Физиология развития ребенка автор
М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер
Возрастная физиология: (Физиология развития ребенка)
Учебное пособие
Для студентов высших педагогических учебных заведений
Рецензенты:
доктор биологических наук, зав. кафедрой высшей нервной деятельности и психофизиологии Санкт-Петербургского университета, академик РАО, профессор А.С. Батуев;
доктор биологических наук, профессор И.А. Корниенко
ПРЕДИСЛОВИЕ
Выяснение закономерностей развития ребенка, специфики функционирования физиологических систем на разных этапах онтогенеза и механизмов, эту специфику определяющих, является необходимым условием обеспечения нормального физического и психического развития подрастающего поколения.
Главные вопросы, которые должны возникать у родителей, педагогов и психологов в процессе воспитания и обучения ребенка дома, в детском саду или в школе, на консультативном приеме или индивидуальных занятиях, — это какой он, каковы его особенности, какой вариант занятий с ним будет наиболее эффективным. Ответить на эти вопросы совсем не просто, ибо для этого требуются глубокие знания о ребенке, закономерностях его развития, возрастных и индивидуальных особенностях. Эти знания чрезвычайно важны и для разработки психофизиологических основ организации учебной работы, выработки у ребенка механизмов адаптации, определения влияния на него инновационных технологий и т. п.
Пожалуй, впервые значимость комплексного знания физиологии и психологии для педагога и воспитателя выделил известный русский педагог К.Д. Ушинский в своем труде «Человек как предмет воспитания» (1876). «Искусство воспитания, — писал К.Д. Ушинский, — имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным даже — делом легким, — и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком теоретически и практически. Почти все признают, что воспитание требует терпения; некоторые думают, что для него нужны врожденная способность и умение, т. е. навык; но весьма немногие пришли к убеждению, что, кроме терпения, врожденной способности и навыка необходимы еще и специальные знания, хотя многочисленные блуждания наши и могли бы всех убедить в этом». Именно К.Д. Ушинский показал, что физиология относится к числу тех наук, в которых «излагаются, сличаются и группируются факты и те соотношения фактов, в которых обнаруживаются свойства предмета воспитания, т. е. человека». Анализируя физиологические знания, которые были известны, а это было время становления возрастной физиологии, К.Д. Ушинский подчеркивал: «Из этого источника, только что открывающегося, воспитание почти еще не черпало». К сожалению, и сейчас мы не можем говорить о широком использовании данных возрастной физиологии в педагогической науке. Единообразие программ, методик, учебников ушло в прошлое, но педагог по-прежнему мало учитывает возрастные и индивидуальные особенности ребенка в процессе обучения.
В то же время педагогическая эффективность процесса обучения во многом зависит от того, насколько формы и методы педагогического воздействия адекватны возрастным физиологическим и психофизиологическим особенностям школьников, соответствуют ли условия организации учебного процесса возможностям детей и подростков, учитываются ли психофизиологические закономерности формирования базисных школьных навыков — письма и чтения, а также основных двигательных навыков в процессе занятий.
Физиология и психофизиология ребенка — необходимый компонент знаний любого специалиста, работающего с детьми, — психолога, воспитателя, учителя, социального педагога. «Воспитание и обучение имеет дело с целостным ребенком, с его целостной деятельностью, — считал известный российский психолог и педагог В.В. Давыдов. — Эта деятельность, рассматриваемая как особый объект изучения, содержит в своем единстве много аспектов, в том числе… физиологический» (В.В. Давыдов «Проблемы развивающего обучения». — М., 1986. — С. 167).
Возрастная физиология — наука об особенностях жизнедеятельности организма, о функциях его отдельных систем, процессах, в них протекающих, и механизмах их регуляции на разных этапах индивидуального развития. Частью ее является изучение физиологии ребенка в разные возрастные периоды.
Учебное пособие по возрастной физиологии для студентов педагогических вузов содержит знания о развитии человека на тех этапах, когда наиболее значимо влияние одного из ведущих факторов развития — обучения.
Предметом возрастной физиологии (физиологии развития ребенка) как учебной дисциплины являются особенности развития физиологических функций, их формирования и регуляции, жизнедеятельности организма и механизмов его приспособления к внешней среде на разных этапах онтогенеза.
