Физкультура для ребенка 1 год

Каждый родитель знает, как полезна физическая активность для развития маленьких детей. И ограничивать ее не стоит: дети должны постоянно бегать, прыгать, ползать, преодолевать преграды, лазать по канатам или деревьям, кататься на велосипеде или самокате… При всем этом в распорядке дня малыша обязательно должно быть место для гимнастики, во время которой ребенок выполняет упражнения, совершенствуя свои движения. Деткам до года гимнастику проводят родители, приводя в движение ручки и ножки. Но к году дети обычно начинают самостоятельно ходить, позже учатся приседать и вставать, могут повторять простые движения за взрослыми. Расскажем, какой должна быть гимнастика для детей от 1 года.
Совершенствуем навыки
Итак, детки после года активно осваивают двигательные навыки: учатся бегать, прыгать, проползать под препятствиями или переползать через них, лазать на возвышения, преодолевать лестницы, качаться на качелях, скатываться с горок, ходить по бревну… Но движения их, конечно, пока неловкие и несогласованные, координация и равновесие развиты очень слабо. Поэтому с годовалого возраста и до тех пор, пока малышу не исполнится 3-4 года, задача взрослых – подбирать упражнения, которые помогут крохам стать ловкими и развить координацию движений, научат держать равновесие.
Кроме того, гимнастика для детей от 1 года и старше помогает:
- укреплять иммунитет;
- развивать выносливость;
- правильно дышать (что способствует лучшему насыщению органов и тканей кислородом);
- чувствовать свое тело в пространстве;
- улучшать обменные процессы;
- укреплять мышцы, связки, суставы, скелет;
- улучшать осанку;
- нормализовать работу нервной системы;
- улучшать пищеварение;
- нормализовать сон;
- развивать чувство ритма.
Если во время гимнастики малыш выполняет движения по кругу или квадрату, он, к тому же, выучит эти простые фигуры. Поворачиваясь в стороны, шагая в разных направлениях, закрепит понятия «лево-право», «вперед-назад». В процессе подвижных гимнастических игр ребенок развивает смелость, настойчивость, уверенность в себе, упорство. Так что ценность гимнастических упражнений не ограничивается только улучшением физических показателей.
Общие правила
Главное, на что родители должны ориентироваться, подбирая упражнения для малышей, – соответствие навыкам крохи, постепенное усложнение по мере развития ребенка. То есть движения должны быть ему доступны и легко выполнимы. Поначалу это будет просто ходьба, приседания, ползание, затем к ним добавляют преодоление преград, лазание по канатам, веревкам, прыжки, игры с мячом, обручем, игрушками и т. д.
Что еще важно знать об организации гимнастических занятий с малышами?
- В гимнастический комплекс нужно включить 5-6 упражнений, затрагивающих все мышечные группы (рук, плеч, ног, пресса, спины, шеи), причем их нужно чередовать.
- Упражнения для рук и ног могут выполняться быстрее, чем для туловища.
- Дышать ребенок должен через нос, при этом не задерживая дыхание.
- Чтобы сделать занятие более интересным, в комплекс включают пару упражнений-подражаний, которые могут объединиться в сюжетную игру.
- Нельзя заниматься натощак, а также сразу после приема пищи, необходимо подождать примерно час.
- Гимнастику проводят ежедневно либо через день, на это отводится от 5 до 15 минут (ведь детки в таком возрасте не могут долго концентрировать внимание и очень быстро утомляются).
- Упражнения повторяют от 3 до 5 раз.
- Ели позволяет погода, занятия лучше проводить на свежем воздухе (например, во время прогулки).
- Обязательно в комплекс включают ходьбу и упражнения на восстановление дыхания.
- Малыши склонны подражать, поэтому движения в гимнастике могут и должны имитировать движения животных, героев мультфильмов или сказочных персонажей.
- Полезно использовать материал, имеющийся под рукой (на улице это игровые площадки, деревья, пни, камешки, холмики, бордюры; дома – стулья, столы, ковры, подушки и т. д.).
- Если ребенок устал или начинает протестовать, капризничать – занятие лучше остановить. Против воли ребенка они пользы не принесут.
- Для занятий утренняя или вечерняя прогулка прекрасно подходят. Главное, чтобы активные физические упражнения не проводились сразу после дневного сна или менее чем за 2-3 часа до сна ночного.
Когда заниматься нельзя?
Наверняка многим известно, что любые нагрузки противопоказаны деткам, недавно перенесшим профилактическую прививку. Но это, оказывается, далеко не единственная причина, по которой гимнастику придется отменить.
