Физиология развития ребенка с 1 года до 3 лет
Глава 19. РАННИЙ ВОЗРАСТ (ОТ 1 ГОДА ДО 3 ЛЕТ)
Скорость роста. Начиная со 2-го года жизни скорость роста ребенка быстро снижается. На смену интенсивным ростовым процессам приходят процессы клеточных дифференцировок, что обеспечивает существенно качественное изменение свойств детского организма, постепенно приближая его к зрелому состоянию. Пропорции тела продолжают изменяться, уменьшается относительный размер головы.
Зубы. Продолжается рост челюстей и прорезывание молочных зубов. На 2-м году жизни в норме зубы появляются в такой последовательности: предкоренные (14-15 мес), клыки (18-19 мес) и коренные (20-24 мес). К концу этого периода развития у ребенка должны прорезаться все 20 молочных зубов, что решающим образом влияет на пищевое поведение, поскольку позволяет ребенку к концу этого возрастного этапа перейти практически на взрослый рацион питания.
Скелетно-мышечная система. Рост костей продолжается, хотя далеко не так интенсивно, как в 1-й год жизни. Кости черепа к 3-летнему возрасту практически полностью срастаются, и после этого голова очень мало увеличивается в размере, причем главным образом за счет утолщения костной ткани. Скорость роста позвоночника также снижается, однако в нем происходят важные качественные изменения, связанные с формированием изгибов.
Очень важно в этом возрасте обращать внимание на развитие свода стопы и профилактику плоскостопия. Для этого необходимо следить за качеством и удобством обуви, а также поощрять ребенка к ходьбе босиком по грунту и траве в летнее время. Эта процедура будет одновременно служить и мягким средством закаливания.
Если тоническая мускулатура, которая обеспечивает удержание позы, уже достаточно сформирована и дальнейшее ее развитие идет в сторону количественного нарастания и повышения функциональной устойчивости, то фазические мышцы, от которых зависят сила и быстрота, проходят в этом возрасте лишь очередной, далеко не последний этап своего развития. С этим связаны многие особенности движений детей этого возраста, в частности их большая медлительность, плавность движений, отсутствие в двигательных реакциях резких рывков. Недостаточная сила мышц ног препятствует реализации фазы полета во время бега. В то же время именно в этом возрасте происходит интенсивное развитие мышц рук, особенно управляющих тонкими движениями пальцев. Если годовалый ребенок использует кисти рук еще главным образом для хватания и удержания предметов и простейшей манипуляции с ними, то к возрасту 3 лет появляется способность к некоторым тонким движениям (начало рисования). Также примечательно обращение ребенка со спортивными снарядами, например с мячом. Для годовалого ребенка мяч не представляет специального интереса. Ребенок в возрасте 3 лет с удовольствием будет отталкивать мяч руками или ногами – такое движение соответствует уровню зрелости нервно-мышечного аппарата, но вот ловить мяч ребенок в этом возрасте еще практически не способен: слабая координация движений рук еще не позволяет осуществлять даже такие несложные с точки зрения взрослого действия. Степень развития скелетных мышц и уровень скоординированности движений во многом определяют облик ребенка в этом возрасте.
Мышечная активность. Мышцы годовалого ребенка обеспечивают ему возможность прямохождения в невысоком темпе, а к 3-летнему возрасту ребенок может уже передвигаться достаточно быстро (хотя настоящий бег появится только на следующем этапе – в этом возрасте ребенок не отрывает ног от земли, а истинный бег обязательно включает безопорную фазу). Ни настоящей силы, ни быстроты, ни выносливости ребенок еще проявить не может: для этого не готовы ни сами мышцы, ни управляющие ими нервные центры. Содержание окислительных ферментов в мышечных клетках еще очень невелико, и общие затраты энергии на мышечную активность остаются низкими. При этом мышцы-сгибатели развиты гораздо лучше, чем мышцы-разгибатели. Особенно хорошо развиты в этом возрасте мышцы, обеспечивающие сгибание в локтевом суставе и сгибатели кисти: ребенок 3 лет может удерживаться некоторое время на весу, ухватившись руками за перекладину. Однако подтянуться такой ребенок еще не может, необходимых для этого анаэробно-гликолитических волокон в структуре его мышц еще нет.
Источник
Наверное, как и все мамы, вы обеспокоены тем, как развивается ваш малыш, вы переживаете о том, все ли идет по «плану» в его развитии, нет ли отклонений.
