок, из  какого – либо стихотворения, а затем подает сигнал, Отрывок должен характеризовать часть суток, тогда игра будет проходить занимательнее и интереснее.

  1.Утром мы во двор идем,    

     Листья сыплются дождем,         

     Под ногами шелестят,                 

      И летят, летят, летят…                                                                         

2.Случится в солнечный денек         

   Ты в лес уйдешь поглуше

    Присядь попробуй на пенек        

    Не торопись… Послушай…                          

   3.Вот уж вечер.                                                      

   Роса.

   Блестит на крапиве.                                        

   Я стою на дороге,                

    Прислонившись к иве…                                                                                

4.Плакали ночью желтые клены:                                                    

    Вспомнили клены,                                  

    Как были зелены…

  Подготовительная группа

«Назови скорей»

Цель: формирование знании о днях недели.

Содержание. Дети образуют круг. С помощью считалки выбирается ведущий. Он бросает мяч кому-либо из детей и говорит: «Какой день недели перед четвергом? Ребенок, поймавший мяч, отвечает «Среда». Теперь он становится ведущим и задает вопрос: «Какой день недели был вчера?» (Назови дни недели после вторника. Назови день недели между средой и пятницей).

Источник

Стелла Плетнева
Задачи обучения по ФЭМП во всех возрастных группах

Вторая младшая группа:

Количество

• Учить детей составлять группу из однородных предметов; различать понятия «много», «один», «по одному»

• Находить один или несколько одинаковых предметов в окружающей обстановке

• Учить сравнивать две равные (неравные) группы предметов на основе взаимного сопоставления предметов.

Величина

• Соизмерять один предмет с другим по заданному признаку величины пользуясь приёмами наложения и приложения.

•Обозначать результат сравнения словами: длинный – короткий, одинаковые по длине, широкий – узкий и т. д.

Форма

• Познакомить детей с геометрическими фигурами (кругом, квадратом, треугольником).

• Учить обследовать форму этих фигур, используя зрение и осязание.

Ориентировка в пространстве

• Развивать умение ориентироваться в расположении частей своего тела.

• Развивать пространственные направления от себя.

• Различать правую и левую руку.

Ориентировка во времени

• Учить ориентироваться в контрастных частях суток.

Средняя группа

Количество и счёт

• Учить считать до 5-и называя числительные по порядку.

• Учить сравнивать две группы предметов, именуемые числами.

• Учить отсчитывать предметы из большего количества; выкладывать определенное количество предметов

• Учить считать предметы на ощупь, слух, считать движения.

• Формировать представление о равенстве групп предметов на основе счета

Читайте также:  Показатели двигательного развития ребенка

• Учить на основе счёта устанавливать равенство групп предметов.

• Закреплять представление о том, что множество может состоять из разных по качеству предметов; вводить речь детей.

Величина

• Учить соизмерять предметы по двум признакам (длине и ширине).

• Учить располагать 3-4 предмета в определенной последовательности в порядке убывания или нарастания величины.

• Вводить в активную речь детей понятия обозначающие размерные отношения предметов.

• Сравнивать два предмета по толщине путём непосредственного наложения или приложения их друг к другу.

Форма

• Познакомить детей с прямоугольником, сравнивая его с кругом, квадратом, треугольником.

• Учить различать и называть прямоугольник,его элементы: углы и стороны.

• Учить соотносить форму предметов с известными геометрическими фигурами тарелка – круг, платок – квадрат.

• Учить выделять особые признаки фигур с помощью осязательно – двигательного и зрительного анализа.

• Развивать представление детей о геометрических фигурах (круге, квадрате, треугольнике, а также о шаре, кубе.

• Закреплять представление о том, что фигуры могут быть разных размеров (большой – маленький).

Ориентировка в пространстве

• Обозначать словами положение предметов по отношению к себе.

• Познакомить с пространственными отношениями.

• Развивать умения определять пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении.

Ориентировка во времени

•Объяснить значение слов: вчера, сегодня, завтра.

• Расширять представления детей о частях суток, их характерных особенностях последовательности.

Старшая группа

Количество и счёт

• Уточнять понимание независимости числа от величины предметов

• Последовательно знакомить с образованием каждого числа в пределах 5-10

• Сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10.

• Отсчитывать предметы из большого количества по образцу и заданному числу в пределах 10.