Существует целый ряд заболеваний, при которых гимнастические занятия под запретом:
- любые состояния, сопровождающиеся повышением температуры и лихорадкой;
- различные воспалительные поражения кожи (в том числе гнойные), а также мышц, костей, лимфоузлов или подкожной клетчатки;
- атрофия;
- заболевания костей, сопровождающиеся их болезненностью и ломкостью;
- острый артрит, туберкулез костей или суставов;
- острый нефрит или гепатит;
- рахит;
- врожденные пороки сердца;
- геморрагический диатез, гемофилия;
- туберкулез в активной форме;
- большие грыжи (паховые, пупочные, мошоночные, бедренные).
Иногда мы не можем «на глазок» определить наличие у малыша того или иного заболевания. Поэтому прежде чем начинать с ним активные физические занятия, проконсультируйтесь с педиатром.
Играем в гимнастику
Самый лучший способ организации гимнастический занятий для маленьких детей – превратить их в игру, сопровождаемую веселой музыкой, песенками, стихотворениями и подражаниями различным действиям. Так крохам будет интересно. Игра для них – лучшая мотивация.
Например, можно разыграть веселое детское стихотворение («Мишка косолапый», «Идет бычок, качается» или любое другое, описывающее действия). Детки могут топать, как медвежата, скакать, как зайчата, прыгать, как воробушки, изгибать спинки и потягиваться, как кошечки, гудеть, как паровозики, летать, как самолетики, сопровождая движения соответствующими звуками…
Еще веселее разыграть забавную песенку («В Африке горы – вот такой ширины», «Каравай», «Танец маленьких утят» и другие).
Существует также множество забавных потешек, мотивирующих ребенка начать занятие. Примеры их можно найти в детских книжках или сочинить самим. Это несложно, главное – мотивация:
Малыши, малыши
Выходят на площадку,
Станут по порядку
И начнут зарядку.
Станут наши малыши
Крепыши, крепыши!
Гимнастические комплексы для малышей должны включать:
- общеразвивающие упражнения (укрепляющие мышцы пресса, спины) – «Лодочка», «Велосипед» и др.;
- задания на совершенствование ходьбы, бега – подвижные имитационные игры («Дождик», «Лошадки», «Воробушки»);
- для развития меткости («Кегли», «Попади в корзинку, мяч»);
- простые акробатические упражнения (преодоление небольших препятствий, быстрое приседание и подъем);
- музыкальные упражнения, развивающие чувство ритма – сопровождающиеся стихами или песенками.
Составляем комплекс
Упражнения для детей усложняются по мере их роста. Если в год это совсем простые имитации и движения (приседания, наклоны), то постепенно они усложняются. Так, к 2 годам ребенку можно предложить такой вариант гимнастики:
- ходьба вверх и вниз по наклонной поверхности (доске), упражнение можно сопровождать стихотворением «Идет бычок, качается»;
- «Кошечка» – шаги и прыжки в разных направлениях под стихотворение «Кошка на зарядке»;
- «Змейка» – проползание под невысоко растянутой веревкой;
- «Баскетболист» – бросание мяча вперед из-за головы (на расстояние до метра);
- «Цапля на болоте» – перешагивание через «кочки» (мячи);
- «Тюлень» – поднимание мяча перед собой вверх, лежа на животе;
- «Скалолаз» – преодоление лесенки до 1,5 метров (1-2 раза);
- имитационные движения на расслабление кистей рук (под стихотворение «Наши пальчики устали»).
К 3 годам занятия могут стать еще более сложными (но от этого не менее интересными):
- «Часовые на посту» – перешагивание по разложенным на полу цветным кружкам;
- «Бегущие лошадки» – бег со сменой темпа (до 20 секунд);
- «Метатель» – бросание мяча каждой рукой по очереди (цель – на расстоянии около метра);
- упражнение на пресс – подъем туловища («гусеница ищет завтрак», например, или «Ванька-встанька»), ноги фиксирует взрослый;
- «Лодочка» – поднимание вверх прямых рук и туловища из положения на животе;
- «Лягушонок» – прыжки двумя ногами через лежащую на полу веревку или палку;
- ходьба со сменой опоры (на носки или пятки) под стихотворение «Цапля ходит по болоту»;
- «Стряхиваем снежинки» – движения на расслабление рук и ног.
Итак, чтобы организовать гимнастические занятия с малышами после года, важно учитывать их возраст, физические умения, состояние здоровья и эмоций, время суток, а также необходимость в мотивации. При этом важно не просто играть, использовать музыку или потешки, но и вдохновлять собственным примером. Только тогда ребенок будет считать гимнастику неотъемлемой частью жизни.