Источник
М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер
Возрастная физиология: (Физиология развития ребенка)
Учебное пособие
Для студентов высших педагогических учебных заведений
Рецензенты:
доктор биологических наук, зав. кафедрой высшей нервной деятельности и психофизиологии Санкт-Петербургского университета, академик РАО, профессор А.С. Батуев;
доктор биологических наук, профессор И.А. Корниенко
ПРЕДИСЛОВИЕ
Выяснение закономерностей развития ребенка, специфики функционирования физиологических систем на разных этапах онтогенеза и механизмов, эту специфику определяющих, является необходимым условием обеспечения нормального физического и психического развития подрастающего поколения.
Главные вопросы, которые должны возникать у родителей, педагогов и психологов в процессе воспитания и обучения ребенка дома, в детском саду или в школе, на консультативном приеме или индивидуальных занятиях, — это какой он, каковы его особенности, какой вариант занятий с ним будет наиболее эффективным. Ответить на эти вопросы совсем не просто, ибо для этого требуются глубокие знания о ребенке, закономерностях его развития, возрастных и индивидуальных особенностях. Эти знания чрезвычайно важны и для разработки психофизиологических основ организации учебной работы, выработки у ребенка механизмов адаптации, определения влияния на него инновационных технологий и т. п.
Пожалуй, впервые значимость комплексного знания физиологии и психологии для педагога и воспитателя выделил известный русский педагог К.Д. Ушинский в своем труде «Человек как предмет воспитания» (1876). «Искусство воспитания, — писал К.Д. Ушинский, — имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным даже — делом легким, — и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком теоретически и практически. Почти все признают, что воспитание требует терпения; некоторые думают, что для него нужны врожденная способность и умение, т. е. навык; но весьма немногие пришли к убеждению, что, кроме терпения, врожденной способности и навыка необходимы еще и специальные знания, хотя многочисленные блуждания наши и могли бы всех убедить в этом». Именно К.Д. Ушинский показал, что физиология относится к числу тех наук, в которых «излагаются, сличаются и группируются факты и те соотношения фактов, в которых обнаруживаются свойства предмета воспитания, т. е. человека». Анализируя физиологические знания, которые были известны, а это было время становления возрастной физиологии, К.Д. Ушинский подчеркивал: «Из этого источника, только что открывающегося, воспитание почти еще не черпало». К сожалению, и сейчас мы не можем говорить о широком использовании данных возрастной физиологии в педагогической науке. Единообразие программ, методик, учебников ушло в прошлое, но педагог по-прежнему мало учитывает возрастные и индивидуальные особенности ребенка в процессе обучения.
В то же время педагогическая эффективность процесса обучения во многом зависит от того, насколько формы и методы педагогического воздействия адекватны возрастным физиологическим и психофизиологическим особенностям школьников, соответствуют ли условия организации учебного процесса возможностям детей и подростков, учитываются ли психофизиологические закономерности формирования базисных школьных навыков — письма и чтения, а также основных двигательных навыков в процессе занятий.
Физиология и психофизиология ребенка — необходимый компонент знаний любого специалиста, работающего с детьми, — психолога, воспитателя, учителя, социального педагога. «Воспитание и обучение имеет дело с целостным ребенком, с его целостной деятельностью, — считал известный российский психолог и педагог В.В. Давыдов. — Эта деятельность, рассматриваемая как особый объект изучения, содержит в своем единстве много аспектов, в том числе… физиологический» (В.В. Давыдов «Проблемы развивающего обучения». — М., 1986. — С. 167).
Возрастная физиология — наука об особенностях жизнедеятельности организма, о функциях его отдельных систем, процессах, в них протекающих, и механизмах их регуляции на разных этапах индивидуального развития. Частью ее является изучение физиологии ребенка в разные возрастные периоды.
Учебное пособие по возрастной физиологии для студентов педагогических вузов содержит знания о развитии человека на тех этапах, когда наиболее значимо влияние одного из ведущих факторов развития — обучения.
Предметом возрастной физиологии (физиологии развития ребенка) как учебной дисциплины являются особенности развития физиологических функций, их формирования и регуляции, жизнедеятельности организма и механизмов его приспособления к внешней среде на разных этапах онтогенеза.
Основные понятия возрастной физиологии:
Организм — сложнейшая, иерархически (соподчиненно) организованная система органов и структур, обеспечивающих жизнедеятельность и взаимодействие с окружающей средой. Элементарной единицей организма является клетка. Совокупность клеток, сходных по происхождению, строению и функции, образует ткань. Ткани образуют органы, выполняющие определенные функции. Функция — специфическая деятельность органа или системы.