Не секрет, что мы то и дело сравниваем успехи своего ребенка с успехами других детей и продолжаем волноваться, особенно, если ровесники нашего малыша оказываются более успешными и ранними, чем он.
Чтобы успокоиться и разобраться в ситуации, мы решили узнать, как должен развиваться ребенок от года до трех, какие есть особенности физического развития детей в этот период, когда стоит действительно начинать волноваться о развитии малыша и обращаться к специалистам.
Читай также: Как научить ребенка есть ложкой: 9 полезных советов
Вашему малышу 1 год
Физиология годовалого ребенка
В течение первого года жизни ваш малыш очень интенсивно рос и набирал вес. К году рост ребенка обычно составляет 76-78 см, вес – около 10 кг. После года малыш станет расти и набирать вес медленнее. Теперь главными задачами его организма будет оттачивание приобретенных навыков, развитие умений, формирование иммунитета.
К 12 месяцам многие малыши уже имеют около 12 зубов. Восемь резцов – по четыре сверху и снизу, и четыре коренных зуба. Если у вашего ребенка к году еще нет 12 зубов – это абсолютно не страшно, ведь все детки разные, скорее всего, что зубы у вашего малыша прорежутся в ближайшие месяцы.
К годовалому возрасту ребенок уже умеет спать всю ночь, обычно его ночной сон длится 10-12 часов. Днем малыш спит 1 или 2 раза по 1,5-2 часа
Вы можете обнаружить, что у вашего годовасика абсолютно плоская стопа, не переживайте, это нормально. Все дело в том, что у детей под кожей стоп есть так называемая жировая подушечка, которая исчезнет, как только ваш ребенок начнет больше ходить. Тогда на стопе обозначится свод, и ножка малыша станет похожа на взрослую ногу.
К годовалому возрасту ребенок уже умеет спать всю ночь, обычно его ночной сон длится 10-12 часов. Днем малыш спит 1 или 2 раза по 1,5-2 часа.
Также большинство годовасиков уже умеет вставать и ходить без помощи родителей, а еще они способны произносить некоторые слова и называть по именам родственников. Нормальным считается, если ребенок сам пошел до 1,5 лет.
Мама-форумчанка Лариса поделилась своей историей: «Когда моему ребенку исполнилось 8 месяцев, и мы с ним в очередной раз пошли к педиатру, я спросила у доктора, нормально ли, что малыш еще не ходит, доктор сказал, что да. Но я все равно беспокоилось, мне казалось, что он уже должен ходить, ведь я в его возрасте уже сама ходила по кроватке. Проходили месяцы, а малыш все не начинал ходить, я просто изнервничалась, а еще все спрашивают, не пошел ли он еще. Когда до года оставался один месяц, ребенок начал ходить. Это случилось внезапно, однажды я возвращаюсь из кухни, смотрю, а сын в кроватке, держась за поручень, медленно идет. Я чуть не расплакалась. Во время нашего следующего визита к педиатру я узнала, что мой ребенок еще рано пошел, надо же, бывают, что начинают ходить и позже, но это считают нормой… ох уж эти нервы…»
На 12 месяце жизни вам с малышом будет необходимо посетить педиатра и пройти полное медицинское обследование в поликлинике, ребенка должен осмотреть хирург, невролог, ортопед, офтальмолог, стоматолог, лор-врач.
Советы родителям
Главное для родителей годовалого малыша – научиться быстро адаптироваться к изменениям в поведении ребенка. Настройтесь на то, что с 12 месяцев ваш малыш будет становиться все более самостоятельным изо дня в день. Кстати, психологи рекомендуют всячески поощрять детскую самостоятельность. Ведь это развивает мышление и характер ребенка.
Помните, что именно сейчас вашему малышу очень нравится копировать ваши действия и манеру поведения. Именно поэтому дальнейшее поведение ребенка во многом будет зависеть от того, как вы вели себя в то время, когда ему был годик.
Также важно обозначить для годовасика четкий список запретов, спокойно объяснить ребенку, почему нельзя залазить на подоконник, топтать цветы, бить животных и так далее, это очень важно для мироощущения малыша и его дальнейшего развития. Когда существуют запреты, ребенок чувствует себя более защищенным.
Как развивается ребенок в 2 года
Физиология ребенка
К 2 годам рост и вес ребенка составляет примерно 86-88 см и 12-13 кг. В этом возрасте показатели роста и веса для девочек и мальчиков могут уже сильно отличаться. Как правило, девочки будут на несколько сантиметров ниже и на несколько килограммов легче мальчиков. В этом возрасте у ребенка должно быть примерно 18-20 зубов.