Ольга Шумская
Главный редактор проекта “Развивашка Онлайн” по раннему развитию детей
Об эксперте
Ольга активная мама, увлеченная развитием ребенка. Автор курса по развивающему уходу и развивающих игр, карточек, автор и редактор статей по раннему развитию и особенностям нейропсихологии ребенка.
@razvivaem_zanimaem
Поделитесь записью в социальных сетях!
Источник
18 февраля 2016
Веселая гимнастика
Детям нельзя навязывать выполнение упражнений. Поэтому постарайтесь превратить гимнастику в увлекательную игру, в которую вы можете играть и дома, и во время прогулок. Можете выполнять упражнения под музыку, чтобы было веселее.
Занятия проводите ежедневно или один раз в два дня, через 30- 40 минут после завтрака или сразу после дневного сна в течение 10- 12 минут.
На малыша наденьте шортики, маечку и носочки. Занятия выполняйте при открытой форточке или в проветренной комнате.
Комплекс для детей от 1 года до 1 года 2 месяцев
Прежде чем приступить к веселой гимнастике, приготовьте все необходимое. Вам понадобятся:
• забавные игрушки • обруч • большой мяч • палка или доска • ящик • коврик.
Первые самостоятельные шаги
Взрослый стоит на полу, держась за какой-нибудь предмет, например стол, диван, кресло, или прислонившись к нему. Поманите ребенка яркой игрушкой, то приближая ее, то отдаляя от малыша. Повторите 2-4 раза.
Приседание, держась за обруч
Малыш держится обеими руками за обруч, который находится в руках у взрослого. По команде «Сядем!» ребенок приседает, не отпуская обруча. Приседайте вместе с ним. Повторите 5-6 раз.
Проползание через обруч
Взрослый держит обруч, через который видна игрушка, привлекающая внимание малыша. Ребенок проползает через обруч и выпрямляется. Можно положить игрушку повыше, например на стол. Это заставит ребенка тянуться за ней. Повторите 4-6 раз.
Проползание под препятствием (палкой или доской)
Установите препятствие на высоте 30-50 см. После проползания предложите ребенку достать игрушку, положенную на табурет высотой 40-45 см. Повторите 3-4 раза.
Сгибание и разгибание туловища
Посадите ребенка к себе на колени. Зажмите своими бедрами его голени. Проводите сгибание и разгибание туловища малыша. Повторите 3-4 раза.
Катание мяча
Сядьте с ребенком на пол напротив друг друга, широко расставив ноги. Катайте большой мяч в любом заданном направлении. Повторите 6-8 раз.
Залезаиие на предмет (яшик, диван)
Вначале предложите малышу залезть на ящик высотой 10-15 см, а потом на диван высотой 40 см. Повторите 2-3 раза.
Приседание за игрушкой
Положите 2-3 игрушки в разных концах комнаты. Побуждайте ребенка приседать, чтобы он поднял игрушки. Повторите 2-3 раза.
Бросание мяча
Ребенок стоит без опоры, держа большой мяч двумя руками. Пусть он бросает мяч двумя руками в любом направлении. Повторите 4-6 раз.
Поднимание ног
Ребенок лежит на спине на коврике. Держите крепко палку над его ногами на высоте 50-60 см. Малыш должен поднимать ноги, стараясь’ дотянуться ими до палки. Повторите 3-4 раза.
Ходьба
Малыш стоит без опоры. Побуждайте его к ходьбе по комнате на расстояние 5-8 метров, оказывая ему необходимую поддержку. Повторите 2-3 раза.
Комплекс для детей от 1 года 2 месяцев до 1 года 5 месяцев
Вам понадобятся:
• забавные игрушки • широкая доска • большой мяч • маленькие мячи • палки • скамеечка • лесенка (стремянка) • веревка • 2 стула.
Ходьба по дорожке
Обозначьте веревками (лентами) дорожку шириной 35-40 см и длиной 2 метра. Пусть ребенок самостоятельно пройдет по ней. Повторите 3-4 раза. Перешагивание через палки
Положите на пол палки на расстоянии 25-30 см одну от другой. Предложите малышу перешагнуть через одну, затем через другую палку, сохраняя равновесие. Повторите 3-4 раза.
Прололзание под веревкой
Натяните веревку горизонтально на высоте 25-35 см. Показывая игрушку по другую сторону веревки, побуждайте ребенка проползти под ней и затем выпрямиться. Повторите 4-5 раз.
Подбрасывание большого мяча
Дайте малышу в руки большой мяч. Пусть он подбрасывает его вверх-вперед и поднимает сам с пола. Повторите 4-6 раз.