Физиологическая система — совокупность органов и тканей, связанных общей функцией.
Функциональная система — динамическое объединение различных органов или их элементов, деятельность которых направлена на достижение определенной цели (полезного результата).
Что касается структуры предлагаемого учебного пособия, то оно выстроено так, чтобы у студентов сформировалось четкое представление о закономерностях развития организма в процессе онтогенеза, об особенностях каждого возрастного этапа.
Мы старались не перегружать изложение анатомическими данными и в то же время считали необходимым дать основные представления о структуре органов и систем на разных этапах возрастного развития, что необходимо для понимания физиологических закономерностей организации и регуляции физиологических функций.
Книга состоит из четырех разделов. В разделе I — «Введение в физиологию развития» — раскрывается предмет физиологии развития как составной части возрастной физиологии, дается представление о важнейших современных физиологических теориях онтогенеза, вводятся базовые понятия, без которых невозможно понимание основного содержания учебника. В этом же разделе дается самое общее представление об устройстве организма человека и его функциях.
Раздел II — «Организм и среда» — дает представление об основных этапах и закономерностях роста и развития, о важнейших функциях организма, обеспечивающих взаимодействие организма с окружающей средой и приспособление его к изменяющимся условиям, о возрастном развитии организма и характерных особенностях этапов индивидуального развития.
В разделе III — «Организм как целое» — содержится описание деятельности систем, интегрирующих организм в единое целое. В первую очередь это центральная нервная система, а также вегетативная нервная система и система гуморальной регуляции функций. Основные закономерности возрастного развития головного мозга и его интегративной деятельности — ключевой аспект содержания данного раздела.
Раздел IV — «Этапы развития ребенка» — содержит морфофизиологическое описание основных этапов развития ребенка от рождения до подростково-юношеского возраста. Этот раздел наиболее важен для практиков, непосредственно работающих с ребенком, для которых важно знать и понимать основные морфофункциональные возрастные особенности организма ребенка на каждом из этапов его развития. Чтобы понять содержание этого раздела, необходимо освоить весь материал, представленный в трех предыдущих. Этот раздел завершает глава, в которой рассматривается влияние социальных факторов на развитие ребенка.
В конце каждой главы помещены вопросы для самостоятельной работы студентов, которые позволяют освежить в памяти основные положения изучаемого материала, требующие особого внимания.
Раздел I
ВВЕДЕНИЕ В ВОЗРАСТНУЮ ФИЗИОЛОГИЮ
Глава 1. ПРЕДМЕТ ВОЗРАСТНОЙ ФИЗИОЛОГИИ (ФИЗИОЛОГИИ РАЗВИТИЯ)
Взаимосвязь возрастной физиологии с другими науками
К моменту рождения организм ребенка еще очень далек от зрелого состояния. Человеческий детеныш рождается маленьким, беспомощным, он не может выжить без ухода и заботы взрослых. Необходимо много времени, чтобы он вырос и стал полноценным зрелым организмом.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Источник
ÏÐÅÄÈÑËÎÂÈÅ
Âûÿñíåíèå çàêîíîìåðíîñòåé ðàçâèòèÿ ðåáåíêà, ñïåöèôèêè ôóíêöèîíèðîâàíèÿ ôèçèîëîãè÷åñêèõ ñèñòåì íà ðàçíûõ ýòàïàõ îíòîãåíåçà è ìåõàíèçìîâ, ýòó ñïåöèôèêó îïðåäåëÿþùèõ, ÿâëÿåòñÿ íåîáõîäèìûì óñëîâèåì îáåñïå÷åíèÿ íîðìàëüíîãî ôèçè÷åñêîãî è ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ ïîäðàñòàþùåãî ïîêîëåíèÿ.
