Физиологическое развитие ребенка от года до пяти

Физиологическое развитие ребенка от года до пяти thumbnail

Наверное, как и все мамы, вы обеспокоены тем, как развивается ваш малыш, вы переживаете о том, все ли идет по «плану» в его развитии, нет ли отклонений.

Не секрет, что мы то и дело сравниваем успехи своего ребенка с успехами других детей и продолжаем волноваться, особенно, если ровесники нашего малыша оказываются более успешными и ранними, чем он.

Чтобы успокоиться и разобраться в ситуации, мы решили узнать, как должен развиваться ребенок от года до трех, какие есть особенности физического развития детей в этот период, когда стоит действительно начинать волноваться о развитии малыша и обращаться к специалистам.

Читай также: Как научить ребенка есть ложкой: 9 полезных советов

Вашему малышу 1 год

Физиология годовалого ребенка

В течение первого года жизни ваш малыш очень интенсивно рос и набирал вес. К году рост ребенка обычно составляет 76-78 см, вес – около 10 кг. После года малыш станет расти и набирать вес медленнее. Теперь главными задачами его организма будет оттачивание приобретенных навыков, развитие умений, формирование иммунитета.

К 12 месяцам многие малыши уже имеют около 12 зубов. Восемь резцов – по четыре сверху и снизу, и четыре коренных зуба. Если у вашего ребенка к году еще нет 12 зубов – это абсолютно не страшно, ведь все детки разные, скорее всего, что зубы у вашего малыша прорежутся в ближайшие месяцы.

К годовалому возрасту ребенок уже умеет спать всю ночь, обычно его ночной сон длится 10-12 часов. Днем малыш спит 1 или 2 раза по 1,5-2 часа

Вы можете обнаружить, что у вашего годовасика абсолютно плоская стопа, не переживайте, это нормально. Все дело в том, что у детей под кожей стоп есть так называемая жировая подушечка, которая исчезнет, как только ваш ребенок начнет больше ходить. Тогда на стопе обозначится свод, и ножка малыша станет похожа на взрослую ногу.

К годовалому возрасту ребенок уже умеет спать всю ночь, обычно его ночной сон длится 10-12 часов. Днем малыш спит 1 или 2 раза по 1,5-2 часа.

Также большинство годовасиков уже умеет вставать и ходить без помощи родителей, а еще они способны произносить некоторые слова и называть по именам родственников. Нормальным считается, если ребенок сам пошел до 1,5 лет.

Мама-форумчанка Лариса поделилась своей историей: «Когда моему ребенку исполнилось 8 месяцев, и мы с ним в очередной раз пошли к педиатру, я спросила у доктора, нормально ли, что малыш еще не ходит, доктор сказал, что да. Но я все равно беспокоилось, мне казалось, что он уже должен ходить, ведь я в его возрасте уже сама ходила по кроватке. Проходили месяцы, а малыш все не начинал ходить, я просто изнервничалась, а еще все спрашивают, не пошел ли он еще. Когда до года оставался один месяц, ребенок начал ходить. Это случилось внезапно, однажды я возвращаюсь из кухни, смотрю, а сын в кроватке, держась за поручень, медленно идет. Я чуть не расплакалась. Во время нашего следующего визита к педиатру я узнала, что мой ребенок еще рано пошел, надо же, бывают, что начинают ходить и позже, но это считают нормой… ох уж эти нервы…»

На 12 месяце жизни вам с малышом будет необходимо посетить педиатра и пройти полное медицинское обследование в поликлинике, ребенка должен осмотреть хирург, невролог, ортопед, офтальмолог, стоматолог, лор-врач.

Физиологическое развитие ребенка от года до трех - изображение №1

Советы родителям

Главное для родителей годовалого малыша – научиться  быстро адаптироваться к изменениям в поведении ребенка. Настройтесь на то, что с 12 месяцев ваш малыш будет становиться все более самостоятельным изо дня в день. Кстати, психологи рекомендуют всячески поощрять детскую самостоятельность. Ведь это развивает мышление и характер ребенка.

Помните, что именно сейчас вашему малышу очень нравится копировать ваши действия и манеру поведения. Именно поэтому дальнейшее поведение ребенка во многом будет зависеть от того, как вы вели себя в то время, когда ему был годик.