Перелезание через предмет
Поставьте скамеечку. Побуждайте ребенка перелезать через препятствие, чтобы достать игрушку, слегка помогая ему. Повторите 2- 3 раза.
Ходьба по доске
Укрепите широкую доску так, чтобы один ее край был приподнят на 10-15 см. Поддерживая малыша, побуждайте его подниматься по наклонной доске и спускаться. Повторите 2-4 раза.
Лазание ло лесенке
Установите лесенку (стремянку) высотой 1 м. Помогайте малышу взбираться на нее приставными шагами. Повторите 3-5 раз.
Бросание маленьких мячей
Ребенок стоит без опоры, держа в каждой руке по маленькому мячику. Малыш бросает мячи вперед поочередно каждой рукой. Повторите 4-6 раз.
Игра в лошадки
Закрепите «вожжи» на плечах ребенка и побуждайте его удерживая от быстрого темпа. Длительность – 40-50 секунд.
Догонялки
Делайте «попытки» догнать убегающего от вас малыша. Выполняйте упражнение в течение 30-40 секунд.
Источник
Дети, это наше счастье, мы заботимся о них, стараемся сделать всё, чтобы они были здоровы. Гимнастика для детей это залог отличного здоровья.

Гимнастика для детей в 1 год – 1 год и 3 месяца
Детская гимнастика для детей 1 год
- Ползание на четвереньках
- Ходьба с опорой, поддержкой и самостоятельная ходьба
- Приседание сначала с поддержкой, а затем без нее
- Проползание сквозь обруч
- Проползание под препятствие
- Доставание игрушки с высоты
- Наклоны туловища (колени фиксируются)
- Залезание на диван, кровать,стулья, слезание
- Поднимание ног в положение лежа до прямого угла «Велосипед»
- Из положения лежа подъем в положение сидя.
- Ходьба по узкой дорожке
- Бросок мяча обеими руками
- Подъем рук поочередно вверх, боксирующие движения
- Ходьба на месте, при этом высоко поднимая колени
- Гимнастика для детей в 1 год и 3 месяца – 1 год и 6 месяцев
- Ходьба по наклонной плоскости вверх и вниз
- Лазание по стремянке приставным шагом
- Бросание мяча одной рукой (поочередно)
- Бег (игра со взрослым в «догонялки»)
1 год и 6 месяцев – 1 год и 9 месяцев
- Повороты в стороны сидя
- Махи руками, разведенными в стороны вверх-вниз («птичка машет крылышками»)
- Прыжки на месте
- Броски мяча в цель
Гимнастика для детей в 1 год и 9 месяцев – 2 года
- Круговые движения руками («мельница») Поочередное поднимание ног до прямого угла. Как видите, многие из этих «упражнений» ребенок выполнит самостоятельно неоднократно в процессе игры.
- Задача родителей – направить активность ребенка в «правильное русло»: Организовать пространство, в котором ребенок находится большую часть времени, таким образом, чтобы максимально стимулировать развитие двигательных навыков: у малыша должна быть возможность ползать и лазать, дотягиваться до игрушек, стоящих на полках или подвешенных на стене и так далее.
- Причем, важно, чтобы делать это он мог без угрозы своему здоровью, свободно, в любое время и с удовольствием. В идеале стоит приобрести домашний спортивный комплекс для ребенка.
- Некоторые упражнения из перечисленных удобно выполнять во время прогулки.: Лазание по лесенке (в том числе и на горку)
- Ходьба по узкой поверхности (это может быть специальная дощечка на площадке, бордюр, просто нарисованная мелом на асфальте дорожка)
- Бросание и метание мяча в цель
- Бег и прыжки. Хорошо, если все эти «спортивные» занятия взрослый сумеет превратить для ребенка в веселую игру. В это же время (в конце второго года жизни) будет целесообразным начать заниматься дыхательной гимнастикой для детей для укрепления иммунитета ребенка и артикуляционной гимнастикой для детей во избежание логопедических проблем в будущем.
- Впрочем, исключать целенаправленное выполнение комплекса упражнений (например, в форме утренней зарядки) из жизни малыша не стоит. Это полезная привычка, и лучше, если она станет для вашего ребенка естественной частью ежедневных ритуалов как можно раньше.
Конечно, заставить такого маленького ребенка делать упражнения утренней гимнастики для детей 1 года невозможно, да и не нужно. Придумайте веселые сюжеты, делайте зарядку вместе с малышом, и получайте от занятий и пользу, и удовольствие!