Ãëàâíûå âîïðîñû, êîòîðûå äîëæíû âîçíèêàòü ó ðîäèòåëåé, ïåäàãîãîâ è ïñèõîëîãîâ â ïðîöåññå âîñïèòàíèÿ è îáó÷åíèÿ ðåáåíêà äîìà, â äåòñêîì ñàäó èëè â øêîëå, íà êîíñóëüòàòèâíîì ïðèåìå èëè èíäèâèäóàëüíûõ çàíÿòèÿõ, ýòî êàêîé îí, êàêîâû åãî îñîáåííîñòè, êàêîé âàðèàíò çàíÿòèé ñ íèì áóäåò íàèáîëåå ýôôåêòèâíûì. Îòâåòèòü íà ýòè âîïðîñû ñîâñåì íå ïðîñòî, èáî äëÿ ýòîãî òðåáóþòñÿ ãëóáîêèå çíàíèÿ î ðåáåíêå, çàêîíîìåðíîñòÿõ åãî ðàçâèòèÿ, âîçðàñòíûõ è èíäèâèäóàëüíûõ îñîáåííîñòÿõ. Ýòè çíàíèÿ ÷ðåçâû÷àéíî âàæíû è äëÿ ðàçðàáîòêè ïñèõîôèçèîëîãè÷åñêèõ îñíîâ îðãàíèçàöèè ó÷åáíîé ðàáîòû, âûðàáîòêè ó ðåáåíêà ìåõàíèçìîâ àäàïòàöèè, îïðåäåëåíèÿ âëèÿíèÿ íà íåãî èííîâàöèîííûõ òåõíîëîãèé è ò. ï.
Ïîæàëóé, âïåðâûå çíà÷èìîñòü êîìïëåêñíîãî çíàíèÿ ôèçèîëîãèè è ïñèõîëîãèè äëÿ ïåäàãîãà è âîñïèòàòåëÿ âûäåëèë èçâåñòíûé ðóññêèé ïåäàãîã Ê.Ä. Óøèíñêèé â ñâîåì òðóäå «×åëîâåê êàê ïðåäìåò âîñïèòàíèÿ» (1876). «Èñêóññòâî âîñïèòàíèÿ, ïèñàë Ê.Ä. Óøèíñêèé, èìååò òó îñîáåííîñòü, ÷òî ïî÷òè âñåì îíî êàæåòñÿ äåëîì çíàêîìûì è ïîíÿòíûì, à èíûì äàæå äåëîì ëåãêèì, è òåì ïîíÿòíåå è ëåã÷å êàæåòñÿ îíî, ÷åì ìåíåå ÷åëîâåê ñ íèì çíàêîì òåîðåòè÷åñêè è ïðàêòè÷åñêè. Ïî÷òè âñå ïðèçíàþò, ÷òî âîñïèòàíèå òðåáóåò òåðïåíèÿ; íåêîòîðûå äóìàþò, ÷òî äëÿ íåãî íóæíû âðîæäåííàÿ ñïîñîáíîñòü è óìåíèå, ò. å. íàâûê; íî âåñüìà íåìíîãèå ïðèøëè ê óáåæäåíèþ, ÷òî, êðîìå òåðïåíèÿ, âðîæäåííîé ñïîñîáíîñòè è íàâûêà íåîáõîäèìû åùå è ñïåöèàëüíûå çíàíèÿ, õîòÿ ìíîãî÷èñëåííûå áëóæäàíèÿ íàøè è ìîãëè áû âñåõ óáåäèòü â ýòîì». Èìåííî Ê.Ä. Óøèíñêèé ïîêàçàë, ÷òî ôèçèîëîãèÿ îòíîñèòñÿ ê ÷èñëó òåõ íàóê, â êîòîðûõ «èçëàãàþòñÿ, ñëè÷àþòñÿ è ãðóïïèðóþòñÿ ôàêòû è òå ñîîòíîøåíèÿ ôàêòîâ, â êîòîðûõ îáíàðóæèâàþòñÿ ñâîéñòâà ïðåäìåòà âîñïèòàíèÿ, ò. å. ÷åëîâåêà». Àíàëèçèðóÿ ôèçèîëîãè÷åñêèå çíàíèÿ, êîòîðûå áûëè èçâåñòíû, à ýòî áûëî âðåìÿ ñòàíîâëåíèÿ âîçðàñòíîé ôèçèîëîãèè, Ê.Ä. Óøèíñêèé ïîä÷åðêèâàë: «Èç ýòîãî èñòî÷íèêà, òîëüêî ÷òî îòêðûâàþùåãîñÿ, âîñïèòàíèå ïî÷òè åùå íå ÷åðïàëî». Ê ñîæàëåíèþ, è ñåé÷àñ ìû íå ìîæåì ãîâîðèòü î øèðîêîì èñïîëüçîâàíèè äàííûõ âîçðàñòíîé ôèçèîëîãèè â ïåäàãîãè÷åñêîé íàóêå. Åäèíîîáðàçèå ïðîãðàìì, ìåòîäèê, ó÷åáíèêîâ óøëî â ïðîøëîå, íî ïåäàãîã ïî-ïðåæíåìó ìàëî ó÷èòûâàåò âîçðàñòíûå è èíäèâèäóàëüíûå îñîáåííîñòè ðåáåíêà â ïðîöåññå îáó÷åíèÿ.