Также важно обозначить для годовасика четкий список запретов, спокойно объяснить ребенку, почему нельзя залазить на подоконник, топтать цветы, бить животных и так далее, это очень важно для мироощущения малыша и его дальнейшего развития. Когда существуют запреты, ребенок чувствует себя более защищенным.

Физиологическое развитие ребенка от года до трех - изображение №2

Как развивается ребенок в 2 года

Физиология ребенка

К 2 годам рост и вес ребенка составляет примерно 86-88 см и 12-13 кг. В этом возрасте показатели роста и веса для девочек и мальчиков могут уже сильно отличаться. Как правило, девочки будут на несколько сантиметров ниже и на несколько килограммов легче мальчиков. В этом возрасте у ребенка должно быть примерно 18-20 зубов.

Двухлетний малыш уже физически достаточно крепкий, теперь он может быстрее всему учиться. Кроме того, он стал более усидчивым, чем год назад. Теперь он может в течение 30-40 минут заниматься одним делом, именно поэтому в этом возрасте многие дети с удовольствием учатся рисовать.

Большинство двухлетних детей уже умеют прыгать, бегать, неплохо говорить (обычно словарный запас двухлетнего ребенка составляет примерно двести слов, которыми он активно пользуется).

Майя Бодрова, врач-педиатр клиники «Добробут», мама двух чудесных ребятишек: «По общепринятым нормам в 2 годика ребенок должен знать и понимать около 200 слов. Но бывает так, что ребенок почти не говорит, но все понимает. Это значит, что у него есть большой пассивный запас слов, но активно он пользуется всего несколькими десятками слов. В этом возрасте волноваться не стоит. Но если после 3 лет ситуация не улучшается, тогда стоит обратиться к специалисту».

В два года вам с малышом нужно будет посетить педиатра, а также логопеда, стоматолога и сдать все анализы (моча, кровь, кал).

Читай также: Раннее развитие: методика Гленна Домана

Советы родителям двухлетнего малыша

Двухлетние дети очень подвижны, поэтому родители должны обеспечить ребенку возможность для безопасного беспрерывного передвижения по квартире и улице.

Также рекомендуется больше гулять с ребенком на улице, ведь именно улица – это идеальное место для познания мира, там же столько всего интересного для двухлетнего ребенка!

В этом возрасте ребенок уже готов впитывать все, что видит и слышит вокруг, поэтому очень важно разговаривать с малышом, отвечать на его вопросы, прививать ему чувство прекрасного, а также понятие об обязанностях и ответственности.

Читай также: Как выбрать детский сад?

Физиологическое развитие ребенка от года до трех - изображение №3

Развитие ребенка в возрасте 3 года

Физиология трехлетнего ребенка

Организм трехлетнего малыша сосредоточен на усовершенствовании ранее приобретенных навыков и обретении новых, именно поэтому теперь ребенок растет не так интенсивно, как раньше. К трем годам малыш прибавит в росте около 10-11 сам в сравнении с двухлетним возрастом, а в весе он прибавит 2-3 кг.

Рост и вес девочек и мальчиков в трехлетнем возрасте отличается, девочки будут на несколько сантиметров ниже и на несколько килограммов легче, чем мальчики. К трем годам у ребенка должны вылезти 20 зубов.

В 3 года ребенок уже достаточно развит физически, он может выполнять два действия одновременно, он легко перешагивает через препятствие, прыгает, бегает, учится кататься на трехколесном велосипеде, спрыгивает с небольшой высоты, может ловить мяч, лезть по лесенке, скатывается с горки. У малыша уже усложняются движения рук, он уже крепче все держит, его координация стала лучше.

Советы родителям трехлетнего ребенка

К трехлетнему возрасту ребенок уже готов воспринимать буквы и учиться читать, поэтому вы вполне можете начать занятия. Трехлетний ребенок уже знает большинство букв, поэтому у него легко получится сложить их в слова.

Также вы можете познакомить ребенка с геометрическими фигурами и цифрами, в этом возрасте память малыша работает очень продуктивно, он сможет многое запомнить в достаточно короткий срок.

Именно в трехлетнем возрасте рекомендуют отдавать ребенка  в садик, он уже готов к жизни в коллективе физически и морально.