Двухлетний малыш уже физически достаточно крепкий, теперь он может быстрее всему учиться. Кроме того, он стал более усидчивым, чем год назад. Теперь он может в течение 30-40 минут заниматься одним делом, именно поэтому в этом возрасте многие дети с удовольствием учатся рисовать.
Большинство двухлетних детей уже умеют прыгать, бегать, неплохо говорить (обычно словарный запас двухлетнего ребенка составляет примерно двести слов, которыми он активно пользуется).
Майя Бодрова, врач-педиатр клиники «Добробут», мама двух чудесных ребятишек: «По общепринятым нормам в 2 годика ребенок должен знать и понимать около 200 слов. Но бывает так, что ребенок почти не говорит, но все понимает. Это значит, что у него есть большой пассивный запас слов, но активно он пользуется всего несколькими десятками слов. В этом возрасте волноваться не стоит. Но если после 3 лет ситуация не улучшается, тогда стоит обратиться к специалисту».
В два года вам с малышом нужно будет посетить педиатра, а также логопеда, стоматолога и сдать все анализы (моча, кровь, кал).
Читай также: Раннее развитие: методика Гленна Домана
Советы родителям двухлетнего малыша
Двухлетние дети очень подвижны, поэтому родители должны обеспечить ребенку возможность для безопасного беспрерывного передвижения по квартире и улице.
Также рекомендуется больше гулять с ребенком на улице, ведь именно улица – это идеальное место для познания мира, там же столько всего интересного для двухлетнего ребенка!
В этом возрасте ребенок уже готов впитывать все, что видит и слышит вокруг, поэтому очень важно разговаривать с малышом, отвечать на его вопросы, прививать ему чувство прекрасного, а также понятие об обязанностях и ответственности.
Читай также: Как выбрать детский сад?
Развитие ребенка в возрасте 3 года
Физиология трехлетнего ребенка
Организм трехлетнего малыша сосредоточен на усовершенствовании ранее приобретенных навыков и обретении новых, именно поэтому теперь ребенок растет не так интенсивно, как раньше. К трем годам малыш прибавит в росте около 10-11 сам в сравнении с двухлетним возрастом, а в весе он прибавит 2-3 кг.
Рост и вес девочек и мальчиков в трехлетнем возрасте отличается, девочки будут на несколько сантиметров ниже и на несколько килограммов легче, чем мальчики. К трем годам у ребенка должны вылезти 20 зубов.
В 3 года ребенок уже достаточно развит физически, он может выполнять два действия одновременно, он легко перешагивает через препятствие, прыгает, бегает, учится кататься на трехколесном велосипеде, спрыгивает с небольшой высоты, может ловить мяч, лезть по лесенке, скатывается с горки. У малыша уже усложняются движения рук, он уже крепче все держит, его координация стала лучше.
Советы родителям трехлетнего ребенка
К трехлетнему возрасту ребенок уже готов воспринимать буквы и учиться читать, поэтому вы вполне можете начать занятия. Трехлетний ребенок уже знает большинство букв, поэтому у него легко получится сложить их в слова.
Также вы можете познакомить ребенка с геометрическими фигурами и цифрами, в этом возрасте память малыша работает очень продуктивно, он сможет многое запомнить в достаточно короткий срок.
Именно в трехлетнем возрасте рекомендуют отдавать ребенка в садик, он уже готов к жизни в коллективе физически и морально.
Читай также: Если ребенок плохо говорит…
Мама-форумчанка LERA рассказывает: «Я отдала своего сына в садик в два года, он отлично адаптировался, ему очень нравится ходить в садик. А вот моя подруга не отдавала малыша до пяти лет в сад, так он ей потом такие скандалы устраивал, когда она его первый месяц водила. Еще бы, он же привык всегда быть с мамой. Я считаю, что все хорошо вовремя, ну и родительский настрой важен, если вы сами «за» садик, то и ребенок будет «за». А если вы бесконечно переживаете, то ребенок это чувствует, и посещение садика будет у него связано с переживаниями».
Каждый ребенок – это индивидуальность, поэтому ваш малыш может развиваться не так, как ребенок вашей знакомой, но его темпы развития также будут считаться нормальными.
