Физкультура в общем и речевом развитии ребенка

Инструктор по физической культуре

Мокшина И.В.  

ДОКЛАД

Взаимосвязь физического воспитания и развития речи детей дошкольного возраста.

Актуальность интегрированной физкультурно-речевой совместной деятельности.

Система упражнений и игр по формированию речевой культуры – необходимое средство образовательной и воспитательной работы в  физическом воспитании. Помимо развития речи они способствуют развитию координации движений, внимания, общей и мелкой моторики, памяти. Данные игры и упражнения можно использовать как на физкультурных занятиях, так и на зарядке, как в досугах, праздниках, так и свободной деятельности детей, в том числе на прогулке, в подвижных играх.

Дошкольник познает мир, осваивает речь, пространственно – временные связи предметов и явлений при помощи движений. Роль подвижных упражнений для формирования мелкой моторики, быстроты реакции, координации движений, памяти, восприятия, деятельности слухового и зрительного анализаторов неоценима.

 Соответствующие условия можно создавать на физкультурных занятиях. В процессе выполнения общеразвивающих упражнений, основных движений, подвижных игр детям предлагаются задания для закрепления и активизации звуков на основе хорошо знакомых стихов, песенок, потешек, считалок, закличек, подобранных с учетом сюжета занятия. При выполнении упражнений дети одновременно проговаривают речитатив.

  Таким образом, процесс формирования связной речи  детей дошкольного возраста определил цель интегрированной физкультурно-речевой совместной деятельности – это взаимосвязь процессов физического воспитания и развития речи детей дошкольного возраста.

 Задачи интегрированной физкультурно-речевой совместной деятельности:

– Повышение интереса у дошкольников к занятиям физической культурой;

– Расширение словарного запаса, активизация речевой деятельности детей;

– Развитие памяти, внимания, мелкой и общей моторики, координации движений, связной речи;

– Использование некоторых форм речевой деятельности в самостоятельной двигательной деятельности.

Содержание практической деятельности.

1.Анализ и обобщение методической литературы по организации физкультурных занятий с использованием речевого сопровождения;

2.Отбор речевых заданий, комплексов упражнений ритмической и пальчиковой гимнастики и других форм речевой деятельности в физкультурно – оздоровительную работу;  

3.Организация и проведение физкультурных занятий, утренней гимнастики, спортивных праздников с применением различных форм речевой деятельности;

4.Составление картотек художественного слова, считалок, закличек, «Игровых зарядок»;

5.Подготовка сценариев спортивных праздников и физкультурных досугов с применением  речевых упражнений, стихов и песен тематического содержания;

6.Привлечение в физкультурно–речевую деятельность родителей (организация совместных викторин, конкурсов и развлечений на закрепление знаний о считалках, стихотворение и загадок о спорте, названий спортивных терминов и др.).

                 Формы физкультурно – речевой работы.

Виды

Пример

Цель использования, в каких

случаях используется

 Считалки

Народные: «Заяц белый, куда бегал, в лес дубовый, что там делал…»

Современные: «1,2,3,4, кто не спит у нас в квартире. Всем на свете нужен сон, кто не спит, тот выйдет вон!»

Практически во всех подвижных играх и игровых упражнениях необходим выбор водящего

 Слова и

заклички в  п/и

Игра «Совушка – сова»

«Совушка-сова, большая голова, на суку сидит, во все стороны глядит…»

Игра «Два Мороза»

«Мы два брата молодые, два Мороза удалые…»

Слова – заклички помогают детям не только восстановить силы и дыхание, но и совершенствуют память и речь.

 Стихи на

спортивнуютему

Стихотворение «Канатоходец»

«В час прогулки по канату

Я уверенность храню.

Свой мешочек (он не вата),

Ни за что не уроню».

Используются при выполнении ОРУ и основных движений

 Спортивные

термины

Виды спорта: легкая атлетика, баскетбол, волейбол, гимнастика и др.

Гимнастические снаряды: батут, канат, гимнастическая стенка и др.

Спортивные термины: приставной шаг, эстафета, равнение и др.

Обогащение словарного запаса детей за счет названий видов спорта, гимнастических снарядов и спортивных терминов

 Обговаривание

правил     игры

Вопросы педагога:

– «Знаете ли вы такую игру?»;

– «Знакомы ли вы с правилами этой игры?»;

– «Объясни всем правила игры».

Закрепление знаний о правилах подвижных и малоподвижных играх, умение организовывать игры в самостоятельной деятельности

 Игровые зарядки

Ходьба: «Жил на свете пес лохматый,

                 Очень важный был. 