Читай также: Если ребенок плохо говорит…

Физиологическое развитие ребенка от года до трех - изображение №4

Мама-форумчанка LERA рассказывает: «Я отдала своего сына в садик в два года, он отлично адаптировался, ему очень нравится ходить в садик. А вот моя подруга не отдавала малыша до пяти лет в сад, так он ей потом такие скандалы устраивал, когда она его первый месяц водила. Еще бы, он же привык всегда быть с мамой. Я считаю, что все хорошо вовремя, ну и родительский настрой важен, если вы сами «за» садик, то и ребенок будет «за». А если вы бесконечно переживаете, то ребенок это чувствует, и посещение садика будет у него связано с переживаниями».

Каждый ребенок – это индивидуальность, поэтому ваш малыш может развиваться не так, как ребенок вашей знакомой, но его темпы развития также будут считаться нормальными.

Чтобы не переживать попусту, посещайте с ребенком педиатра в срок, если что-то будет не так, доктор обязательно обратит на это внимание, а также внимательно наблюдайте за развитием малыша и поменьше сравнивайте своего ребенка с другими.

Растите здоровыми!

Читай также: 3 года ребенку

Источник

В возрасте 1 год 5 месяцев малыш стоит на пороге нового этапа своей жизни. Именно в этом возрастном периоде у ребенка происходит скачок роста, переход на четырехкратное питание. Он начинает осознавать, что мир вокруг него не бессистемен, и каждый предмет имеет свое предназначение. По сути дела, возраст один год и пять месяцев – это переходный возраст.

1. Физическое развитие

Соматическое здоровье человека зависит от его физических данных. Главными показателями уровня физического развития ребенка являются:

  • масса тела,
  • рост,
  • окружность головы (измеряется у детей, не достигших возраста 1 года),
  • окружность грудной клетки и другие нормативы, которые измеряются способом антропометрии.

СПРАВКА. Антропометрическое исследование – это главный метод изучения основных показателей физических данных тела человека.

Значения антропометрических данных зависят от пола малыша, его наследственности, индивидуальных особенностей развития. Они могут отличаться от нормы как в одну, так и в другую сторону.

Таблица 1. Антропометрические данные ребенка в возрасте 1 год 5 месяцев. Рост.

МальчикиДевочкиПримечание
73,3 см71,1 смзначительно ниже нормы
76,0 см74,0 смниже нормы
78,6 см76,8 смнорма
89,2 см88,2 смвысокий

Таблица 2. Антропометрические данные ребенка в возрасте 1 год 5 месяцев. Вес.

МальчикиДевочкиПримечание
меньше 7,7 кгменьше 7,0 кгзначительно ниже нормы
8,6 кг7,9 кгниже нормы
9,6 кг8,9 кгнорма
14,9 кг и больше14,8 кг и большевыше нормы, не соответствует возрасту

В этом возрасте у ребенка имеется от 8 до 12 зубов. Первыми прорезываются резцы, затем клыки.

Что должен уметь ребенок в этом возрасте? Вот основные навыки, которыми владеет малыш:

  • держит ложку,
  • кушает густую пищу,
  • пьет из чашечки,
  • просится на горшок.

2. Ходьба

Малыш уверенно и без напряжения держится на ногах и ориентируется в пространстве. Особенное удовольствие детям приносит преодоление препятствий: движение приставным шагом по ступенькам, наклоны, повороты, перешагивание через препятствия. А какое счастье много раз подряд забраться в кресло или на диван и столько же раз спуститься обратно!

ВНИМАНИЕ! В этом возрасте ребенок необычайно активен. Он бегает из комнаты в комнату, на кухню, взаимодействует с предметами. Задача взрослых на этом этапе – обеспечить полную безопасность ребенка, убрать острые предметы, электроприборы, спички и все, что может навредить.

СОВЕТ РОДИТЕЛЯМ. Обувь лучше подбирать на рифленой подошве, легкую, регулируемую по полноте. Для правильного формирования стопы необходимо приобретать обувь с жесткой пяткой, из натуральных материалов. Хорошо, если подошва изготовлена с помощью современных технологий и может служить амортизатором при прыжках.