 òî æå âðåìÿ ïåäàãîãè÷åñêàÿ ýôôåêòèâíîñòü ïðîöåññà îáó÷åíèÿ âî ìíîãîì çàâèñèò îò òîãî, íàñêîëüêî ôîðìû è ìåòîäû ïåäàãîãè÷åñêîãî âîçäåéñòâèÿ àäåêâàòíû âîçðàñòíûì ôèçèîëîãè÷åñêèì è ïñèõîôèçèîëîãè÷åñêèì îñîáåííîñòÿì øêîëüíèêîâ, ñîîòâåòñòâóþò ëè óñëîâèÿ îðãàíèçàöèè ó÷åáíîãî ïðîöåññà âîçìîæíîñòÿì äåòåé è ïîäðîñòêîâ, ó÷èòûâàþòñÿ ëè ïñèõîôèçèîëîãè÷åñêèå çàêîíîìåðíîñòè ôîðìèðîâàíèÿ áàçèñíûõ øêîëüíûõ íàâûêîâ ïèñüìà è ÷òåíèÿ, à òàêæå îñíîâíûõ äâèãàòåëüíûõ íàâûêîâ â ïðîöåññå çàíÿòèé.
Ôèçèîëîãèÿ è ïñèõîôèçèîëîãèÿ ðåáåíêà íåîáõîäèìûé êîìïîíåíò çíàíèé ëþáîãî ñïåöèàëèñòà, ðàáîòàþùåãî ñ äåòüìè, ïñèõîëîãà, âîñïèòàòåëÿ, ó÷èòåëÿ, ñîöèàëüíîãî ïåäàãîãà. «Âîñïèòàíèå è îáó÷åíèå èìååò äåëî ñ öåëîñòíûì ðåáåíêîì, ñ åãî öåëîñòíîé äåÿòåëüíîñòüþ, ñ÷èòàë èçâåñòíûé ðîññèéñêèé ïñèõîëîã è ïåäàãîã Â.Â. Äàâûäîâ. Ýòà äåÿòåëüíîñòü, ðàññìàòðèâàåìàÿ êàê îñîáûé îáúåêò èçó÷åíèÿ, ñîäåðæèò â ñâîåì åäèíñòâå ìíîãî àñïåêòîâ, â òîì ÷èñëå ôèçèîëîãè÷åñêèé» (Â.Â. Äàâûäîâ «Ïðîáëåìû ðàçâèâàþùåãî îáó÷åíèÿ». Ì., 1986. Ñ. 167).
Âîçðàñòíàÿ ôèçèîëîãèÿ íàóêà îá îñîáåííîñòÿõ æèçíåäåÿòåëüíîñòè îðãàíèçìà, î ôóíêöèÿõ åãî îòäåëüíûõ ñèñòåì, ïðîöåññàõ, â íèõ ïðîòåêàþùèõ, è ìåõàíèçìàõ èõ ðåãóëÿöèè íà ðàçíûõ ýòàïàõ èíäèâèäóàëüíîãî ðàçâèòèÿ. ×àñòüþ åå ÿâëÿåòñÿ èçó÷åíèå ôèçèîëîãèè ðåáåíêà â ðàçíûå âîçðàñòíûå ïåðèîäû.
Ó÷åáíîå ïîñîáèå ïî âîçðàñòíîé ôèçèîëîãèè äëÿ ñòóäåíòîâ ïåäàãîãè÷åñêèõ âóçîâ ñîäåðæèò çíàíèÿ î ðàçâèòèè ÷åëîâåêà íà òåõ ýòàïàõ, êîãäà íàèáîëåå çíà÷èìî âëèÿíèå îäíîãî èç âåäóùèõ ôàêòîðîâ ðàçâèòèÿ îáó÷åíèÿ.