                 Ранним утром спозаранку

                 Прогуляться выходил»

Повышение интереса к физическим упражнениям, активизация словарного запаса

 Речевые приемы

Наклоны: «Гуси шипят, ш-ш-ш»

«Дровосек рубит дрова, ух!»

Наклоны: «Часики, тик-так» и др.

Развитие речевого аппарата, улучшение звукопроизношения

 Виды расчета при

 построении

«На 1,2 – рассчитайсь!»,

«По – порядку рассчитайсь!»

Развитие речевого аппарата, улучшение звукопроизношения

 Стихи и песни

 тематического

 содержания

Песни: Н. Луконина, Л. Чадова «Зарядка»

Ю. Чичков «Физкульт – ура!» и др.

Стихи:  В.  Волина «Лыжи»

Т. Волгина «Саночки» и др.

Повышение интереса к физическим упражнениям, активизация словарного запаса, использование на спортивных праздниках и физкультурных досугах

 Театрализованные

 спектакли

 о спорте и ЗОЖ

Голицина Н.С., Шумова И.М.

«Мишка заболел», «Советы доктора Айболита», игра-забава «Моё тело»

Развитие памяти, внимания, речи.

Мотивация к занятим физической культурой.

 Ритмическая,

 пальчиковая

 гимнастика

Ритмическая гимнастика:

Упражнения – «Волк идет», «Боксируем»,«Радуется Шапокляк»

Комплексы сюжетно – ролевой ритмической гимнастики «Бременские музыканты», «Снежная королева»

Пальчиковая гимнастика:

«Замок», «Домик», «Петушок», «На прогулку мы идем».

Развитие ритма и мелкой моторики рук

 Упражнения

 на развитие мелкой

 моторики

Эстафеты:

«Звуковая поляна», «Волк и заяц».

Игры с мячом:

«Хватайка», «Горячая картошка»»

Развитие мелкой моторики, ловкости, быстроты реакции

 Дыхательная

 гимнастика

«Насос», «Ветер», «Травушка» колышется», «Ёжик», «Каша кипит»

Координация движений рук с дыхательными движениями грудной клетки, тренировка правильного носового дыхания, укрепление круговой мышцы рта.

Читайте также:  Основные этапы развития ребенка 1 года жизни

Преимущества интегрированных занятий заключается в том, что они:

– Способствуют повышению мотивации  обучения, формированию познавательного интереса дошкольников;

– в большей степени, чем обычные занятия, способствуют развитию речи, формированию  умения сравнивать, обобщать, снимают перенапряжение, перегрузку;

– расширяют кругозор, способствуют формированию разносторонне развитой личности;

– эмоционально развивают детей, так как основаны на элементах музыки, литературы, пластики движений и др.

Упражнения по развитию речи, проводимые в игровой форме, могут широко использоваться на  совместной деятельности по физкультуре, на утренней гимнастике, во время физкультминуток, гимнастики после дневного сна, в подвижных играх, во время прогулок, а также на физкультурных праздниках. Включение в разные виды занятий по физической культуре считалок, поговорок, пословиц, способствует формированию звуковой культуры речи и развитию интереса детей к разным движениям. Все это создает положительный эмоциональный настрой, а творческий подход к проведению занятий будет способствовать быстрому усвоению материала и своевременному формированию навыков речи дошкольников.

Литература:

1. Беззубцева Г.В., Ермошина А.М. В дружбе со спортом: Конспекты занятий с детьми 5 – 7 лет в спортивном зале и сценарии спортивных праздников по мотивам детских сказок и мультфильмов. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2003. – 56 с.

2. Голицина Н.С., Шумова И.М. Воспитание основ здорового образа жизни у малышей. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2007. – 120 с.

3. Громова О.Е. Спортивные игры для детей. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 128 с.

4. Кузьменко М.В. Образно – игровая ритмическая гимнастика / М.В. Кузьменко // Инструктор по физкультуре. – 2009. – N 2. – С. 30 – 44.

5. Козырева Г.В. Игровые физкультурные занятия на воздухе / Г.В. Козырева // Инструктор по физкультуре. – 2008. – N 2. – С. 43 – 54.

6. Митневская Н.Н. Интегрированное занятие по речевому и физическому занятию детей /Н.Н. Митневская. – Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2009. – N 2. – С. 36 – 39.

7. Сказочный театр физической культуры (Физкультурные занятия с дошкольниками в музыкальном ритме сказок) / Авт. – сост. Н.А. Фомина и др. – Волгоград:Учитель, 2004. – 96 с.

