Физиология развития мозга ребенка

Физиология развития мозга ребенка thumbnail

Нейрокоррекция

Раннее развитие двигательного

Интеллекта по методу Домана

Дыхательная гимнастика

Пособие для родителей, педагогов, психологов

Психологический центр «Сэлф», г.Бердск

Вокзальная, 26 к.303, тел. 8-923-221-80-08

Структура интеллекта человека
 
1. Двигательный интеллект
2. Эмоциональный интеллект
3. Познавательный интеллект
 
Когда ребенок рождается, в первую очередь он учится правильно перемещаться в пространстве.
Двигательный интеллект – это база, фундамент развития.
Затем ребенок учится общаться, понимать и выражать свои эмоции. Это эмоциональный интеллект – стены дома.
И только крыша дома – познавательный интеллект – умение читать, писать, считать, мыслить логически. Познавательный интеллект развивается у ребенка в последнюю очередь.
Нарушения развития чаще всего видно в познавательном интеллекте. Это только верхушка айсберга. Проблема может быть гораздо глубже. Когда у дома слабый фундамент, сколько ни ремонтируй крышу, она все время обваливается.
 
 
 

Примеры

Алексей показывал отличные результаты в индивидуальной работе и мини-группе по ментальной арифметике, однако в школе по математике у него стояло много двоек, за четверть выходила двойка. Причина – страх перед контрольными, перед учительницей, боязнь ошибиться. Он не мог сосредоточиться и написать контрольную из-за нарушения эмоционального интеллекта – неумения контролировать свои эмоции. При этом познавательной интеллект ребенка был выше нормы. Коррекция и развитие эмоционального интеллекта исправили ситуацию, ребенок стал писать контрольные в школе на 4 и 5.

Даже если ребенок много знает, но не может ответить из-за волнения, на контрольных, олимпиадах и экзаменах ему мешают негативные эмоции, по факту ребенок получит низкий бал. Это все равно что ребенок не знает.

Иван очень общительный ребенок, уверен в себе, имеет широкий круг интересов. В школе рекомендовали перевести на индивидуальное обучение из-за трудностей по математике. По словам учительницы, ребенок не способен воспринять программу.

Нейродиагностика выявила нарушение двигательного интеллекта в области ползания, трудности самотогнозиса, трудности межполушарного взаимодействия, слабость вестибулярного аппарата. Двигательная коррекция, которая заключалась в активации правильного паттерна ползания, мозжечковой стимуляции, развитии межполушарных связей головного мозга значительно улучшили ситуацию. Ребенок закончил четверть на 4.

Нарушения двигательного интеллекта приводят к дизграфии, трудности в освоении математики, нарушениям восприятия и обобщения материала. В целом, нарушение двигательного интеллекта ведет к неадекватному развитию, все равно как кривой фундамент неизбежно приведет к трещинам в доме, даже если стены и крыша самого лучшего качества.

Анечке поставили диагноз – расстройство аутистического спектра. Девочка очень трудно воспринимала новые места, новых людей, сильно кричала, если нужно было сделать что-то не так, как она привыкла. Это вызывало серьезные трудности в обучении ребенка. На занятиях по нейрокоррекции были выявлены нарушения навыков ползания, девочка не могла ползать по-пластунски (хотя она давно умеет ходить), не могла перекатываться «бревнышком», с трудом повторяла позы на равновесие, трудности вызывала пальчиковая гимнастика. На курсе ребенок освоил большинство двигательных навыков, при следующем прохождении комиссии диагноз «расстройство аутистического спектра» был снят, Аня стала намного легче адаптироваться к новым местам и новым людям, реже плакать и кричать, если что-то менялось в привычном распорядке дня.

При нарушениях контакта с миром у ребенка прежде всего нарушен контакт с собственным телом. При расстройствах аутистического спектра, умственной отсталости, нарушениях характера в 99% случаев наблюдаются нарушения двигательного интеллекта ребенка. Восстановление двигательного интеллекта (капитальный ремонт фундамента) ведет к восстановлению эмоционального интеллекта (стены дома). Таким образом, ребенок выходит на нормативное развитие.

  Структура двигательного интеллекта по Бернштейну
 
1. Уровень рыбы
2. Уровень пресмыкающегося
3. Уровень млекопитающего
4. Уровень человека
 
Все эти стадии зародыш человека проходит внутриутробно. Они отражены в глубинных структурах головного мозга. Буквально, если сравнить строение головного мозга человека и рыбы, то найдутся сходные структуры. Вспомните картинки из учебника по биологии, как развивается ребенок.
 