Подвижные игры

Ходьба ребенка в 1 год и 5 месяцев

Самые любимые игры малышей в этом возрасте – это игры в мяч. Их великое множество. «Лови – лови! », «Куда мячик укатился», «Закинь мяч в короб», «Догони мяч», «Собери мячики по цвету корзинки», «Попрыгай, как мяч» и другие. Кроме этого, для развития движений годятся любые препятствия: лестницы, дощечки, неровная поверхность. Очень весело проходит игра с солнечным зайчиком, «Прятки», «Солнышко и дождик», «Догоню – догоню».

3. Предметно – манипулятивная деятельность

Предметная деятельность – это основная деятельность в раннем возрасте. Любимое занятие в таком возрасте – выдвижение ящиков, открывание дверей шкафов и выбрасывание содержимого на пол. Но постепенно ребенок начинает осознавать, что предметы, окружающие его, – это объекты, которыми можно манипулировать.

На первом этапе предметной деятельности ребенок не связывает предмет с действием. Он может бесконечно стучать ложкой по столу или по полу. Постепенно малыш начинает уяснять, для чего предназначен каждый предмет. Это вторая фаза предметной деятельности. В возрасте один год пять месяцев ребенок как раз находится на этом этапе.

Предметные развивающие игры

Из многообразия предметных игр для детей 1 года 5 месяцев рекомендуются:

  • постройка башни из 3 – 5 кубиков;
  • нанизывание колечек на стержень в определенном порядке («Пирамидка»),
  • собирание матрешки;
  • нанизывание крупных бусин на шнурок;
  • игры с песком;
  • игры с водой;
  • различные сортировщики, в которых необходимо соотнести предметы по форме, цвету и размеру;
  • пазлы из двух половинок;
  • игры с машинками и другим транспортом;
  • музыкальные молоточки, барабаны и прочие звучащие игрушки.

Продуктивная предметная деятельность

В этом возрастном периоде начинает формироваться продуктивная деятельность. К ней относятся рисование, лепка, конструирование.

Предметно – манипулятивная деятельность в 17 месяцев

Если малыш уже знаком с пальчиковым рисованием, то можно приступать к занятиям рисованием с использованием карандашей, фломастеров, маркеров. Если пока не получается живописать самостоятельно, то рисовать следует, поместив ручку малыша в руку взрослого. Творческая деятельность формируется очень индивидуально. Кто-то уже в возрасте одного года умел изображать на листе бумаги «каляки-маляки», кто-то только начинает. Эта стадия называется стадией марания. Несмотря на такое название, работы живописца достойны оформления в рамку и демонстрации на стене в главной комнате.

В качестве инструментов можно использовать дополнительно:

  • краски,
  • штампы,
  • губку,
  • зубные щетки,
  • толстые палочки с намотанной на них ватой,
  • ватные диски.

ВНИМАНИЕ! Важно добиваться, чтобы малыш в этом возрасте учился рисовать «от локтя», а не «от плеча».

В жанре лепки юные скульпторы при помощи взрослого могут пока только играть во «втыкалочки», делать дырочки и углубления в тесте или глине.

Конструирование предполагает строительство башен, домов, гаражей из конструкторов с крупными деталями.

4. Питание

Постепенно ребенка переводят с пятикратного на четырехкратный режим питания. В составлении режима питания родителям необходимо ориентироваться на запросы ребенка. Если он встает очень рано, то до завтрака можно организовать легкий перекус: молоко или кефир с печеньем. Если ложится поздно, и от ужина до сна остается еще 2 – 3 часа, то можно и перед сном съесть и выпить что-нибудь вкусненькое.

Питание ребенка в 1 год и 5 месяцев

Таблица 3. Процентное соотношение калорийности на одно кормление при четырехразовом питании с перекусом

Калорийность
Завтрак20 %
Обед35 %
Полдник15 %
Ужин20 %
Перекус10 %

Постепенно ребенка надо приучать к новым вкусам. Каждый новый продукт желательно вводить не чаще, чем один раз в неделю. При этом надо наблюдать за кожей. Если появляются высыпания, то прием нового продукта следует прекратить.

ЭТО ИНТЕРЕСНО. Диетологи заметили, что для привыкания к незнакомому продукту требуется не менее 10 – 15 раз употребить его в пищу.