Чтобы не переживать попусту, посещайте с ребенком педиатра в срок, если что-то будет не так, доктор обязательно обратит на это внимание, а также внимательно наблюдайте за развитием малыша и поменьше сравнивайте своего ребенка с другими.
Растите здоровыми!
Читай также: 3 года ребенку
Источник
Физиология ребенка с 1 до 3 лет
• Кожа тонкая, нежная. Всасывающая способность ее очень высока, и следует очень осторожно относиться к назначению лекарств в виде мазей, особенно содержащих сильнодействующие компоненты. • Подкожная клетчатка выражена хорошо, процессы разрастания ее, отмечаемые в более раннем возрасте, постепенно прекращаются.
Мышечная система. • Ее масса благодаря систематическому тренингу нарастает, но тонкие движения, например, пальцев рук, еще затруднены изза недостаточно развитых нервных окончаний.
Костная система. • По-прежнему идет процесс образования костей. К 2, 5 годам полностью прорезываются молочные зубы. Полный их комплект -12 зубов. • Изменяется форма грудной клетки и увеличивается объем вследствие развития легких. • Ребра располагаются более косо, формируются изгибы позвоночника. Продолжается рост костей таза.
• Скелет кисти и дистального отдела предплечья (схемы с рентгенограмм): 1 – четырехмесячного мальчику; 2 полуторагодовалого мальчика; 3 мальчика 3, 5 лет; 4 – 4 -летней девочки; 5 – 6 -летнего мальчика; 6 – 8 летнего мальчика; 7 – 10 -летней девочки. Зачерчены возникающие очаги окостенения
Органы дыхания. • Носовые ходы и воздухоносные пути становятся шире и длиннее, однако трахея и бронхи еще сравнительно узки, что еще сохраняет опасность резкого сужения их просвета и расстройств дыхания при бронхитах, трахеитах, ОРЗ, гриппе. Число дыханий к 3 годам составляет 25 -30 в минуту.
Сердечно-сосудистая система. • Пульс урежается до 120 ударов в минуту в возрасте 1 года и 105 в 3 года. Артериальное давление постепенно возрастает до 95/60 мм рт. ст.
Органы пищеварения. • Пищеварительные железы начинают работать активнее. Поэтому усваивается более сложная пища, частота дефекаций 12 раза в сутки. • Организация питания детей раннего возраста основана на следующих принципах: • полное удовлетворение физиологической потребности детей в энергии и пищевых веществах;
• постепенный переход от пищи с гомогенной и пюреобразной консистенцией к пище с меньшей степенью измельчения; • сохранение принципов «щажения» органов пищеварения; • дальнейшее формирование навыков самостоятельного приема пищи; • постепенное изменение распределения энергетической ценности по приемам пищи; в возрасте до 1- 1, 5 года это распределение более или менее равномерно, тогда как дети старше 1, 5 лет должны получать в обед практически половину суточной энергетической ценности рациона; • оптимальное соотношение белков, жиров и углеводов в рационе детей этого возраста составляет 1: 1: 4.
Органы мочевыделения. • Совершенствуется строение почек и число мочеиспусканий уменьшается до 10 в сутки. Как правило, здоровый ребенок регулирует акт мочеиспускания самостоятельно.
• Иммунитет: увеличивается образование иммунных клеток, что резко повышает сопротивляемость организма.
Развитие нервной системы • Спинной мозг новорожденного имеет длину 14 см. Нижняя граница находится на уровне II поясничного позвонка. К 2 годам длина спинного мозга увеличивается до 20 см. Наиболее быстро растут грудные сегменты. Масса спинного мозга у новорожденного составляет 5 г, в год – 10 г, в 3 года – 13 г. • На своем протяжении спинной мозг имеет два утолщения, соответствующие корешкам нервов верхней и нижней конечностей. Верхнее называется шейным утолщением, нижнее – поясничнокрестцовым. Более обширно последнее, но более дифференцировано первое, так как иннервация руки сложнее. В центре спинного мозга проходит канал, представляющий собой узкую щель, заполненную спинномозговой жидкостью. Спинной мозг делится на не полностью симметричные правую и левую половины. У новорожденного центральный канал шире, чем у взрослого. Его просвет уменьшается в течение первых двух лет жизни и в другие периоды, когда увеличивается масса белого и серого вещества.
• У новорожденного головной мозг относительно большой: 390 г у мальчиков и 355 г у девочек, что составляет 12- 13 % массы (у взрослых – 2, 5 %). К концу первого года жизни масса мозга удваивается, к 3 -4 годам утраивается.