Ребенок рождается, двигаясь как рыбка, он «выкручивается» из родовых путей.
Ребенок начинает свое движение по-пластунски, как ящерка. Даже новорожденные способны передвигаться по направлению материнской груди, если их положить на живот маме.
Далее ребенок учится ходить на четвереньках, как большинство млекопитающих животных.
И только потом наступает период прямохождения.
Читайте также:  Аномалии речевого развития ребенка

Физиология развития головного мозга ребенка

  Развитие головного мозга идет от среднего мозга, затем правое полушарие, затем левое, затем лобные доли.
 
Средний мозг отвечает за двигательный интеллект, активно формируется до года.
Правое полушарие – эмоциональный интеллект, активно формируется в 1-5 лет.
Левое полушарие – познавательный интеллект, активно формируется в 5-9 лет.
Лобные доли отвечают за формирование силы воли, целеустремленности, начинают формироваться только после 9 лет.
 
Несмотря на огромное количество дискуссий об ошибочном разделении функций полушарий головного мозга, стоит учитывать факты
1. Исследование биоэлектрической активности, которые подтверждают основной вектор нормативного развития ГМ
2. Наблюдения за здоровыми детьми, развитие которых протекает именно в таком порядке

Физиология развития головного мозга
помогает ответить на многие вопросы касательно развития детей и их поведения

1. Раннее развитие – польза или вред?

Если раннее развитие соответствует физиологии – польза. Если нет – вред. Учить ребенка читать (активация левого полушария) раньше, чем он разовьет функцию воображения (правое полушарие) – вредно. Если у ребенка достаточно развиты все функции правого полушария, то можно заниматься активным развитием левого. В противном случае, возникает дисбаланс нервной системы, что ведет к неврозам.

2. Какие программы развития выбирать?

Которые соответствуют физиологии развития и индивидуальным особенностям ребенка. Например, до 3-ех лет основа развития – это движения и разнообразие сенсорных стимулов, до 5 лет – развитие воображения, умения общаться, понимать и управлять эмоциями. Если развитие отклоняется от нормы, возрастные рамки сдвигаются.

3. Как проходит коррекционная работа?

Даже если ребенку 9 лет, но его развитие проходит с нарушениями, необходимо выявить к какой области относятся эти нарушения и работать на восстановление именно той области головного мозга. Это называется замещающий онтогенез. Мы опускаемся в подвал, ремонтируем его и потом только выставляем правильно крышу. Мы не занимаемся ремонтом крыши, пока обваливается фундамент.

4. Почему маленький ребенок не держит обещания?

Лобные доли, которые отвечают за силу воли, начинают формироваться только после 9 лет. Если маленький ребенок вам пообещал в порыве момента, а потом перехотел, у него нет навыка себя заставить. Головной мозг еще не созрел для этого. Чаще всего ребенок обещает, потому что это хочет услышать мама в данный момент, а не потому, что он так решил раз и навсегда.

Источник

Ребенок рождается с большинством мозговых клеток, которые этот орган должен иметь. В первые 12 месяцев жизни головной мозг (ГМ) становится более сложным, при достижении 2-летнего возраста имеет 75% веса взрослого мозга. В возрасте 3-х лет процент веса увеличивается до 90%. Почти 50% мозговых клеток, присутствующих при рождении, ослабевают или умирают в течение первых лет. Этот процесс организует и оптимизирует мозговую деятельность. События в жизни ребенка провоцируют электрические импульсы, создают нервные волокна. Чем больше волокон используется, тем стабильнее становится важный орган, тем меньше нейронов подвержено отмиранию. Аналогично мышцам, детский мозг работает по принципу «используйте или потеряйте».

Мозговые волны

Мозговые волны – это выражение частоты, в которой работает орган. В течение дня они меняются, что вызывает изменение состояния человека. Волны делятся на 5 типов:

  • дельта;
  • тета;
  • альфа;
  • бета;
  • гамма.

Все волны активные, на сознание влияет доминирующая мозговая волна. Каждый тип волны играет важную роль в формировании интеллекта в детстве.

Деятельность и возможности мозга описаны в ряде книг В.М. Бехтерева (их можно скачать на многих специализированных сайтах).

Ниже представлена диаграмма частот волн и соответствующие состояния ума.

Бета (14-30 Гц):

  • концентрация, волнение, бдительность, познание;
  • высокие уровни связаны с беспокойством, заболеваниями, чувством одиночества, спорами.

Альфа (8-13,9 Гц):

  • релаксация, бодрствование, легкий транс, увеличение производства серотонина;
  • сонливость, медитация, вход в подсознание.