Ïðåäìåòîì âîçðàñòíîé ôèçèîëîãèè (ôèçèîëîãèè ðàçâèòèÿ ðåáåíêà) êàê ó÷åáíîé äèñöèïëèíû ÿâëÿþòñÿ îñîáåííîñòè ðàçâèòèÿ ôèçèîëîãè÷åñêèõ ôóíêöèé, èõ ôîðìèðîâàíèÿ è ðåãóëÿöèè, æèçíåäåÿòåëüíîñòè îðãàíèçìà è ìåõàíèçìîâ åãî ïðèñïîñîáëåíèÿ ê âíåøíåé ñðåäå íà ðàçíûõ ýòàïàõ îíòîãåíåçà.
Îñíîâíûå ïîíÿòèÿ âîçðàñòíîé ôèçèîëîãèè:
Îðãàíèçì ñëîæíåéøàÿ, èåðàðõè÷åñêè (ñîïîä÷èíåííî) îðãàíèçîâàííàÿ ñèñòåìà îðãàíîâ è ñòðóêòóð, îáåñïå÷èâàþùèõ æèçíåäåÿòåëüíîñòü è âçàèìîäåéñòâèå ñ îêðóæàþùåé ñðåäîé. Ýëåìåíòàðíîé åäèíèöåé îðãàíèçìà ÿâëÿåòñÿ êëåòêà. Ñîâîêóïíîñòü êëåòîê, ñõîäíûõ ïî ïðîèñõîæäåíèþ, ñòðîåíèþ è ôóíêöèè, îáðàçóåò òêàíü. Òêàíè îáðàçóþò îðãàíû, âûïîëíÿþùèå îïðåäåëåííûå ôóíêöèè. Ôóíêöèÿ ñïåöèôè÷åñêàÿ äåÿòåëüíîñòü îðãàíà èëè ñèñòåìû.
Ôèçèîëîãè÷åñêàÿ ñèñòåìà ñîâîêóïíîñòü îðãàíîâ è òêàíåé, ñâÿçàííûõ îáùåé ôóíêöèåé.
Ôóíêöèîíàëüíàÿ ñèñòåìà äèíàìè÷åñêîå îáúåäèíåíèå ðàçëè÷íûõ îðãàíîâ èëè èõ ýëåìåíòîâ, äåÿòåëüíîñòü êîòîðûõ íàïðàâëåíà íà äîñòèæåíèå îïðåäåëåííîé öåëè (ïîëåçíîãî ðåçóëüòàòà).
×òî êàñàåòñÿ ñòðóêòóðû ïðåäëàãàåìîãî ó÷åáíîãî ïîñîáèÿ, òî îíî âûñòðîåíî òàê, ÷òîáû ó ñòóäåíòîâ ñôîðìèðîâàëîñü ÷åòêîå ïðåäñòàâëåíèå î çàêîíîìåðíîñòÿõ ðàçâèòèÿ îðãàíèçìà â ïðîöåññå îíòîãåíåçà, îá îñîáåííîñòÿõ êàæäîãî âîçðàñòíîãî ýòàïà.
Ìû ñòàðàëèñü íå ïåðåãðóæàòü èçëîæåíèå àíàòîìè÷åñêèìè äàííûìè è â òî æå âðåìÿ ñ÷èòàëè íåîáõîäèìûì äàòü îñíîâíûå ïðåäñòàâëåíèÿ î ñòðóêòóðå îðãàíîâ è ñèñòåì íà ðàçíûõ ýòàïàõ âîçðàñòíîãî ðàçâèòèÿ, ÷òî íåîáõîäèìî äëÿ ïîíèìàíèÿ ôèçèîëîãè÷åñêèõ çàêîíîìåðíîñòåé îðãàíèçàöèè è ðåãóëÿöèè ôèçèîëîãè÷åñêèõ ôóíêöèé.