На этом этапе возрастного развития изменяется технология приготовления блюд. Постепенно вводятся небольшие кусочки, потому что малыш должен научиться разжевывать пищу.

ВНИМАНИЕ! В меню детей раннего возраста не должно быть жареных блюд. Приготовление возможно только способом отваривания, тушения или на пару. Не используется свинина. Мясные блюда следует приготавливать из телятины, мяса курицы, индейки, кролика. Шоколад, грибы, морепродукты, продукты с большим содержанием соли тоже запрещены.

Очень важно с самого раннего возраста прививать малышу культурно-гигиенические навыки во время кормления. Салфетки, нагрудник, красивая посуда – все это неотъемлемые элементы приема пищи.

Таблица 4. Примерное меню на неделю для малыша в возрасте 1 год 5 месяцев, учитывающее переходный характер питания

День неделиЗавтракОбедПолдникУжинПерекус (по желанию ребенка)
ПонедельникКаша молочная.
Хлеб пшеничный с маслом.
Сыр.
Суп овощной.
Котлетки рыбные паровые.
Картофельное пюре.
Кисель.
Хлеб ржаной.
Кефир.
Яблоко запеченное.
Печенье.
Творог.
Морковное пюре.
Молоко.
Кефир.
Хлеб пшеничный.
ВторникПеченочный паштет.
Пюре картофельное.
Хлеб пшеничный.
Сыр.
Суп из овсяных хлопьев.
Суфле из говядины.
Овощное пюре.
Сок фруктовый.
Хлеб ржаной.
Булочка.
Фрукты.
Творог, протертый с морковью.
Картофельное пюре.
Хлеб пшеничный
Йогурт.
Сухарик.
СредаКаша рисовая молочная.
Хлеб пшеничный с маслом.
Сыр
Щи.
Котлетки из говядины паровые.
Вермишель.
Компот.
Хлеб ржаной.
Свекольное пюре.
Печенье.
Творожная запеканка.
Хлеб пшеничный.
Чай сладкий.
Яблоко.
Хлеб пшеничный.
ЧетвергВермишель молочная.
Омлет.
Хлеб пшеничный с маслом.
Суп рисовый.
Пюре из зеленого горошка и картофеля.
Сок ягодный.
Хлеб ржаной.
Пудинг молочный.
Морс.
Печенье.
Пюре из цветной капусты.
Творог.
Хлеб пшеничный.
Кефир.
Хлеб пшеничный.
ПятницаКаша гречневая.
Яйцо.
Сыр.
Хлеб пшеничный с маслом.
Суп молочный.
Суфле из курицы или индейки.
Гарнир крупяной.
Кисель ягодный.
Хлеб ржаной.
Кефир.
Яблоко.
Сухарики.
Селедочный паштет с картофельным пюре.
Хлеб пшеничный.
Молоко.
Хлеб пшеничный.
СубботаКаша овсяная.
Сыр.
Хлеб пшеничный.
Суп овощной.
Котлетки из кролика.
Овощное пюре.
Сок фруктовый.
Хлеб ржаной.

Булочка.
Фрукты.
Творог с молоком.
Хлеб пшеничный.
Йогурт.
Хлеб пшеничный
ВоскресеньеОмлет.
Каша гречневая.
Хлеб пшеничный с маслом.
Суп с зеленым горошком.
Фрикадельки из телятины.
Свекольно-морковное пюре.
Настой шиповника.
Хлеб ржаной.
Простокваша.
Сухарики.
Груша.
Пудинг творожный со сметаной.
Хлеб пшеничный.
Кефир.
Печенье.

СОВЕТ РОДИТЕЛЯМ. Как накормить «малоешку» и «нехочуху»? Прежде всего, надо больше давать ребенку двигаться и бывать на свежем воздухе. Второй совет – интересное оформление блюд. Тефтели в виде зайцев и поросят, омлеты в форме солнышка и прочие выдумки можно найти в интернете. Хорошо, если на дне тарелки изображен любимый персонаж ребенка. Тогда ему придется доесть блюдо, чтобы встретиться с другом.

5. Режим дня

В возрасте с 13 до 18 месяцев происходит переход на один дневной сон. Нервные процессы ребенка стали стабильнее, ему требуется больше времени для бодрствования.