Источник

Паспорт

педагогического проекта

Образовательная область: «Физическая культура»

Тема:

«Взаимосвязь процессов физического воспитания

и развития речи детей дошкольного возраста»

Тип проекта:

среднесрочный (декабрь-март)

Возраст детей: 1,5-7 лет

Участники проекта: инструктор по физической культуре  Морозова Т.Н. , учитель -логопед Чечельницкая М.М.

Актуальность:

Система упражнений и игр по формированию речевой культуры – необходимое средство образовательной и воспитательной работы в  физическом воспитании. Помимо развития речи они способствуют развитию координации движений, внимания, общей и мелкой моторики, памяти. Данные игры и упражнения можно использовать как на физкультурных занятиях, так и на зарядке, как в досугах, праздниках, так и свободной деятельности детей, в том числе на прогулке, в подвижных играх.

Дошкольник познает мир, осваивает речь, пространственно – временные связи предметов и явлений при помощи движений. Роль подвижных упражнений для формирования мелкой моторики, быстроты реакции, координации движений, памяти, восприятия, деятельности слухового и зрительного анализаторов неоценима.

         Соответствующие условия можно создавать на физкультурных занятиях. В процессе выполнения общеразвивающих упражнений, основных движений, подвижных игр детям предлагаются задания для закрепления и активизации звуков на основе хорошо знакомых стихов, песенок, потешек, считалок, закличек, подобранных с учетом сюжета занятия. При выполнении упражнений дети одновременно проговаривают речитатив.

Таким образом, процесс формирования правильной связной речи  детей дошкольного возраста определил актуальность данного  проекта по теме «Взаимосвязь процессов физического воспитания и развития речи детей дошкольного возраста».

Проблема (гипотеза):

Предполагается, что взаимосвязь процессов физического воспитания и развития речи приведут к развитию памяти, внимания, координации движений,  мелкой моторики и связной речи   детей дошкольного возраста.

Цель: 

Выявление влияния физических упражнений на развитие связной речи детей дошкольного возраста. 

Читайте также:  Центр улыбка ребенка развития в москва

Задачи:

1. Создать программно-методические и материально-технические условия для организации физкультурно–оздоровительной работы с использованием различных форм речевой деятельности.

2. Разработать план–проект  развития связной  речи  в процессе физического воспитания детей дошкольного возраста.

3. Продолжать нарабатывать методы и приёмы в работе с детьми.

4. Взаимодействовать с воспитателями групп; обговаривание физкультурных НОДов, оказывание помощи воспитателями групп в подготовке открытых мероприятий (праздники и развлечения).

5. Проводить работу с родителями в виде: открытых мероприятий (досуговая деятельность), физкультурных НОДов с участием родителей.

Формы речевой работы с детьми:

N

Виды

Пример

Цель использования, в каких случаях используется

1

Считалки

Народные: «Заяц белый, куда бегал, в лес дубовый, что там делал…»

Современные: «1,2,3,4, кто не спит у нас в квартире. Всем на свете нужен сон, кто не спит, тот выйдет вон»

Практически во всех подвижных играх и игровых упражнениях необходим выбор водящего

2

Слова–заклички в подвижных играх

Игра «Совушка – сова»

«Совушка-сова, большая голова, на суку сидит, во все стороны глядит…»

Игра «Два Мороза» 

«Мы два брата молодые, два Мороза удалые…»

Слова – заклички помогают детям не только восстановить силы и дыхание, но и совершенствуют память и речь.

3

Стихи на спортивную тематику

Стихотворение «Канатоходец»

«В час прогулки по канату

Я уверенность храню.

Свой мешочек (он не вата),

Ни за что не уроню».

Используются при выполнении ОРУ и основных движений

4

Спортивные термины

Виды спорта: легкая атлетика, баскетбол, волейбол, гимнастика и др.

Гимнастические снаряды: батут, канат, гимнастическая стенка и др.

Спортивные термины: приставной шаг, эстафета, равнение и др.

Обогащение словарного запаса детей за счет названий видов спорта, гимнастических снарядов и спортивных терминов

5

Обговаривание правил игры

Вопросы педагога:

– «Знаете ли вы такую игру?»;

– «Знакомы ли вы с правилами этой игры?»;

– «Объясни всем правила игры».

Закрепление знаний о правилах подвижных и малоподвижных играх, умение организовывать игры в самостоятельной деятельности

6

Игровые зарядки

Ходьба:

«Жил на свете пес лохматый,

Очень важный был.