Êíèãà ñîñòîèò èç ÷åòûðåõ ðàçäåëîâ.  ðàçäåëå I «Ââåäåíèå â ôèçèîëîãèþ ðàçâèòèÿ» ðàñêðûâàåòñÿ ïðåäìåò ôèçèîëîãèè ðàçâèòèÿ êàê ñîñòàâíîé ÷àñòè âîçðàñòíîé ôèçèîëîãèè, äàåòñÿ ïðåäñòàâëåíèå î âàæíåéøèõ ñîâðåìåííûõ ôèçèîëîãè÷åñêèõ òåîðèÿõ îíòîãåíåçà, ââîäÿòñÿ áàçîâûå ïîíÿòèÿ, áåç êîòîðûõ íåâîçìîæíî ïîíèìàíèå îñíîâíîãî ñîäåðæàíèÿ ó÷åáíèêà.  ýòîì æå ðàçäåëå äàåòñÿ ñàìîå îáùåå ïðåäñòàâëåíèå îá óñòðîéñòâå îðãàíèçìà ÷åëîâåêà è åãî ôóíêöèÿõ.
Ðàçäåë II «Îðãàíèçì è ñðåäà» äàåò ïðåäñòàâëåíèå îá îñíîâíûõ ýòàïàõ è çàêîíîìåðíîñòÿõ ðîñòà è ðàçâèòèÿ, î âàæíåéøèõ ôóíêöèÿõ îðãàíèçìà, îáåñïå÷èâàþùèõ âçàèìîäåéñòâèå îðãàíèçìà ñ îêðóæàþùåé ñðåäîé è ïðèñïîñîáëåíèå åãî ê èçìåíÿþùèìñÿ óñëîâèÿì, î âîçðàñòíîì ðàçâèòèè îðãàíèçìà è õàðàêòåðíûõ îñîáåííîñòÿõ ýòàïîâ èíäèâèäóàëüíîãî ðàçâèòèÿ.
 ðàçäåëå III «Îðãàíèçì êàê öåëîå» ñîäåðæèòñÿ îïèñàíèå äåÿòåëüíîñòè ñèñòåì, èíòåãðèðóþùèõ îðãàíèçì â åäèíîå öåëîå.  ïåðâóþ î÷åðåäü ýòî öåíòðàëüíàÿ íåðâíàÿ ñèñòåìà, à òàêæå âåãåòàòèâíàÿ íåðâíàÿ ñèñòåìà è ñèñòåìà ãóìîðàëüíîé ðåãóëÿöèè ôóíêöèé. Îñíîâíûå çàêîíîìåðíîñòè âîçðàñòíîãî ðàçâèòèÿ ãîëîâíîãî ìîçãà è åãî èíòåãðàòèâíîé äåÿòåëüíîñòè êëþ÷åâîé àñïåêò ñîäåðæàíèÿ äàííîãî ðàçäåëà.
Ðàçäåë IV «Ýòàïû ðàçâèòèÿ ðåáåíêà» ñîäåðæèò ìîðôîôèçèîëîãè÷åñêîå îïèñàíèå îñíîâíûõ ýòàïîâ ðàçâèòèÿ ðåáåíêà îò ðîæäåíèÿ äî ïîäðîñòêîâî-þíîøåñêîãî âîçðàñòà. Ýòîò ðàçäåë íàèáîëåå âàæåí äëÿ ïðàêòèêîâ, íåïîñðåäñòâåííî ðàáîòàþùèõ ñ ðåáåíêîì, äëÿ êîòîðûõ âàæíî çíàòü è ïîíèìàòü îñíîâíûå ìîðôîôóíêöèîíàëüíûå âîçðàñòíûå îñîáåííîñòè îðãàíèçìà ðåáåíêà íà êàæäîì èç ýòàïîâ åãî ðàçâèòèÿ. ×òîáû ïîíÿòü ñîäåðæàíèå ýòîãî ðàçäåëà, íåîáõîäèìî îñâîèòü âåñü ìàòåðèàë, ïðåäñòàâëåííûé â òðåõ ïðåäûäóùèõ. Ýòîò ðàçäåë çàâåðøàåò ãëàâà, â êîòîðîé ðàññìàòðèâàåòñÿ âëèÿíèå ñîöèàëüíûõ ôàêòîðîâ íà ðàçâèòèå ðåáåíêà.
 êîíöå êàæäîé ãëàâû ïîìåùåíû âîïðîñû äëÿ ñàìîñòîÿòåëüíîé ðàáîòû ñòóäåíòîâ, êîòîðûå ïîçâîëÿþò îñâåæèòü â ïàìÿòè îñíîâíûå ïîëîæåíèÿ èçó÷àåìîãî ìàòåðèàëà, òðåáóþùèå îñîáîãî âíèìàíèÿ.
Источник