• Учить называть части, что часть меньше целого, а целое больше.

• Учить создавать множества из разных по качеству предметов.

• Учить считать до 10.

• Познакомить с порядковым счетом в пределах 10.

• Продолжать формировать представление о равенстве, определять равное количество в группах, состоящих из разных предметов.

• Считать предметы на ощупь, считать и воспроизводить количество звуков, движений в пределах 10.

Величина

• Учить соизмерять предметы по двум признакам (длине и ширине).

• Учить располагать 3-4 предмета в определенной последовательности в порядке убывания или нарастания величины.

• Вводить в активную речь детей понятия обозначающие размерные отношения предметов.

• Сравнивать два предмета по толщине путём непосредственного наложения или приложения их друг к другу.

Форма

• Познакомить детей с прямоугольником, сравнивая его с кругом, квадратом, треугольником.

• Учить различать и называть прямоугольник,его элементы: углы и стороны.

• Учить соотносить форму предметов с известными геометрическими фигурами тарелка – круг, платок – квадрат.

• Учить выделять особые признаки фигур с помощью осязательно – двигательного и зрительного анализа.

• Развивать представление детей о геометрических фигурах (круге, квадрате, треугольнике, а также о шаре, кубе.

• Закреплять представление о том, что фигуры могут быть разных размеров (большой – маленький).

Ориентировка в пространстве

• Обозначать в речи взаимное расположение предметов.

• Учить ориентироваться на листе бумаги.

• Совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве.

• Двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу, а также в соответствии со знаками – указателями направления движения

• Определять своё местонахождение среди окружающих людей и предметов.

Ориентировка во времени

• Дать представление детям о том, что утро, день, вечер, ночь составляют сутки.

• Учить на конкретных примерах установить последовательность различных событий.

Подготовительная к школе группа

Количество и счёт

• Познакомить с цифрами от 0 до 9.

• Определять пропущенное число.

• Учить раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее.

• Познакомить с монетами достоинством 1, 5, 10 копеек, 1, 2, 5, 10 рублей.

• Учить на наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и на вычитание с использованием знаков (+, (-, (=)

• Упражнять в операциях объединения.

• Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10.

• Закреплять понимание отношений между числами натурального ряда.

• Учить называть числа в прямом и обратном порядке.

• Познакомить со счетом в пределах 20 без операций над числами.

• Познакомить с составом чисел второго пятка из единиц.

Величина

• Устанавливать соотношение целого и части, размера частей, находить части целого и целое по известным частям.

• Формировать у детей первоначальные измерительные умения.

• Учить детей измерять объём жидких сыпучих веществ с помощью условной меры.

• Дать представление о весе предметов и способах его измерения.

• Сравнивать вес предметов путем взвешивания их на ладонях. Познакомить с весами.

• Развивать представление о том, что результат измерения зависит от величины условной меры.

Форма

• Дать представление о многоугольнике, о прямой линии, отрезке прямой.

• Моделировать геометрические фигуры; составлять из нескольких треугольников один многоугольник.

• Анализировать форму предметов в целом и отдельных их частей по контурным образцам, по описанию, представлению.

• Учить распознавать фигуры независимо от их пространственного положения, изображать, располагать на плоскости, упорядочивать по размерам, классифицировать, группировать по цвету, форме, размерам.

• Уточнить знание геометрических фигур, их элементов.

Ориентировка в пространстве

• Учить детей ориентироваться на ограниченной территории.

• Располагать предметы и их изображения в указанном направлении, Познакомить с планом, маршрутом, схемой, картой.

• Развивать способность к моделированию пространственных отношений между объектами в виде рисунка, плана, схемы.

• Учить «читать» простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения в пространстве.

• Отражать в речи пространственное расположение

• Самостоятельно передвигаться в пространстве, ориентируясь на условные обозначения.

• Закреплять умение детей ориентироваться на листе бумаги в клетку.

Ориентировка во времени

• Развивать «чувство времени», умение беречь время, регулировать свою деятельность отдельных временных интервалов (1 минута, 10 минут, 1 час).

• Учить определять время по часам с точностью до 1 часа.

•Дать детям элементарные представления о времени: его текучести, периодичности, необратимости, последовательности всех дней недели, месяцев, времен года.

Источник