Ранним утром спозаранку

Прогуляться выходил»

Повышение интереса к физическим упражнениям, активизация словарного запаса

7

Речевые приемы

Наклоны: «Гуси шипят, ш-ш-ш»

«Дровосек рубит дрова, ух!»

Повороты: «Часики, тик-так» и др.

Развитие речевого аппарата, улучшение звукопроизношения, использование для младших дошкольников

8

Различные виды расчета при построении

«На 1,2 – рассчитайсь!»,

«По – порядку рассчитайсь!»

Развитие речевого аппарата, улучшение звукопроизношения, использование для старших дошкольников

9

Стихи и песни тематического содержания

Песни:

Н. Луконина, Л. Чадова «Зарядка»

Ю. Чичков «Физкульт – ура!» и др.

Стихи:

В.  Волина «Лыжи»

Т. Волгина «Саночки» и др.

Повышение интереса к физическим упражнениям, активизация словарного запаса, использование на спортивных праздниках и физкультурных досугах

10

Театрализованные спектакли о спорте и ЗОЖ

Голицина Н.С., Шумова И.М.

«Мишка заболел», «Советы доктора Айболита», игра – забава «Мое тело» и др.

Развитие памяти, внимания, речи.

Мотивация к занятим физической культурой.

11

Ритмическая и пальчиковая гимнастика

Ритмическая гимнастика:

Упражнения для развития артикуляционной моторики и фонематического восприятия,слоговой структуры слова– «Звуки на прогулке», « Язычок в зоопарке», « Пальчики игают»

Комплексы сюжетно – ролевой ритмической гимнастики « Домашние  и дикие животные».

Развитие ритма и мелкой моторики рук

12

Упражнения на развитие фонематического воспритятия

Эстафеты:

«Звуковая поляна», «Волк и  лошадка».

Игры с мячом:

«Хватайка», «Горячая картошка»»

Развитие мелкой моторики, ловкости, быстроты реакции

13

Дыхательная гимнастика

«Насос», «Ветер», «Травушка» колышется», «Ёжик», «Каша кипит»

Координация движений рук с дыхательными движениями грудной клетки, тренировка правильного носового дыхания, укрепление круговой мышцы рта.

Формы работы с родителями:

Вовлечение в физкультурно – речевую деятельность родителей (организация совместных викторин, конкурсов и развлечений на закрепление знаний о считалках, стихотворение и загадок о спорте, названий спортивных терминов и др.).

Анализ ресурсов:

  • Иллюстративный материал к стихам, загадкам о физкультуре и спорте.
  • Дидактические карточки для ознакомления с окружающим миром (зимние и летние виды спорта, спортивное оборудование).
  • Картотека считалок, закличек, стихов и загадок о спорте, пальчиковой и дыхательной гимнастики.
  • Картотека «Игровых зарядок».
  • Сценарии спортивных праздников с применением  речевых упражнений, стихов и песен тематического содержания.

Предполагаемый результат:

  • Повышение интереса у дошкольников к занятиям физической культурой.
  • Расширение словарного запаса, активизация речевой деятельности детей.
  • Развитие памяти, внимания, мелкой и общей моторики, координации движений, связной речи.
  • Использование некоторых форм речевой деятельности в самостоятельной двигательной деятельности.

План  работы над проектом:

N

Мероприятия

Сроки

1

Анализ и обобщение методической литературы по организации физкультурных занятий с использованием речевого сопровождения

Ноябрь

2

Отбор речевых заданий, комплексов упражнений ритмической и пальчиковой гимнастики и других форм речевой деятельности в физкультурно – оздоровительную работу

Ноябрь

(1,2 неделя месяца)

4

Организация и проведение во всех возрастных группах:

  • Физкультурных НОДов
  • Утренних гимнастик (Мл.гр,Ср.гр,Ст.гр,Подг.гр)
  • Спортивных праздников и развлечений.

 С применением различных форм речевой деятельности

ноябрь (3,4 неделя месяца) – Апрель)

5

Составление картотек художественного слова, считалок, закличек, «Игровых зарядок» и пр.

Подготовка сценариев спортивных праздников и физкультурных досугов с применением  речевых упражнений, стихов и песен тематического содержания.

ноябрь-март

6

Вовлечение в физкультурно – речевую деятельность родителей (организация совместных викторин, конкурсов и развлечений на закрепление знаний о считалках, стихотворение и загадок о спорте, названий спортивных терминов и др.).