• К концу 1 -го года развития ребенок относительно хорошо различает вкус пищи, запахи, форму и цвет предметов, различает голоса и лица. Значительно совершенствуются движения, некоторые дети начинают ходить. Ребенок пытается произносить отдельные слова, и у него формируются условные рефлексы на словесные раздражители. Следовательно, уже в конце первого года полным ходом идет развитие второй сигнальной системы и формируется ее совместная деятельность с первой. • На 2 -м году развития ребенка совершенствуются все виды условно-рефлекторной деятельности, и продолжается формирование второй сигнальной системы, значительно увеличивается словарный запас; раздражители их комплексы начинают вызывать словесные реакции. Уже у двухгодовалого ребенка слова приобретают сигнальное значение.
• 2 -й и 3 -й год жизни отличаются живой ориентировочной и исследовательской деятельностью. Этот возраст ребенка характеризуется «предметным» характером мышления, т. е. решающим значением мышечных ощущений. Эта особенность в значительной степени связана с морфологическим созреванием мозга, так как многие моторные корковые зоны и зоны кожно-мышечной чувствительности уже к 1 -2 годам достигают достаточно высокой функциональной полноценности. Основным фактором, стимулирующим созревание этих корковых зон, являются мышечные сокращения и высокая двигательная активность ребенка. • Период до 3 -х лет характеризуется также легкостью образования условных рефлексов на самые различные раздражители. Примечательной особенностью 2 -3 -летнего ребенка является легкость выработки динамических стереотипов – последовательных цепей условнорефлекторных актов, осуществляющихся в строго определенном, закрепленном во времени порядке. Динамический стереотип это следствие сложной системной реакции организма на комплекс условных раздражителей (условный рефлекс на время – прием пищи, время сна и др. ).
моторика • В 1 год может взять любою игрушку (предмет) рукой, пальцами или всей ладошкой. Любит бросать игрушки, сталкивать их с чем-либо. Умеет открывать и закрывать крышки коробок, банок. • В 1, 5 – 2, 5 года детям даются более сложные задания: • – застёгивание пуговиц; • – завязывание и развязывание узлов (хорошо использовать различные шнуровки); • – переливание воды из ёмкости с узким горлышком в ёмкость с широким горлышком.
• маленький человечек начинает осознавать самого себя, и твердо употребляет местоимение “Я”, в то время как до этого говорил от 3 -го лица – “ОН”, “ОНА”.
Три периода до трехлетия • В возрасте ребенка от года до 3 лет довольно четко прослеживаются 3 периода. Вы должны обратить внимание на это разделение, поскольку знание возрастных периодов поможет выбрать вам правильную тактику по уходу и воспитанию своего малыша. • Первый период – от года до полутора лет. Ребенок, начавший ходить, становится много самостоятельней, чем раньше; в этом возрасте он – исследователь; он лезет всюду. Набивает себе шишки, и его не удержать. В этом же возрасте ребенок начинает говорить. • Второй период – от полутора до 2 лет. Малыш совершенствуется в обретенных ранее навыках, определяет свое место в среде; вы уже четко прослеживаете проявления его характера. • Третий период – от 2 до 3 лет. Это период наиболее активного умственного развития ребенка.
Период усвоения первых слов и фраз • Этот период длится от одного года да двух лет. Первыми словами ребенка являются не слова, определяющие объект или предмет (это я про вас), а глаголы, выражающие просьбу (требование). Чаще всего это слова «дай» , «на» и т. п. Количество первых слов зависит от состояния психического развития, поэтому их количество может очень разница у разных детей.
Период усваивания грамматики языка • Этот период длится примерно от двух до трех лет. Как мы уже заметили, количество слов во фразах ребенка возросло и продолжает возрастать. Предложение строится по линейному принципу: опорное слово и неглавные слова. Причем опорное слово ребенок размещает в конце. Слова в предложении приобретают грамматическую связь. • В этот период ребенок начинает осваивать изменение существительных, например, начинает использовать их единичное и множественное число. Но некоторые грамматические категории ему даются с трудом. К таким «трудностям» относится склонение существительных по падежам. Самое главное, что в этот период речь ребенка становится понятной независимо от ситуации, в которой она сказана. • Ребенок начинает мыслить вербально, то есть не только образно, но и словами. То есть появляется внутренняя речь. К трем годам ребенок усваивает систему родного языка.
Источник