Хотя бы раз в жизни признаки похмелья испытывал каждый из нас. Состояние разбитости, усталости, слабости, жажды,…
Упражнения, которые помогут избавится от боли в области шеи Первые проявления шейного остеохондроза – боли в…
Если вы хотите, чтобы ваше тело было красивым, мышцы – сильными, фигура – стройной, живот -…
Навигация по записям
Источник
В возрасте двух-трех лет дети любят подражать взрослым. Используйте это качество в полезных целях. Делать зарядку вам придется вместе. Всего лишь покажите малышу хороший пример, и он обязательно будет делать все так, как мама или папа. «Делай, как мы, делай лучше нас»! – пусть эти слова станут девизом вашей семьи.
Гимнастика для малышей не должна превращаться в сложные силовые упражнения, отжимания, качания пресса или акробатические трюки. Ее необходимо проводить в течение 5-10 минут, и только в игровой форме. Иначе и не получится. В таком возрасте трудно удержать внимание ребенка, его необходимо чем-то увлечь. Используйте и обыгрывайте темы, близкие и понятные малышу. Не давайте сразу все упражнения. Достаточно двух-трех, чтобы малыш поиграл и в то же время усвоил какие-то новые двигательные навыки.
Зарядка для самых маленьких
Достань солнышко. Скажите малышу, что солнце светит прямо у него над головой (можете держать в руках желтый воздушный шар). Попросите его достать солнышко. Он будет вытягивать ручки вверх и подниматься на носочки. Вот вам и упражнение № 1.
На носочках и на пяточках. Спросите у ребенка: как он умеет ходить на носочках и на пяточках? Покажите, как это делать. Пусть кукла или любимая мягкая игрушка тоже примут участие и продемонстрируют свои способности.
Приседания. Как научить ребенка приседать? Разбросайте по комнате разные предметы (или игрушки) и попросите малыша приносить их вам по одной и складывать, например, в коробку. Условия игры «заставят» его приседать.
Мостик. Этот мостик отличается от взрослого, потому что выполняется наоборот. Малыш должен стоять на руках и стопах, но не животом, а спиной вверх. Следите, чтобы он выпрямлял коленки. Загляните крохе в лицо и спросите: «А кто у нас мостиком стал?»
Паровозик. Пусть малыш станет на четвереньки и покажет, как едет паровоз. Можно сопровождать движения звуками: «чух-чух». Обозначьте траекторию движения «паровозика», пусть попробует сделать задний ход.
Самолетик. Расставьте руки в стороны и облетите вокруг комнаты. Сопровождайте ваши движения звуками летящего самолета: «у‑у-у‑у».
Ножницы. Это классическое упражнение, которое все мы хорошо знаем. Мышцы пресса у ребенка еще не настолько крепкие, чтобы долго удерживать ноги на весу. У него будут свои «ножницы». Главное – старание!
Кошечка. Пусть малыш станет на четвереньки и прогнет спинку вверх и вниз, как кошечка. Не забудьте помурлыкать!
Мишка косолапый. Спросите у ребенка: «Как ходит мишка?» Пусть он покажет. Продемонстрируйте и вы неуклюжие движения косолапого.
Бег и прыжки. Спринтерский бег для двухлетнего карапуза, скорее всего, закончится падением. Учитесь быстрому бегу постепенно. Для хорошей координации движений и равновесия предложите малышу бегать между расставленными предметами. После бега займитесь прыжками. Это не составит огромного труда: попросите малыша показать, как прыгает заяц.
Профилактика плоскостопия
Для профилактики плоскостопия делайте гимнастику для стоп.
◈ Усадите малыша на пол и предложите ему побыть обезьянкой. Вокруг разбросайте разные (небольшие) предметы и попросите кроху собрать их пальчиками ног. Покажите, как это делать. Задача окажется не из легких!
◈ Сядьте на полу (на мягкой поверхности) друг напротив друга, зажмите полотенце (или одежду) между ногами и поиграйте в «перетягивание каната».
◈ Сядьте на полу, передавайте друг другу мяч, толкая его стопами.
◈ Пусть малыш поднимет руки вверх, станет на носочки и пройдет несколько кругов по комнате. Это упражнение хорошо тренирует мышцы голени и стопы.
Двигаемся под песенки
При желании любую детскую песенку можно использовать в качестве музыкального сопровождения, а также подсказки к действию при выполнении зарядки. Вот, например, такую:
А‑а, в Африке горы вот такой вышины, (поднимаем руки вверх)
А‑а, в Африке реки вот такой ширины, (поднимаем руки в стороны)
А‑а, крокодилы, бегемоты, (хлопаем в ладоши)
А‑а, обезьяны, кашалоты,
А‑а, и зеленый попугай (машем руками, как птички)
Источник