Режим дня в 1 год и 5 месяцев

Примерный распорядок дня ребенка, готового к переходу или уже перешедшего на один дневной сон:

ВремяРежимные моменты
8.00подъем, утренние гигиенические процедуры
8.15завтрак
8.30игры, занятия, упражнения
10.00второй завтрак
10.30прогулка
12.30обед
13.00дневной сон
15.30полдник
16.00игры, занятия, упражнения
16.30прогулка
18.30ужин
19.00игры, занятия, упражнения
19.30вечерние гигиенические процедуры
20.00ночной сон

СОВЕТ РОДИТЕЛЯМ. Почему малыш не хочет спать? Причинами нежелания спать могут являться:
– перевозбуждение нервной системы в результате шумных и веселых – игр незадолго до сна;
– отсутствие прогулки в течение дня;
– переход на новый режим.

ВАЖНО! Только строгое соблюдение режима поможет избежать истерик и капризов, плохого засыпания, ухудшения аппетита.

6. Психическое развитие

В возрасте 1 год 5 месяцев ребенок еще не осознает себя, как личность, но он начинает отделять себя от всех других людей.

На этом этапе начинает формироваться понятие о нормах поведения. Поэтому в возрасте 17 месяцев лучше всего начинать объяснять ребенку, что можно, а чего нельзя. Формируется понятие запрета.

Малыш начинает понимать, что мир – это не хаос, а система. Все компоненты системы взаимосвязаны, и на них можно влиять. На этом возрастном этапе формируется мыслительная деятельность. Ребенок пытается понять основы мироздания. Он наблюдает за летающими бабочками, движущимся транспортом и в его голове создаются взаимосвязи.

Психическое развитие в возрасте 1 год 5 месяцев

Он очень любит подражать действиям взрослых, потому что уже не так сконцентрирован только на себе. По этой же причине он взаимодействует с взрослыми и другими детьми.

Взрослые могут выяснить предпочтения ребенка. Один малыш очень увлечен музыкой, другой очень активен в движениях, у третьего начинает быстрыми темпами развиваться речь. Так психологическое развитие на раннем этапе закладывает основы будущего.

7. Развитие речи

Речь и психика взаимосвязаны настолько, что разделить их невозможно. Процесс познания происходит через развитие речи. Ребенок начинает обобщать. Теперь для него «би-би» – это и игрушечная машина, и самосвал на улице.

Понимание речи уже сформировано. Активный словарь ребенка (слова, которые он произносит) состоит из 15 – 20 слов-заменителей. Пассивный словарь (понимание обращенных к ребенку слов) довольно объемный. С помощью интонации ребенок может передавать свои эмоции.

Развитие речи в 1 год и 5 месяцев

Ребенок произносит все гласные звуки и некоторые согласные. В двухсложных словах он произносит ударный слог («мишка» – «ми»). Начинают появляться первые предложения из двух слов: «Дай ми».

СОВЕТ РОДИТЕЛЯМ. Не надо разговаривать с ребенком его детским языком, коверкая слова. Все слова следует произносить правильно. Больше комментируйте все, что происходит вокруг. Побуждайте ребенка к речи, как можно чаще задавая ему вопросы.

ЭТО ИНТЕРЕСНО! Исследователи заметили, что ребенок, в речи которого преобладают существительные, – это будущий аналитик. Тот малыш, который чаще употребляет глаголы (дай, гулять) вырастет очень деятельным человеком.

Упражнения на развитие речи:

  • все игры, развивающие мелкую моторику (движения пальцев рук);
  • чтение книг;
  • «Позови игрушку»;
  • «Погладь киску»;
  • «Покажи у собачки глазки, носик, ушки»;
  • Различные «Прятки» с игрушками и самим ребенком;
  • «Поздоровайся с куклой. Как ее зовут? »;
  • «Кто как кричит».

Родители должны наблюдать за своим ребенком. В случае, если в возрасте 17 месяцев он ничего не говорит, не ходит, не умеет самостоятельно принимать пищу – это очень серьезный повод обратиться к специалистам, поскольку развитие ребенка не соответствует установленным в педиатрии нормам.

Любите и развивайте своих детей.

Загрузка…

Источник