Январь (4 неделя) – Ст.гр, Подг.гр.

Февраль (3неделя Ср.гр, Ст.гр,Подг.гр)

Март  (1Мл.гр, 2 Мл.гр)

Читайте также:  Теория фрейда развитие ребенка

Источник

Седова Ольга
Возможности физической культуры в речевом развитии детей

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение «Детский сад «Улыбка» города Кирсанов Тамбовской области

Доклад

«Возможности физической культуры

в речевом развитии детей»

Воспитатель по физической культуре:

Седовой О. В

Главная цель физического воспитания в детском саду состоит в том, чтобы, удовлетворять естественную биологическую потребность дошкольников в движении, добиться хорошего уровня здоровья и всестороннего физического развития детей.

На занятиях физической культурой по мимо физических качеств нужно не забывать о речевом развитии у детей.

Так же на занятиях физической культурой мы развиваем не только крупную моторику, но и мелкую, которая отвечает за умственное развитие дошкольников, а в следствии развитие речи. Например, игра в «сухой бассейн» развивает не только мелкую моторику,а также:

• Восприятие цветов;

• Понятие о количестве;

• Помогает чувствовать свое тело;

• Предотвращение страха.

На своих занятиях я использую следующие приемы речевого развития:

• Стихотворное и музыкальное сопровождение упражнений, игр и игровых упражнений;

На лужайке по утру,

Мы затеяли игру. (Дети встают в круг)

Я подснежник, ты вьюнок (Подают по очереди левую и правую руки)

Становись скорей в кружок. (Встают в круг)

Раз, два, три, четыре, (4 шага вправо)

Раздвигайте круг пошире, (2 шага назад)

А теперь мы ручейки

Побежим вперегонки. (Бегут по кругу)

Прямо к озеру спешим

Станет озеро большим, (Расширяют и выравнивают круг)

Становитесь в круг опять

Будем в солнышко играть (Расцепили руки)

Мы веселые лучи (Потянулись вверх на носках)

Мы резвы и горячи. (Прыжки на двух ногах)

• Различные речевки (на зарядках, в конце занятий);

На зарядку выходи

На зарядку всех буди.

Все ребята говорят:

Физзарядка- для ребят.

• Считалочки;

1, 2, 3, 4, 5- вышел зайчик погулять.

Вдруг охотник выбегает

Прямо в зайчика стреляет,

Пиф-паф, ой- ой- ой,

Погибает зайчик мой.

Повезли его в больницу

Оказался он живой.

• Художественное слово;

Подвижная игра «Кот и мыши»

К- Мыши-мыши, где гуляли?

М- Сыр в кладовке воровали.

К- Почему остались крошки?

М- Тебе оставили немножко.

К- За такие вот делишки,

Мы накажем вас воришки.

М- Если хочешь наказать

Так попробуй нас догнать.

• Придумывание различных историй (например, мы попали в страну «Здоровейки», предлагаю вам по путешествовать. Идем по тропинке (узкая или широкая). Внезапно пошел дождь и нужно передвигаться по кочкам (какие кочки).

• Фальклерный материал;

• Потешки;

• Прибаутки;

• Русские народные песни.

«Малыши крепыши

Вышли на зарядку,

Малыши, крепыши

Делают зарядку.»

• Слова заклички в подвижных играх;

Гуси- гуси (Га-га-га,

Есть хотите (Да-да-да,

Ну летите (Нет-нет-нет,

Серый волк под горой не пускает нас домой!

Ну летите как хотите, только крылья берегите!

• Отговаривание правил подвижной игры;

Речевые приемы при зарядке и в водной части (Ходьба в полном приседе, дети шипят как гуси; ходьба с высоким подниманием колен, цокаем как лошади).

• Различные виды расчета (1-2-3, моряки-мотросы, красные-синие);

• Дыхательные и пальчиковые гимнастики;

Проведи глазами влево,

И скажи соседа слева,

А теперь ты вправо проведи

И соседа справа прошепчи,

Посмотри ты в потолок

Свое имя назови дружок.

• Приветствия на соревнованиях (Команда напротив: Физкульт- ура);

• Загадки на различные темы;

Соберем команду в школе Мне друзья сказать не лень

И найдем большое поле, «С добрым утром» «Добрый день»

Пробиваем угловой А потом еще при встрече

Забиваем головой, Говорю им…

И в воротах пятый гол!

Очень любим мы…

• В конце занятий вспоминаем, что выполняли, каким цветом был мячик, формой, высотой, так же это обговаривается во время занятий.

Источник