Тета (4-7,9 Гц):

  • фаза сна REM;
  • увеличение производства катехоламинов (важно для обучения и памяти), повышение креативности;
  • интегративные, эмоциональные переживания, потенциальные изменения в поведении, повышенное сохранение знаний;
  • гипнотическое воображение, транс, глубокая медитация, проникновение в подсознание.
Читайте также:  Развитие ребенка до года делать

Дельта (0,1-3,9):

  • «бессонный сон»;
  • выпуск гормона роста;
  • глубокое, нефизическое состояние, транс;
  • вход в подсознание.

Пренатальное развитие

Рассмотрение вопроса, как развивается мозг ребенка, следует начать уже со времени формирования эмбриона. Он формируется в утробе от передней части нервной трубки, возникающей на 3-й неделе (20-27 день развития). Нервная трубка образовывается первичной и вторичной нейруляцией. В головном конце нейронной трубки формируются 3 первичных церебральных кармана – передний, средний, задний. В то же время создается лобная, теменная, затылочная доля. Из нейроэктодермы возникает нейронный диск.

Дитя

На 5-й неделе образуются вторичные мозговые подушечки, формирующие основные части взрослого органа. Передний мозг делится на промежуточный конечный, задний – на продолговатый, мост, мозжечок.

Гирификация полушарий происходят последовательно. Сначала образуется продольная щель (определено тем, что полушария растут отдельно), затем – латеральная борозда (отделяет височную долю), после нее – центральная борозда.

Особенности пренатального этапа развития мозга ребенка:

  • 3 неделя: создание медуллярной (спинальной) трубки;
  • 4 неделя: расширение проксимальной трубки на 3 первичных и 5 вторичных фолликулов;
  • 6 неделя: нейробласты начинают превращаться в зрелые нейроны;
  • 2-й месяц: развивается мозжечок, основа нейрогипофиза, ринэнцефалон (обонятельный центр), гиппокамп, базальные ганглии; на этом этапе начинают развиваться полушария большого мозга;
  • 3-й месяц: начинает формироваться мозолистое тело;
  • 4-й месяц: развитие головного мозга у детей продолжается интенсивным разделением полушарий (гирификацией), увеличением их поверхности;
  • далее детский головной мозг переживает пролиферацию, дифференциацию, миграцию, созревание нервных клеток, рост поддерживающих элементов; с конца внутриутробной жизни начинается миелинизация.

Неонатальное развитие ГМ

Люди – единственные млекопитающие, ГМ которых в первые 2 года жизни в 3 раза увеличивается в размерах. Если бы он был больше уже при рождении, голова младенца не смогла бы пройти через родовые пути. В случае маленького объема жизнь малыша была бы под угрозой.

Недостаточный размер ГМ наблюдается при микроцефалии, аномалии, сопровождающейся умственной недостаточностью.

Как развивается мозг ребенка до года:

  • при рождении он весит около 350 г, до 1 года – около 1 кг;
  • при рождении мозг имеет около 200 триллионов нейронов (нервных клеток) – примерно столько же, сколько во взрослом возрасте;
  • каждый нейрон реагирует на стимуляцию растущей системы дендритов (разветвленных нервных клеток) и синапсов (место передачи сигналов от одного нейрона к другому);
  • каждый нейрон заканчивается дендритами с примерно 15000 синапсов;
  • формирование дендрита со временем становится более сложным, с 3-4 ветвями в возрасте до 6 месяцев;
  • чем больше стимулов захватывает ГМ, тем лучше становятся дендриты;
  • передняя доля (часть, отвечающая за эмоции) становится метаболически активной с 6 месяцев (нервная основа эмоционального интеллекта формируется до 18 месяцев);
  • на протяжении 2-4 месяцев количество синапсов в зрительном центре увеличивается в 10 раз (примерно 20000 нейронов);
  • до 12 месяцев нейроны, отвечающие за идентификацию родного языка, находят свое постоянное место.

Развитие ГМ в течение первых лет жизни

Мозг новорожденного анатомически и функционально незрелый. В грудной период он быстро растет, увеличивается количество глиальных клеток, уменьшается гидратация.

В конце 1-го года вес ГМ удваивается. Развитие мозга ребенка по годам происходит интенсивно, в процессе онтогенеза врожденные безусловные рефлексы заменяются условными.

В 3 года мозг весит примерно в 3 раза выше, чем при рождении. Используется способность абстракции, обучения, воспоминаний; ребенок осознает свою личность, становится социальным созданием.

Чадо

Первые годы жизни – это стадия, имеющая решающее значение для развития мозга ребенка, создают неврологическую основу для интеллектуального развития в подростковом и взрослом возрасте.

В первые годы дети очень открыты для науки путем игры. Для маленьких детей игра – это способ подготовки к успешной дальнейшей жизни. Поэтому в этот период важна родительская любовь, достаток совместно проведенного времени.

В 6 лет вес ГМ почти равен весу взрослого человеческого мозга (1250 г). Полушария выразительно бороздчатые. Завершается ветвление нейронов, миелинизация (создание покрытия, защищающего большие нервные волокна от повреждения), улучшается память, способность воссоздавать воспоминания. В деятельности коры ГМ применяется способность внутреннего блокирования, ребенок различает то, что он говорит, думает, читает.

Читайте также:  Центр развития ребенка 269

В течение первых 8 лет жизни (особенно первых 3 лет) существует несколько критических периодов для приобретения определенных видов интеллекта. Если эти «периоды возможностей» закрыты, обучение становится более сложным, иногда даже невозможным.

У подростков ГМ растет в основном в передних долях, его вес составляет около 1400 г.

Сияние

Мозговые заболевания у детей

Поскольку мозг развивается во время внутриутробной жизни и относительно долго после рождения, его индивидуальные структуры более подвержены повреждению. С другой стороны, нервная система ребенка по сравнению с взрослой обладает лучшей пластичностью и способностью к регенерации, например, после удара, сотрясения, воспаления.

В педиатрической неврологии и нейропсихологии регистрируются следующие патологии:

  • церебральный паралич и другие расстройства нервной системы – врожденные пороки развития и различные генетические синдромы, задержка развития, аутизм, а также воспаления, опухоли, травмы;
  • гередодегенеративные заболевания, метаболические дефекты, способные (не обязательно) воздействовать на другие органы;
  • эпилепсия – в дополнение к идиопатическим эпилептическим синдромам (без видимых причин), приступы могут быть симптомом другого заболевания ГМ – рака, врожденных дефектов, дегенеративных, метаболических заболеваний; эпилепсия чаще встречается у детей с церебральным параличом.

Болезни у недоношенных детей

Недоношенные дети регулярно проходят исследование УЗИ. Из-за хрупких кровеносных сосудов, неспособных реагировать на изменения кровотока и внутричерепного давления, может возникать кровотечение в мозг. Это наиболее распространенная проблема в первые несколько дней после родов у детей из очень низкой весовой категории.

Другое специфическое мозговое заболевание недоношенных детей – кистозная перивентрикулярная лейкомаляция. Это расстройство белого вещества, приводящее к образованию кист. Основы этого заболевания возникают в ходе внутриутробного развития или сразу после рождения, но диагноз может быть определен только через несколько недель.

Как поспособствовать развитию детского ГМ?

Интеллектуальная основа человека в значительной степени формируется уже в пренатальный период. Поэтому, чтобы родить умного, физически здорового малыша, будущей маме важно сосредоточиться на своем образе жизни.

Лупа

Так же, как кальций – это основной строительный блок костей, белок – составляющая часть мышц, одно из важнейших веществ для мозга – жир. На его долю приходится около 60% сухой части ГМ, около 1/3 – это ненасыщенные жирные кислоты, в частности, α-линоленовая и докозагексаеновая кислота, ответственные за правильное формирование нервной системы, психическое развитие детей. Важны также витамины B, особенно B1, B6, B12, B9 и другие вещества, такие как железо, йод, цинк, белок.

Факторы, влияющие на развитие мозга у подростков

Наиболее интересным с точки зрения развития мозга является подростковый период. Это означает, что в это время он поглощает почти все, с чем сталкивается – от позитивных отношений с друзьями или учителями до рисков, стресса. Поэтому эксперты побуждают родителей заботиться о том, как развить мозг ребенка, помочь детям избегать рисков подросткового возраста, способных негативно сказаться на их жизни.

  • Сотрясение. Очень опасная проблема подростков; может происходить при любом виде спорта, которым дети занимаются в этот период. Если возникает подобная ситуация, следует обратиться к врачу, предпочтительно к спортивному профессионалу.
  • Стресс. Хотя области мозга, отвечающие за рациональные аспекты вещей, у подростков часто «заклиниваются», в эмоциональном отношении их мозг работает на полную силу. Поэтому даже незначительная критика, банальная для взрослого человека, для подростка может быть важным фактором развития.
  • Наркотики и алкоголь. Чрезмерная активность мозга подростка делает его буквально «губкой», поглощающей всю информацию из окружающей среды. Мозг быстро реагирует на любые новые задачи, как на положительные, так и на отрицательные, такие как различные вещества, вызывающие привыкание.

Детям не рекомендуется гипноз. МРТ выявил значительные функциональные изменения в мозге после гипноза.

Заключение

Детский мозг имеет гораздо больше нервных связей, чем взрослый. Новорожденный поглощает все стимулы из окружения, не умеет выбирать между ними. Только посредством обучения и опыта он постепенно начинает концентрироваться на индивидуальных восприятиях, а нервная сеть формируется в более простую, но конкретную форму.

Источник